Научная статья на тему 'Положение выпускников вузов на рынке труда (на примере Астраханского региона)'

Положение выпускников вузов на рынке труда (на примере Астраханского региона) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / PROFESSIONAL QUALIFICATION / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PROFESSIONAL COMPETITION / PERSONAL RESOURCES / REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильчук Светлана Борисовна

В статье представлены результаты исследования положения выпускников вузов на региональном рынке труда. По результатам мониторингов предприятий и организаций основных отраслей экономики Астраханской области выявлено состояние кадрового потенциала экономики региона и определена минимальная ежегодная потребность в выпускниках высших учебных заведений. Автором был оценен уровень востребованности выпускников, проведен анализ структуры безработных выпускников вузов в разрезе направлений подготовки, проведен анализ образовательных услуг, предоставляемых системой дополнительного профессионального образования Астраханской области, выявлены основные направления переподготовки специалистов, предложены профессиональные компетенции выпускника высшей школы, необходимые для развития в ходе образовательного и воспитательного процесса в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ильчук Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Graduate Students Position in the Labour Market (the Case of Astrakhan Region)

The article presents the results of the study aimed at determining the position of graduates in the regional labor market. The monitoring of enterprises and organizations of the main industries of the Astrakhan region revealed the human resource capacity of the regional economy and determined the minimum annual demand for graduates of higher educational institutions. The author evaluated the level of demand for graduates, investigated the structural characteristics of unemployed graduates in the context of training areas, analyzed the educational services offered by the system of additional professional education of the Astrakhan region, identified the main available areas of re-training, suggested professional competencies of higher school graduates needed to advance in the educational process at the university.

Текст научной работы на тему «Положение выпускников вузов на рынке труда (на примере Астраханского региона)»

С.Б. Ильчук

ПОЛОЖЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА РЫНКЕ ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОГО РЕГИОНА)

В статье представлены результаты исследования положения выпускников вузов на региональном рынке труда. По результатам монито-рингов предприятий и организаций основных отраслей экономики Астраханской области выявлено состояние кадрового потенциала экономики региона и определена минимальная ежегодная потребность в выпускниках высших учебных заведений. Автором был оценен уровень востребованности выпускников, проведен анализ структуры безработных выпускников вузов в разрезе направлений подготовки, проведен анализ образовательных услуг, предоставляемых системой дополнительного профессионального образования Астраханской области, выявлены основные направления переподготовки специалистов, предложены профессиональные компетенции выпускника высшей школы, необходимые для развития в ходе образовательного и воспитательного процесса в вузе.

Ключевые слова: рынок труда, занятость, кадровый потенциал, профессиональная квалификация, востребованность, профессиональная компетенция.

Keywords: personal resources, professional qualification, requirements, professional competition.

В условиях социально-экономического кризиса проблема воспроизводства трудовых ресурсов приобрела большую актуальность. Отсутствие статистических данных по качественному составу занятого населения диктует необходимость проведения специальных исследований.

Нами проведен анализ выборочных обследований (мониторингов) предприятий и организаций основных отраслей экономики Астраханской области по выявлению качественных параметров развития занято-

го населения, проведенных Министерством социального развития и труда Астраханской области в 2005 и 2009 гг. (Информационный бюллетень 2005; 2009). Целью мониторингов являлся анализ состояния кадрового потенциала экономики области в территориальном разрезе и по основным видам экономической деятельности, определение перспективной потребности экономики в квалифицированных специалистах всех уровней образования на основании данных работодателей.

В рамках мониторинга 2005 г. были опрошены работники 216 предприятий с общей численностью работающих 54,397 тыс. человек, равной 12,4 % от численности населения, занятого в экономике. В производственной сфере количество опрошенных составило 6,3 % от общей численности занятого населения (17,768 тыс. чел.), в непроизводственной сфере — 11,5 % (17,846 тыс. чел.). В 2009 г. в мониторинге приняли участие работники 371 организации и предприятия с численностью работающих 53,992 тыс. человек, равной 11,7 % от численности населения, занятого в экономике, 59,4 % из них приходится на г. Астрахань и 40,6 % — на районы области.

