ВЛИЯНИЕ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ
К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 1 2 Архипова Е.Г. , Вахтель С.Н.
1Архипова Елена Геннадьевна - воспитатель;
2Вахтель Светлана Николаевна - старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Звёздочка», г. Черногорск
Аннотация: в статье анализируются данные о типах родительских отношений к ребёнку с точки зрения педагогики и психологии, а также взаимосвязь типов родительских отношений и психологической готовности детей-дошкольников к обучению в школе.
Ключевые слова: психологическая готовность к школе, дошкольник, тип родительских отношений.
В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей. Связи «родители - ребёнок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, её актуального состояния и будущего развития.
Родительское отношение к ребёнку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей.
Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребёнка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребёнке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребёнком, характер приёмов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компонент.
Вопросы влияния типа взаимодействия с ребёнком на формирование личности ребёнка широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребёнка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребёнка. Влияние отношений родителей к детям на особенности их психосоциального развития, - согласно имеющимся данным, носит чрезвычайно многообразный характер. Учёные получили достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, тёплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, внимательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликтные ситуации. Им свойственно более адекватное осознание образа «Я», его целостность.
В семьях с авторитарным отношением родителей к детям формирование качеств затрудняется, сдерживается, искажается, а в ряде случаев становится невозможным.
В частности, рядом авторов подчёркивается, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений «мать - дитя» является основным патогенетическим фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Так, например, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера.
Гипопротекция - характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребёнке. При таком типе отношений ребёнок практически предоставлен самому себе, чувствуя себя брошенным.
Доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребёнка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу.
Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребёнка во всех его проявлениях. Может проявляться явно и скрытно в виде издёвок, высмеивания.
В исследованиях Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребёнка при совместном решении задач:
- сотрудничество (предполагает тип отношений, в которых потребности ребёнка учитываются, ему дают право «на автономию»);
- псевдосотрудничество (может осуществляться в разных вариантах, таких как доминирование взрослого, доминирование ребёнка);
- изоляция (полностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются);
- соперничество (характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавление инициативы ребёнка).
Несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво. Е.О. Смирнова и М.В. Быкова выделяют два противоположных момента в родительских отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определённых качеств).
Анализ исследований позволяет сделать следующие выводы о том, что взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско-родительских отношениях сказываются тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребёнку в семье.
Изучая влияние типа родительских отношений на уровень психологической готовности детей к школе, рассмотрим определение «готовность к школе».
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный, социальный.
Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитического мышления; возможность логического запоминания; умения воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
По мнению В.А. Аверина, психологическая готовность предполагает готовность интеллектуальную (требуемый уровень развития познавательных процессов); личностную (развитие мотивационной сферы); эмоционально-волевую (уровень эмоционального напряжения).
Очень важна личностная готовность. Она проявляется, прежде всего, в интересе к школе. Большое влияние на формирование мотивационной сферы дошкольника в этом возрасте оказывает игра. Начиная со среднего дошкольного возраста ребёнок с удовольствием играет в школу. Анализ этих игр показывает, что содержание с возрастом меняется. А также беседы с родителями, воспитателями формируют положительное отношение к школе, желание учится. У старших дошкольников появляются мотивы, выражающиеся в стремлении занять новую для них позицию школьника.
Рассматривая зависимость между типом родительского отношения к ребёнку и его психологической готовностью к обучению в школе, хочется отметить, что у тех родителей, чьё отношение к ребёнку характеризуется как симбиоз и кооперация (родители заинтересованы в делах и планах ребёнка), дети имеют высокий уровень готовности к обучению в школе, тогда как у родителей, чьё отношение характеризуется отвержением ребёнка или признанием за ним статуса «маленького неудачника», ребёнок имеет низкую психологическую готовность к обучению в школе.
Список литературы
1. Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста. Конспект лекций. СПб: Изд-во Михайлова В.А. 2000. С. 42- 53
2. Архипова Е.Г. Проблемы педагогики. № 6 (7), 2015. Изд-во «Проблемы науки». Москва. С. 24-27.
3. Гуткина Н.И. Психология. Готовность детей к обучению в школе. М.: НПО: Образование, 1996. С. 112-127.
4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: Владос, 2002. С. 75-82.
5. Практикум по возрастной психологии. / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. Спб: Речь, 2002. С. 53-69.
6. Шнайдер Л.Б. Основы семейной психологии. Москва - Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. С. 147-156.
7. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб: Питер, 2001.