УДК 822.512.144
Shabaeva L.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Head of Department of Dagestan Literature, Dagestan State
Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
POETRY OF D. MAGOMEDOV OF THE PERIOD OF THE REVOLUTION AND THE CIVIL WAR. The paper discusses a poetic legacy of Kumyk D. Magomedov, one of the pioneers of proletarian poetry of the period of the revolution and the civil war in Russia. D. Magomedov died in 1926, never realizing that the struggle started by the Bolsheviks was a historical mistake that led all the peoples of the Russian Empire for a long period of legal, class, and moral confrontation hitherto unseen victims. However, analyzing the works of that period, the author comes to the conclusion that D. Magomedov was at the forefront of revolutionary proletarian poetry, and his poetry reflected the heroic protest of people fighting for the creation of a new building on the principles of social justice. The work of D. Magomedov clearly reflected the socio-political processes that took place in that period in Dagestan. The poet was able to show the truthful life in its revolutionary development.
Key words: kumykskom literature, revolution, civil war, class struggle, proletarian literature, poetics, "Red Poet", social justice.
Л.А. Шабаева, канд. филол. наук, доц., зав. каф. дагестанской литературы, Дагестанский государственный
педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ПОЭЗИЯ Д. МАГОМЕДОВА ПЕРИОДА РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
В статье рассматривается поэтическое наследие одного из зачинателей кумыкской пролетарской поэзии Д. Магомедова периода революции и гражданской войны. Д. Магомедова ушел из жизни в 1926 году, так и не поняв, что борьба, затеянная большевиками, оказалась исторической ошибкой, приведшей все народы Российской империи к длительному правовому, классовому, нравственному противостоянию и невиданным до этого жертвам. Тем не менее, анализируя произведения указанного периода, автор приходит к выводу, что Д. Магомедов стоял у истоков революционной пролетарской поэзии, и его поэзия отразила героический протест народа, борющегося за создание нового строя на началах социальной справедливости. Тем самым творчество Д. Магомедова ярко отразило те социально-политические процессы, которые проходили в тот период в Дагестане.
Ключевые слова: кумыкская литература, революция, гражданская война, классовая борьба, поэтика пролетарской литературы, «красный поэт».
В последние десятилетия возрос научный интерес к истории национальных литератур. Исследование роли литературы в жизни общества в период революционных потрясений - это важная литературоведческая проблема.
В многовековой истории литератур народов Дагестана есть немало имён, которые до сих пор остаются малоизученными и неизвестными современному читателю. К числу таких авторов относится один из выдающихся кумыкских поэтов начала XX века Дадав (Микаил) Магомедов (1856 - 1926).
Творчество Д. Магомедова привлекло внимание революционной интеллигенции уже в начале его творческой деятельности, оно росло и развивалось вместе с революционным движением в Дагестане. Его дореволюционное творчество стоит в одном ряду с творчеством таких дагестанских поэтов-отходников, как Гаджи Ахтынский, Магомедбек из Тлоха, Азиз Иминагаев и другие. Все они соответственно являлись зачинателями рабочей и пролетарской поэзии в кумыкской, лезгинской, аварской и даргинской поэзии. Как отмечает один из авторов «Истории дагестанской советской литературы», они «шли к литературе не только от критического отношения к дореволюционной действительности, но и от просветительства» [1, с. 42].
С юных лет Д. Магомедов был известен как народный поэт-импровизатор и исполнитель песен на агач-кумузе. Впоследствии он стал поэтом, создающим свои произведения графическим способом. В годы революции (1917) и гражданской войны он уже был известен как прославленный «красный поэт» революции.
Произведения Магомедова в своё время распространялись не только в устной форме, но и в форме прокламаций и революционных листовок. Об этом свидетельствуют отзывы соратников. В годы революций и гражданской войны его стихотворения публиковались на страницах большевистской печати, газет «Ишчи халкъ» («Рабочий народ»), «Ал байракъ» («Алое знамя»), а в советское время - на страницах газеты «Ёлдаш» («Товарищ»).
В 30-е годы был потерян большой сборник стихотворений поэта, предназначенный для издания по инициативе Д. Коркма-сова.
Именно в этот период поэт стал создавать стихи, пронизанные демократической и революционной идейностью. Как отмечает М.А. Гусейнов, «особый подъём испытывает поэзия Д. Магомедова в годы революционных перемен» [2, с. 27].
