ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кузьмина К. Е. Детско-родительские отношения как фактор развития представлений подростка о самом себе //Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15406. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15406.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15406
УДК 159.923.2
Кузьмина Ксения Егоровна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск [email protected]
Детско-родительские отношения как фактор развития представлений подростка о самом себе
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей самоотношения и самооценки подростков из семей с разным типом детско-родительских отношений. Показано, что принятие ребенка и кооперация с ним способствуют формированию у него адекватной самооценки и позитивного самоотношения, отношение к ребенку как к «маленькому неудачнику», отчужденность, чрезмерный контроль, симбиоз искажают его представления о самом себе. Ключевые слова: детско-родительские отношения, подростковый возраст, «Я-образ», самоотношение, самооценка, уровень притязаний.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Детско-родительские отношения являются одним из основных факторов формирования представлений подростка о себе. Под влиянием внешней оценки взрослых у взрослеющего человека формируются представления о самих себе («Я-образ»), самооценка, самоотношение, а также самосознание в целом. Поэтому остается актуальным выявление и описание психологических особенностей влияния детско-родительских отношений на оценку подростком своих качеств.
Подростковый возраст - важный этап становления самосознания личности (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн и др.) [1-3]. Основным новообразованием этого периода является развитая, дифференцированная система представлений о себе [4], обозначаемая в научной литературе как «Я-концепция» или «Я-об-раз» (К. Роджерс, Э. Бернс, И. С. Кон) [5; 6].
Для развития позитивной самооценки и дифференцированного «Я-образа», по мнению ученых (А. Я. Варга, В. В. Столин, А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстиц-кис и др.), необходима эмоциональная вовлеченность родителей в жизнь ребенка [7]. Формированию адекватной самооценки подростка способствуют доверительные, теплые отношения с родителями, сочетающие в себе требовательность с уважением и относительной автономией подростка. Низкая самооценка, чувство собственной изолированности и ненужности, малая социальная активность и неудовлетворенность в межличностных контактах возникают тогда, когда у детей есть негативный опыт отношений в своей семье - преобладание «воспитательных» воздействий над непосредственным эмоциональным отношением, наказание как основной способ контроля, непоследовательность требований [8].
С целью расширения знаний об отношениях между детьми и родителями в семье и о степени влияния этих отношений на становление ребенка как личности нами было проведено исследование, которое заключалось в изучении особенностей самооценки и самоотношения у подростков из семей с разным типом детско-родительских отношений.
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кузьмина К. Е. Детско-родительские отношения как фактор развития представлений подростка о самом себе //Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15406. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15406.htm. - ISSN 2304-120X.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия № 1 им. Н. М. Пржевальского» г. Смоленска. В качестве респондентов выступали 20* подростков 14-15 лет и их родители. Возраст участников - от 13 лет и 11 месяцев до 15 лет и 2 месяцев. Пол исследуемых - 10 мальчиков и 10 девочек.
Исследование самооценки проводилось по методике Дембо - Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан [9]. Методика предполагает оценку уровня притязаний, самооценки и соотношения уровня притязаний и самооценки личности.
Результаты, полученные в ходе проведения исследования по методике, свидетельствуют о том, что у большинства подростков наблюдается средний уровень самооценки - 80%. Только у двух (10%) человек самооценка низкая, а у других двух (10%) - высокая. В отношении уровня притязаний получены менее благоприятные результаты: четыре человека (20%) имеют неадекватно завышенный уровень притязаний, два человека (10%) - заниженный уровень притязаний. У 60% испытуемых (12 человек) уровень притязаний и уровень самооценки находятся в оптимальном соотношении - благоприятном для развития личности. У одного подростка (5%) уровень притязаний и самооценка на одном уровне. В этом случае требуется повышение уровня притязаний. У семи человек (35%) очень сильное расхождение: уровень притязаний намного выше уровня самооценки, что может привести к внутреннему напряжению.
Самоотношение подростков изучалось с помощью опросника самоотношения (ОСО) В. В. Столина [10]. Опросник самоотношения представляет собой многомерный психодиагностический инструмент, основанный на принципе стандартизованного самоотчета.
В основе опросника - разработанная В. В. Сталиным [11] иерархическая модель структуры самоотношения. Согласно этой модели в самоотношении личности можно выявить три уровня, отличающихся по степени обобщенности:
- глобальное самоотношение;
- самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
- уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я» (самоуверенность; отношение других; самопринятие; саморуководство, самопоследовательность; самообвинение; самоинтерес; самопонимание).
Первичный анализ данных показал, что у достаточно большого числа (65%) обследованных нами подростков имеются трудности в области самоотношения и формирования дифференцированной позитивной системы представлений о себе.
