Филологические науки / Philological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 78.08:801.81
DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-2-118-121
Нравственные проблемы в повести Амира Курбанова «В предгорном ауле»
© 2°i8 Шабаева Л. А., Магомедова С. А., Абдуллаева А. З.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected], [email protected]
РЕЗЮМЕ. Целью данной статьи является исследование нравственных проблем в повести известного дагестанского драматурга, одного из основоположников кумыкской и дагестанской драматургии Амира Курбанова «В предгорном ауле». Методы. Историко-типологический, сравнительно-исторический. Результаты. Повесть «В предгорном ауле» является одним из интересных произведений прозы периода «оттепели», в которой отражена жизнь кумыкского колхозного аула. Выводы. Проведенное исследование позволяет выявить, что в повести основное внимание уделяется не темам труда и дружбы, а нравственным аспектам жизни, национально-ментальным особенностям, характерным для кумыкского аула.
Ключевые слова: кумыкская литература, оттепель, сельские труженики, нравственные проблемы, юмор.
Формат цитирования: Шабаева Л. А., Магомедова С. А., Абдуллаева А. З. Нравственные проблемы в повести Амира Курбанова «В предгорном ауле» // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2018. Т. 12. № 3. С. 118-121. DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-3-118-121._
Moral Problems
in "In the Piedmont Aul" Story by Amir Kurbanov
© 2018 Leyla A. Shabaeva, Sagidat A. Magomedova, Ayshat Z. Abdullaeva
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected], [email protected]
АBSTRACT. The aim of the article is to investigate moral problems in "In the Piedmont Aul" story by Amir Kurbanov, a famous Dagestan playwrighter, one of the founders of the Kumyk and Dagestan dramatic art. Methods. Historical-typological, comparative-historical. Results. "In the Piedmont Aul" story is one of the interesting prose works of the "thawin" period, which reflects the life of the Kumyk collective farm aul. Conclusions. The conducted research allows to reveal that in the story the main attention is paid not to the themes of labor and friendship, but to the moral aspects of life, to the ethnic mental features characteristic of the Kumyk aul.
Keywords: Kumyk literature, thaw, rural workers, moral problems, humor.
For citation: Shabaeva L. A., Magomedova S. A., Abdullaeva A. Z. Moral Problems in "In the Piedmont Aul" Story by Amir Kurbanov. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2018. Vol. 12. No. 3. Pp. 118-121. DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-2-118-121. (In Russian)_
Введение
Большой научный интерес представляет творчество известного драматурга, одного из основоположников кумыкской дагестанской драматургии Амира Курбанова [1]. А. Курбанов был и талантливым прозаиком. Его повесть «В предгорном ауле» -одно из лучших прозаических произведений кумыкской литературы 60-х годов
прошлого века. В ней автор сумел реалистически воспроизвести панораму жизни кумыкского аула, проанализировать характерные для того времени конфликты. Важно и то, что во главу угла в повести автор поставил не производственные, а нравственные проблемы, связанные с темой любви и честности [2, с. 111].
К созданию своей повести А. Курбанов приступил уже, будучи маститым драматургом, автором многочисленных драм и комедий. Это было начало 60-х годов, время, совпавшее с периодом хрущевской оттепели, когда творческие работники, в том числе и писатели, почувствовали свободу, когда в национальных литературах чаще стали разрабатываться не только производственные, историко-революционные темы, но и темы, связанные с решением се-мейно-бытовых проблем. В этих произведениях в определенной мере затрагивались и производственные темы, но в них писатели больше внимания уделяли семейно-бытовым и нравственным проблемам.
Подобные произведения создавались не только уже известными к тому времени прозаиками И. Керимовым, М.-С. Яхъяевым, Ш. Альбериевым, М. Абуковым, но и начинающими в то время прозаиками У. Манта-евой, К. Абуковым, М. Гусейновым и др.
Исследование частной жизни людей, их взаимоотношений в рамках семьи стало для писателей делом весьма привлекательным и заманчивым. Именно на фоне художественного исследования проблем частной жизни уже во второй половине 60-х и в 70-е годы стал формироваться жанр лирической повести.
Материалы и методы исследования
Одним из интересных произведений прозы периода «оттепели» является повесть А. Курбанова «В предгорном ауле» («Тав тюпдеги юртда», 1963), изданная и на русском языке в Москве в 1964 г. В ней отображена жизнь кумыкского колхозного аула, самоотверженный труд комбайнера Ка-мала, который успевает убрать урожай не только с полей своего колхоза, но и помогает в уборке соседям. Казалось бы, автор продолжает разрабатывать традиционную линию воспевания труда и любви двух молодых людей. Но в повести основное внимание уделяется не темам труда и дружбы, а нравственным аспектам жизни, национально-ментальным особенностям, характерным для кумыкского аула.
