вратить процесс обучения в процесс, в ходе которого студенты испытывают удовольствие. При этом следует обратить внимание на отличие изучения иностранного языка от изучения других предметов. В процессе изучения иностранного языка многие факторы влияют на студентов. Язык считается частью личности каждого человека и тесно связан с культурой каждого народа.
Рекомендуем, чтобы преподаватели определили потребности своих студентов. Таким образом, преподаватель может сделать акцент на тех сферах, которые являются для студентов приоритетными, в результате чего поднимается и мотивация у них. Для повышения мотивации на занятиях есть разные способы, в том числе использование новых технологий, современной методики преподавания...
Библиографический список
Приём «Опиши и изобрази» является одним из способов вовлечения учащихся в процесс общения с использованием собственного словарного запаса на иностранном языке. Этот приём универсальный, его можно использовать для закрепления лексики и грамматики [14, с. 27].
При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы. Если учащиеся не видят картин общественной жизни, культур, стран, людей, то усваивают лишь словесные формулировки, лишенные жизненного содержания, которые быстро забываются. В работе с учащимися помимо текста учебного пособия и учителя есть богатая возможность использовать видеоуроки [15, с. 55].
1. Krashen S. Second language acquisition and second language learning . Oxford: Pergamon. Press, 1981.
2. Gardner RC, Lambert W. Attitudes and motivation in second language learning. Newbury House: Rowley, Mass, 1972.
3. Flaitz J. French Attitudes toward the Ideology of English as an international language. World Englishes, 1993.
4. Реан А.А. Психология личности. Санкт-Петербург, 2011.
5. Gardner RC. Social psychology and second language learning: The role of attitudes and motivation, London: Edward Arnold, 2001.
6. Регуш Л.А. Педагогическая психология. Санкт-Петербург, 2011.
7. Аббас Я.Х. Формирование мотивации в процессе изучения русского языка. Проблемы и перспективы современной методики РКИ. Мир русского слова. 2006; 3.
8. Anstey M. Helping children learn how to learn. Australian Journal of Reading. 1988.
9. Lambert W E. Culture and language as factors in learning and education. In F. F. Aboud & R. D.Meade (Eds.), Cultural factors in learning and education (pp. 91 - 122). Bellingham: Western.Washington State University, 1974.
10. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. Москва, 2009.
11. Регуш Л.А. Педагогическая психология. Санкт-Петербург, 2011.
12. Vaez Z. Language learning motivation among Iranian. Undergraduate students World Applied Sciences Journal. 2008; 5 (9): 54 - 61.
13. Rahman .Orientation and motivation in English language learning, A study of Bangladesh students at undergraduate level. Asian EFL Journal. 2005.
14. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения. Иностранные языки в школе. 1996; 3.
15. Гальскова Н.Д. теория и практика обучения иностранным языкам. Москва, 2004.
References
1. Krashen S. Second language acquisition and second language learning . Oxford: Pergamon. Press, 1981.
2. Gardner RC, Lambert W. Attitudes and motivation in second language learning. Newbury House: Rowley, Mass, 1972.
3. Flaitz J. French Attitudes toward the Ideology of English as an international language. World Englishes, 1993.
4. Rean A.A. Psihologiya lichnosti. Sankt-Peterburg, 2011.
5. Gardner RC. Social psychology and second language learning: The role of attitudes and motivation, London: Edward Arnold, 2001.
6. Regush L.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Sankt-Peterburg, 2011.
7. Abbas Ya.H. Formirovanie motivacii v processe izucheniya russkogo yazyka. Problemy i perspektivy sovremennoj metodiki RKI. Mir russkogo slova. 2006; 3.
8. Anstey M. Helping children learn how to learn. Australian Journal of Reading. 1988.
9. Lambert W E. Culture and language as factors in learning and education. In F. F. Aboud & R. D.Meade (Eds.), Cultural factors in learning and education (pp. 91 - 122). Bellingham: Western.Washington State University, 1974.
10. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Novyjslovar'metodicheskih terminoviponyatij. Moskva, 2009.
11. Regush L.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Sankt-Peterburg, 2011.
12. Vaez Z. Language learning motivation among Iranian. Undergraduate students World Applied Sciences Journal. 2008; 5 (9): 54 - 61.