Особенности детско-родительских отношений в семьях обследованных подростков изучались с помощью опросника родительского отношения А. Я. Варги и В. В. Столина. Под родительским отношением авторы [12] понимают систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Оценка проводится по пяти шкалам:
1. Принятие/отвержение ребенка. Эта шкала показывает общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
Исследование проводилось в параллели 8-х классов (всего 87 учеников), однако для анализа были отобраны результаты обследования всего 20 подростков и их родителей, которые соответствовали требованиям достоверности и правдоподобности.
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кузьмина К. Е. Детско-родительские отношения как фактор развития представлений подростка о самом себе //Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15406. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15406.htm. - ISSN 2304-120X.
3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый с помощью ребенка компенсировать свои личностные проблемы. Например, одинокая женщина может трансформировать любовь к мужчине в чрезмерное внимание и заботу к ребенку.
4. Контроль. Данная шкала характеризует степень контроля взрослыми поведения и деятельности ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
5. «Маленький неудачник». Эта шкала показывает отношение к неудачам ребенка: как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.
Всего в исследовании приняло участие 20 семей, из них две неполные семьи. Поэтому было обследовано 38 родителей (20 женщин и 18 мужчин). Вывод о преобладающем типе детско-родительских отношений в семье делался на основе сопоставления показателей обоих родителей, в неполных семьях - на основе показателя матери.
В изучаемых семьях (n = 38) преобладают семьи с типом родительского отношения «кооперация» (45%), 10% матерей и 5% отцов считают своих детей «маленькими неудачниками», 5% матерей и 15% отцов слишком контролируют своих детей (авторитарная гиперсоциализация), 25% матерей и 5% отцов выстраивают с детьми симбиотические отношения (удовлетворяют свои потребности во внимании, заботе, уважении и т. п.). Иными словами, 40% матерей и 20% отцов (по нашей выборке) проявляют к своим детям неблагоприятные для развития личности подростка отношения.
Мы сравнили данные, полученные по опроснику родительского отношения, с данными, полученными в ходе проведения исследования самооценки подростков по методике Дембо - Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан, и самоотношения подростков с помощью опросника В. В. Столина.
Испытуемые были разделены на две группы. Согласно точке зрения А. Я. Варги и В. В. Столина [13], благоприятными для развития личности подростка являются лишь отношения кооперации и принятия ребенка, поэтому мы разделили испытуемых на тех, у кого отношения с родителями можно считать благоприятными для личностного развития ребенка, и тех, у кого в семье детско-родительские отношения могут тормозить или искажать личностное развитие ребенка. Таким образом, в одну группу вошли подростки, чьи отношения с родителями носят характер кооперации и принятия (12 человек). В другую группу (8 человек) вошли подростки, по отношению к которым родители проявляют дистанцированность, завышенные требования, симбиотические отношения (высокие показатели по шкалам «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник», «симбиоз»).
Далее проводилось сравнение этих двух групп по показателям методики Дембо -Рубинштейн и опросника самоотношения В. В. Столина. Различия между группами по степени выраженности отдельных показателей по методике В. В. Столина подтверждались с помощью статистического критерия Манна - Уитни (см. табл. 1) [14]. То, что в группе с неблагоприятными для личностного развития ребенка детско-родительскими отношениями преобладают неадекватные самооценки и завышенный или заниженный уровень притязаний, было показано с помощью критерия ф* угловое преобразование Фишера (см. табл. 2) [15].
Анализ значений критерия Манна - Уитни позволяет заключить, что у подростков из семей, где преобладает неблагоприятное в плане развития личности подростка родительское отношение, показатели самоотношения (самоуважение, самоуверенность, самопринятие, самопринятие, самоинтерес) статистически значимо ниже, чем у подростков с благоприятным родительским отношением.
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кузьмина К. Е. Детско-родительские отношения как фактор развития представлений подростка о самом себе //Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15406. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15406.htm. - ISSN 2304-120X.
