Научная статья на тему 'Особенности региональной экономики как фактор, влияющий на механизм развития системы профессионального образования'

Особенности региональной экономики как фактор, влияющий на механизм развития системы профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ / АНАЛИЗ / ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФАКТОРЫ / РЫНОК ТРУДА / РЕГИОН / VOCATIONAL EDUCATION / TOOLS / ANALYSIS / ECONOMICS / EFFICIENCY / FACTORS / LABOR MARKET / REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирпанев Вадим Петрович, Уваров Игорь Петрович, Халилов Темирхан Магомедович

В статье рассматриваются тенденции профессионального образования, в контексте региональной экономики, дается оценка факторов, влияющих на механизм функционирования процесса профессионального образования, при этом внимание концентрируется на экономическую эффективность деятельности в сфере образовательных услуг, выделяются региональные аспекты и особенности развития кадрового потенциала на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирпанев Вадим Петрович, Уваров Игорь Петрович, Халилов Темирхан Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the regional economy as a factor influencing the mechanism for the development of the vocational education system

The article examines the trends of vocational education, in the context of the regional economy, assesses the factors influencing the mechanism of functioning of the vocational education process, with attention focused on the economic efficiency of activities in the field of educational services, highlights regional aspects and characteristics of the development of personnel potential in the labor market.

Текст научной работы на тему «Особенности региональной экономики как фактор, влияющий на механизм развития системы профессионального образования»



UJ

S ^

О UJ

Z

О X

о sc rt

■X

■X *

328

исходя из их роли в распространении информации о компании и специфики работы с каждой из выделенных групп. [5, с.59|

Так, негативный отзыв - повод к корректирующим действиям, изменениям, положительный - к дополнительному контакту и укреплению связи. Задача компании: увеличить количество удовлетворенных, лояльных к фирме клиентов, сделать их распространителями нужной для бизнеса информации.

В завершение следует отметить такую тенденцию в развитии инноваций, как сокращение разрывов в инновационных решениях в сфере услуг различных регионов страны. Такой феномен можно объяснить различными факторами. Прежде всего, это закономерности функционирования единого социально-культурного и экономического пространства страны, повсеместное и всепроникающее распространение глобальной Сети и информационно-цифровых технологий, широкое и оперативное использование опыта наиболее продвинутых в инновационном отношении регионов. Кроме того в отдельных регионах страны все больше представлены такие локомотивы инноваций, как крупные компании федерального значения: Сбербанк, Ростелеком, Большая четверка мобильных операторов, федеральные и иностранные сети розничной торговли и общественного питания и пр.

Не вызывает сомнения, что выявленные нами тенденции приводят к радикальным преобразованиям процесса управления компаниями сферы услуг, его постоянным корректировкам в связи с высокой динамичностью среды. Скорость сбора и обработки информации обеспечивает оперативность и качество принимаемых управленческих решений; экономию времени и затрат на составление различного рода отчетов: финансовых, налоговых, статистических. Существенно меняются требования к системе управления персоналом: поиску и отбору кадров с учетом профессиональных и социально-психологичес-

ких компетенций, профессиональному обучению, деловой оценке и мотивации кадров. Серьезные изменения должны вноситься в брен-динговую политику компании, включая внешнюю символику (вербально-визуальные объекты), выбор форм и методов коммуникаций с потребителями и местным сообществом, которые бы с большей степенью вероятности выходили на целевые аудитории, привлекали их внимание, учитывали своеобразие отрасли, создавали положительный имидж. И, конечно, с учетом высокого риска, сопровождающего инновационные процессы, особое внимание должно уделяться мерам по его предупреждению и минимизации.

Таким образом, проведенное нами исследование позволило выявить ряд существенных тенденций,характеризующих инновационную деятельность на рынке услуг, а также очертить круг порождаемых ею управленческих проблем, требующих своего эффективного реше-

ния.

Литература:

1. Басен ко 8.П., Андрейко М.Н. Особенности управления региональными инновациями // Вестник Академии знаний. - 2018. - №2 (25). - С 41-47,

2. Индустрия красоты: новинки рынка и главные инновации Источник: https://cosmeloiogy-info.ru/ 7037/news-2017-v-iгtdustг!i-kraso^y-novitl!<i-rynka-'|-д1аупуе-тпоуа(5П-до<^а/

3. Информационный портал для сотрудников Макдоналдс в России [электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.mcfamily.FU/web/ оиНоипде-шЛюте Дата обращения: 24,11.2018

4. Казанджян О. Формирование концепции лояльности бренду//Маркетинг. - 2017. - №2. - С. 58-/8.

5. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс] - https://www.monographjes.ru/ru/ Ьоо к/->ес1юп?1с1-3767

6. Тультаев Т.А., Тультаееа И.8. Роль инноваций в обеспечении маркетинговой деятельности на Предприятиях сферы услуг // Экономика, статистика и информатика. Вестник У МО, - 2013. - №5. -С. 108 111.

/. Фоменко Е.8. Актуальные тенденции сферы услуг и сервисных инноваций // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 27 (4). - С. 239-245.

FEATURES OF THE REGIONAL ECONOMY AS A FACTOR INFLUENCING THE MECHANISM FORTHE DEVELOPMENT OF THE I/OCA TIONAL EDUCA TIONSYSTEM

Kirpanev Vadim Petrovich, PhD of Economics, Associate Professor Uvatov Igor Petrovich, PhD of Sociological sciences, Associate Professor KhaMov Temirkhan Magomedovich, Postgraduate student Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, Nevinnomyssk

The article examines the trends of vocational education, in the context of the regional economy, assesses the factors influencing the mechanism of functioning of the vocational education process, with attention focused on the

economic efficiency of activities in the field of educational services, highlights regional aspects and characteristics of the development of personnel potential in the labor market.

Keywords: vocational education; tools; analysis; economics; efficiency; factors; labor market; region.

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются тенденции профессионального образования, в кон тексте региональной экономики, дается оценка факторов, влияющих на механизм функционирования процесса профессионального образования, при .этом внимание концентрируется на экономическую эффективность деятельности в сфере образовательных услуг, выделяются региональные аспекты и особенности развития кадрового потенциала на рынке труда.

Ключевые слова: профессиональное образование; инструментарий; анализ; экономика; эффективность; факторы; рынок труда; регион.

УДК 134 ВАК РФ 08.00.05

? КирпаневВ.П., 2019 3 Уваров И.П., 2019 ЗХалюов Т.М., 2019

Несомненно, перспективы мировой экономики, в настоящее время определяются характером перехода многих стран к постиндустриальной стадии развития, где преобладает сфера услуг, определенно доминируют такие направления, как наука и образование, поэтому приоритеты ставятся в передачи знаний, В связи с чем, своевременное принятие Федерального закона № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" существенно повлияло на развитие профессионального образования в стране [1].

