Научная статья на тему 'Использование потенциала выпускников вуза в условиях инновационного развития российской экономики'

Использование потенциала выпускников вуза в условиях инновационного развития российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЫНОК ТУДА / КВАЛИФИКАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ / ЗАНЯТОСТЬ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иваньковский Сергей Львович, Маринина Юлия Игоревна, Иваньковская Наталья Александровна

Рассмотрены проблемы трудоустройства выпускников на рынке труда в условиях инновационного развития российской экономики. Дается оценка ситуации на рынке труда Нижегородской области, структуры трудовых ресурсов. Проводится анализ трудоустройства выпускников вузов региона и ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иваньковский Сергей Львович, Маринина Юлия Игоревна, Иваньковская Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE POTENTIAL OF UNIVERSITY GRADUATES IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY

The paper discusses the issues of graduates’ employment in the labor market in the context of innovative development of the Russian economy. We give our assessment of the situation in the labor market of the Nizhni Novgorod region and of the structure of the labor force. An analysis of employment of graduates of higher education institutions of the region and of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod is presented.

Текст научной работы на тему «Использование потенциала выпускников вуза в условиях инновационного развития российской экономики»

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 2 (2), с. 118-125

УДК 331

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

© 2012 г. С.Л. Иваньковский1, Ю.И. Маринина 1, Н.А. Иваньковская 2

1 Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского 2 Волжский государственный инженерно-педагогический университет

[email protected]

Поступила в редакцию 10.05.2012

Рассмотрены проблемы трудоустройства выпускников на рынке труда в условиях инновационного развития российской экономики. Дается оценка ситуации на рынке труда Нижегородской области, структуры трудовых ресурсов. Проводится анализ трудоустройства выпускников вузов региона и ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Ключевые слова: рынок туда, квалификация, конкурентоспособность, трудоустройство, выпускники вузов, занятость, трудовые ресурсы.

Переход российской экономики на инновационный путь развития невозможен без формирования конкурентоспособной национальной инновационной системы и её кадровой составляющей. Для их создания необходимо разработать комплексную систему мер регулирования инновационной сферы, повысить спрос не только на инновации со стороны большей части отраслей экономики, но и эффективность фундаментальной и прикладной науки. Ключевая роль в этом принадлежит образованию и науке. Именно от них зависит интеллектуальная, технологическая сила и качество трудового потенциала России.

В современных условиях возникают трудности в трудоустройстве выпускников по полученной профессии, да и реакция студентов на происходящую трансформацию экономики неоднозначна. Востребованность выпускника по окончании вуза, а также его конкурентоспособность являются неотъемлемыми показателями уровня образования и, конечно, престижа учебного заведения. Чем сильнее проявляются в профессионально значимых качествах и характеристиках выпускника особенности потребленной образовательной услуги, чем точнее эти особенности соответствуют требованиям со стороны работодателей, тем больший отклик получает вуз от целевого сегмента рынка труда, который связан с трудоустройством выпускников вузов.

Вузы заинтересованы в том, чтобы их образовательные программы как можно полнее соответствовали требованиям рынка труда. Во-первых, рынок труда определяет требования к

спросу на тех или иных специалистов, к уточнению знаний и умений, которыми должны обладать претенденты на определенные вакансии. Во-вторых, перспектива трудоустройства является важным мотивом, обусловливающим выбор образования и вуза абитуриентом.

Возможно, в этом двустороннем сотрудничестве заинтересованных сторон и лежит путь к успешному регулированию занятости выпускников вуза, снижению безработицы среди молодёжи. Однако успешная работа учебного заведения во многом зависит и от внешних факторов: от конкуренции на рынке образовательных услуг, от государственного финансирования, от изменяющихся запросов, требований вузов и предпочтений работодателей и, конечно, от состояния экономики в стране. На данный момент как в стране в целом, так и в Нижегородской области в частности наблюдается ряд неблагоприятных тенденций, преодолеть которые и предстоит вузам в ближайшей перспективе. В первую очередь это касается трудовых ресурсов, на состояние которых оказало влияние демографическое развитие России в предшествующие годы.

