Научная статья на тему 'Квалификация и эффективное трудоустройство как фактор конкурентоспособности экономики'

Квалификация и эффективное трудоустройство как фактор конкурентоспособности экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / КВАЛИФИКАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ / ЗАНЯТОСТЬ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / LABOUR MARKET / QUALIFICATION / COMPETITIVENESS / EMPLOYMENT ASSISTANCE / UNIVERSITY GRADUATES / EMPLOYMENT / HUMAN RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иваньковский Сергей Львович

Рассмотрены вопросы подготовки трудовых ресурсов национальной экономики и проблемы трудоустройства в современных условиях. Высокая квалификация достигается не только в процессе овладения теоретическими знаниями, но и в процессе работы уже в период обучения. Структура подготовки должна соответствовать изменившейся структуре экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALIFICATION AND EFFECTIVE EMPLOYMENT AS A FACTOR OF THE ECONOMYS COMPETITIVENESS

The paper deals with the issues of training of human resources for the national economy and problems of employability in the modern conditions. High qualification is achieved not only through mastering the theory, but also in the process of work during the training period. The structure of training should correspond to the changing structure of the economy.

Текст научной работы на тему «Квалификация и эффективное трудоустройство как фактор конкурентоспособности экономики»

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 3 (2), с. 481-488

УДК 331

КВАЛИФИКАЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ

© 2010 г. С.Л. Иваньковский

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]

Поступила в редакцию 21.05.2010

Рассмотрены вопросы подготовки трудовых ресурсов национальной экономики и проблемы трудоустройства в современных условиях. Высокая квалификация достигается не только в процессе овладения теоретическими знаниями, но и в процессе работы уже в период обучения. Структура подготовки должна соответствовать изменившейся структуре экономики.

Ключевые слова: рынок труда, квалификация, конкурентоспособность, трудоустройство, выпуск-

ники вузов, занятость, трудовые ресурсы.

Состояние национальных, региональных и локальных рынков труда определяется соотношением двух основных компонентов: предложения рабочей силы (численности экономически активного населения, его образования, возрастной и профессиональной структуры, территориального размещения и мобильности) и спроса на рабочую силу, т.е. существующего количества рабочих мест.

Спрос на рабочую силу зависит в первую очередь от макроэкономических тенденций. При росте экономики рабочих мест становится больше, при кризисе или спаде их число сокращается. Кроме того, спрос на рабочую силу, как, впрочем, и ее предложение, зависит от уровня оплаты труда. В странах и регионах с «дешевой» рабочей силой издержки создания новых рабочих мест ниже и поэтому чаще размещаются новые трудоемкие производства. При высоком уровне оплаты труда работодатели стремятся снизить свои издержки путем автоматизации производства или его вывода в «дешевые» страны или регионы, тем самым, ограничивая предложение новых рабочих мест на региональных рынках труда.

Значительную роль в формировании спроса играет структура экономики, в том числе соотношение трудоемких и нетрудоемких отраслей. В современной экономике наиболее трудоемки отрасли услуг, поэтому в крупных городах, где сектор услуг развивается опережающими темпами, предложение рабочих мест больше, что способствует лучшему состоянию рынков труда. В небольших монофункциональных городах рынки труда зависят от положения градообразующего предприятия и поэтому наиболее уязвимы и нестабильны.

Еще один фактор спроса на рабочую силу -политика государства в сфере занятости.

Предложение рабочей силы зависит от динамики численности населения и половозрастного состава. В регионах с незавершенным демографическим переходом и растущей численностью населения проблемы занятости наиболее остры. Они обусловлены, в частности, количественной диспропорцией между возрастной когортой молодежи, входящей на рынок труда, и меньшей по численности возрастной когортой уходящих на пенсию.

Диспропорция может быть не только количественной, но и структурной, когда спрос на рабочую силу не совпадает с предложением по полу, профессиональной структуре, уровню образования и квалификации. Многие структурные несовпадения можно ослабить с помощью переподготовки имеющихся кадров, но это возможно не всегда. К тому же такая активная политика в сфере занятости весьма затратна.

