Научная статья на тему 'Особенности представлений женщин периода ранней взрослости тувинской и русской национальностей о лицах противоположного пола'

Особенности представлений женщин периода ранней взрослости тувинской и русской национальностей о лицах противоположного пола Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
463
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / ЛИЦА ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА / SOCIAL REPRESENTATIONS / PERIOD OF EARLY ADULTHOOD / NATIONAL COMPONENT OF SOCIAL REPRESENTATIONS / PERSONS OF OPPOSITE SEX

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аргентова Лариса Валерьевна

Статья посвящена исследованию этнических особенностей социальных представлений. В статье описаны и сравнительно проанализированы представления женщин тувинской и русской национальностей периода ранней взрослости (возраста 20 25 лет) о лицах противоположного пола своей национальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TUVAN AND RUSSIAN YOUNG WOMEN'S IMAGE OF PERSONS OF OPPOSITE SEX

The paper investigates the social representations of ethnic features. The paper describes and comparatively analyzesthe image of persons of opposite sex of their nationality, revealed in Tuvan and Russian young women of early adulthood (aged 20 25 years).

Текст научной работы на тему «Особенности представлений женщин периода ранней взрослости тувинской и русской национальностей о лицах противоположного пола»

УДК 159.922.4-055.2: 316.613-055.1

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЖЕНЩИН ПЕРИОДА РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ ТУВИНСКОЙ И РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ О ЛИЦАХ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА

Л. В. Аргентова

FEATURES OF TUVAN AND RUSSIAN YOUNG WOMEN'S IMAGE OF PERSONS OF OPPOSITE SEX

L. V. Argentova

Статья посвящена исследованию этнических особенностей социальных представлений. В статье описаны и сравнительно проанализированы представления женщин тувинской и русской национальностей периода ранней взрослости (возраста 20 - 25 лет) о лицах противоположного пола своей национальности.

The paper investigates the social representations of ethnic features. The paper describes and comparatively analy-zesthe image of persons of opposite sex of their nationality, revealed in Tuvan and Russian young women of early adulthood (aged 20 - 25 years).

Ключевые слова: социальные представления, период ранней взрослости, национальный компонент социальных представлений, лица противоположного пола.

Keywords: social representations, period of early adulthood, national component of social representations, persons of opposite sex.

В настоящее время в психологической науке придается большое значение изучению этнопсихологических аспектов личности [3; 7]. Это связано с тем, что этническое самосознание является значимым для формирования социальных представлений личности, которые в последующем детерминируют формы ее взаимодействия, в том числе с людьми своего и противоположного пола.

Актуальность данной проблематики обусловлена тремя обстоятельствами:

- во-первых, запросами практики психологического консультирования людей, населяющих наш многонациональный регион. Следует отметить, что в настоящее время в различных учебных заведениях Кемеровской области обучается всё больше студентов тувинской национальности;

- во-вторых, в психологии отсутствуют исследования социальных представлений о лицах противоположного пола у представителей тувинского этноса. Знания же о социальных представлениях женщин-тувинок о лицах противоположного пола существенны и значимы для выработки конкретных форм работы и направления практики молодежного и семейного консультирования с учетом этнокультурного содержания представлений. На настоящее время лишь отдельные особенности тувинского этноса были предметом научных исследований, в том числе исследование С. С. Товуу этнической картины мира тувинцев и С. И. Вайнштейна исторической этнографии тувинцев [4; 12];

- в-третьих, знание этих особенностей особенно важно в начале возраста ранней взрослости - от 20 до 25 лет когда, согласно концепции Э. Эриксона, на периодизацию которого мы опираемся, наряду с реализацией профессиональных планов личности, происходит разрешение кризиса интимности против изоляции, поиск партнера, создание собственной семьи. В создании семьи важную роль играет выбор подходящего партнера, который тесно связан с оценкой достоинств и недостатков лиц противоположного пола [6].

С целью изучения представлений женщин периода ранней взрослости тувинской и русской национальностей о лицах противоположного пола своей национальности (т. е. тувинок о тувинцах-мужчинах, а русских женщин - о русских мужчинах) было предпринято исследование, в котором приняли участие 60 студенток тувинской (30 человек) и русской (30 человек) национальностей в возрасте 20 - 25 лет. Все респон-дентки - студентки Кемеровской государственной медицинской академии и Кемеровского госуниверситета - не состоят в официальном браке и не имеют детей.

