Психологические науки
УДК 616.34-053.5:392.3
ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕМЕЙНЫХ ОЦЕНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ, САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ С ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИСПЕПСИЕЙ У ДЕТЕЙ 8-12 ЛЕТ
© Фетисова А.С., Хмелевская И.Г.
Кафедра педиатрии Курского государственного медицинского университета, Курск
E-mail: [email protected]
В статье представлены результаты изучения особенностей семейных отношений, самооценки и тревожности у детей с функциональной диспепсией. На развитие личности детей влияет множество факторов, в том числе характер семейных отношений и состояние соматического здоровья ребёнка. Болезнь оказывает неоднозначное влияние на психоэмоциональное состояние ребёнка. У детей 8-12 лет с функциональной диспепсией наблюдается более высокий уровень тревожности и имеют место особенности в развитии самооценки. Полученные результаты обосновывают необходимость проведения психокорректирующей работы с детьми, страдающими функциональной диспепсией, направленной на гармонизацию социально-психологического профиля с учётом выявленных его особенностей.
Ключевые слова: функциональная диспепсия, характер семейных отношений, семейная система, сплочённость, адаптация, самооценка, тревожность.
CHARACTERISTICS OF FAMILY RELATIONS, SELF-ASSESSMENT AND ANXIETY OF 8-12 YEAR-OLD CHILDREN WITH FUNCTIONAL DYSPEPSIA Fetisova A.S., Khmlevskaya I. G.
Pediatrics Department of Kursk State Medical University, Kursk
The article represents the results of studying family relations, self-assessment and anxiety in children suffering from functional dyspepsia. The development of children’s personality is influenced by a lot of factors, including the nature of family relationships and somatic health status of a child. The disease has an ambiguous effect on the mental state of a child. Children with functional dyspepsia at the age of 8-12 have higher level of anxiety and some particuliarities in self-assessment development. The studies suggest the need for psychocorrecting work with children suffering from functional dyspepsia aimed at harmonizing social and psychological profile taking into account its specific features revealed.
Keywords: functional dyspepsia, character of family relations, family system, cohesion, adaptation, self-assessment, anxiety.
В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме влияния социально-психологических факторов на возникновение заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей [2, 3, 9].
В нашем исследовании к семье и к развитию межличностных отношений ребёнка мы подошли с позиции теории отношений В.Н. Мясищева [5]. Он отмечал, что основной характеристикой личности является система её отношений. Ядром этой системы является отношение человека к самому себе как к человеку. Межличностные отношения детерминируются отношениями друг к другу за счёт отношения к самому себе как к человеку [5]. Эти положения подчёркивают важность опосредующего звена (отношение к самому себе как к человеку) в межличностных отношениях. Важной интегративной
характеристикой отношения к самому себе является самооценка. Особенно важно при исследовании межличностных отношений детей учитывать такую детерминанту, как самооценка, ещё и в силу того, что она находится на этапе развития.
С. Куперсмит и М. Розенберг указывают, что определяющим условием развития у ребёнка
позитивной самооценки являются отношения, складывающиеся в его взаимодействии с окружающей микросредой, т.е. особенности жизни в семье, которые ассоциируются для него с ощущением собственной ценности и успешности [1]. Опираясь на результаты исследования С. Куперсмита, Р. Сирсом была выдвинута и в последующем экспериментально подтверждена гипотеза, согласно которой установки родителей, благодаря которым ребёнок чувствует, что его любят, принимают в семье, порождают у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению ценности и успешности. Адекватная самооценка развивается в семьях, отличающихся сплочённостью и солидарностью [1].
По мнению таких авторов, как Э.Г. Эйде-миллер, Д.Х. Олсон семейные отношения, характеризующиеся сплочённостью, эмоциональной близостью, доверием, способствуют нормальному развитию личности ребёнка; и в противоположность, семейные отношения, характеризующиеся возникновением каких-либо противоречий, конфликтных ситуаций, могут привести к аномальному развитию личности ребёнка [4, 12].
