чения, мысли воспринимаются как детские, несерьёзные. Дети со зрительным дефектом представляются неприспособленными, неуспешными, открытыми дурным влияниям. Возможен строгий контроль и регламентирование поведения ребёнка с косоглазием и амблиопией, восприятие его неуспешным, несамостоятельным. Сильными сторонами данной группы являются принятие ребёнка с косоглазием и амблиопией, происходящих в нем перемен, чуткость и внимательность к различным проявлениям его в социуме. Слабыми же сторонами будут стремление «задержать» ребёнка с косоглазием и амблиопией в детстве, отсутствие поддержки чувства взрослости, отсутствие ориентации на успех.
Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г Эйде-миллер, Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская) позволяет раскрыть способы, которыми пользуются родители при воспитании ребёнка, а также определить модель воспитания. В том случае, если эта модель способствует возникновению или развитию патологических изменений личности ребёнка, методика даёт возможность определить причины, вызывающие данный тип воспитания (таблица 6).
Подводя итоги изучения межличностных контактов в семьях и моделей воспитания, используемых родителями детей с косоглазием и амблиопией, следует отметить, что отношения, которые устанавливает родитель с ребёнком с дефектом, осуществляются чаще всего в виде воспитательного процесса. Поэтому выбор родителем форм контакта с ребёнком и определяет модель его воспитания. В том случае, если родители принимают ребёнка, то его дефект заставляет их приспосабливаться как к особенностям ребёнка, так и его адаптировать к окружающей жизни и к своим требованиям. Отсюда преобладание потворствующей гиперпротекции как формы ухода за неприспособленным ребёнком (42%), что наиболее характерно для родителей, относящихся к группе «Сконцентрированные на детях».
Собранный нами фактический материал свидетельствует о том, что там, где рождается желание помочь, чаще формируется доминирующая гиперпротекция (21%) - группа родителей «Стремящиеся к изменениям», а там, где возникает страх или
Библиографический список
Таблица 6
Изучение воспитательских позиций родителей детей с косоглазием и амблиопией с помощью методики АСВ (п = 147)
Шкалы АСВ Количество родителей
1. Потворствующая гиперпротекция 42%
2. Доминирующая гиперпротекция 21%
3. Повышенная моральная ответственность 23%
4. Эмоциональное отвержение 10%
5. Жестокое обращение 0%
6. Гипопротекция 4%
неприятие недуга ребёнка, вырастает повышенная моральная ответственность (23%), для которой характерно сочетание высоких требований к ребёнку с косоглазием и амблиопией с пониженным вниманием к его потребностям, что соответствует группе родителей «Сохраняющие социальный уклад».
Таким образом, результаты нашего исследования показали актуальность разработки комплексной программы семейного воспитания детей со зрительной патологией, что обусловлено тем, что современная семья, в которой воспитывается ребенок с нарушением зрения, не выполняет роль базовой структуры, обеспечивающей максимально благоприятные условия для его оптимального развития и воспитания. К сожалению, во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребёнка, травмируя его незащищённую личность.
1. Ткачева В.В. Психолого-педагогическое изучение семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями развития. Психолого-педагогическая диагностика. Москва: Академия, 2013: 280 - 290.
2. Мороз Т.С. Психологические особенности благополучия в браке. Сборник трудов конференции, 06 - 07 апреля. Москва: РУДН, 2017: 234 - 239.
3. Слюсарская Т.В. Особенности родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Сборник трудов конференции, 23 - 25 ноября. Красноярск: КГТЭИ, 2012: 207 - 211.
4. Федоренко Ю.В. Технологии познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие профессионализма. 2016; № 1 (1): 216 - 217.
5. Альманах психологических тестов. Под ред. P.P. Римского и С.А. Римского. Москва: КСП, 2005.
References
1. Tkacheva V.V. Psihologo-pedagogicheskoe izuchenie sem'i, vospityvayuschej rebenka s otkloneniyami razvitiya. Psihologo-pedagogicheskaya diagnostika. Moskva: Akademiya, 2013: 280 - 290.
2. Moroz T.S. Psihologicheskie osobennosti blagopoluchiya v brake. Sbornik trudov konferencii, 06 - 07 aprelya. Moskva: RUDN, 2017: 234 - 239.
