СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
Е. И. НЕФЕДЬЕВА
кандидат экономических наук, доцент, Байкальский государственный университет экономики и права
А. А. ТРУФАНОВА
Байкальский государственный университет экономики и права
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ НА РЫНКЕ ТРУДА И ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»*
Подготовка специалистов по социальной работе является одним из новых и еще развивающихся направлений профессионального образования. В условиях продолжения формирования системы социальной защиты населения одновременно наблюдаются и дефицит специалистов по социальной работе, и проблема их трудоустройства после окончания обучения. В статье рассматриваются вопросы занятости специалистов в области социальной работы, их востребованности и возможности профессиональной самореализации, а также перспективы развития данного сегмента рынка труда. Приводятся результаты социологического исследования мнения выпускников специальности «Социальная работа» Байкальского государственного университета экономики и права о престижности и непрестижности специальности, о проблемах, с которыми они столкнулись после окончании университета и при трудоустройстве. На основе исследования подготовлены рекомендации для нынешних студентов данного направления по успешной профессиональной реализации и трудоустройству по своей специальности.
Ключевые слова: специальность; профессиональная самореализация; студент; выпускник; мотивация; специалист по социальной работе; социальная работа; вуз; работодатель; трудоустройство.
E. I. NEFEDYEVA
PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law
A. A. TRUFANOVA
Baikal State University of Economics and Law
EMPLOYABILITY ON THE LABOUR MARKET AND OPPORTUNITIES OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF GRADUATES OF THE SPECIALTY «SOCIAL WORK»
Training of specialists in social work is one of the newest and still developing areas of professional education. Under formation of the social protection system, the problem of deficiency of experts in social work along with the issues of their employment after graduation deserve particular consideration. In this regard, the article aims at assessing the demand on experts in social work, their employability, opportunities of professional self-realization and prospects of development of this segment of the labor market. The author provides the results of the graduates' sociological questionnaire intended to define whether the specialty is prestigious or not and specify the problems the students encountered after their graduation. The recommendations on successful professional realization and employment for the present students based on the outcomes of the research are given.
Keywords: specialty; professional self-realization; student; graduate; motivation; specialist in social work; social work; university; employer; employment.
* Статья лауреата I степени Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ студентов «Социальная радуга» печатается по решению Оргкомитета конкурса при финансовой поддержке НИР «Активизация ресурс-ного потенциала Прибайкальского региона как фактора его устойчивого социально-экономического развития» по государственному заданию № 2014/52 на выполнение работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части проекта №1841 (номер госрегистрации в ФГАНУ ЦИТиС 01201458900).
© Е. И. Нефедьева, А. А. Труфанова, 2014
УДК 331.53
Президент России В. В. Путин неоднократно подчеркивал, что «мы строим социальное государство» [3]. Но вот вопрос, «Когда оно будет построено, как скоро будет действительно востребована специальность "Социальная работа", или она уже востребована сейчас?» до сих пор не имеет ответа. Социальная сфера очень быстро развивается, и спрос на специалистов в области социальной работы постоянно растет, но проблема в том, что молодые люди не торопятся получать социальное образование. Самореализация в профессии является одной из важных социальных проблем. Существует множество причин невостребованности той или иной профессии со стороны молодежи при одновременном дефиците кадров в организациях.
В России проблемы социальной защиты населения во весь рост встали перед государством в период рыночных преобразований. Возникла необходимость адресной социальной помощи людям, попавшим в трудное положение, потерявшим работу, жилье, вынужденным покинуть место жительства и т. д. Перечисленные обстоятельства явились объективной основой для становления социальной работы как специфической профессиональной сферы деятельности. Для обеспечения этой потребности с 1991 г. началась подготовка специалистов по социальной работе, и, следовательно, стал появляться еще один сегмент рынка труда. В настоящее время профессиональная подготовка социальных работников ведется 120 российскими вузами, включая 5 частных [7, с. 183-185]. Многое сделано в ходе становления и развития профессиональной деятельности в области социальной работы и подготовки профессиональных кадров для данной сферы. Открыто много факультетов, кафедр и даже целых университетов, ведущих профессиональную подготовку специалистов по социальной работе различной специализации для работы в разных областях и сферах жизнедеятельности. Расширяется из года в год сеть учреждений социального обслуживания и в целом развивается система социальной защиты населения, что является базой для прохождения практики будущих специалистов по социальной работе и их дальнейшего трудоустройства1. Однако
1 Информационный портал Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. URL : http://society.irkobl.ru.
