РАЗВИТИЕСИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ИНТЕРЕСАХ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКАТРУДА
Ш. К. КУТАЕВ, кандидат экономических наук, научный сотрудник
E-mail: kytaev777@mail.ru Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН
Актуализируются вопросы соответствия профессиональной подготовки кадров потребностям региональной экономики. Опережение расчетной потребности рынка труда в специалистахс высшим профессиональным образованием при существенном дефиците числа специалистов со средним и начальным профессиональным образованием свидетельствует о том, что рынок профессионального образования перестает удовлетворять требованиям региональной экономики относительно количества и качества подготовки кадрового потенциала.
Ключевые слова: образование, рынок труда, регион, подготовка кадров.
В настоящее время многие предприятия столкнулись со специфической проблемой — дефицитом квалифицированных кадров. В то же время на рынке труда наблюдается избыток специалистов — экономистов, юристов, бухгалтеров и т.д. Наличие «избыточных» специалистов при одновременном дефиците, например, инженерно-технических кадров и подготовленных рабочих кадров свидетельствует об отсутствии должной координации в сфере подготовки кадров между образовательными учреждениями, работодателями, органами службы занятости и структурами исполнительной власти, а также неэффективности мер профориентации в регионе. Ненужность полученной специальности требованиям рынка затрудняет трудоустройство молодых специалистов. Дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов по профессионально-образовательному и квалификационному признаку усиливает отраслевое несоответствие кадров на рынке труда, что требует принятия мер по минимизации этого несоответствия.
Большинство российских и зарубежных специалистов справедливо считают, что исходным фактором повышения конкурентоспособности человеческого капитала является образование.
Так, Н. Р. Молочников подчеркивает, что уровень образования становится главной детерминантой конкурентоспособности государств, и, как показывает опыт развитых стран, при прочих равных условиях продуктивность труда и доходы возрастают с увеличением затрат на общее и специальное образование [1].
По мнению других специалистов, образование становится все более эффективным средством защиты от бедности, а людям с недостаточным образованием все более грозит маргинализация [2, с. 18].
Кроме того, нельзя не согласиться с И. Соболевой — заведующей сектором развития человеческого потенциала Института экономики РАН, которая считает, что значительный запас образования (образовательный фонд), накопленный населением, может слабо влиять на показатели экономического развития, если он не задействован в полной мере в производственных процессах. Это происходит, как правило, при высоком уровне безработицы или неэффективном использовании квалифицированной рабочей силы [3, с. 5].
Особенностью современного отечественного рынка труда является его противоречивость, заключающаяся, с одной стороны, в высокой потребности в высококвалифицированных кадрах рабочих профессий, а с другой стороны, в переизбытке специалистов с высшим образованием. Данная тенденция отчетливо прослеживается на региональном уровне, в частности в Республике Дагестан (далее — РД), где на протяжении многих лет существует дисбаланс на рынке труда — избыток трудовых ресурсов. Для того чтобы эта проблема не обострялась, следует адаптировать существующую систему образования к изменившимся требованиям рынка.
Ныне более половины выпускников школы Республики Дагестан поступают в высшие учебные заведения, четверть — продолжает учебу в средних
специальных учебных заведениях, около 20 % выпускников школ решают не продолжать учебу, в итоге рабочую специальность получают только 5 % выпускников общеобразовательныхшкол [4, с. 101].
Наблюдается катастрофическое снижение уровня знаний выпускников школ по точным наукам. Практически отсутствуют конкурсы на прежде приоритетные факультеты вузов — физики, химии, биологии и др. А это значит, что в ближайшем будущем будет ощущаться нехватка конструкторов, программистов и инженеров, способных работать на современном оборудовании, адаптированных к современным условиям. Проблема в том, что качество подготовки определенной части выпускников учреждений профобразования зачастую не отвечает уровню развития производства. В то же время современному работодателю требуются молодые специалисты-универсалы, владеющие умениями и навыками, а также знаниями и информацией не только в узкой сфере или отрасли, а в экономике в целом [5, с. 312].
В этой связи видный специалист в области социально-трудовых отношений Б. Д. Бреев подметил, что производству во все большей мере необходим работник, имеющий хорошую профессиональную подготовку, владеющий несколькими профессиями, добросовестно относящийся к своим обязанностям и дорожащий профессиональной репутацией.
