Научная статья на тему 'Связь самооценки с изменением вариации сердечного ритма при припоминании наказания и поощрения у младших школьников'

Связь самооценки с изменением вариации сердечного ритма при припоминании наказания и поощрения у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
476
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / САМООЦЕНКА / СЕРДЕЧНЫЙ РИТМ / HEART RATE VARIABILITY / НАКАЗАНИЕ / PUNISHMENT / ПООЩРЕНИЕ / REWARD / SELF-ESTIMATION / EMOTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Буркова C. А., Николаева Е. И.

Целью исследования стало изучение связи самооценки с изменением вариации сердечного ритма при припоминании наказания и поощрения у младших школьников. В качестве испытуемых выступили 43 учащихся первых классов одной из гимназий Санкт-Петербурга в возрасте 7-8 лет. Сопоставляли результаты методики «Лесенка» и Дембо-Рубинштейна с особенностями вариационного размаха R-R-интервалов при припоминании детьми ситуаций поощрения и наказания. Показано, что адекватная самооценка у детей 7-8 лет связана с парасимпатической активацией при припоминании положительно окрашенных событий и симпатической при припоминании негативно окрашенных событий. Завышенная самооценка чаще встречается у детей с обратными реакциями. Методика «Лесенка» более точна для выявления адекватной самооценки, чем методика Дембо-Рубинштейна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Буркова C. А., Николаева Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relationship between self-estimation and a change in the heart rate variation in primary school children when they recallect punishments and rewards

The purpose of the work was to study the connection between self-estimation and a change in the heart rate variation in primary school children when they recollected either a punishment or a reward they had had. Forty-three pupils (7-8 yr) were the participants. The results of the «Ladder» and Dembo-Rubinstein tests were compared with the indices of the heart rate variation when the children were recollecting punishment or reward settings. Adequate self-estimation was associated with activation of the parasympathetic n. system under positive reminiscences and of the sympathetic n. system under negative ones. The «Ladder» test proved to be more effective in revealing adequate self estimation than that of Dembo-Rubinstein.

Текст научной работы на тему «Связь самооценки с изменением вариации сердечного ритма при припоминании наказания и поощрения у младших школьников»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ

РАБОТЫ

11. Haier, R. J. Cortical glucose metabolic rate correlates of abstract reasoning and attention studied with positron emission tomography / R. J. Haier // Intelligence. - 1988. - № 12. -Р. 199-217.

12. Neubauer, A. C. Intelligence and individual differences in becoming neurally efficient / A. C. Neubauer // Acta Psychologica. -2004. - Vol. 116. - P. 55-74.

13. Nikolaeva, E. Model of family discipline influence on child's heart rate / E. Nikolaeva // Health Psychology Review. - 2007. -Suppl. 1. - P. 45.

РЕЗЮМЕ

Е. И. Николаева, Б. В. Каменский

Специфика вариаций сердечного ритма в эмоциональной ситуации у дошкольников с высокими и низкими значениями коэффициента интеллекта

Целью исследования было сопоставить характеристики вариативности сердечного ритма у дошкольников с различным уровнем интеллекта. В обследовании принимал участие 31 ребенок, посещающий ГДОУ № 94 (17 девочек и 14 мальчиков) в возрасте от 5,11 до 7,2 года со второй и третьей группой здоровья. Дошкольники выполняли ассоциативный эксперимент в ситуации эмоционального подкрепления с помощью наказания (штрафа) и поощрения в виде конфет при параллельной регистрации частоты сердечных сокращений. У дошкольников с более высокими показателями интеллекта обнаружена более высокая активация симпатического звена вегетативной нервной системы при исполнении любых тестовых заданий. Положительное подкрепление не приводит к более эффективному выполнению ассоциативного тестирования у детей с низким интеллектом и ухудшает исполнение теста у детей с высоким интеллектом. Дети с высоким интеллектом имеют одинаковые результаты выполнения ассоциативного теста в ситуации внутренней мотивации и негативного подкрепления. Дети с низким интеллектом наилучшим образом выполняют тест при негативном

подкреплении. Эффективность выполнения ассоциативного теста зависит от активации симпатического звена вегетативной нервной системы у детей с низким интеллектом, у которых его активация в норме снижена. У детей с высоким интеллектом в фоне симпатическая активация выше и снижается только при положительном подкреплении.