Методологическую основу нашего исследования составила теория социальных представлений С. Мо-сковичи и его последователей (Ж.-К. Абрик, Д. Жо-деле, У. Дуаз, И. Маркова, Т. П. Емельянова, Е. В. Якимова и др.), согласно которой, социальные представления - это «способы интерпретации и осмысления повседневной реальности» [1; 5; 10; 14; 15]. Выполняя функцию индивидуальной интерпретации объективного значения явления, социальные представления выступают ценностными регуляторами освоения и осмысления личностью социального, материально-предметного окружения [11]. Порожденные в социальной группе, в том числе этнической, передаваемые из поколения в поколение социальные представления, достаточно устойчивы во времени. Социальные представления «воспитывают» членов группы, адаптируют их к ценностям группового контекста, способствуют формированию социальной (групповой) идентичности.

Проведенный теоретико-методологический анализ литературных источников по проблеме социальных представлений в психологии и этническому самосознанию позволил сформулировать гипотезу о том, что существуют особенности в представлениях женщин тувинской национальности периода ранней взрослости о лицах противоположного пола своей национальности (в сравнении с представлениями аналогичной возрастной группы женщин русской национальности о русских мужчинах).

Организация исследования

Исследование осуществлялось в марте - мае 2013 года. В сборе материала приняла участие психолог К. Э. Куулар [8].

Для исследования содержания и особенностей представлений женщин тувинской и русской национальностей о лицах противоположного пола нами использовался комплекс методов и методик:

- модифицированный вариант анкеты «Ситуация личной жизни женщины и её представления о лицах противоположного пола» (авторская), целью которой было получение информации о социально-демографических характеристиках исследуемых групп женщин, ситуации их личной жизни и их представлениях о лицах противоположного пола своей национальности [2];

- методика «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда, с помощью которой изучалось смысловое содержание представлений женщин о лицах противоположного пола своей национальности [13];

- методика «Идеальный мужчина» О. Л. Кустовой. С помощью этой методики изучались представления респондента о качествах идеального мужчины [9];

- методика «Незаконченные предложения» Д. Сакса и В. Леви с последующим контент-анализом ответов. С помощью данной методики изучалось содержание представлений исследуемых групп женщин о лицах противоположного пола по различным критериям. Респонденткам предлагалось в свободной форме закончить фразы: «Идеалом мужчины для меня является ...», «Больше всего люблю мужчин, которые...», «Мне очень не нравится, когда мужчины.»;

- методика «Ассоциации» (модифицированный вариант методики Э. Крепелина), с помощью которой

Исследование представлений женщин тувинской и русской национальностей о лицах противоположного пола своей национальности, проведенное с помощью методики «Семантический дифференциал», позволило выявить содержание представлений о мужчинах женщин обеих групп и наличие статистически значимых различий с помощью Т-кри-терия Стьюдента в оценивании мужчин своей национальности женщинами-тувинками и русскими. Результаты исследования приведены в таблице 2.

Результаты исследования свидетельствуют о сходстве в большинстве случаев представлений женщин-тувинок и русских женщин о лицах противопо-

изучалась специфика и содержание социальных представлений исследуемых групп женщин о мужчинах своей национальности в целом;

- методы математической статистики: корреляционный анализ, анализ средних значений признаков, кластерный анализ. Корреляционный анализ и выявление различий в средних уровнях исследуемых признаков - с помощью Т-критерия Стьюдента; различия в распределениях признаков в группах - с помощью кластерного анализа (метод кластеризации к-средних). Обработка и анализ полученных результатов исследования проводилась с помощью пакета «8ТАТКТ1СА 6.0».

Исследование представлений исследуемых групп женщин о лицах противоположного пола с помощью анкеты «Ситуация личной жизни женщины и её представления о лицах противоположного пола» (авторская). Респонденткам предлагалось оценить по 5-балльной системе внешние данные и качества личности мужчин своей национальности, в том числе деловые, профессиональные, интеллектуальные, морально-нравственные и характерологические. Затем с помощью Т-критерия Стьюдента для независимых выборок были выявлены статистически значимые различия в оценке качеств мужчин женщинами тувинской и русской национальностей. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Согласно данным исследования, тувинки значимо чаще давали положительные оценки мужчинам своей национальности по сравнению с группой женщин русской национальности (р < 0,05) по таким качествам, как хозяйственность, умение понравиться женщине, доброта, надежность в дружбе, внешняя привлекательность.