3. Slyusarskaya T.V. Osobennosti roditelej, imeyuschih rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Sbornik trudov konferencii, 23 - 25 noyabrya. Krasnoyarsk: KGT'EI, 2012: 207 - 211.
4. Fedorenko Yu.V. Tehnologii poznavatel'nogo razvitiya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Razvitieprofessionalizma. 2016; № 1 (1): 216 - 217.
5. Al'manah psihologicheskih testov. Pod red. P.P. Rimskogo i S.A. Rimskogo. Moskva: KSP, 2005.
Статья поступила в редакцию 24.11.17
УДК 159.9
Slusarskaya T.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia), E-mail: [email protected]
Fedorenko Yu.V., Cand. of Sciences (Psychology), Head of Department, National Research Institute of Additional Professional Education (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
FAMILY RELATIONS AND THE POSITION OF PARENTS OF CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT. The article presents the results of a research of the relation of children with visual impairment to parents and society are presented in article. The basis is the assumption that process of emergence of negative features of the personality is influenced not so much by specifics of all mental sphere of the child with visual impairment how many in considerable number of cases inadequate parental (family) positions in the attitude towards the child with visual pathology, as it has been proved by the received results. Key words: family, visual impairment, personal construct, family relations, preschool age.
Т.В. Слюсарская, канд. психол. наук, доц. каф. специальной психологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, г. Тула,E-mail: [email protected]
Ю.В. Федоренко, канд. психол. наук, зав. каф. дефектологии и специальной психологии Национального исследовательского института дополнительного профессионального образования, г. Москва, E-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ И СОЦИУМУ
В статье представлены результаты исследования отношения детей с нарушением зрения к родителям и социуму. Основанием явилось предположение о том, что на процесс возникновения негативных особенностей личности (тревожность, ранимость, отгороженность) влияет не столько специфика всей психической сферы ребёнка с нарушением зрения, сколько в значительном числе случаев неадекватные родительские (семейные) позиции в отношении к ребёнку со зрительной патологией, что и было доказано полученными результатами.
Ключевые слова: семья, нарушение зрения, личностный конструкт, семейные отношения, дошкольный возраст.
С момента принятия решения стать родителем и появлением в семье ребёнка с ограниченными возможностями здоровья происходит смена сформировавшегося ритма жизни, меняются привычки, появляются новые социальные роли и функции, возникают новые умения, навыки и качества. В потоке действий и эмоций начинает складываться определённое родительское отношение к ребёнку с дефектом, которое находит отражение в стиле детско-родительского взаимодействия и коммуникации [1].
Проблема детско-родительских отношений активно разрабатывается в психологических исследованиях. Социальную ситуацию развития, в т.ч. семейные отношения, изучали АА. Александров, О.А. Карабанова, Р Кэмпбелл, Г. Навайтис. С точки зрения типологии взаимоотношений данный вопрос рассматривали А.Я. Варга и В.В. Столин. Структуру родительского отношения к детям также изучали Х. Джайнотт, А.И. Захаров, Д.Я. Райго-родский, Т.Г. Филиппова, М.А. Хачатрян. Зависимость развития личности ребёнка от дисгармоничных стилей воспитания показана в работах А.Е. Личко и В.В. Юстицкиса, Э.Г. Эйдемиллера, а феномен семейной тревожности у детей изучали Е.Е. Малкова и А.М. Прихожан [2].
Актуальность разработки комплексной программы семейного воспитания ребёнка со зрительной патологией обусловлена тем, что современная семья, в которой воспитывается ребёнок с нарушением зрения, не выполняет роль базовой структуры, обеспечивающей максимально благоприятные условия для его оптимального развития и воспитания. К сожалению, во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребёнка, травмируя его незащищённую личность. Все эти аспекты и определили актуальность нашего исследования [3].
Целью нашего исследования явилось следующее: экспериментальным путём изучить эмоционально-личностную сферу ребёнка с нарушением зрения, его отношения к родителям и социуму.