Ключевые слова: дети, интеллект, сердечный ритм. S UMMARY

E. I. Nikolaeva, B. V. Kamensky

Specificity of cardiac rhythm variations in emotional situations in preschool children with high and low values of

IQ

The purpose of the research was to compare characteristics of cardiac rhythm variability in preschool children with various IQ. Thirty-one children were the participants (17 girls and 14 boys, 5.117.2 years old). The children performed the associative experiment in situations of emotional reinforcement (punishment or reward) with electrocardiography being done in parallel. Higher activation of the sympathetic part of the vegetative nervous system was found in children with higher IQs. The positive reinforcement did not lead to more effective performance of the associative test by children with low IQs and worsened performance of the test by children with high intelligence. Children with high IQs had identical results of performance of the associative test in situations of internal motivation and in negative reinforcement. Children with low IQs were the best in the test with negative reinforcement. Efficiency of performance of the associative test depends on activation of the sympathetic part of the vegetative nervous system in children with low IQs.

Key words: creativity, heart rate variability, preschool children.

Работа поддержана грантами РГНФ № 07-06-0414а и № 07-06-00469.

О С. А. Буркова, Е. И. Николаева, 2008 г УДК 616.172.2:370.54]:371.21

С. А. Буркова, Е. И. Николаева

СВЯЗЬ САМООЦЕНКИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ВАРИАЦИИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ПРИ ПРИПОМИНАНИИ НАКАЗАНИЯ И ПООЩРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

ВВЕДЕНИЕ

Большинство младших школьников при адаптации к школе не способны сформулировать те эмоциональные переживания, которые возникают у них в процессе обучения. Это крайне затрудняет возможность раннего выявления дезадаптации. Одним из самых очевидных показателей, помогающих на ранних этапах оценить первые

признаки дезадаптации, можно считать самооценку. Самооценка - одна из активно разрабатываемых проблем в психологии [1-4, 7, 15, 16]. Но при кажущейся разработанности данной темы, множестве исследований, посвященных ей, невыясненным остается целый ряд вопросов, среди которых - методы определения самооценки.

В имеющихся методах выявления самооценки («Лесенка», методики Будасси и Дембо-Рубинштейна) субъективность человека, дающего самооценку, накладывается на субъективность исследователя, определяющего, насколько и чему эти результаты адекватны, имеют ли они среднее, низкое и высокое значение. При кажущейся очевидности понятия точная научная его реализация представляется крайне сложной.

Особенно явственно встает эта проблема, когда исследователь обращается к детской самооценке: у ребенка нет опыта, не сформирована (или очень ограничена) система ценностей, успехи его слишком ничтожны в сравнении с успехами окружающих взрослых (и ни один ребенок не согласится сравнивать себя с детьми, а не с взрослыми), у него нет идеального образа «я», а «я»-концепция слишком неопределенна, чтобы реагировать на результат деятельности. Безусловно, самооценка ребенка во

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XV • №4 • 2008

многом основана на представлениях о нем его родителей [3, 16], а не на собственной оценке.

В связи с этим возникает потребность связать самооценку с каким-то более надежным параметром, объективно фиксирующим состояние ребенка. Подобным параметром, с нашей точки зрения, может быть особенность вариаций сердечного ритма ребенка при припоминании эмоциональных событий. Именно поэтому целью нашего исследования стало изучение связи самооценки с изменением вариации сердечного ритма при припоминании наказания и поощрения у младших школьников.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве испытуемых выступили 43 учащихся первых классов одной из гимназий Санкт-Петербурга, в возрасте 7-8 лет.

Диагностическое исследование включало два блока методов. Первый блок связан с описанием самооценки детей:

1) «Лесенка» (В. Г. Щур, 1982) - проводится с целью выяснения самооценки ребенка, представлений ребенка об отношении к нему других людей (в особенности близких родственников) [14];

2) методика изучения самооценки Дембо-Рубинштей-на. Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности [12, 17];

3) оценка вариабельности сердечного ритма ребенка в эмоциональной ситуации. Запись электрокардиограммы (ЭЭГ) в отведении «рука-рука» проводилась с помощью программно-аппартного комплекса «Омега-М», оценивающего вариабельность сердечнго ритма.

