Научная статья на тему 'Инвестиционный менеджмент рынка образовательных услуг'

Инвестиционный менеджмент рынка образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / РЫНОК ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / INVESTMENTS / INVESTMENT MANAGEMENT / MARKET OF THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING / PROFESSIONAL-LABOR NEEDS / DUCATIONAL ACTIVITY / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / BUDGETARY FUNDS / INNOVATIVE ECONOMY / FINANCING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / THE STATE AND PRIVATE ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатова Татьяна Владимировна, Лозовова Лариса Анатольевна, Филимонцева Елена Михайловна

В статье обосновано, что основными функциями института высшего профессионального образования является формирование социально-профессиональной структуры общества, соответствующей укреплению международной экономической конкуренции России. Одной из важных тенденций в области образования в России является повышение спроса на высшее образование. Возникает рынок профессионального высшего образования с присущей ему конкуренцией. Следует отметить возрастание удельного веса платного образования. Наблюдается диспропорция между спросом потребителей и предложениями, превышающими спрос на рынке образовательных услуг. Ставится задача перепрофилировать негосударственные образовательные учреждения в средние учебные специализированные заведения. Государственные вузы должны стать передовыми социальными институтами, т.к. они имеют доступ к долгосрочным кредитам, инвестициям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатова Татьяна Владимировна, Лозовова Лариса Анатольевна, Филимонцева Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment management of the market of educational services within context of professional-labor needs of population

The article argues that the basic functions of institute of the higher vocational training is formation of socially-professional structure of the society corresponding to strengthening of the international economic competition of Russia. One of important tendencies in the sphere of education in Russia is increase of demand for higher education. There is a market of professional higher education with a competition inherent in it. It is necessary to note increase of relative density of paid education. The disproportion between demand of consumers and the offers exceeding demand in the market of educational services is observed. The problem is put to reorientate not state educational institutions in average educational specialised institutions. The state high schools should become the advanced social institutes since they have access to long-term credits, investments.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный менеджмент рынка образовательных услуг»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/27EVN315.pdf DOI: 10.15862/27EVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/27EVN315)

УДК 338.46.371

Игнатова Татьяна Владимировна

ФГБОУ ВПО Южно-Российского институт управления «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Россия, г. Ростов-на-Дону Заведующий кафедрой «Экономической теории и предпринимательства»

Доктор экономических наук Профессор

Почетный работник высшего профессионального образования РФ

E-mail: [email protected]

Лозовова Лариса Анатольевна

ФГБОУ ВПО Южно-Российского институт управления «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Россия, г. Ростов-на-Дону Доцент кафедры экономической теории и предпринимательства

Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]

Филимонцева Елена Михайловна

ФГБОУ ВПО Южно-Российского институт управления «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Россия, г. Ростов-на-Дону Доцент кафедры налогообложения и бухучета Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]

Инвестиционный менеджмент рынка образовательных услуг

Аннотация. В статье обосновано, что основными функциями института высшего профессионального образования является формирование социально-профессиональной структуры общества, соответствующей укреплению международной экономической конкуренции России. Одной из важных тенденций в области образования в России является повышение спроса на высшее образование. Возникает рынок профессионального высшего образования с присущей ему конкуренцией. Следует отметить возрастание удельного веса платного образования. Наблюдается диспропорция между спросом потребителей и предложениями, превышающими спрос на рынке образовательных услуг. Ставится задача перепрофилировать негосударственные образовательные учреждения в средние учебные специализированные заведения. Государственные вузы должны стать передовыми социальными институтами, т.к. они имеют доступ к долгосрочным кредитам, инвестициям.

Ключевые слова: инвестиции; инвестиционный менеджмент; рынок высшего профессионального образования; профессионально-трудовые потребности; образовательная деятельность; образовательные учреждения; бюджетные средства; инновационная экономика; финансирование образовательных учреждений; государственные и негосударственные учреждения.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Игнатова Т.В., Лозовова Л.А., Филимонцева Е.М. Инвестиционный менеджмент рынка образовательных услуг // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/27EVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/27EVN315