проблема занятости и трудоустройства по специальности, а также их профессиональной реализации остается острой и со временем приобретает новые оттенки.
Статья основывается на результатах социологического исследования, проведенного авторами, которое является попыткой изучить причины востребованности и/или невостребованности уровня престижности специальности «Социальная работа». На основе высказываний выпускников этой специальности сделаны выводы о возможностях трудоустройства и карьерного продвижения по данному профессиональному направлению, проанализированы основные причины недостающего спроса на специальность со стороны молодежи, а также изучено мнение выпускников по проблемам их занятости в сфере социальной работы.
Первостепенная проблема в том, что абитуриенты редко осознанно выбирают специальность «Социальная работа». Кроме того, в организациях, где требуются эти специалисты, вакантные места часто занимают другие. В целом, по большинству рабочих мест и должностей в течение длительного времени заняты лица не с соответствующей профессиональной подготовкой [9], а выпускники вузов не стремятся по разным причинам трудоустраиваться по своему профилю подготовки. Одним из замыслов исследования поэтому явилось изучение мотивов профессионального самоопределения и трудоустройства выпускников вузов специальности «Социальная работа» на примере Байкальского государственного университета экономики и права (БГУЭП).
Объектом проведенного исследования стали выпускники специальности «Социальная работа» БГУЭП, закончившие обучение с 2006 по 2012 г. Предмет исследования — мнения и предложения, профессионально-трудовой опыт выпускников специальности Социальная работа. Цель исследования — изучение проблем трудоустройства и возможностей профессиональной самореализации выпускников специальности «Социальная работа».
Перед исследованием были обозначены следующие задачи:
1. Выявить мотивацию, причины выбора выпускниками специальности социальная работа.
2. Установить наличие и характер сложностей при поиске работы после окончания вуза и при занятости по специальности.
3. Изучить факторы, способствующие трудоустройству по специальности, в том числе выбору места прохождения преддипломной практики.
4. Исследовать место нынешней работы выпускников и их трудовой путь с момента окончания вуза.
5. Выяснить характер изменения отношения выпускников к своей специальности от периода обучения до периода трудоустройства и получения первого опыта работы.
6. Рассмотреть мнения выпускников о востребованности и престижности своей специальности на рынке труда, перспективах и проблемах обеспечения востребованности специальности.
7. Выяснить, каких профессиональных знаний и навыков выпускникам недостаточно при работе по специальности; какие знания и навыки они планируют дополнительно приобрести.
8. Изучить предложения и рекомендации выпускников нынешним студентам относительно дальнейшего трудоустройства после окончания вуза.
Гипотезы исследования:
1. Наблюдается «непрестижность» данной специальности среди абитуриентов — в настоящее время социальная работа как будущая профессия не особо ценится среди молодежи.
2. Бытует мнение о низкой оплачиваемо-сти данной профессии — большинство среди молодежи считают социальную работу малооплачиваемой и нелегкой профессией.
3. Найти «подходящую» работу (по критерию уровня зарплаты) по специальности представляется сложным (особенно в г. Иркутске), несмотря на значительное число вакансий для специалистов по социальной работе в учреждениях социального обслуживания (контактный уровень социальной работы), а также в территориальных управлениях социальной защиты населения по отдаленным городам и районам Иркутской области.
В работе был использован метод по-лустандартизованного заочного интервью [6, с. 190-231] — телефонный опрос. Исследование носило выборочный характер с условием максимально возможного охвата выпускников: генеральная совокупность —
151 чел. выпускников разных лет специально-
сти «Социальная работа» БГУЭП; выборочная совокупность — 62 чел. (41 % от генеральной совокупности, что позволяет соблюсти условие репрезентативности). Способ отбора респондентов в выборочную совокупность является случайным, учитывая доступность для контакта выпускников (случайная выборка). Исследование позволило выявить не всех выпускников, поскольку некоторые мигрировали из областного центра и даже региона, вследствие чего оказались недоступными для контакта. Многие не искали и не собираются искать в ближайшее время работу по причине рождения и воспитания детей. Сведения о некоторых работающих выпускниках были получены от их однокурсников.