ложного пола своей национальности, и они в целом положительные. Значимые различия были выявлены только по двум полярным качествам: «Черствый -Отзывчивый» и «Нервный, раздражительный - Спокойный». Женщины-тувинки считают мужчин своей национальности более отзывчивыми, спокойными, молчаливыми (р< 0,05), в то время как женщины русской национальности чаще оценивали мужчин своей национальности черствыми и раздражительными, нервными (р< 0,05).

Таблица 1

Результаты исследования респонденток по методике «Ситуация личной жизни женщины и её представления о лицах противоположного пола»

Качество Среднее 1 группа (тувинки) Среднее 2 группа (русские) Т-критерий Стьюдента Р-уровень значимости различий

Лицо 4,37 4,03 -2,00973 0,049

Умение понравиться женщине 4,07 3,50 -2,16928 0,034

Надежность в дружбе 4,87 4,57 -2,68844 0,009

Доброта 4,90 4,27 -3,93241 0,001

Хозяйственность 4,57 3,80 -3,56807 0,001

*Примечание: в таблице указаны результаты с уровнем значимости р < 0,05.

Таблица 2

Результаты исследования респонденток по методике «Семантический дифференциал»

Показатели 1 группа (тувинки) 2 группа (русские) Т-критерий Стьюдента P-уровень значимости различий

«Черствый - Отзывчивый» 1,97 1,03 2,72671 0,008

«Раздражительный, нервный - Спокойный» 0,53 0,27 2,10774 0,039

*Примечание: в таблице указаны результаты с уровнем значимости р < 0,05.

Исследование представлений женщин экспериментальной и контрольной групп об идеальном мужчине, осуществленное с помощью методики «Идеальный мужчина» О. Л. Кустовой, позволило выявить содержание представлений об идеальном мужчине женщинами русской и тувинской национальностей. Результаты исследования представлены в таблице 3.

С помощью Т-критерия Стьюдента были выявлены статистически значимые различия в оценке качеств мужчин женщинами русской и тувинской национальностей по критериям: «Красивый», «Доброжелательный», «Надеется на помощь других», «Доверчивый», «Сочувствующий», «Хорошо одет», «Счастливый», «Умеет готовить», «Любит детей» и «Спортивный».

Проведенный кластерный анализ позволил выделить 2 большие группы кластеров. Согласно данным рисунка 1, в 1 кластер вошли женщины преимущественно русской национальности, а во 2 кластер - преимущественно тувинской национальности.

Распределения средних значений показателей методики «Идеальный мужчина» для каждого кластера представлены на рис. 1.

Согласно данным, представленным на рисунке, в исследуемой и контрольной группах женщин качества «идеального мужчины» оценены примерно в близких значениях (размах не хаотичный) и не слишком «поляризованы» по отношению друг к другу.

Сходство в оценках идеалов мужчин касается таких качеств, как «доброжелательность», «любовь к детям», «надежда на помощь других». А различия связаны с такими качествами мужчин, как внешние данные, спортивность, теплота в отношениях, хозяйственность, оптимизм в восприятии жизни. Так, тувинки считают мужчин своей национальности красивыми внешне, спортивными, хорошо одетыми, более теплыми в отношениях (доверчивыми, сочувствующими), хозяйственными (умеющими готовить), оптимистичными в восприятии мира (счастливыми). Русские женщины проявили большую критичность и ни по одному из качеств мужчин своей национальности не дали более высоких оценок.

Таблица 3

Статистически значимые различия испытуемых по методике «Идеальный мужчина» О. Л. Кустовой

Показатели Среднее 1 группа (тувинки) Среднее 2 группа (русские) Т-критерий Стьюдента P-уровень значимости различий

«Красивый» 83,67 73,67 2,44164 0,017

«Доброжелательный» 93,00 83,67 2,88164 0,005

«Надеется на помощь других» 56,00 38,67 2,61355 0,011

«Доверчивый» 67,67 51,00 2,72242 0,008

«Сочувствующий» 80,33 66,00 2,93023 0,004

«Хорошо одет» 85,00 72,67 2,93748 0,004

«Счастливый» 91,33 82,00 2,57535 0,012

«Умеет готовить» 88,00 59,00 3,18554 0,002

«Любит детей» 97,67 91,00 2,34916 0,022

«Спортивный» 89,00 78,67 2,21021 0,031

Примечание: *в таблице указаны результаты с уровнем значимости р < 0,05.

