Научная статья на тему 'Предпочтения абитуриентов в выборе профессии: вчера и сегодня'

Предпочтения абитуриентов в выборе профессии: вчера и сегодня Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
351
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБИТУРИЕНТ / ПРОФЕССИЯ / РЕЙТИНГ / СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ / РЫНОК ТРУДА / ТРУДОУСТРОЙСТВО / APPLICANT / PROFESSION / RATING / STRUCTURAL SHIFTS / LABOR MARKET / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Малютина Светлана Анатольевна, Пензина Ольга Николаевна

В настоящее время политика в сфере образования, в частности получения высшего профессионального образования, неоднозначна. Считается, что рынок труда нуждается в рабочих кадрах, специалистах со средним и начальным профессиональным образованием. В данной статье даётся сравнение трудоустройства соискателей разного уровня образования. Прослеживается связь государственной политики регулирования выпуска специалистов и их дальнейшего трудоустройства. Отмечена тенденция перехода высшего профессионального образования из категории «элитного» во «всеобщее», что связано не только с проблемами глобализации мирового хозяйства, но и с постоянно повышающимися требованиями профессиональных компетенций работников. Выявлены и раскрыты причины структурных сдвигов в распределении предпочтений профессий, а также установлены наиболее популярные с точки зрения абитуриентов профессии. Сделан вывод о том, что абитуриент выбирает профессию, руководствуясь не технико-организационными особенностями той или иной профессии, а в соответствии с рыночной конъюнктурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Малютина Светлана Анатольевна, Пензина Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICANTS' PREFERENCES IN CHOOSING THE PROFESSION: YESTERDAY AND TODAY

Currently, education policy, in particular for higher professional learning is ambiguous. It is believed that the labor market needs regular labor force, specialists with secondary and elementary vocational professional education. The article provides employment comparison for applicants with different educational levels, traces the connection of state policy in regulating the turn-out of specialists and their further employment. It notes the trend of transition of higher professional education from the «elite» category to the «universal» one, which is connected not only with the problems of the world economy globalization but with the constantly increasing requirements to workers' professional competence. The article identifies and reveals the grounds for structural shifts in distribution of profession preferences, as well as states the professions that are most popular from applicants' point of view.

Текст научной работы на тему «Предпочтения абитуриентов в выборе профессии: вчера и сегодня»

УДК 331.548 С. А. Малютина

кандидат экономических наук, доцент, Байкальский государственный университет экономики и права

О. Н. Пензина

Байкальский государственный университет экономики и права

ПРЕДПОЧТЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

В настоящее время политика в сфере образования, в частности получения высшего профессионального образования, неоднозначна. Считается, что рынок труда нуждается в рабочих кадрах, специалистах со средним и начальным профессиональным образованием. В данной статье дается сравнение трудоустройства соискателей разного уровня образования. Прослеживается связь государственной политики регулирования выпуска специалистов и их дальнейшего трудоустройства. Отмечена тенденция перехода высшего профессионального образования из категории «элитного» во «всеобщее», что связано не только с проблемами глобализации мирового хозяйства, но и с постоянно повышающимися требованиями профессиональных компетенций работников. Выявлены и раскрыты причины структурных сдвигов в распределении предпочтений профессий, а также установлены наиболее популярные с точки зрения абитуриентов профессии. Сделан вывод о том, что абитуриент выбирает профессию, руководствуясь не технико-организационными особенностями той или иной профессии, а в соответствии с рыночной конъюнктурой.

Ключевые слова: абитуриент; профессия; рейтинг; структурные сдвиги; рынок труда; трудоустройство.