Эксперимент проводился на базе групп компенсирующей направленности МБОУ «Центр образования № 29» города Тулы. В исследовании приняли участие 142 ребёнка с нарушением зрения в возрасте 5-7 лет, имеющие диагноз врача-офтальмолога «косоглазие и амблиопия» (с остротой зрения в пределах от 0,8 до 0,2 на лучше видящем глазу). Все дети с нормальным интеллектуальным развитием.
В диагностический блок исследования отбирались методики, соответствующие изучаемым параметрам, а также принципам валидности и надёжности. Методики отбирались таким образом, чтобы получаемые результаты были объективны и строго детерминированы: Методика «Межличностные отношения ребёнка» (Р. Жиль в адаптации И.Н. Гильяшевой); Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М.А. Панфилова); Проективный тест «Кинетический рисунок семьи» (А.А. Бодалев, В.В. Столин) [4].
Стимульный материал методики «Межличностные отношения ребёнка» (Р. Жиль в адаптации И.Н. Гильяшевой) состоит из 42 картинок и тестовых заданий. На картинках изображены жизненные ситуации, затрагивающие отношения ребёнка с другими людьми (члены семьи, ровесники, взрослые). В соответствии с инструкцией ребёнку с косоглазием и амблиопией предлагалось выбрать себе место среди изображённых людей. С помощью ответов можно получить информацию о конфликтных зонах в системе межличностных отношений ребёнка.
Количественные результаты, характеризующие личностные особенности детей с косоглазием и амблиопией и конкретно-личностные отношения детей указанной категории с другими людьми, представлены в таблицах 1 и 2.
Изучение личностных особенностей детей с помощью методики Р. Жиля выявило следующие характеристики: доминирование тревожности - 60%, отгороженности - 69%. Результаты психолого-педагогического наблюдения показывают, что тревожность и отгороженность детей с косоглазием и амблиопией проявлялась уже при первом контакте. Об этом свидетельство-
Таблица 1
Средние значения по шкалам личностных параметров
Высокий Средний Низкий
Показатель уровень, кол-во уровень, кол-во уровень, кол-во
в % в % в %
Любознательность 26% 50% 24%
Стремление к общению в больших группах детей 7% 36% 57%
Стремление к доминированию и лидерству в группах детей 0% 24% 76%
Конфликтность, агрессивность 29% 47% 24%
Реакция на фрустрацию (тревожность) 60% 21% 19%
Стремление уединению (закрытость, отгороженность) 69% 21% 19%
Таблица 2
Средние значения по шкалам конкретно-личностных отношений с другими людьми
Показатель Высокий уровень, кол-во в % Средний уровень, кол-во в % Низкий уровень, кол-во в %
Отношение к матери 60% 24% 16%
Отношение к отцу 12% 24% 64%
Отношение к матери и отцу 26% 50% 25%
Отношений к братьям и сестрам 9% 76% 15%
Отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам 29% 47% 24%
Отношение к подруге (другу) 0% 24% 76%
Отношение к учителю (воспитателю) 69% 21% 19%
вали: выражение глаз ребёнка (сензитивность, отказ от глазного контакта), робость, осторожность и неуверенность в осуществлении поведенческих актов, неуверенная осанка (сгорбленность, сутулость), стремление спрятаться за спиной взрослого.
Таким образом, в отношениях дошкольников с косоглазием и амблиопией с родителями и другими людьми наметились определённые тенденции:
- результаты экспериментальных данных подчёркивают высокую потребность всех детей с косоглазием и амблиопией в эмоционально-положительных контактах с родителями, их тепле и близости. В беседах дети тепло отзываются о родителях, часто скрывая их холодность и недостаток внимания и любви. У части детей отношения с родителями как доминирующие складываются лишь с каким-то одним родителем (чаще матерью - 60%), что свидетельствует, как правило, либо об отсутствии второго родителя в семье, либо о его холодном отношении к ребёнку с нарушением зрения. Вызывают особую настороженность данные о том, что у 64% детей с косоглазием и амблиопией образ отца в ответах вообще отсутствует. Некоторыми детьми образы отца и матери вообще не дифференцируются, а родители воспринимаются ими как нечто абстрактное (шкала «родители как чета» -24%).
- недостаточность и неадекватность родительско-детского общения проявляется в замещении родителей другими субъектами. Результаты анализа выполнения детьми экспериментальных заданий показывают, что в качестве самых близких им людей могут доминировать не родители, а другие лица: воспитатель (60%) братья, сестры (76%), бабушки и дедушки (29% и 47%). Это доказывает низкую значимость родителей в межличностных контактах детей.
