Научная статья на тему 'Анализ национального и регионального рынка платных услуг в системе высшего и среднего профессионального образования'

Анализ национального и регионального рынка платных услуг в системе высшего и среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / MARKET OF PAID EDUCATIONAL SERVICES / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / MECHANISMS OF STATE REGULATION / DYNAMICS OF CHANGES IN THE NUMBER OF STUDENTS / DISTRIBUTION OF FINANCING OF TRAINING / REGIONAL LABOR MARKET / ANALYSIS OF STATISTICAL DATA / FORECASTING THE NEEDS OF SPECIALISTS / SOURCES OF FUNDING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халимбеков Хаджимурад Зиявутдинович, Фастовец Игорь Павлович, Магомедова Фаида Ибрагимовна

Дан анализ развития российского и регионального рынка платных образовательных услуг в сфере высшего и среднего профессионального образования за последние восемь лет на основе исследования их особенностей и закономерностей развития. Отмечен рост перехода всех уровней образования России и образовательных услуг на региональный рынок, что невозможно без кардинальных изменений системы высшего и среднего профессионального образования. Показано, что рынок профессионального образования находится в неразрывной связи с рынком труда специалистов и рынком платных образовательных услуг. Авторы обращают внимание на то, что ведущим параметром, который характеризует экономические отношения, образующиеся при предоставлении образовательных услуг высшего и среднего профессионального образования населению России, является рынок платных образовательных услуг и, соответственно, отношения, возникающие между партнерами при купле и продаже образовательных услуг высшего и среднего профессионального образования, т. е. учреждениями высшего профессионального образования и среднего профессионального образования и физическими или юридическими лицами. При этом органы государственной власти должны играть определяющую роль в регулировании отношений между хозяйствующими субъектами различной формы собственности и индивидуальными потребителями. Указано, что социально экономические изменения, произошедшие в России за последнее десятилетие, обусловили настоятельную потребность в преобразовании системы образования. Отмечено, что главная цель данных преобразований создание условий для реализации такой образовательной системы, при которой заинтересованные лица будут проходить обучение и овладевать профессиями (пользующимися спросом на рынке труда), а также необходимыми для этого знаниями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халимбеков Хаджимурад Зиявутдинович, Фастовец Игорь Павлович, Магомедова Фаида Ибрагимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE NATIONAL AND REGIONAL MARKET OF PAID SERVICES IN THE SYSTEM OF HIGHER AND SECONDARY VOCACIONAL EDUCATION

The analysis of the development of the Russian and regional market of paid educational services in the field of higher and secondary vocational education over the past eight years is made on the basis of a study of their features and patterns of development. The growth of transition of all levels of education in Russia and educational services to the regional market was noted, which is impossible without fundamental changes in the system of higher and secondary vocational education. It is shown that the market of professional education is in close connection with the labor market of specialists and the market of paid educational services. The authors draw attention to the fact that the leading parameter that characterizes the economic relations, formed in the provision of educational services of higher and secondary vocational education to the population of Russia, is the market of paid educational services and, accordingly, the relations arising between partners when buying and selling educational services of higher and secondary vocational education, i. e. institutions of higher vocational education and secondary vocational education and physical or and legal entities. At the same time, public authorities should play a decisive role in regulating relations between economic entities of various forms of ownership and individual consumers. It is indicated that the socio-economic changes that have occurred in Russia over the past decade have led to an urgent need for the transformation of the education system. It was noted that the main goal of these transformations is to create conditions for the implementation of such an educational system, in which interested persons will be trained and acquire professions (in demand on the labor market), as well as the necessary knowledge

Текст научной работы на тему «Анализ национального и регионального рынка платных услуг в системе высшего и среднего профессионального образования»

УДК 331.5

DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-10-128-136

АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПЛАТНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ANALYSIS OF THE NATIONAL AND REGIONAL MARKET OF PAID SERVICES IN THE SYSTEM OF HIGHER AND SECONDARY VOCACIONAL EDUCATION

X. 3. Халимбеков,

Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала h-murad@yandex.ru

Kh. Khalimbekov,

Dagestan State Technical University, Makhachkala

111

И. П. Фастовец,

Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала igorfastovec@rambler.ru

I. Fastovets,

Dagestan State Technical University, Makhachkala

Ф. И. Магомедова,

Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала faida88@mail.ru

F. Magomedova,

Dagestan State Technical University, Makhachkala

Дан анализ развития российского и регионального рынка платных образовательных услуг в сфере высшего и среднего профессионального образования за последние восемь лет на основе исследования их особенностей и закономерностей развития.

