С.Б. Ильчук
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКА НА РЫНКЕ ТРУДА КАК ИНДИКАТОР ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
В статье изложены результаты анализа ситуации трынке труда Астраханской области на основе региональных СМИ, статистических данных вузов, Агентства по занятости населения, ежегодных опросов выпускников вузов и работодателей, проводимых Региональным центром содействия занятости молодежи под руководством автора. Определены показатели востребованности выпускников: период трудоустройства после окончания вуза, количество обращений в органы службы занятости, методы трудоустройства. Предложены направления совершенствования регулирования спроса и предложения на рынке труда.
Ключевые слова: востребованность выпускника, рынок труда, современный вуз
Key words: demand for graduates, labor market, contemporary higher school
В процессе формирования рыночных отношений произошли существенные сдвиги в структуре занятости населения, в спросе на различные категории работников, усилилась потребность в профессионалах для постоянно возникающих новых специальностей. Бюджетные средства, выделяемые на подготовку молодого специалиста по конкретной специальности, затрачиваются с крайне низкой эффективностью, в результате чего экономика не получает необходимые кадры, выпускники образовательных учреждений вынуждены переучиваться с учетом требований рынка труда, образовательные учреждения продолжают подготовку специалистов, невостребованных на рынке труда (Финько 2006: 144).
Механизм включения высшей школы в рыночные отношения тесно связан с удовлетворением спроса на специалистов. Однако необходимый баланс между спросом на определенные профессии и предложением со стороны выпускников вузов за последние годы еще не сформировался. Ориентация высшей школы на текущие потребности современного деформированного российского рынка (в
частности, с сильными перекосами в строну торгово-посреднических, финансово-сервисных видов деятельности) искажает истинную потребность реальной экономики в объемах и структуре высшего образования в ближайшей перспективе (Илясов 2001: 20).
Как справедливо заметила исследователь Н. Федотова, «в настоящее время разрушены существующие механизмы трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. Практически разорваны связи высших учебных заведений с производством. Не отработаны механизмы социального заказа на профессии, пользующиеся наибольшим спросом» (Федотова 2001: 8).
В силу сложившихся традиций и ценностей образования в нашей стране целесообразна, по мнению Е. Илясова, реализация концепции пресыщения экономики квалифицированными кадрами. С этой позиции такой рынок может гарантировать рациональное размещение и использование специалистов, конкуренцию реальных квалификаций и способностей, а не получение дипломов. Данный подход предусматривает сохранение масштабов подготовки специалистов и направлен на поддержание интеллектуального потенциала общества (Илясов 2001: 20).
Важная роль в решении данной проблемы, по мнению саратовских исследователей (Романов, Слепухин, Карпец 2004: 90), принадлежит государству, так как необходимо определение прогнозных параметров занятости с позиции макроэкономики для разработки концепции развития профессионального образования.
Реализация общественно-экономической потребности в специалистах в рыночных условиях проявляется через спрос на образовательные услуги со стороны государственного сектора экономики в форме государственного заказа на подготовку специалистов, со стороны коммерческих структур—в форме договоров с профессиональными учебными заведениями (Илясов2001: 20).
Для того чтобы сбалансировать спрос и предложение на рынке образовательных услуг, необходимо знать, каких специалистов, в каком количестве нужно готовить сегодня и в перспективе, какими профессиональными знаниями и навыками они должны обладать, чтобы быть способными к трудовой деятельности на современных предприятиях.
Одно из направлений для решения обозначенной проблемы предоставляет система обучения студентов определенных специальностей по заказу предприятий. Однако эффективность этой системы осложняется рядом причин:
— отсутствием точных прогнозов в потребности специалистов;
— отсутствием опыта работы предприятий в рыночных условиях;
— отсутствием в вузе структуры, принимающей заказы от предприятий и отвечающей за их выполнение.
Вместе с тем представители предприятий и организаций по-прежнему основным источником пополнения своего кадрового состава считают вузы, а не биржи труда или кадровые агентства. Это подтверждает необходимость эффективного взаимодействия рынка образовательных услуг высшего профессионального образования и рынка труда в процессе подготовки специалистов.
