Сагидов А.К.
мониторинг современного состояния системы образования регионов скфо
САГИДОВ А.К.
МОНИТОРИНГ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Р ЕГИОНОВ СКФО
Аннотация. В условиях инновационной экономики, или экономики знаний одним из ключевых факторов экономического роста является человек. Человеческий капитал столь же важен, как и природные ресурсы или накопленное богатство, так как служит главным фактором конкурентоспособности и экономического роста страны. Следовательно, повышается актуальность реализации задачи всестороннего развития и улучшения социальной инфраструктуры. В свою очередь диспропорции в развитии социальной инфраструктуры регионов СКФО ведут к нарушению принципов социальной справедливости, не обеспечивая равноценных возможностей получения различных социальных благ населением, проживающим на разных территориях. Образование наряду со здравоохранением является одной из наиболее важных отраслей социальной инфраструктуры. Выход на принципиально новый уровень экономического развития и диверсификация экономики регионов СКФО возможны только при переходе на инновационный тип развития экономики, который предполагает новые стандарты образования. Система образования регионов СКФО характеризуется наличием определенных и в основном однотипных проблем, решение которых является одним из приоритетов социально-экономического развития регионов СКФО.
Ключевые слова: социальная инфраструктура, социальная сфера, человеческий капитал, система образования, образовательные технологии, дошкольное образование, система высшего образования, модернизация системы образования.
SAGIDOV Л.К.
MONITORING OF THE MODERN STATE OF THE SYSTEM OF EDUCATION OF THE REGIONS OF THE NCFD
Abstract. The human factor is one of the key factors of economic growth in the conditions of innovative economy or economy of knowledge. The human capital is as important as natural resources or the riches that have been accumulated as it serves as the main factor of competitive ability and economic growth of the country. Therefore, the relevancy of implementing the task of comprehensive development and improving the social infrastructure is expanding. In turn, disproportions in the development of social infrastructure of the NCFD regions lead to a violation of the basic principles of social justice not providing equal opportunities of receiving various social benefits by the population living on different territories. Education, together with healthcare, is one of the most important industries of social infrastructure. Entering a completely new level of economic development and diversification of economy of the NCFD regions are possible only when transitioning to the innovative type of development of the economy which supposes having new standards of education. The system of education of regions in the NCFD is characterized by the presence of certain, and mostly similar types of problems. Solving these problems is one of the priorities of the social-economic development of the regions in the NCFD.
Keywords: social infrastructure, social sphere, the human capital, a system of education, educational technologies, pre-school education, the system of higher education, modernization of the system of education.
В условиях инновационной экономики, или экономики знаний одним из ключевых факторов экономического роста является человек. Человеческий капитал столь же важен, как и природные ресурсы или накопленное богатство, так как служит главным фактором конкурентоспособности и экономического роста страны [12]. С каждым годом все сложнее становится отрицать тот факт, что развитие реального сектора экономики зачастую ограничивается не тем, что слабо развита производственная или финансовая инфраструктура, а тем, что недостаточно развита социальная инфраструктура, не позволяющая реализоваться социальной мотивации людей. На современном этапе развития экономики России очевидно, что наращивание объемов производства, развитие отдельных отраслей, финансовых институтов и сам по себе экономический рост не могут быть единственными стратегическими целями. Прерогативой социально-экономического развития должно стать повышение уровня и качества жизни, благосостояния населения. Следовательно, повышается актуальность реализации задачи всестороннего развития и улучшения социальной инфраструктуры [10].
Система образования является составной частью социально-экономической системы регио-
нов СКФО и влияет на все процессы, происходящие в этой системе. Выход на принципиально новый уровень экономического развития и диверсификация экономики регионов СКФО возможны только при переходе на инновационный тип развития экономики, который предполагает новые стандарты образования [9].Изменение качества подготовленных специалистов при переходе к инновационной экономике особенно актуально. Возможность реализации последней в значительной степени определяется потенциальной способностью осваивать новые технологии, ноу-хау и инновации. Этим и объясняется то повышенное внимание, которое в последние годы уделяется вопросам развития человеческого капитала, что в первую очередь подразумевает повышение эффективности функционирования системы образования [11].