13. Rahman .Orientation and motivation in English language learning, A study of Bangladesh students at undergraduate level. Asian EFL Journal. 2005.
14. Bocharova L.P. Igry na urokah anglijskogo yazyka na nachal'noj i srednej stupeni obucheniya. Inostrannye yazyki v shkole. 1996; 3.
15. Gal'skova N.D. teoriya ipraktika obucheniya inostrannym yazykam. Moskva, 2004.
Статья поступила в редакцию 31.05.17
УДК 82 (470.67)
Kurbanova Z.G., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, senior researcher of DNIIP n.a. Taho-Godi (Makhachkala,
Russia), E-mail: [email protected]
Magomedova S.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Dagestan Literature Faculty, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] to
THE QUESTION OF LITERARY ACTIVITY OF YU. ABDULLATIPOV. The authors consider the literary activity of Ab-dul-Kadyr Yusupovich Abdullatipov, who made a significant contribution to the development of Dagestan literary criticism. The focus is on issues related to Dagestani literature, its history and modernity. The subject of his research activity is the work of Kumyk masters of the word, literary critics and critics. Abdul-Kadir Abdullatipov managed to collect and arrange chronologically the story of Kumyk literature, identify patterns of development in comparison to the literature of other peoples of Dagestan, as well as typological regularities in the development of Russian literature, the near and Middle East. In recent years he fruitfully works in literature, analyzing and rethinking the history of Kumyk literature, defining key milestones in its development.
Key words: history of literature, literary process, creative method, literary direction, literary criticism, satirical orientation, realism, artistic literature, word artist, literary portrait.
З.Г. Курбанова, канд. филол. наук, доц., ст. науч. сотр. ДНИИП им. А. Тахо-Годи, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
С.А. Магомедова, канд. филол. наук, доц. каф. дагестанской литературы факультета дагестанской филологии
ДГПУ, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А-К. Ю. АБДУЛЛАТИПОВА
Авторы в статье рассматривают литературоведческую деятельность Абдул-Кадыра Юсуповича Абдуллатипова, который внёс солидный вклад в развитие дагестанского литературоведения. В центре внимания находятся вопросы, связанные с дагестанской литературой, её история и современность. Предметом его исследовательской деятельности стало творчество кумыкских мастеров слова, литературоведов, критиков. Абдул-Кадыр Юсуповичу Абдуллатипову удалось собрать и выстроить в хронологической последовательности историю кумыкской литературы, определить закономерности её развития в сопоставлении с литературой других народов Дагестана, а также выделить типологические закономерности развития литературы Российского, Ближнего и Среднего Востока.
Ключевые слова: история литературы, литературный процесс, творческий метод, литературное направление, литературоведение, сатирическая направленность, реализм, художественная словесность, художник слова.
Дагестанское литературоведение, включающее в себя всё богатство и разнообразие литературного процесса Страны гор, отражает всё многообразие и специфику развития каждой из национальных литератур.
Предметом нашего внимания является литературоведческая деятельность известного в Дагестане и за его пределами ученого, педагога, литературного критика, исследователя, переводчика А.-К. Ю. Абдуллатипова, внесшего огромный вклад как в изучение истории кумыкской литературы, так и дагестанской литературы в целом. Благодаря его многолетним научным изысканиям открыты новые или малоизученные имена в кумыкской литературе, раскрыты новые явления в историко-литературном процессе, по новому осмыслена история и различные этапы развития кумыкской художественной словесности, что позволило рассматривать литературоведение как важнейшее явление общечеловеческой культуры.
Сферой научного внимания А.-К. Ю. Абдуллатипова является история кумыкской литературы. Ему принадлежат более двухсот пятидесяти научных работ, посвященных актуальным проблемам формирования творческих методов и особенностям развития кумыкской литературы: «Эволюция творческого метода в кумыкской литературе» (1979), «Формирование исторических форм реализма в кумыкской литературе» (1981), «Формирование метода социалистического реализма в кумыкской литературе (1982), «Литература правды жизни» (1984).