Необходимо, как нам представляется, кардинально изменить ориентиры в сфере образования от формального (зачастую невостребованного) к реальному (крайне необходимого народному хозяйству) образованию. Разрешение данного противоречия будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда и в сфере социально-трудовых ресурсов. Стандарты, по которым сейчас идет подготовка кадров, давно устарели, отстали от реальных потребностей экономики. Только сейчас разрабатываются новые стандарты, и, думается, пройдет немало времени, пока они приживутся и дадут реальный положительный эффект.
Должна быть сформирована взаимосвязанная цепочка: школа — учебное заведение — рабочее место (рис. 1). Каждое звено должно взаимодейс-
Рис. 1. Участие государства в сфере образовании (составлено автором)
твовать, работать по единым стандартам и принципам, преследуя единые цели. Их отсутствие или ослабление приводит к дополнительным затратам времени и средств государства и работодателей на переобучение граждан.
Достичь повышения квалификационного уровня рабочей силы можно с помощью сбалансированности системы профессиональной подготовки кадров, включающей обучение молодежи в учебных заведениях, внутрифирменного обучения персонала и профессиональной подготовки.
Система профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки, выполняя социальные и экономические функции, создает условия для обеспечения экономического роста страны и ее регионов. Роль профессионального образования особенно возрастает в условиях рыночной конкуренции, когда к качеству трудовых ресурсов предъявляются повышенные требования. Региональному рынку труда требуются не просто исполнители, ахорошие специалисты и высококвалифицированные кадры.
Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе исторического и социально-экономического развития является переход к территориальному принципу подготовки кадров. Данный подход к организации профессиональной подготовки предопределяет и изменяет цель профессионального обучения. Подготовка специалистов должна быть сведена к созданию условий для получения каждым из обучающихся профессиональной квалификации, позволяющей активно включиться в общественно-полезную деятельность. Вместе с тем, система профессионального обучения должна быть гибкой, адаптационной, своевременно реагирующей на изменения спроса на рабочую силу.
Система подготовки кадров может стать мощной движущей силой экономики. Интересен опыт послевоенной Японии и японской системы образования, который, кстати, уместно использовать и в российских условиях. Что говорит в пользу этого? Во-первых, это высокий образовательный уровень японцев, который базируется на фундаментальном школьном образовании. Во-вторых, система внутрифирменной подготовки кадров. В-третьих,
система управления кадрами на предприятии, повышающая эффективность обучения на работе. Кроме того, государство ведет политику, направ-
ленную на развитие внутрифирменного обучения. Преимуществом японской системы является то, что, получив необходимый минимум знаний в учебных заведениях, дальнейшее образование работник углубляет непосредственно на рабочем месте, лучше усваивая специфику данной работы.
В нашей стране нет централизованной системы распределения выпускников высших и средне- специальных учебных заведений, и трудоустройство молодых специалистов становится проблемой самих выпускников. Для того чтобы свести к минимуму потери от неправильного выбора профессии, государству следует активизировать работу по профессиональной ориентации в школах, особенно в старших классах. С этой целью Министерство экономики совместно с Министерством труда и социального развития, а также министерством образования Республики Дагестан должны прогнозировать спрос на специалистов в различных отраслях экономики и ориентировать молодежь на выбор соответствующих профессий исходя из интересов экономики региона, а также устанавливать квоты учебным заведениям по различным специальностям. Такой подход позволит
избежать профессионально-квалификационного несоответствия между спросом и предложением на рынке труда.
Анализ динамики численности учащихся в Республике Дагестан позволяет констатировать, что кроме показателя ПТУ, где за исследуемый период произошло снижение учащихся на 2,6 тыс. чел., в остальных учебных заведениях (вузах, ссузах) как по очной, так и по заочной формам обучения наблюдается рост (см. таблицу, рис. 2).
Одним из путей решения проблемы трудоустройства выпускников является привлечение работодателей к формированию кадрового потенциала. Отсутствие обязательного государственного распределения, по мнению Л. А. Якимовой, требует от образовательного профессионального учреждения, руководителей территорий и предприятий разработать такую систему сотрудничества, которая позволяла бы оптимизировать структуру подготовки молодых специалистов в соответствии с реальной и перспективной потребностью производства [6].
Совершенствование системы профессионального образования должно охватить следующие основные направления:
Динамика численности учащихся в РД, тыс. чел.
