Научная статья на тему 'Студенческий исследовательский проект «Трудоустройство выпускников специальности/направления подготовки «Социальная работа»'

Студенческий исследовательский проект «Трудоустройство выпускников специальности/направления подготовки «Социальная работа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1478
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИК ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ПОИСК РАБОТЫ / СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ / UNIVERSITY GRADUATE / EMPLOYMENT / JOB SEARCH / SOCIAL WORK SPECIALIST / RESEARCH COMPETENCES / STUDENT RESEARCH PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мигунова Арина Владимировна

Представлен анализ студенческого исследовательского проекта, направленного на изучение проблемы трудоустройства выпускников дневного отделения ФСН ННГУ по специальности/направлению подготовки «Социальная работа». Выявляются варианты профессионального выбора выпускников по окончании обучения, стратегии и проблемы поиска вакансий по социальной работе, определяется роль практики и опыта работы в период обучения для последующего трудоустройства по профильному образованию, оценивается удовлетворенность трудом по специальности. В качестве метода сбора информации выступил анкетный опрос. Анкета, сформированная на платформе Google, распространялась среди выпускников посредством интернет-ресурсов. Организация научно-исследовательской работы студентов с использованием проектного подхода способствовала формированию у обучающихся профессиональных компетенций в области научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мигунова Арина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT RESEARCH PROJECT “EMPLOYMENT OF SOCIAL WORK GRADUATES”

The paper presents an analysis of a student research project. The project was aimed at exploring the employment of Social Work full-time students who graduated with bachelor’s/first-professional/master’s degrees from the Faculty of Social Sciences, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. We identify professional choice alternatives after graduation, strategies and problems of job search in the social work sphere, the importance of practical training and work experience for employment. We also evaluate job satisfaction. The data collection method was a questionnaire survey. The questionnaire was formed on the Google platform and sent to graduates through the Internet. Research work was organized with the application of the project-based approach, which contributed to the development of students’ professional competencies in the field of research and organizational management.

Текст научной работы на тему «Студенческий исследовательский проект «Трудоустройство выпускников специальности/направления подготовки «Социальная работа»»

138

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2016, № 1 (41), с. 138-144

УДК 316

СТУДЕНЧЕСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ/НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

© 2016 г. А.В. Мигунова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

migunova_arina@mail. ru

Статья поступила в редакцию 06.11.2015 Статья принята к печати 20.01.2016

Представлен анализ студенческого исследовательского проекта, направленного на изучение проблемы трудоустройства выпускников дневного отделения ФСН ННГУ по специальности/направлению подготовки «Социальная работа». Выявляются варианты профессионального выбора выпускников по окончании обучения, стратегии и проблемы поиска вакансий по социальной работе, определяется роль практики и опыта работы в период обучения для последующего трудоустройства по профильному образованию, оценивается удовлетворенность трудом по специальности. В качестве метода сбора информации выступил анкетный опрос. Анкета, сформированная на платформе Google, распространялась среди выпускников посредством интернет-ресурсов. Организация научно-исследовательской работы студентов с использованием проектного подхода способствовала формированию у обучающихся профессиональных компетенций в области научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности.

Ключевые слова: выпускник высшего учебного заведения, трудоустройство, поиск работы, специалист по социальной работе, исследовательские компетенции, студенческий исследовательский проект.

На факультете социальных наук в ННГУ им. Н.И. Лобачевского в программе подготовки магистров по направлению 39.04.02 - «Социальная работа» включено преподавание дисциплины «Система социальной работы». Она входит в базовую часть Блока 1 рабочего учебного плана. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов, из них 16 - лекционные, 32 - практические аудиторные занятия, 60 - самостоятельная работа студентов (включая подготовку к экзамену). Курс преподается в 1-м семестре обучения.

В качестве основной литературы при преподавании курса используются монография З.Х. Саралиевой «Система социальной работы» [1] и учебник «Социальное взаимодействие в системе социальной работы» [2].

В рамках данного курса предусмотрена научно-исследовательская работа студентов. Она организуется посредством проектно-ориентированного подхода. На практических занятиях и в часы, выделенные для самостоятельной работы, студенты разрабатывают и реализуют учебные проекты, к которым предъявляется ряд требований. Проект должен быть:

• по предметно-содержательной области -предметным;

• по доминирующей (преобладающей) в проекте деятельности - исследовательским;

• по количеству исполнителей - индивидуальным, парным или групповым;

• по продолжительности - 2-3 недели.

