Научная статья на тему 'Особенности семейных отношений и самооценки у детей с функциональной диспепсией'

Особенности семейных отношений и самооценки у детей с функциональной диспепсией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
306
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСПЕПСИЯ / ХАРАКТЕР СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ / СЕМЕЙНАЯ СИСТЕМА / СПЛОЧЕННОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / САМООЦЕНКА / FUNCTIONAL DYSPEPSIA / CHARACTER OF THE FAMILY RELATIONS / FAMILY SYSTEM / UNITY / ADAPTATION / SELF-ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фетисова А.С.

В статье представлены результаты изучения особенностей семейных отношений и самооценки у детей с функциональной диспепсией. На развитие личности детей влияет множество факторов, в том числе характер семейных отношений и состояние соматического здоровья ребенка. Болезнь оказывает неоднозначное влияние на психо-эмоциональное состояние ребенка. У детей 8-12 лет с функциональной диспепсией наблюдается более высокий уровень тревожности и достоверно чаще встречается адекватная самооценка в сравнении со здоровыми детьми. Полученные результаты обосновывают необходимость проведения психокорректирующей работы с детьми, страдающими функциональной диспепсией, направленной на гармонизацию социальнопсихологического профиля с учетом выявленных его особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фетисова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности семейных отношений и самооценки у детей с функциональной диспепсией»

УДК 616. 34 - 053. 5: 392. 3

иЭС 616. 34 - 053. 5: 392. 3

А.С. ФЕТИСОВА

ассистент, кафедра педиатрии, Курский государственный медицинский университет E-mail: kypck046@bk.ru

A.S. FETISOVA

Assistant lecturer, Department of pediatrics, Kursk State

Medical University E-mail: kypck046@bk.ru

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИИ И САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ С ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИСПЕПСИЕЙ

CHARACTERISTICS OF FAMILY RELATIONS AND SELF-RATING OF CHILDREN WITH FUNCTIONAL DYSPEPSIA

В статье представлены результаты изучения особенностей семейных отношений и самооценки у детей с функциональной диспепсией. На развитие личности детей влияет множество факторов, в том числе характер семейных отношений и состояние соматического здоровья ребенка. Болезнь оказывает неоднозначное влияние на психо-эмоциональное состояние ребенка. У детей 8-12 лет с функциональной диспепсией наблюдается более высокий уровень тревожности и достоверно чаще встречается адекватная самооценка в сравнении со здоровыми детьми. Полученные результаты обосновывают необходимость проведения психокорректирую-щей работы с детьми, страдающими функциональной диспепсией, направленной на гармонизацию социально-психологического профиля с учетом выявленных его особенностей.

Ключевые слова: функциональная диспепсия, характер семейных отношений, семейная система, сплоченность, адаптация, самооценка.

The article investigates the family relations and self-esteem of the children suffering from functional dyspepsia. The development of children's personality is influenced by a lot of factors, including the nature of the family relationships and the somatic health status of a child. The disease has an ambiguous effect on the mental state of a child. Children with functional dyspepsia at the age of 8-12 have higher level of anxiety and adequate self-esteem compared with healthy children. The studies suggest the need for psychological correcting work with the children suffering from functional dyspepsia. The measures of psychological correction are aimed at harmonizing of a child's social and psychological profile in accordance with the revealed features.

Keywords: functional dyspepsia, character of the family relations, family system, unity, adaptation, self-assessment.

В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме влияния психологических факторов на возникновение заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей [3; 4; 8].

В нашем исследовании к семье и к развитию межличностных отношений ребенка мы подошли с позиции теории отношений В.Н. Мясищева. Он отмечал, что основной характеристикой личности является система ее отношений. Ядром этой системы является отношение человека к самому себе как к человеку. Межличностные отношения детерминируются отношениями друг к другу за счет отношения к самому себе как к человеку [6]. Эти положения подчеркивают важность опосредующего звена (отношение к самому себе как к человеку) в межличностных отношениях. Важной интегративной характеристикой отношения к самому себе является самооценка. Особенно важно при исследовании межличностных отношений детей учитывать такую детерминанту, как самооценка еще и в силу того, что она находится на этапе развития.

С. Куперсмит и М. Розенберг указывают, что определяющим условием развития у ребенка позитивной са-

мооценки являются отношения, складывающиеся в его взаимодействии с окружающей микросредой, те особенности жизни в семье, которые ассоциируются для него с ощущением собственной ценности и успешности. Опираясь на результаты исследования С. Куперсмита, Р. Сирс выдвинул и в последующем экспериментально подтвердил гипотезу, согласно которой установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, порождают у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению ценности и успешности. Адекватная самооценка развивается в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью [2].

По мнению таких авторов, как Э.Г. Эйдемиллер, Д.Х. Олсон, семейные отношения, характеризующиеся сплоченностью, эмоциональной близостью, доверием, способствуют нормальному развитию личности ребенка; и в противоположность - семейные отношения, характеризующиеся возникновением каких-либо противоречий, конфликтных ситуаций, могут привести к аномальному развитию личности ребенка [5; 10].