Введение. Образование является общественно значимым благом и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства. Это совокупность приобретенных знаний, умений и навыков, целостных установок, опыта деятельности компетенций в целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов человека. Право каждого гражданина России на образование - одно из основополагающих прав, которое находит свое отражение в ст. 43 Конституции Российской Федерации, а также в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Неотъемлемым условием развития национальной экономики является уровень образованности общества, непрерывное образование, которое способствует формированию научно-технического потенциала, позволяет государству оставаться конкурентоспособным на мировом рынке. Действующий в настоящее время Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» провозглашает область образования приоритетной. При этом доступность и качество высшего образования осуществляется на конкурсной основе. За последнее время в России созданы университеты с особым статусом - федеральные, национальные исследовательские, МГУ и СПбГУ, а также МВТУ им. Баумана формируют свои бюджеты за счет дополнительного финансирования государства, под программы, утвержденные Правительство Российской Федерации. Инвестиции в развитие наиболее успешных высших учебных учреждений способствуют обеспечению высокого научного потенциала станы. Министерством образования и науки РФ была предложена оценка деятельности вузов по пяти направлениям: средний бал ЕГЭ (Единого государственного экзамена) при поступлении, образовательная, научно-исследовательская, финансово-экономическая и международная деятельность. Популярность и эффективность высших учебных учреждений оценивается посредством рейтингов, при этом внимание акцентируется на уровне и объеме научной деятельности каждого вуза. По результатам мониторинга многие вузы были сокращены или же объединены с другими однопрофильными высшими учебными учреждениями в связи с их неэффективностью. Другой причиной, из-за которой произошло такое слияние, к сожалению, является демографическая ситуация страны. Это объясняется тем, что, несмотря на улучшение общей ситуации в стране, связанной с повышением уровня рождаемости и предпринятых Правительством РФ в этой связи мерах (согласно переписи на 1 января 2011 г. в России проживает 142,9 млн. человек, что на 985,5 тысячи больше, чем в 2010 г.), общее количество выпускников школ 11 класса с каждым годом сокращается. Так, количество выпускников школ за период с 2005 по 2010 сократилось более чем на 30% [12].

По оценкам специалистов, к 2016 году численность студентов станет на 27-30% меньше, число первокурсников в период с 2010 по 2016 год сократится на 20%. Такие прогнозы в сторону уменьшения ожидаются в отношении преподавательского состава (что норматив ППС к численности студентов составляет 1 преподаватель к 10 студентам, за исключение отдельных видов образовательных программ), их количество сократится как минимум на 30% соответственно в вузе.

По оценкам Министерства образования и науки РФ, расходы на образование в 2011 году составили 5,4% валового внутреннего продукта (далее - ВВП). Это примерно 293,5 млрд.рублей, из расчета ВВП - 54 369 трлн. Рублей [13].

Частные расходы на оплату образования в 2011 году, по разным оценкам, составили 130 - 150 млрд. рублей. Так, по оценкам DiscoveryResearchGroup, оборот рынка коммерческого высшего образования России в 2011 году составил 197,2 млрд. р. [12] В соответствии с программой развития образования общие расходы на высшее образование, начиная с 2014 года, могут ежегодно составлять 500 млрд. рублей, что сопоставимо с аналогичными расходами на образование экономически развитых стран. Основная нагрузка в бюджетной системе РФ, т.е. основные расходы на образование, приходятся на третий уровень

бюджетной системы - муниципальные бюджеты, которые в достаточной степени обеспечиваются за счет региональных бюджетов. Как увеличиваются расходы на образование в Российской Федерации, можно судить только по консолидированному бюджету.

Так, в абсолютном выражении норматив затрат по направлениям подготовки на единицу государственной услуги на 1-м курсе 2012/2013 учебного года составил: для программ бакалавриата и специалистов 112,0 тыс.рублей, для программ магистратуры - 12,6 тыс.рублей [12].

Особенности развития рынка высшего профессионального образования в новых экономических условиях. В 2012 году общее количество студентов всех форм образования, обучающихся в вузах России, составило 7049,8 тысячи - т.е. 493 студента на 10 тысяч жителей. Так, в одной Москве на начало 2010/2011 учебного года обучалось 1168,1 тысячи студентов, в государственных и муниципальных вузах - 807,0 тысячи студентов, в негосударственных - 361,1 тысячи студентов. Следует отметить, что в 2011 году рост числа вузов по сравнению с 2008 годом сократился на 1,8%. В 2010/11 учебном году по системе целевой контрактной подготовки обучалось 309,8 тыс. студентов государственных и муниципальных вузов. Подчеркнем, что удельный вес негосударственных образовательных учреждений в стране при этом составил 41%. Повышение спроса на высшее образование повлекло за собой увеличение числа коммерческих вузов. Так, в 2010-2011 годах в России насчитывалось 1 115 высших учебных заведений, из них 653 государственных, среди которых 349 - университеты, 176 - академии, 128 институты с общим числом студентов - 5848,7 тысячи; в 462 негосударственных вузах обучалось 1 201, тысячи студентов [13].

