КУТАЕВ Ш.К.
РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
Рассматриваются различные аспекты подготовки образовательными учреждениями конкурентоспособного кадрового потенциала как фактора стимулирования и развития региональной экономики. Обобщены проблемы системы среднего профессионального образования и очерчены перспективы ее развития.
KUTAEV SH.K.
DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMIES THROUGH THE EFFICIENT USE OF STAFF POTENTIAL
Different aspects of the preparation of educational institutions competitivehuman resources as a factor in promoting and developing the regional economy. Summarizes the problems with the system of vocational education and outlines the prospects for its development.
Ключевые слова: региональная экономика, профессиональное образование, рынок труда, подготовка кадров.
Keywords: regional economy, vocational education, labor, training
Нынешняя ситуация, когда на рынке труда региона создался переизбыток специалистов с высшим профессиональным образованием при существенном дефиците числа специалистов со средним профессиональным образованием свидетельствует о том, что рынок профессионального образования перестает удовлетворять требованиям региональной экономики относительно количества и качества подготовки кадрового потенциала.
Здесь уместно привести высказывание Иозефа Шумпетера, - «Мы вступаем в наше будущее ... - с завязанными глазами» [1, С. 25].
В настоящее время многие предприятия столкнулись со специфической проблемой - дефицитом квалифицированных кадров. В то же время на рынке труда наблюдается избыток специалистов - экономистов, юристов, бухгалтеров и т.д., и недостаток инженерно-технических кадров. Наличие «избыточных» специалистов при одновременном дефиците в отдельных профессиях и подготовленных рабочих кадрах свидетельствует об отсутствии должной координации в сфере подготовки кадров между образовательными учреждениями, работодателями, органами службы занятости и структурами исполнительной власти, а также неэффективности мер профориентации в регионе. Несоответствие полученной специальности требованиям производства и экономики в целом затрудняет трудоустройство молодых специалистов - выпускников учреждений образования.
Изменения в структуре производства и занятости, с одной стороны, и структуре подготовки кадров - с другой, по мнению специалистов, стали дополнительными факторами, усложняющими процесс взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования [2].
Дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов по профессионально-образовательному и квалификационному признаку усиливает отраслевое несоответствие кадров на рынке труда. А это значит, что в ближайшем будущем будет ощущаться нехватка конструкторов, программистов и инженеров, способных работать на современном оборудовании, адаптированных к современным условиям. Проблема в том, что качество подготовки определенной части выпускников учреждений профобразования зачастую не отвечает уровню развития производства. В то же время современному работодателю требуются молодые специалисты-универсалы, владеющие умениями и навыками, а также знаниями и информацией не только в узкой сфере приложения труда, но и по смежным отраслям, в то же время добросовестно относящиеся к своим обязанностям и дорожащие профессиональной репутацией.
Определяющей тенденцией в развитии современных экономик ведущих стран мира стало существенное возрастание роли инновационной направленности хозяйства, вследствие чего особое внимание отводится подготовке высококвалифицированных специалистов...[3, С. 96-105].
Необходимо, как нам представляется, кардинально изменить ориентиры в сфере образования от формального (зачастую невостребованного) к реальному (крайне необходимому народному хозяйству) образованию. Разрешение данного противоречия будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда и в сфере социально-трудовых отношений [4].
Должна быть сформирована взаимосвязанная цепочка: школа - учебное заведение - рабочее место (см. рис. 1), каждое звено которой должно взаимодействовать, работать по единому стандарту, принципам, преследуя единые цели. Их отсутствие или ослабление приводит к дополнительным затратам времени и средств государства и работодателей на переобучение граждан [5,
Рис. 1. Участие государства в сфере образования (составлено автором)
Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе исторического и социально-экономического развития является переход к территориальному принципу подготовки кадров. Данный подход к организации профессиональной подготовки предопределяет, изменяет и цель профессионального обучения. Она должна быть сведена к созданию условий для получения каждым профессиональной квалификации, кто в этом нуждается, позволяющей включиться в общественно-полезную деятельность. Вместе с тем система профес-
сионального обучения в Дагестане, да и по всей стране в целом, должна быть гибкой, адаптационной, своевременно реагирующей на изменения спроса на рабочую силу.
Система подготовки кадров может стать мощной движущей силой экономики. Интересен опыт послевоенной Японии и японской системы образования, который, кстати, уместно использовать и в российских условиях. Во-первых, это высокий образовательный уровень японцев, который базируется на фундаментальном школьном образовании. Во-вторых, система внутрифирменной подготовки кадров. В-третьих, система управления кадрами на предприятии, повышающая эффективность обучения на работе. Кроме того, государство ведет политику, направленную на развитие внутрифирменного обучения. Преимуществом японской системы является то, что, получив необходимый минимум знаний в учебных заведениях, дальнейшее образование работник получает непосредственно на рабочем месте, лучше усваивая специфику данной работы.