Анализ демографических тенденций («старение» населения) выявил снижение удельного веса возрастной группы «от 31 до 40 лет», занятой в экономике области, рост удельного веса возрастной группы «от 51 до 60 лет» и «от 60 лет» (рис. 1).

29% 26%

Рис. 1. Возрастная структура экономически занятого населения Астраханской области (2005—2009 гг.)

Наблюдается незначительный рост удельного веса возрастной категории «до 30 лет», в 2005 г. молодежь до 30 лет составляла 19,0 % экономически занятого населения, в 2009 г. эта возрастная категория насчитывала 20,4 % от общего числа работников, занятых в экономике. По показателям 2005 г., большая доля специалистов в возрасте до 40 лет за-

нята в науке (67 %), строительстве (68 %), топливно-энергетическом комплексе (53 %), связи (53 %), культуре и искусстве (51 %), торговле (50 %), электроэнергетике (48 %), здравоохранении (45 %). Наименьшую долю эта категория специалистов занимает в легкой промышленности (23 %), в бытовом обслуживании (22 %), сельском хозяйстве (30 %), химической промышленности (30 %), полиграфической отрасли (30 %). Эти отрасли не являются перспективными для молодых специалистов. По показателям 2009 г., большая доля специалистов в возрасте до 40 лет занята в топливно-энергетическом комплексе (72 %), торговле (58 %), операциях с недвижимостью (56 %), связи (50 %), сфере услуг (48 %). Наименьшую долю эта категория специалистов занимает в строительстве (42 %), транспорте (42 %), электроэнергетике (41 %), рыболовстве (35 %), сельском хозяйстве (23 %). Эти отрасли не являются перспективными для молодых специалистов. Как показали результаты опросов, наибольшее количество молодежи до 30 лет (от 20,4 % до 33,5 % от общего числа занятых) работает в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, связь, строительство, торговля, транспорт.

Следует подчеркнуть, что достаточно сложной остается возрастная ситуация в таких отраслях экономической деятельности, как сельское хозяйство, предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг, производство и распределение электроэнергии, транспорт, рыболовство и рыбоводство и строительство. В отраслевой структуре спроса на рабочую силу в 2010 г. наибольший удельный вес приходился на сельское хозяйство, государственное управление, обрабатывающие производства, оптовую и розничную торговлю, финансы и операции с имуществом, образование, здравоохранение и строительство (рис. 2).

В структуре заявленных предприятиями и организациями в службу занятости вакансий преобладал спрос на рабочие профессии (более 70 % от общего числа вакансий). Спросом пользовались водители, каменщики, кондитеры, кондукторы, официанты, пекари, повара, портные, продавцы, санитары, сборщики корпусов металлических судов, слесари, токари, швеи, штукатуры-маляры, электрогазосварщики, а также работники неквалифицированного труда (грузчики, уборщики, подсобные рабочие и т. д.). В период весенне-летних работ преобладал спрос на обработчиков рыбы, овощеводов, рабочих зеленного хозяйства, рабочих по благоустройству населенных пунктов и рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту зданий.

Анализ минимальной ежегодной потребности экономики региона в выпускниках образовательных учреждений по основным видам экономической деятельности на 2010 г. показал, что 18,1 % от общего коли-

Рис. 2. Отраслевая структура спроса на рабочую силу на 2010 г.

чества заявленных рабочих мест составляют места для специалистов с высшим образованием. Из них потребность по отраслям выразилась в следующих данных: 52,4 % — «обрабатывающие производства», 42,6 % — «сельское и лесное хозяйство», 29,1 % — «строительство», 25,6 % — «транспорт», 25,6 % — «операции с недвижимостью». Самые низкие показатели потребности в специалистах с высшим образованием демонстрируют такие отрасли, как «производство и распределение электроэнергии, газа и воды», «связь», предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг» (табл. 1).

Таблица 1

Минимальная ежегодная потребность экономики в выпускниках образовательных учреждений по основным видам экономической деятельности на 2010 г. по уровню образования

Потребность в выпускниках,

Наименование отрасли имеющих: (чел.)