Работа над учебным проектом завершается

представлением в студенческой группе творческого продукта. Помимо презентации полученных результатов перед аудиторией необходимо оформить их в виде научной статьи. Подобная преподавательская позиция имеет целью способствовать активизации научно-исследовательской, а следовательно, и публикационной активности магистрантов в области социальной работы.

Методические рекомендации по использованию проектно-ориентированного подхода в преподавании почерпнуты из научно-методического сборника «Метод проектов», изданного под общей редакцией М.А. Гусаковского

[3].

Описанные выше особенности организации процесса обучения в рамках дисциплины «Система социальной работы» позволяют, на наш взгляд, сочетать изучение конкретной дисциплины и формировать профессиональные компетенции в области научно-исследовательской деятельности, предусмотренные Федеральным

государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 «Социальная работа» (уровень магистратуры):

- способность проводить фундаментальные и прикладные научные исследования в области социальной работы на основе использования отечественного и зарубежного опыта, с помощью современных исследовательских методов, с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-1);

- способность профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, представлять результаты исследовательской работы с учетом специфики исследования теории и практики социальной работы (ПК-2);

- способность проводить анализ научно-исследовательских работ в социальной сфере и использовать их результаты в практической деятельности (ПК-3) [4].

Среди преимуществ организации исследовательской работы посредством проектного подхода можно назвать следующие:

• Ориентация на результат. Поскольку в научной среде материальным выражением осуществляемой исследовательской деятельности выступают публикации, важно учиться фиксировать и представлять профессиональному сообществу достигнутые результаты (как промежуточные, так и итоговые).

• Работа в команде. В настоящее время к реализации различных исследовательских проектов привлекается сразу несколько специалистов, и от их умения сотрудничать и, что немаловажно, на равных, распределять между собой роли с учетом сильных сторон участников и следовать им часто зависит то, каким будет продукт их совместной деятельности.

• Развитие самоорганизации и возможность проявления инициативы. В рамках проектно-ориентированной деятельности студенты могут как предлагать новые идеи, так и развивать способность сосредоточиться для воплощения задуманного.

Анализу подвергнуты студенческие исследовательские проекты, в том числе работа магистрантов Е.Е. Макаровой и О.В. Зайцевой под руководством автора.

Выбор темы исследовательского проекта осуществлен из перечня рекомендуемых тем в рамках курса «Система социальной работы», хотя студенты могут предложить и свои проекты. В последнем случае главным требованием является следование программе курса, то есть

темы проектов должны находиться в границах разделов, изучаемых в дисциплине.

Исследовательский проект был посвящен проблеме трудоустройства выпускников специальности/направления подготовки «Социальная работа» факультета социальных наук ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Источниковую базу исследования составили научные публикации В.А. Гуртова, Л.М. Серовой и Е.А. Федоровой [5], А.П. Коробейниковой и Т.Ю. Баландиной [6], Н.Л. Мосиенко и Т.Ю. Черкашиной [7], А.А. Труфановой и Е.И. Нефедьевой [8], Ю.И. Колтуновой [9], Т.М. Мозговой [10].

Объектом эмпирического исследования выступили выпускники дневного отделения ФСН ННГУ 2013/14 учебного года, имеющие дипломы о высшем образовании по специальности/направлению подготовки «Социальная работа».

Предметом исследования является проблема трудоустройства выпускников дневного отделения ФСН ННГУ по специальности/направлению подготовки «Социальная работа».

Цель исследования - выявить особенности трудоустройства выпускников дневного отделения ФСН ННГУ по специальности/направлению подготовки «Социальная работа».

Задачи исследования:

• определить варианты профессионального выбора выпускников по окончании обучения по программам бакалавриата/специалитета/маги-стратуры;

• изучить стратегии и проблемы поиска выпускниками вакансий по социальной работе;

• выявить роль практики и опыта работы в период обучения для последующего трудоустройства выпускников по профильному образованию;

• оценить удовлетворенность трудом выпускников, работающих по специальности «Социальная работа».

Сбор информации осуществлялся посредством интернет-опроса выпускников. Анкета для интернет-опроса была сформирована на платформе Google, ссылка распространялась через социальные сети.

