Научная статья на тему 'Трудоустройство выпускника вуза: от теории к практике (на примере одной специальности)'

Трудоустройство выпускника вуза: от теории к практике (на примере одной специальности) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
158
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ / КАРЬЕРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ИНФРАСТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / EMPLOYMENT / THE ORGANIZATION OF WORK WITH YOUTH / CAREER / THE STATE YOUTH POLICY / AN INFRASTRUCTURE OF THE STATE YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коробейникова А. П., Баландина Т. Ю.

В статье проанализированы проблемы трудоустройства выпускников специальности «Организация работы с молодежью». Дана характеристика основных субъектов инфраструктуры сферы государственной молодежной политики с точки зрения возможного трудоустройства специалистов по работе с молодежью. Приведены данные опроса студентов Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина и Уральского государственного педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institution graduate’s employment: form theory to practice

This article provides an analysis of the employment problem for graduates of specialty «Organization of work with youth». The main infrastructure subjects characteristics of state youth policy sphere is given from the point of view of these specialists possible employment. The survey results of Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin and Ural State Pedagogical University students are provided.

Текст научной работы на тему «Трудоустройство выпускника вуза: от теории к практике (на примере одной специальности)»

А. П. Коробейникова, канд. социол. наук, доцент, кафедра организации работы с молодежью, Т. Ю. Баландина, доцент,

кафедра управления персоналом и психологии, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, a.p.korobeinikova@ustu.ru

ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКА ВУЗА: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

на примере одной специальности

Проблема трудоустройства всегда являлась актуальной для молодого специалиста. Наличие диплома как будто позволяет выпускнику вуза приступить к профессиональной деятельности. Однако для успешного трудоустройства необходимы, как минимум, еще два условия: наличие вакансии (в том случае, если выпускник вуза на самом деле решил работать по полученной в вузе специальности); и наличие не только (иногда не столько) приобретенных в вузе знаний и навыков, но интеллекта, культуры, эрудиции, определенных психологических качеств. -

Анализ проблем, с которыми сталкиваются при трудоустройстве выпускники вузов, показывает, что зачастую не хватает именно вакансий, в равной мере удовлетворяющих амбиции работодателей и потенциальных молодых специалистов.

В статье мы попытаемся проанализировать данную ситуацию на примере специальности «Организация работы с молодежью», подготовка по которой осуществляется в УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, и профессионального рынка труда Свердловской области.

В 2003 г., согласно приказу Министерства образования и науки РФ, была открыта специальность «Организация рабо-

Сегодня в системе социальной защиты населения Свердловской области функционируют 158 учреждений, в которых работают 18 000 человек.

учебных заведений России был объявлен конкурс на право подготовки специалистов по этой специальности. В УрФУ (ранее УГТУ-УПИ) первые «студенты-молодеж-ники» появились в 2005 г. Сегодня в вузе по этой специальности обучаются более 100 студентов, осуществлено 3 выпуска специалистов по работе с молодежью.

Однако анализ баз практик студентов и мест трудоустройства выпускников обнаруживает серьезные проблемы. Основная из них — ограниченность возможности трудоустройства по специальности, удовлетво-- ряющего обе стороны — студента-выпускника и предприятие-работодателя.

Попытаемся дать объективный (с точки зрения потенций инфраструктуры сферы государственной молодежной политики) и субъективный (взгляд студентов и выпускников) анализ сложившейся ситуации.

Как известно, инфраструктура сферы государственной молодежной политики относится к числу наиболее интенсивно развивающихся современных ценностно--ориентированных социальных структур1.

С организационной точки зрения инфраструктуру сферы молодежной политики составляют:

1. Федеральные, региональные и муници-

ты с молодежью». В 2004 г. среди высших пальные органы по делам молодежи. К ним

№ 11 (29) НОЯБРЬ 2012

относятся профильные министерства, агентства, департаменты, а также — на муниципальном уровне — управления, отделы, комитеты по делам молодежи.

В мае 2012 г. Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ расформировано. Федеральное агентство по делам молодежи Министерства передано Министерству образования и науки РФ. Даже если всерьез полагать Росмолодежь одним из работодателей выпускников специальности «Организация работы с молодежью», то потенция этого работодателя чрезвычайно мала — всего в нем трудится 45 специалистов (по официальным источникам).