В Российской Федерации в целом, да и в Республике Дагестан в частности сфера услуг тоже набирает обороты, но если посмотреть на структуру валового регионального продукта, то в его формировании лидирует торговля, но не наука и профессиональное образование [2].

Если мы обратимся к данным Всемирного банка, то США в составе национального богатства располагают 19 % основными производственными фондами, природные ресурсы составляют 5%, а человеческий капитал - 76%, в России такие показатели составляют 10,4 и 50%, соответственно. Уже сейчас во всех странах человеческий капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Соответственно усиливается и интерес общества к системе профессионального образования как основе производства этого капитала.

И,М Романова, О.М. Шевченко, В,А. Полупанова в своей статье "Анализ факторов, влияющих на эффективность высшего профессионального образования региона" группируют факторы по уровню макро и мезосреды, как федерального, так и регионального уровня [3]. Нельзя утверждать, что такая группировка не отвечает нынешнем условиям развития системы высшего профессионального образования. Даже больше того, можно сказать, что все профессиональное образование как среднее специальное, так и высшее зависят от уровня, так как финансирование различно по объемам.

Мы согласны с такими суждениями, но считаем, что еще не полностью освещены вопросы взаимосвязи регионального уровня образования в профессиональной сфере по всем направлениям и развития внутренних территорий субъекта, да и уровень профессиональной подготовки на начальном, среднем и высшем профессиональном образовании взаимосвязан, и следует рассматривать его как единую цепь непрерывного образования.

КИР ПАН ЕВ Вадим Петрович, кандидат экономических наук, доцент

УВАРОВ Игорь Петрович, кандидат социологических наук, Доцент

ХАЛИЛОВ Гемирхан Магомедович, аспирант

Невинномысский государе таенный гуманитарно-технический институт, Невинномысск

1-И S

О 1-И 3-

s о

X

о

л

#

* *

ззо

На наш взгляд, экономические факторы способствуют такой взаимосвязи, так как не целесообразно вести подготовку кадров по одному направлению на начальном уровне профессионального образования, а затем, повышая этот уровень, считать высшим профессиональным образованием другую совершенно не соприкасающуюся с первоначальным квалификацию. Например, человек, закончивший колледж по техническому направлению, поступает на обучение в высшее профессиональное учебное заведение по экономическим специальностям в магистратуру, он не будет готов на этом уровне осмыслить весь спектр овладения компетенциями специальных экономических дисциплин. Требуется определенная начальная подготовка, что позволит значительно ускорить экономическое мышление, в связи с чем и желательно пройти в изначальной форме обучение по направлению экономика или же менеджмент.

Кроме того, факторы взаимодействуют между собой, тем самым один фактор может влиять на состояние другого, и уже третий, набрав "силу", влияет на весь процесс развития профессионального образования. Примеров можно привести множество, один из них, такой как экономический фактор показывает, что при любой подготовки кадров не может быть создано новое предприятие ввиду отсутствия определенных условий. Так, например, уровень доходов населения доминирует на рынке труда, с одной стороны, диктует условия на рынке продавца товаров (работ или услуг), с другой стороны, формирует рынок производства, определенно рассчитанный на внутрирегиональный рынок.

Не будет востребовано спросом предложение по развитию сферы услуг общественного питания при доставки готовых блюд на дом в Республике Дагестан, так как менталитет населения, специфика уклада жизни оказывают сильнейшее влияние на "тормоз" этого бизнеса.

Мы согласны смнением И.М, Романовой, что экономический фактор необходимо рассматривать как главенствующий, но, однако, возникает вопрос о силе его влияния.

Нам симпатизирует проведенный анализ в данной публикации, так как региональная система профессионального образования представлена в развернутом виде, с экономической точкой зрения мы согласны, но возникают дискуссионныевопросы по взаимосвязи с другими уровнями профессионального образования в регионах. Их, то есть среднее и началь-

ное профессиональное образование необходимо рассматривать в едином механизме с высшим профессиональным образованием и факторы, особо влияющие на всю систему профессионального образования обязательно затронут вопросы социального статуса гражданина, проживающего на данной территории, а также и общего уровня развития региона,

Г.Н. Яищина в своей статье "Факторы, существенно влияющие на развитие системы профессионального образования региона" рассматривает факторы с позиции социально-экономических условий региона, что позволило автору выделить из их основные, наиболее влияющие на развитие профессионального образования [4]. Согласны с мнением автора, в том, что система профессионального образования должна соответствовать интересам регионального рынка труда, но только остается проблема уровня влияния такого фактора.

На сколько важен и с какой "силой" данный фактор может подействовать на дальнейшее развитие профессионального образования остается нерешенной проблемой. Бесспорно, социальное состояние региона определяет статус самого образовательного учреждения, а экономические условия доминируют как в финансовом положении, так и в материально-технологическом развитии любого хозяйствующего субъекта, действующего в сфере профессионального образования. Более того, можно сказать, что территориальная "привязанность" образовательного учреждения уже говорит о его состоянии, к примеру учреждения, расположенные в сельской местности в "корне" отличаются от городских.

Можно сказать, что на эффективность такого развития события этот фактор может влиять как позитивно, так и негативно. Так, в нашем случае в Республике Дагестан преобладает в сфере экономике торговля, но это не значит, что условие развития региона в этом направлении дает перспективу профессии, связанной с торговой деятельностью. С позиции развития экономики следует учесть эффективность использования всех ресурсов региона, которые, по нашим данным, в Республике Дагестан используются не на полную мощность.

Б этой связи фактор территориального размещения производственного потенциала во взаимосвязи с ресурсными возможностями региона должен быть учтен при профессиональной подготовки кадров, С другой стороны, в условиях главенствующей роли прибыли мало иметь развитый сектор производства, так

как произведенный продукт, работы или услуги, необходимо еще продать. На сегодняшний день территориальные учреждения сферы профессионального образования не ведут подготовку таких кадров, поэтому возникают многочисленные вопросы, по поводу профессионализма работников торговли.

Начало 90-х годов подтолкнуло в сферу торговли многочисленные слои населения, находящиеся далеко от уровня образования в торговой деятельности, на рынок торговых услуг пришли люди, обладающие знанием в других сферах деятельности, учителя, медики и т.д. Быстрые деньги сразу завладели сознанием таких людей, изменили их менталитет, но только вот подготовку в данной специфике они не прошли, да и навряд ли бы захотели.

8 результате потеря кадрового потенциала в области торговли, снижение доли желающих получить образование в профессиональной деятельности привело к потери учреждениями профессионального образования такой специальности, как экономика торговли, что в свою очередь приводит к деградации деятельности сферы торговли.

На наш взгляд, требуется возобновить под-готовкутакой специальности в рамкахдопол-нительного образования и провести инвентаризацию рабочих мест, по вопросам профессиональной пригодности, соответствия профессионального образования, каждому рабочему месту. Вообще, что касается ин-вентаризации рабочих мест, то возникает дилемма по поводу профессионального уровня и соответствия классификации полученного образования в каждой сфере экономики, а не только в торговой деятельности.