Опрос был поведен в начале ноября 2014 года. Опрошено 25 из 27 выпускников 2014 года выпуска по специальности/направлению подготовки «Социальная работа».

Прежде всего, важно сказать, что среди опрошенных не оказалось ни одного незанятого. В момент анкетирования выпускники либо были трудоустроены, либо продолжали обучение в высшем учебном заведении. Таким обра-

зом, в течение трех месяцев после вручения дипломов о высшем образовании все вышедшие на рынок труда нашли работу.

Следует также отметить, что в начале исследования предполагалось, что среди респондентов могут быть выявлены как те, кто искал работу после выпуска, так и те, кто не искал работу. Среди ищущих работу гипотетически могли оказаться следующие категории респондентов:

• те, кто искал работу по социальной работе и в данный момент работает по специальности;

• те, кто искал работу по социальной работе, но не трудоустроился и в данный момент нашел работу по другой специальности;

• те, кто искал работу по социальной работе, трудоустроился, но уволился;

• те, кто сразу искал работу не по специальности;

• те, кто искал любую работу, но в данный момент не нашел.

Среди респондентов, не ищущих работу после выпуска, могли оказаться:

• те, кто продолжил обучение в вузе;

• те, кто ушел в армию;

• те, кто находится в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком;

• те, кто уже имеет работу по специальности и не ищет другую;

• те, кто уже имеет работу не по специальности и не ищет другую;

• те, кто не хочет работать.

Подобная категоризация была предусмотрена с целью проведения тщательной детализации профессиональных траекторий выпускников, что, в свою очередь, могло позволить выявить влияние разных факторов на осуществление ими того или иного выбора.

Однако ориентация в переходах от одних вопросов к другим была сложно построена, что приводило респондентов к путанице. Было принято решение фиксировать: 1) трудоустроен выпускник или нет, 2) если трудоустроен, то по профилю образования или нет, 3) если не работает, то почему.

Проанализируем варианты профессионального выбора бакалавров, специалистов, магистров социальной работы по отдельности.

Бакалавры социальной работы (п=11)

Более половины выпускников с дипломом бакалавра социальной работы, осуществляя дальнейшее профессиональное самоопределение, решили продолжить получение высшего образования. При этом предпочтительным оказалось поступление в магистратуру. Некоторые

пошли учиться по тому же направлению подготовки (магистратура по направлению «Социальная работа»), другие выпускники предпочли иные направления. Получение степени магистра по отличному от того, что было на предыдущей ступени образования, направлению подготовки расценивается сегодня как приобретение второго высшего образования за 2 года, в том числе и при сохранении возможности сделать это бесплатно.

Из трудоустроившихся лишь один человек указал, что выбрал работу по профильному образованию.

Специалисты социальной работы (п=11)

Наиболее характерный для выпускников профессиональный путь по окончании специа-литета - трудоустройство (9 из 11 человек). Из них указали, что трудоустроены по специальности, 5 выпускников. Два человека продолжили обучение в вузе, выбрав магистратуру по направлению подготовки «Социальная работа».

Магистры социальной работы (п=3)

Опрошенные выпускники - магистры социальной работы в качестве дальнейшего пути развития своей профессиональной карьеры выбрали трудоустройство. При этом только один человек отметил, что пошел работать по профильному образованию.

Итак, подведем предварительные итоги: из 17 человек, вышедших на рынок труда по окончании университета, 7 трудоустроились по профильному образованию.

По полученным в ходе опроса данным можно судить о секторах занятости, типах и областях профессиональной деятельности выпускников.

Говоря о секторах занятости, мы подразумеваем государственный, некоммерческий и коммерческий секторы. Большинство выпускников заняты в государственном секторе, хотя есть и пример трудоустройства в некоммерческих организациях. Случаев занятости в частном секторе, включая развитие собственного дела, нет.

Под типами деятельности в области социальной работы подразумевались практическая социальная работа, организационно-управленческая работа в области социальной работы, преподавательская и научно-исследовательская деятельность по социальной работе. Выпускники в основном занимаются практической социальной работой, есть пример трудоустройства в органах местного самоуправления, который может быть отнесен к организационно-управленческой деятельности. Преподаванием и научно-исследовательской деятельностью в области социальной работы никто не занят.

Изучая области профессиональной деятельности тех выпускников, кто работает в качестве практика социальной работы в государственных учреждениях/организациях, можно сказать, что они трудятся в учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях здравоохранения, государственной службе занятости.