S. A. Malyutina

PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law

O. N. Penzina

Baikal State University of Economics and Law

APPLICANTS' PREFERENCES IN CHOOSING THE PROFESSION: YESTERDAY AND TODAY

Currently, education policy, in particular for higher professional learning is ambiguous. It is believed that the labor market needs regular labor force, specialists with secondary and elementary vocational professional education. The article provides employment comparison for applicants with different educational levels, traces the connection of state policy in regulating the turn-out of specialists and their further employment. It notes the trend of transition of higher professional education from the «elite» category to the «universal» one, which is connected not only with the problems of the world economy globalization but with the constantly increasing requirements to workers' professional competence. The article identifies and reveals the grounds for structural shifts in distribution of profession preferences, as well as states the professions that are most popular from applicants' point of view.

Keywords: applicant; profession; rating; structural shifts; labor market; employment.

Французский демограф А. Сови, опираясь на исследования в области уровня образования населения, проведенные в разных странах, выразил зависимость между ростом национального дохода и уровнем квалификации следую-

© С. А. Малютина, О. Н. Пензина, 2014

щим образом: «Завтрашний национальный доход любой страны будет зависеть от уровня квалификации ее активного населения, а последняя создается еще на школьной скамье, где молодежь приобретает знания, ценность которых определяется всей системой образования» [2, с. 47]. Научно-технические кадры (ученые, специалисты народного хозяйства и т. д.) являются главной движущей силой экономического роста. По мнению экспертов ООН, наибольший вклад в темпы прироста экономического потенциала страны дают специалисты с высшим профессиональным образованием. Процесс формирования квалифицированных кадров неразрывно связан с социально-экономическим развитием страны.

В условиях командной экономики государство прямо регулировало как экономические процессы, так и процессы обучения, перемещения и обустройства специалистов. Несовпадение спроса на рабочую силу и предложения рабочих мест было незначительным, локальным или же диктовалось спецификой спроса на рабочую силу. При этом практически не наблюдалось случаев лик-видаций предприятий и вызванного этим высвобождения специалистов.

Государство директивно решало проблему согласования спроса на рабочие места с предложением рабочей силы, управляя процессом перемещения инвестиций и широко используя различные политические, экономические, административные мероприятия по перемещению специалистов. При выборе средств доминировал принцип народнохозяйственного интереса, поэтому население в основном перемещалось вслед за производством. Такая политика государства не ликвидировала полностью пространственных диспропорций в занятости, а порождала новые проблемы, закрепляя узкую специализацию отдельных регионов, городов, поселков, но, тем не менее, позволила устранить понятие безработицы из жизни нескольких поколений.

Рыночные отношения резко изменили перспективу занятости молодых специалистов. Ликвидация государственной системы распределения выпускников высшей школы и переход системы к рыночным отношениям привели к тому, что они были целиком отданы во власть складывающегося рынка труда, далекого пока от адекватного отражения общественных потребностей. Начиная с 1993 г., среди безработных впервые появились выпускники общеобразовательной и профессиональной школ. Уже в 1994 г. в Иркутской области более 50 % выпускников вузов, до 68 % выпускников средней и до 80 % выпускников начальной профессиональной школы оказались нетрудоустроенными; без работы и учебы остались примерно 500 тыс. девятиклассников. В анализируемый период на рынке труда не были востребованы специалисты как с высшим профессиональным образованием, так и выпускники средних и средних специальных учебных заведений — все они испытывали трудности при трудоустройстве. Высокий уровень безработных объясняется началом экономического кризиса в стране, который сопровождался снижением объемов производства, закрытием предприятий и, как следствие, общим ростом уровня безработицы. Данная тенденция наблюдалась и в последующие исследуемые периоды — 1995, 1996, 1997, 2010 и 2011 гг. (рис. 1).

Однако, начиная с 1997 г., наблюдается иная тенденция. Численность безработных специалистов с высшим образованием уменьшается ( причем это снижение резкое), тогда как удельный вес безработных со средним специальным и общим средним образованием держится практически на одном уровне (см. рис. 1). Такая динамика происходит в связи с усложнением производственного потенциала страны, появлением новых отраслей, основанных на новейших научных достижениях. Необходимо отметить, что и к работникам со средним профессиональным образованием также повышаются профессиональные требования.