В процессе записи ЭКГ каждому ребенку предлагалось устно ответить на вопросы экспериментатора, кото-

Распределение детей 7-8 лет по уровням самооценки согласно методикам Дембо-Рубинштейна и «Лесенка». Различие в числе детей, имеющих адекватный уровень по двум методам, составляет р<0,07, критерий Фишера

рые касались системы наказания и поощрения в семье. Вопросы были взяты из детского варианта «Вопросника осознанности использования системы поощрения и наказания в семье» [9]. Вопросы касались не столько используемых методов, сколько чувств, переживаемых всеми участниками семейных событий. Производилось последовательно 3 записи по 300 R-R-интервалов. Сначала записывали фоновую ЭКГ, а затем 300 интервалов в процессе припоминания ребенком сначала событий одного знака, потом другого. Детей разделили поровну: одни сначала припоминали положительно окрашенные события, потом - отрицательные. Другая группа детей - в обратной последовательности. Это было сделано для того, чтобы последовательность припоминания положительных событий не оказывала влияния на результаты. В данной работе мы анализировали вариабельность сердечного ритма по величине вариационного размаха - показателя, который вычисляется как разница между максимальным и минимальным значениями R-R-интер-валов. Вариационный размах рассматривают как парасимпатический показатель. Чем он выше, тем сильнее выражено влияние вагуса на ритм сердца.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Наиболее ярким результатом при определении самооценки был факт различия результатов, полученных с помощью наиболее распространенных методик Дембо-Рубинштейн и «Лесенка» в первых классах гимназии (рисунок). Если методика Дембо-Рубинштейн выделяет большее число детей с завышенной самооценкой, то методика «Лесенка» дает большее число адекватных самооценок.

Такие различия в результатах можно объяснить спецификой каждой методики, направленностью их на изучение разных аспектов предложенного сложного явления, ситуативностью детской самооценки. При более детальном рассмотрении можно видеть, что методика Дембо-Рубинштейн дает больший разброс уровней - по ее результатам выявлены все 3 уровня самооценки, среди которых наиболее часто встречается высокая самооценка. Результаты методики «Лесенка» представлены только двумя уровнями - высоким и средним, причем на каждом из них примерно равное число детей.

Анализ вариационного размаха R-R-интервалов в процессе припоминания ситуаций поощрения и наказания представлен в табл. 1. Мы разделили детей на две группы по особенностям вариационного размаха в процессе припоминания ими поощрения и наказаний. В одной группе вариационный размах был больше при припоминании положительно окрашенных событий (23 ребенка), в другой - при припоминании отрицательно окрашенных событий. Мы предполагали, что первая группа детей имела большее включение симпатического звена вегетативной нервной системы при припоминании негативно окрашенных событий; вторая - при припоминании положительно окрашенных.

уровень уровень

□ Дембо-Рубинштейн Н "Лесенка"

ОРИГИНАЛЬНЫЕ

РАБОТЫ

Из табл. 1 видно, что при величине вариационного размаха, большей при поощрении (ребенок радостно вспоминает о поощрении и немного напрягается при наказании), большая часть детей имеет адекватную самооценку. Но при величине размаха вариаций сердечного ритма при поощрении меньшей, чем при наказании (ребенок неярко реагирует на поощрение, но при наказании у него отмечается бурная вегетативная реакция), большинство детей, согласно всем методикам, имеет завышенную самооценка, очень мало детей имеют адекватную самооценку, и есть дети с заниженной самооценкой.

Следовательно, вариационный размах R-R-интервалов в эмоциональной ситуации (каковым является припоминание ситуаций поощрения и наказания) является объективной характеристикой, позволяющей предсказать вероятность адекватной самооценки у ребенка.

В табл. 2 представлена средняя величина самооценки по обеим методикам у испытуемых двух групп. Оказалось, что, согласно методике «Лесенка», самооценка больше в группах детей, у которых вариационный размах R-R-интервалов больше при наказании, чем при поощрении. Однако это различие значимо только для этой методики. По второй методике различий не было.

Корреляционный анализ обнаружил значимую связь между методиками у детей, у которых вариационный размах R-R-интервалов больше при припоминании негативно окрашенных событий (0,95 по критерию Стьюдента). Однако подобной связи не было выявлено между этими методиками у детей, у которых вариационный размах R-R-интервалов был больше на положительно окрашенные стимулы.