Требуется подготовить программу проведения такого мероприятия по территориальному уровню, обобщая результаты инвентаризации рабочих мест с базой данных федерального уровня. Мы приходим к мнению, что фактор соответствия профессионального образования занимающей должности или рабочего места должен быть рассмотрен с точки зрения контрольной функции государства и экономической составляющей в целях аттестации работников надлежащего уровня. Такая программа может выявить многочисленные положительные и отрицательные стороны имеющегося потенциала кадрового состава.

Своевременное принятие Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, утвер-

ждение приказом за номером 132 от 23 марта 2017 года позволяет сделать вывод о целесообразности разработки аналогичного плана мероприятий по субъектам [5].

Б частности, что касается профессионального образования, то необходимо обратить внимание на второй пункт, который был изменен и дополнен в последующем. В этом пункте данного документа как раз идет речь по кадровому обеспечению региональной инфраструктуры экономики. В изменениях пункта 2 после абзаца 14 дано стратегическое направление по развитию кадрового потенциала субъекта, поставлена цель по обеспечению субъекта Российской Федерации той численности работников, которая может обеспечить прогнозируемые объемы производства валового регионального продукта и добавленной стоимости, с учетом планируемого изменения производительности труда [6]. Мы предлагаем сбалансировать кадровую обеспеченность регионального рынка труда, посредством проведения регионального мониторинга, с учетом прогнозов развития экономики регионов.

Так, например, в Республике Дагестан, согласно административного деления имеется десять городских о кругов, да еще к этому лл юс три внутригородских района, которым потребуются кадры с профессиональным уровнем образования. Кроме того, в данной республике 41 муниципальный район, а также 699 сельских поселений и 7 городских. Отсюда следует, что кадровый потенциал управления территорией требуется, как минимум профессиональной подготовки в сфере управления для 700 человек.

Тем более, что республика располагает всеми фондами (материальным и финансовыми средствами) учреждений сферы профессионального образования для оказания услуги по подготовке или же переподготовки таких кадров. Заметим, что для работы в управлении территориальными ресурсами уже недостаточно одного направления в профессиональном обучении, а как минимум уже требуется два: управление и юриспруденция. На наш взгляд, кадры в управлении территориями (муниципальными образованиями и населенными пунктами) должны обладать профессиональными навыками в сфере экономики, так как нынешние условия развития регионов требуют эффективного подхода к процессам управления,

В результате такого подхода, мы получаем 1400 человек потенциальных абитуриентов

1-И S

О 1-И 3-

s о

X

о

л

#

* *

332

для учреждений профессионального образования в данной республике. Конечно, здесь необходимо создать механизм постоянного мониторинга подготовки кадров, особенно в профессиональном их соответствии, что наталкивает нас на исследование этого направления.

Немаловажен фактор взаимодействия работодателей и учреждений профессионального образования в создании ресурсных цент-рое, включая системную интеграцию по горизонтали и вертикали. Фактор взаимосвязи вертикальной связи в профессиональном обучении, подготовки и переподготовки различного уровня на сегодняшний день недоработан, в части сопровождения обучения профессиональной практикой по всем уровням профессиональной подготовки.

Для этого необходимо доработать законодательную и нормативную базу, с учетом экономических параметров развития региона. В данном случае необходимо разработать механизм контроля за возвратом финансовых средств учебному подразделению, от тех доходов или экономической выгоды, которые получает в результате практического обучения хозяйствующий субъект, принявший для прохождения практики обучающегося. Для такого механизма все условия на сегодняшний день созданы, не достаток наблюдается в экономической ее части. Например, что касается создания малых инновационных предприятий на территории региона и непосредственно при самих учебных заведениях высшего профессионального образования, которые находятся до сих лор в стадии становления.

Надо сказать, что в ряде случаев такие подразделения уже открыты и действуют, но вот что касается финансового механизма реализации поставленной задачи в экономической эффективности таких предприятий, то они желают быть лучшими. Не осуществляется контроль за отдачей средств, затраченных на обучение, в результате чего оценка экономической эффективности такой деятельности как профессиональное образование отсутствует.

На наш взгляд, необходимо разработать систему оценки деятельности такого малого инновационного предприятия, дающего результаты по каждому практиканту или работнику.

В алгоритме решения проблемы предлагаем пошаговые элементы, так как в учебном профессиональном заведении существует и действует программа практического обучения, в которой на каждом уровне обучающий проходит "азы" практического навыка професси-

ональной подготовки. В примерах такого алгоритма может послужить учебный план высшего профессионального образования, в котором, обучающийся с первого курса (после года обучения), обязан пройти учебную практику. Здесь как раз и возникает правовое поле трудоустройства обучающегося, с последующим использованием его растущего теоретического и практического навыка.

На наш взгляд, необходимо ввести оценочный показатель владения профессиональной компетенцией на условиях введения индекса капитализации практического опыта, то есть с нарастающими итогом. Например, при подготовке экономистов с профилем финансового уровня, необходимо в практике предусмотреть изначальную подготовку, то есть начать обучение с практических навыков обращения с денежной массой, как с наличными, так и с безналичными их видами.

Если это наличные деньги (бумажные), то в этом случае обучить практике пересчета и проверке денежной массы, до момента опечатывания в инкассаторские сумки или же в банковские ячейки, так как практика обращения в таком случае вырабатывает менталитет в денежном обращении и воспитывает будущего работника в плане психологического воздействия на на него финансовой среды.

Другой очень важный фактор технологического и технического оснащения учреждений профессионального образования. Единство в направлениях модернизации сферы профессионального образования и соответствия уровня подготовке стребованиями работодателя и интересов региона, на наш взгляд, необходим механизм опережения в сфере профессионального образования, на основе научного продвижения, так как подготовка кадров занимает определенное время и выпуск обучающихся с ретротехнологиями уже теряет свою эффективность на практике.

Преподавание дисциплин, или же как сейчас применяют терминологию овладение компетенциями внутри каждой из них, должно быть построено на уровне достижений науки со взглядом на будущее. Таким образом мы приходим к выводу, что в целях сочетания запросов на рынке труда и процесса образования, фактор времени профессионального соответствия выпускника требует не только взаимодействие образовательных учреждений с научными исследованиями в области профессионального направления его подготовки, но и с требованиями работодателя. Можно сказать, что создается своего рода "треугольник"

контроля за качеством образования в профессиональные подготовки выпускника. Кроме того, предлагаем введение индикатора на основе аттестации в будущем работника в части применения новых разработок, технологического и технического прорыва.

Конечно же, на сегодняшний день образование не просто связано с экономикой, а в значительной степени оно детерминировано ее состоянием и развитием. Многие исследователи, касающиеся вопроса связи экономики и образования, отмечают, что уровень обучения в любом обществе связан с показателями экономического развития территорий и уровнем жизни населения. Таким образом, состояние экономики является "лакмусовой бумагой" или "зеркалом" отражения качества образования в профессиональной пригодности выпускника, служит источником развития образования, по эволюции развития территории в различные периоды.

