Научная статья на тему 'Вклад Амира Курбанова в развитие дагестанской драматургии'

Вклад Амира Курбанова в развитие дагестанской драматургии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
158
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАНСКАЯ КУМЫКСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ / РЕВОЛЮЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ / ТЕАТРАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ / КУМЫКСКИЙ ТЕАТР / DAGESTAN KUMYK DRAMA / REVOLUTION / CIVIL WAR / NATIONAL THEATRICAL STUDIO / THEATER COLLEGE / KUMYK THEATER / ACTOR / DIRECTOR / PLAYWRIGHT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шабаева Л.А.

В статье рассматривается творческое наследие одного из основоположников дагестанской драматургии Амира Курбанова. Анализируя его пьесы, автор приходит к выводу, что Амир Курбанов стоял у истоков дагестанской кумыкской драматургии, и его наследие отразило героический протест народа, борющегося за свободу в годы революции и в годы Великой Отечественной войны и за жизнь народа в мирное время. В ранний период своего творчества А. Курбанов выступил не только как драматург, но и как поэт. В первой антологии кумыкской советской поэзии было представлено несколько его стихотворений. Современники Амира Курбанова вспоминают его как человека глубоко гуманного, любившего людей и беззаветно служившего людям. Всё его творчество также отмечено любовью и состраданием к людям, чувством справедливости, преданностью правде, неподдельной искренностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMIR KURBANOV CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENT OF DAGESTANI LITERATURE

The article deals with the creative legacy of Amir Kurbanov, one of the founders of Dagestani dramaturgy. By analyzing one of his plays, the researcher concludes that Amir Kurbanov was behind Dagestan Kumyk drama, and his legacy reflected heroic protest of people, who strongly fought for freedom, especially during the years of the revolution in the beginning of the twentieth century and during the Great Patriotic War and the life of the people in peacetime. In the early period of his life A. Kurbanov worked not only as a playwright but also as a poet. In the first anthology of the Soviet Kumyk poetry there are some of his poems. The poet’s contemporaries noted that Amir Kurbanov was a deeply humane man, who loved people and selflessly spent his life to serve his people. The creative work of the writer is also marked by love and compassion for people, a sense of justice, devotion to truth and genuine sincerity.

Текст научной работы на тему «Вклад Амира Курбанова в развитие дагестанской драматургии»

Библиографический список

1. Эпштейн М.Н., Тульчинский Г.Л. Философия тела. Тело свободы. Санкт-Петербург: "Алетейя", 2006.

2. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык. Москва: Новое литературное обозрение, 2002.

3. Каксин А.Д. Традиционное мировоззрение и его отражение в языке: к вопросу о проблематике этнолингвистики (на материале тувинского, хакасского и хантыйского языков). Новые исследования Тувы. 2015, 2. Available at: http://www.tuva.asia/journal/issue_26/7922-kaksin.html

4. Грамматика хакасского языка. Под редакцией проф. Н.А. Баскакова. Москва: Наука, 1975. References

1. 'Epshtejn M.N., Tul'chinskij G.L. Filosofiya tela. Telo svobody. Sankt-Peterburg: "Aletejya", 2006.

2. Krejdlin G.E. Neverbal'naya semiotika: yazyk tela i estestvennyjyazyk. Moskva: Novoe literaturnoe obozrenie, 2002.

3. Kaksin A.D. Tradicionnoe mirovozzrenie i ego otrazhenie v yazyke: k voprosu o problematike 'etnolingvistiki (na materiale tuvinskogo, hakasskogo i hantyjskogo yazykov). Novyeissledovaniya Tuvy. 2015, 2. Available at: http://www.tuva.asia/journal/issue_26/7922-kaksin.html

4. Grammatika hakasskogo yazyka. Pod redakciej prof. N.A. Baskakova. Moskva: Nauka, 1975.

Статья поступила в редакцию 21.12.15

УДК 822.512.144

Shabaeva L.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Head of Department of Dagestan Literature, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: leilatarki@mail.ru

AMIR KURBANOV CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENT OF DAGESTANI LITERATURE. The article deals with the creative legacy of Amir Kurbanov, one of the founders of Dagestani dramaturgy. By analyzing one of his plays, the researcher concludes that Amir Kurbanov was behind Dagestan Kumyk drama, and his legacy reflected heroic protest of people, who strongly fought for freedom, especially during the years of the revolution in the beginning of the twentieth century and during the Great Patriotic War and the life of the people in peacetime. In the early period of his life A. Kurbanov worked not only as a playwright but also as a poet. In the first anthology of the Soviet Kumyk poetry there are some of his poems. The poet's contemporaries noted that Amir Kurbanov was a deeply humane man, who loved people and selflessly spent his life to serve his people. The creative work of the writer is also marked by love and compassion for people, a sense of justice, devotion to truth and genuine sincerity.

