Научная статья на тему 'Особенности самооценки детей 6-8 лет с различным восприятием эмоциональных ситуаций'

Особенности самооценки детей 6-8 лет с различным восприятием эмоциональных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
20896
2689
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / ИСКАЖЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / SELF-APPRAISAL / DISTORTED PERCEPTION OF EMOTIONAL INFORMATION / PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буркова Светлана Алексеевна

Цель работы исследование самооценки первоклассников с различным восприятием эмоциональной информации. Мы предположили, что специфика ее восприятия будет оказывать влияние на формирование самооценки младших школьников. Анализ результатов выявил ряд особенностей, в том числе наличие сильной дифференциации частной и общей самооценок у детей с сильным искажением восприятия эмоциональной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific characteristics of self-appraisal of 6-8-year-old children with different perception of emotional situation

The aim of the research is to analyse self-appraisal of first-form children in relation to how they perceive and handle emotional stimuli. The results reveal that the children's ability to perceive emotional information has an effect on the development of their selfappraisal. The author reveals the significant difference between personal and general selfappraisals of children with the distortion of emotion information perceiving.

Текст научной работы на тему «Особенности самооценки детей 6-8 лет с различным восприятием эмоциональных ситуаций»

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ С РАЗЛИЧНЫМ ВОСПРИЯТИЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ*

Работа представлена кафедрой психологии и психофизиологии ребенка.

Научный руководитель - доктор биологических наук, профессор Е. И. Николаева

Цель работы - исследование самооценки первоклассников с различным восприятием эмоциональной информации. Мы предположили, что специфика ее восприятия будет оказывать влияние на формирование самооценки младших школьников. Анализ результатов выявил ряд особенностей, в том числе наличие сильной дифференциации частной и общей самооценок у детей с сильным искажением восприятия эмоциональной информации.

Ключевые слова: самооценка, искажение эмоциональной информации, младшие школьники.

S. Burkova

SPECIFIC CHARACTERISTICS OF SELF-APPRAISAL OF 6-8-YEAR-OLD CHILDREN WITH DIFFERENT PERCEPTION OF EMOTIONAL SITUATION

The aim of the research is to analyse self-appraisal offirst-form children in relation to how they perceive and handle emotional stimuli. The results reveal that the children’s ability to perceive emotional information has an effect on the development of their selfappraisal. The author reveals the significant difference between personal and general selfappraisals of children with the distortion of emotion information perceiving.

Key words: self-appraisal, distorted perception of emotional information, primary school children.

Введение. В последнее время (после стало возможно говорить о том, как влияют подписания Конвенции о правах ребенка) различные эмоциональные воздействия на

развитие личности ребенка. Был проведен ряд исследований, выявивший наличие у детей искажения восприятия эмоциональной информации; получены данные, свидетельствующие о том, что уже к 7 годам у части детей наблюдаются искаженные реакции на эмоциональное воздействие [3]. В качестве показателя, который с большой вероятностью отражает восприятие эмоционально значимой информации, была выбрана самооценка детей, которая является объектом пристального внимания психологов как сложное новообразование, формирующееся при воздействии целого комплекса факторов [1]. Интерес для данного исследования представляло выявить и проанализировать данные об особенностях самооценки детей с адекватным и искаженным восприятием эмоциональной информации.

База и методика исследования. Для решения поставленной цели и задач мы выбрали следующий набор методов: для исследования самооценки методики Т. Дембо -С. Рубинштейна [5] и «Лесенка» [4], а для выяснения особенностей восприятия эмоциональных ситуаций - вопросник осоз-

нанности использования системы поощрения и наказания в семье [2], который позволяет оценить уровень искажения получаемой эмоциональной информации.

В эксперименте приняли участие 124 ребенка в возрасте 6-8 лет из первых классов гимназии № 721 Красносельского района и гимназии № 42 Приморского района г. Санкт-Петербурга. Перед началом исследования был проведен сбор анамнестических и анкетных данных для выяснения особенностей развития, определения наличия или отсутствия тех или иных заболеваний, особенностей интеллектуального развития, что было необходимо для формирования гомогенной выборки. Поэтому в обследовании приняли участие дети основных групп здоровья (I и II) с сохранным интеллектом, из полных семей, в которых большинство родителей имеют высшее образование и работают в различных сферах услуг.

Результаты исследования. Наиболее ярким результатом при определении самооценки был факт различия результатов, полученных с помощью наиболее распространенных методик Дембо - Рубинштейн и «Лесенка» в первых классах гимназии (рис. 1).