Оценивая демографическую ситуацию в Нижегородской области, необходимо отметить, что при численности населения на начало 2010 года 3 332.6 тыс. чел. доля трудоспособного населения составляет 60.5% жителей области, моложе трудоспособного возраста - 18%, старше трудоспособного возраста - 21.5%. На рисунке 1 показана динамика изменения возрастной структуры населения Нижегородской области за период 2008-2010 гг., в которой чет-

16,0

14,0

12,0 -

10,0 -

□ 2008

□ 2009

□ 2010

моложе 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-72 73 и

15 более

возрастные группы

Рис. 1. Распределение численности населения по возрастным группам в Нижегородской области

с 2008-го по 2010 год, %

ко прослеживается и «военное поколение», и «эффект вторых рождений».

Диаграмма фиксирует сложившуюся на определенный момент возрастную структуру населения Нижегородской области. По ее виду можно судить о режиме воспроизводства населения, характерном для региона. Значительные скачки в длине ступеней и являются следствием изменений в отдельные годы. Как мы можем наблюдать, значительных скачков в рассматриваемый период нет. Происходит увеличение численности населения в возрастных группах моложе 15, 25-29 лет, 30-34, 35-39 лет, 50-54 года и в группе 73 и более. Численность населения в группе 15-19 лет устойчиво снижается, одной из причин данного явления является снижение рождаемости в 1990-х гг.

В 2010 году доля людей в возрасте 60 лет и старше среди населения Нижегородской области составляет почти четверть всего населения области - 25.2%, доля населения моложе 15 лет - 12%. Весь процесс эволюции возрастной структуры заключался в переходе молодого населения в конце прошлого века к стареющему населению в наши дни. На всём протяжении этой эволюции в общей численности населения постепенно сокращалась доля молодых возрастов и увеличивалась доля старших поколений. Нижегородская область в рассматриваемый период находится на той стадии процесса старения, когда доля населения средних возрастов

практически не меняется и старение происходит за счёт снижения доли детей и из-за низкой продолжительности жизни - не все люди доживают до старости.

В таблице 1 показан анализ занятости населения Нижегородской области в период с 2000-го по 2010 год, который свидетельствует о достаточно стабильной ситуации на рынке труда. Наибольший уровень занятости был в 2007 году и составлял 64.9%, наименьший -61.2% в 2004 году. В 2010 году уровень занятости в Нижегородской области составлял 63.4%, что выше аналогичного показателя по России и по Приволжскому федеральному округу.

Уровень занятости и уровень безработицы за последние три года росли одновременно. Однако уровень экономической активности населения с 2003 года имеет тенденцию к росту.

Теперь обратимся к таблице 2, где представлена численность занятых и уровень занятости населения в экономике России, ПФО и Нижегородской области, с разбивкой по гендерному признаку, за период 2008-2010 гг.

Уровень занятости среди женщин в Нижегородской области повысился на 0,6% в рассматриваемый период и в 2010 году составлял 59. 6%, уровень занятости среди мужчин в Нижегородской области, наоборот, снизился на

0.6% и в 2010 году составлял 67.9%. Незначительное снижение уровня занятости мужчин и женщин произошло в ПФО (на 0.1% и 0.2% со-

Таблица 1

Численность экономически активного населения в Нижегородской области с 2000-го по 2010 год

Год Численность экономически активного населения - всего, тыс. человек Из него Уровень экономической активности населения, процентов Уровень занятости, процентов Уровень безработицы, процентов

занятые в экономике безработные

2000 1857.4 1713.0 144.4 66.8 61.6 7.8

2003 1806.6 1694.7 111.9 66.0 61.9 6.2

2004 1803.2 1669.7 133.6 66.1 61.2 7.4

2005 1801.0 1693.8 107.2 66.4 62.4 6.0

2006 1792.9 1698.2 94.7 66.6 63.0 5.3

2007 1818.1 1735.6 82.5 68.0 64.9 4.5

2008 1804.0 1703.0 102.0 68.0 64.2 5.6

2009 1823.8 1688.2 135.6 69.3 64.2 7.4

2010 1800.0 1660.3 139.8 68.8 63.4 7.8

Таблица 2

Численность и уровень занятых в экономике по полу в России, ПФО и Нижегородской области

