ЭКОНОМИКА
УДК 331537(57113) Н. В. БОРОВСКИХ
DOI: 10.25206/2542-0488-2019-4-1-71-78
Е. А. КИПЕРВАР
Омский государственный технический университет, г. Омск
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ_
В статье рассмотрены особенности функционирования системы высшего и профессионального образования в Омской области. Определено, что система профессионального образования непосредственно влияет на состояние и перспективы развития рынка труда, выявлены основные задачи функционирования системы образования применительно к процессам формирования и развития кадрового потенциала региона. Рассмотрен образовательный потенциал Омской области, который характеризуется многоуровневой системой профессионального образования. Выявлены характерные для системы среднего профессионального и высшего образования Омской области проблемы. Рассмотрена необходимость осуществления со стороны региональной власти долгосрочного планирования потребностей региона в кадровых ресурсах и воспроизводства его в соответствии с выявленной потребностью.
Ключевые слова: система образования, Омская область, среднее профессиональное образование, высшее образование, численность обучающихся, кадровый потенциал.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Социально-экономические аспекты формирования кадрового потенциала Омской области», № 18-410-550012.
Основополагающие факторы и базовые направ- образование — подготовка кадров высшей квалифи-ления развития системы профессионального об- кации. Закон отменил понятие «начальное профес-разования как инфраструктурной составляющей сиональное образование» и существенно расширил формирования и развития кадрового потенциала понятие «среднее профессиональное образование». сопровождаются многоаспектными проблемами Полученное ранее начальное профессиональное оби требуют функционирования регионально адапти- разование приравнивается к среднему профессио-рованного механизма регулирования рынка образо- нальному образованию по программам подготовки вательных услуг. Образование является не только квалифицированных рабочих (служащих), а сред-системообразующим фактором, но и базой социаль- нее профессиональное образование — к среднему ного развития региона и его устойчивого экономи- профессиональному образованию по программам ческого роста. подготовки специалистов среднего звена. В систему Правовые основы функционирования системы высшего образования теперь входят не только ба-образования установлены в РФ базовым норматив- калавриат, специалист и магистратура, но и после-ным актом — Федеральным законом от 29.12.2012 вузовское профессиональное образование — под-№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера- готовка кадров высшей квалификации (ч. 5. ст. 10). ции». В соответствии с данным нормативным актом, Функционируя в системе экономических отно-профессиональное образование включает в себя че- шений, образование, с одной стороны, нацелено тыре уровня: среднее профессиональное образова- на обеспечение устойчивого воспроизводства тру-ние; высшее образование — бакалавриат; высшее довых ресурсов, потребляемых в других отраслях образование — специалист, магистратура; высшее и подразделениях региональной экономики, на вос-
Численность детей в возрасте 10—14 лет и молодежи в Омской области, человек (на начало года)
Годы Возрастные группы, лет Итого
10-14 15-19 20-24 25-29 30-34
2001 181351 201629 171141 157566 135362 847049
2005 128963 186342 187202 157676 141300 801483
2006 118570 177490 191632 160348 144446 792486
2007 110003 165228 196579 162997 147856 782663
2008 102618 151932 195577 169333 149245 768705
2009 98731 137900 192110 176441 151117 756299
2010 93720 126683 184486 183731 153070 741690
2011 89305 120120 169225 174324 152128 705102
2012 86664 111387 161363 176966 153748 690128
2013 87746 102422 152256 175921 157917 676262
2014 90671 97977 140924 172794 162258 664624
2015 94493 93061 131557 168667 165654 653432
2016 97337 89630 121674 163806 167628 640075
2017 100001 86632 112140 156215 169854 624842
2018 103049 87348 102583 146596 167863 607439
производство социокультурнои среды и в целом качества жизни в регионе, с другоИ стороны — вынуждено самовоспроизводиться как конкретная социальная и экономическая подсистема [1, с. 87]. Образование является институциональным инфраструктурным элементом кадрового потенциала любого региона, образование воздействует на общее развитие и функционирование всего региона, оно способно участвовать в процессах формирования и реализации макроэкономической функции территории. Качество образования, уровень доступности образования непосредственно определяет качественные параметры формирования и развития кадрового потенциала региона.
Кадровый потенциал, по нашему мнению [2, с. 737], представляет собой, с одной стороны, часть трудового потенциала региона, обладающего профессиональными компетенциями, реализуемыми в процессе трудовой деятельности работниками, занятыми в экономике региона, с другой стороны, кадровый потенциал включает резерв рабочей силы, находящейся за пределами трудоспособного возраста, обладающей необходимыми знаниями, умением, способностями и привлекаемой к трудовой деятельности при создании соответствующих социально-экономических условий.
