Научная статья на тему 'Особенности формирования самооценки у старших дошкольников с общим недоразвитием речи'

Особенности формирования самооценки у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2515
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / SENIOR PRESCHOOL CHILDREN / САМООЦЕНКА / SELF-ESTEEM / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / SPEECH DISORDERS / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / САМОСОЗНАНИЕ / SELF-AWARENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горбунова Елена Викторовна, Хаидов Сергей Курбанович

Статья посвящена изучению особенностей самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) с помощью следующих методик: Методика «Лесенка» (В.Г. Щур); Методика» «Определение эмоционального уровня самооценки» (А.В. Захарова); Методика «Какой я?» (Р.С Немов); Методика «Пробае Де Греефе» (Де Греефе); Методика Дембо-Рубенштейна «Шкалы» (С.Я. Рубинштейн, Т.В. Дембо). Выполнен анализ существующих в отечественной психологии исследований, посвящённых проблеме формирования адекватной самооценки у детей с первичными нарушениями речи. Исходя из исследования, можно предположить, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР общим недоразвитием речи формируется заниженная самооценка, что негативно влияет и на их будущую успеваемость в школе. Определены причины нарушения самооценки у детей дошкольного возраста с ОНР c общим недоразвитием речи. Проблема развития и адекватности самооценки у таких детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи остаётся и на сегодняшний день такой же острой, так как количество детей с таким нарушением остаётся достаточно высоким и постоянно увеличивается. Чем более пристально изучить эту проблему, тем больше мы получим данных о том, что сильнее всего влияет на формирование самооценки у детей с ОНР, на правильность работы с полученными теоретическими и практическими данными. Это позволит нам создать наиболее эффективную психологическую коррекционную программу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горбунова Елена Викторовна, Хаидов Сергей Курбанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SELF-ESTEEM FORMATION OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDER DEVELOPMENT

The article is devoted to the study of self-attitude features of senior preschool children with general speech underdevelopment. The following methods were applied for the study: the Method of «Ladder» (V.G. Shchur); the Method of «Determination of emotional level of self-esteem» (A.V. Zakharova); the Method «What am I?» (R. Nemov); the Methodology «De Greefe’s Trial»; the Dembo-Rubenstein Methodology «Scales» (S.J. Rubinstein, T.V. Dembo).The research of existing in Russian psychology studies devoted to the problem of formation of an adequate self-esteem in children with primary speech disorders has been carried out. The research results allow assuming that the low self-esteem is formed in children of senior preschool age with general speech underdevelopment. This affects negatively their future progress in studies at school. The causes of disorders of self-esteem in children of preschool age with general speech underdevelopment are defined. The problem of development and the adequacy of self-esteem in children of senior preschool age with general speech underdevelopment remains an urgent one today as well. That is connected with the fact that the number of children with this disorder remains high enough and is constantly increasing. The more attentively we study this issue, the more data we can get about the factors having the most serious affect on the formation of self-esteem of children with general speech underdevelopment, correctness of work with the theoretical and practical data. This will allow us to create the most efficient psychological intervention program.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования самооценки у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

УДК 159.922

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Горбунова Елена Викторовна — преподаватель кафедры логопедии, Уральский институт повышения квалификации и переподготовки; ул. Революции, 5/1, Пермь, Россия, 614007; e-mail: apalkova00@bk.ru

Хаидов Сергей Курбанович — кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; пр. Ленина, 125, Тула, Россия, 300026; e-mail: tgpu@tula.net

Введение

В настоящее время изучение формирования самооценки человека представляет одну из центральных проблем психологии личности. Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для формирования у детей адекватной самооценки. Ребёнок уже может оценивать свои возможности и недостатки, а также достижения и неудачи своих ровесников. При общем недоразвитии речи у детей вследствие нарушения коммуникации часто происходит искажение формирования самооценки, что в дальнейшем может вызывать у них социальную дезадаптацию при переходе к обучению в школе. Таким образом, проблема изучения формирования самооценки стар-

ших дошкольников с общим недоразвитием речи является в наши дни весьма актуальной [7].

