УДК 316.332:378.147
22.00.00 Социологические науки
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Василенко Дарья Владимировна студент
dasha 97.1097@mail.ru
Яковлева Ирина Павловна к.и.н., доцент
SPIN-код в РИНЦ 7768-1939 pariny @rambler. ш
Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия
Трансформация общества, его подсистем и институтов привела к изменению требований в отношении профессиональных компетенций выпускников вузов. Среди значимых видов их профессиональной деятельности государственные стандарты называют научно-исследовательскую деятельность. Соответственно важную роль в подготовке выпускников вузов на данный момент играет такая форма самостоятельной работы как научно-исследовательская деятельность. Статья посвящена изучению влияния научно-исследовательской работы студентов на формирование их профессиональных компетенций. Рассмотрены понятия компетенция, научно-исследовательская работа студента. Представлены результаты проведенного авторами статьи социологического исследования, посвященного изучению отношения студентов Кубанского государственного технологического университета к научно-исследовательской работе. Выявлены основные формы исследовательской работы, которой занимаются студенты вуза. Рассмотрены представления респондентов о роли научной работы в профессиональной подготовке и социальной мобильности выпускников. Определены основные качества и компетенции, которые могут быть сформированы в процессе занятия научно-исследовательской работы. Среди них важнейшими респонденты считают навык работы с информацией, навыки самообразования, развитие творческих способностей
Ключевые слова: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА, ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ, СТУДЕНТЫ
Рок 10.21515/1990-4665-131-022
UDC 316.332:378.147 Sociological sciences
RESEARCH WORK AS A FACTOR OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF UNIVERSITY STUDENTS
Vasilenko Darya Vladimirovna student
E-mail: dasha 97.1097@mail.ru
Yakovleva Irina Pavlovna Cand.Histor.Sci., associate professor SPIN-code in SCIENCE INDEX 7768-1939 E-mail: pariny@rambler.ru
Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia
The transformation of society, its subsystems and institutions led to the changing requirements of professional competencies of graduates. Among the most significant types of professional activities in national standards research activities are called. Accordingly, an important role in preparation of graduating students of institutions is now played by such form of independent work as research activity. The article is devoted to the study of the influence of scientific-research work of students on the formation of their professional competences. It discusses the concept of competence, research work of the student. Presents the results carried out by the authors of the sociological research devoted to the study of attitude of students of Kuban state technological University for the research work. The basic forms of research work done by students are pointed. The ideas of respondents about the role of scientific work in training and social mobility of graduates are considered. Key qualities and competencies that can be formed in the process of employment of research work are certain. Among them the most important the respondents believe the skills of working with information, skills of self-education, development of creative abilities
Keywords: PROFESSIONAL COMPETENCE, RESEARCH WORK, INSTITUTE OF EDUCATION, STUDENTS
Одним из важнейших изменений в процессе реформирования системы образования России стало внедрение компетентностного подхода, который в настоящее время рассматривается как основа смены ценностных ориентиров и целей образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г. давая определение самому понятию образования, характеризует его как «совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1]. Соответственно целью новой образовательной парадигмы становится не передача студенту готового знания, но формирование у него способности к получению этого знания, развитию умений и навыков, способности к принятию самостоятельных решений, самообразованию, а также развитие кругозора и формирование гуманистических ценностей, то есть воспитание личности как члена коллектива и социума.
В наиболее общем плане, по мнению В. Меськова и Ю. Татура, компетенция есть интегральная характеристика личности, в которой учитываются не только знания, умения и навыки, но и мотивация к деятельности, и практический опыт, и необходимый уровень развития интеллекта, и личностные качества, а также степень усвоения культурных и этических норм [2, с. 75]. Понятие компетенции включает в себя: знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать); знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний и навыков к конкретным ситуациям); знание как быть (ценностный аспект как неотъемлемая часть жизни с другими в социальном контексте) [3, с. 38].
Современные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования перечисляют виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата или магистратуры по определенному направлению, указывают профессиональные задачи, к решению которых они должны быть готовы, и определяют необходимые для этого компетенции.
Формирование нового типа общества (информационного, основанного на постоянном росте знаний, информации) и развитие в стране соответствующей этому обществу системы экономических отношений предъявляет определенные требования к профессиональным компетенциям специалистов, попадающих на рынки труда, где немаловажную роль играют знания, умения и навыки, обеспечивающие эффективную научно-исследовательскую, аналитическую,
экспериментальную, научно-инновационную деятельность. Об этом в частности свидетельствует тот факт, что из 179 направлений подготовки бакалавриата, определенных Минобрнауки РФ, у 166 (т.е. 92,7 %) в государственном образовательном стандарте зафиксирован как один из основных видов деятельности научно-исследовательская и указаны соответствующие ему компетенции, которые за время обучения должны быть сформированы у выпускника.