Нам представляются весьма значимыми полученные результаты. Что значит для ребенка завышенная или адекватная самооценка? И какой она должна быть? Часто говорится о том, что и у ребенка 7-8 лет завышенная самооценка - это положительный знак. Нам представляется, что завышенная самооценка у дошкольников вполне возможна, поскольку они пока не могут сравнивать свои результаты с другими детьми. Однако начав обучаться в первом классе, ребенок видит различие в своих результатах и результатах других детей. И тогда завышенная самооценка может быть компенсаторным механизмом, позволяющим ребенку пережить стресс, обусловленный трудностью адаптации в школе. В таком случае объективным коррелятом эффективного эмоционального реагирования будет большая расслабленность при восприятии и припоминании положительно окрашенных событий и большая напряженность при восприятии негативных событий.

ВЫВОДЫ

1. Адекватная самооценка у детей 7-8 лет связана с парасимпатической активацией при припоминании положительно окрашенных событий и симпатической - при припоминании негативно окрашенных событий. Завышенная самооценка чаще встречается у детей с обратными реакциями.

Таблица 1

Связь самооценки с величиной вариационного размаха R-R-интервалов в процессе припоминания ситуаций поощрения и наказания

Уровень самооценки, %

Методика изучения самооценки ВСР при поощрении меньше, чем при наказании ВСР при поощрении больше, чем при наказании

высокий средний низкий высокий средний низкий

"Лесенка" 72,7 27,3 0 47,4 52,6 0

Дембо-Рубинштейна 81,8 13,6 4,6 84,2 15,8 0

Таблица 2 Средняя величина самооценки по двум методикам у детей двух групп

Среднее значение по самооценке

Методика изучения самооценки дх при поощрении меньше, чем при дх при поощрении больше, чем при

наказании наказании

"Лесенка" 2,8 * 2,6

Дембо-Рубинштейна 2,9 2,7

* - различия между группами с уровнем значимости 0,05 (критерий Стьюдента).

2. Методика «Лесенка» более точна для выявления адекватной самооценки, чем методика Дембо-Рубинштейна.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев, Б. Г. К постановке проблем детского самосознания / Б. Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. - 1948. - Вып. 18. - С. 232-244.

2. Белобрыкина, О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших школьников / О. А. Белобрыкина // Вопросы психол. - 2001. - № 4. - С. 31-38.

3. Бернс, Р. Я-концепция и Я-образы : Самосознание и защитные механизмы личности / Р. Бернс. - Самара : Бахрах, 2003.

4. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психол. - 1979. - № 4. - С. 22-23.

5. Галлеев, А. Р. Вариабельность ритмов сердца у здоровых детей в возрасте 6-16 лет / А. Р. Галлеев, Л. Н. Игишева, Э. М. Ка-зин // Физиология человека. - 2002. - № 4. - С. 341-347.

6. Исаев, Д. Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. - Л. : Просвещение, 1979.

7. Каменская, В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии / В. Г. Каменская. - М. : Форум-Инфра-М, 2005.

8. Наследов, А. Д. Применение математических методов в психологии : учеб. пособие / А. Д. Наследов, С. Г. Тарасов. - СПб. : Питер, 2001.

9. Николаева, Е. И. Сравнительный анализ представлений детей и их родителей об особенностях поощрения и наказания в семье / Е. И. Николаева // Психология : Журн. высшей школы экономики. -2006. - Т. 3. - № 2. - С. 118-125.

10. Николаева, Е. И. Психофизиология: психологическая физиология с основами физиологической психологии : учебник // Е. И. Николаева. - М. : ПЕРСЭ ; Логос, 2003.

11. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. - М. : Владос ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2001.

12. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогов. - М., 1995.

13. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина. - М. : Академия, 2005.

14. Степанов, С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста / С. С. Степанов. - М.: Памятник исторической мысли, 1995.

15. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. - М. : Педагогика, 1983.

16. Фолкэн, Ч. Т. Психология - это просто / Ч. Т. Фолкэн. - М. : Гранд, 2002.

17. Худик, В. А Диагностика детского развития : методы исследования / В. А. Худик. - Киев : Освита, 1992.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XV • N04 • 2008

РЕЗЮМЕ

С. А. Буркова, Е. И. Николаева

Связь самооценки с изменением вариации сердечного ритма при припоминании наказания и поощрения у младших школьников

Целью исследования стало изучение связи самооценки с изменением вариации сердечного ритма при припоминании наказания и поощрения у младших школьников. В качестве испытуемых выступили 43 учащихся первых классов одной из гимназий Санкт-Петербурга в возрасте 7-8 лет. Сопоставляли результаты методики «Лесенка» и Дембо-Рубинштейна с особенностями вариационного размаха R-R-интервалов при припоминании детьми ситуаций поощрения и наказания. Показано, что адекватная самооценка у детей 7-8 лет связана с парасимпатической активацией при припоминании положительно окрашенных событий и симпатической - при припоминании негативно окрашенных событий. Завышенная самооценка чаще встречается у детей с обратными реакциями. Методика «Лесенка» более точна для выявления адекватной самооценки, чем методика Дембо-Рубинштейна.