120

100

80

60

40

20

■Тувинки

Русские

9 7,7

83,7 93 .■V 8( 1,3 8 5 91 ,3 38 """"Ч» 89

73,7 * * 83 7'-, > >6 0 ы ,7 Г" Г'" 72.7 8 1, - 2 'Ч • У-1. 'Ж- 78,7

66 ■ 59

3 8,7 1

Г

А

4?Р

Ж

/ / / с5

/

# У

✓ / С^

Рис. 1. График средних значений показателей методики «Идеальный мужчина» для каждого кластера (группы)

Исследование содержания представлений рес-понденток о лицах противоположного пола проводилось с помощью методики «Незаконченные предложения» с последующим контент-анализом и качественной обработкой полученных данных. Исследуемым категориям женщин предлагалось закончить следующие фразы:

1) «Идеалом мужчины для меня является...»;

2) «Больше всего люблю мужчин, которые.»;

3) «Мне очень не нравится, когда мужчины.».

Результаты исследования представлены в табл. 4.

В содержании представлений женщин тувинской

и русской национальностей об «Идеале мужчины»

было обнаружено много сходства. И для тех и для других это должен быть человек заботливый, ухаживающий, понимающий, справедливый. Некоторые отличия заключаются в том, что для русской женщины идеальный мужчина красив внешне (высокий, стройный, сильный) и искренний. Чаще это свой молодой человек или мужчина, увы! не своей национальности: спортсмен Д. Бэкхем, актер Р. Дауни-младший и др., а для тувинки - отец, а также герои, выдающиеся люди своей национальности: нынешний министр обороны РФ С. К. Шойгу и тувинские спортсмены-борцы О. Сат и М. Монгуш.

Начало предложения Представления женщин о лицах противоположного пола Тувинки о тувинцах Русские о русских

«Идеалом Умный 30 % 20 %

мужчины для Надежный, честный 20 % 13,3 %

меня являет- Мой отец 20 % 13,3 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ся...» Добрый 16,7 % 10 %

Заботливый 13,3 % 13,3 %

Мой парень 10 % 20 %

Трудолюбивый 10 % -

Высокий - 10%

Понимающий 10 % 10 %

Сильный - 6,7 %

Целеустремленный 6,7 % 3,35 %

Искренний - 6,7 %

Стройный - 6,7 %

С. Шойгу 6,7 % -

Справедливый 3,35 % 3,35 %

Любящий мужчина 3,35 % -

Борцы О. Сат, М. Монгуш 3,35 % -

Р. Дауни-младший, Д. Бэкхем - 3,35 %

Таблица 4

Результаты исследования респонденток по методике «Незаконченные предложения»

Продолжение таблицы 4

«Больше все- Уважают женщин 23,3 % 6,7 %

го люблю Трудолюбивы 16,7 % -

мужчин, Надежны, верны, преданны - 20%

которые...» Занимаются спортом 13,3 % -

Целеустремленны 13,3 % 13,3 %

Заботливы 10 % 10 %

Ухаживают 10 % 10 %

Мужественны - 10%

Любят и ценят меня 10 % -

С чувством юмора 6,7 % 13,3 %

Умны 6,7 % 6,7 %

С красивым телосложением 6,7 %

Талантливы 6,7 %

Активны - 6,7 %

Ответственны 3,35 % 10%

Остальные единичные представления 13,3 % 16,7 %

«Мне очень Злоупотребляют алкоголем 40 % 13,3 %

не нравится, Лгут, обманывают - 26,7 %

когда мужчи- Не уважают девушек (женщин) 16,7 % 16,7 %

ны..» Неуверенны, нерешительны 13,35 % -

Курят 13,35 % 3,35 %

Грубы, невоспитанны, некультурны 20 % 13,3 %

Изменяют - 10%

Безответственных 10 % -

Нецелеустремленны 6,7 % -

В содержание представлений женщин тувинской и русской национальностей о предпочитаемых качествах мужчин своей национальности вошли качества, общие для женщин той и другой национальностей: ум, целеустремленность, забота, внимание. При этом тувинки значительно чаще указывали на такие привлекательные качества мужчин, как талант, уважение, любовь к женщине, трудолюбие, спортивность, красивое телосложение, а русские женщины - на мужественность, активность, ответственность, надежность, верность и чувство юмора.