с 2008-го по 2010 год

Численность занятых, тыс. человек Уровень занятости населения, процентов

всего из них: всего из них:

мужчины женщины мужчины женщины

Российская Федерация

2008 70965 36139 34826 63.4 68.8 58.7

2009 69285 35059 34226 62.1 66.9 57.8

2010 69803 35500 34303 62.7 67.9 58.0

Приволжский федеральный округ

2008 14957 7527 7430 62.8 67.8 58.5

2009 14651 7323 7327 61.8 66.2 57.9

2010 14813 7458 7355 62.7 67.7 58.3

Нижегородская область

2008 1703 859 844 64.2 70.3 59.0

2009 1688 823 865 64.2 67.9 61.0

2010 1660 819 842 63.4 67.9 59.6

ответственно). В целом по России также снизился уровень занятости мужчин и женщин, только снижение в сравнении с ПФО больше (0.9% и 0.7% соответственно).

Как крупнейший промышленный регион, Нижегородская область имеет свои особенности в распределении занятого населения по видам деятельности на основной работе. С 2004 года среднегодовая численность занятого населения имеет тенденцию к увеличению. Лидером из всех видов деятельности по показателю занятости в

2010 году являлось обрабатывающее производство, где среднегодовая численность занятых 396.7 тыс. чел. (что составляет 23.89% от общей среднегодовой численности занятых в области).

Согласно данным службы занятости населения Нижегородской области, почти треть занятого населения в 2010 году трудилась в обрабатывающей промышленности (396.7 тыс. чел.,

или 23.8%); в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 253.7 тыс. чел. (15.3%); в сфере государственного управления и обязательного социального обеспечения - 151.1 тыс. чел. (9.1%); в сфере образования - 147.7 тыс. чел. (8.9%); здравоохранения и социальных услуг -132.5 тыс. чел. (8.0 %), транспорта и связи -121.2 тыс. чел. (7.3%), в сфере операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг - 102.0 тыс. чел. (6.1%), строительства - 101.3 тыс. чел. (6.1%). Наименьшая среднегодовая численность занятых в деятельности по добыче полезных ископаемых -4.4 тыс. чел., что составляет 0.26 процента от общей среднегодовой численности занятых.

По сравнению с 2000 годом в 2010 году среднегодовая численность занятого населения

в обрабатывающем производстве уменьшилась на 19.32%. Наибольший прирост по данному показателю в рассматриваемый временной период произошел в строительстве, где увеличение составило 51.9%. В оптовой и розничной торговле прирост 24.7%, по операциям с недвижимым имуществом - 22.7%.

По данным Госкомстата, в 2010 году занятые по уровню образования в Нижегородской области распределялись в соотношении, указанном в таблице 3.

Наибольшая доля занятых - 26.9% имеют среднее профессиональное образование. Небольшой процент - 1.6 составляет люди, имеющие неполное высшее образование, сюда входят как студенты, обучающиеся и работающие одновременно, так и люди, не закончившие высшее учебное заведение вообще. Несмотря на кризис в экономике все больше ощущается рост потребности в повышении общеобразовательного уровня работников, увеличивается спрос на профессиональное образование. Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и прежде всего молодых людей, которые не продолжают дальней-

шего образования, не имеют профессии или должной квалификации.

Поэтому необходима рациональная организация профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием отечественной экономики, так и с тенденциями на мировом рынке труда. В последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом рыночной инфраструктуры. Вот почему при сокращении набора в ПТУ и средние специальные учебные заведения прием студентов в вузы из года в год увеличивается.

Таким образом, по мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения перестройки отраслевой структуры занятости ценность профессиональной подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет способствовать увеличению занятости молодежи.