Учебный год Численность учащихся
Вуз Ссуз ПТУ
очно заочно очно заочно -
2000/2001 39,3 21,0 15,9 4,1 11,8
2001/2002 43,6 23,6 16,3 4,4 12,7
2002/2003 48,7 31,9 17,6 5,2 13,2
2003/2004 50,5 36,1 18,2 5,7 13,5
2004/2005 53,1 39,3 19,1 5,7 13,2
2005/2006 55,4 42,3 19,1 5,6 10,1
2006/2007 57,5 45,9 19,1 5,8 9,8
2007/2008 57,1 47,4 18,7 5,6 9,2
Источник: ТО ФС ГС РФ по Республике Дагестан
Рис. 2. Динамика численности обучающихся в учреждениях профобразования в 2000—2007 гг. (составлено автором),тыс. чел.
• ликвидация дублирования подготовки однопрофильных специалистов, особенно высшего звена, ограничение и сокращение подготовки специалистов, не имеющих спроса на рынке труда;
• повышение процента охвата профессиональным обучением безработных, расширение базовых учебных заведений органов службы занятости, расширение масштабов профессиональной подготовки безработных, ориентированных на гарантированное трудоустройство после прохождения обучения;
• улучшение координации между потребителями (заказчиками-работодателями), органами службы занятости и учебными заведениями;
• формирование банка данных о специальностях и профессиях, необходимых на местном рынке труда, издание буклетов всеми учебными заведениями о перечнях специальностей, по которым ведется подготовка;
• регулирование деятельности государственных и негосударственных учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров на коммерческой основе, упорядочение территориального размещения учебных заведений всех форм собственности;
• целевая подготовка высококвалифицированных специалистов-психологов, профконсуль-тантов и укомплектование ими профориен-тационных подразделений служб занятости (районных, городских центров по труду и занятости);
• укрепление материально-технической базы профориентационных служб, особенно в сельских районах, внедрение в них передовых технологий профориентации;
• проведение регулярных исследований рынка труда с целью выявления перечня и количества вакансий и переобучения кадров для их заполнения.
На региональном рынке труда политика в области профессионального образования (обучения)
должна решать следующие проблемы:
• удовлетворять потребности граждан в профессиональном обучении путем оказания услуг в выборе профессии, специальностей;
• формировать социальный заказ на профессиональное обучение безработных граждан, а также определять объемы и профили подготовки кадров в профессиональных образовательных учреждениях различного уровня;
• обеспечивать приоритетное привлечение к
профессиональному обучению граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
• оказывать услуги работодателям в области профессионального обучения;
• наладить профессиональное обучение безработных граждан для работы в негосударственном секторе, включая предпринимательскую деятельность и самозанятость, подготовка рабочих кадров для развития традиционных народных промыслов и становления новых видов ремесленничества и современных форм услуг;
• ориентировать молодежь, не имеющую профессии, на получение ее через профессиональные образовательные учреждения;
• обеспечивать отбор учреждений профессионального и дополнительного образования и наиболее эффективных учебных программ для обучения безработных граждан. Бесспорным представляется мнение специалистов о том, что без конкурентоспособной системы образования не может быть конкурентоспособной рабочей силы, а без последней — конкурентоспособной экономики [7, с. 207].
Только опережающее развитие профессионального образования, являющееся одним из решающих факторов международного позиционирования России, позволит сформировать инвестиционную привлекательность страны и обеспечить технологический прорыв.
В экономически развитых странах профессиональные учебные заведения глубоко интегрированы в экономику. Имеются многолетние контакты с различными предприятиями, подразделения учреждений образования имеют свои устоявшиеся программы сотрудничества с потенциальными работодателями. В результате вся деятельность по содействию трудоустройству выпускников интегрирована в структуру учебного заведения и ведется постоянно.
Возрастание роли среднего профессионального образования в развитии региональных социально-экономических комплексов обусловливает необходимость усиления его ориентации на специфику кадровых потребностей региональных рынков труда. Развитие производства и социальной сферы в условиях глобальных процессов техноло-гизации и информатизации требует подготовки различных специалистов, сочетающих интеллектуальную и практическую деятельность, обладающих достаточным объемом фундаментальных знаний и многофункциональными умениями и навыками.
По опросам ВЦИОМ выяснилось, чем выше уровень образования респондентов, тем выше их способность к адаптации в новых условиях.
Как показывает опыт, затраты на программы обучения незанятых граждан во много раз себя окупают, как и окупаются расходы на профориентацию и переобучение, при условии гарантированного трудоустройства после прохождения учебы.