Отмечен рост перехода всех уровней образования России и образовательных услуг на региональный рынок, что невозможно без кардинальных изменений системы высшего и среднего профессионального образования. Показано, что рынок профессионального образования находится в неразрывной связи с рынком труда специалистов и рынком платных образовательных услуг.

Авторы обращают внимание на то, что ведущим параметром, который характеризует экономические отношения, образующиеся при предоставлении образовательных услуг высшего и среднего профессионального образования населению России, является рынок платных образовательных услуг и, соответственно, отношения, возникающие между партнерами при купле и продаже образовательных услуг высшего и среднего профессионального образования, т. е. учреждениями высшего профессионального образования и среднего профессионального образования и физическими или юридическими лицами. При этом органы государственной власти должны играть определяющую роль в регулировании отношений между хозяйствующими субъектами различной формы собственности и индивидуальными потребителями.

Указано, что социально экономические изменения, произошедшие в России за последнее десятилетие, обусловили настоятельную потребность в преобразовании системы образования. Отмечено, что главная цель данных преобразований — создание условий для реализации такой образовательной системы, при которой заинтересованные лица будут проходить обучение и овладевать профессиями (пользующимися спросом на рынке труда), а также необходимыми для этого знаниями

Ключевые слова: рынок платных образовательных услуг; высшее профессиональное образование; среднее профессиональное образование; механизмы государственного регулирования; динамика изменения численности обучающихся; распределение финансирования обучения; региональный рынок труда; анализ статистических данных; прогнозирование потребностей специалистов; источники финансирования

© X. 3. Халимбеков, И. П. Фастовец, Ф. И. Магомедова, 2018

The analysis of the development of the Russian and regional market of paid educational services in the field of higher and secondary vocational education over the past eight years is made on the basis of a study of their features and patterns of development.

The growth of transition of all levels of education in Russia and educational services to the regional market was noted, which is impossible without fundamental changes in the system of higher and secondary vocational education. It is shown that the market of professional education is in close connection with the labor market of specialists and the market of paid educational services.

The authors draw attention to the fact that the leading parameter that characterizes the economic relations, formed in the provision of educational services of higher and secondary vocational education to the population of Russia, is the market of paid educational services and, accordingly, the relations arising between partners when buying and selling educational services of higher and secondary vocational education, i. e. institutions of higher vocational education and secondary vocational education and physical or and legal entities. At the same time, public authorities should play a decisive role in regulating relations between economic entities of various forms of ownership and individual consumers.

It is indicated that the socio-economic changes that have occurred in Russia over the past decade have led to an urgent need for the transformation of the education system. It was noted that the main goal of these transformations is to create conditions for the implementation of such an educational system, in which interested persons will be trained and acquire professions (in demand on the labor market), as well as the necessary knowledge

Key words: market of paid educational services; higher professional education; secondary vocational education; mechanisms of state regulation; dynamics of changes in the number of students; distribution of financing of training; regional labor market; analysis of statistical data; forecasting the needs of specialists; sources of funding

ведение. Социально-экономическая категория платных образовательных услуг отражает спектр тех экономических взаимоотношений, которые возникают между продавцом и покупателем этих услуг. Осуществляется формирование и передача всего того объема знаний и умений, практических навыков, которые необходимы покупателю для удовлетворения его потребностей. Данный процесс происходит на основе предварительно заключенного возмездного договора.

Изучению основных особенностей и закономерностей формирования и развития рынка платных образовательных услуг в системе высшего и среднего профессионального образования посвящено значительное количество работ как отечественных, так и зарубежных исследователей [3; 6; 7; 9; 10]. Изменение динамики числа образовательных учреждений высшего образования России, Республики Дагестан и численности студентов по формам обучения с 2009 по 2017 гг. представлено в табл. 1. Как свидетельствуют данные официальной статистики, динамика рынка в разрезе его субъектов — образовательных учреждений (продавцов) и студентов (потребителей) образовательных услуг — характеризуется

нестабильностью [1]. Так, если количество образовательных учреждений за прошедшие 7 лет практически не изменилось и составило в 2015/16 учебном году 922, то численность обучающихся в них студентов сократилась с 7032,6 тыс. человек до 5448,3 тыс. человек, или на 23 % в России, в то время как в Республике Дагестан снизилась на 42 %.

