СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.
Список использованной литературы:
1. Вассерман Л. И., Трифонова Е. А., Щелкова О. Ю. Психологическая диагностика и коррекция в соматической клинике. - 2011.
2. Махнач А. Жизнеспособность человека и семьи. Социально-психологическая парадигма. - Litres, 2018.
3. Мотовилин О. Г. и др. Отношение к болезни пациентов с сахарным диабетом 1 и 2 типа // Сахарный диабет. - 2012. - №. 4.
4. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику: психологическое исследование. - Изд-во Моск. ун-та, 1987.
5. Рыльская Е. А. Жизнеспособность человека: понятие и концептуальные основы исследования // Сибирский психологический журнал. - 2009. - №. 31.
© Евдакимова Е.Е., Есенкова Н.Ю., 2018
УДК-1
Султанова А. О.
Студент,
Курский государственный медицинский университет, 305041, Российская Федерация, Курск, ул. Карла Маркса, 3;
e-mail:[email protected] Сурьянинова Т. И.
Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии, Курский государственный медицинский университет, 305041, Российская Федерация, Курск, ул. Карла Маркса, 3;
e -mail: Tat'yana_Sur'yaninova@mail. ru
РАЗРАБОТКА КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОПТИМИЗАЦИЮ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СТРАДАЮЩИХ АТОПИЧЕСКИМ ДЕРМАТИТОМ
Аннотация
В статье представлены основные блоки и методики коррекционной программы, направленной на оптимизацию детско-родительских отношений в семейной системе детей младшего школьного возраста, страдающих атопическим дерматитом. Освещены результаты исследования, направленного на выявление особенностей привязанности ребенка, страдающего атопическим дерматитом и функциональной диспепсией, к родителям. Также продемонстрированы результаты исследования типа семейных отношений, на основании которых была создана коррекционная работа.
Ключевые слова:
Атопический дерматит, функциональная диспепсия, младший школьный возраст, семейные отношения, детско-родительские отношения, коррекционная программа.
Введение
Семья - это место первичной социализации ребенка, и именно детско-родительские отношения являются одним из самых важных показателей развития социально активного ребенка и его становления как личности. В семье ребенок соотносит свое Я с Я других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. [6]
Согласно данным научно исследовательских работ, одной из причин, способствующих высокой
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.
заболеваемости среди детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста, является «дисбаланс в семейной системе, межличностных взаимоотношений в диаде «мать - ребенок», в триаде» мать - ребенок -отец». [2]
Сбалансированные семейные отношения являются условием оптимального развития личности и здоровья ребенка.[5]
Сплоченность и адаптация - характеристики сбалансированности семейной системы. Выявлено преобладание больных детей в семьях с низким уровнем семейной сплоченности. Напротив, в семьях характеризующихся сплоченностью больше здоровых детей. В семьях с низкой сплоченностью, возникает угроза распада, нарушения гомеостатического баланса. Психотравмирующие переживания ребенка по поводу возникшей угрозы являются фактором, способствующим трансформации нарушения в нервно-психическое или соматическое [4]
Качество привязанности матери и ребенка является еще одним важным фактором, влияющим на развитие психосоматических нарушений у детей. Результаты исследований показывают, что существует взаимосвязь между качеством привязанности и наличием психосоматического заболевания детей. [3]
Для детей с надежным типом привязанности, характерна высокая приспособляемость к стрессовым ситуациям, конструктивное реагирование на тревожащий фактор, менее выраженная ориентация на значимость других в оценке результатов своих поступков и мыслей. А для детей с ненадежным типом привязанности характерна склонность к ожиданию негативных оценок со стороны окружающих, поскольку имеют установку на восприятие мира как ненадежного и не вызывающего доверия, а, следовательно, эти дети более подвержены влиянию стрессовых факторов и не всегда способны конструктивно реагировать на возникающую тревогу. [1]
В семьях с детьми, страдающими атопическим дерматитом, дети с ненадежным типом привязанности отвергают или обесценивают важность межличностных отношений. У таких детей присутствует базовое недоверие к окружающим, переживания ненадежности окружающего и собственной уязвимости. [4]
Изучив научные статьи и литературу, посвященные межличностным отношениям детей младшего школьного возраста, страдающим атопическим дерматитом, можно сделать вывод о том, что главенствующую роль в возникновении заболевания играет система семейных отношений ребенка, в особенности отношения в диаде «мать-дитя». Нарушения привязанности, а также деструктивные типы внутрисемейного взаимодействия, в последствие проявляющиеся в новых средах, в которые входит ребенок по мере взросления, оказывают влияние на формирование социальной адаптации, на формирование ощущения границ, интереса и любознательности, чувство собственной значимости , самопринятия и здоровья.