Помимо учебных занятий и различного рода практик, на формирование профессиональных компетенций обучающихся оказывает влияние самостоятельная внеаудиторная деятельность, и прежде всего научно-исследовательская работа, выполняемая студентами. Г.Н. Лобова определяет научно-исследовательскую работу студентов (НИРС) как целенаправленный процесс поэтапного овладения всеми компонентами исследовательской деятельности на основе решения конкретной задачи в условиях максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности [4, с. 23].
НИРС выступает как составная часть научно-исследовательской деятельности студента, под которой Л.Г. Хисамиева понимает «процесс активного взаимодействия учащихся учреждений профессионального образования с различными источниками, во время которого осуществляется поиск объективной, воспроизводимой, доказательной, точной информации, ключевыми характеристиками которой выступают абсолютная новизна и описание при помощи научной терминологии» [5, с. 165]. Современное высшие учебные заведения предлагают студентам различные формы научно-исследовательской деятельности под руководством квалифицированных педагогов, в чьи функции также входит осуществление эффективной научной деятельности.
Научная деятельность позволяет студенту не только углубленно изучить какую-либо тему или разобрать проблему, но помогает проявиться и развиться исследовательским способностям (умению видеть проблемные ситуации, выстраивать версии, формулировать гипотезы, икать и отбирать новую информацию, использовать соответствующие профилю подготовки методы сбора эмпирического материала, анализировать полученные данные, делать на их основании выводы). Параллельно формируются и другие группы компетенций, общекультурных и общепрофессиональных, таких например как коммуникативные навыки, навык самопрезентации, умение аргументировано отстаивать собственную позицию и другие.
Кроме того, как отмечает Ф.Ш. Галлиулина, научно-исследовательская работа студентов способна стать базой для выявления, отбора наиболее способных студентов [6, с. 235]. Таким образом, закладывается социальная база для пополнения научных кадров не только для системы образования и научно-исследовательских организаций, но и для наукоемких производств.
Для того чтобы проанализировать влияние занятий научно-исследовательской работой на формирование у студентов компетенций, необходимых для их дальнейшей успешной профессиональной деятельности, было проведено социологическое исследование среди
студентов Кубанского государственного технологического университета. В опросе приняли участие 404 человека. Среди них 68,6 % составили женщины, 31,4 % - мужчины. Респонденты являются студентами 2, 3 курса. По направлению подготовки бакалавриата распределение произошло следующим образом: 17,5 % - «Социология», 8,7 % -«Документоведение и архивоведение», 18,4 % - «Государственное и муниципальное управление, 11,2 % - «Технология транспортных процессов», 11,7 % - «Городское строительство и хозяйство», 10,2 % -«Экономика», 22,3 % - «Продукты питания из растительного сырья».
Согласно данным опроса участие в проведении научных исследований принимают 25,5 % опрошенных. Данный показатель несколько ниже, чем заявленный вузом по результатам самообследования деятельности в 2016 году: из 15780 студентов обучающихся в вузе в научно-исследовательской работе участвовали 4739, что составляет 30 % обучающихся [7, с. 60].
Для подавляющего числа респондентов основными формами работы является учебно-исследовательская деятельность: выполнение курсовых работ (99 %), подготовка докладов и рефератов (94,1 %). 39,9 % опрошенных студентов принимают участие в научных внутривузовских конференциях, неделях науки и т.д. Как свидетельствует отчет о самообследовании, вовлечение студентов в подобные мероприятия носит в КубГТУ массовый характер. Согласно официальным данным на внутривузовские отборочные конкурсы было представлено 5022 студенческих научных работ (59,0 % от численности студентов очной формы обучения (ОФО)); на ХЬШ студенческую научную конференцию 2016 года было представлено 4733 (55,3 % от численности студентов ОФО) студенческих научных доклада [7, с. 61].
Около трети (32,5 %) респондентов задействованы в проведении научных исследований, четверть (25,6 %) - принимали участие в написании научных статей. В соответствии со статистическими данными
вуза за 2016 год были опубликованы 1017 студенческих работ. Значительно меньшее количество респондентов имеет опыт участия в различных научных конкурсах, олимпиадах (9,4 %), работы в научных обществах и кружках (4,9 %), представления результатов своих исследований на региональных, всероссийских, международных конференциях и форумах (3,4 %). Единицы принимали участие в финансируемых научных исследованиях и разработке изобретений, полезных моделей, программ для ЭВМ, патентов и т.д.
Проанализировать представления студентов о роли научно-исследовательской работы в процессе их профессионального становления позволяет оценка респондентами ряда суждений, представленных в таблице 1.