80 70 60 50 40 30 20 10 0

низкий средний высокий

Ж «Лесенка» Н Дембо - Рубинштейн

Рис. 1. Распределение детей по уровням самооценки по методикам «Лесенка» и Дембо - Рубинштейна

На представленной диаграмме можно видеть, что методика Дембо - Рубинштейн дает больший разброс уровней - по ее результатам выявлены все 3 уровня самооценки, среди которых наиболее часто встречается высокая самооценка (70,2%). Результаты методики «Лесенка» представлены только двумя уровнями: высоким и средним, причем

на каждом из них примерно равное число детей (55,6 и 44,4% соответственно). Такое различие в результатах можно объяснить следующим моментом - методика «Лесенка» в большей мере раскрывает представление ребенка об отношении к нему других людей (общая), а методика Дембо - Рубинштейн усиливает оценку себя по заранее заданным

качествам (частная). Таким образом, проанализировав уровни самооценки, полученные с помощью известных методик «Лесенка» и Дембо - Рубинштейн, можно сказать, что большинству детей свойственна высокая самооценка; однако получаемые результаты нуждаются в дальнейшем разделении, более развернутом описании и уточнении.

Анализируя ответы детей на предложенный вопросник, мы разделили детей по трем уровням искажения информации: высокий, средний и низкий (рис. 2).

17%

18%

□ низким

□ средний

□ высокий

Рис. 2. Распределение детей по уровню искажения эмоциональной информации

К высокому уровню относились дети, у которых измененные ответы и на наказание, и на поощрение, к среднему - дети, у которых были измененные реакции либо на поощрение, либо на наказание, к низкому - дети, которые могли называть свои чувства, вспоминая и наказание, и поощрение. Как представлено на диаграмме, 83% детей адекватно воспринимает эмоциональную информацию, но уже 17% специфически рассказывает о своих чувствах в процессе и поощрения, и наказания. Это можно объяснить включением механизмов психологической защиты в ситуациях, которые угрожают целостности личности ребенка, когда он может осознать, что родители его отвергают.

При сопоставлении уровня искажения восприятия эмоциональной информации с уровнями самооценки детей были получены следующие данные (табл. 1).

У детей со слабым искажением информации высокий уровень самооценки встречается в большинстве случаев (63,3 и 77,3%

по методикам «Лесенка» и Дембо - Рубинштейна соответственно), низкий уровень вообще не представлен. При среднем уровне искажение высокая самооценка встречается также более чем в 50% случаев, но уже появляется 3,7% детей с низким уровнем самооценки. Наиболее показательны результаты детей с сильным уровнем искажения восприятия эмоциональной информации, у которых завышенная самооценка встречается чаще, чем средним, а также незначительно, но все-таки увеличивается и процент детей с низкой самооценкой (4,7%). Важно отметить, что с усилением искажения эмоциональной информации увеличивается и разрыв между процентным показателями общей и частной самооценки: если у детей со слабым искажением эта разница составляет 11%, со средним - 12,4%, то у детей с сильным искажением она в два раза больше -23,8%. Данное рассогласование в самооценке детей может говорить о внутренней нестабильности, начале развития внутрилич-ностного конфликта.

Таблица 1

Распределение детей с различным уровнем искажения эмоциональной информации по уровням самооценки

Уровень искажения эмоциональной ин-формации Уровень самооценки, %

Высокий Средний Низкий

I II I II I II

Высокий 52,4 76,2 47,6 19 0 4,8

Средний 54,3 66,7 45,7 29,6 0 3,7

Низкий 63,3 77,3 36,7 22,7 0 0

Примечание. I - по методике «Лесенка»; II - по методике Дембо - Рубинштейна.

Заключение. Проанализировав результаты обследования первоклассников в данной выборке, мы можем сделать следующий вывод: на формирование самооценки значительное влияние оказывают механизмы, активирующиеся в том случае, когда эмоциональные переживания при наказании угрожают целостности личности.

* Работа поддержана грантом для молодых научно-педагогических работников высших учебных заведений Санкт-Петербурга и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, учрежденным комитетом по науке и высшей школе в соответствии с п. 2.10 перечня основных мероприятий по развитию высшей школы Санкт-Петербурга на 2006-2010 гг., утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 № 304.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997.

2. Николаева Е. И., Иванова М. И. Особенности эмоциональных реакций в ситуациях поощрения и наказания у детей разного возраста и их родителей. URL: http: // www.spbpo@psy.pu.ru

3. Николаева Е. И. Сравнительный анализ представлений детей и их родителей об особенностях поощрения и наказания в семье // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2006. № 2.

4. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. М.: Владос ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2001.

5. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.: Памятник исторической мысли, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.