40 35 30 25 20 15 10 0

35,6 35,0

33,7 34,2 34,4 28,0

24,4

----- 27,0

13,9

8 2 11,3 11,3

6,7 \0,7 9,9 ' 7,7

5,8 5,0

2010

2011

1995 1996 1997

—♦— Высшее профессиональное —■ Среднее профессиональное —А— Начальное профессиональное -»—Среднее общее Рис. 1. Динамика состава безработных по уровню образования в 1995-2011 гг., % (Составлено по: Занятость и безработица : ежемес. экспресс-аналит. информация Центра занятости г. Иркутска (Иркутск, янв.-дек. 1997-2000 гг.);

Информационный бюллетень Центра занятости г. Иркутска. 2011. № 12)

Анализ численности безработных в зависимости от уровня образования на современном этапе развития показывает, что сохраняется тенденция наименьшего удельного веса безработных с высшим образованием, чем доля безработных со средним профессиональным и общим средним образованием (табл. 1).

Таблица 1

Распределение численности безработных по уровню образования в Иркутской области за 2007-2011 гг., % к итогу

Уровень образования 2007 2010 2011

Высшее 11,4 14,3 12,9

Среднее профессиональное 16,2 16,1 20,4

Начальное профессиональное 16,3 22,0 23,1

Среднее общее 36,3 33,6 27,4

Основное общее 19,6 13,1 14,9

Не имеют основного общего 0,2 0,9 1,3

Составлено по данным сайта Федеральной службы государственной статистики.

Увеличение доли безработных с высшим образованием в 2010 г. объясняется экономическим кризисом, который наблюдался в стране в 2009 г. Если проследить структуру безработных по уровню образования в целом по России, то описанная тенденция прослеживается и по стране (табл. 2). Структура безработных по уровню образования в стране, Сибирском федеральном округе и Иркутской области в целом совпадают и свидетельствуют, что безработный, имеющий высшее образование, легче адаптируется на рынке труда и трудоустраивается, тогда как имеющие среднее общее, начальное и среднее профессиональное образование испытывают трудности при трудоустройстве. Исходя из изложенного, предполагаем, что данная тенденция сохранится и в будущем.

Таблица 2

Состав безработных по уровню образования в 2011-2012 гг., % к итогу

Уровень образования 2011 2012

РФ СФО Иркутская область РФ СФО Иркутская область

Высшее 15,6 12,9 12,9 16,4 13,7 13,1

Среднее профессиональное 20,4 19,3 20,4 19,3 17,8 15,5

Начальное профессиональное 19,9 21,2 23,1 20,3 20,8 20,4

Среднее общее 32,2 31,2 27,4 32,8 32,3 34,0

Основное общее 10,7 14,0 14,9 10,1 13,9 15,7

Не имеют основного общего 1,2 1,4 1,3 1,1 1,5 1,2

Составлено по данным сайта Федеральной службы государственной статистики.

Учеными в 2011 г. был составлен инерционный вариант прогноза состояния молодежной среды и перспективных направлений социальной защиты молодежи [3, с. 119]. По их мнению, в стране к 2020 г. ожидается перепроизводство специалистов с высшим образованием, которые не будут востребованы на рынке труда. Однако спустя три года после прогноза доля безработных специалистов с высшим образованием неизменно сокращается. Таким образом, прогноз об изменении структуры безработных в зависимости от уровня образования не подтвердился. Это объясняется воздействием ряда причин: изменением структуры экономики, развитием системы образования и др. К тому же мировая практика показывает, что экономический рост страны сопровождается увеличением удельного веса занятых, имеющих высшее образование. Анализируя данные удельного веса занятых по уровню образования в России, Сибирском федеральном округе и Иркутской области, мы можем подтвердить данное утверждение (табл. 3).

