Закон и право. 2022. № 5. С. 216-218. Law and legislation. 2022;(5):216-218.
Научная статья УДК 34.343
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-5-216-218
NIION: 1997-0063-5/22-292 MOSURED: 77/27-001-2022-5-492
Особенности российского законодательства в области регулирования деятельности информационных посредников
Саида Ямудиновна Пирметова1, Камилла Тагировна Рагимханова2
1 2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия
Аннотация. До июля 2013 года в российском законодательстве не было специальных норм, которые позволяли бы привлекать информационных посредников к ответственности за предоставление возможности размещать незаконный контент. Российское законодательство разработало положения, касающиеся нарушения смежных и авторских прав в сети Интернет.
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальной прав в информационно-телекоммуникационных сетях» от 2 июля 2013 года № 187-ФЗ вступил в силу и внес необходимые изменения в законодательство для правового регулирования этого механизма. Закон вносит изменения в законодательные акты и кодексы, регулирующие вопросы защиты интеллектуальных прав в сети Интернет.
Согласно статье 4 Закона часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации дополнена статьей 1253.1 «Особенности ответственности информационного посредника».
Ключевые слова: информационные посредники, законодательство, информация, Интернет, деятельность.
Для цитирования: Пирметова С.Я., Рагимханова К.Т. Особенности российского законодательства в области регулирования деятельности информационных посредников // Закон и право. 2022. № 5. С. 216—218. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-5-216-218.
Original article
Features of Russian legislation in the field of regulation of the activities of information intermediaries
Saida Ya. Pirmetova1, Kamilla T. Ragimkhanova2
1 2 Dagestan state University, Makhachkala, Russia,
Abstract. Until July 2013, there were no special norms in Russian legislation that allowed information intermediaries to be held accountable for providing an opportunity to post illegal content. Russian legislation has developed provisions concerning the violation of related and copyright rights on the Internet. Federal Law № 187-FZ of July 2, 2013 «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the Protection of Intellectual Property Rights in Information and Telecommunication Networks» entered into force and made the necessary changes to the legislation for the legal regulation of this mechanism. The Law amends legislative acts and codes regulating the protection of intellectual property rights on the Internet. According to Article 4 of this Law, Part four of the Civil Code of the Russian Federation (hereinafter referred to as the Civil Code of the Russian Federation) is supplemented by Article 1253.1 «Features of responsibility of an information intermediary».
Keywords: information intermediaries, legislation, information, Internet, activity.
For citation: Pirmetova S.Ya., Ragimkhanova K.T. Features of Russian legislation in the field of regulation of the activities of information intermediaries // Law and legislation. 2022; (5) :216—218. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2073-3313-2022-5-216-218.
© Пирметова С.Я., Рагимханова К.Т. М., 2022.
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2022
Г Эффективность деятельности информаци-^ Ионных посредников зависит от развития ^Ч.^^их нормативно-правового обеспечения.
Общие положения, как правило, базируются на основополагающих принципах, провозглашенных в Конституции Российской Федерации. Конституция закрепляет основные информационные права и свободы, устанавливает полномочия органов государственной власти в сфере информационных правоотношений, обеспечивает информационную безопасность в стране. Это соответственно относится и к деятельности информационных посредников [1].
Рассмотрим специализированные законы, регулирующие информационных посредников.
Фундаментальным законом в области правового регулирования деятельности информационных посредников является Гражданский кодекс РФ.
В части 1 ст. 1253.1 ГК РФ сказано, что информационный посредник отвечает за нарушение интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях на общих основаниях, предусмотренных ГК РФ, при наличии вины с учетом особенностей, которые устанавливаются п. 2 и п. 3 указанной статьи.
Из этого можно сделать вывод, что основаниями привлечения к ответственности информационного посредника являются:
1) «общие основания». Многие авторы указывают, что общие основания не дают точной установки и, соответственно, не являются конкретными для определения условий наступления гражданско-правовой ответственности информационного посредника;
2) вина — в данном случае это умышленное создание тех обстоятельств, которые служат основанием для нарушения исключительных прав субъектов;
3) при несоблюдении любого из условий, указанный в п. 2 или п. 3 ст. 1253.1 ГК РФ. В пунктах 2 и 3 упоминается о своевременно принятых «необходимых и достаточных мерах, прекращающих правонарушение»; при этом нет разъяснений относительно определения или критериев «достаточности» мер, а потому многое остается на усмотрение судей.
В свою очередь, перечисленные обстоятельства объясняют некоторые трудности, возникающие из-за неоднозначного толкования законодателем наступления ответственности информационного посредника, и вновь создают прецедент нарушения прав сторон, вовлеченных в дан-
ные отношения, и условия, усложняющие разрешение конфликта [2].
Согласно позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 78 постановления от 23 апреля 2019 г. № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», владелец сайта должен доказать, что является информационным посредником. В противном случае предусмотрена отмена принципа презумпции невиновности. В целом, даже в случае отказа от привлечения к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, «Ви-кипедия» должна быть привлечена к ответственности, если будет нарушено авторское право и организатор информационной площадки не докажет свою невиновность.
На основе проведенного анализа могут быть сделаны выводы и сформулированы предложения по совершенствованию правового регулирования в области защиты авторских прав с участием информационных посредников.
Во-первых, следует достаточно «четко» определить сущность и природу понятия «информационный посредник».
Во-вторых, каждый субъект как информационный посредник имеет соответствующие полномочия и компетенцию, следовательно, необходимо провести ограничение ответственности информационного посредника в зависимости от функций, которые он осуществляет.
Поскольку предполагается, что каждый вид информационного посредника выполняет определенную роль в цифровом пространстве, следует определить ограничение их ответственности на условиях, которые будут соответствовать именно той деятельности, которую они осуществляют.
В-третьих, совершенствование и развитие отечественной нормативно-правовой базы с опорой на зарубежный опыт, поскольку деятельность информационного посредника имеет глобальный характер [3].
Список источников
1. Новоселова Л.А., Гринь О.С. Эффективность правовой охраны объектов интеллектуальных прав: административные барьеры // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 2.
2. Скобелев В.Л. Современное состояние и развитие телепотребления в России // Петербургский экономич. журнал. 2019. № 1.
ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 05-2022
3. Сомов Л.К. Способы защиты авторских и смежных прав // Образование и право. 2021. № 4.
References
1. Novoselova L.A., Grin O.S. The effectiveness of legal protection of intellectual property rights:
administrative barriers // Pravo. Journal of the Higher School of Economics. 2018. № 2.
2. Skobelev V.L. The current state and development of television consumption in Russia // St. Petersburg Economic Journal. 2019. № 1.
3. Somov L.K. Methods of copyright and related rights protection // Education and law. 2021. № 4.
Информация об авторах
Пирметова С.Я. — доцент кафедры информационного права и информатики
Рагимханова К.Т. — старший преподаватель кафедры информационного права и информатики
Information about the author
Pirmetova S.Ya. — associate professor of the department of information law and informatics Ragimkhanova K.T. — senior lecturer of the department of information law and informatics
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 1 4.03.2022; одобрена после рецензирования 08.04.2022; принята к публикации 14.04.2022.
The article was submitted 1 4.03.2022; approved after reviewing 08.04.2022; accepted for publication 14.04.2022.
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2022