На основании имеющейся законодательной базы во всех субъектах РФ функционируют органы исполнительной власти по молодежной политике. В 2010 г. в субъектах Российской Федерации реализацию молодежной политики осуществляли: 31 министерство (из них 2 по молодежной политике, 29 совмещенных); 14 департаментов (из них 2 по молодежной политике,12 совмещенных); 22 комитета (из них 11 по молодежной политике, 11 совмещенных); 12 управлений (из них

3 по делам молодежи, 9 совмещенных);

4 агентства (из них 3 по делам молодежи, 1 совмещенное). Общее число работников 83 региональных органов по делам молодежи, ответственных за реализацию государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, составляло более 1 180 че-ловек2.

Оставляя без комментариев явную недостаточность такой инфраструктуры, отметим, что выпускникам специальности «Организация работы с молодежью» (а сегодня около 50 вузов по всей стране ведут подготовку специалистов этого профиля) не приходится рассматривать государственные и муниципальные органы по делам молодежи в качестве профильного трудоустройства.

Для примера: в Министерстве физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области вопросы региональной молодежной политики курируют 10 специалистов двух отделов: «Отдела молодежных программ» и «Отдела по взаимодействию с молодежными общественными объединениями».

Органы по делам молодежи муниципальных образований обеспечивают реализацию государственной молодежной политики на местах. В Свердловской области (как и в других регионах) на муниципальном уровне вопросами молодежной политики заняты специалисты отделов и комитетов по делам молодежи администраций муниципальных образований. Всего в области 29 муниципальных образований, включая сельские поселения, где специалиста по работе с молодежью нет.

2. Учреждения органов по делам молодежи (дворцы, дома молодежи, спортивные учреждения, клубы патриотического воспитания, клубы по месту жительства, учреждения дополнительного образования детей и молодежи, молодежные биржи труда, центры профессиональной ориентации и пр.). Анализ состояния инфраструктуры сферы молодежной политики в 2010 г. (более свежей официальной информации у ав-

торов нет) показал, что в 2010 г. в РФ насчитывалось всего 3 044 учреждений органов по делам молодежи, в том числе 291 региональных, 2 753 — муниципальных.

На территории Свердловской области в 2010 г. функционировало 428 региональных и муниципальных учреждений органов по делам молодежи.

Рассмотрим квалификационно-должностной состав работников этих учреждений. Во-первых, он зависит от их вида и масштаба деятельности. Так, достаточно крупное учреждение в своем штате может содержать должности, напрямую относящиеся к содержанию подготовки специалиста по специальности «Организация работы с молодежью». Например, государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Дом молодежи» имеет в штате специалиста по организации мероприятий и волонтерской деятельности, специалиста по работе с молодежными объединениями, специалиста по трудоустройству и временной занятости, специалиста по работе с детскими объединениями, специалиста по молодежному предпринимательству и работающей молодежи. Однако такие учреждения в меньшинстве.

Основную часть учреждений органов по делам молодежи составляют клубы по месту жительства. Так, в 2009 г. из 413 учреждений органов по делам молодежи Свердловской области 401 составляли клубы по месту жительства (1 605 штатных единиц, постоянный контингент — 74 967 детей и молодежи).

В клубах по месту жительства работают, в основном, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, трене -ры-преподаватели, социальные педагоги, методисты. Конечно, можно говорить об условной «подходимости» выпускников специальности «Организация работы с молодежью» для занятия и этих штатных единиц, но представляется, что с большим правом и большей пользой для дела они занимаются выпускниками соответствующих образовательных программ.

3. Общественный сектор сферы государственной молодежной политики составляют молодежные правительства, общественные молодежные палаты, молодежные парламенты, детские и молодежные общественные объединения, студенческие отряды.

В 2010 г. насчитывалось 14 053 детских и молодежных общественных объединений. Штатная структура детских и молодежных общественных объединений, как правило, немногочисленна. Она включает в себя руководителей и технический персонал. Специалисты, привлекаемые для реализации деятельности общественных объединений, зачастую трудятся на добровольной основе, поэтому в качестве институционального работодателя, в полном смысле этого слова, для выпускников по специальности «Организация работы с молодежью» они рассмотрены быть не могут.