Итак, опросом были охвачены преимущественно выпускники, проживающие и работающие в г. Иркутске, городах и районах Иркутской области. Всего БГУЭП с 20012012 г. подготовил 151 специалистов в сфере социальной работы (очная форма обучения), из них работают по специальности 47 %, продолжают обучение в магистратуре 2 %; продолжают обучение в аспирантуре 1 %; работают не по специальности 31 %; находятся в отпуске по уходу за детьми 19 % (включили для точности исследования).
Исследование показало, что большинство из выпускников поступали на специальность «Социальная работа» намеренно и целенаправленно. Некоторые даже переводились с других специальностей и других вузов на данную специальность. У большинства (44 %), была поставлена одна цель — помогать людям. Конечно, есть и такие, кто поступил в свое время на бюджетной основе (37 %), и, соответственно, остался там учиться. Данный мотив выбора будущей специальности преобладает и среди обучающихся в настоящее время (поступившие с 2009 г.), среди них абсолютное большинство «бюджетников».
Необходимо разделять такие понятия, как «мотив профессионального самоопределения, выбора профессии» и «мотив поступления». Они не всегда совпадают. При выборе будущей профессии/специальности абитуриент учитывает свои наклонности и способности, а также престижность профессии. Выбирая специальность уже при поступлении в конкретный вуз, абитуриент обращает внимание на конкурс (число человек на бюджетное место) и стоимость обучения по той или
иной специальности. Тем самым, не всегда руководствуется логикой выбора специальности «по душе» [1, с. 120-121].
Среди мотивов выбора специальности были и такие: «желание получить любое высшее образование» — 7 %, «за компанию, вместе с подружкой» — 2 %. Определиться с выбором учебного заведения всегда было не просто, поэтому в анкету был включен такой вопрос: «Почему вы выбрали именно БГУЭП?». Ответы всех опрошенных примерно совпали, а именно: «выбор пал на БГУЭП, так как это престижный вуз, который всегда на слуху».
В ходе исследования были затронуты вопросы трудоустройства выпускников после окончания университета. Тут мнения разделились. Так, 37,3 % своей работой по специальности очень довольны, даже получили второе высшее образование в дополнение к специальности по социальной работе; 53,7 % утверждали, что «профессия молодая развивающаяся, но очень низко оплачивается», поэтому они пока не работают по своей специальности; 9 % ответили «профессия лишена будущего и никаких серьезных сдвигов не будет» и «молодое поколение вряд ли будет в перспективе поступать на данную профессию».
По результатам опроса оказалось, что выпускникам, работающим по специальности, не хватало знаний по правовым дисциплинам. На вопрос: «Каких знаний при работе по специальности вам оказалось недостаточно?» были получены следующие ответы: «Мне очень не хватало знаний законов и пришлось получать второе высшее образование — юридическое»; «В связи с моей работой, для продвижения по службе, мне не хватало знаний по праву, поэтому пришлось еще идти на юридический факультет»; «Я бы увеличила количество часов по таким дисциплинам, как право и право в социальной работе, более того, изучать их необходимо с первого по пятый курс». Выпускница первого выпуска (2006) считает, что: «В процессе обучения необходимо давать студентам больше знаний по экономическим дисциплинам, что очень сильно пригодится в будущей работе даже по специальности; а также создаст гарантию и дополнительную возможность найти работу не по специальности. Тем более мы учимся в экономическом вузе». В ходе исследования выявлено, что 23 % опрошенных (из тех, кто работает по специальности) получили или еще
продолжают получать второе высшее образование по профилю «Гражданское право», так как «знание законов очень важно в нашей основной специальности».
