2. Каксин А.Д. Диалекты хакасского языка и литературный язык (к вопросу о варьировании в языке и речи). Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2013; 7: 39 - 47.
3. Бондарь И.П. Обстоятельственная связь глаголов речи в старославянском языке. Очерки по русскому языку. Саратов, 1967: 192 -201.
References
1. Kuznecova 'E.V. Leksikologiya russkogo yazyka: uchebnoe posobie dlya filologicheskih fakul'tetov universitetov. 2-e izd., ispr. i dop. Moskva: Vysshaya shkola, 1989.
2. Kaksin A.D. Dialekty hakasskogo yazyka i literaturnyj yazyk (k voprosu o var'irovanii v yazyke i rechi). Nauchnoe obozrenie: gumanitarnye issledovaniya. 2013; 7: 39 - 47.
3. Bondar' I.P. Obstoyatel'stvennaya svyaz' glagolov rechi v staroslavyanskom yazyke. Ocherkipo russkomuyazyku. Saratov, 1967: 192 - 201.
Статья поступила в редакцию 24.03.16
УДК 822.512.144
Shabayeva L.A., Cand. of Philology, senior lecturer, Head of Department of Dagestan Literature, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE REVOLUTIONARY VIEWS IN POLITICAL JOURNALISM OF U. BUYNAKSKY AT THE PERIOD OF THE REVOLUTION AND THE CIVIL WAR. The article is dedicated to political journalism of U. Buynaksky during the revolution and the civil war. The revolutionary activity and journalism in the work of U. Buynaksky play an important role in the promotion of humanistic ideas, proclaimed by the Bolshevik Party. He also has a special role in the creation of the Bolshevik press of Dagestan. In nonfiction works by U. Buynaksky "On the political situation in the country", "On Shari'a" the writer recreates a political portrait of the era, in which he lives and fights. The author concludes that the journalistic work of U. Buinaksky brought the Kumyk and Dagestani journalism to a new ideological position of the century. He shows the necessity of a class struggle for the sake of creating a new society for the working masses, the class solidarity of the workers, regardless of national and revolutionary facilities.
Key words: U. Buynaksky, revolution, civil war, Kumyk journalism, Bolshevik press, appeal of Military Revolutionary Committee, humanistic ideas.
Л.А. Шабаева, канд. филол. наук, доц., зав. каф. дагестанской литературы, Дагестанский государственный
педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ У. БУЙНАКСКОГО ПЕРИОДА РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Статья посвящена политической публицистике У. Буйнакского периода революции и гражданской войны. Революционная деятельность и публицистика У. Буйнакского сыграла важную роль в пропаганде гуманистических идей, провозглашённых большевистской партией. Ему же принадлежит особая роль по созданию большевистской печати Дагестана. В публицистических произведениях У. Буйнакского «О политическом положении страны», «О шариате» и др. воссоздаётся политический портрет эпохи, в которой он жил и боролся. Автор делает вывод о том, что публицистика У. Буйнакского вывела кумыкскую и всю дагестанскую публицистику на новые идейные позиции века: на необходимость классовой борьбы ради создания нового общества для трудящихся масс, классовой солидарности трудящихся, независимо от национальной и революционной принадлежности.
Ключевые слова: У. Буйнакский, революция, гражданская война, кумыкская публицистика, большевистская печать, гуманистические идеи.
Уллубий Буйнакский - это один из видных деятелей КПСС, руководителей дагестанских большевиков в годы гражданской войны. Он прожил всего двадцать восемь лет (1890 - 1919), и вся его сознательная жизнь была отдана борьбе за освобождение народа от социального и национального гнёта. Он искренне верил в идеи большевизма, в то, что они принесут трудовому народу благоденствие, и ради этого сознательно шёл на плаху. У. Буйнакский был настоящим интернационалистом, он жил и мечтал о том времени, когда человечество будет свободным. Важную роль в пропаганде гуманистических идей, провозглашённых большевистской партией, её тактики в той или иной политической ситуации сыграли революционная деятельность и публицистика Уллубия Буйнакского. Известный дагестанский историк Ш. Магомедов отмечал, что «Уллубий Буйнакский использовал все возможности для расширения большевистской пропаганды в печати. Незадолго до Октябрьской революции он напечатал в журнале «Танг-Чолпан» («Утренняя звезда») статью под названием «О политическом положении страны», в которой доходчиво и просто, руководствуясь основными положениями работы В.И. Ленина «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», сумел рассказать горцам всю правду о грабительской войне, ведущейся в интересах капиталистов, и ее последствиях» [1, с. 65].