Система образования даже в самых богатых странах испытывает значительные финансовые трудности, законодательное стеснение. В. Садовничий, ректор МГУ, напомнил два принципиально важных вывода, сделанных на конференции лауреатов Нобелевской премии «На пороге XXI века», которая состоялась в 1997 г. в Париже:
1) необходимо преодолеть существующую во многих странах разобщенность между политическими кругами и научным сообществом. Для этого каждая из сторон должна признать ту роль, которую играет в обществе другая;
2) образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджетах всех государств и способствовать развитию всех видов творческой деятельности.
Современный рынок труда требует от работников непрерывного и последовательного расширения и углубления знаний, совершенствования мастерства по своей основной профессии. Однако нередко на протяжении трудовой жизни приходится менять специальность и порой не один раз. В развитых странах давно пришли к выводу, что учиться никогда не поздно. У любого человека должен быть шанс начать все сначала, испытать себя на новом поприще. И главной целью профессионального обучения следует считать повышение конкурентоспособности граждан, предоставляя им различные образовательные услуги, исходя из прогнозов развития рынка труда, потребностей личности и работодателей.
Помочь человеку занять достойное место в обществе, стать компетентным работником, реализовать свои возможности, почувствовать свою значимость как специалиста в каком-либо деле и получить признание результатов своего труда — таковы основные задачи профориентационной работы.
Служба занятости оказывает безработным гражданам и незанятому населению три вида про-фориентационных услуг: профинформирование, профконсулътирование и психологическая поддержка. Среди них особое место занимает профессиональное информирование, так как выступает в качестве превентивной меры, способствующей предупреждению роста безработицы. Тем более этот вид
профориентационной работы позволяет охватить максимальное количество людей. Неограниченные возможности в этом плане имеют средства массовой информации. Через публикации в газетах, выступления на местном радио и телевидении специалисты службы занятости могут знакомить население с основами профессиональной жизни. Результат такой работы трудно отследить, но он зависит от таких деловых качеств специалистов, как уровень компетентности, развитый вербальный интеллект, умение владеть аудиторией и т. д.
Эффективность деятельности по профориентации как в службе занятости, так и в общеобразовательных учебных заведениях, зависит от научно-методического обеспечения.
Рост потребностей граждан в сложных видах профориентационных услуг, расширение их перечня и внедрение автоматизированных рабочих мест профконсультанта вызывают необходимость создания региональной системы (центра) подготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов профориентационных подразделений службы занятости республики.
Для обеспечения реализации политики занятости в области профессионального обучения следует выделить приоритеты:
• всесторонняя оценка потребности в обучении персонала, учитывающая социально-экономическую ситуацию в республике, качественное управление учебным процессом, достаточное его методическое и материально-техническое обеспечение;
• использование новых, эффективных методов и форм организации профобучения, дающих возможность подготовки конкурентоспособных специалистов, способных занять рабочее место или создать собственное;
• построение учебного процесса в соответствии с конкретными требованиями, исходящими из задач производства, развития бизнеса и предпринимательства;
• использование для профессионального обучения безработных граждан учебно-производственной базы, сформированной в результате открытых конкурсных торгов, включающей в себя учреждения профессионального образования разных форм собственности и всех уровней подготовки специалистов по специальностям, пользующимся спросом на рынке труда;
• привлечение на договорной основе работодателей к организации профобучения безработных
граждан непосредственно на производстве с целью решения задач трудоустройства;
• продолжение работы по формированию банка о текущей и перспективной потребностях региона в квалифицированных кадрах для организации профессионального обучения безработных граждан под заявленные работодателями вакансии;
• отслеживание трудоустройства граждан, завершивших профобучение по направлению службы занятости, и закрепление их на рабочих местах в течение календарного года. Организацию профессионального обучения
безработных граждан различных категорий необходимо осуществлять по следующим направлениям:
• для выпускников общеобразовательных учреждений — ориентацию их на прохождение профобучения по рабочим специальностям на учебно-производственной базе и рабочих местах;
• для выпускников учреждений профессионального образования — обеспечить получение «рыночных» специальностей, организовывать курсы по основам предпринимательской деятельности, ведению малого и среднего бизнеса;
• для женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, — обучать профессиям и специальностям в сфере предпринимательской деятельности и с ориентацией на открытие собственного дела с учетом национальных и культурных традиций;
• для инвалидов — обучать профессиям, выполнению отдельных видов работ с учетом их психологического состояния, медицинских показаний к труду и имеющихся профессиональных знаний.