В трудах ученого показано движение кумыкской литературы от Средневековья к Новому времени на фоне литератур народов Северного Кавказа и других регионов нашей страны. При разработке своих теоретических предположений и выводов А.-К. Ю. Абдуллатипов опирался на творчество классиков кумыкской литературы: Умму Камала, Мухаммада Аваби Акташи, Абдурахмана Какашуринского, Ирчи Казака, Маная Алибекова, Джамалудина Ханакаева, Нухая Батирмурзаева, Темирбулата Бейбулатова, Ансара Кадиева, Наби Ханмурзаева, Юсупа Гере-ева и др.
А.-К.Ю. Абдуллатипова, по праву, можно считать первооткрывателем творчества многих вышеперечисленных авторов. Он проводит параллели, находит типологические свойства и различает литературные процессы народов Дагестана, Кавказа, России. Так же, как и в литературоведческих исследованиях академика Г.Г. Гамзатова, в трудах А.-К. Ю. Абдуллатипова звучит мысль о полном и глубоком современном научном понимании проблемы вовлеченности Дагестана в западно-восточный культурный контекст. В перестроечные годы А.-К. Ю.Абдуллатипов успешно занимается возвращением в культуру кумыкского народа незаконно репрессированных и незаслуженно забытых мастеров пера: Абусупьяна Акаева, Абдуллы Баширова, Ансара Кадиева, Дадава Магомедова, Джамалудина Ханакаева, Юсупа Гереева.
А.-К.Ю. Абдуллатипов опубликовал произведения ранее не издававшихся и мало издававшихся авторов. Так, он совместно с К. Ханмурзаевым подготовил и дважды издал двуязычный сборник произведений Ирчи Казака в серии «Дагестанские лирики» (1989, 2001), а в 2010 году - сборник произведений И. Казака, сопроводив оригиналы построчными переводами на русском языке [3], выпустил два сборника произведений Т. Бейбулатова, дастан А. Акаева «Тахир и Зухра», этнографический очерк М. Алибекова «Адаты кумыков», стихи и поэмы А. Кадиева, Д. Магомедова, Дж. Ханакаева и др. Он один из составителей антологии кумыкской поэзии «Дослукъ» (Махачкала, 1980), «Литература народов Северного Кавказа» (Пятигорск, 2003), автор четырнадцати статей о кумыкских поэтах, общей статьи о кумыкской литературе [5, 163 - 176].
В разные года статьи А-К. Ю. Абдуллатипова публиковались и за рубежом, и в центральных и региональных журналах Москвы, Уфы, Ростова, Риги, Баку, Алма-Аты, Анкары, что свидетельствует о важности проблем, обозначенных им. В последние годы он плодотворно работает в литературоведении, анализируя и переосмысливая историю кумыкской литературы, определяя основные вехи ее развития. Подготовлены и изданы следующие книги: «История кумыкской литературы до 1917 г.» (1995), «Художественный мир Темирбулата Бейбулатова» (2005), , «История кумыкской литературы» (2015), «История кумыкской литературы 1917-1930-е гг.» (2016)
Автору удалось буквально по крупицам собрать и выстроить в хронологической последовательности историю кумыкской литературы, определить закономерности ее развития в сопоставлении с другими литературами народов Дагестана, а также выделить типологические закономерности развития литературы Российского, Ближнего и Среднего Востока. В фундаментальном исследовании «Средневековая литература кумыков», (написанной совместно с Л.А.-К. Шабаевой), А-К.Ю. Абдуллатипов представил литературное наследие кумыков в виде творческих портретов поэтов и писателей средневековья. Авторами определены временные рамки средневековой литературы, начиная с X века и до 30-х годов XX века. Многие из художников снова были незаслуженно забыты или совсем не выявлены. Авторы литературоведческого исследования открыли миру творчество поэтов и писателей средневековья: Умму Камала, Абдурахмана из Какашуры, авторов исторических хроник Мухаммада Аваби Акташи, Джамалутдина - Хаджи из Карабудахкента, Назира из Доргели и др. А-К.Ю. Абдуллатиповым и Л.А. Шабаевой даны творческие портреты и общественных деятелей, и ученых-али-мов: Али Кули Хан Валехе Дагистани, Юсупа Яхсави из Аксая, Идриса-эфенди из Эндирея, Абусуфьяна Акаева.