Устроиться на работу по специальности, несомненно, очень сложно, тем более успешно, поэтому нас заинтересовал вопрос «Как помогает практика выпускникам при трудоустройстве?». Были получены следующие ответы: «помогла практика» — 65,7 % и «практика ничем не помогла, икали работу сами» — 32,4 %. Самые популярные среди выпускников места практики и трудоустройства по специальности следующие: во-первых, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, а также структурные подразделения Министерства; во-вторых, Пенсионный фонд Российской Федерации и его отделения по Иркутской области; в-третьих, организации правоохранительных органов — УВД г. Иркутска и других городов области, ГУВД и ГУИН Иркутской области, исправительные колонии, Комиссия по делам несовершеннолетних и др.
Со стороны опрошенных выпускников были также высказаны некоторые соображения относительно повышения авторитета и престижности специальности социальная работа и самой профессиональной деятельности в области социальной защиты населения. Выпускница 2011 г. отмечает, что «необходимо разбить стереотип восприятия данной специальности, ограничивающийся социальной помощью на дому старикам». Выпускник 2007 г. считает, что «только усиленная и действенная, результативная социальная политика государства сможет повернуть в правильное русло понимание социальной работы и создать возможности для успешного трудоустройства выпускникам этой специальности». Выпускница 2008 г. указывает на то, что «основная проблема заключается в низкой оплате труда специалистов в области социальной защиты в целом, не только социальных работников, но и работников других специальностей. Это общая российская черта — что учителя, врачи, социальные служащие и другие работники бюджетной социальной сферы являются самой низкооплачиваемой категорией работающих. Дело не в специальности, а в том, где человек работает. Тот же специалист по социальной работе, занятый в коммерческой сфере или в социальной службе какого-либо
предприятия, имеет достойную заработную плату и для этого ему не надо десятки лет нарабатывать опыт и доказывать свой профессионализм, делать карьеру».
Как известно, в настоящее время важным условием при признании вуза эффективным является факт устройства выпускников по специальности. Если выпускники будут работать по специальности, выиграют от этого обе стороны — университет и выпускники. Интерес выпускников заключается в успешном трудоустройстве по специальности, что также снизит уровень молодежной безработицы в регионе [5, с. 49-63].
Итак, на основе проведенного социологического опроса были сформулированы следующие рекомендации.
По словам выпускников, «лучше сразу начинать работу по специальности, чем гнаться за высокооплачиваемой работой не по специальности, ведь большинство потом возвращаются к социальной работе независимо от уровня ожидаемой оплаты труда. Пока нет опыта работы можно согласиться и на меньшую заработную плату, набраться опыта в данной сфере деятельности, узнать все тонкости работы в организации».
В ходе обучения по специальности «студентам желательно особенно развивать те профессиональные навыки и умения, которые вероятнее всего потребуются или могут пригодиться в будущей практической деятельности. Что именно может потребоваться в профессионально-квалификационном плане, можно сделать вывод по результатам прохождения практики в социальных службах».
Выпускникам, как правило, не хватает знаний по праву, бухгалтерскому учету. Следовательно, просто необходимо уделять как можно больше внимания на данные дисциплины как самим студентам, если они хотят после обучения остаться в данной сфере, так и при формировании учебных планов и образовательных программ. На различных дисциплинах (не только правовых) «следует уделять внимание нормативно-правовой основе социальной работы с отдельными группами населения и в разных сферах жизнедеятельности».
Студентам необходимо научиться грамотно составлять резюме, чтобы перед окончанием обучения заранее подготовить подробное резюме о своих знаниях и умениях, навыках (полученных на практике) по специальности. Известия ИГЭА. 2014. № 3 (95)
Как отмечают выпускники, «без грамотно составленного резюме поиск работы мало результативен».
Студентам старших курсов стараться выбирать места прохождения практики с учетом возможностей дальнейшего трудоустройства (после окончания практики или после окончания обучения в целом). В этом плане «необходимо установление и поддержание контактов с руководством по месту практики уже после ее прохождения».
При поиске места трудоустройства, в том числе по специальности, выпускникам необходимо пользоваться различными способами поиска работы [4, с. 96-98], очень эффективный способ — размещение резюме в СМИ и в Интернете. Лучше всего направить информацию о себе по всем интересующим адресам. Поиск работы возможен через агентство по трудоустройству (частные кадровые агентства). Одним из верных способов поиска работы является обращение в Центр занятости населения1.