Таблица 1 - Роль научно-исследовательской работы в процессе
становления профессиональных компетенций студента. %
Полностью Скорее Скорее не Не Затрудняюсь
согласен согласен согласен согласен ответить
Научно-исследовательская работа - 27,7 51 11,2 4,4 5,9
важная часть профессиональной
подготовки студента
Научно-исследовательская работа 32,4 35,8 18,1 10,8 2,9
позволяет выявить, отобрать
наиболее способных студентов
Ориентация современного общества
на инновационное развитие
экономики, создание наукоемких 28,6 45,8 17,2 3,0 5,4
производств повышает требования к
навыкам и умениям выпускников
вузов
Занятие научной деятельностью
формирует творческое отношение студента к будущей трудовой 34,5 42,4 11,8 8,4 3,0
деятельности и повышает его
конкурентоспособность на рынке
труда
Главное - не накопление и
запоминание знаний, а обучение
студентов творчески решать сложные 23,0 29,9 19,1 23,5 4,4
проблемы производства,
самостоятельно анализировать,
делать выводы
Из таблицы 1 видно, что большинство студентов признают важность занятий научно-исследовательской работой в их профессиональной подготовке - с этим полностью и частично согласились 78,7 % опрошенных. Особо эта идея близка студентам обучающимся по направлениям «социология» (полностью согласны с высказыванием 50 % респондентов) и «финансы и кредит» (42,1 %).
74,4 % опрошенных студентов осознают те изменения требований к профессиональной квалификации, которые диктует современное общество. Следует отметить, что в наибольшей степени с данной мыслью согласны студенты-социологи (80 %) и студенты-экономисты (78, 9 %), в наименьшей - студенты направления «документоведение и архивоведение» (55,5 %). Можно предположить, что это связано с особенностями избранной студентами сферы деятельности, в частности определенным консерватизмом, характерным для последнего направления.
Тем не менее, как видно из таблицы далеко не все студенты готовы принять успешную научно-исследовательскую работу как критерий отбора профессиональных кадров. Анализ ответов на данный вопрос в зависимости от направления обучения показал, что студенты инженерных специальностей в меньшей степени согласны с суждением «Научно-исследовательская работа позволяет выявить, отобрать наиболее способных студентов», чем социально-гуманитарного и экономического.
Отголоском старой «знаниевой» парадигмы российского образования можно считать тот факт, что 47,1 % респондентов полностью или частично не согласны с тем, что высшее образование должно не столько способствовать накоплению определенного объема знаний у выпускников, а развивать их творческий потенциал, способность нестандартно мыслить в решении профессиональных задач.
В представлении опрошенных творческое отношение к труду, формируемое в процессе научно-исследовательской работы, повышает их
конкурентоспособность на рынке труда. Данная точка зрения характерна, прежде всего, для студентов социально-гуманитарного профиля («социология», «документоведение и архивоведение»). Вместе с тем, как показало распределение ответов на вопрос «Что из перечисленного ниже может помочь Вам в трудоустройстве после окончания вуза?» студенты не склонны связывать результативность занятий научной деятельностью с индивидуальным карьерным ростом. Участие в конкурсах научных проектов, выигранные научные гранты, опыт участия в научных конференциях, наличие опубликованных научных статей находятся на последнем месте среди факторов, способствующих трудоустройству выпускника. Полные данные распределения ответов на вопрос представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Представление респондентов о факторах, влияющих на
трудоустройство выпускника
Варианты ответов %
практические профессиональные навыки, приобретенные на семинарских занятиях и производственных практиках 48,8
личностные и профессиональные качества, сформировавшиеся в ходе учебной и внеучебной деятельности в вузе 38,9
теоретические знания по изучаемым в вузе предметам 21,2
документ о высшем образовании (диплом) 18,2
родственные и дружеские связи 16,3
высокие результаты участия в конкурсах научных проектов, выигранные научные гранты 4,9
опыт участия в научных конференциях, наличие опубликованных научных статей 2,5
Другое 1,0
(Сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)
Отсутствие в представлениях респондентов прямой зависимости будущего трудоустройства от эффективной студенческой научной деятельности в процессе обучения не исключает того, что в ходе выполнения данной работы опрошенные приобретают определенные навыки, умения. Согласно полученным в ходе исследования данным, по
мнению респондентов основными тремя компетенциями, которые позволяет сформировать студенческая научная деятельность, являются умение работать с информацией, навыки самообразования, творческие способности. Полное распределение ответов на вопрос: «Какие навыки и умения формирует у студентов участие в научно-исследовательских работах?»представлено в таблице 3.