С точки зрения развития личности ребенка и осо-

© А.С. Фетисова © A.S. Fetisova

бенно такой интегративной характеристики его Я, как самооценка, важно, какой характер имеет пространство оценок, в которое включен ребенок в семье. Насколько эти оценки гармоничны или противоречивы, насколько адекватны или искажены - все эти параметры, взаимодействуя друг с другом, создают особый характер семейных отношений. Если система оценочных отношений иерархична, непротиворечива, то есть все члены семьи оценивают себя и друг друга адекватно, то такая система семейных оценочных отношений создает условия для развития у ребенка большей уверенности в себе, адекватной самооценки, оптимального уровня тревожности и активности. И, наоборот, если система оценок членов семьи противоречива, отсутствует структура и иерархия в оценках, то складывающаяся система семейных оценочных отношений создает условия для развития тревожных реакций у ребенка, неадекватной самооценки, неадекватного уровня активности (депрессии или агрессии). Это в свою очередь не может не сказаться на соматическом состоянии ребенка, в частности состоянии желудочно-кишечного тракта. Согласно современному психонейроиммунологическому подходу связь психики и тела объясняется через механизм ней-роиммунной регуляции [7]. На нейрофизиологическом уровне состояние тревоги связано с определенным соотношением нейромедиаторов (катехоламинов, се-ротонина, гистамина, брадикинина и др.), которое является общим для мозга и желудка. В результате чего осуществляется прямое воздействие на чувствительные рецепторы органов и тканей, регулируется деятельность гипофиза и структур ретикулярной формации, формируется долговременное стрессовое состояние [1]. Стрессовое состояние является энергетически затратным на всех уровнях организации человека, поэтому если человек долгое время подвержен стрессу, то происходят нарушения в его иммунной системе.

Целью настоящего исследования являлось изучение взаимосвязи характера семейных отношений, особенностей самооценки, уровня тревожности с возникновением функциональной диспепсии у детей 8-12 лет.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе педиатрического отделения ОБУЗ «Городская больница №3» г. Курска и средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №7 им. А. С. Пушкина г. Курска.

В исследовании приняли участие дети в возрасте от 8 до 12 лет: экспериментальная группа (50 человек); контрольная группа (50 человек).

В экспериментальную группу вошли дети, страдающие функциональной диспепсией (ФД), находящиеся на стационарном лечении в педиатрическом отделении ОБУЗ «ГБ №3».

В контрольную группу вошли здоровые дети 8-12 лет, обучающиеся в средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов №7 им. А.С. Пушкина г. Курска.

В качестве методик исследования выступили: опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности»

БАСБ8-3 (авторы: Д.Х. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави, адаптирован М. Перре); методика «Лесенка» (автор С.Г. Якобсон, модифицирована А.С. Чернышевым, Т.И. Сурьяниновой) для исследования самооценки; шкалы явной тревожности для детей (СЫА8); теста школьной тревожности Филлипса.

Методы статистической обработки результатов: критерий и - Манна-Уитни, используемый для оценки выраженности сплоченности и адаптации семейных отношений в группах детей с ФД и здоровых детей; критерий Фишера и Пирсона для сопоставления по частоте встречаемости типов самооценки и типов семейной системы.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов ответов по опроснику «Шкала семейной адаптации и сплоченности» БАСБ8-3. Для сопоставления типов семейной системы по частоте встречаемости в этих группах больных и здоровых мы обратились к критерию ф* - угловое преобразование Фишера.

Таблица 1.

Данные расчета критерия ф* - угловое

преобразование Фишера.

Несбалансированный тип семейной системы Сбалансированный тип семейной системы

P - level Р = .0563 Р = .3246

Экспериментальная группа (дети с ФД) 75% 25%

Контрольная группа (здоровые) 60% 40%

Обнаружены различия в группах больные и здоровые по показателю несбалансированный тип семейной системы на уровне статистической тенденции.

Из таблицы №1 видно, что и в экспериментальной, и в контрольной группах чаще встречается несбалансированный тип семейной системы, чем сбалансированный тип семейной системы. В экспериментальной группе частота встречаемости несбалансированного типа семейной системы выше, чем в контрольной группе. Семьи с несбалансированным типом семейной системы имеют ригидную структуру, не позволяющую быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и возникающим стрессам в жизни семьи. С этой точки зрения семьи с несбалансированным типом семейной системы являются группой риска по возникновению заболеваний, в частности заболеваний ЖКТ.

Сплоченность и адаптация - характеристики сбалансированности семейной системы. Выявлено преобладание больных детей в семьях с низким уровнем семейной сплоченности. Напротив, в семьях характеризующихся сплоченностью, больше здоровых детей. В семьях с низкой сплоченностью возникает угроза распада, нарушения гомеостатического баланса. Психотравмирующие переживания ребенка по поводу возникшей угрозы являются фактором, способствующим трансформации нарушения в нервно-психическое или соматическое.

Обнаружены различия в экспериментальной и кон-

Таблица 2.