Экономические факторы, влияющие на образование, изменяются на нескольких уровнях управления, на федеральном уровне, так как основная масса расходов на образование осуществляется из средств государственного бюджета, на республиканском и муниципальном уровнях управления также могут приниматься решения по дополнительному финансированию, возможно выделение дотационных средств на финансирование образовательных учреждений, но уже в меньшие доли.

H.A. Дмитриев в своей статье справедливо указывает на то, что одной из основных причин отсутствия эффективности в развитии экономики регионов является недостаток в обеспечении кздровым профессиональным составом отраслей. Мы придерживаемся аналогичного мнения, но надо отметить, что реформирование профессионального образования должно затронуть фактор времени подготовки, не в плане его сокращения, а в опережении технологического процесса [7].

Необходимо создать условие обучения профессионалов по новым технологиям, которые только собираются внедряться в производство, так как при выпуске обучающийся имеет в настоящее время познание и владение теми методами, которые уже устарели. Это происходит не только под влиянием профессиональной подготовки преподавателей, а в большей степени отставания базы обучения от реальной действительности и тем более на перспективу.

Немаловажным остается вопрос об объективности государственного заказа на обуче-

ние профессиональному уровню, не соответствие реальной "картине" потребностей региона. В настоящее время назрела ситуация, когда необходимо дать объективную оценку взаимосвязи профессиональной подготовки и потребности региона в таких специалистах и экономически обоснованного заказа на таких работников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, подготовка и переподготовка специалистов в области аграрного производства, должны исходить из контрольных цифр наличия земельных площадей, подлежащих обработке, так как "нагрузка" на одного инженера-агронома колеблется от 5 до 10 тыс. гектар в зависимости от выращиваемых культур. Сельскохозяйственные земли республики Дагестан не являются исключением, то есть ресурсы ограничивают количество обучаемых по этому направлению.

Известно, что в целях соблюдения пропорционального развития растениеводческой отрасли требуется на каждые пять тысяч гектар как минимум один агроном. Расчет банально прост, в Республике имеется в наличии сельскохозяйственных площадей 500 тыс. гектар, а значит необходимо в области агрономии иметь 100 агрономов различного уровня профессиональной подготовки [2].

Если мы возьмем кадровый потенциал государственной сферы управления территорией, то как минимум на каждый населенный пункт требуется работник, имеющий профессиональное образования в сфере управления человеческими ресурсами или же муниципальным образованием.

Рассматривая позиции фактора времени, здесь необходимо отметить недостаточность проработки данного вопроса. Фактор времени в значительной мере касается профессионального обучения, так как сам процесс обучения в своей протяженности занимает длительное время. Опять же возвращаемся к насущному вопросу, с какого времени считать начало профессионального обучения.

В особенности это коснулось нынешнего состояния профессионального образования, то есть создание центров дошкольного развития. В связи с таким процессом, влияния такого фактора времени в профессиональном обучении уже начинается с дошкольного возраста, с момента выявления талантов и происходит становления профессиональной принадлежности. Так как дошкольное и общеобразовательные процессы затрагивают профессиональный уровень косвенно,то целостность "картины" обучения по профессии появляет-

s

LU

S

о

LU 3-

s X

О X

о

л

#

* *

334

ся с момента определения направления специальности обучающегося.

Расчет влияния фактора времени предлагаем оценивать по балльной шкале, создав сетку соответствия от 0 до 10 баллов, соответственно с позиции шкалы роста профессиональной подготовки. Возрастная ценз в настоящее время для талантливых детей находится в пределах 0 -7 лет (дошкольный период), соответственно первый этап в шкале будет колебаться от 0 до 1 баллов. Второй этап возрастного созревания - 7-18 лет, отсюда следует, что общий период составляет 18 лет, а соответственно промежуточные: первый -38,9, а второй - 61,1%.

Согласно таком подходу, мы можем предложить оценку в параметрах этого соотношения ежегодного созревания профессионального специалиста. Разбив на семилетний интервал периоды профессиональной подготовки- 2 балла получает второй период (школьного возраста). Чуть сложнее последующие периоды, так как потребовалось исследовать проблему оценки качества подготовки специалиста в профессиональном его уровне. Если с талантливой молодежью несколько проще, так как они уже предопределили свой путь профессионального развития, то с остальной частью населения пока возникают только многочисленные вопросы.

Фактор времени после окончания среднего общего образования оказывает различное влияние. Взять к примеру временной лаг подготовки профессионала в рабочих профессиях, которые определены учебным процессом в колледжах, где средний срок обучения составляет 2,5 года, и сравнить с высшим профессиональным образованием, где срок обучения минимум 4 года, В итоге мы получаем средний срок подготовки профессионального уровня 3,3 года, тогда по предлагаемой шкале это влияние будет составлять 0,5 баллов.

Всего после окончания срока профессиональной подготовки мы получаем весь спектр баллов, то есть 4,5 баллов. Исходя из этого можно сказать, что фактор времени при профессиональной подготовке оказывает определенную силу и доля его влияния снижается по истечению срока обучения. Основным доводом может служит тот факт, что человек при определении профессиональной пригодности находится в неопределенном состоянии в начальном дошкольном образовании, так как его опыт или же примеры, окружающие его, способствуют дальнейшему становлению и развитию предпочтения в профессиональном

выборе, а в основу ложится талант, который непосредственно может и способен развиваться в дальнейшем, или же наоборот "заглушён" при определенном стечении обстоятельств.

Следующим по значимости или же силе влияния можно отнести фактор уровня подготовки, который предопределяет не только профпригодность, но и дальнейшее совершенствование профессионального образования. Дело в том, что профессиональная подготовка кадров различна по своей трудоемкости и тесно привязана к региональной структуре экономики. В нашем примере Республика Дагестан обладает природными и климатическими ресурсами, которые могут быть использованы в большей мере рационально и с высокой степенью эффективности.

На сегодняшний день отрасли экономического развития Дагестана располагают ресурсами, которые оцениваются в стоимостном характере созданного валового регионального продукта. Так, не вызывает сомнений динамический рост валового регионального продукта, если в 2010 году в стоимостном выражении он составлял 27454,2 млн руб., то уже к 2015 году-559673,1 млн руб. Рост в два раза на фоне роста к показателю на душу населения в 2010 году - 94883,6 рублей, и 186370,4 рублей, в 2015 году, то есть рост 196,4 %.

При этом среднедушевые денежные доходы населения в Республике Дагестан за месяц росли более медленнее. Если в 2010 году они составляли 26738,9 рублей, а в 2015 году -15678,3, то есть рост 170,5 %.