Таблица 3 - Компетенции, формируемые у студентов в процессе научно-исследовательской работы
Варианты ответов %
развивает умения работать с информацией 48,5
вырабатывает навыки самообразования 37,7
раскрывает творческие способности 31,9
улучшает коммуникативные навыки 27,9
формирует сознательное отношение к труду 27,5
умение принимать решения и нести ответственность за них 19,6
развивает интуицию и воображение 19,1
вырабатывает активную жизненную позицию 17,2
повышает стрессоустойчивость 17,2
знание норм, стандартов и готовность следовать им 13,7
организационные навыки и умения 12,7
умение работать в коллективе, команде 7,4
Другое 1,0
(Сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)
Перекрестный анализ распределения ответов на данный вопрос выявил зависимость выделяемых респондентами компетенций от направления подготовки студентов. Так, если для бакалавров направления «социология» и «экономика» наиболее значимой компетенцией, развиваемой посредством научно-исследовательской работы, является улучшение коммуникативных навыков (данный навык отметили соответственно 47,2 % и 42,1 % опрошенных), для направления «городское строительство и хозяйство» - навык самообразования (62,5 %) , то представители остальных направлений на первое место поставили умение работать с информацией.
Осуществление научной деятельности требует от студентов и одновременно формирует у них определенные личностные качества. Среди наиболее значимых, респонденты назвали ответственность (64,2 %), инициативность (52,5 %), активность (49 %), трудолюбие (41,2 %), исполнительность (40,7 %). Мало востребованными в данной сфере, по мнению студентов, являются такие качества как коммуникабельность (13,7 %), толерантность (2,5 %), вежливость (2 %).
Таким образом, трансформация общества привела к изменению требований предъявляемых со стороны общества и рынка труда по отношению к выпускникам российских вузов. Прежде всего, особое значение приобрели навыки и умения научно-исследовательской деятельности. Проведенное социологическое исследование позволяет сказать о том, что вся изучаемая выборочная совокупность в большей или меньшей степени знакома с исследовательской работой, хотя бы на уровне учебных работ (курсовые работы, доклады, рефераты). Студенты осознают значимость данного вида внеучебной работы, однако не все из них готовы углубленно заниматься научно-исследовательской работой и видят в ней эффективный канал будущего трудоустройства и карьерного роста. Тем не менее, занятия НИР позволяют им овладеть рядом значимых во всех сферах деятельности компетенций. Набор выделяемых респондентами компетенций во многом определяется направлением их подготовки.
Работа выполнена в рамках исследовательского проекта "Мониторинг исследовательской деятельности образовательных учреждений в условиях информационного общества" при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда № 16-03-00382 от 17.03.2016 года.
Литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3.
2. Меськов В., Татур Ю. О возможности приобретения гуманитарных компетенций в вузе // Высшее образование в России. 2006. № 8. С. 73-83.
3. Харченко И.И., Бусыгин В.П. Система высшего образования и вызовы модернизации // Экономическое развитие России: региональный и отраслевой аспект. -Новосибирск, 2007. - Вып. 8. - С. 36-41.
4. Лобова Г.Н. Теоретические и технологические основы профессиональной подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002. 40 с.
5. Хисамиева Л.Г. Основные категории студенческой науки // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. С. 162-168.
6. Галиуллина Ф.Ш. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования профессиональной компетентности // Вестник ТГГПУ. 2011. № 3 (25). С. 235-239.
7. Отчет о самообследовании ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет» по результатам деятельности в 2016 году // Официальный сайт Кубанского государственного технологического университета. Режим доступа: http://kubstu.ru/data/struct/0621/0thet o samoobsledovanii 2016.pdf (дата обращения 20.06.2017).
References:
1. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ.
2. Mes'kov V., Tatur Ju. O vozmozhnosti priobretenija gumanitarnyh kompetencij v vuze // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2006. № 8. S. 73-83.
3. Harchenko I.I., Busygin V.P. Sistema vysshego obrazovanija i vyzovy modernizacii // Jekonomicheskoe razvitie Rossii: regional'nyj i otraslevoj aspekt. - Novosibirsk, 2007. -Vyp. 8. - S. 36-41.
4. Lobova G.N. Teoreticheskie i tehnologicheskie osnovy professional'noj podgotovki studentov k nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2002. 40 s.
5. Hisamieva L.G. Osnovnye kategorii studencheskoj nauki // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2012. № 5. S. 162-168.
6. Galiullina F.Sh. Nauchno-issledovatel'skaja dejatel'nost' studentov kak faktor formirovanija professional'noj kompetentnosti // Vestnik TGGPU. 2011. № 3 (25). S. 235239.
7. Otchet o samoobsledovanii FGBOU VO «Kubanskij gosudarstvennyj tehnologicheskij universitet» po rezul'tatam dejatel'nosti v 2016 godu // Oficial'nyj sajt Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. Rezhim dostupa: http://kub stu.ru/data/ struct/0621/ Othet_o_samoob sledovanii_2016.pdf (data obrashhenij a 20.06.2017).