высшее среднее начальное Всего

Сельское и лесное хозяйство 386 661 341 1388

Рыболовство, рыбоводство 34 49 207 290

Обрабатывающие производства 475 1127 1224 2826

Производство и распределение 21 40 68 129

электроэнергии, газа и воды

Строительство 264 466 1224 1954

Торговля 39 384 576 999

Транспорт 232 208 360 800

Связь 29 33 84 146

Операции с недвижимостью 231 8 132 371

Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг 29 42 76 147

Всего 1740 3018 4292 9050

Несмотря на низкие показатели потребности экономики региона в специалистах с высшим образованием, ежегодно растет количество выпускников вузов в регионе (табл. 2).

Таблица 2.

Анализ спроса и предложения на рынке труда молодых специалистов Астраханской области за 2003-2009 гг.

Наименование показателей 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Выпуск дневных отделений вузов (чел.) 3130 3532 3069 3430 4139 4055 4213

Заявки работодателей, полученные службой занятости (% от выпуска) 20,6 18,7 23,8 23,5 15,6 16,0 12,3

Выпуск дневного отделения АГТУ (чел.) 985 976 1285 1438 1250 1209 1350

Доля выпускников АГТУ в общем выпуске дневных отделений вузов, (%) 31,5 27,6 41,9 41,9 30,2 29,8 32,0

Заявки работодателей, полученные АГТУ (% от выпуска дневного отделения) 75,5 34,4 22,4 47,0 59,5 50,0 36,6

Источник: статистические отчеты Агентства по занятости населения Астраханской области и Центра содействия трудоустройству выпускников АГТУ за 2003-2009 гг.

В целом в Астраханской области только каждый пятый выпускник вуза имеет шанс успешно трудоустроиться. Это связано с отсутствием рабочих мест в регионе (количество заявок работодателей сократилось с 20,6 % в 2003 г. до 12,3 % в 2009 г.) и ростом численности выпускников вузов (выпуск дневных отделений вузов составил 3130 чел. — 2003 г., 4213 чел. — 2009 г.).

На примере самого крупного вуза региона — Астраханского государственного технического университета — авторами был оценен уровень востребованности выпускников (рис. 3).

■Количество выпускников, направленных на работу, (%) Количество заявок на подготовку специалистов, (%)

■ Количество выпускников, состоящих на учете в службе занятости, {%}

■ Количество выпускников, работающих в регионе, {%)

Источник: Центр содействия трудоустройству выпускников АГТУ.

Рис. 3. Показатель востребованности выпускников ФГОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет» (2004—2009 гг.)

Результаты выявили следующие особенности:

— увеличился уровень мобильности выпускников, что подтверждает количество выпускников, работающих в других регионах — 9,5 % в 2005 г., 15 % в 2009 г.);

— значительно снизилось количество заявок работодателей на подготовку специалистов — 55 % в 2007 г., 34 % в 2009 г.);

— снизилось количество направлений на работу — 62,3 % в 2008 г., 36 % в 2009 г.

Нами проведен анализ структуры безработных выпускников вузов в разрезе направлений подготовки (Положение выпускников 2003—2009) (рис. 4) среди выпускников социально-гуманитарного профиля (2003 г. — 48 чел., 2009 г . — 134 чел.); экономического профиля (2003 г. — 21 чел., 2009 г. — 119 чел.); естественно-научного профиля — (2003 г.— 20 чел., 2009 г. — 35 чел.).