Экономический ресурс необходимо рассматривать с финансового порога возможностей, который может быть оценен отчислениями из бюджета в ту или иную сферу деятельности в регионе. Республика Дагестан располагала в сумме отчислений на сферу образования в 2016 году 3234,2 млн руб., что говорит о том, что эти средства направлены на поддержание процесса образования для 593909 человек, или 5446 рублей на одного обучающегося в среднем за год. Снова говорим о том, что такое финансирование недостаточно, так как 453 рубля в месяц на одного обучающегося не вписываются в рамки понятий достаточности.

В 2017 году в бюджете Республики Дагестан было расходовано на социально-культурное направление 91871,0 млн руб., из которых на образование израсходовано 36616,0 млн руб. По сравнению с 2015 годом, когда расходы на социально-культурные мероприятия состав-

ляли 89064,3 млн, руб., образование получило 31827,8 млн руб., то есть обозначился рост, темпы которого составили 115%.

Казалось бы, что динамика роста присутствует, но когда мы обращаемся к инфляционным вопросам и демографической ситуации, то уже ситуация вырисовывается несколько иначе, так как из 115 необходимо вычесть 7 % инфляции, и уже получилось 108%, еще минус демография 1%, в итоге получаем рост расходов на систему образования в размере 7% или 2563 тыс руб. Всего образовательных учреждений по Республике Дагестан в 2017 году числилось 2714 единиц. Исходя из этого на каждую единицу приходится 13,5 млн руб. бюджетных средств, то есть по 1,125 млн в месяц, а если вычесть коммунальные услуги, то остается уже 70% от всей суммы.

Численность учреждений профессионального образования в Республике Дагестан имеет тенденцию к сокращению, так, в 2011 году их насчитывалось29единиц, в 2013 - уже 23, в 2014- 13, в 2015 - 17 единиц.

В связи с развитием платного образования все большее влияние на систему образования оказывает платежеспособный спрос населения. Учитывая низкую платежеспособность населения, государство оказывает поддержку в виде материальной помощи, кредитов и различных льгот. Еще раз доказывая значимость финансового фактора, мы предлагаем провести исследование в оценки результативности вложения средств в систему профессионального образования. Дело в том, что результаты качества образования в нынешнее время оценивают по обучающим программам или же по комплексу показателей, касающихся сферы преподавания.

Отметим, что регионы имеют ряд ограничений, которые касаются непосредственно сферы профессионального образования. Наибольшее влияние оказывает ограничение возрастной ценз проживающих на территории региона население, относящееся к трудовым ресурсам. Так, в Республике Дагестан на сегодняшний день проживет 3016 тыс. чел., из которых 792,9 тысяч - младше трудоспособного возраста, а 385,1 - старше трудоспособного, таким образом 1837,7 тыс человек находятся в возрастной вилке трудоспособного населения. Применив индекс дожития Покровского, мы можем рассчитать будущих потенциальных абитуриентов учебных учреждений Республики Дагестан, которых может быть в текущем времени 2631 тыс. человек, то есть ограничение максимума найдено. Если исходить из

среднего уровня академических групп, обучающихся в количестве 25 человек, то их необходимо 105240 единиц. На основании возрастной структуры населения можно рассчитать количество дошкольного, школьного, среднего и высшего профессионального образования.

Всего образовательных учреждений 2370 единицы, отсюда следует, что на одно - приходится 1768 человек. Согласно официальным данным территориального органа статистики, из общего числа учреждений выделим среднее профессиональное, которых начитывается 57 единиц, высшего профессионального образования- 34 единицы. Численность организаций осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования 791 единица, а общеобразовательных учреждений (школа) 1488 единицы.

В дошкольных учреждениях обучается 91023 человека, откуда следует, что на одно учреждение приходится 115 человек, а группы - как минимум по 5 на каждое. Численность педагогов, занятых дошкольным образованием составляет 8815 человек,значит на каждого приходится по 10 человек воспитанников. Такой факт говорит о достаточном кадровом обеспечении в учреждениях дошкольного образования, но ряд показателей требуют корректировки. Необходимо признать, тот факт, что непосредственно с детьми занимается 50% педагогов. Остальная же часть относится к кадрам управления и вспомогательным службам, что необходимо исправить, сократив численность управленческого аппарата не посредством их увольнения, а на основе разработок централизации процессов управления.

В том числе педагоги не все имеют высшее профессиональное образование, хотя их численность и увеличивается ежегодно на 3 процента, но на сегодняшний день еще остается более 3262 человека, которые способны получить высшее профессиональное образование.

В общеобразовательных учреждениях, которых насчитывается 1479 единиц, обучается 381700 человек, то есть на одно учреждение приходится 258 человек. Если посмотреть нагрузку на одного учителя, то при численности учителей (согласно официальным данным) 40200 человек выходит на каждого по девять человек обучающихся. В структуре общеобразовательных учреждений лидируют 5-9 классы с количеством обучающихся 175287 человек, но их численность в 10-11 классах снижается до 30609 человек, то есть на 83 %, начальное образование 1-4 классы - 172847 человек, что

ш S

О ш

X

О X

о ^

й

■X

■X *

336

составляет 99 % от количества обучающихся в старших 5 -9 классах.

В настоящее время проводится огромная работа статистическими учреждениями по группировке данных, которые дают представление о сложившейся ситуации в детально подобранной структуре. Так, например, использовав эти данные, мы можем сказать, что среди учителей общеобразовательных учреждений лидирует количество, имеющее высшее образование, но еще 17 процентов из них способны его получить, то есть являются "резервом" для учреждений высшего профессионального образования.

Тем более, что в структуре предметного указателя учителя химии занимают лидирующую позицию, так как высшее профессиональное образование имеют 99,4 %. Самым низким показателем оказался состав учителей, преподающих языки народов России и литературы 76%. Таким образом 13 % от общего численно-стей учителей необходимо повысить свой статус и получить высшее образование, то есть потенциальных абитуриентов может быть на 5194 человек больше в республике.

Интересен вопрос по выпуску обучающихся с разными источниками финансирования профессионального обучения. Так, в 2010 году численность в средних специальных учебных заведениях Республике Дагестан составляла 27, 2 тыс., принятых на обучение в этом году 8,6 тыс. человек, а выпущено по окончанию срока обучения 6,2 тыс. человек.

Если посмотреть динамику, то наблюдаем рост, так уже в 2016 году численности обучающихся в таких заведениях увеличилась до 40,1 тыс. человек, в том числе вырос показатель по приему до 14,2 тыс, человек. Однако такие темпы роста не наблюдаются по выпуску обучающихся в этих заведениях, количество которых составило 6,7 тыс. человек. Констатируя факты роста, хотелось бы отметить, что тенденция роста имеет колебания в структуре рассматриваемого процесса, если численность обучающихся увеличилась на 47,4 %, то прием -65,1%, а выпуск - всего лишь на 8%.