В статье У. Буйнакского подчёркивалось, что из создавшегося тяжелого положения, вызванного войной, необходимо искать выход, который заключается в мире без аннексий и контрибуций и в представлении каждой национальности права на самоопределение. Этот мир и право народам на самоопределение, по мнению У. Буйнакского, могут дать только большевики.
В 1918 г. У. Буйнакский совместно с видными дагестанскими революционерами Д. Коркмасовым, М. Дахадаевым, М.М. Хиз-роевым и другими создали Дагестанский областной Военно-революционный комитет.
Ему же принадлежит особая роль по созданию большевистской печати и публицистики Дагестана. В марте 1918 года на одном из заседаний Военно-револющонного Комитета Петровска, председателем которого был У. Буйнакский, по его предложению было принято решение о создании печатного органа - газеты, отражающей политику Советской власти в Дагестане. Это было вызвано и происками контрреволюции, угрожающими самому существованию Военно-революционного комитета. Необходимо было усилить разъяснительную работу в массах. Газета называлась «Дагестанский труженик». Исследователь периодической печати Дагестана Дж. Ахмедов об этой газете писал, что «Она стояла на страже интересов трудящихся масс. Вот почему газета сразу стала пользоваться большой популярностью среди рабочих текстильной фабрики, рыбных промыслов, бондарного завода и т. д.» [2, с. 128].
В отличие от предыдущих изданий «Дагестанский труженик» по своему характеру была рабочей газетой, по направлению -большевистской» [3, с. 43].
В первом же номере газеты «Дагестанский труженик» У. Буйнакский выступил со статьей «0 шариате», направленной против Н. Гоцинского. У. Буйнакский, разъясняя использование эксплуататорами шариата, писал: «Шариат эксплуататорским классам и трудящимся нужен, но каждому по-разному. Посмотрите - перед нами одно знамя «шариата», но два противоположных течения:
в Темир-Хан-Шуре из-за знамени шариата выглядывают клерикалы и беки..., в Петровске за тем же знаменем стоят подлинные хлеборобы - сила, долженствующая уничтожить старое» [4].
В этой же статье руководитель дагестанских большевиков выступил и против религиозного консерватизма, противоборствующего новому, и выражал уверенность, что он не в силах остановить классовую дифференциацию общества. У Буйнак-ский писал о необходимости скорейшего разъяснения народу его классовых чаяний. Говоря о росте сознания народа и классовой сущности ислама, далее он писал, что трудящиеся все яснее и яснее начинают осознавать свои классовые интересы и убеждаются в том, что «исламская религия заботилась исключительно о неприкосновенности имущества богатеев». У. Буйнак-ский провозгласил союз беднейшего крестьянства и рабочего класса: «Землероб, где бы он ни обрабатывал землю, окажется собратом и соратником рабочему, кто бы он ни был, на каком бы языке он ни говорил, какую бы религию ни исповедовал, сей пробужденный новый боец протянет руку и скажет: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» - ибо в единении, в сознании - сила. Дагестанец уже на этом пути, и никакая сила не свернёт его в сторону» [5, с. 53 ].
В большевистской газете высоко оценили роль У. Буйнак-ского, как выдающегося пропагандиста ленинских идей. «Буйнак-ский, - сказано в статье, - это заря Дагестана, тот, кто принес в эти голые и песчаные горы великое учение коммунизма, великий путь человеческого освобождения» [6].
А. Тахо-Годи об этом периоде жизни У. Буйнакского, в частности, писал: «Вследствие новизны большевизации и отсутствия работников, знающих и горящих активностью, Уллубию приходилось работать за нескольких. Он организовывал полк, он же писал, по словам первого редактора этой газеты Ибрагима Алиева, чуть ли не всю газету целиком» [7, с. 14].
Новый подъём кумыкской публицистики, как и публицистики аварской и лакской, был связан с новым установлением Советской власти в Порт-Петровске и в Дагестане, а также с созданием под руководством У. Буйнакского и Дж. Коркмасова, её областных органов - Военно-революционного комитета. Органы Советской власти приступили к созданию газет на языках народов Дагестана для разъяснения политики Советской власти и начала новой жизни. 2 мая 1918 года областной Военно-революционный комитет обратился с воззванием ко всем трудящимся Дагестана, в котором разъяснялась политика новой власти, направленная
Библиографический список
на обеспечение прав беднейших слоев населения и на ликвидацию частной собственности.