Данные расчета описательной статистики и критерия U Манна-Уитни

p-level Экспериментальная группа (дети с ФД) Контрольная группа (здоровые дети)

Ме Размах Ме Размах

Семейная сплоченность 0.77 36 27 37 19

Семейная адаптация 0.04 31 20 29.5 13

Удовлетворенность семейной жизнью 0.37 -5 -21 -9.5 -32

трольной группах по показателю семейная адаптация на достоверном уровне статистической значимости по критерию и Манна-Уитни.

Наблюдается значительное преобладание в экспериментальной группе детей из семей с нормальным и высоким уровнем адаптации по сравнению с контрольной группой. Данное положение говорит о том, что болезнь способствует повышению уровня семейной адаптации и перестройке семейных отношений.

У детей экспериментальной группы более выражена адекватная самооценка, чем у детей из контрольной группы (критерий Пирсона (р<0.01)).

Таблица 3.

Процентное соотношение адекватной и неадекватной самооценок у детей 8-12 лет в контрольной и экспериментальной группах

Адекватная самооценка Неадекватная самооценка

Контрольная группа 17% 83%

Экспериментальная группа 57% 43%

Эти результаты подкрепились данными, связанными с различными особенностями самооценки детей с ФД в зависимости от стажа заболевания. По результатам нашего исследования, дети, у которых стаж заболевания более одного года, имели чаще адекватную самооценку по сравнению с детьми, стаж заболевания которых до одного года.

В нашем исследовании в экспериментальной группе не обнаружено детей с низким уровнем тревожности по методике теста тревожности (Р. Темпл, М. Дорки, В. Амен).

В экспериментальной группе школьная тревож-

ность носит более высокие показатели, чем в контрольной группе.

На основании полученных результатов нами были сформулированы следующие выводы.

Семьи с несбалансированным типом семейной системы являются группой риска по возникновению функциональной диспепсии.

В семьях с несбалансированным типом семейной системы, являющимся проблематичным, дети чаще страдают функциональной диспепсией, чем в семьях со сбалансированным типом.

Адекватная самооценка достоверно чаще встречается в группе больных детей в сравнении с группой здоровых детей. Особенно это касается детей со стажем заболевания более одного года.

Для детей 8-12 лет с функциональной диспепсией важным фактором, влияющим на развитие личности ребенка, является болезнь.

Болезнь связана с более высоким уровнем тревожности детей и способствует повышению уровня семейной адаптации, перестройке семейных отношений, развитию адекватной самооценки.

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости проведения психокоррекционной работы профилактического характера у здоровых детей из семей с несбалансированным типом семейной системы, так как они находятся в группе риска по возникновению заболеваний желудочно-кишечного тракта; а также психокоррекционной работы с детьми, страдающими функциональной диспепсией, особенно со стажем заболевания до 1 года, так как у этих детей чаще встречается неадекватная самооценка и высокие показатели тревожности.

Библиографический список (References)

1. RamsA.A., VolodinN.N, Samsygina G.A. «ed.» etal. Rational pharmacotherapy ofchildren's diseases: Guidelines for the practicing doctors. M.: Letter, 2007. In 2 books. Book 2.

2. BurnsR. Development of the Ego-concept and education. M.: Progress, 1986. 422 p.

3. Gurova M. M. Depressive disorders in children with chronic gastroduodenitis // Bulletin of the Russian army medical college. 2011. № 1 (33). Application. P. 213.

4. Lenkevich I.E., Kopytov A.V., Kazachkova L.P., Dudareva G. V. About influence of some psychological factors on formation of the stomach ulcer in children and teenagers//Military medicine: the scientific and practical licensed journal (The Belarusian state medical university), 2009. № 1. Pp. 48-52.

5. Liders A.G. Full and corrected option of a technique of D.H. Olson of FACES III // Psychological diagnostics: Scientific and methodical and practical journal: Subject release: Diagnostics of the family relations and parent and children's relations / Editions M. K. Akimova, V. G. Kolesnikov. 2005. № 4. Pp. 104-115.

6. Myasishchev V. N. Psychology of the relations: under A.A. Bodalev's edition / Introductory article by A.A. Bodalev. M.: MODEK publishing house, 2003. 400 p. (Psychologists of Russia Series).

7. The psychologist in health care: questions of diagnostics, correction and supervision. Under the general edition of professor N. I. Melchenko, professor G. V. Akopov. Samara, publishing house of SAMSPU, 1999.

8. FetisovaA.S. The influence of the character of the family relations and individual and personal features of a child on the development of the gastrointestinal diseases in 8-12 year-old children //Scientific notes, 2011. № 4 (20).

9. ChernyshevA.S., Suryaninova T.I. Genesis of the group subject activity. Psychological journal - Vol. 11 - No. 2 1990. - Pp. 7-15.

10. Eydemiller E. G., Dobryakov I. V., Nikolskaya I. M. Family diagnosis and family psychotherapy. Manual for doctors and psychologists. 2nd-edition, corrected and enriched SPb.: Rech\ 2006. 352 p. Pp.29-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.