Характерной особенностью рынка образовательных услуг в новых экономических условиях является огромный рост филиалов. С 2000 года вузы начали открывать свои филиалы и представительства во вех регионах, городах России, а затем за рубежом.

Приведем такую цифру - в 2011 году количество филиалов насчитывало 2000, что почти в два раза превышало количество вузов в стране. В 2011-2012 годах, в связи с устойчивым спросом на образовательные программы бакалавриата, отчасти магистратуры, возникает рынок профессионального высшего образования (далее - ПВО) с присущей ему конкуренцией, а также рынком покупателя. С конца 90-х годов Россия постепенно перестраивала свою экономику на позиции рыночных отношений, что конечно, отразилось и на область образования. Росла потребность в специалистах с финансово-экономическим, юридическим, социологическим образованием. Поэтому многие вузы, используя платную форму образования, занимались удовлетворением спроса рынка образовательных услуг, в том числе учебные учреждения, подготавливающие на платной основе специалистов технического профиля. Но при этом возникла угроза их перепроизводства. Количество коммерческих вузов увеличивалось: в настоящее время в г. Москве функционируют 112 государственных высших учебных учреждений и 250 негосударственных.

При этом наметилась следующая тенденция: многие вузы, столкнувшись с жесткой конкуренцией и накопив большой маркетинговый опыт, в своих филиалах предлагают одни и те же программы - специальности, чаще всего менеджмент, экономику, право. В связи с этим возникли деформации в структуре образовательных потребностей страны, диспропорции между образовательными потребностями потребителей и требованиями рынка труда. [6] Это фактически снижает эффективность высшего образования и развития социально-профессиональной структуры региона. В связи с подобной негативной тенденцией Правительство РФ и Минобрнауки РФ будут сокращать и уже сокращают, в первую очередь, коммерческие вузы, перепрофилируя их в лицеи, средние учебные заведения.

В настоящее время проводится одобренная государством компания по сокращению вузов и филиалов. Количество вузов с 1 115 в 2010 году должно сократиться в 2016 году до 770 [3].

Еще одна особенность рынка образовательных услуг - спрос на технические направления подготовки высшего профессионального образования в 2-3 раза уступает гуманитарному. В предшествующий кризисному периоду, до 2008 года, существенной разницы в спрос со стороны абитуриентов не наблюдалось. Например, в 2005 году спрос (конкурс заявлений на 100 мест) составлял на физику, математику 3,1 человека на место, на естественные направления 3,3, на социальные, экономику, управление - 2,5 человека на место. В период с 2004 по 2010 год количество выпускников вузов, где были профильными эти направления, сократилось вдвое. Например, общая численность студентов, обучающихся в вузе с физико-математическим уклоном, с 18 тысяч человек уменьшилось почти до 9 тысяч. Спрос на гуманитарные направления в государственных вузах превышал 10 человек на место [9]. В 2010-2012 гг. на рынке образовательных услуг отмечается продолжающийся рост спроса на социально-экономические и гуманитарные образовательные программы [12]. Этому способствовал и опережающий рост количества социально-экономических вузов над техническими, что обусловило и характер развития конкурентного рынка высшего профессионального образования в стране.

Государственные и негосударственные высшие образовательные учреждения также находятся в определенной конкуренции. По ряду объективных причин основными целями негосударственных вузов являются целенаправленное следование за объемами продаж, количество платных студентов, поиски способов удержать количество студентов «любой» ценой, что, в свою очередь, оборачивается существенным снижением требований и контроля знаний. Здесь используются многие инструменты продвижения своих образовательных услуг на потребительский рынок. По-существу, система негосударственных образовательных учреждений представляет собой предпринимательскую деятельность с присущими ей коммерческими рисками и кризисами.