При этом отметим, что рост обучающихся за счет финансирования затрат из федерального бюджета сократилась с 10,6 до 3,6 тыс. человек, то есть на 66%, а из регионального бюджета увеличилась с 10,7 тыс. до 20,5 тыс. человек, то есть на 91,6 %. Динамика снижения финансирования обучения из бюджета в общей "картине" имеет положительную тенденцию, то есть разница в увеличении численности бюджетных мест за счет региональной

возможности 9,8 тыс. человек, перекрывает снижения на 7 тыс. человек из федерального бюджета, что говорит об общем росте на 2,8 тыс. человек или (24,1/21,3), или на 13 %.

Что касается принятых на обучение за счет федерального бюджета в 2010 году на 3,1 тыс. мест, а в 2016 - 1,0, за счет региональных средств 3,1 и 6,3 тыс. мест соответственно, то есть наблюдается рост едва раза. Выпуск соответственно по годам в 2010 году 2,4 тыс. чел., а в 2016 году, обучающихся за счет федерального бюджета 1,0 тыс. чел., а за счет региональных средств с 2,8 до 3,9 тыс. чел., то есть рост 39,3 %.

С увеличением темпов экономического роста возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах, способных разрабатывать и внедрять новые методы и технологии, что положительно влияет на систему развития профессионального образования. В свою очередь развитие системы образования, приводящее к увеличению числа высококвалифицированных специалистов, способствует экономическому росту.

На наш взгляд, ошибочное мнение, что массовые и типичные формы образования, такие как школа, среднее и высшее профессиональное образование выполняют функцию формирования профессионального состава населения монопольно. Также, как и за рубежом в Российской Федерации роль в этом процессе принадлежит и обучению на рабочем месте. Эти формы очень разнообразны, они ориентированы на рабочих, на управленцев и на высококвалифицированных специалистов. Развитие этих форм связана с тем, что обучение на рабочем месте является более реальным, напрямую проходит адаптация обучающегося к условиям труда.

Для экономики и образования, связанных между собой различными узами, важной является система обратной связи. Не случайно во всем мире уже сложилась особая практика подготовки высококлассных профессионалов, обучение которых слагается из многих этапов: подготовка в вузе, освоение на предприятии различных этапов производства, выполнение выпускной квалификационной работы по теме, связанной с конкретным производством, последующие стажировки на различных рабочих местах.

На наш взгляд, необходимо дополнить механизм взаимосвязи отраслевой экономики и профессионального образования индикаторами возмещения затрат, как государственных, так и работодателей и самого обучающегося.

Тем более, что такие затраты могут быть возмещены в процессе практического обучения, так как практикантом уже на этом этапе выполняются ряд работ, имеющие стоимостные характеристики и реализующиеся, по крайней мере, на региональном рынке.

Часть средств, которые получены в результате создания каких-либо продуктов или услуг, может быть направлена на возмещение затрат на профессиональное образование. Можно сказать, что практикант, еще не имеющий полного профессионального образования, начиная практическое обучение, способен внедрять свои профессиональные качества в создании и реализации своей продукции, в ином, противоположном случае встает вопрос о качестве самого образования.

Справедливо отмечено исследователями, что в экономической сфере образование оказывает серьезное влияние и на сферу потребления. Речь идет о потреблении, как материальных благ, так и духовных благ, то есть культуры, информации и т.д. На начальных этапах жизни человека сфера образования, прежде всего через дошкольное образование и школу, формирует нормы его потребительского поведения.

Например, существуют социальные нормы ресурсосберегающего типа, те, которые принято называть экологическими, так на бытовом уровне это звучит как экономия воды и тепла, а на государственном - это сбережение природных ресурсов и введение ресурсосберегающих технологий.

В указанной области именно профессиональное образование является сильнейшим каналом воздействия, поскольку активность рекламы, потребительское поведение могут корректироваться всерьез только тогда, когда у человека с детства созданы устойчивые установки на эти факторы воздействия. Однако, рассматривая роль профессионального образования в экономике страны, нельзя не отметить, что система образования является активным потребителем общественных ресурсов, так как без привлечения ресурсов образовательные системы работать не могут.

Поэтому в отношениях образовательной и экономической общественных подсистем важна обратная связь. Профессиональное образование не только должно удовлетворять экономические потребности региона и государства, но и государство должно обеспечивать нормальное функционирование образовательной системы. Выделенные средства из бюджетных финансовых ресурсов на профес-

сиональное образование должны стать возвратными посредством введения мехэнизмэ отчислений от сумм, заработанных выпускником учебного заведения в части погашения задолженности по его обучению.

Таким образом, будет работать весь механизм, отражающий качество образования, прослеживаться путь развития профессиональных навыков, сроки и возможности повышения квалификации, то есть цикл взаимосвязи выпускника и учреждения профессионального обучения будет в наибольшей степени "закольцован". В противном случае потеря связи с выпускниками учебного заведения не дает полной "картины" качества образования, потерей потенциального абитуриента, который способен в этом же учреждении повышать свои профессиональные возможности в дальнейшем.

Во всех этих отличиях существенную роль играют традиционные особенности в области образования, 8 частности, в нашей стране существует уникальная система дополнительного образования детей, призванная удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности будущих взрослых.

Немаловажным остается влияние информа-ционно-образовательной среды, которую можно рассматривать как фактор оценки региональных возможностей и потребностей территориальной экономики.

Коснувшись данного фактора, мы приходим к выводу, что территориальные возможности не безграничны в профессиональном обучении, подвержены, как и экономика, рядом ограничений. Самое существенное ограничение-это численность населения и потенциальные абитуриенты в обучении. В Республике Дагестан человеческий фактор ограничен следующими параметрами,

В обществе, с развитием технологического процесса, наблюдается рост требований к подготовке выпускников высшего профессионального образования. Постоянное интенсивное обновление технологий интегрируете научными исследованиями, в связи с чем и возникают проблемы междисциплинарного характера, введением непрерывного процесса в систему образования новых научных разработок, с целью повышения профессионального уровня работников.

В связи с этим от современного высшего учебного заведения требуется не только внедрение новых подходов к профессиональному образованию, но и соблюдение взаимосвя-

1-И S

О

1-И 3-

s о

X

о

л

#

* *

338

зи потребностей региона и возможностей его развития на перспективу.

В наибольшей степени повышение уровня подготовки специалистов возникает в региональной экономике, и что характерно в постиндустриальный период развитие сферы услуг, выдвигает все новые требования к таким специалистам.

Исследовав рынки внутри регионального характера, да и в целом по стране, приходим к выводу, что, создавая какой-либо продукт, товар или услугу ее необходимо реализовать. В связи счеми возникаетэкономическая составляющая процесса любой деятельности, как логическая цепь ее завершения, необходимость реализации продукта определенной деятельности.

На этом основании можно сказать о повышенной востребованности в экономическом образовании любого хозяйствующего субъекта, или же каждого участника рыночных отношений.