Key words: Dagestan Kumyk drama, revolution, civil war, national theatrical studio, theater college, Kumyk theater, actor, director, playwright.

Л.А. Шабаева, канд. филол. наук, доц., зав. каф. дагестанской литературы, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: leilatarki@mail.ru

ВКЛАД АМИРА КУРБАНОВА В РАЗВИТИЕ ДАГЕСТАНСКОЙ ДРАМАТУРГИИ

В статье рассматривается творческое наследие одного из основоположников дагестанской драматургии Амира Курбано-ва. Анализируя его пьесы, автор приходит к выводу, что Амир Курбанов стоял у истоков дагестанской кумыкской драматургии, и его наследие отразило героический протест народа, борющегося за свободу в годы революции и в годы Великой Отечественной войны и за жизнь народа в мирное время. В ранний период своего творчества А. Курбанов выступил не только как драматург, но и как поэт. В первой антологии кумыкской советской поэзии было представлено несколько его стихотворений. Современники Амира Курбанова вспоминают его как человека глубоко гуманного, любившего людей и беззаветно служившего людям. Всё его творчество также отмечено любовью и состраданием к людям, чувством справедливости, преданностью правде, неподдельной искренностью.

Ключевые слова: дагестанская кумыкская драматургия, революция, гражданская война, национальная театральная студия, театральный техникум, Кумыкский театр.

Амир Курбанов - известный драматург, один из основоположников кумыкской и дагестанской драматургии, внёсший неоценимый вклад в становление и развитие кумыкской и всей дагестанской драматургии, который всю свою жизнь отдал созданию, становлению и укреплению Кумыкского государственного театра - самого старейшего национального театра Дагестана.

Амир Курбанов - Заслуженный деятель искусств, Народный артист ДАССР, член СП СССР Он родился в 1909 году в семье бедного крестьянина Абакара. Амир Курбанов вырос в большом кумыкском селении Нижний Дженгутай. Когда Амиру было семь лет, скончалась его мать, а когда ему исполнилось одиннадцать, в 1923 г., умер и отец. В первые годы советской власти, благодаря заботе и содействию красных партизан, он становится воспитанником одного из многочисленных детских домов г. Буйнакска, а в 1925 г. поступает в педагогический техникум.

В 1926 году, когда по инициативе Совнаркома Дагестана и комиссариата народного образования и лично Д.Ж. Коркмасова и А. Тахо-Годи, в городе Буйнакске организуется первая в Дагестане национальная театральная студия, А. Курбанов переводится в это учебное заведение. Студия, преобразованная в театральный техникум, в 1927 году переводится в Махачкалу. Годы учёбы в техникуме были чрезвычайно плодотворными. Молодой Амир не только изучает литературу, увлекается драматургией, осваивает сложное сценическое искусство, но и сам пробует силы не только как артист, но и как драматург.

В 1928 г. А. Курбанов переводит на кумыкский язык пьесу осетинского драматурга Д. Кусова «Хаджи-Омар», а в следую-

щем году пишет пьесу «Для счастья людей» [1, с. 50]. В том же 1929 г. А. Курбанов создаёт свою вторую пьесу «Горные соколы», которая повествует о гражданской войне, о героической борьбе дагестанцев за установление советской власти в Дагестане.

Привлечённый к воспитанию и учёбе органами советской власти, приобщённый к театральному искусству театральным техникумом, созданным новыми властями, А. Курбанов не мог не воспеть романтику борьбы за новую власть, т. к. искренне верил в её светлые идеалы. С 1930 года, когда открылся первый профессиональный национальный театр Дагестана - Кумыкский театр, вся дальнейшая жизнь Амира Курбанова, вплоть до его трагической кончины в 1966 году, протекала в этом театре. Он был не только талантливым артистом, режиссёром, но и выдающимся драматургом, а также театральным критиком. Жизнь Амира Курбанова была нелегкой. Поскольку он хорошо рисовал, А. Курбанов метался в поисках достойного применения и реализации своих сил.