Значения критерия Манна - Уитни для шкал опросника самоотношения В. В. Столина (п = 20)
Таблица 1
Шкалы опросника Средние по группе Значения критерия икрит = 26, р < 0,05 икрит = 17, р < 0,01 Уровень значимости
Неблагоприятные (для развития личности подростка) детско-родительские отношения Благоприятные (для развития личности подростка) детскородительские отношения
S - глобальное самоотношение 48,4 56,2 23 р < 0,05
I - самоуважение 44,1 60,0 12 р < 0,01
II - аутосимпатия 48,8 55,7 30 р < 0,05
III - ожидаемое положительное отношение от других 67,9 52,3 5 р < 0,01
1 самоуверенность 40,4 61,4 3 р < 0,01
2 - отношение других 69,5 56,1 19 р < 0,05
3 - самопринятие 41,8 59,9 12 р < 0,05
4 - саморуководство 39,0 62,3 5 р < 0,01
5 - самообвинение 64,5 43,7 3 р < 0,01
6 - самоинтерес 44,8 59,1 23 р < 0,05
7 - самопонимание 51,3 56,9 29 р < 0,05
Таблица 2
Значения критерия ф* угловое преобразование Фишера для показателей методики Дембо - Рубинштейн (п = 20)
Показатели методики Дембо - Рубинштейн Неблагоприятные (для развития личности подростка) детско-родительские отношения Благоприятные (для развития личности подростка) детскородительские отношения Значения критерия Фишера Уро- вень значи- мости
Arcsin ф Arcsin ф
Уровень притязаний Нет эффекта 12,5 75 3,0184 р < 0,01
Есть эффект 87,5 2,419 25 1,047
Уровень самооценки Нет эффекта 62,5 91,7 1,6148 р < 0,05
Есть эффект 37,5 1,318 8,3 0,584
Соотношение самооценки и уровня притязаний Нет эффекта 25 83,4 2,7610 р < 0,01
Есть эффект 75 2,094 16,6 0,839
Наоборот, по шкале «самообвинение» показатели намного выше (64,5 против 43,7). Это говорит о том, что в семьях с гиперконтролем, симбиотическими отношениями, инфантилизацией ребенка при его оценивании занижаются положительные качества и преувеличиваются негативные. Это приводит к чувству вины (высокие значения показателя по шкале «самообвинение») у подростков и к неуверенности в своих действиях и поступках, недооценке своих возможностей. У подростка формируется система представлений о себе, в основе которой не только искаженная оценка своих качеств, но и неуверенность в правильности этих оценок. Это делает «Я-образ» таких
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кузьмина К. Е. Детско-родительские отношения как фактор развития представлений подростка о самом себе //Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15406. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15406.htm. - ISSN 2304-120X.
подростков неустойчивым, они постоянно сомневаются в том, правильно ли они себя оценивают. При этом выражено ожидание одобрения со стороны окружающих, положительных оценок (значения по шкале «ожидаемое положительное отношение от других» статистически значимо выше у подростков с неблагоприятным отношением родителей, чем у подростков с родительским отношением «кооперация»).
Сравнение распределений значений в группах подростков по показателям уровня самооценки, уровня притязаний и степени расхождения притязаний с самооценкой (по методике Дембо - Рубинштейн) показало, что статистически значимые различия (р < 0,01) есть по уровню притязаний и по степени расхождения уровня притязаний и самооценки. Это означает, что в группе подростков с неблагоприятными для личностного развития детско-родительскими отношениями в их семьях процент подростков с неадекватным уровнем притязаний (завышенным или заниженным) и неумеренным расхождением между уровнем притязаний и самооценкой значительно выше, чем в группе подростков с благоприятными для личностного развития детско-родительскими отношениями. Это говорит о том, что неадекватные притязания родителей в отношении подростка (симбиотические связи, излишний контроль, отношение к ребенку как к маленькому неудачнику и т. д.) проявляются в том, что у ребенка формируются неадекватные притязания в отношении развития своей личности. Он может стремиться быть лучшим (очень высокий уровень притязаний) или, наоборот, довольствуется низким развитием личностных качеств (низкий уровень притязаний), завышать требования к себе при адекватной самооценке или занижать свои качества при адекватности притязаний, что проявляется в сильном расхождении уровня притязаний и уровня самооценки.
Расхождений в распределении значений самооценки в группах не выявлено, в этом случае необходима проверка на большей выборке.
В целом сравнительный анализ эмпирических данных с применением статистических методов показал, что детско-родительские отношения, в которых к подростку предъявляются завышенные требования (тип «авторитарная гиперсоциализация»), преобладает негативная оценка достижений ребенка (типы «маленький неудачник», «авторитарная гиперсоциализация»), на подростка возлагаются неоправданные надежды (отношения «симбиоза»), способствуют формированию у ребенка неадекватных притязаний и негативного самоотношения. В основе их представлений о самих себе чувство вины (высокие показатели по шкале «самообвинение»), низкий уровень самоуверенности и самопринятия, повышенная требовательность к себе (высокая степень расхождения уровня самооценки и уровня притязаний) и одновременное ожидание положительных оценок от окружающих. Все это является следствием неопределенности требований к подростку со стороны родителей в таких семьях. Напротив же, детско-родительские отношения, в которых достижения подростка оцениваются положительно (соответственно реальности), родители проявляют любовь, заботу к ребенку (кооперация, принятие), способствуют формированию «Я-образа», в основе которого - самоуверенность, согласованность уровня притязаний и самооценки, готовность к любым оценкам со стороны окружающих, в целом позитивное самоотношение.