Таблица 3

Состав занятого населения по уровню образования в 2009-2012 гг., % к итогу

Уровень 2009 2010 2011 2012

образова- РФ СФО Иркут- РФ СФО Иркут- РФ СФО Иркут- РФ СФО Иркут-

ния ская область ская область ская область ская область

Высшее 28,0 24,4 22,8 28,7 24,6 24,2 29,3 25,2 24,6 30,4 26,2 25,9

Среднее 27,1 26,4 24,2 27,1 26,2 24,3 26,9 25,3 24,8 26,2 24,5 22,7

профессио-

нальное

Начальное 18,9 18,9 21,4 19,7 19,7 22,0 19,5 20,7 21,3 19,5 20,0 21,1

профессио-

нальное

Среднее 20,9 22,8 23,8 20,0 22,9 21,6 19,7 22,3 21,8 19,9 23,3 23,0

общее

Основное 4,6 6,7 7,4 4,0 5,9 7,2 3,9 5,8 6,8 3,7 5,6 6,9

общее

Не имеют 0,4 0,6 0,4 0,3 0,6 0,5 0,3 0,6 0,5 0,3 0,5 0,4

основного

общего

Составлено по данным сайта Федеральной службы государственной статистики.

За последние 3 года (2010-2012) наблюдается рост числа занятых, имеющих высшее образование (см. табл. 3). Данная тенденция объясняется, во-первых, повышением профессиональных требований к сотрудникам, во-вторых, усложнением экономических связей, в-третьих, интеграцией производства, в-четвертых, расширением производственных функций персонала. Необходимо отметить, что в настоящее время высшее образование перешло из категории «элитного» во «всеобщее» — все большее число молодых людей считают получение высшего образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения, определенной гарантией от безработицы.

Основные проблемы, которые встают перед каждым молодым человеком и в целом характеризуют проблемы молодежи как социальной группы, связаны с вхождением молодых людей во взрослую жизнь, социализацией и принятием на себя взрослых социальных ролей. К таким проблемам, прежде всего, можно отнести профобразование и трудоустройство. Основными противоречиями современного рынка труда, сложившегося в г. Иркутске, являются противоречия, связанные с низкой престижностью в молодежной среде рабочих профессий и профессий, не требующих профессионального образования и подготовки, спрос на которые ежегодно возрастает, а также между полученным в учебном

заведении образованием и реальной потребностью рынка труда в специалистах этого профиля. Проанализировав количество вакансий на сайтах, освещающих наличие свободных мест на рынке труда, выяснилось, что востребованность специалистов с высшим образованием наибольшая, но требования на открытые рабочие места очень высокие, тогда как выпускники вузов не всегда имеют достаточный уровень знаний в определенных профессиональных направлениях.

В основе профессионального самоопределения лежит достаточно сложная система субъективных факторов. Выбор профессии в основном рассматривается не в контексте ее технико-организационных особенностей, а в связи с ориентацией индивида на социальный статус в структуре общества. В ситуации выбора профессии дефицит социальной информации, отсутствие личного опыта компенсируются оценкой престижности профессии. Взаимосвязь выбора профессии с ее престижностью в обществе — не результат рыночных отношений, а исторически сложившихся социальных общественных институтов, что подтверждают социологические исследования, проведенные авторами.

Целью исследования было установить характер изменений профессионального самоопределения и выбора профессии потенциальными абитуриентами во взаимосвязи с ее престижностью в обществе.

Задачи исследования:

- установить шкалу престижности профессий с точки зрения школьников;

- определить уровень изменений в предпочтениях абитуриентов.

Объектом исследования выступили старшеклассники.

Предмет изучения — профессиональное самоопределение учеников старших классов.