128
Курский научно-практический вестник "Человек и его здоровье", 2015, № 4
С точки зрения развития личности ребёнка, и особенно такой интегративной характеристики его Я как самооценка, важно, какой характер имеет пространство оценок, в которое включён ребёнок в семье. Насколько эти оценки гармоничны или противоречивы, насколько адекватны или искажены, - все эти параметры, взаимодействуя друг с другом, создают особый характер семейных отношений. Если система оценочных отношений иерархична,
непротиворечива, то есть все члены семьи оценивают себя и друг друга адекватно, то такая система семейных оценочных отношений создаёт условия для развития у ребёнка большей уверенности в себе, адекватной самооценки, оптимального уровня тревожности и активности. И наоборот, если система оценок членов семьи противоречива, отсутствует структура и иерархия в оценках, то складывающаяся система семейных оценочных отношений создаёт условия для развития тревожных реакций у ребёнка, неадекватной самооценки, неадекватного уровня активности (депрессии или агрессии). Это в свою очередь не может не сказаться на соматическом состоянии ребёнка, в частности на состоянии желудочно-кишечного тракта. В связи с этим важной детерминантой, влияющей на развитие семейных отношений и личности ребёнка, является статус семьи. В случае неполной семьи, когда отсутствует один из родителей, существенно нарушается структура семьи и вся система семейных отношений, что не может не сказаться на состоянии ребёнка, его переживаниях и развитии его личности.
Согласно современному психонейроиммунологическому подходу связь психики и тела объясняется через механизм нейроиммунной регуляции [6, 7]. На нейрофизиологическом
уровне состояние тревоги связано с определённым соотношением нейромедиаторов (катехоламинов, серотонина, гистамина, брадикинина и др.), которое является общим для мозга и желудка. В результате чего осуществляется прямое воздействие на чувствительные рецепторы органов и тканей, регулируется деятельность гипофиза и структур ретикулярной формации, формируется долговременное стрессовое состояние [8]. Стрессовое состояние является энергетически затратным на всех уровнях организации человека, поэтому если человек долгое время подвержен стрессу, то происходят нарушения в его иммунной системе.
Целью настоящего исследования являлось изучение взаимосвязи характера семейных отношений, статуса семьи (полная, неполная семья), особенностей самооценки, уровня
тревожности с наличием функциональной диспепсии у детей 8-12 лет.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в соответствии с государственным заданием «Влияние характера семейных отношений и индивидуальноличностных особенностей ребёнка на возникновение и течение заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей 8-12 лет» на 2015-2017 годы, на базе педиатрического отделения ОБУЗ «Городская больница № 3» г. Курска и средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов № 7 им. А.С. Пушкина г. Курска.
В исследовании приняли участие дети в возрасте от 8 до 12 лет, рандомизированные по полу и возрасту. В экспериментальную группу вошли дети, страдающие функциональной диспепсией (ФД) в течение 1 года, находящиеся на стационарном лечении в педиатрическом отделении ОБУЗ «ГБ № 3» (60 человек). ФД -персистирующие или повторные приступы болей или дискомфорта или чувство переполнения в эпигастральной области, связанное или не связанное с приёмом пищи или физическими упражнениями, раннее насыщение, вздутие живота, тошнота, непереносимость жирной пищи, не проходящее после дефекации и не связанное с изменением характера стула или его частоты, суммарной продолжительностью не менее 3 месяцев за последние 6 месяцев, при котором в процессе обследования не удалось выявить какое-либо органическое заболевание (в соответствии с Римскими критериями III).
В контрольную группу вошли здоровые дети 8-12 лет (60 человек), обучающиеся в средней общеобразовательной школе с углублённым изучением отдельных предметов № 7
им. А.С. Пушкина г. Курска.
В качестве методик исследования выступили: опросник «Шкала семейной адаптации и сплочённости» FACES-3 (авторы: Д.Х. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави, адаптирован М. Перре) [12]; методика «Лесенка» (автор С.Г. Якобсон, модифицирована А.С. Чернышёвым, Т.И. Сурьяни-новой) для исследования самооценки [14]; методика исследования самооценки по Дембо-Рубинштейн [9], шкала явной тревожности для детей (CMAS) [13].
Методы статистической обработки результатов: критерий U - Манна-Уитни
используемый для оценки выраженности сплочённости и адаптации семейных отношений в группах детей с ФД и здоровых детей; критерий
129
Психологические науки
Фишера и Пирсона для сопоставления по частоте встречаемости типов самооценки и типов семейной системы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализируя результаты ответов по опроснику «Шкала семейной адаптации и сплочённости» (FACES-3), мы получили показатели, отражающие особенности характера семейной системы у детей с ФД и детей без данного заболевания. Выделенные показатели отражены в табл. 1.
Обнаружены различия в экспериментальной и контрольной группах, по показателю семейная адаптация на высоком уровне статистической значимости (табл. 2).