В несколько ином положении находятся государственные вузы. Они имеют гарантированные бюджетные средства на выплату зарплаты профессорско-преподавательскому составу, содержание общежитий, библиотек, финансовую поддержку материальной и технической базы образования, науки, «социалку» и другие государственные преференции. Таким образом, конкуренция между системами государственных и негосударственных вузов не имеет под собой серьезных оснований. В области подготовки инженерных кадров государственные вузы развиваются вне конкуренции с негосударственными, что объясняется наличием соответствующей материально-технической базы, имеющейся в государственных учебных заведениях, а также собственными средствами для ее создания.

Оплата труда преподавательского состава является также одной из актуальных в сфере образования [10].

Исследователи, которые проводят маркетинговые исследования в сфере услуг, хорошо понимают, какую роль играет персонал любой коммерческой и тем более некоммерческой организации, какой является деятельность в сфере образования. Профессорско-преподавательский состав, его квалификация и профессиональные качества -фундаментальный нематериальный актив и мощный конкурентный фактор любого вуза.

Его число в вузах в 2010-2011гг. составляло 324, 8 тыс. человек. Из них 40,2 тысячи -доктора (32,6 тысячи - профессора) и 169,2 тысячи - кандидаты наук.

В настоящее время оплата труда квалифицированного и полного профессора в элитных вузах равна зарплате западных вузов и составляет примерно - 100 -120 тыс. рублей в месяц, а в отдельных случаях и более. В престижных вузах она меньше - 50-90 тыс. рублей. В непрестижных вузах, филиалах - 25-40 тыс. рублей.

Проблема повышения заработной платы профессорско-преподавательского состава в вузах за счет выделенных средств госбюджета, региональных, муниципальных и местных бюджетов на деле оборачивается активным поиском дополнительных средств на «достойную» зарплату в самих вузах. Средства на повышение заработной платы изыскиваются за счет резкого сокращения расходов на ремонты помещений, закупку необходимого оборудования, и что самое печальное, за счет сокращения отдельных категорий профессорско-преподавательского состава, сотрудников и увеличения соответствующего объема учебной нагрузки на других преподавателей [5].

Обнадеживающим решением вопроса о повышении заработной платы являются недавние Указы Президента РФ. В соответствии с ними зарплата преподавателей вузов к 2018 году будет составлять 200% от среднего заработка в регионе [7]. В настоящее время положение с зарплатой ППС в некоторых ГОУ меняется к лучшему. Минобрнауки России с 2012 года проводит мониторинг средней заработной платы штатных работников профессорско-преподавательского состава федеральных вузов [12]. К работникам профессорско-преподавательского состава относятся ассистенты, преподаватели, старшие преподаватели, доценты, профессора.

Представление данных осуществляется вузами через созданные электронные кабинеты в Единой информационной системе (ЕИС) обеспечения деятельности Минобрнауки России.

Рынок высшего профессионального образования характеризуется наличием в его системе разных по сложившейся репутации и имиджу вузов. Специалисты по маркетингу стремятся различать бренды-лидеры: брендовые и небрендовые вузы. Брендом-лидером считается тот, который в соответствии с западной терминологией называют развитым брендом (strongbrand). Брендовые вузы знают и отличают от других более 60%, а бренд-лидеров - до 90% потребителей данной товарной категории. Бренд-лидеров на любом отраслевом рынке не более двух или трех. В глазах потребителей вузы разделились на: «элитные», «достаточно престижные» и «не обязательно престижные»; в соответствии с их позиционированием в отношении потребительских сегментов - на три класса: элитные, престижные, не совсем престижные.

Также и цены на образовательные услуги: Существенно разнятся от 60-80 тыс. рублей в Ярославле, Владимире, Твери, Костроме, Туле, Иванове, до 300 тыс. рубдей и более в московских вузах [2].

Недавние исследования агентства «РейтОР» показало, что частные вузы намного доступней по ценам, чем государственные. Так, как оказалось, что самый дорогой вуз - это МГИМО. Плата за обучение по специальности «менеджмент и экономика» составляет там 249,4 тыс. рублей за год. В Высшей школе экономики - 234,8 тыс. рублей, в РГГУ - 249 тыс. рублей за год. Вместе с тем в негосударственных образовательных учреждениях обучение по этой же специальности обойдется, например, Российской экономической школе в 119 400 рублей за год, в Международной академии бизнеса и управления - 45 900 рублей, в Институте деловой карьеры - 35 тыс. рублей. При этом аккредитованные частные вузы выдают такие же дипломы государственного образца.

