Научная статья на тему 'Разработка коррекционной программы, направленной на оптимизацию семейных отношений детей младшего школьного возраста, страдающих атопическим дерматитом'

Разработка коррекционной программы, направленной на оптимизацию семейных отношений детей младшего школьного возраста, страдающих атопическим дерматитом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
225
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
АТОПИЧЕСКИЙ ДЕРМАТИТ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСПЕПСИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Султанова А.О., Сурьянинова Т.И.

В статье представлены основные блоки и методики коррекционной программы, направленной на оптимизацию детско-родительских отношений в семейной системе детей младшего школьного возраста, страдающих атопическим дерматитом. Освещены результаты исследования, направленного на выявление особенностей привязанности ребенка, страдающего атопическим дерматитом и функциональной диспепсией, к родителям. Также продемонстрированы результаты исследования типа семейных отношений, на основании которых была создана коррекционная работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка коррекционной программы, направленной на оптимизацию семейных отношений детей младшего школьного возраста, страдающих атопическим дерматитом»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.

Список использованной литературы:

1. Вассерман Л. И., Трифонова Е. А., Щелкова О. Ю. Психологическая диагностика и коррекция в соматической клинике. - 2011.

2. Махнач А. Жизнеспособность человека и семьи. Социально-психологическая парадигма. - Litres, 2018.

3. Мотовилин О. Г. и др. Отношение к болезни пациентов с сахарным диабетом 1 и 2 типа // Сахарный диабет. - 2012. - №. 4.

4. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику: психологическое исследование. - Изд-во Моск. ун-та, 1987.

5. Рыльская Е. А. Жизнеспособность человека: понятие и концептуальные основы исследования // Сибирский психологический журнал. - 2009. - №. 31.

© Евдакимова Е.Е., Есенкова Н.Ю., 2018

УДК-1

Султанова А. О.

Студент,

Курский государственный медицинский университет, 305041, Российская Федерация, Курск, ул. Карла Маркса, 3;

e-mail:sultanowaann@yandex.ru Сурьянинова Т. И.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии, Курский государственный медицинский университет, 305041, Российская Федерация, Курск, ул. Карла Маркса, 3;

e -mail: Tat'yana_Sur'yaninova@mail. ru

РАЗРАБОТКА КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОПТИМИЗАЦИЮ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СТРАДАЮЩИХ АТОПИЧЕСКИМ ДЕРМАТИТОМ

Аннотация

В статье представлены основные блоки и методики коррекционной программы, направленной на оптимизацию детско-родительских отношений в семейной системе детей младшего школьного возраста, страдающих атопическим дерматитом. Освещены результаты исследования, направленного на выявление особенностей привязанности ребенка, страдающего атопическим дерматитом и функциональной диспепсией, к родителям. Также продемонстрированы результаты исследования типа семейных отношений, на основании которых была создана коррекционная работа.

Ключевые слова:

Атопический дерматит, функциональная диспепсия, младший школьный возраст, семейные отношения, детско-родительские отношения, коррекционная программа.

Введение

Семья - это место первичной социализации ребенка, и именно детско-родительские отношения являются одним из самых важных показателей развития социально активного ребенка и его становления как личности. В семье ребенок соотносит свое Я с Я других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. [6]

Согласно данным научно исследовательских работ, одной из причин, способствующих высокой

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.

заболеваемости среди детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста, является «дисбаланс в семейной системе, межличностных взаимоотношений в диаде «мать - ребенок», в триаде» мать - ребенок -отец». [2]

Сбалансированные семейные отношения являются условием оптимального развития личности и здоровья ребенка.[5]

Сплоченность и адаптация - характеристики сбалансированности семейной системы. Выявлено преобладание больных детей в семьях с низким уровнем семейной сплоченности. Напротив, в семьях характеризующихся сплоченностью больше здоровых детей. В семьях с низкой сплоченностью, возникает угроза распада, нарушения гомеостатического баланса. Психотравмирующие переживания ребенка по поводу возникшей угрозы являются фактором, способствующим трансформации нарушения в нервно-психическое или соматическое [4]

Качество привязанности матери и ребенка является еще одним важным фактором, влияющим на развитие психосоматических нарушений у детей. Результаты исследований показывают, что существует взаимосвязь между качеством привязанности и наличием психосоматического заболевания детей. [3]

Для детей с надежным типом привязанности, характерна высокая приспособляемость к стрессовым ситуациям, конструктивное реагирование на тревожащий фактор, менее выраженная ориентация на значимость других в оценке результатов своих поступков и мыслей. А для детей с ненадежным типом привязанности характерна склонность к ожиданию негативных оценок со стороны окружающих, поскольку имеют установку на восприятие мира как ненадежного и не вызывающего доверия, а, следовательно, эти дети более подвержены влиянию стрессовых факторов и не всегда способны конструктивно реагировать на возникающую тревогу. [1]

В семьях с детьми, страдающими атопическим дерматитом, дети с ненадежным типом привязанности отвергают или обесценивают важность межличностных отношений. У таких детей присутствует базовое недоверие к окружающим, переживания ненадежности окружающего и собственной уязвимости. [4]

Изучив научные статьи и литературу, посвященные межличностным отношениям детей младшего школьного возраста, страдающим атопическим дерматитом, можно сделать вывод о том, что главенствующую роль в возникновении заболевания играет система семейных отношений ребенка, в особенности отношения в диаде «мать-дитя». Нарушения привязанности, а также деструктивные типы внутрисемейного взаимодействия, в последствие проявляющиеся в новых средах, в которые входит ребенок по мере взросления, оказывают влияние на формирование социальной адаптации, на формирование ощущения границ, интереса и любознательности, чувство собственной значимости , самопринятия и здоровья.