Формирование спроса на выпускников конкретных направлений подготовки и специальностей, подчиняясь законам рыночных отношений, зависит как от общего социально-экономического положения в стране, так и от субъективных условий, складывающихся в отдельных регионах. Необходим приток свежих высококвалифицированных кадров, в первую очередь молодых специалис-
тов как работников наиболее продуктивного возраста, способных приносить максимальную прибыль своим предприятиям.
Образование в настоящий момент является не просто социально-экономической потребностью, а предпосылкой развития регионального, государственного, международного рынка труда. Результат несогласованности социальных и экономических потребностей приводит к длительному периоду адаптации выпускника вуза как специалиста на рынке труда.
Как стать конкурентоспособным специалистом, как представить полученные знания и профессиональные навыки на современном рынке труда? Этим вопросом задается каждый выпускник вуза сразу после его окончания (Зборовский, Шуклина 2003: 99).
Понятие «конкурентоспособность» специалиста мало изучено в отечественной литературе. Под конкурентоспособностью товара понимают «относительную и обобщенную характеристику товара, выражающую его выгодные отличия по степени удовлетворения потребности и по затратам на его удовлетворение» (Мясоедов 2005: 17). Поскольку основным результатом деятельности современного вуза является «качество выпускника», то есть «конечного продукта» на рынке образовательных услуг, конкурентоспособность выпускника—это показатель вузовской подготовки.
Исходя их подхода к пониманию качества подготовки специалистов приходится констатировать, что «существующая ныне система высшего профессионального образования продолжает поставлять на рынок труда невостребованных специалистов. Одной из причин этого явления является то, что молодые люди избирают профессии, не соответствующие их интересам, склонностям, способностям, а главное — потребностям рынка труда» (Мусаева 2006: 111).
Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, наконкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для формирования новых задач в образовании, условия его модернизации (Крупенникова2006: 20).
В работе Н.Р. Кельчевскойи М.И. Строгович проанализирована совокупность конкретных форм взаимосвязи рынка образовательных услуг высшего профессионального образования и промышленности, используемых в зарубежных странах в рамках частных и государственных инициатив (Кельчевская, Строгович2002: 112).
В целом в России применяются такие же формы взаимодействия высшей школы и промышленности, как и за рубежом, но значительно меньше разнообразие используемых способов взаимосвязи вузов и предприятий. Эта особенность объясняется фактом отсутствия механизмов адаптации рынка образовательных услуг высшего профессионального образования и рынка труда специалистов к новым экономическим условиям.
Решение проблемы взаимосвязанного прогнозирования рынка образовательных услуг и рынка труда невозможно без включения в исследовательский процесс третьего элемента этой системы—непосредственного потребителя образовательных услуг и участника рыночных отношений в трудовой деятельности. В данном случае он будет выступать не в качестве пассивного носителя социально-трудовых отношений, характеризующегося определенными демографическими и со-
циальными параметрами, но активного самостоятельного субъекта, обладающего потребностями, интересами, установками и целями относительно получения образования и путей трудоустройства. Это делает проблему соотношения рынка труда и рынка образовательных услуг многомерной (Катаев, Попов: 2001).
Исследованию социального спроса на образовательные услуги в соответствии с их реальным предложением со стороны образовательных учреждений посвящены работы исследователей Л.Ш. Крупенниковой, Н.А. Катаева, В.В. Попова и др.
Так, исследования проблем трудоустройства выпускников вузов в некоторых регионах России выявили ряд негативных тенденций, свидетельствующих о несбалансированности в развитии рынка образовательных услуг высшего профессионального образования и рынка труда молодых специалистов:
— увеличение периода трудоустройства выпускников вузов;
— незащищенность выпускников вузов в вопросах трудоустройства с точки зрения законодательства, отсутствие реальной экономической заинтересованности в решении этих проблем как со стороны вузов, так и со стороны предприятий и организаций;
— недостаточность специализированных структур, профессионально занимающихся трудоустройством выпускников вузов, отсутствие соответствующих специализированных баз данных (Ковалева 2006: 61).
Одним из основополагающих факторов взаимовлияния рынка образовательных услуг и рынка труда, по мнению НА. Катаева и В.В. Попова (Катаев, Попов 2001), является востребованность выпускников профессиональных учебных заведений экономикой, которая требует анализа, оценки и прогнозирования.