Студентам, обучающимся по специальности «Социальная работа» в БГУЭП, имеет смысл использовать возможность получения параллельно образования по второй специальности, например, по юридическому направлению. «Заканчивая вуз с двумя дипломами о высшем образовании гораздо легче и успешнее можно трудоустроиться и построить профессиональную карьеру». Сочетание социальной работы и юриспруденции — самый лучший вариант профессионального образования для работы в государственных органах социальной защиты населения.
Выпускающей кафедре рекомендуется «регулярно осуществлять сбор информации о вакансиях в социальной сфере, особенно в области социальной защиты населения (непосредственно от работодателей), доводить данную информацию до выпускников, а также студентов 4-5 курсов». Назрела необходимость проведения встреч выпускников в виде «круглых столов» / «метод-семинаров» по обсуждению успешности их трудоустройства, планирования их карьеры, необходимости повышения квалификации, удовлетворенности работой, перспектив и проблем занятости, а также их предложений студентам и диплом-
1 Информационный портал Министерства труда и занятости населения Иркутской области. URL: http:// www.irkzan.ru.
никам специальности перед их выходом на рынок труда.
На вопрос: «Что, на Ваш взгляд, еще необходимо для развития данной специальности для роста ее престижа среди молодежи и повышения возможностей трудоустройства?» респонденты отвечали, что «нужна более серьезная и активная деятельность со стороны государства, повышение заработной платы»; «необходима профориентационная реклама о специальности аналогично рекламе о социальной заботе». Некоторые предложили «сменить или скорректировать у специальности название "Социальная работа"».
Можно с уверенностью утверждать, что специальность «социальная работа» востребована на рынке труда, но ее престиж, в сравнении с такими профессиями, как юрист, экономист, ничтожно мал. Дело не в том, что такая работа отнимает много душевных сил, проблема заключается в низкой заработной плате, Поэтому молодые люди не идут учиться, а в дальнейшем работать. Например, в Германии, Швеции, во многих странах Европы, а также в США профессия намного больше распространена, чем в России. Там она представляет большую ценность и оплата труда достойная. В России социальная работа только набирает обороты, возможно, в ближайшие десятилетия мы достигнем тех результатов, к которым пришли страны Европы [4; 8].
В завершение приведем отдельные фразы о социальной политике из статьи В. В. Путина: «Многие граждане не могут реализовать свои профессиональные знания, найти такую работу, которая позволяла бы иметь достойную зарплату и развиваться, строить карьеру. Плохо, с большими перебоями работают социальные лифты, начиная от системы образования. Эта проблема значительно обострилась в последние годы, когда большинство молодых работников, входящих на рынок труда, окончило вузы. Социальная политика имеет несколько целей, несколько измерений. Это поддержка слабых, тех, кто по объективным причинам не может зарабатывать себе на жизнь. Это обеспечение работы «социальных лифтов», «равного старта» и продвижения каждого человека на основе его способностей и таланта. Эффективность социальной политики измеряется мнением людей — справедливо ли устроено общество, в котором мы живем» [3].
Итак, рассматриваемая проблема очень актуальна и предполагает значительные перспективы своего развития, что подтверждается некоторыми фактами построения социального государства и осуществления социальной политики в России. Мы видим, как государство косвенно воздействует на рынок труда, на формирование предложения рабочей силы по профессиональному признаку. Например, увеличение бюджетных мест по социальным специальностям, в частности по направлению «Социальная работа» и ее специализациям. Налицо попытка задействовать вузы в процесс обязательного содействия дальнейшему трудоустройству выпускников1. Расширяются специализации подготовки будущих специалистов в области социальной работы, увеличивается набор абитуриентов по данному профилю. Совершенствуется постепенно учебно-методическая база профессионального обучения в области социальной работы. Так, находится в разработке Профессиональный стандарт специалиста по социальной работе2, который заложит основы для формирования профессиональных компетенций и их использования при подготовке специалистов по социальной работе, а также для разработки профессиограмм и должностных требований к работникам социальных служб. Развивается система повышения квалификации и научной подготовки специалистов в области социальной работы. В частности, открываются ведомственные центры переподготовки и повышения квалификации для работников органов социальной защиты населения, ученые советы по защите кандидатских и докторских диссертаций в области социологии и социальной работы. Все больше и чаще организуется проведение научных исследований социальных проблем, как в целом, так и по изучению социальной защищенности отдельных категорий граждан, их депривации. В практической сфере социальной работы мы также наблюдаем многие подтверждающие факты развития и расширения социальной деятельности. Например, создаются и реализуются социальные программы не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях.