Наряду с напряженной актерской работой в 30-е годы А. Кур-банов трудится над созданием пьес, так как проблема репертуара в Кумыкском театре стояла очень остро. Кроме того, молодой драматург, видимо, сознавал необходимость художественного закрепления успехов советской власти в реальной жизни, в художественном творчестве.

На процесс коллективизации Амир Курбанов откликается своими драмами «Поворот», «Вперед за урожай» и «Чабан Арслан».

Так, уже в раннем периоде творчества к А. Курбанову пришло признание его как одного из лучших драматургов республики.

В те же годы раскрывается и комическое дарование А. Кур-банова. Его комедия «Али и Вали» в 1935 году была поставлена на сцене Кумыкского театра. Этот же период ознаменовался признанием великолепного актерского таланта А. Курбанова, особенно в роли Отелло по одноименной пьесе В. Шекспира, переведенной на кумыкский язык «чародеем» (Аткай) перевода Т. Бейбулатовым.

А. Курбанов очень ответственно относился к исполнению своих ролей. Обычно он играл характерные роли, роли руководителей, предводителей, сильных людей и великолепно справлялся с ними.

Из замечательно сыгранных А. Курбановым в разные годы незабываемых ролей можно назвать роли Отелло (по пьесе Шекспира «Отелло»), Миллера (по пьесе Шиллера «Любовь и ненависть»), Барона (по пьесе А. Пушкина «Скупой рыцарь»), Жевакина (по пьесе Н.В. Гоголя «Женитьба»), Гальского (по пьесе Прозоровского и Поливанова «Сигнал»), Бессонова (по пьесе М. Горького «Мещане»), часовщика (по пьесе Н. Погодина «Кремлевские куранты»), Береста (по пьесе А. Корнейчука «Платон Кречет»), Сейрана (по пьесе А. Ширван-заде «Намус»), Анзора (по пьесе С. Шеншиашвили «Анзор»), Болата (по пьесе А.-П. Са-лаватова «Красные партизаны»), чавуша (по пьесе М. Курбанова «Молла Насретдин»), Надир-шаха (по пьесе М. Хуршилова «Андалал»), Хаджимурата (по пьесе Апушкина «Хаджимурат»), Сурхая (по собственной пьесе «Чабан Арслан») и многие другие. Какой надо было иметь талант, чтобы вжиться и мастерски воплотить образы людей и литературных героев разных эпох, национальностей, культур и характеров?

Уже начиная с 30-х годов А. Курбанов начал выступать и как талантливый режиссёр. В 1935-36 годах он исполнял обязанности главного режиссера Кумыкского театра. Из поставленных им пьес следует назвать следующие: Аскара Сарыджа «1823 год», Ширвана-заде «Намус», А.-П. Салаватова «Красные партизаны», Шеншиашвили «Анзор», А. Пушкина «Скупой рыцарь», Н. Погодина «Аристократы» и другие [2].

При постановке пьес он был к себе так же строг и требователен, как и при подготовке ролей.

Пресса тех лет отмечала, что постановки А. Курбанова отличаются оригинальностью, интересной трактовкой образов и тепло принимаются зрителями.

Позже А. Курбанов осуществлял и постановки собственных пьес. В качестве примера можем назвать постановку пьес «Бора-ган», «Свадьба Кайтмаса» и другие.

В ранний период своего творчества А. Курбанов выступил не только как драматург, но и как поэт. В первой антологии кумыкской советской поэзии «Ростки новой кумыкской литературы («Янгы къумукъ адабиятны оьсюмлери») (1932), составленной А.-В. Сулеймановым, в числе поэтов новой генерации представлен и А. Курбанов двумя стихотворениями «Октябрьская революция» и «Казаки в Дженгутае».

Однако ни бедняцкое происхождение, ни верное служение новому строю не спасло его в 30-е годы от репрессий. В 1937 г. Амир Курбанов был репрессирован. По данным архивных материалов, А. Курбанов был арестован за то, что «поддерживал тесную связь с буржуазными националистами Б. Астемировым и М.-Ш. Асельдеровым, проводил их политику в родном театре, вёл контрреволюционную агитацию» и т. д. [3].