В Нижнем Новгороде 6 университетов, 4 академии, консерватория и более 5 институтов осуществляют подготовку профессионалов с высшим образованием. Всего насчитывается свыше 50 высших учебных заведе-

Таблица 3

Занятые в 2010 году в Нижегородской области по уровню образования

В том числе имеют образование

Всего высшее профессиональное о о о ^ к я § о § 3 д « о <и 8 о о н о о ^ с § О Л 52 С среднее профессиональное начальное профессиональное среднее(полное) общее основное общее не имеют основного общего

Нижегородская область 100 25.2 1.6 26.9 16.2 25.2 4.4 0.5

Рис. 2. Соотношение студентов государственных и негосударственных учреждений высшего профессионального образования (тыс. человек)

ний и филиалов. Из них 28 государственных и муниципальных образовательных учреждений ВПО, в которых на начало 2012 года обучается 142.4 тыс. студентов (см. рис. 2). Также функционируют 18 негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, в которых обучается 24.4 тыс. студентов.

Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования в 2010 г. сократился на 4.1 тыс. чел. (на 12.8%) в основном за счет студентов, принятых на заочную форму обучения, сокращение приема на которую составило 3.0 тыс. чел., или 19.0%.

Прием на обучение в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования за счет бюджетов всех уровней составил 11.2 тыс. чел. Удельный вес принятых с полным возмещением затрат на обучение составил 60.2% от общего числа принятых.

В 2010 году численность студентов, принятых в негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, уменьшилась на 1.1 тыс. чел., что составляет 77.1%. В Нижнем Новгороде обучается 2.57 % всех студентов РФ. Численность студентов национального исследовательского университета - ННГУ им. Н.И. Лобачевского по отношению к численности студентов региона показана на рисунке 3.

Основные причины низкой конкурентоспособности молодежи состоят в недостатке профессиональных знаний, отсутствии необходимой квалификации и трудовых навыков. Нежелание работодателей нести дополнительные издержки по повышению профессионального уровня выпускников вузов приводит к тому, что молодежь сейчас является одной из самых уязвимых категорий на рынке труда.

В последнее время наблюдается перекос в структуре подготовки специалистов с высшим образованием. В общей их численности (учитывая обучение в государственных и негосударственных учебных заведениях) удельный вес технических специалистов составляет лишь 14%, тогда как на долю «экономистов» и «гуманитариев» приходится 44% и 20% [1]. Подтверждает эту статистику и ННГУ им. Н.И. Лобачевского, соотношение выпускников которого составляет: технические специальности -23.7%, естественно-научные - 7.07%, экономические и гуманитарные - 69.1% [2].

Основные причины такого дисбаланса:

- подверженность рыночной экономики развитию кризисных явлений, непредсказуемость темпов развития отдельных её отраслей;

- быстрое изменение требований к профессиональным компетенциям и личностным качествам выпускников, значительная дифференциация требований к их профессиональной подготовке;

- отсутствие государственной стратегии развития отдельных отраслей экономики и системы профессионального образования, широкое распространение платных форм подготовки специалистов (отвечающих запросам населения, но усугубляющих существующие недостатки в структуре подготовки специалистов).

На примере ННГУ им. Н.И. Лобачевского проанализируем динамику трудоустройства выпускников за последние 5 лет. ННГУ им. Лобачевского играет значительную роль в экономике и промышленности Нижегородской области, ежегодно выпуская большое количество молодых специалистов с фундаментальным и разнопрофильным образованием, обеспечивая кадрами большинство организаций и предприятий областного центра и области.

Соотношение трудоустройства по специальности и не по профилю полученного образова-

Все вузы ННГУ

Рис. 3. Численность студентов ННГУ им. Н.И. Лобачевского в сравнении с остальными вузами Нижегородской области (тыс. человек).