Государственная статистика занятости населения существует в виде отживших форм отраслевых статистик со своими нормами, понятиями и показателями, не позволяющими анализировать в полной мере такие сложные явления, как востребованность выпускников профессиональных учебных заведений экономикой. Она ориентирована в основном на федеральный уровень управления. Потребности регионального и муниципального уровней управления не обеспечиваются статистической базой, это не позволяет провести полноценный анализ востребованности выпускников профессиональных учебных заведений экономикой муниципального образования.
Возможность мониторинга регистрируемого рынка труда выпускников профессиональных учебных заведений предложена Е.Б. Плотниковой и В.В. Поповым в монографии «Состояние и проблемы занятости населения Прикамья в трансформирующемся обществе» (Плотникова, Попов 2004: 215).
В результате указанных исследований авторами предложены две группы критериев оценки учебных заведений профессионального образования по показателю «востребованность выпускников экономикой»:
— удельный вес выпускников, трудоустроившихся по своей профессии;
— удельный вес выпускников, обратившихся в поисках работы в службу занятости.
Специфика первого показателя: трудоустройство выпускников по своей специальности — прямое свидетельство их востребованности экономикой.
Второй показатель также обладает своей спецификой: обращение в службу занятости за помощью в трудоустройстве — косвенное свидетельство невостребованности или слабой востребованности выпускников экономикой. Этот по-
казатель достаточно объективен и состоит из двух составляющих: трудоустройство при посредничестве учебного заведения и трудоустройство при посредничестве службы занятости. При этом выпускники, трудоустроенные службой занятости не по своей профессии, в данном показателе не учитываются.
По данным журнала «Деньги», востребованность выпускников является главным показателем в рейтинге российских вузов (Рейтинг российских вузов 2007). При этом основными критериями востребованности вузов выделяются:
— сочетание фундаментальных знаний и тесной связи с компаниями-работодателями;
— число принятых выпускников на работу крупнейшими российскими компаниями;
— уровень заработной платы молодых специалистов.
Проведение прогнозной оценки востребованности выпускников должно осуществляться на основе анализа заявок на специалистов. Такойдолгосрочный прогноз потребностей в специалистах с высшим образованием по основным направлениям подготовки и специальностям для всех регионов России был проведен в 2002 г. в соответствии с приказом Минобразования РФ № 3198 от24.09.2001 г. под эгидой Центра по формированию и конкурсному размещению государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием (ВПО). Данное исследование подтвердило перепроизводство определенных специалистов на рынке труда в виду объемов подготовки в вузах, значительно превышающих спрос на специалистов.
Интересен подход к изучению спроса на образовательные услуги, предложенный исследователями Н.Л. Ушаковой и Е.И Ушаковым (Ушакова, Ушаков 2006: 130). С целью прогнозирования экономических рисков в сфере образования исследователи предлагают ввести коэффициент спроса образовательных услуг, определяющийся степенью востребованности выпускников данной специальности на рынке труда.
На основе предложенных критериев оценки «востребованности выпускников вузов» сотрудниками Регионального центра содействия занятости молодежи Астраханской области (РЦСЗ) был проведен анализ востребованности выпускников Астраханского государственного технического университета (АГТУ) на региональном рынке труда и оценка вуза по данному показателю. В ходе исследования были выявлены основные особенности рынка труда молодых специалистов Астраханской области:
— преобладание теоретической подготовки выпускников вузов и отсутствие практических навыков использования полученных знаний;
— несоответствие между жизненными и профессиональными притязаниями выпускников-специалистов;
— противоречие между интересами развития отдельной организации и интересами региона и общества в целом.
Согласно «Программе развития Астраханского государственного технического университета на 2003—2008 гг.», одним из основных направлений деятельности университета является «ориентации на потребителя». Главными задачами этого направления деятельности являются:
— исследование регионального рынка труда для выявления наиболее востребованных профессий в связи с реструктуризацией экономики;
— изучение запросов потребителей образовательных услуг;
— организация управления процессом трудоустройства выпускников на основании удовлетворенности качеством подготовки специалистов в вузе.
Для решения поставленных задач исследователями были проанализированы внешние и внутренние факторы, влияющие на востребованность выпускников и конкурентоспособность современного вуза.
Для исследования факторов внешней среды сотрудниками Центра был проведен анализ региональных СМИ, статистических данных вузов, Агентства по занятости населения Астраханской области, опрос потребителей образовательных услуг — работодателей, абитуриентов и родителей.