Поэт мечтал о том дне, когда бедняки одержат победу над классовым врагом и вознесутся на вершины больших дорог социального прогресса. В стихотворении Д. Магомедова «Азимге
кагъыз» («Письмо Азиму») [3, с. 111], посвящённом другу, прослеживаются идеи необходимости вооруженной борьбы во имя счастья народа.
Социальная и политическая зрелость и позволила Д. Ма-гомедову в первые же дни февральской революции 1917 года создать ярчайшие образцы реалистической революционной поэзии кумыков и стать тем самым стать одним из зачинателей новой кумыкской и дагестанской литературы.
Как отмечает Э.Ю. Кассиев в «Истории дагестанской советской литературы», «в годы революции и гражданской войны движущей силой творчества дагестанских поэтов был революционный энтузиазм, и стремление победить в борьбе за новый социально-политический строй» [4, с. 66]. И творчество Д. Магомедова не было исключением: он был одним из активнейших кумыкских поэтов периода революции и гражданской войны. Будучи «летописцем революционных событий в Дагестане», поэт умел правдиво отображать жизнь в её революционном развитии. Его поэзии характерен исторический оптимизм, осознанная социальная перспектива. Стихотворения Д. Магомедова воспроизводят крушение старого мира и выражают необходимость строительства новой жизни.
В творчестве певца революции Д. Магомедова, как и в творчестве других видных кумыкских поэтов и писателей, возникает целостный образ Дагестана и его народа тех лет, ощущается глубина и размах революционного дыхания той эпохи. Его произведения эмоционально приподняты, они подчеркнуто утверждают идеологию революционного рабочего класса и отличаются подлинно новаторским синтезом. Не зря в годы гражданской войны Дадава Магомедова называли «красным поэтом».
Февральскую и Октябрьскую революции Д. Магомедов встретил с огромной радостью, и с этих пор его поэзия целиком пронизывается революционным духом, а идея непримиримой классовой борьбы становится основной идеей его стихотворений. Произведениям Д. Магомедова тех лет характерна документальная достоверность: он, как очевидец, откликается на все наиболее значительные политические события, происшедшие в Дагестане, с позиций революционера.
Песня была очень распространенным жанром пролетарских литератур. Стихотворения Д.Магомедова нередко исполнялись как песни. Ю. Гереев отмечает, что в одной из песен «Чего нужно ждать от сборища шайтанов» Д. Магомедов «по заслугам высмеивает опереточное контрреволюционное горское правительство», что каждому из его деятелей «он дает убийственную характеристику» [5].
Ю. Гереев отмечает, что в той же песне Д. Магомедов «зовет бороться за советскую власть, за рабочие советы» и в заключение говорит:
Народ с нетерпением ждет свободы, А она, как солнце, готово засветить, Лишь бы ушел туман, и засиять. Нам все нужно расчистить, все изменить [5].
(подстрочный перевод Ю.Гереева) Говоря о значении политической сатиры Д. Магомедова, Ю. Гереев в упомянутой статье, в частности, писал: «Творчество Д. Магомедова ... даёт кумыкской литературе ценнейшие образцы политической сатиры, метко бьющей классового врага. В этом смысле каждому кумыкскому поэту и писателю необходимо учиться у Дадава» [5].
В стихотворения «Минг тогъуз юз он сегиз йыл битгенде» («Когда истек 1918 год») певец революции повествует о том, как народы плоскости и гор, объединившись в интернациональном революционном духе, общими усилиями разгромили большие силы местных контрреволюционеров и белоказаков. В стихотворении прославляется крепкая дружба, объединившая бедных дагестанцев гор и плоскости перед лицом всеобщей опасности порабощения, а она привела их к победе.
Это одно из первых стихотворений кумыкской литературы, пронизанное духом интернационального единства в революционной борьбе.
Из всего сказанного видно, как сильно поэт верил в могучие силы революции и искренне надеялся на скорое устройство счастливой жизни для народа.
Поэзии Д. Магомедова характерно сочетание конкретно-исторического изображения типичнейших явлений борьбы за
Библиографический список
социализм с романтическим революционным пафосом. Лирический герой Д. Магомедова вполне осознаёт закономерности и перспективы борьбы и общественного развития, он неизменно является носителем социалистического сознания и одержим верой в победу революционных сил. Однако, несмотря на это, он воспринимается в качестве романтического образа.
