References
1. Vladimirskaya L.M. Karpova T.G. Donativnoe dejstvie i sposoby ego aktualizacii v sovremennom nemeckom yazyke. Aktual'nye proble-my gumanitarnogo znaniya: materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh. Barnaul: Izdatel'stvo BGPU, 2004: 47 - 49.
2. Maslova V.A. Lingvokul'turologiya: uchebnoe posobie dlya studetov vuzov. Moskva: Akademiya, 2001.
3. Stepanov Yu.S. Konstanty: Slovar'russkojkul'tury. Izdanie 2-e. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2004.
4. Alefirenko N.F. Sovremennye problemy nauki o yazyke: uchebnoe posobie. Moskva: Flinta: Nauka, 2005.
5. Remarque E.M. Der schwarze Obelisk. 1996, Köln.
6. AbbyyLingvo. Available at: http://www.lingvo-online.ru/ru/Translate/de-ru
7. Remarque E.M. Die Arc de Triomphe. Kiepenheuer & Witsch, Köln, 1988.
8. Hesse H. Der Steppenwolf. Frankfurt am Main, Verlag,1997.
9. Pleschinski H. Bildnis eines Unsichtbares. Carl Hanser Verlag, München, 2002.
10. Aichinger I. Die größere Hoffnung. Frankfurt am Main, 1991.
Статья поступила в редакцию 12.11.15
УДК 822.512.144
Shabaeva L.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Head of Department of Dagestan Literature, Dagestan State
Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
SPESIFIC FEATURES OF ROMANTIC POETRY BY Z. BATYRMURZAEV DURING THE REVOLUTION AND CIVIL WAR PERIODS. The work examines romantic poetry of a well-known Dagestan revolutionary poet Z. Batyrmurzaev in the period of the revolution and the civil war. The researcher focuses on poems "To the People's Defender" and "Hey, Beauty", in which the poet reveals a new revolutionary ideal, as well as an idea of an uncompromising struggle, which can be traced in the works of other revolutionary poets. In his works Z. Batyrmurzaev appeals to the younger generation with a passionate call "to come down to earth", to be closer to life in order to continue the great battle for the future of the humiliated and the oppressed people, who groan in chains. These are distinctive poems, heroic and pathetic "tribune" intonation, catchy, dynamic rhythms that convey the atmosphere of that time. Poems by Z.Batyrmurzaev are infused with faith in the final liberation of the people from the oppression of the past.
Key words: symbolic images, night, dawn, Tang Cholpan (Morning Star), educational ideas, liberation of people, idea of struggle, romantic image of a fighter.
Л.А. Шабаева, канд. филол. наук, доц., зав. каф. дагестанской литературы, Дагестанский государственный
педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РОМАНТИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ З. БАТЫРМУРЗАЕВА ПЕРИОДА РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
В статье исследуется романтическая поэзия известного дагестанского поэта-революционера З. Батырмурзаева периода революции и гражданской войны. Автор акцентирует внимание на стихотворениях «Народному заступнику» и «Эй, красавец», в которых наблюдается утверждение нового революционного идеала, а также идеи непримиримой борьбы, которые прослеживаются и в творчестве других поэтов-революционеров. В своих произведениях 3. Батырмурзаев обращается к молодому поколению со страстным призывом «сойти на землю», сблизиться с жизнью для того, чтобы продолжить великую битву за будущее униженного и угнетённого народа, который стонет в оковах. Данным стихотворениям характерны герои-ко-патетические «трибунные» интонации, броские динамичные ритмы, которые передавали атмосферу того времени. Стихотворения З. Батырмурзаева пронизаны верой в окончательное освобождение народа от гнёта прошлого.
Ключевые слова: образы-символы, ночь, рассвет, Танг-Чолпан (Утренняя звезда), просветительские идеи, освобождение народа, идеи борьбы, романтический образ борца.
Зарождение дагестанской советской литературы исследователи относят к 1917 году. В условиях ожесточённой борьбы за установление Советской власти «крепла и развивалась первая плеяда представителей новой многонациональной литературы Страны гор [1, с. 38].
Борьба дагестанцев за Советскую власть стала основной темой новой дагестанской литературы. В этой связи хотелось бы остановиться на романтической поэзии З. Батырмурзаева периода революции и гражданской войны.
Зейналабид Батырмурзаев (1897 - 1919) является одним из выдающихся дагестанских революционеров и писателей. Его короткая, но плодотворная деятельность - яркая страница кумыкской литературы предреволюционных лет и первых лет революции [2, с. 15].