Опрос проводился в школах г. Иркутска и Иркутской области в 1998 г. и в 2011 г. При проведении опроса среди старшеклассников использовали случайную групповую выборку. В каждом районе города были выбраны две школы — престижная (лицей, гимназия) и обычная. Опрашивались ученики 11-х классов. Опрос студентов предполагал случайную выборку. В опросе участвовало 210 старшеклассников в 1998 г. [1, с. 78] и 142 чел. в 2011 г., из них 80 чел. — учащиеся школ-партнеров университета, 40 — учащиеся обычных школ (лицеев) г. Иркутска, 22 — иногородние школьники. Школы-партнеры —это школы г. Иркутска и Иркутской области, с которыми Байкальским государственным университетом экономики и права заключено Соглашение о сотрудничестве. Сотрудничество предусматривает курирование профильных классов, проведение занятий и привлечение школьников к профориентационным мероприятиям, проводимым вузом. Это количество респондентов отвечает принципу репрезентативности выборочного наблюдения, позволяющий распространить полученные результаты на генеральную совокупность [4, с. 47].

Вопрос профессионального выбора является сложным и важным для старшеклассников, который определяет их дальнейшее благосостояние и удовлетворенность работой. Понятие престижа синтезирует в себе оценку социальной значимости и привлекательности таких характеристик профессионального статуса, как материальное положение, уровень образования, активное участие в управлении, стиль жизни.

По данным социологического опроса, проведенного в 1998 г. в г. Иркутске, самыми престижными профессиями в обществе являются юрист, экономист, работник банковской системы, менеджеры (рис. 2).

Непрестижные профессии, которые отметили респонденты, можно разделить на три группы:

1. Профессии, требующие высшего профессионального образования (учитель, врач, инженер, ученый, геолог).

2. Профессии, требующие среднего или начального специального образования (продавец, воспитатель, шахтер, библиотекарь, механик, плотник).

3. Профессии, не требующие специального образования (дворник, уборщица, грузчик, кондуктор, сторож) [1, с. 84].

19,53

1 8,57 8,57

6,1 -

4,04 3,57

Юрист

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономист Работник Менеджер Психолог банковской

Врач

Предприниматель

системы

Рис. 2. Распределение престижности профессий (по мнению абитуриентов) в 1998 г., %о (Составлено по: [1, с. 84])

Заметим, что при проведении социологического опроса в 2011 г. было введено понятие перспективности профессии, так как перспективность является неотъемлемой частью характеристики престижности. По мнению школьников, опрошенных в 2011 г., перспективными профессиями являются предприниматель (69 %), инженер (64 %), служащий таможенных органов (61 %), не вполне перспективные — менеджер по продажам (53 %), бухгалтер и маркетолог (по 50 %), журналист (49 %). Среди «неперспективных» отмечены в первую очередь учитель (55 %), затем рабочие профессии (45 %) и замыкает эту тройку специалист по лесопромышленному комплексу (36 %) (табл. 4).

Таблица 4

Оценка профессий школьниками по шкале «весьма перспективные», «не вполне» и «неперспективные», %

Профессия Оценка

Весьма Не вполне Неперспективные

PR-специалист (рекламщик) 40 44 16

Архитектор 42 42 16

Инженер 62 27 11

Маркетолог 29 50 21

Юрист 38 40 22

Экономист, финансист 55 33 12

Предприниматель 69 25 6

Учитель 12 33 55

Врач 39 39 22

Менеджер по продажам 23 53 24

Дизайнер 41 41 18

Журналист 35 49 16

Дипломат 45 44 11

Служащий таможенных органов 61 26 13

Специалист по налогам 44 44 13

Бухгалтер 26 50 24

Специалист по землеустройству и кадастрам 24 44 32

Специалист по лесопромышленному комплексу (Лесное дело) 30 34 36

Программист 49 34 18

Рабочие профессии 21 34 45

Результаты сравнительного анализа данных опросов свидетельствуют о значительном структурном изменении распределения престижности профессий с точки зрения абитуриентов (табл. 5).