Тест «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М.А. Панфилова) проводили неторопливо и обстоятельно., перечисляя страхи и ожидая ответов «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь».. Повторять вопрос о том, боится или не боится ребёнок, старались реже., тем самым избегая непроизвольного внушения страхов. При стереотипном отрицании всех страхов просили давать развёрнутые ответы типа «не боюсь темноты» или «б.ою.сь темноты» в отличие от «нет» или «да».. Взрослый, задающий вопросы, сидел рядом, а не напротив ребёнка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит всё как есть.
Количественные результаты, характеризующие преобладающие виды страхов у детей с косоглазием и амблиопией, представлены на рис. 1.
Результаты исследования проективной методики показали, что большие показатели у детей по шкалам: страх темно-
Ри с.1. Анализпреобладающихвидовстрахов у детейс косоглазием иамблиопией по методике выявления детских страхов «Страхи в домиках» {А.0. Затарлв, МЛ. ПаиДаловз)
ты и кошмарных снов - 59%, боязнь физического ущерба-55%, боязнь животных - 52%. Низкий показатель по шкале социально-опосредованные страхи (людей, детей, наказания, опоздания, одиночества) - 14%. Анализ общих результатов показал, что количество страхов у детей с косоглазием и амблиопией не соответствует возрастной норме: их число значительно больше (мальчики - 8 страхов, девочки - 11 страхов).
В целом, качественный анализ страхов в группе дошкольников с нарушениями зрения показал, что они обусловлены! эмоциями, носят возрастной., преходящий характер, это в основном ситуационные страхи, рождённые воображением или в результате испуга ребёнка, при этом отмечен высокий уровень тревожности (большее количество страхов всё-таки поселено в черный домик).. Приведём примеры выполнения методики дошкольниками с косоглазием и амблиопией с низким и высоким уровнями тревожности [5].
Михаил Д., имея высокий уровень тревожности, раскладывал страхи в домики, при этом испытывая трудности. Не мог объяснить, почему он положил «страх» в определённый дом. При выполнении задания начал плакать. На вопросы отвечал коротко «да - нет», «боюсь - не боюсь», наводящие вопросы игнорировал.
Ольга К., имея низкие показатели тревожности по данной методике, выполняла задание с энтузиазмом, помогала рисовать домики. На вопросы отвечала быстро, почти всегда объясняла, почему она выбрала тот или иной дом. Наводящие вопросы не требовались. На вопрос боишься ли ты уколов, она ответила: «да, это больно, вообще я боюсь ходить в больницу», положила страх в черный дом. А на вопрос, про боязнь темноты, она ответила: «нет, не боюсь, потому что знаю -мама или папа рядом и придут ко мне», положив этот страх в красный домик.
В любом случае преодоление возрастных и ситуационных страхов требует комбинированного подхода со стороны педагогов, психолога и родителей, поскольку они в ходе изменения характера общения с родителями, продуманной работы педагогов, вполне могут быть устранены в дошкольном возрасте даже у детей с нарушениями зрения.
Используя тест КРС («Кинетический рисунок семьи» (А.А. Бодалев, В.В. Столин), мы имели в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и позволяющей ребёнку с косоглазием и амблиопией анализировать, переосмыслять семейные отношения. Дошкольникам с нарушением зрения давалась инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Что обозначает слово «семья» дошкольникам не объясняли, так как этим искажается сама суть исследования. Если ребёнок спрашивал, что ему нарисовать, просто повторялась инструкция.
Количественные результаты, характеризующие взаимоотношения в семье у детей с косоглазием и амблиопией, вызывающие тревогу и показывающие, как он воспринимает других членов семьи и своё место среди них, представлены на рис. 2.
52% дошкольников с косоглазием и амблиопией продемонстрировали на рисунках благоприятную семейную ситуацию. В данных рисунках расположение всех членов семьи близкое друг к другу, они повернуты лицом к зрителю или друг другу; присутствует контакт рук, прорисованные кисти рук; наблюдается общая деятельность всех членов семьи. Изолированные члены семьи отсутствуют. Наблюдается хорошее качество линии, отсутствуют показатели враждебности.