Пространственное изучение качества трудового потенциала (прежде всего с точки зрения его образованности) приобретает важное практическое значение для осуществления модернизации экономики страны в целом и отдельных регионов [1]. Для того чтобы реализовать задачу модернизации, необходимо последовательно осуществлять инвестиции в человека.
Система образования в России в последнее время активно развивается и совершенствуется. В связи с тем, что современная экономика невозможна без инноваций, новых знаний и наукоемких технологий, сложно переоценить роль системы образования в процессе модернизации экономики страны. Именно в сфере образования находится источник обеспечения устойчивого экономического развития России в средне- и долгосрочной перспективе. Для достижения стратегических целей развития системы образования России в настоящее время реализуется федеральная целевая программа «Развитие образования на 2013-2020 годы». В 2012 году был принят новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», законодательно регламентирующий формирование новой эффективной системы образования страны.
Мониторинг показателей развития системы образования регионов СКФО может стать реальным индикатором тех изменений, которые определены на перспективу в программных документах, таких как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, республиканская целевая программа «Развитие образования в Республике Дагестан на 2011-2015 годы» и т. д.
Основные проблемы современной системы образования России во многом носят тот же характер, что и в других отраслях социальной сферы, в том числе:
- недостаточное финансирование учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования;
- плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
- относительно низкая заработная плата работников системы образования;
- несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития страны [5].
Система образования регионов СКФО включает в себя дошкольные заведения, общеобразовательные школы, учреждения начального, среднего и высшего профессионального обучения. Общий образовательный уровень населения в Северо-Кавказском федеральном округе немного ниже средних показателей по Российской Федерации. Так, занятое население в СКФО, имеющее высшее образование, составляет 30,1 %от общей численности населения, в то время как по Российской Федерации этот показатель равен 31,7 %.В Дагестане высшее образование имеют 27,1 % от числа занятого населения. Среднее профессиональное образование в СКФО имеют 19,4 % занятых в экономике округа (по РФ это значение равно 25,8 %). Начальное профессиональное образование —9,7 % занятого населения округа, аналогичный показатель в среднем по России составляет 18,5 %. Практически половина занятого населения Республики Дагестан имеет только среднее общее образование — 44,8 %, что говорит о низком уровне образования занятого населения региона[8].
По обеспеченности детей местами в детских дошкольных учреждениях СКФО занимает последнее место среди прочих округов Российской Федерации. Число дошкольных образовательных учреждений и численность детей в них в целом по СКФО составляли в 2005 году 1855 учреждений и 202,3 тыс. посещающих их, а в 2013 году данное значение выросло до 2120 учреждений с численностью в них 77,1 тыс. детей[8]. Также особого внимания заслужи-
Сагидов А.К.
_мониторинг современного состояния системы образования регионов скфо_
вает проблема повышения уровня профессиональной подготовки педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений.
Охват детей дошкольными учреждениями в 2013 году составил 36,2 % от численности детей соответствующего возраста, что является худшим показателем среди всех федеральных округов и значительно ниже аналогичного показателя в среднем по России. При этом нагрузка на дошкольные учреждения с каждым годом возрастает. Если средняя численность посещающих детей на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях СКФО в 2005 году составляла 101 человек, в 2013 году — уже 115 человек. В Республике Дагестан — 127 человек, и это четвертое место среди российских регионов (табл. 1). Эти цифры означают, что система образования регионов СКФО должным образом не отреагировала на рост рождаемости последних лет, что привело к возникновению очереди в детские сады, к дополнительной нагрузке на педагогический персонал образовательных учреждений. Очевидно, что столь высокая загруженность детских садов оказывает негативное влияние на здоровье детей.