Рис. 4. Соотношение трудоустройства выпускников ННГУ им. Н.И. Лобачевского по полученной специальности, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния свидетельствует о дисбалансе в соотношении выпускаемых специалистов и их востребованности на рынке труда. За пять лет произошло снижение доли трудоустроенных по специальности на 16.6%. ННГУ им. Н.И. Лобачевского в 2011 году подготовил 2317 специалистов, бакалавров и магистров, из них 2114 человек было трудоустроено и только 1226 человек по профилю обучения (см. рис. 4). В 2011 году трудоустройство не по специальности выпускников ННГУ им. Н.И Лобачевского составило 40.3% от выпуска [3].

Особым образом проблема трудоустройства касается выпускников с экономическим образованием. В Нижегородской области существует явный дисбаланс в потребности таких специалистов. Списочная численность работающих по профессии «экономист» - 2944 человека, заявки на замещение вакантных мест экономиста составили 32 человека [4]. С учетом заявок на специалистов по коммерческой деятельности (107 рабочих мест), бухгалтеров и специалистов по финансам и кредиту (149 рабочих мест), получается несоответствие выпуску только одного экономического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

В Нижегородской области экономистов и финансистов различных направлений готовят в 23 высших школах. Экономический факультет ННГУ им. Н.И. Лобачевского выпустил в

2011 году 356 специалистов, магистров и бакалавров, 42% было трудоустроено по специальности. На финансовом факультете выпуск составил 420 человек, из которых 48% нашли работу не по профилю полученного образования [5].

Согласно статистике Министерства труда и социального развития РФ, каждый второй выпускник вуза после окончания обучения меняет специальность, поскольку количество обладателей дипломов, стремящихся занять места в престижных сферах деятельности, во многих случаях превышает реальный спрос. В трех случаях из пяти безработными остаются люди с высшим или средним специальным образованием.

Интересную динамику можно наблюдать в общем количестве трудоустроенных. В период кризиса 2008 года количество трудоустроенных резко возрастает. Это объясняется тем, что вследствие экономического кризиса многие лишились работы, и негативные тенденции только возрастали. В более стабильных экономических условиях молодые люди часто очень избирательны к профессии, заработной плате, карьерному росту, но в столь жёстких условиях целью выпускников вуза было любым способом устроиться на работу.

Существуют и положительные моменты, способствующие успешному трудоустройству «новоиспеченных» специалистов. Большинство руководителей (примерно 75%) считают целесообразным брать на работу молодых специалистов, только что окончивших вуз. Основными причинами этого являются:

• желание использовать молодую энергию, активность и «незашоренность», открытость новому, динамичность;

• возможность использовать молодой потенциал за меньшую зарплату, чем у опытных специалистов;

Рис. 5. Трудоустройство выпускников ННГУ им. Н.И. Лобачевского

• возможность вливать «молодую кровь», в т.ч. и для активизации старых работников;

• молодые имеют и то преимущество, что их легче интегрировать в организационную культуру предприятия; из них проще лепить «своего», чем переделывать и переучивать тех, у кого сформировались устойчивые привычки, не соответствующие организационной культуре компании.

Часть работодателей отмечают, что предпочли бы принять опытных работников, но вследствие острой нехватки на рынке труда подготовленных кадров с определенной специализацией они уже сейчас готовы принять молодежь с вузовским образованием. Молодых специалистов берут охотно в тех отраслях и по тем специальностям, где чувствуется дефицит опытных специалистов и где именно знания играют первостепенную роль. Как правило, речь идет об инженерных специальностях (программисты, буровики, геофизики, пищевики, маркетологи, специалисты в области электроники, специалисты по деревообработке, инженеры и др.).

Таким образом, работодатели рассматривают в целом молодого выпускника вуза как источник активности, динамичности, креативности и современных знаний для предприятия, с одной стороны, а с другой стороны, как тревожное сочетание пониженной ответственности с повышенными амбициями [6].

Так что же должен сделать вуз для повышения конкурентоспособности своего выпускника на таком изменчивом рынке труда в условиях весьма нестабильной экономики? Это возможно через привлечение предприятия к процессу

обучения как субъекта, заинтересованного в хорошо подготовленных выпускниках вузов.