К февральской революции 1917 года Зайналабид Батырмурзаев подошёл как человек, вполне осознающий политические, социальные и национальные противоречия мира и желающий избавить народы Дагестана от невежества путем просвещения и борьбы с представителями ретроградствующего духовенства. Об этом свидетельствовали созданные им сатирические пьесы «В медресе пришел мулла», «Наперекор муллам», а также его публицистика 1917 - 1918 годов, в которой обобщены его просветительские и революционные воззрения указанного периода.
В этот период - период пробуждения десятков миллионов трудящихся России к активной политической жизни - подвергались трансформации все прежние ценности и понятия, в том числе просветительские воззрения. Традиционные просветительские идеи необходимости провещения для народа стали до-
полняться идеями необходимости пробуждения к политической жизни и необходимости активного участия в ней. При этом поэты опирались на традиционные просветительские поэтические образы и символы [3, с. 295].
В стихотворениях 1917 года «Караван ушел», «Утренняя звезда» [3, с. 295, 296] З. Батырмурзаев с помощью образов-символов утверждает гибель старой и наступление новой эпохи: ночь прошла, наступил рассвет, тяжёлые тучи, окутавшие небо, покидают его, взошла светлая звезда новой жизни - Танг-Чол-пан - и уже озаряет «милый» Дагестан, и он «пробуждается». Здесь речь идет не столько о пробуждении к свету знаний, наук, сколько о политическом пробуждении к жизни и борьбе. Стихотворения З. Батырмурзаева пронизаны верой в окончательное освобождение народа от гнета прошлого.
В стихотворении «Народному заступнику» [3, с. 295], написанном в августе 1917 г. в состоянии предчувствия грядущих классовых битв, которые развернулись ровно через год, просветительские идеи необходимости пробуждения народа перерастают в идею необходимости проведения бескомпромиссной революционной борьбы с классовым врагом ради выведения «обессиленного народа на светлый путь», чтобы впоследствии он мог догнать «просвещенные народы».
В этом стихотворении З. Батырмурзаев писал:
Что знает в жизни твой народ несчастный?
Подавлен он, унижен, угнетён,
Но никому не в силах, бессловесный,
О горестях своих поведать он! [4, с. 348].
Несмотря на синтез просветительских идей с идеями бескомпромиссной революционной борьбы, в стихотворении во главу угла ставится не просвещение народа, а борьба во имя освобождения народа от духовного и социального порабощения ради его светлого будущего. Примечательно, что поэт обращается не ко всему народу, а к народному заступнику и подобным ему, готовыми пожертвовать собой ради будущего народа. Новое здесь проступает «больше как идея, чем конкретная реальность» [5, с. 57].
Лирический герой этого романтического стихотворения призывает представителей молодого поколения упорно и неотступно шагать вперед, не зная отступленья, и быть готовым пролить «бесценную кровь» ради родины, ради народа. В стихотворении воспроизводится состояние трудового народа, который, по мнению поэта, ещё не осознал себя как народ: его топтали, над ним глумились, он был безмолвен, безответен, его, беднягу, терзают и гнетут «черные вороны», «летучие мыши», они жаждут заживо похоронить народ. Образы воронов, летучих мышей в соответствии с романтической системой образности, присущей данному стихотворению, воплощают образы классовых врагов, ретроградов, представителей «ночи».
Стихотворение «Народному заступнику» как бы обрамляется призывами, обращёнными к защитнику интересов народа, а также к самому народу и они несут в себе основную идейную нагрузку. Обратимся к тексту:
Юрю, алгъа юрю! Чалт ал аягъынг!
Къаршынга гелгенни буз! Йыкъ! Хараб эт!
Бу гючсюз миллетни тутуп къолундан
Илмулу халкъланы тез артындан ет.
Табанынг тиреп бас басгъан еринге!
Бир абат аягъынг басма сен гери!
Гьазир тур тёкмеге азиз къанынгны
Эл учун, халкъ учун гелгенде ери!....
Ступай, вперед ступай! Быстрее шагай!
Круши все встреченное! Вали! Уничтожай!
Взяв за руку обессиленный народ,
Догони скорей народы просвещенные!
Крепко ступай пятками там, куда ступаешь!
Ни шагу не делай назад!
Готовым будь пролить бесценную кровь
Ради родины, народа, коль придет черед!
(Подстрочник наш)
Лирический герой стихотворения является романтическим образом, который в любую минуту готов отдать свою жизнь за народ. По духу своему он очень близок к реалистическому образу революционера-большевика из эпистолярного наследия У. Буйнакского.