Целью нашего исследования является изучить особенности семейной системы детей младшего школьного возраста, страдающих атопическим дерматитом, а также разработать программу психологической помощи, которая благоприятно скажется на динамике и течении заболевания.

Гипотезой нашего исследования являлось предположение о том, что у детей младшего школьного возраста, страдающих атопическим дерматитом, существуют особенности в уже сформированной привязанности к родителям, а также в типах семейных взаимоотношений по сравнению с показателями у детей, у которых в анамнезе нет психосоматического заболевания.

Исследование проводилось на базе ОБУЗ «Областная детская клиническая больница» г. Курска и МБОУ СОШ №33 г. Курска. В исследовании приняли участие дети в возрасте от 6 до 9 лет: экспериментальная группа - 40 человек, контрольная группа - 20 человек). В экспериментальную группу вошли дети 6-9 лет с диагнозом атопический дерматит и функциональная диспепсия, находящиеся на стационарном лечении в ОБУЗ «Областная детская клиническая больница». В контрольную группу вошли здоровые дети 6-9лет, обучающиеся в МБОУ СОШ №33 г. Курска.

Для реализации цели исследования мы использовали следующие методики: опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» FACES-3 (авторы: Д.Х. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави, адаптирован М. Перре), Шкала К. Керне на определение надежности привязанности ребенка к родителям.

Использовались следующие методы статистической обработки результатов: критерий и Манна-( 107 )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.

Уитни для оценки различий в уровне сплоченности и адаптации семейных отношений, а также надежности привязанности у детей с атопическим дерматитом и с функциональной диспепсией, каждая из групп сравнивалась с выборкой здоровых детей. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью программы StatSoft Statistica 6.0.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате исследования нами была выявлена взаимосвязь особенностей семейных отношений и типа привязанности с наличием психосоматического заболевания. Об этом свидетельствуют следующие показатели:

Анализ различий уровня семейной сплоченности в группе детей, страдающих атопическим дерматитом и группе здоровых детей (согласно критерию U Манна-Уитни) показал различия на высоком уровне статистической значимости (p =0,001481). Анализ в группе детей, страдающих функциональной диспепсией и в группе здоровых детей (согласно критерию U Манна-Уитни) показал различия на высоком уровне статистической значимости (p=0,001443). Анализ различий уровня семейной сплоченности в группе детей, страдающих атопическим дерматитом и в группе, страдающих функциональной диспепсией (согласно критерию U Манна-Уитни) показал отсутствие различий (p=0,494172). Анализ различий уровня семейной адаптации: между группами здоровых детей и детей, страдающих атопическим дерматитом (согласно критерию U Манна-Уитни) различия достигли уровня статистической значимости (р=0,020003); между группами здоровых детей и детей, страдающих функциональной диспепсией (согласно критерию U Манна-Уитни) различия семейной адаптации достигли высокого уровня статистической значимости (р=0,0029); между группами детей, страдающих атопическим дерматитом и детей, больных функциональной диспепсией) не было выявлено статистически значимых различий по семейной адаптации (р=0,694891). В результате исследования, направленного на выявление типа привязанности у детей, страдающих атопическим дерматитом, здоровых детей, а также детей, страдающих функциональной диспепсией, были выявлены следующие результаты: в группах детей, страдающих атопическим дерматитом и функциональной диспепсией достоверно чаще встречаются ненадежные типы привязанности по сравнению со здоровыми детьми (согласно критерию U Манна-Уитни, р=0,023904, р = 0,013003). Анализ результатов в группах детей, страдающих атопическим дерматитом и детей, больных функциональной диспепсией (согласно критерию U Манна-Уитни), показал отсутствие различий (p=1). В группе детей, страдающих атопическим дерматитом, частота встречаемости ненадежной привязанности составила 70%, в группе детей, страдающих функциональной диспепсией - 65%.

Выводы:

1) Психосоматические расстройства и заболевания тесно связаны с функционированием семейной системы, нозология этих расстройств и заболеваний, в нашем случае (функциональная диспепсия, атопический дерматит) не привносят каких-либо качественных изменений в ее функционирование с точки зрения сбалансированности семейных отношений.