Поведение населения на рынке труда зависит также от уровня образования, социокультурных особенностей, в том числе эмансипации женщин, территориальной мобильности. В регионах и городах с более высоким уровнем образования населения его адаптация к изменениям спроса на рынке труда идет быстрее, поэтому безработица, как правило, ниже. Региональные рынки труда обладают большим потенциалом саморегуляции.

Анализ состояния кадровых ресурсов в целом по России дает только примерное представление о тенденциях на рынке предложения трудовых ресурсов. Общероссийский рынок труда существует и развивается в виде совокуп-

ности региональных и отраслевых рынков труда, которые имеют свою специфику. Их состояние определяется многими факторами: структурой и уровнем развития экономики, развитостью инфраструктуры и т.п. Предложение зависит в первую очередь от выпускников дневных отделений вузов: именно они определяют «лицо» предложения на рынке труда.

Из 1,35 миллиона выпускников вузов порядка 40% - юристы или экономисты (см. рис. 1).

Стоит отметить, что значительно увеличился выпуск самих специалистов за восемь лет в 2,5 раза и магистров в 2 раза (см. таблицу 1). По прогнозу Министерства образования и науки, число юристов и экономистов будет расти. В 2004 году в вузы на экономические и юридические специальности поступило 231,1 тыс. чел. (стали выпускниками в 2009 году), что составило 17% от общего числа принятых студентов против 20,5% годом ранее [1].

Таблица 1

Выпускники высших учебных заведений по уровню полученных дипломов (тыс. чел.)

Годы 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008

Все высшие учебные заведения

Выпущено специалистов - всего 635,1 720,2 840,4 976,9 1076,6 1151,7 1255,0 1335,5 1358,5

из них получили диплом:

о неполном высшем профессиональном образовании 2,3 2,1 2,9 4,3 4,1 4,3 6,0 8,6 9,3

бакалавра 71,0 68,8 76,8 80,3 77,9 84,6 87,5 98,9 98,5

специалиста с высшим образованием 553,4 639,9 751,4 882,7 983,9 1051,7 1149,1 1213,1 1233,8

магистра 8,4 9,4 9,3 9,6 10,7 11,1 12,5 14,9 16,8

0 50 100 150 200 250 300 350

Рис. 1. Число выпускников вузов по специальностям, тыс. чел.

По оценке главы Минобрнауки Андрея Фур-сенко, не всякий вуз способен подготовить хорошего профессионального экономиста. Эксперты называют в числе вузов, выпускники которых обладают системными знаниями, а учебные стандарты строятся с учетом современных тенденций развития экономики, ГУ-ВШЭ, а мнение МГУ, РЭА им. Плеханова практически

не учитывается. Остальным институтам не свойственны в полной мере названные характеристики [2].

С 2004 по 2006 год число выпускников вузов по специальностям «Информатика и вычислительная техника» увеличилось с 17,5 тысячи до 20,5 тысячи человек. Существенную долю выпусков (см. таблицу 2) вузов по-прежнему

Таблица 2

Выпуск специалистов государственными и муниципальными вузами по группам специальностей и направлениям подготовки в 2004-2008 гг. (тыс. чел.)

Годы 2004 2005 2006 2007 2008 Годы 2004 2005 2006 2007 2008

Выпущено специалистов - всего 930,4 978,4 1055,9 1108,9 1125,3 транспортные средства 26,1 29,4 30,4 31,4 33,4

приборостроение и оптотехника 6,5 7,1 7,9 8,0 7,5

в том числе:

по группам специальностей 868,8 914,8 989,4 1037,9 1051,5 электронная техника, радиотехника и связь 14,6 15,1 15,9 15,7 16,1