Таблица 1
Охват детей дошкольными образовательными организациями в регионах СКФО[8]
Охват детей дошкольными образовательными организациями, в %от численности детей соответствующего возраста Численность воспитанников на 100 мест в дошкольных образовательных организациях, человек
2005 2013 место в РФ 2005 2013 место в РФ
Северо-Кавказский федеральный округ 28,3 36,2 8 101 115 1
Республика Дагестан 23,7 26,6 81 112 127 4
Республика Ингушетия 7,0 10,7 83 122 131 2
Кабардино-Балкарская Республика 47,4 60,6 59 92 120 8
Карачаево-Черкесская Республика 37,6 43,6 79 105 111 18
Республика Северная Осетия — Алания 48,7 54,3 74 108 122 6
Чеченская Республика 18,8 82 133 1
Ставропольский край 51,3 58,1 66 95 101 58
Среди наиболее актуальных проблем средних общеобразовательных школ выделяется острая нехватка педагогических кадров и устаревшая материально-техническая база. Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях в Северо-Кавказском федеральном округе, как и в целом по Российской Федерации, в последние годы сокращается. Так, в 2005/06 учебном году в общеобразовательных организациях СКФО обучалось 1274,4 тыс. человек, в 2013/14 году этот показатель уже составил 1132,5 тыс. человек. Тенденция к снижению количества школьников демонстрируется и в Республике Дагестан: с 432,5 тыс. в 2005/06 до 368,3 тыс. в 2013/14 учебном году [8].
Еще одним важным показателем, характеризующим обеспеченность учреждениями среднего образования, является удельный вес учащихся, обучающихся во вторую и третью смены. По этому показателю СКФО также находится на последнем месте среди всех федеральных округов. Так, данное значение в 2013/14 учебном году в СКФО составило 24,8 % при среднероссийских 14,1 %,по Дагестану этот показатель еще выше и составляет 26,7 % (табл. 2).Однако в последние годы в результате предпринимаемых государством усилий все-таки удалось переломить ситуацию и за счет ввода в действие новых общеобразовательных учреждений улучшить положение дел с обеспеченностью местами в общеобразовательных школах субъектов СКФО.
Таблица 2
Удельный вес обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, занимающихся во вторую и третью смены в СКФО [8] (на начало учебного года; в процентах от общей численности обучающихся)
2005/06 2010/11 2011/12 2012/13 2013/14 Место в РФ
Северо-Кавказский федеральный округ 29,3 25,7 25,9 24,9 24,8 8
Республика Дагестан 32,7 30,3 30,3 26,9 26,7 80
Республика Ингушетия 38,5 40,0 41,4 38,1 37,0 82
Кабардино-Балкарская Республика 17,8 8,9 9,0 9,2 9,4 24
Карачаево-Черкесская Республика 18,9 16,2 16,6 16,7 16,7 58
Республика Северная Осетия— Алания 24,7 11,7 10,8 10,2 8,7 22
Чеченская Республика 46,0 40,0 40,0 40,0 42,7 83
Ставропольский край 17,7 15,4 16,0 16,7 14,3 49
Еще одной негативной тенденцией постперестроечного периода в России является сокращение числа профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих и служащих. В СКФО за период с 2005 по 2013 год число учебных заведений начального профессионального образования в округе сократилось на 53 единицы, со 102 до 49, а численность студентов — на 26,9 тыс. человек [8].
Основными причинами уменьшения численности учащихся профессионально-технических училищ стали снижение престижа рабочих профессий и ориентация подавляющего большинства учащихся общеобразовательных школ на получение высшего образования, что вызывает значительные перекосы в профессионально-квалификационной структуре подготовки кадров в регионах СКФО. Объемы подготовки квалифицированных рабочих в СКФО постоянно сокращаются. Выпуск квалифицированных рабочих в 2013 году в сравнении с 2005 годом уменьшился почти в 1,4 раза [6]. В этой связи практически все регионы СКФО испытывают острый дефицит в специалистах данной категории.
Ситуация с подготовкой в регионе специалистов среднего звена остается в целом стабильной. Практически не претерпело изменений с 2010 года число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена в целом по СКФО. Однако в Республике Дагестан прослеживается тенденция к сокращению учебных заведений этого типа, с 33 в 2010/11 учебном году до 21 учреждения в 2013/14 учебном году [8]. Численность студентов, обучающихся в техникумах и колледжах СКФО, за последние годы остается практически неизменной при общероссийской тенденции к снижению количества учащихся в средних специальных образовательных учреждениях. В 2013/14 учебном году численность обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена в СКФО составила 103,6 тыс. человек, в РД — 23,5 тыс. человек [8].