Из табл. 1 видно, что происходит некоторое снижение численности обучающихся студентов как в целом по России, так и в Республике Дагестан (РД). Данное изменение не коснулось студентов, обучающихся по внебюджетной форме или за счет собственных средств. Так, численность студентов очной и заочной форм обучения по России изменилась на 19 %, а Республики Дагестан — на 42 %. При этом нагрузка на образовательные учреждения России и Республики Дагестан увеличилась на 12 и 21 % соответственно, что обусловлено средним увеличением численности обучающихся студентов по отношению к уменьшению общего числа высших учебных заведений. Это произошло преимущественно за счет платных образовательных услуг, реализуемых на заочных формах обучения.

Таблица 1 / Table 1

Динамика числа образовательных учреждений высшего образования России и Республики Дагестан, а также численности студентов по формам обучения с 2009 по 2017 гг. / Dynamics of the number of higher education institutions in Russia and the Republic of Dagestan, as well as the number of students according

to the forms of education from 2009 to 2017

Исследуемые параметры / Studied parameters 20092010 гг. 20102011 гг. 20112012 гг. 20122013 гг. 20132014 гг. 20142015 гг. 20152016 гг. 20162017 гг.

Число образовательных учреждений России / Number of educational institutions in Russia 1021 1115 1080 1046 969 943 922 924

Число образовательных учреждений РД / Number of educational institutions in RD 61 52 53 54 52 47 45 48

Обучающихся студентов России, тыс. человек / Trained students in Russia, thous. people 7032,6 7 049,8 6 490,0 6 075,4 5 646,7 5602,4 5448,3 4920,6

Обучающихся студентов, тыс. человек РД / Trained students in RD, thous. people 105,633 96,745 95,225 95,156 85,660 70,265 61,506 62.306

В том числе на отделениях: / Including the departments: 0,3 0,32 0,35 0,35 0,33 0,32 0,31 0,32

- очных (Россия) / - full-time (Russia) 3081,4 3 073,7 2 847,7 2 724,3 2 618,8 2548,8 2496,4 24622,2

- очных (РД) / - full-time (RD) 73,943 65,786 61,896 61,851 57,391 47,780 42,439 43,322

- заочных (Россия) / - correspondence (Russia) 3064,0 3861,9 3923,1 3553,1 2973,1 3097,9 2951,9 3032,7

- заочных (РД) / correspondence (RD) 31,690 30,958 33,329 33,304 28,268 22,485 19,067 20,148

На 10 тыс. чело-век населения в России приходи-лось студентов / Per 10 thousand people of the population in Russia there were students 396 493 454 424 393 388 382 386

На 10 тыс. человек населения РД приходилось студентов / Per 10 thousand people of the population of RD there were students 363 332 325 323 289 235 204 216

На рис. 1 приведена зависимость изменения количества студентов на 10 тыс. человек населения в Российской Федерации и Республике Дагестан.

Анализ и исследование изменения показателей динамики численности студентов, включая прием и выпуск студентов, которые обучаются по программам специалитета, бакалавриата и магистратуры государственными, муниципальными и другими учреждениями высшего и среднего

профессионального образования России и РД в зависимости от источников финансирования, представлен в табл. 2 [1; 8].