В доперестроечный период, в условиях централизованного планирования производства и образования, перечень специальностей и численность обучающихся по ним студентов формировались в соответствии с приоритетами развития экономики страны и конкретных отраслей. Соответственно, заказчиком подготовки специалистов и будущим работодателем являлось государство. Переход на рыночные отношения и расширение объемов платных образовательных услуг позволили образовательным учреждениям самостоятельно определять направление подготовки, а самое главное и число обучающихся, что нашло отражение в существенной трансформации профессиональной структуры выпуска специалистов, бакалавров, магистров и специалистов среднего звена. Большинство непрофильных образовательных учреждений стали
осваивать подготовку специалистов, бакалавров в области экономики и права, что не лучшим образом сказалось на качестве подготовки по этим новым для учебных заведений профессиям.
Система профессионального образования непосредственно влияет на состояние и перспективы развития рынка труда. В качестве основных задач функционирования системы образования применительно к процессам формирования и развития кадрового потенциала региона выступают следующие: обеспечение потребностей региона в высококвалифицированных кадрах с учетом его специфики; адаптация содержания образовательных программ и качества подготовки обучающихся к требованиям работодателей.
В Омской области начиная с 1995 г. и по настоящее время наблюдается стабильное сокращение численности населения, в абсолютном выражении снижение данного показателя в целом по региону составило 202 тыс. человек за период 1995 — 2017 гг., естественная и механическая убыль населения не компенсируется естественным приростом [3, с. 79].
За период 2001—2018 гг. численность детей в возрасте 10—14 лет, т. е. потенциальных будущих абитуриентов, в регионе снизилась с 181351 до 103049 человек, что в относительном выражении составило 43 %, т. е. сокращение произошло почти наполовину, при этом по группе населения в возрасте 15—19 лет уменьшение численности составило 56,6 %, по группе 20 — 24 года — 40,1 %, по группе 25 — 29 лет — 7 % (табл. 1). Таким образом, на территории Омской области наблюдается общероссийская тенденция снижения численности молодежи и детей в возрасте 10—14 лет, что обусловлено демографическими проблемами прошлых лет и сложной экономической ситуацией в регионе, не позволяющей осуществлять расширенное воспроизводство населения. Следовательно, в ближайшие десятилетия на региональном рынке труда можно ожидать увеличение напряженности, заключающейся в уменьшении предложения рабочей силы, которое обусловлено нехваткой трудовых ресурсов.
Распределение численности занятых по уровню образования, %
Уровень образования 1995 г. 2000 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Высшее профессиональное 15,1 16,7 25,4 26,9 26,8 27,8 28,4
Среднее профессиональное по программе подготовки специалистов среднего звена 32,4 27,4 24,9 23,9 23,6 23,5 23,6
Среднее профессиональное по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) - 12,6 19,4 20,2 21,2 23,0 21,6
Среднее общее 36,7 29,2 23,6 23,0 22,0 19,2 19,2
Основное среднее 13,7 11,6 6,0 5,5 5,9 5,8 6,5
Не имеют основного общего 2,1 2,5 0,7 0,5 0,5 0,7 0,7
Итого 100 100 100 100 100 100 100
о
от
Е
Т го
о
т О
Показатели, характеризующие уровень развития среднего профессионального образования в регионе
Таблица 3
Показатели 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Численность обучающихся всего, тыс. человек 30,6 26,9 26,2 12,0 11,2 8,9 8,7
Численность обучающихся на 10000 человек населения, человек 142 124 124 61 57 45 44
Принято на обучение, тыс. человек 20,7 14,4 12,4 5,7 5,3 3,3 3,2
Выпущено квалифицированных рабочих всего, тыс. человек 20,0 12,1 10,8 5,3 5,1 3,2 2,8
Выпущено квалифицированных рабочих на 10000 человек занятого населения 184 125 113 54 52 33 29
Состояние промышленного производства в регионе в конце 80-х — начале 90-х гг. XX столетия характеризовалось резким сокращением объемов выпуска продукции предприятиями военно-промышленного комплекса, а также отраслей машиностроения, нефтехимической, легкой промышленности. Существенно снизились объемы производства деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной продукции, сократились объемы строительства жилья и объектов социальной сферы. Спрос на высококвалифицированных и квалифицированных рабочих упал, что существенно сократило заинтересованность в подготовке новых кадров рабочих специальностей как со стороны государства, так и работодателей, большинство выпускников стали невостребованными на рынке труда. При этом трансформация занятости в регионе сопровождалась ростом уровня образования работающих, что является косвенным признаком повышения каче-
ства регионального кадрового потенциала. В 1995 г. в Омской области высшее профессиональное образование имели 15,1 % работающих, в 2017 г. этот показатель возрос почти в два раза и составил 27,8 % (табл. 2), также уменьшилась численность занятых со средним общим и основным образованием.