Помимо новых имен, кумыкская средневековая литература «была представлена разнообразными жанрами, среди которых хроники, религиозно-назидательные сочинения, образцы суфийской литературы, эпики, генеалогии, агиографии, мартилогии, семейные предания, книги по мусульманскому праву, математике, логике, риторики, грамматике, медицине, астрономии, различные жанры арабской, тюркоязычной поэзии» [2, с. 200].
Другим художественным открытием и глубоким литературоведческим исследованием стала монография, посвящённая жизни и деятельности Темирбулата Бейбулатова - выдающегося деятеля культуры, внесшего большой вклад в развитие Кумыкского театра, а также в прозу, в поэзию, в драматургию, и в музыку разных народов. А-К.Ю. Абдуллатипов создал яркий литературный портрет творческой личности, без которой невозможно представить историю кумыкской литературы, очень точно проанализировал поэтику его художественного слова, определив то значимое место в национальной культуре, которое принадлежит ему по праву.
В 2016 г. увидела свет монография А.-К.Ю. Абдуллатипова и Л.А. Шабаевой «История кумыкской литературы» (19171930-е гг.). В ней сделана удачная попытка реконструировать целостный облик национальной литературы, восстановив и вернув народу многих писателей, принадлежавших старой исламской культуре, репрессированных в 20-40-е годы XX века представителей литературной диаспоры. При этом авторы подчеркивают: «Возврат к традициям - это не возврат к прошлому, а новое осмысление национальных традиций в условиях всеобщего разложения и деградации общества, духовного обнищания» [3, с. 17]. В работе нашел отражение очень сложный и противоречивый период революции 1917 года и гражданской войны, пронизанный духом классовой борьбы и идеями строительства социализма,
это нашло отражение в новых художественных методах, направлениях и формах. Анализируя фундаментальные исследования известных литературоведов - К. Султанова, РФ. Юсуфова, Э.Ю. Кассиева, С. Алиева, М. Гусейнова - Абдуллатипов и Ша-баева делают вывод о том, что «в кумыкской литературе накапливались основополагающие принципы социалистического реализма, осуществляя классовый подход к явлениям литературы, выявляя в ней черты революционной литературы в соответствии в реалиями той эпохи» [3, с. 26]. Они разделяют точку зрения М.А. Гусейнова о том, «что за короткий промежуток времени, с конца 1920-х годов и до середины 30-х годов, в связи с массовым созданием художественных книг на родных языках, регулярной публикацией произведений на страницах периодической печати, с ростом числа профессиональных мастеров слова, происходило ускоренное развитие литературы. И это внесло существенный вклад в становление и развитие отдельных жанров и родов литературы-поэзии, прозы, драматургии» [3, с. 28].
Значительное место в культурном пространстве того времени занимали печатные органы, сыгравшие существенную роль в пробуждении национального самосознания народных масс, что было подчеркнуто авторами. В работе А.-К. Абдуллатипова и Л. Шабаевой представлены творческие портреты известных поэтов, прозаиков, общественных деятелей: Абусупьяна Акаева, Нухая Батырмурзаева, Уллубия Буйнакского, Зайналабида Баты-рмурзаева, Гайдара Баммата и др., творивших в двух стилевых течениях - романтическом и реалистическом, с преобладанием реалистических тенденций. Анализируя литературу 20-30-х годов, исследователи приходят к выводу о том, что развивалась она в условиях жесточайшей идеологической борьбы, а ее проблематикой оставалось раскрепощение человека, женщины в
Библиографический список
особенности и сатиритическая направленность. В поэзии и прозе 20-30-х годов звучит тема революции и гражданской войны, непримиримой борьбы нового со старым. В драматургии и прозе происходит глубокое, реалистическое и основательное постижение действительности через создание новых форм литературных произведений, в которых ставились и решались проблемы развития человека социалистической формации. Литературоведы отмечают злободневность, декларативность, жанровое и стилистическое многообразие литературных произведений. Кумыкская литература 30-х годов поднимала и проблемы национально-освободительной борьбы в поэтических произведениях А. Баширова «Мансур», А. Казиева «Шамиль», и тему исторического прошлого кумыкского народа. В работе отмечается творчество известного арабиста, ученого, человека энциклопедических знаний, сохранившего приверженность прежним дореволюционным этическим и эстетическим ценностям - Абдурахмана Казиева, по-новому осмыслившего творчество Ирчи Казака в поэме «Зеркало кумыкской равнины», названного литературоведами «одним из лучших, удивительных произведений всей кумыкской литературы» [3, 252]. В разделе «Проза» рассматривается творчество Ю. Гереева, А. Аджаматова, А. Акавова.