Исходя из результатов статистического исследования, можно сделать вывод, что основной прирост численности обучающихся студентов произошел за счет студентов заочной формы обучения, большинство которых обучаются по внебюджетной форме или используют собственные средства. Это видно из статистики прироста заочников,

численность которых за период с 2009 по 2017 гг. выросла с 1 761,8 до 2 783,9 тыс. человек, или на 36,7 %. На основании изложенного отметим, что одним из главных направлений развития имеющегося рынка образовательных услуг высшего и среднего профессионального образования РФ и РД является общее увеличение нагрузки на образовательные учреждения. Из табл. 1 видно, что это увеличение составляет более чем 30 %. Данный рост происходит за счет значительного прироста численности вновь обучающихся, при этом общее число высших учебных заведений находится примерно на прежнем уровне и преимущественно за счет платных образовательных услуг. При-

оритет принадлежит заочным формам обучения. Если провести анализ соотношения имеющихся государственных и прочих высших учебных заведений, с одной стороны, и частных высших учебных заведений с другой, при сопоставлении численности обучающихся в них студентов, то наблюдается значительное преобладание числа государственных учебных заведений над частными [2]. В 2000 г. это соотношение составляло 90 к 10 % соответственно в 2013 г. — 85 к 15 %, в 2017 г. - 82 к 18 %. Таким образом, можно сделать вывод об абсолютном преобладании государственных учебных заведений над частными на рынке образовательных услуг.

Чел.

600 500 400 300 ¿00

493

454

393 388 382 386

"РФ ■РД

100

о

¿00!)-20102010^ Годы

Рис. 1. Зависимость количества студентов на 10 тыс. человек населения в РФ и РД / Fig. 1. Dependence of the number of students per 10,000 people in Russia and RD

Исходя из анализа статистических данных, представленных в табл. 2, следует, что общее число студентов, обучающихся за счет средств бюджетов всех уровней, сократилась на 53 % в Республике Дагестан и на 34 % в Российской Федерации (73,9 тыс. человек — в 2009 г., 34,5 тыс. человек — в 2017 г.). Если рассмотреть отношение численности студентов, которые обучаются за счет собственных средств, к общему числу вузов, то по Российской Федерации эта цифра выросла на 2 %, по Республике Дагестан — на 16 %. Примерно аналогичное соотношение можно наблюдать, если рассматривать набор и выпуск студентов по всем имеющимся программам

высшего и среднего профессионального образования. При этом наблюдается сокращение выделения бюджетных мест, а набор студентов по этим же программам на платной основе имеет тенденцию к росту.

На основании приведенных статистических данных на рынке платных образовательных услуг можно выделить появление следующих закономерностей:

— значительный рост загруженности всех учебных заведений России (более чем на 31 %);

— значительный рост загруженности всех учебных заведений республики Дагестан (более чем на 46,5 %).

Таблица 2 / Table 2

Динамика численности студентов, приема на обучение и выпуск по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры государственными и муниципальными образовательными учреждениями высшего образования Республики Дагестан в разрезе источников финансирования с 2010 по 2017 гг., тыс. чел. / Dynamics of the number of students, admission to study and graduation from undergraduate, specialist, master's programs by state and municipal educational institutions of higher education of the Republic of Dagestan in the context of funding sources from 2010 to 2017 (thousand people)

Исследуемые параметры / Studied parameters 20092010 гг. 20102011 гг. 20112012 гг. 20122013 гг. 20132014 гг. 20142015 гг. 20152016 гг. 20162017 гг.

Численность студентов, всего РД / Total number of students in RD 105633 96744,8 95225 95155,8 85659,6 70265 61506 62306

В том числе обучающихся за счет средств: / Including students at the expense of funds:

- федерального бюджета / federal budget 15844,95 15479,168 11427 10467,138 8565,96 6323,85 4920,48 5043,28

- бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов / budgets of subjects of the Federation and local budgets 58098,15 54177,088 53326 53287,248 47112,78 38645,75 29522,88 30143,15

- собственных средств граждан / own funds of citizens 31689,9 27088,544 30472 31401,414 29980,86 25295,4 27062,64 27922,33

Численность студентов, всего Россия: / Total number of students in Russia: 7032,6 7 049,8 6 490,0 6 075,4 5 646,7 5602,4 5448,3 4920,6

В том числе обучающихся за счет средств: / Including students at the expense of funds:

- федерального бюджета / federal budget 2648,3 2541,8 2382,5 2262,9 2120,1 2098,3 1963,5 2038,4

- бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов/ budgets of subjects of the Federation and local budgets 1227,0 1278,5 1108,9 75,1 955,0 881,7 582,4 602,4

- собственных средств граждан / own funds of citizens 3157,3 3 229,5 2998,6 3737,4 2571,6 2622,4 2902,4 2978,3

Это стало возможным из-за увеличения общего числа студентов. При этом число вузов практически осталось на прежнем уровне.