физико- математические науки 18,0 11,8 11,2 11,4 11,3

автоматика и управление 10,5 11,4 12,7 12,6 13,6

естественные науки 13,9 13,7 14,3 14,7 14,2 информатика и вычислительная техника 17,5 17,7 20,5 20,5 21,1

гуманитарные науки 144,7 145,1 160,3 170,8 172,8

социальные науки 10,2 11,2 13,7 15,6 15,7 химическая и биотехнологии 9,8 10,7 12,5 12,6 11,3

образование и педагогика 127,5 129,0 125,3 128,9 125,6 архитектура и строительство 26,6 29,4 31,8 33,5 34,2

здравоохранение 26,8 28,2 31,0 31,3 32,1 безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды 7,6 ОО 8, 10,1 11,1 11,7

культура и искусство 14,9 16,4 17,3 17,0 16,8

экономика и управление 269,9 292,7 325,6 349,0 359,7

информационная безопасность 0,9 1,3 1,9 2,3 2,8

по направлениям подготовки 61,6 63,6 66,5 71,0 73,7

сфера обслуживания 3,8 6,3 8,3 10,0 11,6 физико- математические науки 5,1 5,3 5,7 5,7 6,1

сельское и рыбное хозяйство 32,7 34,8 36,9 36,4 35,9

естественные науки 2,6 2,6 2,7 2,9 3,3

геодезия и землеустройство 3,0 3,4 3,8 4,0 4,3 гуманитарные науки 7,0 8,6 9,0 9,3 10,6

геология, разведка и разработка полезных ископаемых образование и педагогика 6,3 6,1 5,9 7,0 6,1

экономика и управление 12,3 13,2 13,2 14,8 16,4

9,9 11,3 13,0 13,1 13,3 энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 4,7 4,6 5,3 5,6 4,9

энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 19,9 22,0 23,4 24,9 24,6

металлургия, машиностроение и материалообработка 4,5 4,4 4,4 4,5 3,9

металлургия, машиностроение и материалообработка 23,4 25,8 26,5 26,5 25,7

авиационная и ракетно-космическая техника 4,7 4,8 5,1 5,3 5,2

оружие и системы вооружения 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6

морская техника 3,3 3,4 3,8 4,1 4,1

составляют педагоги (11,4%) и гуманитарии (14,6%).

Основываясь на данных опросов руководителей российских промышленных предприятий, существует их массовая озабоченность дефицитом труда и квалификации. Эта озабоченность хорошо коррелирует с пафосом многих выступлений политиков, чиновников, промышленников, но обычно она высказывается вне связи с рыночной ценой предполагаемого дефицита. Однако объективные показатели рынка труда, такие, как относительная зарплата, статистика безработицы, наймов и увольнений, не соответствуют вышеизложенным высказываниям.

Вузы страны готовят достаточно большой контингент инженеров по всем специальностям (см. таблицу 2). Однако подавляющая их часть по окончании учебы работать на производство по специальности не идет, по ряду причин:

•/ короткий период планирования. Молодежь в краткий срок может получить больший доход в иных отраслях экономики, чем в реальном секторе экономики;

•/ отсутствие у части молодых людей необходимых мотиваций и возможность больше заработать в менее сложных и напряженных сферах;

удаленность новых производств от места жительства;

•/ желание быстро сделать карьеру, встать на ноги, создать и обеспечивать достойно современным представлениям семью;

отсутствие четкой государственной политики в сфере трудоустройства специалистов технических направлений;

относительно слабо поставленная система стажировок и передачи практических знаний, опыта от старого поколения новому.

Пока разрыв между потребностями рынка и выпуском молодых специалистов в 1Т-отрасли небольшой, однако, по прогнозу ректора Московского государственного университета Виктора Садовничего, Россия в ближайшие годы столкнется с нехваткой специалистов в области высоких технологий [2].