В результате проведенного исследования было выявлено несоответствие спроса и предложения нарегиональном рынке труда молодых специалистов (Ильчук2006).
Общее количество заявленных рабочих мест по Астраханской области, сохранявшееся напротяжении2002—2005 гг. на уровне 22,0—23,0 %, значительно сократилось в2006г. и составило15,6 %; количество заявок предприятий на выпускников Астраханского государственного технического университета за указанный период снизилось в несколько раз (68,0 % — в 2002 г., 22,4 % — в 2005 г.). Это связано с сокращением спроса на специалистов инженерно-технического профиля.
В целом в Астраханской области только каждый пятый выпускник вуза имеет шанс успешно трудоустроиться. Это связано с отсутствием рабочих мест в регионе и ростом численности выпускников вузов (выпуск дневных отделений вузов составил 3130 чел. — 2003 г., 3430 чел. — 2005 г.). Увеличилась доля выпускников АГТУ в выпуске дневных отделений астраханских вузов: с 23,5 % в 2002 г. до 41,9 % в 2005 г.
Отношение молодежи к образованию как человеческому и социальному капиталу влияет на выбор конкретного вуза и специальности. В этом случае выбор зависит от наличия «частного капитала» — экономических возможностей и социальных связей родителей; «интеллектуального капитала» будущего студента
— знаний и способностей и «институционального капитала» вуза и факультета
— имиджа учебного заведения, репутации факультета, престижа специальности на рынке труда (Финько 2006: 144).
При выявлении особенностей процесса профессионального самоопределения основными критериями выбора высшего учебного заведения абитуриентами и их родителями по-прежнему остаются:
— престиж вуза в регионе (25,0 % — в 2004 г., 38,6 % — в 2006 г.), что является показателем высокой конкурентоспособности и устойчивого положения АГТУ на региональном рынке образовательных услуг;
—наличие интересующей специальности (45,9 %—в 2004г., 59,1 %—в 2006 г.) и возможность оплачивать обучение (17,9 % и 21,6 % соответственно);
— перспективы трудоустройства после окончания вуза (19,4 % — в 2004 г., 28,4% — в 2006 г.).
Несмотря на рост последнего показателя, перспективы трудоустройства являются предполагаемыми в период выбора будущей профессии. Как показывает практика, на момент окончания вуза перспективы трудоустройства могут значительно измениться.
Вызывают опасение результаты, полученные в ходе опроса по следующим показателям:
— увеличивающийся уровень неопределенности в выборе будущей профессии среди абитуриентов (с 14,4 % в 2004 г до 23,3 % в 2006 г.), что является показателем нестабильной экономической ситуации в регионе;
—низкий уровень информированности о требованиях будущей профессии (в 2004 г. — 8,3 %, в 2006 г. — 10,2 %), что подтверждает необходимость эффективной работы вуза в направлении информирования потребителей (абитуриентов и их родителей) о требованиях рынка труда молодых специалистов, в частности о профессиональных требованиях предлагаемых специальностей.
Анализ внутренней среды вуза предусматривает проведение оценки соответствия внутреннего состояния вуза его положению на рынке труда и рынке образовательных услуг.
В ходе социологического исследования была проведена оценка уровня профессиональной подготовки выпускников АГТУ, основными критериями которой были определены следующие показатели:
— наличие опыта работы по специальности;
— планируемый период трудоустройства после окончания вуза;
— предполагаемые способы трудоустройства;
— планируемый доход после окончания вуза.
В ходе проведенной оценки были получены следующие результаты. Значительно снизился уровень готовности к профессиональной деятельности. Так, оценили свой уровень готовности к профессиональной деятельности как «средний» 40,2 % выпускников2004г. и 25,1 % выпускников 2006 г. Показатель «выше среднего» отметили 32,8 % опрошенныхв2004г. и 28,9 % в2006г. Увеличился показатель оценки «ниже среднего» — 1,8 % в 2004г., 14,2 % в 2006 г.
Учитывая, что одним из основных требований при трудоустройстве выпускников вузов является опыт практической работы, необходимо отметить низкий уровень готовности к профессиональной деятельности выпускников АГТУ. Опыт работы от 6 до 12 месяцев имели в 2004 г. 12,9 % выпускников, в 2006 г. — 12,3 %. Наличие опыта практической работы более года отметили в 2004г. 22,5 % выпускников, в 2006 г. этот показатель составил лишь 15,6 %. Это дает право предположить, что только каждый четвертый выпускник АГТУ может рассчитывать на успешное трудоустройство после окончания вуза.