Большой вклад в изучение личности детей с речевыми нарушениями внесли В.М. Шкловский, В.И. Селиверстов, Л.А. Зайцева, О.С. Орлова, Л.Е. Гонча-рук, Г.А. Волкова и другие. Исследования формирования самооценки детей с ОНР немногочисленны. Многими учёными высказывалась мысль о том, что речевой дефект отрицательно сказывается на развитии личности ребёнка и в том числе на формирование его самооценки и самосознания [3]. В работах И.Ю. Левченко и Г.Х. Юсуповой показано, что личность дошкольника с ОНР характеризуется специфическими особенностями (заниженная само-

оценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности). Л.М. Шипицина и Л.С. Волкова при изучении эмоционально-личностных качеств у младших школьников с ОНР, обучающихся в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, установили, что эти школьники оценивают свою общительность значительно ниже, чем их сверстники с нормальной речью. При этом мальчики с ОНР меньше, чем девочки, осознают, что причиной их недостаточной общительности является речевой дефект [9].

ОНР является сложным речевым расстройством, при котором у детей первоначально с сохранным интеллектом и нормальным слухом отмечаются

РЕЗЮМЕ

Статья посвящена изучению особенностей самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) с помощью следующих методик: Методика «Лесенка» (В.Г. Щур); Методика» «Определение эмоционального уровня самооценки» (А.В. Захарова); Методика «Какой я?» (Р.С Немов); Методика «Пробае Де Греефе» (Де Греефе); Методика Дембо-Рубенштейна «Шкалы» (С.Я. Рубинштейн, Т.В. Дембо). Выполнен анализ существующих в отечественной психологии исследований, посвящённых проблеме формирования адекватной самооценки у детей с первичными нарушениями речи. Исходя из исследования, можно предположить, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР общим недоразвитием речи формируется заниженная самооценка, что негативно влияет и на их будущую успеваемость в школе. Определены причины нарушения самооценки у детей дошкольного возраста с ОНР c общим недоразвитием речи. Проблема развития и адекватности самооценки у таких детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи остаётся и на сегодняшний день такой же острой, так как количество детей с таким нарушением остаётся достаточно высоким и постоянно увеличивается. Чем более пристально изучить эту проблему, тем больше мы получим данных о том, что сильнее всего влияет на формирование самооценки у детей с ОНР, на правильность работы с полученными теоретическими и практическими данными. Это позволит нам создать наиболее эффективную психологическую коррекционную программу.

Ключевые слова: старшие дошкольники, самооценка, нарушения речи, общее недоразвитие речи, самосознание.

нарушения звукопроизношения, аграм-матизмы, нарушения фонематического восприятия и словообразования, скудный словарный запас и проблемы в изложении собственной мысли. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности [6].

ОНР имеет различную степень выраженности; это может быть и полное отсутствие речевых средств общения (так называемые невербальные дети), и развёрнутая фразовая речь с фонетическим и лексико-грамматическим недоразвитием. Отечественными психологами Р.Е. Левиной, Т.В. Волосовец и Е.Н. Кутеповой была сформирована система сведения многообразия речевого недоразвития к трём уровням, каждый из которых выражается в соотношении первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов, где от одного уровня к другому проявляется развитие новых речевых умений [6].

Дети с ОНР, как правило, имеют нарушенное развитие психических процессов; это слабая концентрация и низкая устойчивость внимания, снижение процессов запоминания, отклонения в развитии словесно-логического мышления. И на фоне данных отклонений у ребёнка формируется неадекватная самооценка как составляющая самопознания [5].

Самосознание — это осознание ребёнком самого себя, своих физических сил и умственных способностей, поступков и действий, их мотивов и целей, своего отношения к внешнему миру, других детей к самому себе. У старшего дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания — самооценка. Самооценка — оценка личностью и самой себя, своих возможностей, качеств, и места среди других людей — является важным регулятором поведения [4].