На взаимоотношения системы высшего образования и рынка труда специалисты в последние годы обращают все больше внимания. Обычно эти отношения описываются весьма просто: значительная часть выпускников вузов

не работает по полученной специальности, как указывалось выше. Это рассматривается как признак неэффективности сложившейся системы высшего образования, и, соответственно, ставится задача преодолеть указанный дисбаланс. Между тем проблема значительно острее. В настоящее время в российских вузах в прошедшем учебном году обучалось 7513,1 тыс. человек, что в 5 раз больше, чем в 2005/2006 учебном году (см. таблицу 3).

Лидер среди федеральных округов РФ по числу студентов, получающих высшее образование, - Центральный федеральный округ, в 2006/2007 учебном году там училось 2,3 миллиона студентов вузов, что составляет 31,5% от общего числа студентов по России. Далее после ЦФО следует Приволжский федеральный округ с 1,46 миллиона студентов, Южный федеральный округ - 964,7 тысячи человек, Сибирский -938,9 тысячи, Северо-Западный - 742,3 тысячи, Уральский - 586,3 тысячи студентов.

Высшее образование перестает быть избранно-профессиональным, оно стало всеобщим и вседоступным (с обязательным получением диплома). Но всеобщее образование может быть только общим, а не профессиональным.

Вопрос взаимоотношений системы высшего образования и рынка труда имеет и еще одну крайне важную плоскость. Социологические исследования середины и конца 1990-х годов показывали, что высшее образование работника рассматривается работодателем как необязательный или даже как скорее негативный фактор. Но уже с 2004 г. работодатели почти в 80% случаев выдвигали его как императивное требование к работнику, причем даже при занятии тех должностей, которые такого уровня образования не требовали (рис. 2).

Как было рассмотрено выше, рыночные механизмы оказывают слабое влияние на структуру подготовки специалистов, к тому же еще и с большим запаздыванием. Поэтому, несмотря на происходящие изменения в экономике, в том числе и в Нижегородской области, продолжает сохраняться дисбаланс в структуре подготовки специалистов высшего профессионального образования.

Экономика Нижегородской области претерпела существенные изменения, что приве-

Таблица 3

Численность студентов вузов, тыс. чел.

Годы 1980/81 1990/91 1995/96 2000/01 2005/06 2008/09

Российская Федерация 3045,8 2824,5 2790,7 893,3 1426,9 7513,1

Нижегородская область 62,2 68,0 58,4 99,1 180,8 189,5

Заинтересованы ли вы в приеме на работу сотрудника, имеющего более высокий уровень образования, чем требуется для выполнения работы?

п Скорее заинтересованы

п Скорее не заинтересованы

п Затруднились ответить

9%

Рис. 2. Отношение руководителей к работникам, имеющим более высокий уровень квалификации, чел.

ло к трансформации структуры занятости по отраслям экономики и сферам занятости. Отображением трансформационных процессов является изменение занятости населения по формам собственности, как это показано на рис. 3. Значительно сократилась занятость в отрасли специализации Нижегородской области - машиностроении, а увеличилась в сфере услуг.

Возникает много трудностей в трудоустройстве студентов очной формы обучения по полученной профессии в современных условиях, да и реакция студентов на происходящую трансформацию экономики неоднозначна. Главным фактором трудоустройства является уровень оплаты труда, но часто выступают психологические факторы. Многое зависит от взаимодействия предприятий и фирм с вузами.

Взаимодействие вузов с предприятиями и организациями по вопросам подготовки специалистов отличается многообразием и отражает специфику деятельности каждого из вузов. Однако, несмотря на все их разнообразие, можно выделить три основные модели взаимодействия вузов и предприятий: традиционную или консервативную, а также информационную и инновационную. Все вузы в той или иной степени используют все эти модели в своей деятельности. Выбор той или иной модели зависит от специальности подготовки и характера установившихся взаимоотношений с предприятиями и организациями. Но определяющим трудовую карьеру является самозанятость студентов.