Отметим, что наибольший вклад принадлежит платным образовательным услугам заочных форм обучения.

Решающее влияние на появление данных закономерностей оказали меры, принятые государством для соблюдения сложившегося баланса соотношения числа государственных и частных учебных заведений. При этом наблюдается выполнение следующих положений:

— подавляющее преобладание на территории России государственных учебных заведений над частными;

— значительное увеличение числа студентов платной формы обучения в государственных и муниципальных учебных заведениях;

— активная роль государства в отношении точечного финансирования наиболее нужных и необходимых для нужд общества специальностей высшего образования за счет бюджета, без учета популярных рыночных специальностей высшего образования;

— для рыночных отношений остается выбор профессий, необходимых государству в соответствии с потребностями экономики;

— преобладание на рынке платных образовательных услуг государственных учебных учреждений над частными;

— непрерывный длительный (8 лет) спрос на платные образовательные услуги среди населения РФ, что обеспечивает стабильность этого рынка;

— сохранение в общих хозяйственных расходах домашних хозяйств России и РД необходимого места в общих расходах для платных образовательных услуг (40,5 % их совокупного объема в РФ и 44,3 % в РД).

На рис. 2 приведена зависимость распределения финансирования обучения в вузах Республики Дагестан.

Аналогичные процессы происходят в средних специальных образовательных учреждениях России и Республики Дагестан. Так, число студентов средних профессиональных образовательных учреждений России сократилось на 22,4 % в России и увеличилось на 13,7 % в Республике Дагестан при том же количестве средних профессиональных образовательных учреждений. Численность студентов, обучающихся за счет собственных средств в Республике Дагестан, выросла с 4,1 тыс. человек в 2009/10 учебном году до 9,1 тыс. человек в 2015/16 учебном году, 14,2 и 27,2 % соответственно.

Чел.

53326 53287,248

47112,78

11427 10467,138 8565

10000 0

6323,85 4920,48 4942

...... .'"1" -'Ч'. .'"Il /"II .'"!.' .•■"L- ..-Ml . .'" 1 . | .-м .'"Г. ,'"Г. .'"Ь /'-1.. '" | Годы

Местн ы и бю д ж ет — С о бсгеен н ы е с р ед ств а Фед ер ал ьн ы и бю д ж ет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Зависимость распределения финансирования обучения в вузах Республики Дагестан (федеральный бюджет, местный бюджет, собственные средства), тыс. р. /Fig. 2. Dependence of financing distribution of education in the universities of the Republic of Dagestan (federal budget, local

budget, own funds), thousand rubl.

Таким образом, соблюдены основные принципы и созданы все условия для прогнозирования потребностей специалистов с высшим и средним специальным

образованием в регионе [4; 5]. Статистические данные по услугам среднего профессионального образования представлены в табл. 3.

Таблица 3 / Table 3

Динамика числа средних профессиональных образовательных учреждений России и Республики Дагестан, а также численности студентов по формам обучения и формам оплаты с 2009 по 2017 гг. / Table 3. Dynamics of the number of secondary professional educational institutions in Russia and the Republic of Dagestan, as well as the number of students by forms of education and forms of payment from 2009 to 2017

Исследуемые параметры / Studied parameters 20092010 n-. 20102011 nn. 20112012 nn. 20122013 nn. 20132014 in. 20142015 nn. 20152016 nn. 20162017 nn.

Число средних профессиональных образовательных учреждений России / Number of secondary voca-tional educational institutions in Russia 2534 2503 2376 2326 2277 2254 2534 2738

Число средних профессиональных образовательных учреждений РД / Number of secondary vocational educational institutions in RD 42 41 44 39 41 47 42 47

Обучающихся студентов, тыс. чел. (Россия) / Trained students, thousand people (Russia) 1557,6 1462,9 1387,7 1358,8 1330,6 1309,1 1272,6 1382,4

Обучающихся студентов, тыс. чел. (РД) / Trained students, thousand people (RD) 28,9 27,2 25,7 26,8 23,6 27 33,5 38,6

В том числе на отделениях: / Including the departments: 0,3 0,32 0,35 0,35 0,33 0,32 0,31 0,33