Образовательный потенциал Омской области характеризуется многоуровневой системой профессионального образования. Среднее звено образовательной системы в регионе формируют 47 профессиональных образовательных организаций, из них 33 реализуют образовательные программы среднего профессионального образования, 30 профессиональных образовательных организаций являются двухуровневыми.
Численность обучающихся в учреждениях профессионального образования сократилась с 30,6 тыс. чел. в 1990 году до 8,7 тыс. чел. в 2017 году, сокращение произошло больше чем в 3,5 раза (табл. 3).
Таблица 4
Показатели, характеризующие уровень развития высшего образования в регионе
Показатели 1980 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Число профессиональных образовательных организаций, единиц 10 10 9 17 16 15 14 13
Численность обучающихся всего, тыс. человек 51104 48192 41432 67647 74586 88706 83001 80548
Численность обучающихся на 10000 человек населения, человек 259 223 192 315 409 448 421 411
Принято на обучение, тыс. человек 10528 10076 9365 19416 21546 25522 23288 21894
Численность выпускников за период 1990 — 2017 гг. уменьшилась в 7 раз — с 20 тыс. выпускников в 1990 году до 2,8 тыс. выпускников в 2017 году. Снижение численности обучающихся связано, прежде всего, со снижением объемов промышленного производства в регионе, которое имело месте в постперестроечный период. В последние годы в связи с оживлением экономики и ростом темпов обновления и реструктуризации промышленного производства проблема подготовки новых производственных кадров среднего звена является одной из самых актуальных. Однако, несмотря на то, что, по мнению экспертов, именно нехватка квалифицированных рабочих кадров постепенно становится тормозом экономического роста, численность учащихся начального профессионального образования продолжает сокращаться.
В Омской области для системы среднего профессионального образования характерны следующие проблемы: отсутствие эффективной системы и механизма реализации социального партнерства учреждений профессионального образования с работодателями и, как результат, усиление разрыва между потребностями рынка труда в тех или иных специалистах и предложением системы профессионального образования региона; сокращение приема абитуриентов в ссузах, обусловленное снижением числа абитуриентов; несоответствие материально-технической базы профессиональных образовательных учреждений современному этапу развития экономики региона, что делает невозможным подготовку квалифицированных рабочих и специалистов по современным технологиям; дефицит преподавательских кадров необходимой компетенции, обеспечивающих инновационное развитие образовательной среды; отсутствие четких критериев качества образования и комплексной оценки качества подготовки выпускников.
На протяжении нескольких последних десятилетий среди молодежи региона отмечается рост популярности и престижа высшего образования, которое рассматривается среди молодежи как важнейшее условие успешности на региональном рынке труда. Работодателями образование рассматривается как средство отбора по способностям, мотивации, которые стимулируют человека продолжить обучение, и совпадает с его возможностями и способностями. За постперестроечный период изменились подходы к получению образования, возрос уровень ожидания от полученного высшего образования со стороны студентов вузов, которые заключаются
в том, что полученный диплом даст определенные гарантии на получение престижной, высокооплачиваемой, интересной работы [4 — 8].
В Омской области в 1990 г. учреждений высшего образования насчитывалось 10 единиц (табл. 4), к 2000 г. их число достигло 17 единиц, к 2017 уменьшилось до 13 учреждений за счет сокращения числа негосударственных учреждений и филиалов иногородних вузов. Одновременно с ростом числа учебных заведений произошел существенный рост численности обучающихся, в 1990 г. в вузах города обучались 48192 студента, в 2000 г. — 67647 человек, в 2015 г. — 88706 человек, в 2017 г. — 80548 человек, таким образом, почти за тридцатилетний период число обучающихся в высших учреждениях возросло в 1,67 раза на фоне существенного сокращения численности населения в этой возрастной группе.