Большинство дошкольников с косоглазием и амблиопией (67%) проявили тревожность в рисунках, которые имеют некоторые черты сходства. Позы людей статичны и однотипны: все замерли, все ждут и присматриваются, нет ли сигналов лнамси гсхщейся опасности. В рисунках отмечается склонность к штриховке. Так, горизонтальная штриховка означает женственность, слабость, склон-
Враждебность в семейной ситуации
12%
Чувство неполноценности
Конфликтность в семье
Тревожность
Благоприятная семейная ситуация
47%
26%
52%
67%
предъявлении детям темы рисунка, они некоторое время обдумывали содержание своей работы (1 - 1,5 минуты), как бы не решаясь её начинать. Затем в процессе выполнения задания задавали долол-нительные вопросы, на что ответ педагога был однозначен: «Как хочешь». Походу рисования у детей с высоким уровнем тревожности уменьшался темп и продуктивность рисовая ия.
У 47% детей с нарушениями зрения для рисунков характерен сильный нажим на карандаш, чрезмерное внимание деталям (пересчитывание пальцев рук), статичная поза человека, маленькая фигура, что говорит об эмоциональной зависимости, чувстве дискомфорта и скованности. Статичная поза человека также
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%
Рис. 2. Анализ преобладающих симптомокомплексов у детей с косоглазием и амблиопией
ность к воображению; штриховка отдельных элементов - сильно заштрихованные волосы, что указывает на тревожность ребенка (связанная с мышлением или воображением). Рисункам детей с высоким уровнем симптомокомплекса тревожности характерен сильный нажим на карандаш, о чём свидетельствует прода-вленность листа бумаги. О тревожности детей свидетельствует также чрезмерная детализация. Ноги нарисованных детьми с высоким уровнем тревожности людей широко расставлены, что свидетельствует об откровенном пренебрежении (неподчинении, игнорировании или незащищённости).
Рисункам детей характерно наличие линий основы земли, что свидетельствует о незащищённости, и линии неодинаковой яркости, что говорит о напряжении. Наряду с указанными общими чертами сходства можно отменить индивидуальные черты, присущие отдельно взятым рисункам. Так, в рисунке Ани Л. изображена туча, что говорит о боязливой тревоге, опасении, депрессии. Отсутствие ступней ног свидетельствует о замкнутости, робости ребёнка, отсутствие рук - чувство неадекватности при высоком интеллекте. Маленькие глаза свидетельствуют о погруженности в себя. Изображение ног неодинаковых размеров говорит об амбивалентности в стремлении к независимости. Человек, изображенный с видимыми нарушениями пропорций, указывает на отсутствие личного равновесия, а непропорционально длинные ноги - на сильную потребность к независимости и стремление к ней.
В процессе рисования дети с высоким уровнем тревожности часто обращались за поддержкой и одобрением взрослого. При
свидетельствует о чувстве неполноценности ребёнка и стремлении избегать конфликтных ситуаций. Наряду с этим чаще были изображены крупные, похожие на гвозди (шипы) пальцы, говорящие о враждебности. Также в рисунках этой группы детей с косоглазием и амблиопией встречались и такие особенности в процессе рисования, указывающие на тревожность, как исправление рисунка, штриховка, тучи.
Таким образом, анализ особенностей взаимодействия родителей с детьми с косоглазием и амблиопией, отражённый в результатах методик, а также в продуктах их деятельности, позволил сделать следующие выводы:
- родительская неадекватность в принятии ребёнка с косоглазием и амблиопией, недостаточность в эмоционально-теплых отношениях провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным миром и формируют дезадаптив-ные характерологические черты личности;
- недостаточность детско-родительских отношений, окрашенная в эмоционально-неблагоприятные оттенки (отвержение, изолированность, агрессия, страх) проявляется в промежутке от 23% до 65% случаев;
- у всех детей с косоглазием и амблиопией, принявших участие в экспериментальном исследовании, наблюдаются девиации в личностном развитии, обусловленные нарушениями межличностного взаимодействия и контактов. У дошкольников выявлены негативные личностные тенденции: тревожность -у 63%, отгороженность-у 58%.