При анализе данного произведения, мы использовали историко-типологический и сравнительно-исторический методы исследования.
Результаты и их обсуждение
Основными героями являются комбайнер Камал и звеньевая Зумруд, которые с детства полюбили друг друга. Камал - не только отличный труженик, но и смелый принципиальный человек. Он справедливо критикует мать своей любимой девушки
Зумруд по имени Хаджи-ханум, а перед любимой девушкой теряется, будучи не в состоянии объясниться в любви. Камал, являясь хорошим производственником, возмущается бездушным отношением механизаторов соседнего колхоза к совершенно новой технике: «Нам в руки государство дало мощные и умные машины. Никому не дано право их ломать. Вы должны беречь машины как зеницу ока. И у нее есть душа. Если ты комбайнер, то будь доктором своей машины. Прислушайся, как работают сердце и легкие машины, правильно ли они работают... Я люблю свой агрегат, сам нахожу его неполадки, ремонтирую. К мотору я прислушиваюсь, как к музыке», - говорит он нерадивым механизатором [3, с. 24].
Портрет Камала как лучшего комбайнера был опубликован в газете. За время этого тяжелого, самоотверженного труда он мало ел, глубоко переживал разлад с будущей тещей. О состоянии Камала во время уборки в соседнем колхозе его помощник Запир говорил Зумруд: «Он почти не ест. Ночами считает звезды, а днем злится на машины. Его сердце горит как мотор..., иногда он заставляет мотор вопить. В этих воплях, честное слово, будто слышится имя твое. Иногда мотор, кряхтя, чихая и вопя, кричит: «Зумруд, Зумруд... смотри, смотри...» [3, с. 33].
Звеньевая Зумруд отличается не только красотой, но и смелостью в отношениях с Камалом, она не обиделась на критику, а наоборот спорит с матерью, защищая его правоту. Зумруд - художественно одаренная натура, участвует в самодеятельности, играет на пианино, поет.
Автором психологически глубоко и тонко переданы большие переживания матери Зумруд Хаджи-ханум - женщины, обремененной гордыней и упрямством, но по-своему любящей свою дочь. В описаниях ее переживаний показан противоречивый внутренний мир Хаджи-Ханум. Работая заведующей детсадом, она также проявляла чрезмерную строгость, занималась рукоприкладством по отношению к уборщице. Когда Ка-мал, оказавшийся невольным свидетелем ее самодурства, покритиковал ее, она возненавидела его, хотя и знала, что дочь любит его и ни за что не хотела выдавать ее за Камала, искала других женихов.
Под давлением руководителей колхоза и района, не без влияния критики на страницах клубной стенгазеты и сатирических песенок молодежи, критикующих ее, она,
скрепя сердце, все же согласилась на брак дочери с Камалом.
Нелегко сложилась судьба подруги Зу-мруд, большеглазой красавицы Якут, очень любящей своего мужа Сабурхана, работающего завскладом. Он постоянно ведет разгульный образ жизни, а главное, издевается над женой из-за того, что она посещает кружок самодеятельности. Наконец, он выгоняет ее, желая жениться на другой, и ни за что не хочет мириться с ней. После этого из-за беспробудных пьяных похождений сгорел его дом, и он оказался в больнице. Даже в таком состоянии у этого приверженца старых обычаев не нашлось теплых слов для Якут, посетившей его. Он ни за что не хотел мириться.
В повести имеются и другие колоритные образы, характерные для сельского общества того времени. Таким предстает образ одетого в белый китель, голубоглазого бригадира Сурхая. Поскольку по цвету его папаха гармонировала с глазами, даже в жаркий день он не снимал ее. Сурхай - неплохой танцор и наездник. Хотя дважды был женат и от второй жены имел детей, щеголеватый Сурхай хочет жениться на Зумруд, объясняется ей в любви. Будучи завистливым человеком, не желающим другим добра, он скрывает изъяны своего характера, прикрываясь броской внешностью. Он также является сторонником старых ветхозаветных обычаев.
В повести воспроизведено немало образов рядовых представителей колхозного аула, которые автором выписаны с особой любовью и окутаны теплым юмором.