В представлениях тувинок и русских об отрицательных качествах мужчин своей национальности (продолжение предложения «Мне очень не нравится, когда мужчины....») было обнаружено сходство в ответах: «Не уважают девушек (женщин)». В остальном

Результаты исследования респон

были выявлены значимые отличия, составляющие проблемы мужчин своей национальности. Так, женщины-тувинки по сравнению с русскими женщинами значительно чаще указывали на такие недостатки мужчин, как курение, злоупотребление алкоголем, грубость, невоспитанность, безответственность, неуверенность, нецелеустремленность, а русские женщины - на ложь, измены мужчин.

Исследование содержания представлений женщин тувинской и русской национальностей о лицах противоположного пола проводилось с помощью методики «Ассоциации». Респонденткам предлагалось подобрать 10 слов, с которыми ассоциируется у них образ мужчины своей национальности. Результаты исследования приведены в таблице 5.

Таблица 5

;нток по методике «Ассоциации»

Ассоциации со словом «мужчина» Ассоциации женщин-тувинок Ассоциации русских женщин

Трудолюбивый, хозяйственный 60 % -

Умный, образованный 56,7 % 40 %

Спортивный 56,7 % -

Добрый, доброжелательный 50 % 33,3 %

Целеустремленный, активный 50 % 16,7 %

Красивый 43,3 % -

Сильный, смелый, мужественный 63,3 % 76,7 %

Решительный, уверенный 33,3 % 20 %

Верный, надежный 30 % 40 %

Заботливый, любящий 30 % 26,7 %

Талантливый, успешный 30 % 10 %

Скромный, застенчивый 26,7 % -

Честный, искренний 23,3 % 13,3 %

Много пьют, курят 20 % 26,7 %

Грубый, агрессивный и т. д. 16,7 % 43,3 %

Продолжение таблицы 5

Ленивые 13,3 % 16,7 %

С чувством юмора - 13,3 %

Честный, искренний - 13,3 %

Высокий - 13,3 %

Рациональный - 13,3 %

Результаты исследования показали в целом положительную установку женщин к большинству мужчин своей национальности. В основном тувинки указывали на такие качества мужчин, как спортивность, красоту, трудолюбие, талантливость, целеустремленность и скромность. Русские женщины чаще, чем тувинки, называли такие характеристики мужчин, как силу и мужественность, верность и надежность, честность и искренность, рационализм, высокий рост, чувство юмора. Из отрицательных характеристик мужчин с примерно одинаковой частотой обеими группами женщин были названы такие качества, как лень мужчин, их злоупотребление курением и алкоголем.

Подводя итог проведённого исследования, необходимо отметить, что содержание представлений женщин о лицах противоположного пола различаются в зависимости от принадлежности женщин к разным этническим группам. Выдвинутая в исследовании гипотеза о наличии особенностей в представлениях о лицах противоположного пола своей национальности у женщин периода ранней взрослости, принадлежащих к разным этническим группам, нашла свое подтверждение.

Выявленные различия в содержании и особенностях представлений женщин периода ранней взрослости тувинской и русской национальностей о лицах противоположного пола обнаруживают себя в различных аспектах, в том числе: об идеальном мужчине, о большинстве мужчин, о предпочитаемых и отвергаемых качествах мужчин.

Выявлена положительная установка обеих групп женщин к большинству мужчин своей национальности. Однако тувинки дали больше положительных характеристик мужчинам своей национальности по сравнению с русскими женщинами. Положительная оценка мужчин-тувинцев женщинами своей национальности в целом связана со спецификой их национального менталитета, для которого характерно уважительное отношение женщин к мужчинам, отсутствие какой-либо критики мужчин даже у образованных женщин. К этому могла добавиться ситуация отдаленности от родного дома, от своей национальной среды, проживание в чужой для них социальной среде, с другим менталитетом, когда свои представления становятся еще привлекательнее. Но и поведение основной массы тувинских мужчин также сыграло свою роль: ориентация мужчин на семейный образ жизни, меньшее количество разводов, многодет-

ность семьи формируют позитивный образ мужчины в глазах женщин своей национальности.

Русские женщины в силу высокой эмансипирован-ности, развития, профессионального опыта и стремления к независимости более критичны в оценке качеств мужчин. У русских женщин более высокий уровень притязаний к себе и по отношению к другим людям, в том числе к лицам противоположного пола.