Ключевые слова: дети, самооценка, сердечный ритм, наказание, поощрение.

S UMMARY

S. A. Burkova, E. I. Nikolaeva

Relationship between self-estimation and a change in the heart rate variation in primary school children when they recallect punishments and rewards

The purpose of the work was to study the connection between self-estimation and a change in the heart rate variation in primary school children when they recollected either a punishment or a reward they had had. Forty-three pupils (7-8 yr) were the participants. The results of the «Ladder» and Dembo-Rubinstein tests were compared with the indices of the heart rate variation when the children were recollecting punishment or reward settings. Adequate self-estimation was associated with activation of the parasympathetic n. system under positive reminiscences and of the sympathetic n. system under negative ones. The «Ladder» test proved to be more effective in revealing adequate self estimation than that of Dembo-Rubinstein.

Key words: self-estimation, heart rate variability, reward, punishment, emotions.

О В. П. Новикова, С. В. Азанчевская, А. Н. Петровский, 2008 г УДК 616.33-002-036.12-053

В. П. Новикова, С. В. Азанчевская, А. Н. Петровский

КЛИНИКО-МОРФОЛОГИЧЕ-СКИЕ ОСОБЕННОСТИ НР-НЕАССОЦИИРОВАННОГО ХРОНИЧЕСКОГО ГАСТРИТА У ПАЦИЕНТОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия; Городское патологоанатомическое бюро; Санкт-Петербургская государственная медицинская академия имени И. И. Мечникова

ВВЕДЕНИЕ

Последнее десятилетие ознаменовалось увеличением количества наблюдений хронического гастрита, заболеваемость которым достигла 22,4 % [1, 7]. По данным различных авторов, частота хронических гастритов, неассоциированных с НР, в разных странах колеблется в пределах 30-50 % у детей [7, 8] и около 10 % у взрослых [1-3]. Аутоиммунный гастрит встречается в 5 % случаев; у 73 пациентов с ним связаны атрофические изменения, особенно у пожилых людей [1, 2]. Процент выявления редких форм гастрита - лимфоцитарно-го, Крон-гастрита и других - невелик. В большинстве случаев этиология нехеликобактерного гастрита остается неуточнен-ной и диагностируется идиопатический гастрит [1, 3].

В последние годы получил широкое распространение атрофический гастрит, а также неполная кишечная мета-

плазия и дисплазия эпителия, т. е. предопухолевые состояния и изменения, которые сопровождаются значительным риском возникновения неопластической трансформации слизистой оболочки желудка [1-3]. Заслуживает также внимания тот факт, что у 40-60 % взрослых пациентов заболевание начинается в детском возрасте [7, 8]. Наблюдается также тенденция к утяжелению воспалительного процесса, увеличению удельного веса эрозивных, субатрофических и атро-фических форм, в том числе атрофических поражений тела желудка у детей. Большинство авторов связывает эти особенности с действием хеликобактерной (НР) инфекции. Темпы прогрессирования атрофического гастрита при НР-ин-фицировании составляют 10 % - через 2 года, 20 % - через 4 года и 70 % - через 8 лет [ 4 ]. Не исключается роль аутоиммунного гастрита в генезе атрофического гастрита у детей [5, 6]. При этом можно утверждать, что морфологическая картина слизистой оболочке желудка при нехелико-бактерном (идиопатическом ) гастрите изучена недостаточно, особенно в возрастном аспекте.

Целью нашей работы явилось изучение возрастной динамики атрофических изменений слизистой оболочки тела желудка у пациентов с НР-неассоциированным гастритом и сопоставление полученных данных с признаками аутоиммунного процесса.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами были обследованы 110 больных в возрасте от 6 до 80 лет, страдающих морфологически верифицированным хроническим гастритом и не инфицированных НР. Отрицательный НР-статус был установлен на основании негативных результатов бактериологического, цитологического, гистологического, биохимического и серологического методов. Все пациенты были разделены на две группы. В первую из них вошли дети в возрасте от 6 до

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.