Это старик Батырбек, который время от времени стреляет из ружья, заряжая его солью. Юмористически выписаны образы толстой вдовы Сапият, друга и помощника Камала, «длинного» Запира, лицо которого постоянно излучает улыбку и который мечтает жениться на Якут, если она разведется с Сабурханом. К образам, окрашенным добрым юмором, можно отнести образ воспитательницы детсада Марии Михайловны, которая была крайне возмущена издевательствами Хаджи-Ханум и выступила с ее критикой на колхозном собрании. Юмористически воспринимается ее речь, усыпанная русскими словами и искаженными кумыкскими словами.
Повесть А. Курбанова написана сочным, красивым языком. Она пронизана тонким юмором и глубокой любовью автора к положительным героям и сочувствием и состраданием к заблуждениям, ошибкам и промахам отрицательных персонажей.
Когда речь идет о последних, то добродушный юмор автора сменяется сатирой.
Сюжет повести позволяет автору до конца сохранить интерес читателя. Кульминация повести как бы совпадает с заключением. Это свидетельствует о мастерстве писателя-драматурга, создавшего до этого десятки пьес, проявившемся теперь в прозаическом произведении.
О любви А. Курбанова к родному краю свидетельствуют и его многочисленные пейзажные зарисовки, которые в той или иной мере соотносятся с событиями, происходившими в повести, и которые позволяют писателю подтекстом подчеркивать определенные идеи и мысли.
Лейтмотивом образа Камала является песня о комбайнере, которая в повести повторяется несколько раз:
От работы не оторве тся комбайнер
И обязательно встретится с любимой.
На фоне драматической размолвки в личной жизни Камала и Зумруд эта песня как бы внушает оптимизм и предвещает счастливый конец. В повести очень тонко и глубоко переданы любовные переживания упомянутых выше героев. Здесь также воспроизведено немало психологически напряженных конфликтных ситуаций.
Образы Якут, Запира, Батырбека, Закава, толстой Сапият и Зазав также окрашены юмором. Они постоянно шутят, балагурят, поют песни, вспоминают забавные случаи из жизни, подначивают друг друга. Толстая Сапият исполняет песню о том, что Сабур-хан, не имея денег, в городском ресторане оставил часы под залог. Шутник Запир говорит, что если бы даже он умер, то люди подумали бы, что умер нарочно.
Иногда юмор создается использованием героями русских слов в кумыкском контексте: «доктор магьа разрешает этмей» / «доктор мне не разрешает»/.
Юмор возникает иногда в результате неправильного употребления персонажами русских слов. В речи Хаджи-Ханум встречаются слова «камсия» вместо «комиссия», «прама» вместо «прямо». И в авторской речи изредка встречаются русские слова: он параллельно употребляет слова «тарлав» и «огород», смысл которых идентичен.
Заключение
Таким образом, повесть весьма богата художественными деталями, которые углубляют основные идеи и делают более живыми образы героев.
В заключение хотелось бы подчеркнуть изобразительную силу пейзажных зарисовок, зарисовок домашней обстановки отдельных героев, воплощение образов героев.
И все, о чем мы выше говорили, свидетельствует о чрезвычайном многообразии приемов воплощения картин природы, описания домашней обстановки, воплощения образов
1. Абдуллатипов А.-К. Ю., Шабаева Л. А. История кумыкской литературы. Ч. 2. Махачкала, 2017. 619 с.
героев через их монологи, диалоги, описания их через переживания в тягостные минуты, а также описания событий и поступков героев.
2. Шабаева Л. А. Жизнь и творчество Амира Курбанова. Махачкала, 2008. 119 с.
3. Курбанов А. В предгорном ауле. М.: Советский писатель, 1964. 175 с.
Литература
References
1. Abdullatipov A.-K. Yu., Shabaeva L. A. History of Kumyk literature. P. 2. Makhachkala, 2017, 619 p. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Шабаева Лейла Абдулкадыровна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой дагестанской литературы, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; email: [email protected]
Магомедова Сагидат Ахмедовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры дагестанской литературы, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Абдуллаева Айшат Заирхановна, доктор филологических наук, профессор кафедры дагестанской литературы, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
2. Shabaeva L. A. Life and work of Amir Kurbanov. Makhachkala, 2008, 119 p. (In Russian)
3. Kurbanov A. In the foothill aul. Moscow, So-vetsky Pisatel publ., 1964, 175 p. (In Russian)
THE AUTHORS INFORMATION Affiliations
Leyla A. Shabaeva, Ph. D. (Philology), assistant professor, the head of the chair of Dagestan Literature, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; email: [email protected]
Sagidat A. Magomedova, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of Dagestan Literature, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Ayshat Z. Abdullaeva, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of Dagestan Literature, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Принята в печать 06.08.2018 г.
Received 06.08.2018.