о

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

§ Экономические Щ Гуманитарно-с о- 0 Инженерно-тех- (Щ) Естественно-инальные ни чес кие научные

Наименование направлений обучения Поставлено на учет

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Экономические 21 16 41 51 31 47 119

Гуманитарно-социальные 48 47 92 96 81 149 134

Инженерно-технические 50 49 114 89 72 45 165

Естественнонаучные 20 48 73 73 62 90 35

Рис. 4. Показатель структуры выпускников государственных вузов, поставленных на учет в органы службы занятости населения Астраханской области 2003—2009 гг. (в разрезе профилей подготовки)

Снизилась потребность региона в инженерно-технических специалистах. Так, в 2003 г. показатель безработицы среди выпускников инженерно-технического профиля составлял 50 чел., в то время как в 2009 г. этот показатель составил уже 295 чел. Хотелось бы отметить высокий уровень мобильности и профессиональной адаптации в современных экономических условиях выпускников гуманитарно-социального и экономического профиля по сравнению с выпускниками инженерно-технических специальностей.

Напряженность на рынке труда вызвана не только со стороны спроса (перепроизводство специалистов по ряду профессий), но и со стороны предложения. Все более заметной становится диспропорция спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационным признакам. Налицо недостаток специалистов, обладающих стратегическим мышлением, умением оперативно и гибко реагировать на изменения в структуре производства и спроса на товары и услуги. По этой причине остаются вакантными рабочие места, снижается уровень производства, вследствие чего растет уровень безработицы.

Одним из способов решения проблемы безработицы среди выпускников высшей школы является обучение по программам дополнительного профессионального образования. Основными учреждениями системы дополнительного профессионального образования (ДПО) являются:

1) центры ДПО при высших учебных заведениях;

2) центры ДПО при средне-профессиональных учебных заведениях;

3) органы службы занятости населения Астраханской области;

4) учебные центры на базе производственных предприятий и компаний;

5) коммерческие учебно-кадровые и тренинговые центры.

Анализ образовательных услуг, предоставляемых системой дополнительного профессионального образования Астраханской области, выя-

Профессиональная переподготовка

Повышение квалификации Компьютерные куреы Бухгалтерские курсы Обучение бизнес профессиям Обучение морским профессиям Обучение рабочим профессиям Курсы иностранных языков Обучение сотрудников охраны Обучение мастеров салонов красоты Водительские курсы Тренинги

Рис. 5. Анализ образовательных услуг, предоставляемых системой дополнительного профессионального образования Астраханской области

Учреждениями ДПО Астраханской области ведется подготовка более чем по 670 программам: имеются 200 программ повышения квали-

вил следующие особенности (рис. 5).

фикации и 36 программ профессиональной переподготовки на базе высшего профессионального и средне-профессионального образования, 109 программ обучения рабочим профессиям, в том числе — 5 программ обучения морским профессиям, 38 программ подготовки водителей, 6 программ обучения мастеров салонов красоты. Значительную долю услуг системы ДПО (160 программ) занимают краткосрочные курсы: компьютерные (105 программ) и бухгалтерские (55) курсы, курсы иностранных языков (10 программ). Новыми услугами системы ДПО являются обучение бизнес профессиям (18) и тренинги (128). Анализ структуры программ ДПО показал, что 16,3 % от общего количества образовательных программ занимают программы обучения рабочим профессиям, в то время как спрос на рынке труда на квалифицированные рабочие кадры превышает показатель 75 %. Этот факт подтверждает необходимость согласования спроса и предложения на рынке труда по количественным и качественным показателям, изменения структуры системы дополнительного профессионального образования как составляющего звена образовательной системы региона.

Такие профессиональные компетенции, как уровень компьютерной грамотности, знание иностранных языков, владение навыками ведения бизнеса остаются наиболее востребованными со стороны рынка, что диктует необходимость их развития у молодых специалистов. Для определения направлений переподготовки выпускников вузов в ходе исследования была проанализирована структура системы профобучения органов службы занятости населения астраханской области в 2007— 2009 гг. (табл.3).

Таблица 3

Анализ профиля подготовки выпускников вузов Астраханской области, направленных службой занятости населения на профобучение

(2007-2009 гг.)