1 Информационный портал Министерства труда и занятости населения Иркутской области. URL : http:// www.irkzan.ru.
2 Российский государственный социальный университет. URL : http://www.rgsu.net.
Известия ИГЭА. 2014. № 3 (95)
Изменяется и дополняется законодательство в социальной работе. Расширяется спектр государственных социальных услуг населению в рамках социальной защиты, отрабатывается и корректируется порядок их предоставления. Увеличивается не только число учреждений социального обслуживания, но и их диффе-ренциация1. Создаются учреждения различного профиля, оказывающие социальную помощь различным группам населения и категориям нуждающихся, решающие различные социальные проблемы. Одной из последних тенденций в практике социальных служб является введение системы оценки эффективности работы и контроля качества предоставляемых социальных услуг, что подтверждает стремление государства совершенствовать систему социальной защиты и профессиональную деятельность специалистов социальной работы. Характерным направлением последнего десятилетия можно отметить внедрение социальных инноваций в работу учреждений социального обслуживания различных категорий клиентов, основанных на изучении как передового межрегионального, так и зарубежного опыта социальной работы.
В России социальный работник ассоциируется пока только с социальной защитой — одной из основных сфер приложения сил таких специалистов и, надо сказать, очень нуждающейся в профессионально подготовленных кадрах. Но такой подход отражает лишь одну из сторон профессиональной деятельности социальных работников. В современном об-
1 Информационный портал Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. URL : http://society.irkobl.ru.
ществе потребность в социальных работниках существует в школах, службах трудоустройства и занятости, армии, учреждениях здравоохранения, на предприятиях, в различных структурах вплоть до самого высокого — государственного уровня. Это обстоятельство определяет выделение двух уровней социальной работы [7, с. 183-186]. Первый уровень условно назовем «контактным», или «работы с клиентом». На этом уровне рассматриваются проблемы отдельных людей, семей или небольших групп населения. Второй уровень социальной работы можно назвать «организационным». На этом уровне решаются задачи формирования общей концепции социальной работы и координации деятельности социальных учреждений, а также разработки социальной политики в государственном масштабе, на уровне отдельного региона, территории или предприятия. Очевидно, что наряду со знаниями технологии и методов социальной работы, специалисты подобного профиля должны пройти подготовку в области экономики и менеджмента, поскольку сильная социальная политика строится на сильной экономике, и знание законов экономического развития2.
Завершая статью, процитируем К. Пола-ньи, который заметил: «Экономический порядок обычно бывает функцией от социального, причем второй обеспечивает первый» [2]. Это еще раз подчеркивает необходимость социальной сферы, ее главенство над экономической. Если в стране не будет социальной справедливости, равенства, то про экономический порядок можно забыть.
2 Сайт специальности «Социальная работа» БГУЭП. URL : http://www.sociology.isea.ru.
Список использованной литературы
1. Зимина Е. В. Мотивационная составляющая конкурентоспособности специалистов системы социальной защиты населения города Иркутска / Е. В. Зимина // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2007. — № 5 (55). — С. 119-122.
2. Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс / К. Поланьи ; пер. с англ. М. С. До-бряковой // Экономическая социология (электронный журнал). — 2002. — Т. 3, № 2. — С. 62-73. — URL : http://ecsoc.hse.ru/2002-3-2.html.
3. Путин В. В. Строительство справедливости. Социальная политика для России / В. В. Путин // Комсомольская правда. — 2012. — 13 февр.
4. Стратегия социальной защиты населения крупного сибирского города (на основе социолого-статистиче-ских исследований системы социальной защиты населения г. Иркутска) / под науч. ред. В. И. Самарухи, Б. Л. То-карского. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. — 205 с.
5. Теоретико-методические аспекты исследования качества жизни населения / под науч. ред. Н. М. Токар-ской, Л. В. Саниной. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 180 с.