В защиту А. Курбанова, оказавшегося в местных застенках, а потом и в Сибири, тогда выступила преподаватель Дагпеду-чилища Э.Я. Вюрфель, проживавшая в Буйнакске. А. Курбанов много писал в вышестоящие инстанции о своей невиновности. А. Курбанова освободили лишь в начале 1944 года. После длительного пребывания в тюрьме А. Курбанов не сразу смог приступить к творческой деятельности. В 1944 году он вернулся в театр. Вскоре ему присвоили звание Заслуженного деятеля искусств ДАССР.

Работая актёром, А. Курбанов интенсивно трудится в области драматургии. В 1945 году он завершил начатую еще в 1937 году пьесу «Бораган», по мотивам любовно-романтического дастана «Бозигит» [4], творчески переведённого с татарского и дважды изданного Абусуфьяном Акаевым.

В архивных материалах говорится: «К двадцатой годовщине Октября артист Кумыкского театра тов. Курбанов (он же драматург) заканчивает пьесу «о легендарном народном герое» «Бозигит». Может быть, в числе причин ареста А. Курбанова была и эта попытка создания пьесы на сюжет, разработанный Абусуфьяном, репрессированным еще в 1929 году. Теперь, обжегшийся прежде Амир Курбанов назвал эту пьесу «Бораган» по измененному имени главного героя Бозигита.

В 1945-48 годах А. Курбанов создает одноактные пьесы для коллективов художественной самодеятельности. Это пьесы «Партизан Чопан», «Соперники», «Соседи». В 1951 году А. Курбанов написал пьесу «У снежных гор», а в 1958 году драму «Горы в огне». В 1959 г. А. Курбанов совместно с начинающим драматургом М.С. Яхьяевым создал драму «Дорогой жизни». В послевоенные годы А. Курбанов выступил и как автор замечательных комедий «Дядя Али», «Свадьба Кайтмаса», «Выдаю маму замуж», которые ставились не только на сцене Кумыкского театра, но и Аварского и других театров.

Амир Курбанов ушёл из жизни в 1966 г. в возрасте 57 лет в расцвете творческих сил в результате несчастного случая. Его внезапная трагическая смерть потрясла не только его коллег, но и интеллигенцию и весь народ. Выступая на митинге по случаю внезапной кончины своего друга и соратника А. Курбанова Народный поэт Дагестана Аткай назвал его человеком, который не смотрел на людей без улыбки. Эта улыбка верно характеризует его как человека глубоко гуманного, любившего людей и беззаветно служившего людям. Всё его творчество также отмечено любовью и состраданием к людям, чувством справедливости, преданностью правде, неподдельной искренностью.

Библиографический список

1. Дослукъ (Дружба). 1959; 4: 50.

2. Абдуллаев Ш. Большой мастер искусства. Ёлдаш. 1 марта 1994.

3. Центральный государственный литературный архив РД. 1402; оп. 2; дело 4189; Л. 1, 2.

4. Центральный государственный литературный архив. Ф. 6; оп. 1; ед. хр. 12.

References

1. Dosluk (Druzhba). 1959; 4: 50.

2. Abdullaev Sh. Bol'shoj master iskusstva. Eldash. 1 marta 1994.

3. Central'nyj gosudarstvennyj literaturnyj arhiv RD. 1402; op. 2; delo 4189; L. 1, 2.

4. Central'nyj gosudarstvennyj literaturnyj arhiv. F. 6; op. 1; ed. hr. 12.

Статья поступила в редакцию 14.12.15

УДК 82

Abieva N.M., postgraduate, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: aceloti@yandex.ru

THE COSTUME IN EARLY CHEKHOV'S PROSE: FROM UNIDIMENTION TO COMPLICATION OF MEANING (1882-1884). The

article is dedicated to research on poetics of a costume in early Chekhov's prose. The author of the paper shows how the complexity of the meaning of the costume develops through the writer's works and describes details of this complexity. The research reveals a way of a costume meaning from one-dimensionality in stories with anecdotal basis, where there is a costume as a characterological detail ("Unfortunate visit" (1882), "Once a year" (1883)), to a multifunctional work with multi-piece style tone. So, the parody of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.