Целью нашего исследования является изучить особенности семейной системы детей младшего школьного возраста, страдающих атопическим дерматитом, а также разработать программу психологической помощи, которая благоприятно скажется на динамике и течении заболевания.
Гипотезой нашего исследования являлось предположение о том, что у детей младшего школьного возраста, страдающих атопическим дерматитом, существуют особенности в уже сформированной привязанности к родителям, а также в типах семейных взаимоотношений по сравнению с показателями у детей, у которых в анамнезе нет психосоматического заболевания.
Исследование проводилось на базе ОБУЗ «Областная детская клиническая больница» г. Курска и МБОУ СОШ №33 г. Курска. В исследовании приняли участие дети в возрасте от 6 до 9 лет: экспериментальная группа - 40 человек, контрольная группа - 20 человек). В экспериментальную группу вошли дети 6-9 лет с диагнозом атопический дерматит и функциональная диспепсия, находящиеся на стационарном лечении в ОБУЗ «Областная детская клиническая больница». В контрольную группу вошли здоровые дети 6-9лет, обучающиеся в МБОУ СОШ №33 г. Курска.
Для реализации цели исследования мы использовали следующие методики: опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» FACES-3 (авторы: Д.Х. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави, адаптирован М. Перре), Шкала К. Керне на определение надежности привязанности ребенка к родителям.
Использовались следующие методы статистической обработки результатов: критерий и Манна-( 107 )-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.
Уитни для оценки различий в уровне сплоченности и адаптации семейных отношений, а также надежности привязанности у детей с атопическим дерматитом и с функциональной диспепсией, каждая из групп сравнивалась с выборкой здоровых детей. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью программы StatSoft Statistica 6.0.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате исследования нами была выявлена взаимосвязь особенностей семейных отношений и типа привязанности с наличием психосоматического заболевания. Об этом свидетельствуют следующие показатели:
Анализ различий уровня семейной сплоченности в группе детей, страдающих атопическим дерматитом и группе здоровых детей (согласно критерию U Манна-Уитни) показал различия на высоком уровне статистической значимости (p =0,001481). Анализ в группе детей, страдающих функциональной диспепсией и в группе здоровых детей (согласно критерию U Манна-Уитни) показал различия на высоком уровне статистической значимости (p=0,001443). Анализ различий уровня семейной сплоченности в группе детей, страдающих атопическим дерматитом и в группе, страдающих функциональной диспепсией (согласно критерию U Манна-Уитни) показал отсутствие различий (p=0,494172). Анализ различий уровня семейной адаптации: между группами здоровых детей и детей, страдающих атопическим дерматитом (согласно критерию U Манна-Уитни) различия достигли уровня статистической значимости (р=0,020003); между группами здоровых детей и детей, страдающих функциональной диспепсией (согласно критерию U Манна-Уитни) различия семейной адаптации достигли высокого уровня статистической значимости (р=0,0029); между группами детей, страдающих атопическим дерматитом и детей, больных функциональной диспепсией) не было выявлено статистически значимых различий по семейной адаптации (р=0,694891). В результате исследования, направленного на выявление типа привязанности у детей, страдающих атопическим дерматитом, здоровых детей, а также детей, страдающих функциональной диспепсией, были выявлены следующие результаты: в группах детей, страдающих атопическим дерматитом и функциональной диспепсией достоверно чаще встречаются ненадежные типы привязанности по сравнению со здоровыми детьми (согласно критерию U Манна-Уитни, р=0,023904, р = 0,013003). Анализ результатов в группах детей, страдающих атопическим дерматитом и детей, больных функциональной диспепсией (согласно критерию U Манна-Уитни), показал отсутствие различий (p=1). В группе детей, страдающих атопическим дерматитом, частота встречаемости ненадежной привязанности составила 70%, в группе детей, страдающих функциональной диспепсией - 65%.
Выводы:
1) Психосоматические расстройства и заболевания тесно связаны с функционированием семейной системы, нозология этих расстройств и заболеваний, в нашем случае (функциональная диспепсия, атопический дерматит) не привносят каких-либо качественных изменений в ее функционирование с точки зрения сбалансированности семейных отношений.
2) У здоровых детей наиболее выражены разделенный и связанный типы семейной сплоченности, а также структурированный и гибкий типы семейной адаптации, что является показателем сбалансированности семейной системы. У больных детей более выражены разобщенный и сцепленный типы семейной сплоченности, а также ригидный и хаотичный тип семейной адаптации, что является показателем несбалансированности семейной системы.
3) У здоровых детей более выражен надежный тип привязанности к матери, а у больных детей более выражен ненадежный тип привязанности.