В современных условиях уровень доступности высшего образования и престижности вуза зависит от наличия у абитуриента - студента (представителя домохозяйства) материальных ресурсов. Это - объективный показатель не исключает наличие у абитуриента

индивидуальных способностей (высокий ЕГЭ, победитель олимпиад). Социально-демографические параметры являются определяющими при анализе поведения потребителей на любом потребительском рынке. Естественно, что они не исключают и влияние других не менее важных параметров сегментирования рынка: психографических и поведенческих.

На основании маркетинговых исследований, касающихся сегментов рынка высшего профессионального образования, можно сделать следующие выводы. Эти сегменты представляют собой устойчивые большие группы абитуриентов (представители домохозяйств), которые можно условно разделить на три категории: с высокими, средними и низкими доходами («богатые», «обеспеченные», «нуждающиеся»). При этом среди этих больших групп потребителей (сегментов рынка) существуют различия не только по социально-экономическим, но и по психографическим и поведенческим параметрам, которые обнаруживаются в их ожиданиях и запросах.

Можно говорить о трех траекториях потребительского поведения: богатых, обеспеченных и нуждающихся. Первая категория абитуриентов рассчитывает и уверена в поступлении в элитные вузы России, характеризуется оптимизмом и большими притязаниями в отношении своего будущего.

Вторая категория - обеспеченные - также рассчитывает поступить в престижные вузы страны, уверена в завтрашнем дне. Что касается третьей - нуждающихся, они готовы поступить в любой вуз, туда, где стоимость обучения будет соответствовать их доходам.

С достаточно высоким уровнем условности рынок высшего профессионального образования России можно выразить формулой, отражающей доли абитуриентов (поступающих) по отношению к общему их количеству: 7% - 22% - 71%.

Если рассматривать конкретные сектора вузов: элитные - престижные -непрестижные, то здесь будет, соответственно, другая статистика. В отдельном конкретном вузе, например, престижном, соотношение сегментов в процентном отношении также будет меняться, примерно, 15%-55%-30% с учетом бюджетных мест. В элитном вузе соотношение «богатых», «обеспеченных» и «нуждающихся» может быть 40% - 50% - 10%. Следует подчеркнуть, что рынок высшего профессионального образования развивается по тем же принципам и законам, что и потребительский рынок в России. Вместе с тем это сложный по характеру и своему содержанию рынок, имеющий ряд особенностей и специфических черт, характерных для учреждений, находящихся в государственной собственности и некоммерческих вузов, собственность, которых является и частной или муниципальной [5].

Для скорейшего соответствия рынка высшего профессионального образования требованиям всемирной торговой организации (далее - ВТО) руководство страны в 2011-2012 гг. вышло с инициативой до конца 2012 года выявить неэффективно работающие государственные вузы, а также разработать и утвердить программу их реорганизации. По намеченным Правительством РФ планам к 2020 году как минимум пять лучших университетов страны должны войти сотню лучших мировых университетов.

Минобрнауки РФ предложило пять основных количественных критериев. Министерство образования и науки РФ обнародовало на своем сайте результаты полного мониторинга работы 541 высшего учебного заведения и 994 филиалов российских государственных вузов и их филиалов. Более 130 российских университетов и институтов, среди которых известные московские и многие крупные региональные вузы, оказались неэффективными.

На основе мониторинга министерство намерено принимать несколько разных решений о дальнейшей судьбе того или иного вуза. Первое - ликвидация. Второе - слияние с более

эффективным вузами. Третье - реорганизация, четвертое - прибавка некоторой суммы бюджетных средств.

Можно предположить, что для сложившегося рынка высшего профессионального образования, этот и последующие за ним мониторинги будут иметь для вузов, профессорско-преподавательского состава, студентов самые серьезные последствия. Решения о слиянии и присоединении вузов стало тяжелейшим ударом по имиджу и репутации в целом российского образования и непредсказуемыми будущими последствиями для многих региональных вузов и студентов.

С экономической позиции спрос на высшее профессиональное образование со стороны абитуриентов не упадет, но сложившиеся региональные ориентиры абитуриентов и критерии общественных оценок брендов вузов серьезно пошатнутся.