Важным показателем востребованности выпускников является период трудоустройства после окончания вуза. Как показали результаты ежегодных опросов, в течение одного месяца найти работу планировали 32,1 % в 2004 г., 35,1 % в 2006 г., в период от1 до 3 месяцев 30,3 % в 2004 г., 30,1 % в 2006 г., в период от 3 до 6 месяцев — 11,8 % и10,4 % соответственно. Но практика показала, что предполагаемый период трудоустройства не совпадает с реальной возможностью выпускников.
Средняя продолжительность безработицы: выпускников вузов возросла с 2,5 месяцев в 2004 г. до 3,4 месяцев в 2006 г. Основная доля выпускников 2006 г. (70 %) имела стаж вынужденной безработицы до 4 месяцев, 28,3 % выпускников состояли на учете от 4 до 8 месяцев, что значительно превышает показатели2004г. (14,3 %).
Особое внимание в ходе исследования было уделено изучению методов поиска работы, которые планировали использовать выпускники. Несмотря на увеличившуюся самостоятельность (с 24,1 % в 2004г. до 45,2 % в2006 г.), по-прежнему большинство выпускников рассчитывают на помощь родителей и знакомых (37,6 % и
27,9 % соответственно). Лишь небольшой процент выпускников планировали обращаться в органы службы занятости (6,9 % в 2004 г., 9,9% в 2006 г.) и Центр содействия трудоустройству выпускников (6,5% и 8,8% соответственно).
На практике количество выпускников вузов, обратившихся в органы службы занятости, в 2004 г. составило 319 человек (9 % от общего выпуска), в 2005 г.. — 443 человека, 14,43 %; доля таких выпускников АГТУ—в 2004 г. 77 человек (7,9 % от общего выпуска университета), в 2006 г. 156 человек (10,4 % от выпуска дневного отделения вуза) (Федотова2001).
В быстро меняющейся среде вуз не может позволить себе пассивное следование за изменениями в обществе, он должен опережать изменения внешней среды, иначе станет неконкурентоспособным.
По результатам проведенныхисследованийвыявлены направления по совершенствованию деятельности вуза, определен план корректирующих мероприятий, новые формы взаимодействия с потребителями образовательных услуг. Результаты проведенных исследований в 2003—2006 гг. стали основой для разработки в Астраханском государственном техническом университете «Программы профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи на рынке труда», спецкурса «Успешное планирование карьеры» для студентов старших курсов.
Для достижения значимых результатов деятельности процесс самооценки вуза должен быть непрерывным и постоянным, главной задачей должно стать выявление потребности в специалистах в разрезе экономических и культурных изменений региона.
Функционирование вуза в рамках данной модели предполагает четкое осознание специфики современного общества, предъявляющего спрос на образовательные и научно-технические услуги. Важнейшей чертой современного общества является высокий динамизм экономических (в широком смысле слова), социальных, технологических, организационных преобразований (Борисов, Рисин 2003: 9).
Резюмируя итоги исследования уровня востребованности выпускников вузов экономикой, можно отметить, что система профессионального образования в условиях своей модернизации не может ограничиваться простым воспроизводством необходимых объемов рабочей силы для экономики. Модернизация системы профессионального образования должна быть ориентирована в первую очередь на потребности экономики, а не только на образовательные потребности граждан. Одним из компонентов модернизации системы профессионального образования должна быть модернизация государственной и муниципальной статистики, ориентированной на потребителя. Потребителями должны выступать не только федеральные органы управления, а в большей степени региональные и муниципальные органы управления. Система государственной и муниципальной статистикидолжна обладать систематизированной и комплексной информацией, позволяющей изучать взаимовлияние рынка образования и рынка труда (Плотникова, Попов 2004: 215).
Эффективная экономическая стратегия образования как на федеральном, так и на региональном уровнях невозможна без создания адекватного механизма формирования, движения и использования трудового потенциала, здесь особенно важно обеспечить качество и сбалансированность подготовки специалистов в системе профессионального образования как ключевого фактора социально-экономических реформ.