Судя по региональной специфике Республики Дагестан, видим, что здесь необходимо определять приоритеты развития направлений в образовании и в особенности повышения квалификации, ориентации трудового потенциала в экономическом пространстве территории. Возникает множество противоречий, когда получение "быстрых денег" дает нужный эффект, но при этом развитие экономики региона или же страны в целом не происходит. Безусловно производить продукцию надо, но вопрос сколько и где это востребуется требует постоянного мониторинга рыков сбыта,

В результате принятой стратегии развития Российской Федерации до 2020 года наблюдается совершенствование уровня образовательной среды, в особенности ее информационной составляющей. В четвертом разделе данной стратегии поставлены ряд задач, сгруппированных в четыре блока, для достижения поставленной цели не только в повышение доступности качественного образования, но и во взаимосвязи его соответствия инновационному развитию экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Третий блок задач нацелен на создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров [8].

На наш взгляд, в поставленной цели необходимо особое внимание уделить потребностям экономики в кадровом обеспечении, то есть ответить на поставленную задачу, в какой степени востребованы на рынке труда вы-

пускники или же обучающиеся. Такая задача непрерывного образования может быть достигнута в результате создания системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций, о чем и говорит второй параграф в данном блоке задач.

Независимая сертификация профессионализма обучающихся может быть достигнута посредством нескольких инструментов, основным из которых считаем финансирование за счет работодателей. В таком варианте работодатель не только контролирует обучающегося, но и непосредственно участвует в процессе образования.

Не менее значимым фактором может служить процесс взаимосвязи образовательного процесса с реальным субъектом хозяйственной деятельности, путем создания лабораторий, испытательных цехов, базы апробации технологий, что и поставлено задачей в пятом абзаце рассматриваемой стратегии. Именно создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров позволит решить финансовые проблемы в долгосрочных проектах.

В следующем абзаце говорится о создании системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования, но и учебные заведения имеют такие возможности в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 2 августа 2009 г. №217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности". Вданном законодательном акте определены условия создания таких предприятий, конкретизирована финансовая среда полномочия и т д.

На наш взгляд, постоянное совершенствование обучения должно быть хотя бы на один шаг впереди от реальной практической действительности технологий. Сущность подготовки и переподготовки специалистов, да и повышение квалификации сводится к тому, что работник, совершенствуя свой опыт, может внедрить в процесс деятельности субъекта или отрасли инновационные разработки. Дело в том, что время между процессом дополнительного образования есть, так как любые разработки должны пройти лабораторные

испытания, и лишь потом могут быть использованы в деятельности.

Пробные или экспериментальные этапы внедрения, должны бы проводиться на базе учебного заведения, и как раз на этом этапе и должно быть внедрение такого в образовательном процессе, чтобы обучающий при определенном сроке обучения мог "шагать" в ногу со временем. Мы заметили, что в пределах региона постоянно изменяется инфраструктура услуг, в связи с чем, и ориентация в профессиональной среде должна быть взаимосвязана с процессом обучения,

С ростом технологий происходит высвобождение работников из одной отрасли {где технологии в большей степени продвинуты}, и поэтому требуется переучивать на другие профессии граждан. Есть и еще одна составляющая в непрерывном образовании, так называемое просвещение возрастного контингента новым вызовам времени. Поколение новых технологий не может соответствовать уровню развития общества, если не ориентируется в финансовом или экономических вопросах.

Даже если такие граждане и не соприкасаются в своей деятельности с экономическими процессами, то как лицо, проживающее на определенной территории, выполняет гражданские обязанности, которые в свою очередь соприкасаются уже с вопросами финансовой среды. Так, например, оплата коммунальных услуг, ведение бюджета семьи, выполнение налоговых обязательств, кредитные операции ит. д.

В большинстве исследований рассматриваются компоненты информационной - образовательной среды высшего учебного заведения, в двух базовых блоках информационно-образовательные ресурсы и компьютерные средства обучения, с чем трудно не согласиться. Действительно, такая среда позволяет достичь в качестве образования поставленной цели, и что характерно в непрерывном образовании принимает конкретное участие. Это многочисленные библиотечные фонды вузов и интер-нет-аудитории и т д. [4]. На наш взгляд, требуется объединение таких систем в разных уровнях образования, так как доступность новых технологий позволяет продвинуть такой вариант развития событий.

Если дошкольное учреждение талантливых детей может себе позволить освоить технологические ресурсы более высокого уровня профессионального образования, то в этом плане дальнейшего развития такое учреждение может непрерывно совершенствоваться. Дело в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

том, что дети, проходящие школу подготовки, способны со своих позиций усовершенствовать последующие уровни профессионального образования, так как они непосредственно связаны с таким процессом и видят, как положительные, так и негативные стороны.

Несомненно, что каждый элемент информационно-образовательной среды высшего профессионального учреждения является микросредой, внутри которой обучающийся может осуществлять учебную или профессиональную деятельность, но на сегодняшний день необходимо добавить и практическую деятельность такого обучающегося. Правительством Республики Дагестан проводится работа, определенно направленная на создание не только условий для непрерывного обучения, но и правовое поле по целевому его направлению.

Несмотря на достигнутые результаты, следует развивать направления профессиональной подготовки, которые способны не только пополнять кадрами уже действующие хозяйствующие субъекты, но и создавать новые, более технологично продвинутые, что соответственно будет способствовать расширению рынка труда, создание рабочих мест [7].

Поднятая проблема соответствия уровня профессиональной компетенции в соответствии с потребностями региона, на наш взгляд, в наибольшей степени касается информационно-образовательной среды высшего образо-вания. Например, в Республике Дагестан, на момент первого квартала 2018 года уровень безработицы составляет 12% {27 тыс.чел.), из которых судя по потребностям работодателей может трудоустроиться только 900 чел. В связи с такой обстановкой, необходимо создание дополнительных рабочих мест еще для 26 тыс.чел.

Перед региональными образовательными учреждениями должна быть поставлена задача продвижения рабочей силы на рынке труда или же создание новых рабочих мест. Если это создание рабочих мест, то на основании средней численности 35 человек, приходящейся на один хозяйствующий субъект в республике, необходимо открыть еще 771 экономический субъект, чтобы обеспечить работой трудовые ресурсы населения. Судя по официальным данным в Республике Дагестан наибольшую долю в структуре занятого населения составляет сфера образования, где трудятся более 100 тыс. человек, что говорит о высоком кадровом потенциале, использования процесса профессионального обучения в надлежащем уровне.

LH

s ^

о

LH

z

о

X О sc rt

■X

■X *

340

Всего в трудоспособном возрасте в Республике насчитывается более 1,8 млн чел., при этом доминирует возраст от 20 до 29 лет, что характерно влияет на социальную напряженность, но наряду с этим они входят в группу возраста "легко" обучаемого [2]. 8 этом плане потенциал подготовки или же переподготовки кадров на данной территории имеется, поэтому требуется вовлечение в процесс профессионального обучения данной категории населения.