В контрольной и экспериментальной группах, по показателю нормальный и высокий и низкий уровень адаптации различия обнаружены на достоверном уровне статистической значимости. В семьях с низким уровнем адаптации наблюдается значительное преобладание
здоровых детей. В семьях с нормальным и высоким уровнем адаптации большее место занимают дети с ФД. Стремление к поддержанию равновесия, сохранению нормального
функционирования в таких семьях является выраженным. Данное положение говорит о том, что болезнь способствует повышению уровня
семейной адаптации и перестройке семейных отношений.
Для сопоставления контрольной и
экспериментальной групп по частоте
встречаемости сбалансированного типа семейных отношений мы обратились к критерию X2 Пирсона (табл. 3).
В контрольной группе преобладает сбалансированный тип семейных отношений (46%), в группе детей с ФД преобладает несбалансированный тип (34%). Данные результаты достигают достоверного уровня статистической значимости (критерий т:2 Пирсона (р = 0,2124)).
Исследуя пространство семейных оценок (самооценки родителей и детей и оценки родителями и детьми друг друга), нами были выделены три типа оценочных отношений в семье: непротиворечивые, средний уровень
противоречия, противоречивые.
Для сопоставления контрольной и
экспериментальной групп по частоте
встречаемости непротиворечивого типа семейных отношений мы использовали критерий X2 Пирсона (табл. 4).
В контрольной группе преобладает непротиворечивый тип оценочных отношений (64%), в группе детей с ФД непротиворечивый тип оценочных отношений составляет (14%). Данные результаты достигают высокого уровня статистической значимости (критерий ж2Пирсона (р = 0,00007)).
Таблица 1
Данные расчёта описательной статистики по критерию U Манна-Уитни относительно характеристик семейной системы
p-level Экспериментальная группа Контрольная группа
Ме Размах Ме Размах
Семейная сплочённость 0,582 36 27 37 19
Семейная адаптация 0,003 31 20 29,5 13
Удовлетворённость семейной жизнью 0,371 -5 -21 -9,5 -32
Таблица 2
Распределение уровня адаптации в экспериментальной и контрольной группах и данные расчета критерия
ф*-угловое преобразование Фишера
Экспериментальная группа Контрольная группа
p - level p = 0,018 p = 0,021
Семьи с нормальным и высоким уровнем адаптации 18 (60%) 6 (20%)
Семьи с низким уровнем адаптации 12 (40%) 24 (80%)
Таблица 3
Результаты исследования типа семейных отношений в контрольной и экспериментальной группах
Контрольная группа Экспериментальная группа
Тип семейных отношений Сбалансированный 14 (46%) 7 (23%)
Среднесбалансированный 10 (34%) 13 (43%)
Несбалансированный 6 (20%) 10 (34%)
130
Курский научно-практический вестник "Человек и его здоровье", 2015, № 4
Таблица 4
Результаты исследования типа оценочных отношений в экспериментальной и контрольной группах
Контрольная группа Экспериментальная группа
Тип оценочных отношений Непротиворечивые 20 (64%) 4 (14%)
Средний уровень противоречия 7 (23%) 12 (40%)
Противоречивые 3 (13%) 14 (46%)
Таблица 5
Результаты исследования самооценки детей в контрольной и экспериментальной группах
по методике «Лесенка»
Экспериментальная группа Контрольная группа
Адекватная самооценка 14 (47%) 21 (70%)
Неадекватная самооценка 16 (53%) 9 (30%)
Таблица 6
Результаты исследования самооценки мам в контрольной и экспериментальной группах
по методике Дембо-Рубинштейн
Экспериментальная группа Контрольная группа
Адекватная самооценка 14 (48%) 22(75%)
Неадекватная самооценка 15 (52%) 7 (25%)
Таблица 7
Распределение тревожности в контрольной и экспериментальной группах
Тревожность Экспериментальная группа Контрольная группа
Повышенная 21 (70%) 7 (23%)
В норме 9 (30%) 23 (77%)
Результаты исследования самооценки детей по методике «Лесенка» отражены в табл. 5.
Можно увидеть существенные различия в распределении самооценки в двух исследуемых группах. В экспериментальной группе преобладает неадекватный тип самооценки, в группе здоровых детей преобладает адекватный тип самооценки, что имеет статистически значимые различия на уровне статистической тенденции (критерий Манна-Уитни (p = 0,094982)).