Библиографический список
З. Батырмурзаев, как и Г. Саидов, - из тех поэтов периода Октябрьской революции и гражданской войны, которые сумели выработать созвучную эпохе поэтику. В полном соответствии с новым содержанием, анализируемое нами стихотворение построено на необычной для прежней кумыкской поэзии герои-ко-патетической, «трибунной» интонации и броских динамичных ритмах. Мелодика стихотворения, сливаясь с непримиримо воинственным содержанием, создает неповторимую гармонию содержания и формы.
Г.Б. Мусаханова по поводу данного стихотворения писала, что «вся система образных средств данного стихотворения, особенно его ритм, как бы передает атмосферу движения, устремленности вперед, органически соответствуя призывному его содержанию» [6, с. 95].
Наступление революции, призыв отдать всего себя революционной борьбе - такова тема стихотворения «Народному заступнику»...
В стихотворении «Эй, красавец», написанном по мотивам стихотворения В. Гюго и опубликованном в июле 1918 года в журнале «Танг-Чолпан» [7, с. 13], когда уже в Дагестане фактически началась гражданская война, 3. Батырмурзаев вновь обращается к молодому поколению со страстным призывом «сойти на землю», сблизиться с жизнью для того, чтобы продолжить великую битву за будущее униженного и угнетённого народа, чтобы разделить участь народа, который стонет в оковах. Героико-па-тетические «трибунные» интонации, броские динамичные ритмы также характерны этому стихотворению, и они как бы передают «атмосферу движения, устремленности вперед, органически соответствуя призывному содержанию». Если в «Народном заступнике» доминировал пафос разрушения старого мира, то здесь наряду с пафосом борьбы доминирует пафос созидания новых общественных отношений, основанных на идеологии революционного пролетариата:
Къайда къан, къайгъы ва яс, шонда турайыкъ!
Къайда азап, гёзьяш - яшав къурайыкъ!
Биз чачайыкъ дослукъ, къардашлыкъ урлугъун!
Тенгликде биз халкъыбызгъа танг къурайыкъ!
Давай будем там, где кровь, горе и плач!
Построим жизнь новую там, где гнёт и слезы!
Посеем семена дружбы и братства!
В равенстве для нашего народа построим жизнь!
(Подстрочник наш)
Таким образом, в вышеназванных стихотворениях З. Баты-рмурзаева, равно как и многих других поэтов того времени, таких как Д. Магомедов, Б. Астемиров, Р. Нуров, Г. Саидов и др. мы наблюдаем идеи непримиримой борьбы, а также утверждение нового революционного идеала, в котором новое проступало в общих очертаниях, больше как идея, чем как конкретная реальность.
1. Кассиев Э.Ю. Становление и формирование дагестанской советской литературы. История дагестанской советской литературы. 1917-1965. Махачкала, 1967; Т. 1.
2. Писатели Дагестана: из века в век. Махачкала, Дагкнигоиздат, 2009.
3. Къумукъланы йыр хазнасы (Антология кумыкской поэзии). Махачкала, 1959
4. Поэзия народов ДагестанаМахачкала, Дагкнигоиздат, 1954; Т. 1.
5. Абдуллатипов А.Ю. Формирование метода социалистического реализма в кумыкской литературе. Махачкала, 1982.
6. Мусаханова Г.Б. Очерки кумыкской дореволюционной литературы. Махачкала, 1959.
7. Танг-Чолпан. 1918; № 13, сентябрь.
References
1. Kassiev 'E.Yu. Stanovlenie i formirovanie dagestanskoj sovetskoj literatury. Istoriya dagestanskoj sovetskoj literatury. 1917-1965. Mahachkala, 1967; T. 1.
2. PisateliDagestana: iz veka v vek. Mahachkala, Dagknigoizdat, 2009.
3. K'umuk'lany jyr haznasy (Antologiya kumykskojpo'ezii). Mahachkala, 1959
4. Po'eziya narodov DagestanaMahachkala, Dagknigoizdat, 1954; T. 1.
5. Abdullatipov A.Yu. Formirovanie metoda socialisticheskogo realizma v kumykskoj literature. Mahachkala, 1982.
6. Musahanova G.B. Ocherki kumykskoj dorevolyucionnoj literatury. Mahachkala, 1959.
7. Tang-Cholpan. 1918; № 13, sentyabr'.
Статья поступила в редакцию 01.11.05