Занятость студентов на только временная, но и регулярная во время их учебы в вузе - это реальность тех экономических и социальных условий, в которых оказались к началу XXI века сфера высшего образования и рынок труда нашей страны. Об этом говорят и численность

работающих студентов, и причины начала трудовой деятельности во время учебы в вузе.

По данным мониторинга министерства образования, около 46% российских студентов высших учебных заведений имеют работу. Доля студентов очных образовательных программ, занимающихся оплачиваемой трудовой деятельностью, и ее рост в целом соответствуют мировым тенденциям. Например, в США доля работающих студентов составляет около 50%, в Великобритании - 70-80%, во Франции и Нидерландах - 48% и 77% соответственно.

Российская студенческая занятость имеет свои особенности. Угроза остаться невостребованным на рынке труда характерна для студентов всех вузов и факультетов. Более половины студентов (51%) испытывают боязнь не получить работу после окончания вуза, каждый четвертый незнаком со спросом на свою специальность на региональном рынке. Опасность не найти работу непосредственно зависит от специальности и колеблется от 15,4% у математиков до 83,3% у географов. Следует отметить, что если ранее самые высокие показатели давали традиционные специальности, то сегодня потенциальную безработицу прогнозируют студенты таких относительно новых специальностей, как туризм - 72,7%, социология - 72,7%, государственное и муниципальное управление -64,9%, реклама - 64,3%. Угроза безработицы возросла для студентов юридических специальностей и составила 71,7%, занимая 5 место после географов, социологов, экономистов и специалистов по туристическому сервису. Потенциальную безработицу ощущают студенты экономических специальностей: экономика -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

72,2%, финансы и кредит - 58,8%, бухучет -55,6%, маркетинг - 40,3%. Увереннее всех чувствуют себя специалисты по компьютерным технологиям (математическое обеспечение и

7,4

12,

□ государственная и муниципальная

□ частная

□ собственность общественных объединений

□ смешанная российская

□ совместная иностранная, российская иностранная

□ государственная

□ муниципальная

□ частная

□ собственность общественных организаций

□ смешанная российская

□ иностранная, совместная российская и иностранная

Рис. 3. Распределение среднегодовой численности занятых в экономике Нижегородской области по формам собственности в 1995 и 2008 гг.

администрирование информационных систем) -только 15,4% прогнозируют опасность безработицы после окончания вуза.

После окончания вуза студенты планируют: работать по специальности - 58,4%; продолжать обучение - 31,2%; открыть свой бизнес -18,1%; уехать за рубеж - 11,4%; работать по другой специальности - 10,8%.

Работа по специальности в первую очередь значима для будущих юристов (75,5%), экономистов (77,3%), математиков (71,4%), регионо-ведов, управленцев (68,2%) и специалистов по туризму (67,3%).

Было проведено анкетирование студентов очного отделения экономического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского второго, третьего, четвертого и пятого курсов с целью выявить уровень студенческой занятости в вузе, а также мотивы и факторы, влияющие на этот уровень. Несмотря на неполный охват студентов, результаты анкетирования отражают основные тенденции студенческой занятости: в среднем работают 36% опрошенных, соответственно 64% составляют неработающие студенты, причем среди них 26% или 16,8% всех опрошенных студентов указали, что хотели бы работать, если бы им удалось найти подходящую работу. Таким образом, можно предположить, что про-

цент занятых студентов очного отделения при благоприятных обстоятельствах может значительно вырасти.

Студенты начинают искать работу уже на втором-третьем курсах, а к четвертому-пятому курсам работающими являются более половины. Если на втором курсе работают только 22% студентов, на третьем - 27%, то на четвертом и пятом - 42% и 53% соответственно.

На момент проведения анкетирования имели опыт работы:

- до 1 года: 84 опрошенных студента или 25%;

- от 1 года до 2 лет: 39 человек или 11,7%;

- более 2 лет: 19 человек или 5,7%. Таким образом, к моменту получения диплома более половины студентов имеют опыт работы от 1 года до 3 лет. Это, несомненно, повышает их конкурентоспособность на рынке труда.