Таким образом, экспериментальное исследование показало, что у детей с нарушением зрения наблюдаются выраженные негативные особенности в развитии личности, которые проявляются в виде тревожности, повышенной ранимости, отгороженности. На процесс возникновения данных особенностей личности влияет не столько специфика всей психической сферы ребёнка с нарушением зрения, сколько в значительном числе случаев неадекватные родительские (семейные) позиции в отношении к ребёнку со зрительной патологией.
Библиографический список
1. Мороз Т.С. Психологические особенности благополучия в браке. Сборник трудов конференции, 06 - 07 апреля. Москва: РУДН, 2017: 234 - 239.
2. Ткачева В.В. Семья ребёнка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование. Москва: Издательство «Книголюб», 2007.
3. Слюсарская Т.В. Особенности родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Сборник трудов конференции, 23 - 25 ноября. Красноярск: КГТЭИ, 2012: 207 - 211.
4. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001.
5. Федоренко Ю.В. Особенности эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающему миру у дошкольников с нарушением зрения. Известия Южного федерального университета. 2009; 4: 188 - 197.
References
1. Moroz T.S. Psihologicheskie osobennosti blagopoluchiya v brake. Sbornik trudov konferencii, 06 - 07 aprelya. Moskva: RUDN, 2017: 234 - 239.
2. Tkacheva V.V. Sem'ya rebenka s otkloneniyami v razvitii: Diagnostika ikonsul'tirovanie. Moskva: Izdatel'stvo «Knigolyub», 2007.
3. Slyusarskaya T.V. Osobennosti roditelej, imeyuschih rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Sbornik trudov konferencii, 23 - 25 noyabrya. Krasnoyarsk: KGT'EI, 2012: 207 - 211.
4. Rajgorodskij D.Ya. Prakticheskaya psihodiagnostika. Metodiki i testy. Samara: Izdatel'skij Dom «BAHRAH-M», 2001.
5. Fedorenko Yu.V. Osobennosti 'emocional'no-cennostnogo otnosheniya k sebe i okruzhayuschemu miru u doshkol'nikov s narusheniem zreniya. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. 2009; 4: 188 - 197.
Статья поступила в редакцию 27.11.17
УДК 159.9
Ustinova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Novokuznetsk Institute, Branch of Kemerovo State University
(Novokuznetsk, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF INDIVIDUALITY AND SUBJECTIVITY AS A BASIS OF SELF-DISSENTING THE ABILITIES OF THE OLD SCHOOLS AND STUDENTS. The research deals with problems of the modern education, the priority of which is often the increased standards and requirements, oriented to social standards. As a result, the ability of high school students and students to make independent choices is lost, developing their abilities, moving away from personal meanings. Therefore, the paradigm of the development of individuality as an ascension to sociocultural patterns, subjectivity, is proposed. The development of individuality is understood in the context of the discovery of its authenticity, authenticity. "The image of self' is an integrative characteristic of individuality. The development of individuality and subjectivity is seen as the basis for the disclosure of the abilities of adolescents. In the article a study is given, during which the peculiarities of understanding the high school students of their individuality as the basis for the disclosure of their resources and abilities are shown.
Key words: individuality, subjectivity, "image of self", ability, socio-cultural pattern.
О.А. Устинова, канд. психол. наук, доц. Новокузнецкого институт (филиала) «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И СУБЪЕКТНОСТИ КАК ОСНОВА РАСКРЫТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ
Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 17-06-00281«Пси-холого-педагогические предикторы результативности образования и механизмы самораскрытия способностей старшеклассников».
В статье рассматриваются проблемы современного образования, приоритетом которого часто выступают повышенные нормы и требования, ориентированные на социальные стандарты; в результате этого утрачивается способность старшеклассников и студентов делать самостоятельный выбор, развивая свои способности, уходя от личностных смыслов; поэтому предлагается парадигма развития индивидуальности как восхождения к социокультурным образцам, субъектности; развитие индивидуальности понимается в контексте обнаружения своей подлинности, аутентичности; «образ я» выступает интегративной характеристикой индивидуальности; развитие индивидуальности и субъектности рассматривается как основа самораскрытия способностей подростков; в статье приводится исследование, в ходе которого показываются особенности понимания старшеклассниками своей индивидуальности как основы раскрытия своих ресурсов и способностей.