Для исследования самооценки родителей была использована методика Дембо-Рубинштейн (см. табл. 6).
В экспериментальной группе преобладает неадекватный тип самооценки мам, а в контрольной группе преобладает адекватный тип самооценки, что имеет статистически значимые различия на достоверном уровне статистической значимости (критерий Манна-Уитни
(р = 0,015554)).
Мы проследили частоту встречаемости адекватного типа самооценки у детей с ФД (экспериментальная группа), а также у здоровых детей (контрольная группа) в семьях с адекватной и неадекватной самооценкой мамы, используя критерий ф*- угловое преобразование Фишера. Адекватная самооценка детей, как в контрольной, так и в экспериментальной группах, тесно связана
с характером самооценки матери. В семьях с адекватной самооценкой матери адекватная самооценка ребёнка встречалась чаще (62% - в экспериментальной группе (дети с ФД) и 76% в контрольной группе (здоровые дети)), чем в семьях с неадекватной самооценкой матери (38% в экспериментальной группе (дети с ФД) и 23% в контрольной группе (здоровые дети)). Различия по частоте встречаемости адекватного типа самооценки в экспериментальной группе достигают достоверного уровня статистической значимости (критерий ф* - угловое преобразование Фишера (р = 0,0039)), в контрольной (критерий ф* - угловое преобразование Фишера (р = 0,0091)).
Мы проследили частоту встречаемости типов самооценок у детей с ФД в зависимости от оценочных отношений в семье. Когда между членами семьи устанавливаются
непротиворечивые оценочные отношения, самооценка детей носит адекватный характер. Данные результаты достигают уровня статистической тенденции (критерий х 'Пирсона (p=0,06100)). В семьях с противоречивыми оценочными отношениями встречаются все типы самооценки: в семьях со средним уровнем
противоречия адекватная самооценка встречается
131
Психологические науки
у 64% детей, самооценка с отсутствием психологической защиты встречается у 27% детей, инфантильная самооценка у 9% детей; в противоречивых семьях адекватная самооценка
встречается у 67% детей, самооценка с
отсутствием психологической защиты
встречается у 27% детей, инфантильная
самооценка у 6% детей.
Исследуя полные и неполные семьи детей с ФД, мы выявили следующую закономерность. В полных семьях превалирующим типом самооценки является адекватный (61%), в неполной семье (с отсутствием отца) наиболее часто встречается тип самооценки, в котором главным критерием является отсутствие психологической защиты (75%). Результаты достигают достоверного уровня статистической значимости (критерий %2 Пирсона (p=0,03362)). В неполных семьях отцовско-родительские функции выполняет мать, это является фактором, нарушающим семейные отношения, в частности недифференцированное безусловное и условное принятие ребёнка и отсутствие психологической защиты.
Анализ результатов по шкале явной тревожности CMAS (адаптация Прихожан) приведён в табл. 7.
В контрольной группе здоровых детей у 77% уровень тревожности находится в пределах нормы, у 23% - повышенный уровень. В группе детей с ФД в большинстве случаев (70%) наблюдается повышенный уровень тревожности, у остальных детей (30%) - в пределах нормы. Выявлены статистически значимые различия на высоком уровне значимости (критерий U Манна-Уитни (p<0,0055)).
Таким образом, у детей с функциональной диспепсией наблюдается повышенная
тревожность, связанная с постоянным эмоциональным напряжением, которое подавляется и усиливает симптоматику функциональной диспепсии. Тревожность у детей проявляется в том, что они беспокоятся о том, что скажут о них люди, особенно - родители, что с ними может случиться что-то плохое, они переживают из-за школьных оценок и легко краснеют.
На основании полученных результатов нами были сформулированы следующие выводы.
В семьях с несбалансированным типом семейной системы, являющимся
проблематичным, дети чаще страдают функциональной диспепсией, чем в семьях со сбалансированным типом.
Семьи с несбалансированным типом семейной системы являются группой риска по возникновению функциональной диспепсии.
Наличие у ребёнка функциональной диспепсии влияет на уровень семейной адаптации. Семьи детей с ФД обладают более высокой степенью адаптации, чем семьи здоровых детей. Это обусловлено стремлением семейной системы приспосабливаться к новым условиям взаимодействия членов семьи.
Наличие ФД у детей 8-12 лет неоднозначно связано с особенностями семейных отношений: с одной стороны, наличие заболевания связано с несбалансированностью и противоречивостью семейных отношений, с другой стороны, повышает семейную адаптацию.