Наименование профиля подготовки: 2007 2008 2009

технический 4 5 6

гуманитарный 16 12 18

экономический 10 12 9

естественно-научный 3 3 5

Всего: 33 32 38

Анализ выявил следующие особенности. Возрос уровень выпускников вузов, обратившихся в органы службы занятости населения для прохождения переподготовки: 2007 г. — 23 выпускника государственных

вузов, 10 выпускников негосударственных вузов; 2008 г. — 24 выпускника государственных вузов, 8 выпускников негосударственных вузов; 2009 г. — 33 и 5 соответственно. Лидирующую роль по количеству безработных выпускников вузов, направленных на профобучение, занимают выпускники гуманитарных (16 чел. в 2007 г. — 12 чел. в 2008 г. —

18 чел. в 2009 г.) и экономических (10 чел. в 2007 г. — 12 чел. в 2008 г. — 9 чел. в 2009 г.) специальностей (табл. 3). Несмотря на переизбыток таких специалистов, они проходят переподготовку и успешно адаптируются на рынке труда.

За период 2007-2009 гг. 103 выпускника вуза прошли обучение рабочим профессиям и повысили уровень компьютерной грамотности:

19 выпускников прошли обучение на рабочие профессии (16 чел. — «водитель автомобиля», 3 человека — «охранник»); 16 человек обучились бухгалтерскому учету, 15 человек получили профессию «секретарь руководителя», 5 человек повысили свой уровень знаний в делопроизводстве, 35 человек повысили уровень компьютерной грамотности, из них — 30 человек по программе «оператор ЭВМ», 5 человек — «1С: Бухгалтерия».

Полученные данные подтверждают необходимость практической подготовки выпускников вузов по программам повышения компьютерной грамотности, знаний делопроизводства и готовности работать в условиях бизнес среды.

Активной формой решения проблемы безработицы в условиях кризисной экономики является открытие частного бизнеса. В рамках федеральной антикризисной программы в Астраханской области в 2010 г. 2985 безработных граждан открыли частное предпринимательство, из них — 839 человек в возрасте от 18 до 25 лет (3 выпускника вуза 2010 г. выпуска) (Отчет по итогам работы... 2010), что подтверждает высокую активность молодых специалистов на рынке труда.

Основные причины молодежной безработицы — низкая конкурентоспособность на рынке труда молодежи, не имеющей профессиональной подготовки, несоответствие профессиональной подготовки молодых специалистов потребностям рынка труда, отсутствие опыта и стажа работы у выпускников учреждений профессионального образования, иногда недостаточная мотивация молодых людей к трудовой деятельности, порой завышенные требования к оплате труда и т. д. Однако несмотря на существующие проблемы молодежь способна быстрее адаптироваться к изменениям рынка труда, более мобильна, охотнее приобретает новые знания и навыки, по сравнению с гражданами старшего возраста. Поэтому определенная часть образованной и предприимчивой молодежи востребована на рынке труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Снижение объемов производства и услуг, изменение структуры спроса на профессии и специальности привели к рассогласованию рынка труда и рынка образовательных услуг. Возникшие противоречия между потребностями регионального рынка труда в рабочих кадрах и перепроизводством молодых специалистов, в которых экономика региона уже удовлетворила спрос, в некоторой степени носят объективный характер. Для открытия новых специальностей требуется определенное время, в то же время учебные заведения вынуждены учитывать конъюнктурные образовательные потребности потребителей. В результате образовательные учреждения слабо реагируют на изменяющиеся потребности рынка труда, обостряется несоответствие между вновь подготовленной рабочей силой и требованиями работодателей.

Специалисты (А.А. Овсянников, Н.В. Полякова и др.) утверждают, что данная ситуация имеет долговременный характер и система профессионального образования в ближайшее время не сможет самостоятельно вернуться в прежнее состояние, когда она функционировала в условиях плановой экономики. Требуются новые механизмы взаимодействия высшей школы и рынка труда. Диспропорция между структурой и объемами подготовки специалистов и профессионально-квалификационной структурой спроса на рабочую силу является одним из существенных факторов, создающих количественные и качественные параметры дисбаланса. В сложившейся практике эта проблема частично решается путем согласования структуры и объемов подготовки и переподготовки кадров со службами занятости населения, расширения профилей подготовки кадров, перехода на контрактную систему взаимоотношений с предприятиями (в рамках целевой контрактной подготовки специалистов). Однако кардинальное решение проблемы обуславливает необходимость учета всех факторов, влияющих на воспроизводство рабочей силы и развитие человеческих ресурсов, прогнозирования развития экономик регионов и определение потребностей в кадрах на основе мониторинговых и социологических исследований, что будет способствовать регулированию воздействия на формирование образовательных потребностей молодежи с учетом личностных склонностей и потребностей экономики.