Таким образом, по мнению А-К.Ю. Абдуллатипова, кумыкская литература в 1917-1930 гг. развивала высокие демократические, просветительские и гражданские принципы, которые были заложены в дореволюционной литературе [4; 5]. Метод социалистического реализма становится основополагающим в кумыкской публицистике, поэзии и прозе. За заслуги в развитии дагестанской филологической науки А.-К.Ю.Абдуллатипову присвоены звания «Заслуженный деятель науки Республики Дагестан» и «Заслуженный деятель науки Российской Федерации»
1. Литературы народов России. XX век. Словарь. Москва, 2005.
2. Абдуллатипов.А.-К.Ю., Шабаева Л.А. Средневековая литература кумыков. Махачкала, ДГПУ, 2011.
3. Абдуллатипов.А.-К.Ю., Шабаева Л.А. История кумыкской литературы. Махачкала. Дагестанское книжное издательство, 2016.
4. Ирчи Казак. Стихи, поэмы. Составитель, автор подстрочников и комментариев Абдуллатипов А.-К.Ю. Махачкала, 2010.
5. Кумыкские писатели. IX- XXI вв. Махачкала, 2014.
References
1. Literatury narodovRossii. XX vek. Slovar'. Moskva, 2005.
2. Abdullatipov.A.-K.Yu., Shabaeva L.A. Srednevekovaya literatura kumykov. Mahachkala, DGPU, 2011.
3. Abdullatipov.A.-K.Yu., Shabaeva L.A. Istoriya kumykskojliteratury. Mahachkala. Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2016.
4. Irchi Kazak. Stihi, po'emy. Sostavitel', avtor podstrochnikov i kommentariev Abdullatipov A.-K.Yu. Mahachkala, 2010.
5. Kumykskie pisateli. IX- XXI vv. Mahachkala, 2014.
Статья поступила в редакцию 20.05.17
УДК 821.0
Мотамедния Масуме, Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Department of Russian language, University
of Mazandaran (Babolsar, Iran), E-mail: [email protected]
ALIENATION AS A REFLECTIVE PRINCIPLE OF PSYCHOLOGICAL STATUS IN CHEKHOV'S PROSE (THE CASE OF THE LONG STORY "DISMAL STORY"). The evolution of Chekhov's prose until the end of the 80s of the 19th century will be examined in a long story such as "Dismal Story". Art technics of the writer that undergone some changes and alienation style that play art role are examined. The change of the story form leads to an intense contrast in the mind of the reader, and results in the lack of coordination between what seems and what actually is, and creates a dichotomy in the understanding of the story, which is solely particular to the narrator. Transfer of the involving feeling of alienation and separation from the world and the people, from which the protagonist suffers severely, skillfully helps to understand alienation. It is emphasized in the process of the analysis that the art technology of Chekhov has become more sophisticated, comedy acute of Chekhov has passed over the boundaries of comic and forms the tragic comedy and particularly drama.
Key words: alienation, Antwan Chekhov, psychology, acute comedy, "Dismal Story", evolution of Chekhov's art style.
Мотамедния Масуме, канд. филол. наук, ст. преп каф. русского языка Мазандеранского университета, г. Баболсар,
Иран, E-mail: [email protected]
ОСТРАНЕНИЕ КАК ПРИНЦИП ИЗОБРАЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
В ПРОЗЕ А. ЧЕХОВА (НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ «СКУЧНАЯ ИСТОРИЯ»)
Исследуется эволюция прозы А. Чехова к концу 80-х годов XIX века на примере повести «Скучная история». Рассматривается, какие изменения претерпевает поэтика писателя, какие художественные задачи выполняет приём остранения. Смена повествовательных форм создаёт в сознании читателя резкий контраст, вызывает чувство несоответствия между тем, что кажется, и тем, что существует на самом деле, формирует установку на двойственность восприятия, которое свойственно рассказчику. Передать то всепоглощающее чувство отчуждения от мира и людей, которое мучительно переживает герой, по-