Количество высших учебных заведений большинства субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, ниже среднероссийского уровня. Только в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Северная Осетия — Алания количество высших учебных заведений почти в 1,5 раза больше, чем в среднем по Российской Федерации. На начало 2013/14 учебного года в СКФО функционировало 55 высших учебных заведений и 99 филиалов образовательных организаций высшего образования[8]. Количество вузов в округе немного сократилось, с 61 в 2005 году до 55 в 2013 году. Также в СКФО за аналогичный период произошло существенное сокращение филиалов вузов. В 2005 году их число составляло 120, в 2013-м — уже 99 [8].
В настоящее время серьезной проблемой социального развития регионов СКФО является низкое качество высшего образования. За последние 9 лет численность студентов высших учебных заведений на 10 000 человек населения в СКФО снизилась с 400 человек в 2005 году до 327 в 2013/14 учебном году. Это связано с тем, что после введения в России Единого государственного экзамена выпускники школ регионов СКФО получили возможность поступить в
Сагидов А.К.
_мониторинг современного состояния системы образования регионов скфо_
вузы других регионов, в частности, в города Москву и Санкт-Петербург, где уровень высшего образования значительно выше, чем в СКФО [3].
По численности студентов высших учебных заведений на 10000 чел. населения на начало 2013/14 учебного года Республика Дагестан (321 учащийся) находилась на 47-м месте среди регионов России, но очень небольшой процент выпускников вузов устраивается работать по специальности в регионе, а за пределами региона дипломы дагестанских вузов работодатели оценивают невысоко (рис. 1). Низкое качество окончивших вузы специалистов объясняется прежде всего недостаточной подготовленностью абитуриентов, а затем и слабой заинтересованностью профессорско-преподавательского состава в качестве образования из-за низкой оплаты труда. Именно по этим причинам во многих вузах развилась коррупция и снизилось качество подготовки специалистов.
- •- 495 ж- 333 483 -*-- 314 441) 453 429 —•—рсо
- 485 496 286 455 ~ 2бь 422 248 391 ж кбр •^-ск
- 416 ■- 39ь --- 332 325 321 -■-скфо
400 4- 396 -♦-- 359 --■-- 345 327 —♦—рф
493 497 454 424 -♦ 393
2005/06 2010/11 2011/12 2012/13 2013/14
Рис. 1. Динамика численности студентов на 10000 человек населения в РФ и СКФО за 2005-2014 годы [8]
Важнейшей задачей системы высшего образования регионов СКФО является качественная подготовка специалистов, необходимых для обеспечения потенциального экономического роста. Проблемы с квалификацией кадров существуют практически во всех отраслях экономики (туризм, санаторно-курортная сфера, государственное управление, пищевая промышленность, сельское хозяйство, строительство, здравоохранение и др.), что требует от системы не только усовершенствования программ подготовки, но и переподготовки кадров с учетом требований развивающейся экономики и современных стандартов [7].
Субъекты Российской Федерации, входящие в состав СКФО, остро нуждаются в развитии материально-технической базы и инфраструктуры сферы образования, а также в повышении качества образовательных услуг в соответствии с современными требованиями и обеспечении доступности передового образования для населения регионов СКФО. В связи с этим одним из приоритетных направлений развития системы образования регионов СКФО является строительство и реконструкция образовательных учреждений всех уровней, а также их материальное оснащение с учетом современных технологий образования [4]. Особое внимание необходимо уделить развитию образовательной инфраструктуры для детей-инвалидов.
Одной из серьезнейших нерешенных проблем в системе образования регионов СКФО является нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях. Так, по показателю охвата детей соответствующего возраста дошкольными образовательными организациями практически все регионы округа прочно удерживают последние позиции в рейтинге субъектов РФ. Особо остро она стоит в Республике Дагестан, где наряду с высоким уровнем рождаемости наблюдаются низкие темпы ввода в действие новых учреждений дошкольного образования [2].
Во многих регионах СКФО остро стоит проблема обучающихся во вторую и третью смены
школьников. Особенна она актуальна для Республики Дагестан, Чеченской Республики и Республики Ингушетия. Так, для перехода на обучение в одну смену в Республике Дагестан необходимо создать дополнительно около 100 тысяч ученических мест.
Необходимо также отметить, что сформировавшаяся в округе структура подготовки кадров со значительным креном в сторону высшего образования не отвечает современным потребностям экономики, в связи с чем необходимо провести ревизию образовательных программ и государственных учреждений, определить потребность в специалистах разных уровней с учетом перспектив развития ключевых секторов экономики и провести необходимые изменения.