Вузы региона осуществляют подготовку кадров по 164 направлениям по 57 укрупненным группам, в том числе в вузах региона реализуется 636 образовательных программ, из них 374 программы — это программы бакалавриата, 54 — специалитета, 208 — магистратуры.
Общая численность обучающихся по состоянию на 1 октября 2017 года в вузах региона по всем формам обучения составила — 80,5 тыс. человек, 82 % студентов обучается в государственных вузах и филиалах государственных вузов, 45 % студентов обучается за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Контингент студентов вузов может быть структурирован по уровням образования следующим образом: 71 % учатся по программе бакалавриата, 18 % — специалитета, 11 % — магистратуры.
Основные проблемы развития высшего образования состоят в следующем: структурные изменения в экономике не обеспечены кадрами, система образования готовит кадры для «уходящей» экономики, в процессе коммерциализации образования ухудшается качество образовательных услуг, информационно-цифровая трансформация меняет технологию, существует поколенческий разрыв в кадрах вузов, в результате чего теряются лучшие традиции высшей школы России, необходима санация слабых вузов.
По мнению специалистов [1, 9—11], на региональном рынке образовательных услуг спрос на определенные программы обучения можно охарактеризовать как асимметричный, в результате чего происходит чрезмерный «разогрев» отдельных сег-
Выпуск бакалавров, специалистов, магистров образовательными организациями высшего образования и специалистов среднего звена
образовательными организациями по группам специальностей
Показатели 2015 г. 2017 г.
Численность выпускников вузов Структура выпуска (вузы), % Численность выпускников ссузов Структура выпуска (ссузы), % Численность выпускников вузов Структура выпуска (вузы), % Численность выпускников ссузов Структура выпуска (ссузы), %
Выпуск всего, человек, в том числе по группам профессий 20094 100 6191 100 16344 100 7794 100
математические и естественные науки 294 1,46 - - 225 1,37 - -
инженерное дело, технологии и технические науки 6832 34,00 2695 43,53 5570 34,07 3407 43,71
здравоохранение и медицинские науки 731 3,63 790 12,76 1122 6,86 932 11,95
сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки 718 3,57 250 4,04 476 2,91 266 3,41
науки об обществе 8310 41,35 1432 23,13 6110 37,38 1962 25,17
образование и педагогические науки 2016 10,03 428 6,91 1931 11,81 519 6,65
гуманитарные науки 744 3,28 198 3,19 621 3,79 262 3,36
искусство и культура 540 2,68 398 6,44 289 1,81 446 5,75
СЛ
уяиионояе
бюг V оМ V ио! <«изоннэиэ<10оз ви<ююи оаюЯттао» ви<1эз яинюэа И1яньлун иияоио
ментов рынка, в частности, традиционно высоким является спрос на экономические и юридические специальности.
На протяжении 2015 — 2017 гг. структура выпуска студентов вузов и ссузов региона существенно не изменилась (табл. 5). В структуре выпуска студентов вузов по направлениям подготовки преобладают науки об обществе (37,38 % в 2017 г.), технические науки (34,07 %), также образование и педагогические науки (11,81 %). Почти половина (43,71 %) выпускников ссузов в 2017 г. обучалась по техническим специальностям, четверть выпускников (25,17 %) — наукам об обществе, 11,9 % составляют выпускники в области здравоохранения, занимающие стабильную нишу на рынке труда среднего медицинского персонала. Общая ситуация на рынке труда диктует необходимость дальнейшего воспроизводства диверсифицированной структуры регионального рынка высшего образования и присутствия на нем ссузов и вузов как гуманитарного, так и естественно-технического профиля.
Номенклатура профессий и специальностей, реализуемых региональными вузами и ссузами, соотношение структуры выпуска обучающихся по специальностям не в полной мере соответствуют потребностям региона. Следует также отметить медленную реакцию профессиональных образовательных организаций на динамично изменяющиеся потребности регионального рынка труда. На уровне региона фактически отсутствует адекватный механизм прогнозирования потребностей в кадрах с учетом специфики регионального развития.
В заключение следует подчеркнуть необходимость осуществления со стороны региональной власти долгосрочного планирования потребностей региона в кадровых ресурсах и воспроизводства его в соответствии с выявленной потребностью. Основными ключевыми мероприятиями, которые необходимо реализовывать при разработке кадровой политики региона в части ее образовательной составляющей, должны выступать следующие: использование системы регионального государственного заказа на подготовку и выпуск специалистов, бакалавров, магистров по перспективным направлениям развития региона с последующим закреплением выпускников ссузов и вузов в регионе; формирование механизмов привлечения абитуриентов и преподавателей в региональные вузы из других регионов и зарубежных стран; переход от простого воспроизводства знаний к расширенному; разработка и функционирование системы непрерывного образования и целевой подготовки специалистов с учетом перспективных направлений развития региона; создание системы нормативного распределения специалистов.