Таким образом, изучение особенностей представлений о себе подростков из семей с разным типом детско-родительских отношений показало, что отношение родителей к своему ребенку оказывает сильное влияние на становление его самосознания и самооценки, «Я-образа» как системы представлений о самом себе. Прежде всего это влияние проявляется в уровне притязаний и характере самоотношения подростка. В семьях, где родители принимают ребенка, выстраивают с ним отношения по типу «кооперации», складываются благоприятные для развития личности условия. В этом
5
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Кузьмина К. Е. Детско-родительские отношения как фактор развития представлений подростка о самом себе //Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15406. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15406.htm. - ISSN 2304-120X.
случае у подростка формируется адекватная система представлений о себе, основанная на умеренных притязаниях и положительном самоотношении. Такой подросток знает, чего он хочет, что у него получается, что нет, какие качества у него развиты, чего он хочет добиться в будущем. Подростки же из семей, где родительское отношение отличается неадекватными требованиями к ребенку, необоснованными притязаниями родителей по поводу будущего ребенка, его успехов и неудач, испытывают трудности в конструировании своего «Я-образа». Вслед за родителями они завышают требования к себе (высокий уровень притязаний) или чувствуют себя недостойными, испытывают чувство вины, так как родители все время недовольны ими.
Ссылки на источники
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. - Т. 4. Детская психология. - М.: Педагогика, 1982.
2. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности: в 2 т. - М., 2005.
3. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2001.
4. Столин В. В., Пантилеев С. Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: психодиагностические материалы. - М., 1988. - С. 123-130.
5. Кон И. С. Ребенок и общество. - М., 2003.
6. Фельдштейн Д. И. Указ. соч.
7. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Указ. соч.
8. Столин В. В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.
9. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб., 2002.
10. Столин В. В., Пантилеев С. Р. Указ. соч.
11. Столин В. В. Указ. соч.
12. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1998.
13. Столин В. В., Пантилеев С. Р. Указ. соч.
14. Сидоренко В. Е. Математические методы в психологии. - М., 2007.
15. Там же.
Ksenia Kuzmina,
Candidate of Psychologic Sciences, Associate Professor at the chair of Pedagogics and Psychology, Smolensk State University, Smolensk [email protected]
The child-parent relations as a factor of development of teenager’s self-comprehension Abstract. The paper presents results of the empirical study of peculiarities of self-relation and self-appraisal of teenagers from families with various types of child-parent relations. The author demonstrates that the adoption of a child and cooperation with him is conducive to the formation of an adequate self-appraisal and positive self-relation, whereas attitude to a child as to a ‘little loser’ results in his alienation; excessive control and symbiosis distort self-comprehension.
Key words: child -parent relations, adolescence, ‘I-image’, self-relation, self-appraisal, level of claims. References
1. Vygotskij, L. S. (1982). Sobranie sochinenij: v 6 t., T. 4. Detskaja psihologija, Pedagogika, Moscow (in Russian).
2. Fel'dshtejn, D. I. (2005). Psihologija razvitija cheloveka kak lichnosti: v 21., Moscow (in Russian).
3. Jejdemiller, Je. G. &, Justickis, V. V. (2001). Psihologija ipsihoterapija sem'i. 3-e izd, Piter, St. Petersburg (in Russian).
4. Stolin, V. V. & Pantileev, S. R. (1988). “Oprosnik samootnoshenija”, Praktikum po psihodiagnostike: psi-hodiagnosticheskie materialy, Moscow, pp. 123-130 (in Russian).
5. Kon, I. S. (2003). Rebenok i obshhestvo, Moscow (in Russian).
6. Fel'dshtejn, D. I. (2005). Op. cit.
7. Jejdemiller, Je. G. &, Justickis, V. V. (2001). Op. cit.
8. Stolin, V. V. (1983). Samosoznanie lichnosti, Izd-vo Mosk. un-ta, Moscow (in Russian).
9. Golovej, L. A. & Rybalko, E. F. (eds.) (2002). Praktikum po vozrastnoj psihologii, St. Petersburg (in Russian).
10. Stolin, V. V. & Pantileev, S. R. (1988). Op. cit.
11. Stolin, V. V. (1983). Op. cit.
6
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кузьмина К. Е. Детско-родительские отношения как фактор развития представлений подростка о самом себе //Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15406. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15406.htm. - ISSN 2304-120X.
12. Rogov, E. I. (1998). Nastol'naja kniga prakticheskogo psihologa: ucheb. posobie: v2 kn., 2-e izd., pererab. i dop., Moscow (in Russian).
13. Stolin, V. V. & Pantileev, S. R. (1988). Op. cit.
14. Sidorenko, V. E. (2007). Matematicheskie metody v psihologii, Moscow (in Russian).
15. Ibid.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 26.11.15 Получена положительная рецензия 26.11.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 26.11.15 Опубликована 28.11.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Кузьмина К. Е., 2015
www.e-koncept.ru
7