- очных (Россия) / full-time (Russia) 1557,6 1462,9 1387,7 1358,8 1330,6 1309,1 1272,6 1322,7

- очных (РД) / full-time (RD) 12,2 11,6 10,9 12,3 9,4 13 19,8 20,2

- заочных (Россия) / correspondence (Russia) 2039,2 1914,7 1817 1778,8 1741,6 1713,6 1665,6 1733,4

- заочных (РД) / correspondence (RD) 16,7 15,6 14,8 14,5 14,2 14 13,7 14,3

Численность студентов, тыс. чел., обучающихся за счет средств: / Number of students thousand students trained at the expense of:

- бюджетных средств РФ, средств субъектов федерации и местных бюджетов / budget funds of the Russian Federation, subjects of the Federation and local budgets 24,8 23,3 22,2 23,4 20,7 21,7 24,4 25,6

- собственных средств граждан / own funds of citizens 4,1 3,9 3,5 3,4 2,9 5,3 9,1 10,2

Заключение. Выявлены общие закономерности изменения существующих потребностей в специалистах с высшим и средним специальным образованием в Российской Федерации и Республике Даге-

стан. Создана основа для прогнозирования потребности в специалистах с ВПО и СПО для региональной экономики с использованием разработанных принципов их подготовки [4].

Список литературы_

1. Акперов И. Г. Интеллектуальные ресурсы как стратегический фактор развития региона // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2006. № 2. С. 39—46.

2. Жандарова Л. Ф., Останина С. Ш. Диагностика национальных и региональных рынков платных услуг в системе высшего профессионального образования / / Учёные записки Института социальных и гуманитарных знаний. 2015. Вып. 2. С. 64—100.

3. Куцых Д. Е. Мировой рынок образовательных услуг: современные тенденции развития и политика России / / Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 14. С. 140—145.

4. Малышев Е. А. Применение методов прогнозирования и планирования в энергетической области Забайкальского края // Вестник ЧитГУ. 2011. № 11. С. 3—7.

5. Малышев Е. А., Сокол-Номоконов Э. Н., Сокол-Номоконов В. Э. Планирование и прогнозирование развития региональных энергетических систем: анализ современного состояния и проблем экономического прогнозирования и планирования развития электроэнергетических систем. Чита: ЧитГУ, 2010. Ч. 1. 134 с.

6. Ребрикова Н. В., Колесникова О. В. Исследование рынка образовательных услуг: краткий обзор [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. № 14. С. 417—420. Режим доступа: https://www.moluch. ru/archive/148/41577/ (дата обращения: 26.04.2018).

7. Россия в цифрах: высшее образование [Электронный ресурс]. Режим доступа: htpp://www.fom. ru-i-obrazovanie/11442]7.04.2014 (дата обращения: 25.07.2018).

8. Численность учащейся молодежи образовательных учреждений Российской Федерации: среднесрочный прогноз до 2014 года и оценка тенденций до 2025 года / под ред. Ф. Э. Шереги, А. Л. Алефьева. М.: ЦСПиМ, 2010. 320 с.

9. Conlon G., Litchfield A., Sadlier G. Estimating the value to the UK of education exports [Электронный ресурс]. Режим доступа: htpp://www.bis.gov.uk/assets/biscore/higher-education/docs/e/11 (дата обращения: 16.04.2018).

10. Sanchez F. No better export: higher education [Электронный ресурс ] / / The chronicle of higher education. 2011. April 3. Режим доступа: htpp://www.chronicle.com/article/No-Better-Export-Higher/126989/ (дата обращения: 24.07.2018).

References_

1. Akperov I. G. Ekonomicheskiy vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta (Economic Journal of Rostov State University), 2006, no. 2, pp. 39—46.

2. Zhandarova L. F., Ostanina S. Sh. Uchyonye zapiski Instituta sotsialnyh i gumanitarnyh znaniy (Scientific notes of the Institute of Social and Humanitarian Knowledge), 2015, vol. 2, pp. 64—100.

3. Kutsykh D. Ye. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of the Buryat State University), 2013, no. 14, pp. 140-145.