Негативные последствия экономического кризиса привели к сокращению численности работников предприятий и организаций Астраханского региона, к росту конкуренции на рынке труда специалистов. Молодые специалисты оказались менее востребованы на рынке труда по сравнению с работниками, имеющими опыт практической работы и квалификацию высокого уровня. Психологическая неготовность к самостоятельным действиям, дефицит вакансий, особенно в сель-

ской местности, сохраняют проблему трудоустройства молодых специалистов.

Анализ проведенного исследования показал сформированные устойчивые диспропорции между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда:

— территориальные — формируются в результате неравномерного распределения сырьевых и производственных ресурсов, территориальных различий в размещении и темпах изменения экономического и трудового потенциала;

— отраслевые — формируются под воздействием различных темпов рыночных преобразований в отраслях экономики и промышленности, различной отраслевой конъюнктуры и соответствующих ей разных уровней оплаты труда;

— социально-демографические — формируются как отражение пониженной конкурентоспособности отдельных групп населения (молодежи, женщин, инвалидов и т. д.) на рынке труда или в результате отраслевой специфики региона;

— профессионально-квалификационные — являются отражением интегрального воздействия отраслевых, территориальных и социально-демографических диспропорций между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда региона в условиях сокращения воздействия государства на процессы регулирования системы профессионального образования и переподготовки кадров.

Чтобы сбалансировать спрос и предложение на рынке труда, системе высшего образования необходимо знать, каких специалистов и в каком количестве нужно готовить сегодня и в перспективе, какими профессиональными знаниями и навыками они должны обладать, чтобы быть способными к трудовой деятельности на современных предприятиях.

Кроме количественных показателей занятости населения, большой интерес представляет качественный показатель рабочей силы — уровень квалификации, общекультурной, личностной и профессиональной подготовки.

За показатели качественной подготовки специалиста можно принять следующие критерии:

1) востребованность выпускников на рынке труда (количество трудоустроенных молодых специалистов);

2) период трудоустройства выпускника вуза после окончания обучения;

3) количество времени, необходимое выпускнику вуза для адаптации

на рабочем месте в соответствии со своей специальностью;

4) количество «родственных» (смежных) специальностей, по которым

выпускник может работать без значительных затрат времени и сил

на их освоение.

Основными критериями при формировании кадрового состава предприятий являются профессиональные, деловые и личностные характеристики работника.

Литература

Информационный бюллетень по состоянию кадрового потенциала основных отраслей производства и перспективной потребности экономики области в квалифицированных кадрах (по результатам выборочного обследования хозяйствующих субъектов Астраханской области 2005 года). Астрахань: Министерство социального развития и труда Астраханской области, 2005.

Информационный бюллетень по состоянию кадрового потенциала основных отраслей производства и перспективной потребности экономики области в квалифицированных кадрах (по результатам выборочного обследования хозяйствующих субъектов Астраханской области 2009 г.). Астрахань: Министерство социального развития и труда Астраханской области, 2009.

Отчет по итогам работы 2010 г. Агентство по занятости населения Астраханской области.

Отчет Службы занятости населения Астраханской области. 2010. [http:// www.astra.trudinfo.ru/proforient.html].

Положение выпускников учебных заведений Астраханской области на рынке труда в 2003—2009 гг. Агентство по занятости населения Астраханской области.

Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2007 г. Вып. № 14. г. Астрахань: ООО КПЦ «ПолиграфКом», 2008.

Овсянников А.А. Система образования в России и образование России // Мир России. 1999. № 3. С. 73-132.

Полякова Н.В. Складывание российской системы образования // Социально-политический журнал. 1998. № 3. С.43-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.