Таким образов, в настоящее время на рынке высшего профессионального образования создалась критическая ситуация. Потребуется длительное время для восстановления, а скорее для становления нового рынка высшего профессионального образования в России. Последствия присоединения и ликвидации вузов, изменение цен на образовательные услуги, логистика и другие расходы тяжелым грузом лягут на семейные плечи потребителей образовательных услуг. Слияние вузов уже сейчас проходит с огромными кадровыми потерями.

Вкратце отметим перспективы вступления России во Всемирную торговую организацию, процесс присоединения которой завершился 16.12.2011 г. подписанием Протокола о присоединения к Марракешскому соглашению о создании ВТО. В соответствии с этим документом новый нормативный правовой акт - Федеральный закона «Об образовании в Российской Федерации» более полно регулирует вопросы международной деятельности в области образования, определяет использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, необходимых при трансграничной поставке образовательных услуг. В соответствии с Генеральным соглашением по торговле услугами Россия взяла на себя обязательства по доступу иностранных поставщиков на рынке образовательных услуг. При формировании перечня обязательств по образовательным услугам в России предполагается создание конкурентной среды на национальном рынке услуг, привлечение иностранных инвестиций. В то же время стоит задача не попасть в неравное положение по отношению к иностранным конкурентам. Российской образовательной среде потребуются специальные меры, обеспечивающие защиту ее интересов со стороны государства в случае коммерческой интервенции на рынок высшего профессионального образования иностранных поставщиков. Основными целями при этом являются: поддержание количественного баланса, равновесия между российскими и иностранными поставщиками образовательных услуг, обеспечение качества оказываемых услуг и нормальной конкурентной среды.

Заключение. В новых условиях реформирования высшего профессионального образования вузы больше не могут полагаться на бюджетные источники финансирования, они должны не только ориентироваться на опрос образовательных услуг, но активно искать финансовой поддержки у рынка. Конкуренция становится основной проблемой для любого вуза, как государственного, так и коммерческого. Кроме того, вузы России будут испытывать на себе действие со стороны иностранных субъектов образовательного рынка. Необходимо вырабатывать маркетинговую стратегию и тактику, способствующую повышению престижа и обеспечению усиленного функционирования вузов.

В ведущих университетах планируется сконцентрировать лучшие образовательные и научные ресурсы, что позволит обеспечить высокую конкурентоспособность российской высшей школы и присутствие российских университетов на высоких позициях в

международных рейтингах. Однако, как отмечают ученые, реализация данных направлений сопряжена с рядом рисков, основными из которых являются ограничение конкуренции за бюджетные инвестиции и формирование олигополистического сектора ВПО в лице вузов высших категорий, чрезмерное государственное регулирование, снижение бюджетной эффективности, а также приоритет прикладных исследований над фундаментальными [1].

Неверно заявлять о кризисе высшего образования, но вполне справедливо следует говорить о кризисе образовательного менеджмента. В современных условиях вузам предстоит ориентироваться не только на национальный уровни развития науки, но и на мировой.

Наблюдения механизмов развития университетов в современной России показывают, что в большинстве российских государственных университетов отсутствуют внутренние стимулы к изменениям и инновациям. Государство стремится, в том числе агрессивными способами, создать экономические условия для развития рынка в сфере высшего профессионального образования, рассчитывая на развитие конкурентных преимуществ ведущих вузов России.

Рынок высшего профессионального образования в ближайшее время ждут качественные изменения. Россия постепенно и неуклонно встала на путь международной интеграции. И для рынка высшего профессионального образования и рынка труда это не является исключением.

У студентов могут появиться большие возможности получить европейское и американское образование, подобрать для себя интересную работу не только в России, но и за рубежом. Для выпускников бакалавриата появляются новые возможности продолжить свое образование в магистратуре любой страны [10].

Для преподавателей вузов открываются новые возможности повышения своего материального положения (можно рассчитывать на неуклонное исполнение руководством вузов соответствующего указа Президента России), научного и творческого потенциала. У руководителей вузов открываются новые перспективы для поиска инновационных стратегий развития университетов в новейших условиях реформирования системы высшего профессионального образовании.

В заключение необходимо высказать несколько общих замечаний относительно развернувшейся реформы высшего профессионального образования и последствий вступления России в ВТО.