2) У здоровых детей наиболее выражены разделенный и связанный типы семейной сплоченности, а также структурированный и гибкий типы семейной адаптации, что является показателем сбалансированности семейной системы. У больных детей более выражены разобщенный и сцепленный типы семейной сплоченности, а также ригидный и хаотичный тип семейной адаптации, что является показателем несбалансированности семейной системы.

3) У здоровых детей более выражен надежный тип привязанности к матери, а у больных детей более выражен ненадежный тип привязанности.

Опираясь на полученные данные, мы разработали коррекционно-развивающую программу, направленную на оптимизацию внутрисемейного взаимодействия, детско-родительских отношений детей младшего школьного возраста, страдающих атопическим дерматитом.

Цель коррекционной программы: оказание помощи детям, страдающим атопическим дерматитом, оптимизация детско-родительских отношений, коррекция типа привязанности.

Задачи:

1) Оказание поддержки родителям и детям, находящимся в ситуации болезни ребенка;

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.

2) Диагностика типа семейных отношений и типа привязанности;

3) Коррекция ненадежного типа привязанности;

4) Улучшение показателей сплоченности семьи;

5) Развитие адаптационных возможностей ребенка;

6) Выявление ресурсов и сильных сторон ребенка и родителей, которые необходимы для положительной динамики заболевания;

7) Устранение или облегчение симптомов заболевания.

Принципы коррекционной работы:

1) Непрерывность;

2) Рекомендательный характер;

3) Системность;

4) Личностно-центрированный подход.

Основные блоки коррекционной работы:

- диагностический блок - проводится на предварительном и на завершающем занятии.

- коррекционно-развивающий блок - собственно реализация коррекционной программы;

- консультативный блок - осуществляется в процессе коррекционной работы, личные рекомендации родителю и ребенку.

Организация занятий: цикл занятий включает в себя 10 встреч, занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю по 40-50 минут с участием родителей и ребенка.

Методические средства: коммуникативные игры, совместное выполнение задач арт - терапии, медитативные техники, ролевое моделирование, touch - методы с музыкальным сопровождением.

В начале совместной работы психолог знакомит клиентов с правилами, которые необходимо соблюдать в период реализации взаимодействия. Ими являются: правило «здесь и сейчас», подразумевающее необходимость говорить только об актуальных чувствах и эмоциях; конфиденциальность; говорить только от себя и о себе «правило Я - высказывания», а также уважительное отношение друг другу, обращение по имени и только во втором лице.

Диагностический блок включает в себя беседу с клиентами, наблюдение за особенностями месторасположения клиентов, контакта ребенка и матери, характера игровой деятельности ребенка, коммуникативными навыками, особенностями реагирования на тот или иной стимул матери и ребенка, а также такие количественные методы, как опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» FACES-3 (авторы: Д.Х. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави, адаптирован М. Перре), Шкала К. Керне на определение надежности привязанности ребенка к родителям, проективные методики «три дерева», «несуществующее животное».

Основными принципами, положенными в основу развития конструктивных форм семейной сплоченности и адаптации, являются принцип развития сотрудничества и партнерства в совместной деятельности детей и родителей, а также принцип соблюдения границ в межличностном общении и взаимодействии, принцип уважительного отношения к личности друг друга. Развитие надежного типа привязанности между матерью и ребенком опиралось на получение опыта безусловного принятия, эмпатии, умения говорить о своих чувствах, активно слушать ребенка и понимать его потребности.

Консультативный блок реализуется на протяжении 10 занятий, включая 2 диагностических, и осуществляется в зависимости от наличия конкретных запросов матери и ребенка или от совместного решения психолога и клиентов. Консультации могут быть направлены на решение актуальных задач клиентов, которые влияют на внутрисемейное взаимодействие.

Список использованной литературы:

1. Василенко Т.Д., Селин А.В., Черникова С.И «Особенности семейных отношений у детей младшего школьного возраста в ситуации психосоматического заболевания» , «Семья в современном мире», Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, - Курск: КГМУ, 2017, с. 221

2. Пчелинцева Е.В. «Медико-психологическое сопровождение детей психосоматического профиля в

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.

системе реабилитации», Азимут научных исследований: педагогика и психология,-2016г. С.189-192

3. Симоненко И.А. «Качество привязанности ребенка к матери как фактор развития психосоматических расстройств у детей», Российский научный журнал. 2011. № 5. С. 177-183.

4. Сурьянинова Т.И., Иванов Н.Э., Фетисова А.С «Особенностей семейных отношений и личности детей младшего школьного возраста больных атопическим дерматитом», «Семья в современном мире», Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, - Курск: КГМУ, 2017, с.335

5. Фетисова А.С., Сурьянинова Т.И. «взаимосвязь семейных отношений, статуса семьи и критичности самооценки с функциональной диспепсией у детей 8-12 лет», Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований №11, 2016, с.153

6. Фетисова Е.В., Рышкова А.В., Новичкова Т.А. «Роль семьи в воспитании личности ребенка: исторический аспект», «Семья в современном мире», Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, - Курск: КГМУ, 2017, с.157

© Султанова А. О., Сурьянинова Т. И. 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.