6. Токарский Б. Л. Исследование и прогнозирование рынка труда крупного города : учеб. пособие / Б. Л. Токарский, Г. Н. Макарова, И. С. Змановский ; под науч. ред. В. И. Самарухи. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2007. — 232 с.
7. Токарский Б. Л. Кафедра социологии и социальной работы байкальского государственного университета экономики и права: первое десятилетие / Б. Л. Токарский, И. С. Карпикова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2010. — № 6. — С. 183-188.
8. Токарский Б. Л. Социологические методы в исследовании и прогнозировании социально-трудовых показателей качества жизни населения / Б. Л. Токарский, И. С. Змановский // Проблемы формирования и регулирования качества жизни городского населения в сибирских регионах : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Иркутск, 16 мая 2012 г. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — С. 37-44.
9. Трохирова У. В. Проблемы кадрового обеспечения системы социальной защиты и социального обслуживания населения и стратегические направления их решения (на примере г. Иркутска) / У. В. Трохирова, Е. В. Зимина // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). — 2010. — № 5. — URL : http://eizvestia.isea.ru/reader/ article.aspx?id=13884.
References
1. Zimina E. V. Motivational component of competitive ability experts of system of social protection of the population of Irkutsk. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii — Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2007, no. 5 (55), pp. 119-122 (in Russian).
2. Polanyi K. The Economy as an Instituted Process. Ekonomicheskaya sotsiologiya (elektronnyi zhurnal) -Economic Sociology (online journal), 2002, vol. 3, no. 2, pp. 62-73. Available at: http://ecsoc.hse.ru/2002-3-2. html (in Russian).
3. Putin V. V. Construction of justice. Social policy for Russia. Komsomolskaya pravda — Komsomolskaya pravda, 2012, Feb. 13 (in Russian).
4. Samarukha V. I., Tokarskii B. L. (ed.) Strategiya sotsialnoizashchity naseleniya krupnogo sibirskogo goroda (na osnove sotsiologo-statisticheskikh issledovanii sistemy sotsial'noi zashchity naseleniya g. Irkutska) [Social protection strategy of a large Siberian city (based on sociological and statistical research of the social protection system of the population of Irkutsk)]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2011. 205 p.
5. Tokarskaya N. M., Sanina L. V. (ed.) Teoretiko-metodicheskie aspekty issledovaniya kachestvazhizni naseleniya [Theoretical and methodological aspects of the population quality of life research]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013. 180 p.
6. Tokarskii B. L., Makarova G. N., Zmanovskii I. S. Issledovanie i prognozirovanie rynka truda krupnogo goroda [Studying and forecasting of a labor market in a large city]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2007. 232 p.
7. Tokarsky B. L., Karpikova I. S. Sociology and social work department of Baikal State University of Economics and Law: first decade. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii — Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2010, no. 6, pp. 183-188 (in Russian).
8. Tokarskii B. L., Zmanovskii I. S. Sociological methods in studying and forecasting of social and labor indicators of quality of life. Problemy formirovaniya i regulirovaniya kachestva zhizni gorodskogo naseleniya v sibirskikh regionakh. Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Irkutsk, 16 maya 2012 g. [Problems of formation and regulation of the urban population quality of life in Siberian regions. Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference, Irkutsk, May 16, 2012] Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2012. Pp. 37-44 (in Russian).
9. Trokhirova U. V., Zimina E. V. Problems of personnel availability for the system of social protection and social services, and strategic lines for solving them (by the example of Irkutsk city). Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) (elektronnyy zhurnal) — Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law) (online journal), 2010, no. 5. Available at: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=13884 (in Russian).
Информация об авторах
Нефедьева Елена Ивановна — кандидат экономических наук, доцент, докторант, кафедра социологии и социальной работы, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: nei10@mail.ru.
Труфанова Анна Александровна — студент, специальность «Социальная работа», факультет экономики труда и управления персоналом, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: truf1994@mail.ru.
Authors
Nefedyeva Elena Ivanovna — PhD in Economics, Associate Professor, candidate for a Doctoral degree, Chair of Sociology and Social Work, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia, е-mail: nei10@mail.ru.
Trufanova Anna Aleksandrovna — Student, Specialization «Social Work», Department of Labor Economics and Personnel Management, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: truf1994@mail.ru.