4. Malyshev Ye. A. Vestnik ZabGU (Transbaikal State University Journal), 2011, no. 11, pp. 3-7.

5. Malyshev E. A., Sokol-Nomokonov E. N., Sokol-Nomokonov V. E. Planirovanie i prognozirovanie razvitiya regionalnyh energeticheskih sistem: analiz sovremennogo sostoyaniya i problem ekonomicheskogo prognozirovaniya i planirovaniya razvitiya elektroenergeticheskih sistem (Planning and forecasting of regional energy systems development: an analysis of the current state and problems of economic forecasting and planning the development of electric power systems). Chita: ChitGU, 2010. Part 1. 134 p.

6. Rebrikova N. V., Kolesnikova O. V. Young Scientist. (Young Scientist). 2017, no. 14, pp. 417-420. Available at: https://www.moluch.ru/archive/148/41577/ (Date of access: 26.04.2018).

7. Rossiya v tsifrah: vysshee obrazovanie (Russia in numbers: higher education). Available at: htpp: // www.fom.ru-i-obrazovanie/11442] 04/07/2014 (Date of access: 25.07.2018).

8. Chislennost uchashcheysya molodezhi obrazovatelnyh uchrezhdeniy Rossiyskoy Federatsii: srednesrochny prognoz do 2014 goda i otsenka tendentsiy do 2025goda (The number of students in educational institutions of the Russian Federation: a medium-term forecast up to 2014 and an assessment of trends until 2025); by ed. F. E. Sheregi, A. L. Alefieva. Moscow: TsSPiM, 2010, 320 p.

9. Conlon G., Litchfield A., Sadlier G. Estimating the value to the UK of edu-cation exports (Estimating the value to the UK of edu-cation exports). Available at: htpp: //www.bis.gov.uk/assets/biscore/higher-education/ docs/e/11 (Date of access: 16.04.2018).

10. Sanchez F. No better export: higher education (No better export: higher education): The chronicle of higher education. 2011. April 3. Available at: htpp: //www.chronicle.com/article/No-Better-Export-Higher/126989/ (Date of access: 24.07.2018).

Коротко об авторах_

Халимбеков Хаджимурад Зиявутдинович, д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой таможенного дела, Дагестанский государственный технический университет, Республика Дагестан, г. Махачкала, Россия. Область научных интересов: региональная экономика, система управления, туризм, строительство h-murad@yandex.ru

Фастовец Игорь Павлович, канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры таможенного дела, Дагестанский государственный технический университет, Республика Дагестан, г. Махачкала, Россия. Область научных интересов: региональная экономика, приложения теоретико-вероятностных методов, математическая экономика, кибернетика, вычислительная математика, численный анализ и программирование igorfastovec@ramЫer .ги

Магомедова Фаида Ибрагимовна, аспирант, Дагестанский государственный технический университет, Республика Дагестан, г. Махачкала, Россия. Область научных интересов: труд, организация труда, региональная экономика faida88@mail.ru

Briefly about the authors_

Khadzhimurad Khalimbekov, doctor of economics, professor, Customs department, Dagestan State Technical University, Republic of Dagestan, Makhachkala, Russia. Sphere of scientific interests: regional economy, management system, tourism, construction

Igor Fastovets, candidate of physico-mathematical sciences, assistant professor, Dagestan State Technical University, Republic of Dagestan, Makhachkala, Russia. Sphere of scientific interests: regional economics, applications of probability-theoretic methods, mathematical economics, cybernetics, computational mathematics, numerical analysis and programming

Faida Magomedova, postgraduate, Dagestan State Technical University, Republic of Dagestan, Makhachkala, Russia. Sphere of scientific interests: labor, labor organization, regional economy

Образец цитирования

Халимбеков X. 3., Фастовец И.П., Магомедова Ф. И. Анализ национального и регионального рынка платных услуг в системе высшего и среднего профессионального образования // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2018. Т. 24. № 10. С. 128-136. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-10-128-136.

Khalimbekov H., Fastovets I., Magomedova F. Analysis of the national and regional market of paid services in the system of higher and secondary vocacional Education . // Transbaikal State University Journal, 2018, vol. 24, no. 10, pp. 128-136. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-10-128-136.

Статья поступила в редакцию: 17.04.2018 г. Статья принята к публикации: 18.12.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.