Ключевые слова: индивидуальность, субъектность, «образ я», способности, социокультурный образец.
Современная стратегия образования направляет свои акценты на развитие индивидуальности обучающихся, раскрытии личностных ресурсов и способностей. Школьное образование включает в себя более широкие задачи, которые состоят не только в углубленном освоении знаний, умений и компетенций, в большей степени оно должно быть ориентировано на подлинное развитие индивидуальности и субъектности. Одним из важных результатов такого направления и выступает полнота и глубина самораскрытия способностей старшеклассников и студентов.
Осознание своей индивидуальности и субъектности, как правило, обнаруживается человеком в моменты кризисов, способствующих от человека самоопределения, выбора, принятия решений в контексте ценностей и смыслов.
Современная образовательная практика характеризуется возрастанием нормативности в отношении к человеку. Ориентированное на нормы образование способствует в большей степени отчуждению человека от самого себя, от собственного участия в своем образовании. В таком контексте для человека становятся не значимыми смыслы, через которые происходит построение авторства собственной жизни, а, следовательно, и осознанное раскрытие своих способностей.
Понимание нами индивидуальности, субъектности, способностей основывается на традиции отечественной психологии. Индивидуальность рассматривается нами как сущность человека, в которой разворачиваются и интегрируются индивидный, психологический и личностный (социальный) уровни. Во многих исследованиях в индивидуальности выделена духовная составляющая (Н.Я. Большунова) [1].
Индивидуальность определяется как «духовная сердцевина» человека, через обращение к которой уже в младенческом возрасте человек уже делает различения между «темным и светлым». Подлинное (духовное «Я»), свои смыслы человек как индивидуальность обнаруживает в созвучной себе форме духовности, обусловленной выбором «светлого» (выбором спасения), соизмеряя себя с абсолютными, объективными ценностями, с «горним» [2, с. 134], с «социокультурным образцом».
Опираясь, на подход Н.Я. Большуновой, развитие индивидуальности мы понимаем, как восхождение к социокультурным
образцам, к субъектности. Открытие личности своей индивидуальности, неповторимости связано с событием поступка. С точки зрения М.М. Бахтина [3], личность выступает субъектом поступа-ния. В поступке актуализируется авторство собственной жизни. Через открытие своей индивидуальности, человек обнаруживает границы «своего» внутреннего мира и мира «другого» [4]. Инте-гративной характеристикой индивидуальности и основой внутреннего мира человека выступает «образ - Я» [5]. Человек обнаруживает свою подлинность в пространстве культуры и духа. Отношения внутреннего мира человека с миром культуры и духа обусловлены особой целостностью строения внутреннего мира человека. По мнению Т.А. Флоренской [6], такая целостность достигается через диалог наличного и духовного Я. Для того, чтобы обнаружить свою подлинность, то каким человек является на самом деле, «для этого ему надо занять позицию вне себя, смотреть на себя глазами другого, со стороны». М.М. Бахтин называл это «вненаходимостью».
Подлинность «внутреннего мира» соотносится с категорией «ценностность», предлагаемая Н.И. Непомнящей. Ценностность понимается, как отражение субъектом области его существования, через которые происходит выделение им самого себя, своей личности, собственного Я [7]. По мнению Н.Я. Большуновой, О.А. Устиновой [8] подлинность понимается как аутентичность Я, переживание себя как себя, чувствование самого себя.
Индивидуальность понимается как интегративная характеристика человека. Личность - одна из сторон индивидуальности, ее социальная характеристика. Развитие индивидуальности осуществляется одновременно в нескольких пространствах: психологическом, социальном, социокультурном. Открытие своей подлинности, индивидуальности происходит в «со-бытии» поступка, при этом мерой поступка выступают социокультурные образцы. Социокультурные ценности проживаются, становятся личностно значимыми для человека, приобретают новые социокультурные смыслы. В диалоге с миром, в отношении к социокультурным образцам человеком актуализируется переживание ценностности индивидуальности «своего» внутреннего мира и мира «другого».
Основой внутреннего мира является «образ Я». «Образ Я» определяет внутренний мир индивидуальности, выступает как