Далее рассмотрим, как выпускники осуществляли поиск работы по специальности по окончании университета. Анализируя, каким образом они смогли найти работу по профильной специальности/направлению подготовки, отметим, что среди предложенных в анкете вариантов ответов были выбраны «предложили после практики», «сайт учреждения», «интернет-сайт», «друзья, знакомые, родители», «другое».

Поскольку несколько человек, окончивших специалитет по социальной работе, указали, что им предложили работу после практики, хотелось бы добавить следующие комментарии. Согласно учебному плану, у обучающихся по специальности «Социальная работа» было предусмотрено в 10-м (заключительном) семестре прохождение производственной, а затем преддипломной практики. Выделенное на практическое обучение время занимает почти весь семестр, таким образом, у потенциальных работодателей есть возможность «увидеть в деле» студентов, в ближайшем будущем получающих диплом, а у студентов - «увидеть изнутри» потенциальное место работы. Такое «взаимное изучение» друг друга в течение нескольких месяцев перед близящимся окончанием университета имеет свои результаты.

В ходе прикладного исследования было выявлено не только влияние практики на последующее трудоустройство выпускников по специальности. Помимо практического обучения, волонтерство и опыт работы по профильному образованию в период обучения могут сыграть значимую роль при поиске будущего места работы.

В анкете был предусмотрен вопрос: «Работали ли Вы по специальности до окончания университета?». Среди всех опрошенных только 3 человека ответили положительно. Несмотря на то, что совмещение учебы и работы становится весьма распространенной практикой у современных студентов, в данном случае немногие использовали это время для получения подобного опыта.

Оценка влияния социального волонтерства на дальнейшее трудоустройство в области социальной работы, к сожалению, не вошла в число исследовательских задач. Это упущение

может стать особым предметом изучения в перспективе.

В исследовании также предпринималась попытка зафиксировать, с какими сложностями столкнулись выпускники при поиске работы по профильному образованию. Распространенным был ответ «Отсутствие вакансий по специальности «Социальная работа» на поисковых сайтах». Современный выпускник ориентирован на поиск работы с использованием интернет-ресурсов, но в данном случае это оказалось проблематично. Подобная ситуация может означать, например, что нет открытых вакансий (а это ставит под вопрос степень востребованности на рынке труда специалистов социальной работы) либо используются другие каналы распространения информации о вакансиях, либо есть трудности у выпускников с организацией поиска информации в Интернете.

В связи с этим параллельно с исследованием проблемы трудоустройства выпускников нами был осуществлен просмотр вакансий на сайте Нижегородской областной службы занятости, сайтах учреждений социального обслуживания населения, сайтах нескольких социально ориентированных некоммерческих организаций г. Н.Новгорода, популярных сайтах по поиску работы (job.ru, hh.ru, Яндекс.работа и rabota.ru) за три месяца (август, сентябрь, октябрь 2014 г.), где это было возможно. Можно сделать следующие предварительные выводы.

Первая проблема, которая может усложнять поиск, - это проблема названия должности. Не всегда работодатель указывает, что требуется «специалист по социальной работе», поскольку в учреждении должность может именоваться «ведущий специалист», «инспектор» и др.

Поиск на сайте Нижегородской областной службы занятости осуществлялся среди вакансий «специалисты по социальной работе», «социальные работники» и «заведующие подразделениями в учреждениях социального обслуживания».

По городу и области было найдено 12 вакансий специалиста по социальной работе, 44 вакансии социального работника, а также 3 вакансии заведующих отделениями в учреждениях социального обслуживания населения. Кроме того, среди предложений было также полставки социального работника в образовательном учреждении среднего профессионального образования г. Н. Новгорода.

Ряду учреждений требуется 2 и более специалистов по социальной работе, но эта информация бывает указана уже в описании вакансии, поэтому стоит просматривать данные полностью.

Важно отметить, что при поиске нужной вакансии необходимо просматривать как вакансии «социальный работник», так и «специалист по социальной работе», так как возможна взаимозаменяемость понятий.

Потенциальным вариантом поиска работы по специальности «Социальная работа» посредством Интернета является также просмотр сайтов учреждений социального обслуживания населения. В некоторых случаях данный способ может быть более эффективным, поскольку учреждение своевременно реагирует на изменяющиеся обстоятельства, например прием человека на работу и, соответственно, снятие вакансии.