Смысловое ядро представлений тувинских женщин о мужчинах своей национальности составляют качества мужчин, значимые для жизни тувинского социума: это качества, отражающие хозяйственность, скромность, теплоту в отношениях, оптимизм в восприятии жизни, надежность в дружбе, внешнюю привлекательность (спортивность), умение понравиться женщине, а также негативные качества, составляющие проблемы для личной, семейной жизни: злоупотребление алкоголем, грубость, невоспитанность.

Смысловое ядро представлений русских женщин о мужчинах своей национальности составляют качества мужчин, значимые для жизни российского социума (в том числе и нежелательные): сила и мужественность, ответственность, честность, верность, надежность, рационализм, чувство юмора, хорошие внешние данные (высокий рост, стройность), а также ложь, измены, чёрствость, раздражительность.

В требованиях к внешности мужчины также были выявлены некоторые различия: тувинки особо чувствительны к спортивному телосложению мужчины, желательны его занятия борьбой, а русские женщины - к высокому росту и стройности мужчины.

Тем не менее нужно отметить и имеющееся сходство в представлениях о лицах противоположного пола обоих исследуемых групп женщин. Особенно это проявляется в представлениях об идеальном мужчине, о предпочитаемых качествах мужчин. Это сходство в представлениях, безусловно, детерминировано:

1) их более высоким (по сравнению с большинством представителей этноса) культурно-образовательным уровнем - все участницы исследования являются студентками вузов города Кемерово;

2) влиянием урбанизированной городской среды, «выравнивающей» содержание социальных представлений молодежи различных этносов, находящихся ранее на более низкой ступени развития, проживающих на одной территории.

Литература

1. Андреева, Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 288 с.

2. Аргентова, Л. В. Представления женщин из неполных родительских семей о лицах противоположного пола / Л. В. Аргентова // Сибирский психологический журнал. - 2010. - № 36. - С. 85 - 89.

3. Браун, О. А. Влияние степени урбанизированности городской среды на содержание социальных представлений молодежи / О. А. Браун // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. - Вып. 2. - Кемерово: Куз-бассвузиздат, 2003. - С. 263 - 264.

4. Вайнштейн, С. И. Историческая этнография тувинцев / С. И. Вайнштейн. - М., 1988. - С. 64 - 75.

5. Емельянова, Т. П. Социальное представление - понятие и концепция: итоги последнего десятилетия / Т. П. Емельянова // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 6. - С. 39 - 48.

6. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум; под общ. ред. Т. В. Прохоренко. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.: ил. - (Серия: Мастера психологии).

7. Кригер, Г. Н. Особенности структурно-содержательных характеристик этнического самосознания коренных малочисленных народов Сибири (на примере телеутского этноса): автореф. дис. ... канд. психол. наук / Г. Н. Кригер.

- Хабаровск, 2005. - 18 с.

8. Куулар, К. Э. Особенности представлений женщин периода ранней взрослости о лицах противоположного пола: дипломная работа / К. Э. Куулар. - Кемерово, 2013. - 87 с.

9. Минюрова, С. А. Формирование «образа женщины» в различных социальных группах / С. А. Мирюнова, О. Л. Кустова // Журнал практического психолога. - 1997. - № 5. - С. 27 - 29; Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - № 1. - С. 95 - 97.

10. Московичи, С. Социальная психология / под ред. С. Московичи. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 592 с.: илл.

- (Серия: Мастера психологии).

11. Серый, А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов у студентов вуза в процессе обучения: дис. ... д-ра психол. наук / А. В. Серый. - Иркутск, 2005.

12. Товуу, С. С. Картина мира в традиционном мировоззрении тувинцев / С. С. Товуу // Вестник БГУ. Философия, социология, политология, культурология. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2008. - Вып. 6. - С. 31 - 37.

13. Яницкий, М. С. Диагностика уровня развития ценностно-смысловой сферы личности: учебное пособие / М. С. Яницкий, А. В. Серый. - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2010. - 102 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Jodelet, D. Representation sociale: phenomenes, concept et theorie / D. Jodelet // Psychologie sociale. - 1990. -P. 357 - 378.

15. Moscovici, S. The Phenomenon of Social Representations / Ed. by R. Farr, S. Moscovici // Social Representations. -Cambridge - Paris, 1984. - P. 6 - 35.

Информация об авторе:

Аргентова Лариса Валерьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития социально-психологического факультета КемГУ, 89059004677, argentovalora@gmail.com.

Larisa V. Argentova - Candidate of Psychology, Assistant Professor at the Department of General Psychology and Psychology of Development, Kemerovo State University.

Статья поступила в редколлегию 20.03.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.