В современных условиях реформирования системы высшего профессионального образования конкурентоспособность вуза — один из основных показателей реализации образовательной политики вуза, во многом определяющий его рейтинг в числе других профильных высших учебных заведений. Конкурентоспособность вуза сегодня определяется его способностью готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем и внутреннем рынке труда, показателями трудоустроенных выпускников (Финько 2006: 152).
Для обеспечения экономического роста региона должна быть создана единая система оценки потребности в высококвалифицированных кадрах, сопряженная с государственным заказом на подготовку специалистов для стратегически важных и отраслеобразующих предприятий. Такая система должна распространяться на районы и отдельные административно-территориальные образования (города, поселки городского типа, села и даже отдельные предприятия) (Финько 2006: 153).
Литература
Борисов И.И., Рисин И.Е., Трещевский Ю.И. Стратегия интеграции университета с точки зрения роста региона // Университетское управление. 2003. № 1 (24). С. 9—16.
Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Профессиональное образование и рынок труда // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 99—106.
Ильчук С.Б. Особенности процесса трудоустройства выпускников вузов на примере Астраханского государственного технического университета: Доклад на I межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы занятости молодежи: формы и методы: их решения»: Астрахань: АГТУ, 2006.
Илясов Е.П. Особенности управления подготовкой и трудоустройством молодых специалистов: социологический аспект: Автореф. дисс. ... канд. социол. наук. М., 2001.
Катаев Н.А., Попов В.В. Проблема статистического обеспечения мониторинга востребованности выпускников учебных заведений на рынке труда [Электронный ресурс] // http:// www.labourmarket.ru/conf3/reports/popov2.doc
Кельчевская Н.Р., Строгович М.И. Разработка механизма взаимосвязи вуза и предприятия — объективная необходимость XXI века. Екатеринбург: ГОУ УГТУ—УПИ, 2002.
Ковалева Н.В. Научно-практическая конференция «Модернизация статистики образования» // Вопросы статистики. 2006. № 4. С. 61—65.
Крупенникова Л.Ш. Социальный спрос на профессиональное образование в условиях его модернизации (на материалах Ростовской области): Автореф. дис.... канд. социолог. наук. Ростов н/Д, 2006.
Мусаева С.В. Профилизация средней школы и проблемы трудоустройства выпускников вузов // Опыт и проблемы трудоустройства выпускников вузов Южного Федерального округа: Материалы I межвуз. научно-практ. конференции / Под ред. А.Г. Сапронова. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС. 2006.
Мясоедов С.П. Национальный проект в сфере образования. Болонская декларация и конкурентоспособность выпускников российской высшей школы. М.: Национальный проект. 2005. №5.
Николаев М.В. Отчет о работе по проекту № 2648 «Разработка модели трудоустройства выпускников высших учебных заведений (на основе регионального опыта) В рамках подпрограммы № 3 «Разработка и реализация федерально-региональной политики в области науки и образования» научной программы «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» (итоговый, за 2000 год). Казань: Казанский государственный университет. 2001.
Рейтинг российских вузов / Деньги. 26.03.2007. № 11 (617).
Романов П.В., Слепухин А.Ю., Карпец В.А. и др. Проблемы рынка образовательных услуг и спрос на выпускников учреждений профессионального образования / Под ред. М.Э. Елютиной, В.Н. Ярской. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2004.
Состояние и проблемы занятости населения Прикамья в трансформирующемся обществе / Под ред. Е. Б. Плотниковой и В. Г. Попова. Пермь: Перм. ун-т, 2004.
Ушакова Н.Л., Ушаков Е.И. Прогнозирование экономических рисков в сфере образовательных услуг с учетом рынка труда // Опыт и проблемы трудоустройства выпускников вузов Южного Федерального округа: Материалы I межвуз. научно-практ. конференции / Под ред. А.Г. Сапронова. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС. 2006. С. 130-139.
Федотова Н. Система содействия трудоустройства // Человеческие ресурсы. 2001. № 3. С. 8-9.
Финько М.В. Конкурентоспособность современного вуза и трудоустройство выпускников // Опыт и проблемы трудоустройства выпускников вузов Южного Федерального округа: Материалы I межвуз. научно-практ. конференции / Под ред. А.Г. Сапронова. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2006. С. 144-153.