Изучение нескольких сайтов социально ориентированных некоммерческих организаций г. Н. Новгорода положительного результата не дало. Надо сказать, что на этих сайтах отсутствовала вкладка «вакансии». Единственное, что привлекло наше внимание, - волонтерские проекты, для реализации которых НКО приглашают желающих. Предполагаем, что это может быть интересно студентам, которые желают приобрести необходимые навыки по специальности и начать долгосрочное сотрудничество с некоммерческой организацией, в том числе и для будущей профессиональной деятельности. Однако запросу человека, который ищет постоянное оплачиваемое место работы, данные сайты не удовлетворяли бы.

Просмотр основных популярных сайтов по поиску работы дал следующие результаты: на сайте job.ru была найдена вакансия аналитика в центре занятости, на сайте hh.ru - вакансия менеджера благотворительного фонда.

Таким образом, нами был обнаружен ряд сложностей, возникающих при обращении к поиску вакансий по социальной работе через Интернет, которые важно учитывать.

Помимо изучения способов осуществления поиска работы по специальности/направлению подготовки, была предпринята попытка определить готовность продолжать работу на том же месте и удовлетворенность трудом.

В анкету был включен вопрос: «Каковы Ваши планы на ближайшие полгода?». Среди возможных вариантов ответа:

• продолжить работу на этом месте;

• получать второе высшее образование и параллельно продолжать работу на этом месте;

• пойти на курсы повышения квалификации;

• искать новое место работы;

• завести семью, уйти в декрет;

• другое.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В планах на ближайшие полгода почти у всех трудоустроившихся по специальности/направлению подготовки - «продолжить работу на этом месте». Два человека планируют получать второе высшее образование (при этом один указал, что параллельно продолжит работать на том же месте, а другой хочет искать новое место работы).

Для определения того, в какой мере респонденты, планирующие продолжение работы на том же месте, удовлетворены различными сторонами их работы, была выбрана 5-балльная шкала. Оценивать выпускникам предлагалось «полезность Вашей работы», «перспективы профессионального и служебного роста», «взаимоотношения с руководителем», «условия труда», «надежность места работы», «размер заработной платы», «эффективность организации работы», «взаимоотношения в коллективе», «возможности для саморазвития, проявления инициативы», «режим работы».

На положительном отрезке континуума «не удовлетворен - удовлетворен» расположились ответы по пунктам «взаимоотношения с руководителем», «взаимоотношения в коллективе», «надежность места работы», «режим работы», «возможности для саморазвития, проявления инициативы».

По остальным пунктам выявлены расхождения мнений. При этом важно отметить, что нет вариантов, где бы оценки всех респондентов какой-либо из указанных сторон работы сконцентрировались только на отрицательном полюсе шкалы «не удовлетворен - удовлетворен».

Особый интерес представляют респонденты, которые выбрали место работы не по профилю полученного образования. Их более половины среди выпускников, трудоустроившихся по завершении бакалавриата/специалитета/маги-стратуры по социальной работе. В ходе анализа полученных данных было сформулировано предложение о систематическом исследовании мотивации выбора абитуриентами программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Социальная работа» факультета социальных наук ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Не менее важным является изучение динамики мотивации в процессе обучения и ее влияния на последующее трудоустройство. Кроме того, выбор выпускника не в пользу социальной работы может быть обусловлен рядом сдерживающих факторов, например неудовлетворительным размером предлагаемой заработной платы по специальности при актуальной необходимости обеспечивать себя или семью.

Для углубления представлений о проблемах трудоустройства выпускников по профилю полученного образования следует осуществить ряд новых исследовательских проектов, например:

• способы усиления студентами своих позиций на рынке труда (посредством социального волонтерства, параллельного получения второго высшего образования и опыта работы по специальности) в период обучения;

• опыт работы студенческого бюро по трудоустройству на факультете социальных наук ННГУ: результаты, проблемы и перспективы;

• оценка выпускниками, трудоустроившимися по профильному образованию, развития в вузе востребованных практикой профессиональных компетенций в области социальной работы;

• трудовой путь выпускников ФСН ННГУ по специальности/направлению подготовки «Социальная работа».

Сформированный «банк идей» будет включен в перечень рекомендуемых тем учебных проектов по курсу «Система социальной работы».