Важнейшей задачей воспитания и саморазвития является формирование адекватной самооценки. Главнейшую роль в развитии самооценки играет личностный и коллективный опыт. У детей старшего дошкольного возраста в представление о себе включается отражение своих свойств, качеств, возможностей. Благодаря опыту различной деятельности, социализации в разновозрастных группах у ребёнка происходит постепенное накопление данных о своих возможностях. Он получает новые знания о себе путём социализации

в обществе, сравнения себя и своих возможностей со сверстниками и взрослыми. Во многом оценка ребёнка самого себя зависит от того, как его оценивают взрослые.

Чаще всего ребёнок старшего дошкольного возраста оценивает себя положительно и имеет адекватную или завышенную самооценку. К.П. Беккер указывал, что заниженная самооценка у детей старшего дошкольного возраста наблюдается крайне редко. В данном возрасте оценка себя связана с ситуативными проявлениями, так как дошкольнику достаточно трудно отделить свои умения от собственной личности, при этом понимание того, что он делает что-то хуже, чем сверстники, характеризует его как «плохого» ребёнка. Это происходит в силу нескольких причин. Так, Л. Венгер показал, что ребёнок, приписывая себе определённые качества, не всегда понимает значение соответствующего слова, а осознаёт только его оценочный смысл: таким быть хорошо. Отсюда и несовпадение его самооценки с реальностью [1].

Становление самооценки у детей происходит в основном в реализации адекватных форм ролевого поведения, которые происходят в игровой, в трудовой и образовательной деятельности. Первым средством формирования самооценки являются взаимоотношения с авторитетными взрослыми: родителями и педагогами. Зачастую детям с общим недоразвитием речи взрослые дают негативную оценку, как плохо говорящим. Родители или педагоги хотят повлиять на желание детей исправить речевой дефект путём запугивания ребёнка, говоря, что над ним будут смеяться, его будут не понимать, если он не будет стараться говорить правильно, что крайне негативно влияет на развитие самооценки данного ребёнка. В старшем дошкольном возрасте самооценка у ребёнка становится не общей, а дифференцированной. Ребёнок делает выводы о своих достижениях. Он сравнивает себя со своими сверстниками и чётко понимает свои недостатки в развитии, ведь помимо нарушений речи у ребёнка с ОНР нарушаются в той или иной степени и все высшие психические функции. В связи с этим ребёнок с речевыми нарушениями становится неуверенным в себе, замкнутым. У него снижается мотивация, прослеживаются трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со сверстниками, конфликтность. Чаще всего ребёнок болезненно

относится к своему дефекту; неспособен совершать действия для достижения поставленных целей; не улавливает рассуждений воспитателя и тем более других детей, неусидчив; такой дошкольник избегает выполнения поручений, требующих сосредоточения, волевых усилий и преодоления трудностей [2].

Методика, организация и выборка исследования

Учитывая цели и задачи исследования, автором исследования были выбраны следующие 5 диагностических методик, которые позволяют исследовать формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста: «Лесенка» (В.Г. Щур); «Проба Де Греефе»; «Шкалы» (С.Я. Рубинштейн, Т.В. Дем-бо); «Какой я?» (Р.С. Немов); «Определение эмоционального уровня самооценки» (А.В. Захарова).

Выбор именно этих методик обусловлен тем, что данные методик наиболее соответствуют целям и задачам исследования. Они мало энергозатраты, просты в проведении и интерпретации и позволяют максимально учитывать речевой дефект.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» № 7, Тульская область, г. Ще-кино. В исследовании приняли участие 30 воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет, из них 15 мальчиков и 15 девочек.

Результаты исследования и их обсуждение

Данные, полученные по методике «Лесенка», показали, что у 33,3% испытуемых оказалась завышенная самооценка, что проявляется в помещении себя на самую высшую ступень лесенки: «Я самый хороший», «Мама говорит, что я хороший», «Я хорошо себя веду, поэтому я хороший». У 26% детей наблюдается адекватная самооценка, при которой ребёнок ставит себя на 2-ю или 3-ю ступень, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже, а у 40% исследуемых детей была выявлена заниженная самооценка, что характеризуется помещением себя на нижние ступени: «Мама так сказала», «Мама говорит, я плохо разговариваю, поэтому я плохой».