О творчестве Д. Магомедова высоко отзывался один из выдающихся дагестанских революционеров Дж. Коркмасов: «Тот, кто хочет почувствовать эпоху борьбы народа за своё будущее, пусть читает стихи Д. Магомедова - революционного поэта. Он охватывал все сколько-нибудь значительные события, ни о чём не забыл. Поэт пел о тяжёлой жизни угнетённых масс, о его чаяниях и надеждах, он помогал народу различать правду от лжи, вскрывал и разоблачал интриги и козни Горского правительства, пел о красоте свободы...» [6, с. 10].
К великому сожалению, надежды и мечты поэта на окончательную победу революционной войны и на большевиков, как избавителей народа от национального и социального гнета, в конечном итоге не оправдались. Поэт ушел из жизни в 1926 году, так и не поняв, что борьба, затеянная большевиками, оказалась исторической ошибкой, приведшей все народы Российской империи к длительному правовому, классовому, нравственному противостоянию и невиданным до этого жертвам. Тем не менее, можно отметить, что Д.Магомедов стоял у истоков революционной пролетарской поэзии, и его поэзия ценна тем, что отразила благороднейшее, человечнейшее устремление и борьбу народа за свободу и братство. Она, безусловно, обладая несомненными поэтическими достоинствами, обогатила кумыкскую поэзию демократическим духом и оригинальными поэтическими образами.
1. Становление и формирование дагестанской советской литературы. История дагестанской советской литературы. Махачкала, 1967; Т. 1.
2. Гусейнов М.А. Национальная литература кумыков 1920 - 1930 гг. Махачкала, 2009.
3. Уьч шаир («Три поэта»). Махачкала: Дагкнигоиздат, 2004.
4. Кассиев Э.Ю. Становление и формирование дагестанской советской литературы. История дагестанской советской литературы. Махачкала, 1967; Т. 1.
5. Гереев Ю. Певец из революционного Кумторкала. Дагестанская правда. 1935; 6 сентября.
6. Коркмасов Дж. Роль периодической печати в Дагестане. Махачкала, 1926.
References
1. Stanovlenie i formirovanie dagestanskoj sovetskoj literatury. Istoriya dagestanskoj sovetskoj literatury. Mahachkala, 1967; T. 1.
2. Gusejnov M.A. Nacional'naya literatura kumykov 1920 - 1930 gg. Mahachkala, 2009.
3. U'ch shair («Tripo'eta»). Mahachkala: Dagknigoizdat, 2004.
4. Kassiev 'E.Yu. Stanovlenie i formirovanie dagestanskoj sovetskoj literatury. Istoriya dagestanskoj sovetskoj literatury. Mahachkala, 1967; T. 1.
5. Gereev Yu. Pevec iz revolyucionnogo Kumtorkala. Dagestanskaya pravda. 1935; 6 sentyabrya.
6. Korkmasov Dzh. Rol'periodicheskojpechati vDagestane. Mahachkala, 1926.
Статья поступила в редакцию 01.11.15
УДК 811.351.32
Shirinova S A., postgraduate, Department of General Linguistics, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,
Russia), E-mail: [email protected]
CONCEPT OF "PEOPLE" IN PROVERBS AND SAYINGS OF THE LEZGHIN AND ENGLISH LANGUAGES. The article presents a study on proverbs and sayings about a man that determine his place and role in the society with reference to the materials of the Lezghian language in comparison with English. The researcher studies the picture of the world within the concept of "man", reflected in the mirror of paroemias of the Lezghin and English languages. The data of the research allows better understanding the national patterns of behavior, mentality, cultural and national experiences, history, traditions, life values of representatives of these societies. In any language it is possible to find a matching proverb in a different language, still it is matching rather than finding an exact equivalent. Matching the Lezghin and English paroemias is especially significant as soon as these languages do not have common genetic roots. The main reason for the similarity of paroemias in different languages is their common linguistic and cultural features.
Key words: Lezghin language, proverb, saying, concept, vocabulary, paroemies.
С.А. Ширинова, аспирант каф. общего языкознания, Дагестанский государственный педагогический университет,
г. Махачкала, E-mail: [email protected]
КОНЦЕПТ «ЧЕЛОВЕК» В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ ЛЕЗГИНСКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ
Статья посвящена изучению пословиц и поговорок о человеке, которые определяют его место и роль в обществе на материале лезгинского языка в сопоставлении с английским. Изучение картины мира (на примере концепта «человек»), отражённого в зеркале паремий лезгинского и английского языков, позволяет не только больше узнать, но и лучше по-