Причины своей незанятости студенты объясняют следующим образом: большинство -61,5% неработающих студентов отсутствие работы объяснили тем, что не будет хватать времени для учебы; 13,1% не могут найти работу по будущей специальности; 12,7% не испытывают острой необходимости в деньгах; 9,8% не находят никакой работы; 2,9% не хотят жертвовать свободным временем.

На вопрос «Работали Вы когда-нибудь прежде?» положительно ответили 61% опрошенных. Это свидетельствует о том, что многие студенты работают во время каникул и, не сумев совместить работу и учебу, делают выбор в пользу образования.

Что касается работающих студентов, большинство (68%) трудятся в режиме неполной занятости. Это говорит о том, что работа для большинства является дополнительным занятием, а обучение - основным. Но в то же время для части студентов при невозможности оплатить следующий семестр или год обучения именно работа становится основным занятием, а обучение - дополнительным, т.к. потеря работы автоматически означает потерю возможности учиться.

Следовательно, традиционное ранжирование занятий студентов очных отделений вузов, а именно рассмотрение обучения в качестве основного занятия, а занятости как дополнительного, может меняться местами в зависимости от материального положения студентов и ряда факторов мотивации.

Структура целей трудовой деятельности складывается следующим образом: на первом месте - необходимость заработать себе на жизнь и на получение образования (49%).

Данные анкетирования показывают, что на вопрос «Как Вы представляете свою будущую работу?» большинство опрошенных - 46,4% -отвечают, что рассчитывают найти работу по будущей специальности, а 30,5% - что пойдут работать туда, где будут больше платить.

Одновременно начинает быстро нарастать недовольство работодателей качеством высшего образования. Таким образом, появляется основное противоречие: система высшего образования за немногими исключениями ориентируется в своей деятельности на спрос государства и населения, которые далеко расходятся со спросом работодателей. Именно государство и население в основном платят за образование. Государство, оплачивая обучение бюджетных

студентов, прежде всего должно быть заинтересовано в подготовке специалистов для бюджетной сферы: учителей, врачей, специалистов в области высоких технологий и т.п., а также государственных и муниципальных служащих, специалистов, обеспечивающих реализацию федеральных целевых программ, национальную безопасность, поддержание основных инфраструктур. В силу того, что во многих из этих сфер деятельности заработная плата низкая (прежде всего это относится к бюджетной сфере), государство вынуждено заказывать подготовку большего числа специалистов, чем это реально требовалось бы при нормализации ситуации в бюджетных отраслях.

Основной вывод, который можно сделать, заключается в том, что невозможность для предприятий поддерживать оптимальную численность и структуру занятых является реальной проблемой. Её главная причина в том, что институциональная среда, в рамках которой они функционируют, затрудняет достаточно быстрое перемещение рабочей силы из сегментов, где она используется неэффективно, в те сегменты, где эффективность может быть выше. Если это так, то тогда попытки подменить комплексную модернизацию институтов всесторонним и детальным государственным вмешательством в систему профессионального образования приведут к еще большей неэффективности и дальнейшему снижению конкурентоспособности российской промышленности.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что успешность трудоустройства выпускников вузов является одним из показателей функционирования не только системы высшего образования и рынка труда, но и экономики в целом.

Список литературы

1. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) - www.gks.ru

2. Население и общество. Электронная версия бюллетеня - http://demoscope.ru

QUALIFICATION AND EFFECTIVE EMPLOYMENT AS A FACTOR OF THE ECONOMY’S COMPETITIVENESS

S.L. Ivankovsky

The paper deals with the issues of training of human resources for the national economy and problems of employability in the modern conditions. High qualification is achieved not only through mastering the theory, but also in the process of work during the training period. The structure of training should correspond to the changing structure of the economy.

Keywords: labour market, qualification, competitiveness, employment assistance, university graduates, employment, human resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.