блемы формирования // Экономика труда. 2018. Т. 5, № 3. С. 735-744.
3. Боровских Н. В., Кипервар Е. А. Старшее поколение на рынке труда региона: анализ демографической и экономической составляющих // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2018. № 4. С. 78-84.
4. Савченко В. В., Попова М. В. Особенности и стратегии поведения молодежи на современном рынке труда (на примере Ставропольского края) // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 29. С. 28-36.
5. Гелета И. В. Взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 2. С. 79-84.
6. Ильин В. А. Формирование кадрового потенциала как аспект управления современным средним профессиональным образованием // Интерактивная наука. 2017. № 5 (15). С. 113-114. БОН 10.21661/Г-130366.
7. Репицкая С. И. Профессиональное образование как механизм воспроизводства кадрового потенциала муниципальной службы // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Серия: Теория и практика управления. 2012. № 10 (15). С. 21-25.
8. Медведев А. В., Шайтан Б. И. Инновационное профессиональное образование как инструмент эффективного использования кадрового потенциала сельских территорий // Международный журнал экспериментального образования. 2018. № 3. С. 17-21.
9. Бреева Е. Б. Система образования как фактор развития инновационно-кадрового потенциала страны // Социальная политика и социология. 2011. № 6 (72). С. 87-94.
10. Протасова Е. В. Функции системы образования в процессе формирования кадрового потенциала региона // Актуальные вопросы экономических наук. 2009. № 8-1. С. 134-139.
11. Банникова В. В., Железнова М. С. Модернизация современной системы образования как залог кадрового потенциала страны // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 6. С. 118.
БОРОВСКИХ Нина Владимировна, доктор экономических наук, доцент (Россия), профессор кафедры «Экономика и организация труда». БРНЧ-код: 1176-9845 ЛИШОГГО (РИНЦ): 648188
Адрес для переписки: [email protected] КИПЕРВАР Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Экономика и организация труда». БРНЧ-код: 7548-7802 ЛиШогГО (РИНЦ): 730743 Адрес для переписки: [email protected]
Для цитирования
Библиографический список
1. Липкина Е. Д. Развитие конкурентных стратегий функционирования высших учебных заведений на современном рынке образовательных услуг: моногр. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. 167 с. ISBN 978-5-8268-1336-2.
2. Потуданская В. Ф., Боровских Н. В., Кипервар Е. А. Кадровый потенциал региона: сущность, факторы, про-
Боровских Н. В., Кипервар Е. А. Система профессионального образования как фактор развития кадрового потенциала: региональный аспект // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2019. Т. 4, № 1. С. 71-78. Б01: 10.25206/2542-0488-2019-4-1-71-78.
Статья поступила в редакцию 14.01.2019 г. © Н. В. Боровских, Е. А. Кипервар
UDC 331.5:37(571.13)
DOI: 10.25206/2542-0488-2019-4-1-71-78
N. V. BOROVSKIKH E. A. KIPERVAR
Omsk State Technical University, Omsk, Russia
THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION AS FACTOR IN DEVELOPMENT OF HUMAN POTENTIAL: REGIONAL ASPECT
The article describes the features of the functioning of the system of higher and vocational education in the Omsk region. It is determined that the vocational education system directly influences the state and prospects of the labor market development, identifies the main tasks of the functioning of the education system in relation to the processes of formation and development of the personnel potential of the region. The educational potential of the Omsk region, which is characterized by a multi-level vocational education system, is considered. The problems typical for the system of secondary vocational and higher education of the Omsk Region are identified. The necessity in the implementation by the regional authorities of the long-term planning of the needs of the region for human resources and its reproduction in accordance with the identified need is considered. Keywords: education system, Omsk region, secondary vocational education, higher education, number of students, human resources.
References
1. Lipkina E. D. Razvitiye konkurentnykh strategiy fun-ktsionirovaniya vysshikh uchebnykh zavedeniy na sovremennom rynke obrazovatel'nykh uslug [Development of competitive strategies of functioning of higher educational institutions in the modern market of educational services]. Omsk: OmSPU Publ., 2009. 167 p. ISBN 978-5-8268-1336-2. (In Russ.).