Кроме того, в целях содействия в подготовке рабочей силы с учетом текущей и перспективной потребности экономики в рабочих кадрах необходимо запланировать оказание методической помощи предприятиям в организации профессионального обучения (переобучения) работников, в том числе опережающего обучения работников, находящихся под угрозой увольнения.
Реализация указанных мер значительно повысит эффективность системы профессиональной подготовки и профориентации населения в регулировании рынка квалифицированных кадров с учетом потребностей рынка рабочих мест региона.
Принимая во внимание, что перспектива развития качественной рабочей силы начинается
с профессиональной ориентации в школе, особое внимание органами службы занятости населения следует уделять вопросам профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, направленной на:
• смягчение и предупреждение молодежной безработицы;
• уменьшение доли стихийности и случайности в решении вопросов профессионального самоопределения выпускников школ;
• активное влияние на профессиональное становление старшеклассников;
• адаптацию подростков крыночным, конкурентным общественным отношениям, жестким требованиям рынка труда и работодателей;
• сокращение доли выпускников школ в составе безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости.
Реализацию этих мероприятий следует вести по следующим направлениям:
1) увеличение численности охватываемых профориентационными услугами учащихся выпускных классов общеобразовательных учреждений, в том числе воспитанников де-тскихдомов, домов-интернатов, специальных учреждений;
2) заключение центрами занятости населения договоров со всеми общеобразовательными школами в городах и районах на оказание про-фориентационных услуг учащимся выпускных классов;
3) оказание содействия учащимся выпускных классов общеобразовательных школ в профессиональном самоопределении и выборе последующей профессиональной деятельности;
4) предоставление учащимся профессиональной информации в виде групповых занятий и индивидуальных консультаций о перспективах развития рынка труда, профессиях, пользующихся спросом у работодателей, многообразии профессий и правилах их выбора;
5) организация и проведение семинаров, интерактивных встреч и конкурсов для учащихся выпускных классов общеобразовательных учреждений, ориентирующих их на осознанный выбор профессиональной деятельности и трудовую мобильность.
Проводя планомерно реализацию вышеобоз-наченных мер, республика может рассчитывать, что в ближайшие 5—7 лет профориентационные услуги в органах службы занятости населения смогут получить около 500 тыс. граждан, в том числе
более 200 тыс. безработных и незанятых граждан и около 300 тыс. учащихся общеобразовательных учреждений.
Таким образом, сложившаяся в Республике Дагестан ситуация характеризуется тем, что имидж и престижность профессии не соответствуют спросу на нее на рынке труда. Если раньше поиск работы осложнялся трудностями адаптации граждан к рыночным условиям хозяйствования, то сложности, которые возникают с нахождением подходящего места работы, на современном этапе связаны с несоответствием получаемого образования с потребностями экономики и социальной сферы. Развитие системы профессиональной подготовки, переподготовки и ориентации кадров в интересах регионального рынка труда увеличивает вероятность их трудоустройства, повышает профессиональную мобильность, позволяет реализовать такие качества человека, как предприимчивость, готовность к изменениям, адаптивность к новым профессиям и специальностям, способность принимать самостоятельные решения, умение преодолеть трудности и препятствия. И позволит решить главную задачу в области образования — это дать качественное образование для желающих его получить по тем специальностям, по которым граждане будут востребованы на рынке труда.
Список литературы
1. Абдулманапов П. Г. Трудовые ресурсы региона: проблемы формирования и обеспечения занятости. Махачкала: ИД «Наукаплюс», 2006.145 с.
2. Армейский А. Е., Кочубей С.Э., Травин С. О., Устюгов В. В. Экономика суверенной демократии / под общ. ред. Е. Г. Тарло. М.: Агентство «Социальный проект», 2007. 240 с.
3. Бреев Б. Д. Современные тенденции развития занятости населения // Экономическая наука современной России, 2005. № 1 (28). С. 83-92.
4. Гасанов М.М., Мирзабалаева Ф.И., Дибиргад-жиев В. М. Мониторинг системы высшего образования и трудоустройства молодежи трудоизбыточного региона. Махачкала: ИД «Наукаплюс», 2007. 188 с.
5. Кутаев Ш. К. Региональный рынок труда: функционирование и развитие. Махачкала: ИД «Наука плюс», 2008. 374 с.
6. Соболева И. В. Парадоксы измерения человеческого капитала. Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2009. 50 с.
7. Садовничий В. Проблемы образования и науки в России и стратегия на XXI век // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 2.