В результате исследования, мы приходим к выводу, что на сегодняшний день необходимо обеспечить взаимосвязь в ответственности за непрерывное образование как работодателей, так и образовательных учреждений. Территориальная обособленность Республики Дагестан, ее транспортная инфраструктура, туризм и другие сферы экономики требуют внедрения новых технологий соответствующего мировому уровню.

В связи с чем и требуется информационно-образовательная среда, позволяющая взаимодействовать в развитии экономики территории, которой в настоящее время недостаточно, так как имеющийся ресурс действует в одно-полярном режиме. Конечно же, ответить на все поставленные вопросы невозможно, исследование требует дополнительного времени, тем более, что требуется постоянство в мониторинге востребованности обучающихся. Однако разработка алгоритма и создание программного продукта, которое проводится в рамках нашего исследования, может позволить решить такую проблему, с внедрением информационного блока,увязывающего процесс обучения и потребности территории в квалифицированных работниках, будет способствовать эффективности затрат на обучение.

Мнение о том, что школьное образование устаревшее, несколько ошибочно, так как оно должно давать общее образование, а то, что касается информационного обеспечения, можно согласиться,таккакв настоящее время продвинутые технологии информационного блока не позволяют оставаться в прежних рамках. Здесь необходимо рассмотреть вопрос "сквозного" информационного поля, которое могло бы обеспечить взаимосвязь процессов дошкольного, школьного, среднего специального и высшего профессионального образования.

Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему обеспечения квалифицированными кадрами рынок труда, что обусловлено новыми требованиями к уровню квалифика-

ции работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни, так как подготовка профессионалов ведется без привязки с потребностями региона в целом и в частности по отраслевой экономической ситуации региона. 8о многих случаях требования работодателей к выпускнику по трудовому стажу являются "тормозом" для их трудоустройства.

В связи с чем малые инновационные предприятия, которые открыты или могут быть открыты, послужат начальным "капиталом" трудового стажа выпускника образовательного учреждения.

Как мы видим, исследования в данном направлении затронули многие вопросы и проблемы, которые требуют системно-ситуационного подхода к разрешению, что требует рассмотреть весь спектр факторов, влияющих на разные уровни профессиональной подготовки кадров, создании определенно практического характера механизма оценки качества профессионального обучения, которые мы продолжим в своих исследованиях.

Примечания:

1. Федеральный закон об образовании федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 "06 образовании в Российской Феде рации" (ред. от 25.12.2018) (с последними изменениями и доп. вступившими в силу)

2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республики Дагестан: электронный ресурс http://dagstat.gks.ru (дата обращения: 25.02,2019).

3. Романова И.М., Шевченко, О.М. Полупанова S.A. Анализ факторов, влияющих на эффективность высшего профессионального образования региона // Экономический анализ: теория и практика научно-практический журнал, - 20П. ■■ №41(248). - С 59-67.

4. Лищика Г.Н. Факторы, существенно влияющие на развитие системы профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2012, № 1. URL: http.//science education.ru/ru/artlcle/viewiid =5306 (дата обращения: 25.02.2019).

5. Приказ №! 152 от 23 марта 2017 года Минэкономразвития России "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и коррек тировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации": Электрон ный ресурс, http://docs.cntd.ш{дата обращения: 25.022019).

6. Приказ 480 от 7 сентября 480 Минэконом-развития России "О внесении изменений в Методические рекомендации по разработке и коррек тировке стратегии социально-экономического

развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации": Электрон ный ресурс, http://docs.cntd.ги(дата обращения: 25.022019).

7. Дмитриев H.A. Система профессионального образования региона на современном этапе // Международный журнал экспериментального

образования. - 2016. - N» 4-1. - С. 53-56, URL: http:/ /www.expeducation.ru/m/article/view?id=9738 (дата обращения: 25.02.2019).

8.Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Элект ройный ресурс. hitp://gövernment.ru {дата обращения: 25.02.2019).

THE SYSTEM OF ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE ENTERPRISE

Korolyuk Elena Vladislavovna, DSc of Economics, Associated Professor, Deputy Director on Scientific: Work, Kuban State University (branch), Tikhoretsk

Solon ma SVet/ana Viktomvna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Economic Security, Kuban State Technological University, Krasnodar

The economic security of a modern enterprise is of exceptional importance not only for its owners, employees, contractors, but also for the whole country, as its gross domestic product increases with the strengthening of the economic security of enterprises and decreases with its weakening, The authors of the study propose a graphical model of the system for ensuring the economic security of the enterprise. The use of this model gives the subjects of economic security management an opportunity to comprehensively evaluate the entire set of management methods and tools available to them, as well as concentrate their efforts to strengthen one or another component. of the enterprise economic security at certain management objects. ~

Keywords: economic security; the security system; the subjects and objects of management; tools to ensure economic Security

m

T—I

0

tu _p

X

1

m eu

ел 2

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПЛ СНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Экономическая безопасность современного предприятия имеет исключительную важность не только для его собственников, сотрудников, контрагентов, но и для всей страны в целом, гак как ее валовой внутренний продукт растет с укреплением экономической безопасности предприятий и падает - с ее ослаблением. Авторами исследования предлагается графическая модель системы обеспечения экономической безопасности предприятия. Использование этой модели дает субъектам управления экономической безопасностью предприятия возможность комплексно оценить всю совокупность имеющихся в их наличии методов и инструментов управления, а также сконцентрировать свои усилия по укреплению той или иной составляющей экономической безопасности предприятия на определенных объектах управления: Ключевые слова: экономическая безопасность; система обеспечения; субъекты и объекты управления; инструменты обеспечения экономической безопас Ноет

Наличие эффективной системы обеспечения экономической безопасности предприятия, защищающей его от действия различных внешних и внутренних угроз, является одним из важнейших аспектов обеспечения устойчивого роста не только отдельно взятой организации, но всей отечественной экономики. Такая система должна быть способна нейтрализовать негативные последствия экономического кризиса, действий конкурентов, угроз кадровой и других составляющих экономической безопасности, обеспечить устойчивый рост бизнеса предприятия, сформировать адекватную систему учета финансовых потоков, повысить оперативную эффективность системы контроля, обеспечить защиту конфиденциальности информации, которая является коммерческой тайной и многое другое. Но, несмотря на первостепенную важность системы обеспечения экономической безопасности для предприятия и всей страны (валовой внутренний продукт которой складывается из рыночной стоимости всех конечных товаров и услуг, произведенных предприяти-

УДК 332.146.2 ВАК РФ 08.00.05

0 Короток t. 8., 2019 О Солонина С,В, 2019

5

341

КОРОЛЮКЕлена Владиславовна, доктор экономических наук, доцент, заместитель директора по научной работе, Кубанский государе твенный университет филиал, Тихорецк

СОЛОНИНА Светлана Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра эконом и ческой безопасности, Кубанский гос ударе твенный технологический университет, Краснодар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.