4. Воспитательная инфраструктура образовательных учреждений — еще одна сфера применения сил и знаний выпускников по специальности «Организация работы с молодежью».

Рассмотрим ее на примере УрФУ (табл. 1).

Таблица 1 Система внеучебной деятельности со студентами УрФУ

Подразделения системы внеучебной деятельности УрФУ Количество ставок

Отдел организационно-методического обеспечения воспитательной деятельности 8,5

Центр личностного роста 4,5

Музейно-выстовочный комплекс 7,5

Центр по развитию партнерства с выпускниками 4

Центр социальной политики 9

Детский оздоровительный лагерь «Чайка» 45

Дворец культуры и творчества 41,5

Центр реализации молодежных проектов 4

Спортивно-оздоровительный комплекс «Песчаное» 8,5

Отдел по физкультурно-массовой и спортивной работе 3

Итого: 135,5

Как видим, должности, на которые могут претендовать выпускники специальности «Организация работы с молодежью» разнообразны: педагоги-организаторы, социологи, психологи, вожатые. Однако заработная плата так невелика, что делает эту перспективу развития профессиональной карьеры непривлекательной.

5. Специалисты по работе с молодежью промышленных предприятий и других коммерческих организаций.

№ 11 (29) НОЯБРЬ 2012

Контент-анализ официальных сайтов крупных промышленных предприятий3 показывает, что все они имеют в своей организационной структуре подразделения, занимающиеся социальной политикой, в том числе молодежной. Как правило, как таковых должностей специалистов по работе с молодежью в них нет, однако выпускники специально -сти «Организация работы с молодежью» могут быть востребованы как специалисты управлений и отделов по работе с персоналом, отделов корпоративной культуры, отделов по культурно-массовой работе и т. д.

На некоторых предприятиях молодежное направление курируется общественными молодежными организациями этих предприятий (Машиностроительная корпорация «Уралмаш» — http://www.uralmash.ru; ОАО «Уральское Производственное Предприятие «Вектор» — http://www.vektor.ru; группа «Синара» — http://www.sinara-group. com/about; ОАО «Уральский Трубный Завод» — http://www.trubprom.com; Уральская горно-металлургическая компания — http:// www.ugmk.com/ru).

6. Учреждения социального обслуживания семей, детей и подростков.

Как известно, система социальных учреждений включает и те, в чью клиенте-лу входит молодежь: центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи; центры экстренной психологической помощи по телефону; реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями (в том числе для детей и подростков); центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные.

В большей части указанных учреждений имеются должности специалиста по социальной работе с молодежью, которые могут быть заняты выпускниками специальности «Организация работы с молодежью». Однако опять встает вопрос их количества.

Сегодня в системе социальной защиты населения Свердловской области функционируют 158 учреждений, в которых работают 18 000 человек. Нам не удалось найти официальной статистики о количественных характеристиках квалифи-кационно-должностно-го состава работников этих учреждений, хотя позволительно предположить, что сегмент работающих с детьми и молодежью в части собственно социальной работы невелик. Если учесть, что заработная плата специалиста по социальной работе в г. Екатеринбурге составляет 10 000 руб., можно предположить, насколько непривлекательна эта карьера для выпускника вуза.

Подводя итог анализу инфраструктуры сферы государственной молодежной политики на предмет трудоустройства выпускников специальности «Организация работы с молодежью», можно сделать вывод: «трудоустройство по специальности» институционально так ограничено, что практически можно говорить об его отсутствии. Вакансии, которые могут предложить органы и учреждения сферы государственной молодежной политики, непрофильны для специальности «Организация работы с молодежью» с точки зрения квалификационно--должностных требований, заложенных в них положениями и штатными расписаниями этих органов и учреждений.

Заработная плата в отрасли — отдельный вопрос. Одна из основных особенностей молодежной политики в РФ связана с тем, что данная сфера не имеет четкой отраслевой привязки. Вызванные этим проблемы финансирования органов и учреждений инфраструктуры сферы государственной молодежной политики пагубно влияют, прежде всего, на уровень заработной платы сотрудников учреждений и организаций, работающих с молодежью, работников негосударственного сектора, оказывающих социальные услуги молодежи, активистов молодежных общественных объединений и т. д.