2. Potudanskaya V. F., Borovskikh N. V., Kipervar E. A. Kadrovyy potentsial regiona: sushchnost', faktory, problemy formirovaniya [Personnel potential of the region: essence, factors, problems of formation] // Ekonomika truda. Labor Economics. 2018. Vol. 5, no. 3. P. 735-744. (In Russ.).
3. Borovskikh N. V., Kipervar E. A. Starsheye pokoleniye na rynke truda regiona: analiz demograficheskoy i ekonomicheskoy sostavlyayushchikh [Older generation in region's labor market: the analysis of demographic and economic components] // Omskiy nauchnyy vestnik. Ser. Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost'. Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2018. No. 4. P. 78-84. (In Russ.).
4. Savchenko V. V., Popova M. V. Osobennosti i strategii povedeniya molodezhi na sovremennom rynke truda (na primere Stavropol'skogo kraya) [Features and strategy of youth behavior on modern labor market (on an example of the Stavropol area)] // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. Regional Economics: Theory and Practice. 2012. No. 29. P. 28-36. (In Russ.).
5. Geleta I. V. Vzaimosvyaz' rynka truda i rynka obrazovatel'nykh uslug [Interrelation of Job and Education Markets] // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. Regional Economics: Theory and Practice. 2009. No. 2. P. 79-84. (In Russ.).
6. Il'in V. A. Formirovaniye kadrovogo potentsiala kak aspekt upravleniya sovremennym srednim professional'nym obra-zovaniyem [Human capacity development as an aspect of modern secondary vocational education management] // Interaktivnaya nauka. Interactive Science. 2017. No. 5 (15). P. 113-114. DOI: 10.21661/r-130366. (In Russ.).
7. Repitskaya S. I. Professional'noye obrazovaniye kak mek-hanizm vosproizvodstva kadrovogo potentsiala munitsipal'noy sluzhby [Professional education as the reproduction mechanizm of the municipal service personnel potential] // Vestnik Komi respublikanskoy akademii gosudarstvennoy sluzhby i upravleniya. Seriya: Teoriya i praktika upravleniya. Bulletin of the Komi Republican Academy of State Service and Management. Series: Theory and Practice of management. 2012. No. 10 (15). P. 21-25. (In Russ.).
8. Medvedev A. V., Shaytan B. I. Innovatsionnoye pro-fessional'noye obrazovaniye kak instrument effektivnogo is-pol'zovaniya kadrovogo potentsiala sel'skikh territoriy [Innovative professional education as a tool for effective usage personnel potential of rural areas] // Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. International Journal of Experimental Education. 2018. No. 3. P. 17-21. (In Russ.).
9. Breyeva E. B. Sistema obrazovaniya kak faktor razvitiya innovatsionno-kadrovogo potentsiala strany [The education system as a factor of innovative development of personnel potential of the country] // Sotsial'naya politika i sotsiologiya. Social Policy and Sociology. 2011. No. 6 (72). P. 87-94. (In Russ.)
10. Protasova E. V. Funktsii sistemy obrazovaniya v protsesse formirovaniya kadrovogo potentsiala regiona [Functions of the education system in the process of formation of personnel
potential of the region] // Aktual'nyye voprosy ekonomicheskikh nauk. Aktual'nyye Voprosy Ekonomicheskikh Nauk. 2009. No. 8-1. P. 134-139. (In Russ.).
ll.Bannikova V. V., Zheleznova M. S. Modernizatsiya sov-remennoy sistemy obrazovaniya kak zalog kadrovogo potentsiala strany [Modernization of modern education system as a guarantee of country capacity] // Mezhdunarodnyy studencheskiy nauchnyy vestnik. International Student Scientific Journal. 2015. No. 6. P. 118. (In Russ.).
BOROVSKIKH Nina Vladimirovna, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of Economics and Labour Management Department. SPIN-code: 1176-9845 AuthorID (RSCI): 648188
Address for correspondence: [email protected]
KIPERVAR Elena Anatolyevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Economics and Labor Organization Department. SPIN-code: 7548-7802 AuthorlD (RSCI): 730743
Address for correspondence: [email protected] For citation
Borovskikh N. V., Kipervar E. A. The system of vocational education as factor in development of human potential: regional aspect // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2019. Vol. 4, no. 1. P. 71-78. DOI: 10.25206/25420488-2019-4-1-71-78.
Received 14 January 2019. © N. V. Borovskikh, E. A. Kipervar