Будучи одновременно «переходной» и ресурсоизбыточной экономикой, Россия имеет особые основания для поддержания объема государственного сектора на достаточно высоком уровне. Для догоняющих экономик государственные вузы могут и должны играть, кроме того, особую роль - быть в определенном смысле социальными институтами развития, передовыми маяками образовательного менеджмента и научных достижений.

Но для этого необходимо совершенствовать управление государственной собственностью вузов. При квалифицированных управляющих крупные государственные вузы, могут обладать большим плановым горизонтом, чем негосударственные, и иметь доступ к долгосрочным кредитам, инвестициям [8]. Это дает им возможность инициировать научно-исследовательские проекты, совместные с частными фирмами в регионе, которые частный сектор «в одиночку» не мог бы реализовать. Обладая высококвалифицированными и заинтересованными экспертами, такие вузы могли бы стать основой для реализации регионального частно-государственного партнерства.

Для успеха реорганизации необходимо содействовать повышению качества образовательного рынка - внедрению современной деловой этики, формированию высоких

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (май - июнь 2015)

http://naukovedenie.ru [email protected]

стандартов корпоративного управления вузом. Государственные вузы должны служить образцом в этом отношении, тем самым оказывая существенное влияние на негосударственные образовательные учреждения и на экономику региона.

Только определив цели и оценив возможности и роль государственных вузов в каждой отрасли и каждом профиле, можно рассматривать вопрос об их реорганизации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балыхин Г.А., Балыхин М.Г. Российский вуз в системе рыночных отношений: ретроспектива, текущее состояние и направления развития // Проблемы современной экономики. 2014. №3(51).

2. Белоглазова Г., Михайлов А. Дипломы оптом и в розницу // Российская газета: Экономика Северо-Запада. - 2012, №5899.

3. Боровская М.А. Групповые нормативы затрат по специальностям и направлениям подготовки как ключевой этап реформы финансирования вузов // Высшее образование в России. - 2012. - №6. С. 3-14.

4. Игнатова Т.В. Формирование управленческого резерва региона через развитие административно-образовательных кластеров // Креативная экономика. 2012. №3. С. 94-99.

5. Игнатова Т.В., Гончарова, О.Ю., Лозовова Л.А. Публичное управление инновациями в предпринимательстве и образовании // European journal of Social Sciences. 2014. №8(1). С. 440-448.

6. Кайдашова А.К. Маркетинговые исследования рынка профессиональных образовательных услуг // Вестник ОГУ. 2014. №8. С. 223-227.

7. Лавров А.А., Степанова Н.Р. Регионализация образования как направление реализации социальной ответственности учебных заведений // Фундаментальные исследования. - 2012. - №9. - С. 613-618.

8. Макарова С.В., Степанова Н.Р. Социальная ответственность федерального университета как фактор консолидации развития региона // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). - 2012. - №7(23). - С. 74-79. Образование в Российской Федерации: 2013. Статистический ежегодник.

- М: ГУ-ВШЭ, 2013.

9. Филимонцева Е.М. Образовательная услуга как ключевой элемент сферы образования // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела / Известия Сочинского государственного университета (Научный журнал г.Сочи: РИЦ СГУ). - 2014. - №1.-С. 132-138.

10. Филимонцева Е.М. Модернизация и новые условия в российском образовании // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела / Известия Сочинского государственного университета (Научный журнал г. Сочи: РИЦ СГУ). - 2014. - №3.-С. 170-175.

11. Шевченко Д.А. Современный рынок высшего профессионального образования России: состояние и перспективы развития // Маркетинг в России и за рубежом.

— 2013. — №3.

12. [Электронный ресурс]: Российский статистический ежегодник. http://www.gks.ru/bgd/regl/b11 11/IssWWW.exe/Stg/d1/08-09.htm 5. Образовательные учреждения высшего профессионального образования.

13. [Электронный ресурс]: Федеральный портал образования. www.edu.ru www.stat.edu.ru.

Рецензент: Михалкина Елена Владимировна, декан экономического факультета, доктор экономических наук, Южный федеральный университет.