В этой связи ощутима необходимость доработки исследовательского инструментария. Устранение выявленных недостатков позволит продолжить и, возможно, сделать систематическим изучение самими студентами проблемы на более квалифицированном уровне.

Для привлечения их внимания и более ответственного отношения к исследованию следует предусмотреть в оценке итогового результата работы по проекту индивидуальный вклад каждого участника.

Студенческий проект будет оцениваться по утвержденной в процессе обсуждений в группе схеме. На основе изученного опыта работы других авторов по использованию проектно-ориентированного подхода в обучении [3] в качестве рекомендации предлагается оценивать проекты по следующим основаниям:

• исследовательская часть работы (отражает достижения студента с точки зрения использования методов сбора и обработки данных, глубины анализа материала, умения аргументировать выводы);

• презентационная часть работы (насколько удалось донести содержание материала до других, умение оперировать научным содержанием и отвечать на вопросы аудитории, оформление результатов);

• организационная часть работы (отражает четкость работы по плану, согласованность

действий всех участников исследовательской группы).

В заключение следует отметить, что использование проектно-ориентированного подхода в обучении может повысить ресурсность магистрантов и как будущих работников-профессионалов, и как потенциальных аспирантов. Выполнение научно-исследовательских проектов развивает не только исследовательские, но и управленческие компетенции, востребованные на современном рынке труда.

Список литературы

1. Саралиева З.Х. Система социальной работы: Монография. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2008. 315 с.

2. Социальное взаимодействие в системе социальной работы: Учебник / Под общей ред. З.Х. Сара-лиевой. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2011. 299 с.

3. Метод проектов. Научно-методический сборник. Серия «Современные технологии университетского образования». Выпуск 2 / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. Минск: РИВШ БГУ, 2003. 240 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// elib.bsu.by/handle/123456789/11590 (дата обращения: 05.11.2015).

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2015 г. № 369 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 «Социальная работа» (уровень магистратуры)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/ 390402.pdf (дата обращения: 02.09.2015).

5. Гуртов В.А., Серова Л.М., Федорова Е.А. Трудоустройство по специальности с позиции выпускника // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 22-28 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vovr.ru/upload/12-12.pdf (дата обращения: 03.09.2015).

6. Коробейникова А.П., Баландина Т.Ю. Трудоустройство выпускника вуза: от теории к практике (на примере одной специальности) // Дискуссия. 2012. № 11 (29). С. 74-78 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id= 18081495 (дата обращения: 03.09.2015).

7. Мосиенко Н.Л., Черкашина Т.Ю. Мониторинг выпускников вуза: варианты оценки результативности обучения // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2014. Том 14. № 1. С. 127-140 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// elibrary.ru/item.asp?id=21281074 (дата обращения: 03.11.2015).

8. Труфанова А.А., Нефедьева Е.И. Востребованность на рынке труда и возможности профессиональной самореализации выпускников специально-

сти «Социальная работа» // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014. № 3 (95). С. 104-111 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21624432 (дата обращения: 03.09.2015).

9. Колтунова Ю.И. Трудности, возникающие перед выпускниками вузов, на разных этапах трудоустройства // Сборник «Проблемы формирования единого пространства экономического и социального развития стран СНГ. Материалы ежегодной Между-

народной научно-практической конференции» / Отв. ред. О.М. Барбаков, зам. ред. Ю.А. Зобнин. 2014. С. 122-125 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=22526720 (дата обращения: 03.09.2015).

10. Мозговая Т.М. Особенности спроса на труд выпускников вузов направления подготовки «Социальная работа» // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. 2014. № 1. С. 61-70.

STUDENT RESEARCH PROJECT "EMPLOYMENT OF SOCIAL WORK GRADUATES"

A. V. Migunova

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

The paper presents an analysis of a student research project. The project was aimed at exploring the employment of Social Work full-time students who graduated with bachelor's/first-professional/master's degrees from the Faculty of Social Sciences, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. We identify professional choice alternatives after graduation, strategies and problems of job search in the social work sphere, the importance of practical training and work experience for employment. We also evaluate job satisfaction. The data collection method was a questionnaire survey. The questionnaire was formed on the Google platform and sent to graduates through the Internet. Research work was organized with the application of the project-based approach, which contributed to the development of students' professional competencies in the field of research and organizational management.

Keywords: university graduate, employment, job search, social work specialist, research competences, student research project.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.