Если государственные и муниципальные служащие органов по молодежной по-

Выпускники считают не сформированными в вузе компетенции, связанные с государственным и муниципальным управлением, делопроизводством

и документооборотом, социальным программированием.

литике более-менее финансово защищены, то все прочие оказываются в положении энтузиастов и волонтеров, что еще более про-блематизирует трудоустройство по специальности для выпускни-ков-молодежников.

Мы рассмотрели предложения профессионального рынка труда, но, как известно, в немалой степени карьерная стратегия молодого человека — выпускника вуза — определяется его социальными, культурными и личными ориента-циями.

В феврале-апреле 2012 г. мы провели опрос студентов и выпускников специальности «Организация работы с молодежью» для того, чтобы выяснить, в числе прочего, каковы их профессиональные планы. В опросе приняли участие 58 студентов УрФУ, 15 выпускников специальности УрФУ (2010 и 2011 гг. выпуска) и 20 студентов-пятикурсников специальности Уральского государственного педагогического университета (выборка образована методом основного массива).

Оказалось, что за время обучения в вузе треть опрошенных разочаровалась в выборе специальности. Несмотря на то, что половина опрошенных (56 %) считает, что диплом поможет им в построении будущей профессиональной карьеры, только пятая часть (22 % в целом по массиву) планируют связать свою будущую работу с получаемой специальностью. Интересно, что почему-то те же 22 % опрошенных сообщают, что совмещают учебу с работой по специальности. Можно делать какие угодно выводы. Но факт — студенты в массе не собираются работать по специальности.

А что же выпускники? Выпуск двух лет составили 20 человек. Трудоустроены по специальности — 5 человек. И только один человек вполне доволен своим трудоустройством, остальные — в поиске другой работы, в большей степени удовлетворяющей их потребности, пусть даже она не будет связана с полученной в вузе специальностью.

Нам осталось рассмотреть вопрос о том, насколько выпускники соответствуют требованиям, предъявляемым пусть немногочисленными, но все же имеющимися

За время обучения в вузе треть опрошенных разочаровалась в выборе специальности.

должностями в сфере государственной молодежной политики.

Оказалось, что выпускники считают не сформированными в вузе компетенции, связанные с государственным и муниципальным управлением, делопроизводством и документооборотом, соци-

альным программированием. Здесь нужно учитывать одно существенное обстоятельство. Потребности в обучении в структурном отношении отражают особенности функционирования государственной молодежной политики. Специалисты нуждаются в тех предметах, которые обеспечат им карьеру или, по меньшей мере, профессиональное соответствие. Структура «недоформирования, недообразования» прямо указывает, что отрасль молодежной политики все более органично вливается в систему государственной и муниципальной службы и подчиняется общим правилам ее функционирования. Очевидно, что вузы и кафедры, организующие образовательный процесс по специальности «Организация работы с молодежью», должны двигаться в этом направлении, если они хотят обеспечить своим выпускникам максимальные возможности трудоустройства. 'jf

1. Глухова М. Ф. Детерминанты инфраструктуры сферы молодежной политики: социологический анализ // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. 2011. № 2 (15) июнь С. 153-161.

2. Справка о состоянии молодежной политики в субъектах Российской Федерации в 2010 году [Электронный ресурс] URL: http://www.fkcmp.ru (дата обращения: 03.02.2012).

3. Официальные сайты: Уральская горно-металлургическая компания — http://www.ugmk.com/ru; Машиностроительная корпорация «Уралмаш» — http://www.uralmash.ru; ОАО «Газпром» — http:// www.gazprom.ru; ОАО «УралТрансМаш» — http:// www.uraltransmash.com; производственное объединение «Вторчермет НЛМК»; корпорация «ВСМПО-АВИСМА» - http://vsmpo.ru/ru; ООО «Уральская трубная компания» — www.uraltk.ru; ОАО «Энер-гомашкорпорация» — http://www.emk-zmk.ru/; ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» — http://mmk.ru/about/about_the_company; ОАО «УралАсбест» — http://www.uralasbest.ru; ОАО «Завод АТИ» — http://www.zavodati.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.