Ignatova Tat'yana Vladimirovna

Russian Academy of National Economy and Public Administration under President of RF

South-Russia Institute of Management - branch

Russia, Rostov-na-Donu E-mail: [email protected]

Lozovova Larisa Anatol'evna

Russian Academy of National Economy and Public Administration under President of RF

South-Russia Institute of Management - branch

Russia, Rostov-na-Donu E-mail: [email protected]

Filimontseva Elena Mikhaylovna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russian Academy of National Economy and Public Administration under President of RF

South-Russia Institute of Management - branch

Russia, Rostov-na-Donu E-mail: [email protected]

Investment management of the market of educational services within context of professional-labor needs of population

Abstract. The article argues that the basic functions of institute of the higher vocational training is formation of socially-professional structure of the society corresponding to strengthening of the international economic competition of Russia. One of important tendencies in the sphere of education in Russia is increase of demand for higher education. There is a market of professional higher education with a competition inherent in it. It is necessary to note increase of relative density of paid education. The disproportion between demand of consumers and the offers exceeding demand in the market of educational services is observed. The problem is put to reorientate not state educational institutions in average educational specialised institutions. The state high schools should become the advanced social institutes since they have access to long-term credits, investments.

Keywords: investments; investment management; market of the higher vocational training; professional-labor needs; ducational activity; educational institutions; budgetary funds; innovative economy; financing of educational institutions; the state and private establishments.

REFERENCES

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11. 12. 13.

Balykhin G.A., Balykhin M.G. Rossiyskiy vuz v sisteme rynochnykh otnosheniy: retrospektiva, tekushchee sostoyanie i napravleniya razvitiya // Problemy sovremennoy ekonomiki. 2014. №3(51).

Beloglazova G., Mikhaylov A. Diplomy optom i v roznitsu // Rossiyskaya gazeta: Ekonomika Severo-Zapada. - 2012, №5899.

Borovskaya M.A. Gruppovye normativy zatrat po spetsial'nostyam i napravleniyam podgotovki kak klyuchevoy etap reformy finansirovaniya vuzov // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2012. - №6. S. 3-14.

Ignatova T.V. Formirovanie upravlencheskogo rezerva regiona cherez razvitie administrativno-obrazovatel'nykh klasterov // Kreativnaya ekonomika. 2012. №3. S. 94-99.

Ignatova T.V., Goncharova, O.Yu., Lozovova L.A. Publichnoe upravlenie innovatsiyami v predprinimatel'stve i obrazovanii // European journal of Social Sciences. 2014. №8(1). S. 440-448.

Kaydashova A.K. Marketingovye issledovaniya rynka professional'nykh obrazovatel'nykh uslug // Vestnik OGU. 2014. №8. S. 223-227.

Lavrov A.A., Stepanova N.R. Regionalizatsiya obrazovaniya kak napravlenie realizatsii sotsial'noy otvetstvennosti uchebnykh zavedeniy // Fundamental'nye issledovaniya. - 2012. - №9. - S. 613-618.

Makarova S.V., Stepanova N.R. Sotsial'naya otvetstvennost' federal'nogo universiteta kak faktor konsolidatsii razvitiya regiona // European Social Science Journal («Evropeyskiy zhurnal sotsial'nykh nauk»). - 2012. - №7(23). - S. 74-79.Obrazovanie v Rossiyskoy Federatsii: 2013. Statisticheskiy ezhegodnik. - M: GU-VShE, 2013.

Filimontseva E.M. Obrazovatel'naya usluga kak klyuchevoy element sfery obrazovaniya // Vestnik Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta turizma i kurortnogo dela / Izvestiya Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta (Nauchnyy zhurnal g.Sochi: RITs SGU). - 2014. - №1.-S. 132-138.

Filimontseva E.M. Modernizatsiya i novye usloviya v rossiyskom obrazovanii // Vestnik Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta turizma i kurortnogo dela / Izvestiya Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta (Nauchnyy zhurnal g. Sochi: RITs SGU). - 2014. - №3.-S. 170-175.

Shevchenko D.A. Sovremennyy rynok vysshego professional'nogo obrazovaniya Rossii: sostoyanie i perspektivy razvitiya // Marketing v Rossii i za rubezhom. — 2013. — №3.

[Elektronnyy resurs]: Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik.

http://www.gks.ru/bgd/regl/b11 11/IssWWW.exe/Stg/d1/08-09.htm 5.

Obrazovatel'nye uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya.

[Elektronnyy resurs]: Federal'nyy portal obrazovaniya. www.edu.ruwww.stat.edu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.