Газета «Дагестанский труженик» агитировала за Советскую власть, освещала революционные преобразования в городе, призывала трудящихся выступать с оружием в руках на защиту своих завоеваний. В воззвании к трудящимся Дагестана она писала: «Товарищи! Интернациональный Военно-революционный комитет, стоящий на страже революции и завоеваний её, призывает вас стать в ряды Красной Армии, в Интернациональный полк, в защиту интересов трудового народа».
Ш.М. Магомедов по поводу этого воззвания писал: «Написанное Уллубием Буйнакским воззвание областного Военно-революционного комитета звучало в горах, как набатный колокол. Воззвание было переведено на аварский, кумыкский, даргинский и лакский языки, оно было расклеено на улицах городов и аулов, и у воззвания ревкома собирались десятки людей. В эти дни грамотные люди, умеющие читать, пользовались необыкновенной популярностью, и народ, затаив дыхание, по нескольку раз слушал программу Советской власти. Листик сероватой бумаги, впитавший в себя пламенную мысль Уллубия, не знал никаких границ. Идеи, изложенные в нем, проникали туда, где горцев еще держали под своим влиянием самозванец - имам Н. Гоцинский и фанатик - карлик Узун-Хаджи. Доходчивей всего в воззвании ревкома были для горцев слова о земле. В ней был источник жизни и благополучия. Никто раньше так просто и отчетливо не ставил этот вопрос» .
Таким образом, публицистика У. Буйнакского вывела кумыкскую и всю дагестанскую публицистику на новые идейные позиции века: на необходимость классовой борьбы ради создания нового общества для трудящихся масс, классовой солидарности трудящихся, независимо от национальной и революционной принадлежности.
У. Буйнакский вместе с З. Батырмурзаевым, С.-С. Казбе-ковым и Дж. Коркмасовым заложили основы большевистской печати в Дагестане путём написания острых политических статей и воззваний, пронизанных ненавистью к классовым врагам и заботой о тружениках. Созданная им весной 1918 года газета «Дагестанский труженик» была первой русскоязычной большевистской газетой, традиции которой в советское время были продолжены газетой «Красный Дагестан», переименованной впоследствии в газету «Дагестанская правда», которая выходит в свет и по сей день.
1. Магомедов Ш.М. Уллубий Буйнакский. Махачкала, 1964.
2. Ахмедов Д. Периодическая печать Дагестана. Махачкала, 1963.
3. Магомедова З. Дагестанская публицистика ХХ века: формирование, развитие, тенденции. Махачкала, 2005.
4. Газета «Дагестанский труженик». 1918; 22 марта.
5. Абдуллатипов А.-К.Ю. Формирование метода социалистического реализма в кумыкской литературе. Махачкала, 1982.
6. Газета «Пролетариат». 1919; 23 августа.
7. Тахо-Годи А. Уллубий Буйнакский. Махачкала, 1957.
References
1. Magomedov Sh.M. Ullubij Bujnakskij. Mahachkala, 1964.
2. Ahmedov D. Periodicheskaya pechat'Dagestana. Mahachkala, 1963.
3. Magomedova Z. Dagestanskaya publicistika HH veka: formirovanie, razvitie, tendencii. Mahachkala, 2005.
4. Gazeta «Dagestanskij truzhenik». 1918; 22 marta.
5. Abdullatipov A.-K.Yu. Formirovanie metoda socialisticheskogo realizma v kumykskojliterature. Mahachkala, 1982.
6. Gazeta «Proletariat». 1919; 23 avgusta.
7. Taho-Godi A. Ullubij Bujnakskij. Mahachkala, 1957.
Статья поступила в редакцию 20.02.16
УДК 82.0
Yuhnova I.S., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Nizhny Novgorod,
Russia), E-mail: [email protected]
Leonova M.P., Doctor of Sciences (Philology), senior lecturer, Georg-August- University of Göttingen (Göttingen, Germany),
E-mail: [email protected]
THE PROBLEM OF CROSSCULTURAL COMMUNICATION IN M. LERMONTOV'S PROSE. The article substantiates the idea that in Lermontov's works a new approach to the consideration of a problem of intercultural dialogue is formed. The poet shows the complexity and versatility of this process, perceives it as an interaction, cross-fertilization, rather than as absorption or destruction of the culture and traditions of one nation by another. Particular attention is paid to an analysis of forms and ways of perceiving the poet's geographical space, the dialogues of characters are considered from the perspective of the development of a new semiotic code. The authors come to conclusion, that the internal plot of the development of another culture is formed in the novel. The article also notes an aspect of intercultural communication, associated with interpersonal contacts of different nationalities, and therefore carriers