Литература
1. Абдулманапов П. Г. Демографические основы формирования трудовых ресурсов в Республике Дагестан //Региональные проблемы преобразования экономики. — 2009. — № 4. —С. 332-336.
2. Абдулманапов П. Г. Рождаемость населения в Дагестане: динамика, тенденции, прогноз // Вопросы структуризации экономики. — 2006. —№ 1. — С. 23-26.
3. Абдулманапов П. Г. Роль миграции в обеспечении регионального развития // Вопросы структуризации экономики. — 2012. —№ 3. — С. 45-49.
4. Абдулманапов П. Г., Багомедов М. А., Гимбатов Ш. М., Кутаев Ш. К., Сагидов А. К., Хаджалова Х. М. Социальные аспекты обеспечения экономической безопасности региона / Под общей редакцией Ш. К. Кутаева. — Махачкала: ИД «Наука плюс», 2011. — 392 с.
5. Кутаев Ш. К. Востребованное образование как условие развития региональной экономики // Апробация. — 2014. —№ 7. — С. 16-19.
6. Кутаев Ш. К. Основные факторы повышения качества образования в трудоизбыточном регионе // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2013. —№ 1. — С. 467-474.
7. Павлюченко Е. И., Гичиев Н. С., Атаханов Р. А. Международный опыт повышения качества высшего образования // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 5. — С. 441.
8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб. /М.: Росстат, 2014. — 900 с.
9. Сагидов А. К. Социальное инвестирование как инструмент управления трудовыми ресурсами // Вестник Махачкалинского филиала МАДИ. — 2013. — № 13. — С. 87-89.
10. Хаджалова Х М. Региональная инвестиционная политика в повышении качества жизни населения // Экономические науки. — 2009. —№ 58. — С. 236-240.
11. Хаджалова Х М. Регулирование качества жизни населения в системе регионального развития // Апробация. — 2014. —№ 7. — С. 105-109.
12. Хаджалова Х. М. Особенности формирования человеческого капитала в трудоизбыточных регионах //Региональные проблемы преобразования экономики. — 2015. —№ 1. — С. 84-90.
References:
1. Abdulmanapov P. G. Demographic bases offormation of a manpower in the Republic of Dagestan // Regional problems of transformation of economy. 2009. No. 4. Page 332-336.
2. Abdulmanapov P. G. Birth rate of the population in Dagestan: dynamics, tendencies, forecast // Questions of structurization of economy. 2006. No. 1.P.23-26.
3. Abdulmanapov P. G. Role of migration in ensuring regional development // Questions of structurization of economy. 2012. No. 3.P.45-49.
4. Abdulmanapov P.G., Bagomedov M. A., Gimbatov Sh. M., Kutayev Sh. K., Sagidov A.K., Hadzhalova H.M. Social aspects ofproviding economic security of the region / Under the general edition of Sh. K. Kutayev. Makhachkala: PH «Science plus». 2011. 392 p.
5. Kutayev Sh. K. Demanded education as condition of development of regional economy // Approbation. 2014. No. 7. P. 16-19.
6. Kutayev Sh. K. Major factors of improvement of quality of education in the work superfluous region // Regional problems of transformation of economy. — 2013.No. 1.P. 467-474.
7. Pavlyuchenko E.I., Gichiyev N. S., Atakhanov R. A. International experience of improvement of quality of the higher education //Modern problems of science and education. 2013. No. 5.P. 441.
8. Regions of Russia. Socio-economic indexes. 2014: Statistical collection /Rosstat. M. 2014.P. 900.
9. Sagidov A.K. Social investment as instrument of management of a manpower//Bulletin of the MADI Makhachkala branch. 2013. No. 13.Page 87-89.
10. Hadzhalova H.M. Regional investment policy in improvement of quality of life of the population//Economic sciences.2009. No. 58.P. 236-240.
11. Hadzhalova H.M. Regulation of quality of life of the population in system of regional development// Approbation. 2014. No. 7. P. 105-109.
12. Hadzhalova H.M. Features of formation of the human capital in the work superfluous regions/Regional problems of transformation of economy.2015.No. 1.P. 84-90.