Таблица 5

Распределение профессий по уровню престижности в 1998 и 2011 гг., %

Профессия 1998 2011

Предприниматель 8,57 8,79

Инженер - 7,9

Служащий таможенных органов - 7,77

Экономист, финансист 25,59 7,01

Программист 8,81 6,24

Дипломат - 5,73

Специалист по налогам - 5,61

Архитектор - 5,35

Дизайнер - 5,22

PR-специалист (рекламщик) - 5,1

Врач 3,57 4,97

Юрист 34,75 4,84

Журналист - 4,46

Специалист по лесопромышленному комплексу - 3,82

Маркетолог - 3,69

Бухгалтер 4,5 3,31

Специалист по землеустройству и кадастрам - 3,06

Менеджер 4,04 2,93

Рабочие профессии 8,57 2,68

Учитель 1,6 1,53

Всего 100 100

Коэффициент Салаи, характеризующий структурные изменения, составил 78,34 %, что подтверждает вывод значительных изменений в структуре престижности профессий. Это объясняется, во-первых, изменением социально-экономической и политической ситуации в стране, повлекшей повышение роли предпринимательства в развитии экономики и, как следствие, рост престижности предпринимательской деятельности в обществе. Во-вторых, появлением новых специальностей, обусловленных научно-техническим прогрессом, глобализацией и усложнением мирового хозяйства в целом. В-третьих, современные требования к профессиональным компетенциям специалистов привели к изменению: от интегрированных специальностей к их узкой специализации. Сокращение доли престижности профессии юриста, по данным опроса, говорит не о снижении интереса к ней, а о распространении правовых знаний при подготовке специалистов социально-экономических направлений.

Полученные в ходе исследований результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Наиболее востребованными на рынке труда являются выпускники с высшим образованием.

2. Рейтинг перспективных профессий за последние 13 лет практически не изменился, однако расширился их диапазон.

3. Произошли структурные сдвиги в распределении предпочтений абитуриентов в выборе профессии за счет существенных изменений в образовательных стандартах подготовки специалистов и динамических процессов мировой экономики.

Список использованной литературы

1. Малютина С. А. Профессиональные аспекты формирования трудового потенциала специалистов и его использование в условиях переходной экономики : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.07 / С. А. Малютина. — Иркутск, 2000. — 189 с.

2. Сови А. Общая теория населения : в 2 т. / А. Сови ; пер. с франц. Ф. Р. Окуневой. — М. : Прогресс, 1977. — Т. 1 : Экономика и рост населения. — 503 с.

3. Стратегия социальной защиты населения крупного сибирского города (на основе социолого-статистических исследований системы социальной защиты населения г. Иркутска) / под науч. ред. В. И. Самарухи, Б. Л. Токарского. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. — 205 с.

4. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. — Самара : Изд-во «Самарский университет», 1995. — 332 с.

References

1. Malyutina S. A. Professionalnye aspekty formirovaniya trudovogo potentsiala spet-sialistov i ego ispolzovanie v usloviyakh perekhodnoi ekonomiki. Kand. Diss. [Professional aspects of developing labor potential of specialists and its use in transitional economy environment. Cand. Diss.]. Irkutsk, 2000. 189 p.

2. Sovi A. Obshchaya teoriya naseleniya [General theory of population]. Moscow, Progress Publ., 1977. Vol. 1. 503 p.

3. Samarukha V. I., Tokarskii B. L. (ed.) Strategiya sotsialnoi zashchity naseleniya krupnogo sibirskogo goroda (na osnove sotsiologo-statisticheskikh issledovanii sistemy sot-sialnoi zashchity naseleniya g. Irkutska) [The strategy of social protection of a major Siberian city's population (on the basis of sociological and statistic investigations of social protection system for population of Irkutsk). Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2011. 205 p.

4. Yadov V. A. Sotsiologicheskoe issledovanie: metodologiya, programma, metody [A sociological research: methodology, program, methods]. Samara University Publ., 1995. 332 p.

Информация об авторах

Малютина Светлана Анатольевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра математики, эконометрики и статистики, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].

Пензина Ольга Николаевна — аспирант, кафедра экономики предприятия и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].

Authors

Svetlana A. Malyutina — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Department of Mathematics, Econometrics and Statistics, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected].

Olga N. Penzina — PhD student, Chair of Enterprise Economy and Entrepreneurship, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.