Опираясь на полученные данные, мы разработали коррекционно-развивающую программу, направленную на оптимизацию внутрисемейного взаимодействия, детско-родительских отношений детей младшего школьного возраста, страдающих атопическим дерматитом.
Цель коррекционной программы: оказание помощи детям, страдающим атопическим дерматитом, оптимизация детско-родительских отношений, коррекция типа привязанности.
Задачи:
1) Оказание поддержки родителям и детям, находящимся в ситуации болезни ребенка;
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.
2) Диагностика типа семейных отношений и типа привязанности;
3) Коррекция ненадежного типа привязанности;
4) Улучшение показателей сплоченности семьи;
5) Развитие адаптационных возможностей ребенка;
6) Выявление ресурсов и сильных сторон ребенка и родителей, которые необходимы для положительной динамики заболевания;
7) Устранение или облегчение симптомов заболевания.
Принципы коррекционной работы:
1) Непрерывность;
2) Рекомендательный характер;
3) Системность;
4) Личностно-центрированный подход.
Основные блоки коррекционной работы:
- диагностический блок - проводится на предварительном и на завершающем занятии.
- коррекционно-развивающий блок - собственно реализация коррекционной программы;
- консультативный блок - осуществляется в процессе коррекционной работы, личные рекомендации родителю и ребенку.
Организация занятий: цикл занятий включает в себя 10 встреч, занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю по 40-50 минут с участием родителей и ребенка.
Методические средства: коммуникативные игры, совместное выполнение задач арт - терапии, медитативные техники, ролевое моделирование, touch - методы с музыкальным сопровождением.
В начале совместной работы психолог знакомит клиентов с правилами, которые необходимо соблюдать в период реализации взаимодействия. Ими являются: правило «здесь и сейчас», подразумевающее необходимость говорить только об актуальных чувствах и эмоциях; конфиденциальность; говорить только от себя и о себе «правило Я - высказывания», а также уважительное отношение друг другу, обращение по имени и только во втором лице.
Диагностический блок включает в себя беседу с клиентами, наблюдение за особенностями месторасположения клиентов, контакта ребенка и матери, характера игровой деятельности ребенка, коммуникативными навыками, особенностями реагирования на тот или иной стимул матери и ребенка, а также такие количественные методы, как опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» FACES-3 (авторы: Д.Х. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави, адаптирован М. Перре), Шкала К. Керне на определение надежности привязанности ребенка к родителям, проективные методики «три дерева», «несуществующее животное».
Основными принципами, положенными в основу развития конструктивных форм семейной сплоченности и адаптации, являются принцип развития сотрудничества и партнерства в совместной деятельности детей и родителей, а также принцип соблюдения границ в межличностном общении и взаимодействии, принцип уважительного отношения к личности друг друга. Развитие надежного типа привязанности между матерью и ребенком опиралось на получение опыта безусловного принятия, эмпатии, умения говорить о своих чувствах, активно слушать ребенка и понимать его потребности.
Консультативный блок реализуется на протяжении 10 занятий, включая 2 диагностических, и осуществляется в зависимости от наличия конкретных запросов матери и ребенка или от совместного решения психолога и клиентов. Консультации могут быть направлены на решение актуальных задач клиентов, которые влияют на внутрисемейное взаимодействие.
Список использованной литературы:
1. Василенко Т.Д., Селин А.В., Черникова С.И «Особенности семейных отношений у детей младшего школьного возраста в ситуации психосоматического заболевания» , «Семья в современном мире», Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, - Курск: КГМУ, 2017, с. 221
2. Пчелинцева Е.В. «Медико-психологическое сопровождение детей психосоматического профиля в
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.
системе реабилитации», Азимут научных исследований: педагогика и психология,-2016г. С.189-192
3. Симоненко И.А. «Качество привязанности ребенка к матери как фактор развития психосоматических расстройств у детей», Российский научный журнал. 2011. № 5. С. 177-183.
4. Сурьянинова Т.И., Иванов Н.Э., Фетисова А.С «Особенностей семейных отношений и личности детей младшего школьного возраста больных атопическим дерматитом», «Семья в современном мире», Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, - Курск: КГМУ, 2017, с.335
5. Фетисова А.С., Сурьянинова Т.И. «взаимосвязь семейных отношений, статуса семьи и критичности самооценки с функциональной диспепсией у детей 8-12 лет», Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований №11, 2016, с.153
6. Фетисова Е.В., Рышкова А.В., Новичкова Т.А. «Роль семьи в воспитании личности ребенка: исторический аспект», «Семья в современном мире», Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, - Курск: КГМУ, 2017, с.157
© Султанова А. О., Сурьянинова Т. И. 2018