По результатам методики «Проба Де Греефе» у 36,6% детей выявлен завышенный уровень самооценки. Испытуемые проводят самую длинную линию от кружка, который обозначает его

самого, объясняя это тем, что они самые хорошие, лучше всех остальных. У 20% дошкольников преобладает уровень адекватной самооценки, они не решались отводить от себя линию более длинную, чем от товарища, даже в тех случаях, когда имели перед ним явное превосходство. И у 40% детей показан заниженный уровень самооценки, они отводят самую короткую линию от себя, дети робкие, нерешительные. Чаще объясняя это тем, что воспитатель лучше или друг лучше, потому что он правильно говорит [9].

Из данных, полученных по методике «Шкалы Дембо-Рубинштейна», видно, что у 33,3% дошкольников завышенная самооценка, что указывает на незрелость личности, неумение правильно оценивать результаты своей деятельности. Наблюдаются некоторые проблемы в формировании личностных качеств. Возможно, ребёнок не может правильно оценить свою деятельность, общение. У 16,6% испытуемых выявлена адекватная самооценка, что говорит о достаточной зрелости личности, умении правильно оценивать свои результаты. У 50% детей наблюдается заниженная самооценка, что свидетельствует о несовпадении оценки своих качеств с действительностью. Такие дети имеют большие проблемы в формировании личностного благополучия [7].

Из данных, полученных по методике «Какой я?» (Р.С. Немов), у 33,3% дошкольников наблюдается завышенная самооценка, которая проявляется в том, что дети без сомнения отмечают качества (по оценке «да»), предложенные в таблице. У 33,3% детей адекватная самооценка проявляется в оценивании своих качеств, предложенных в таблице по нескольким оценкам («да», а также «иногда» и «не знаю»). У 33,3% испытуемых заниженная самооценка проявляется в том, что дети при отметке качеств сомневаются в ответе (по оценке «да» чаще всего отмечают «иногда» и «не знаю») [8].

Из результатов, полученных по методике «Определение эмоционального уровня самооценки» (А.В. Захарова), у 43,3% дошкольников выявлена завышенная самооценка и у 56,6% — заниженная самооценка. Адекватной самооценки не выявлено. Из анализа полученных данных, видно, что большинство детей не нуждается в социальных контактах, объясняя это тем, что одногруппники не хотят с ними дружить, смеются над ними. Высокий уровень эгоистичности оказывает влияние на неадекватное становле формирование самооценки.

Выводы

Результаты исследования особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, проведённого по различным методикам, показали,, что у 19,3% детей наблюдается адекватная самооценка, а у 80% дошкольников — неадекватная. Из них 36% детей имеют завышенную самооценку, 44% детей — заниженную.

Всё это свидетельствует о том, что общее недоразвитие речи оказывает влияние на формирование неадекватной самооценки, проявляющейся в застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизме, агрессивности, нежелании общаться с окружающими.

Заключение, практические рекомендации и возможные перспективы исследования

Факторами, оказывающими влияние на формирование самооценки у ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, являются:

1. Оценка речевых возможностей ребёнка авторитетным взрослым;

2. Осознание ребёнком собственного дефекта;

3. Неадекватные реакции на общение со сверстниками и взрослыми (агрессивное поведение, уход от общения, застенчивость, неуверенность в себе, эгоистичность);

4. Для успешной социальной адаптации данной категории детей в начальной школе необходимо проведение психоло-го-коррекционной работы по формированию у них адекватной самооценки.

ССЫЛКИ

1. АбрамоваГ.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. 6-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 472 с.

2. Белопольская Н.Л. Детская патопсихология. — М.: Когито-Центр, 2004. — 289 с.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Высшая школа психологии, 2011. — 163 с.

4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2009. — 398 с.

5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций в переходном возрасте // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов пед. вузов / сост. И.В. Дубровина [и др.]. — М.: Высшая школа психологии, 2007. — 282 с.

6. Лалаева Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. — М.: Владос, 2003. — 304 с.

7. Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебное пособие. — М.: Флинта, 2010. — 392 с.

8. Немов Р.С. Психология. Кн. 3. — М.: Владос, 2001. — 640 с.

9. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — М.: Эксмо, 2010. — 215с.

REFERENCES

1. Abramova G.S. Vozrastnaya psi-hologiya: Ucheb. posobiedlya stud. vu-zov. [Age psychology: Textbook. a manual for students. Universities.].6th ed., stereotype. — M.: Izdatel'skijcentr «Akademi-ya», 2004. — 472p.

2. Belopolskaya N.L. Detskaya patop-sihologiya. [Children's psychopatholo-gy.]. — M.:Kogito-Centr, 2004. — 289 p.

3. Burns, R. the Razvitie YA-koncepcii i vospitanie.[Development of self-concept and education.] / R. burns. — M.: Vys-shayashkola psihologii, 2011. — 163 p.

4. Bozhovich L.I. Lichnost' I ee formiro-vanie v detskom vozraste.[Personality and its formation in childhood.]. — SPb.: Piter,

2009. — 398 p.

5. Vygotsky L.S. Razvitie vysshihpsi-hicheskihfunkcij v perekhodnomvoz-raste. [Development of higher mental functions in adolescence.] / L.S. Vygotsky // of Age and pedagogical psychology: textbook for students of PED. universities / ed. Dubrovina I.V. [and others]. — M.: Vysshaya shkola psi-hologii, 2007. — 282 p.

6. Lalaeva R.I., Narushenie rechi i ihko-rrekciya u detej s zaderzhkoj psihichesko-go razvitiya. [Speech disorders and their correction in children with mental retardation.] / Serebryakova N. In. Zorina S.V. — M: Vlados, 2003. — 304 p.

7. Molchanov O.N. Samoocenka: teoret-icheskie problem i ehmpiricheskie issle-dovaniya. Uchebnoeposobie. [Self-assessment: theoretical issues and empirical studies. Textbook.]. — Moscow: Flinta,

2010. — 392 p.

8. Nemov R.S. Psihologiya. Kniga 3. [Psychology. Book 3/]. — M.: Vlados, 2001. — 640 p.

9. Sokolova, E.T. Samosoznanie i samoo-cenkapria nomaliya hlichnosti. [Consciousness and self-esteem abnormal personality.] / E.T. Sokolov. — M.: Eksmo, 2010. — 215 p.

FEATURES OF SELF-ESTEEM FORMATION OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDER DEVELOPMENT

Elena V. Gorbunova — Lecturer, Department of Speech Therapy, Ural Institute for Advanced Training and Retraining; Revolutsii

Street, 5/1, Perm, 614007, Russia; e-mail: apalkova00@bk.ru Sergei K. Haidov — Candidate of Psychological Sciences, Department of Psychology, L.N. Tolstoy Tula State Pedagogical University;

Lenina Prospect, 125, Tula, 300026, Russia; e-mail: tgpu@tula.net ABSTRACT

The article is devoted to the study of self-attitude features of senior preschool children with general speech underdevelopment. The following methods were applied for the study: the Method of «Ladder» (V.G. Shchur); the Method of «Determination of emotional level of self-esteem» (A.V. Zakharova); the Method «What am I?» (R. Nemov); the Methodology «De Greefe's Trial»; the Dembo-Rubenstein Methodology «Scales» (S.J. Rubinstein, T.V. Dembo).The research of existing in Russian psychology studies devoted to the problem of formation of an adequate self-esteem in children with primary speech disorders has been carried out. The research results allow assuming that the low self-esteem is formed in children of senior preschool age with general speech underdevelopment. This affects negatively their future progress in studies at school. The causes of disorders of self-esteem in children of preschool age with general speech underdevelopment are defined. The problem of development and the adequacy of self-esteem in children of senior preschool age with general speech underdevelopment remains an urgent one today as well. That is connected with the fact that the number of children with this disorder remains high enough and is constantly increasing. The more attentively we study this issue, the more data we can get about the factors having the most serious affect on the formation of self-esteem of children with general speech underdevelopment, correctness of work with the theoretical and practical data. This will allow us to create the most efficient psychological intervention program. Keywords: senior preschool children, self-esteem, speech disorders, general speech underdevelopment, self-awareness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.