Неадекватная самооценка достоверно чаще встречается в группе детей с ФД в сравнении с группой здоровых детей.
На формирование самооценки ребёнка влияет самооценка родителей, прежде всего матери. В семьях с адекватной самооценкой матери у большинства детей мы обнаруживаем адекватную самооценку ребёнка. Данная тенденция выявлена как в экспериментальной, так и в контрольной группе.
На формирование самооценки ребёнка в семье оказывает влияние тип оценочных отношений, а также структурный состав семьи. Непротиворечивый тип оценочных отношений способствует формированию адекватной самооценки ребёнка. У детей с ФД, воспитывающихся в полных семьях, преобладает оптимально адекватный тип самооценки по сравнению с детьми с ФД, но воспитывающихся в неполных семьях, где достоверно чаще встречается тип самооценки, характеризующийся отсутствием психологической защиты.
У детей с функциональной диспепсией наблюдается повышенная тревожность, связанная с постоянным эмоциональным напряжением, которое подавляется и усиливает симптоматику функциональной диспепсии.
Болезнь связана с более высоким уровнем тревожности детей и способствует повышению уровня семейной адаптации, перестройке семейных отношений.
Результаты исследования свидетельствуют о необходимости проведения психокоррекционной работы профилактического характера, направленной на оптимизацию семейных отношений, самооценки и тревожности у здоровых детей из семей с несбалансированным типом семейной системы, так как они находятся в группе риска по возникновению заболеваний желудочно-кишечного тракта; а также психокоррекционной работы той же направленности с детьми, страдающими функциональной диспепсией, особенно со стажем заболевания до 1 года, так как у этих детей чаще
132
Курский научно-практический вестник "Человек и его здоровье", 2015, № 4
встречается неадекватная самооценка и высокие
показатели тревожности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. -М. : Прогресс, 1986. - 422 с.
2. Гурова М.М. Депрессивные расстройства у детей с хроническими гастродуоденитами // Вестник Российской военно-медицинской академии. -2011. - № 1(33), приложение. - С. 213.
3. Ленкевич И.Э., Копытов А.В., Казачкова Л.П.,
Дударева Г.В. О влиянии некоторых
психологических факторов на формирование язвенной болезни у детей и подростков // Военная медицина: научно-практический лицензируемый журнал (Белорусский государственный
медицинский университет). - 2009. - № 1. -С. 48-52.
4. Лидерс А.Г. Полный и исправленный вариант
методики Д.Х. Олсона FACES III / Ред. М.К. Акимова, В.Г. Колесников. // Психологическая
диагностика: Научно-методический и
практический журнал: Тематический выпуск:
Диагностика семейных отношений и родительскодетских отношений. - 2005. - № 4. - С. 104-115.
5. Мясищев В.Н. Психология отношений: под ред. А.А. Бодалева / Вступительная статья А.А. Бодалева. - М. : Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 400 с. - (Серия «Психологи России»).
6. Поволяева Ю.А., Хмелевская И.Г. Клиникоиммунологические особенности сахарного диабета I типа у детей, проживающих в Курской области, в зависимости от давности заболевания // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». - 2010. - № 4. - С. 84-89.
7. Психолог в здравоохранении: вопросы
диагностики, коррекции и супервизии. Под общ. ред. профессора Н.И. Мельченко, профессора Г.В. Акопова. - Самара : Издательство СамГПУ, 1999.
8. Рациональная фармакотерапия детских заболеваний: рук. для практикующих врачей : в 2 кн. // Ред. А.А. Баранов, Н.Н. Володин, Г.А. Самсыгина - М. : Литера, 2007. - Книга 2. -1087 с.
9. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. Практическое руководство. - М., 2007.
10. Фетисова А.С. Влияние характера семейных отношений и индивидуально-личностных особенностей ребёнка на возникновение и течение заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей 8-12 лет [Электронный ресурс] // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2011. - № 4(20). - Режим доступа: http://scientific-notes.ru/pdf/022-035.pdf, свободный (03.07.2015).
11. Чернышёв А.С., Сурьянинова Т.И. Генезис группового субъекта деятельности // Психологический журнал - 1990. - Т. 11, № 2. -С. 7-15.
12. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб. : Речь, 2006. - С. 29-31.
13. Энциклопедия психологических тестов. - М. : ТЕРРА-Книжный клуб, 2000. - 399 с.
14. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М. : Педагогика, 1984. - 144 с.
133