В этой связи целесообразно, с одной стороны, проводить мониторинг представлений о предприятии, складывающихся на рынке труда (как внешнем, так и внутреннем), с другой -активизировать коммуникации с вузами, целенаправленно формировать привлекательный имидж предприятия в глазах потенциальных работников. Через контакт с этими целевыми группами уже во время обучения можно добиться определенного информационного преимущества перед конкурентами. Кроме того, реальное представление претендентов на рабочие места о положении дел на известных предприятиях повышает их уверенность в своем будущем, уменьшает риск неправильного выбора профессии. Грамотно сформированный имидж предприятия на рынке труда позволяет минимизировать расходы на привлечение персонала, повышает приверженность сотрудников целям предприятия, способствует росту производительности труда [7].

Также в ННГУ проводятся мероприятия, направленные на ознакомление студентов и выпускников с особенностями и условиями современного рынка труда, с предприятиями и фир-мами-работодателями, с условиями работы в них, с вакансиями и т.д. Вуз обеспечивает специалистами крупные предприятия Нижегородской области, такие как: ФГУП «РФЯЦ-

ВНИИЭФ» - 634 человека; ФГУП НПП «Полёт» - 343 человека; ФГУП «НИИИС им. Ю.Е. Седакова» - 525 человек; ОАО «ФНПЦ ННИИРТ» - 367 человек; ОАО «ОКБМ Афри-

кантов» - 389 человек и другие организации и предприятия.

Исследуя понятие конкурентоспособности будущего специалиста, неизбежно сталкиваемся с проблемой: какие же способности, качества, знания, умения и навыки обеспечивают и гарантируют конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда? В идеальном варианте вузы должны иметь обобщенную модель конкурентоспособного выпускника по всем направлениям и специальностям подготовки, которую осуществляет учебное заведение. На сегодняшний день такая модель существует в виде государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Однако они отражают только часть требований, а именно - компетенции, которыми должен обладать выпускник вуза. Не секрет, что выпускники, обладающие компетенциями в своей сфере подготовки, тем не менее, далеко не всегда конкурентоспособны на рынке труда.

Так чего же не хватает для достижения высокого профессионального уровня? Конкурентоспособность выпускника вуза касается не только профессиональной, но и личностной сферы. Главное условие успешной деятельности в любой области — это уверенность в своих знаниях для достижения поставленных целей. Основными направлениями, по которым должна выраба-

тываться уверенность в себе как будущего профессионала являются: освоение и совершенствование профессионального мастерства, адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения, создание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа.

Система подготовки кадров ориентируется как на заказ общества в целом, так и на государственные, общественно-политические структуры, предприятия и организации. В конечном итоге комплекс мероприятий, связанных с четкой государственной политикой в сфере занятости населения и национальной экономической стратегией, обеспечит выпускникам вузов конкурентоспособность на рынке труда.

Список литературы

1. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) - www.gks.ru

2. Отчёт РЦСТВ ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

3. Отчёт РЦСТВ ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

4. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) - www.gks.ru

5. Отчёт РЦСТВ ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

6. Малышева А.А. Невраева И.В. Компетенции молодых выпускников вузов, обеспечивающие конкурентоспособность на рынке труда. М., 2010.

7. Грабар А.А., Скопина И.В. Имидж работодателя на рынке труда // Региональная экономика и управление. 2006. № 4 (8). С. 32.

USING THE POTENTIAL OF UNIVERSITY GRADUATES IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY

S.L. Ivankovsky, Yu.I. Marinina, N.A. Ivankovskaya

The paper discusses the issues of graduates’ employment in the labor market in the context of innovative development of the Russian economy. We give our assessment of the situation in the labor market of the Nizhni Novgorod region and of the structure of the labor force. An analysis of employment of graduates of higher education institutions of the region and of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod is presented.

Keywords: labour market, qualification, competitiveness, graduates of higher education institutions, employment, manpower.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.