В настоящее время в стране отсутствует централизованная система распределения выпускников высших и средне специальных учебных заведений, и трудоустройство молодых специалистов становится проблемой их самих. Для того, чтобы свести к минимуму потери от неправильного выбора профессии, исполнительные органы должны активизировать работу по профессиональной ориентации в школах - в старших классах. С этой целью Министерству Экономики совместно с Министерством труда и социального развития РД и Министерством образования следует прогнозировать спрос на специалистов в различных отраслях экономики и ориентировать молодёжь на выбор соответствующих профессий, исходя из интересов экономики региона, а также устанавливать квоты учебным заведениям по различным специальностям. Такой подход позволит избежать профессионально-квалификационного несоответствия между спросом и предложением на рынке труда.
Таблица 1.
Динамика численности учащихся в РД, тыс. чел_
УЧЕБНЫЕ ГОДЫ ЧИСЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ
ВУ5 ¡АХ ССУЗАХ ПТУ
очно ЗАОЧНО ОЧНО ЗАОЧНО
2000/2001 39,3 21,0 15,9 4,1 11,9
2001/2002 43,6 23,6 16,3 4,4 12,7
2002/2003 48,7 31,9 17,6 5,2 13,2
2003/2004 50,5 36,1 18,2 5,7 13,5
2004/2005 53,1 39,3 19,1 5,7 13,2
2005/2006 55,4 42,3 19,1 5,6 10,1
2006/2007 57,5 45,9 19,1 5,8 9,8
2007/2008 57,1 47,4 18,7 5,6 9,2
2008/2009 54,5 48,5 19,1 5,5 9,5
2009/2010 47,6 49,9 20,1 5,4 9,9
Источник: ТО ФС ГС РФ по РД
Проводя анализ динамики численности учащихся в РД за последнее десятилетие, можно заметить, что кроме показателя ПТУ, где за исследуемый
период произошло снижение на 2,0 тыс. человек, в остальных учебных заведениях (Вузах, Ссузах), как по очной, так и по заочной формам обучения, до последнего времени наблюдался рост, данные которого представлены в таблице 1.
Одним из путей решения проблемы трудоустройства выпускников учреждений профобразования является привлечение заказчиков (работодателей) к формированию кадрового потенциала. В таблице 2 представлена динамика количества средних специальных учебных заведений Республики Дагестан и численности учащихся в них.
Таблица 2.
Средние специальные учебные заведения Республики Дагестан
(на начало учебного года)
2000/ 2003/ 2004/ 2005/ 2006/ 2007/ 2008/ 2009/
2001 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Число средних специальных
учебных заведений 29 28 28 28 29 27 28 27
в том числе колледжи 15 15 15 14 14 14 15 15
В них студентов, тыс. человек 20,1 23,9 24,9 25,1 25,2 24,5 24,8 25,7
в том числе в колледжах 13,2 15,6 16,4 16,3 16,9 16,9 17,2 18,6
Источник: ТО ФС ГС РФ по РД
Приходится констатировать, что большинство ССУЗов не имеют интернет-сайтов. Там, где созданы интернет-сайты - они либо малоинформативны, либо давно не обновлялись. Специальности во многих ССУЗах дублируются, например, «Экономика и бухгалтерский учет», «Бурение нефтяных и газовых скважин«, «Финансы» и др.
Помочь человеку занять достойное место в обществе, стать компетентным работником, реализовать свои возможности, почувствовать свою значимость как специалиста в каком-либо деле и получить признание результатов своего труда - таковы основные задачи профориентационной работы и системы профобучения. Кроме того, в целях содействия в подготовке рабочей силы с учетом текущей и перспективной потребности экономики в рабочих кадрах необходимо запланировать оказание методической помощи предприятиям в организации профессионального обучения (переобучения) работников, в том числе опережающего обучения работников, находящихся под угрозой увольнения.
Как нам представляется, в целях совершенствования и повышения эффективности деятельности инфраструктуры регионального рынка труда при правительстве РД необходимо создать Координационный совет по проблемам трудоустройства, с собственным печатным изданием и Интернет-сайтом, содержащим информацию об имеющихся вакансиях. Деятельность Совета должна быть сопряжена с: Республиканским объединением работодателей; Федерацией профсоюзов РД; Вузами и НИИ; Территориальным органом федеральной службы государственной статистики РФ по РД; Миграционной службой РФ по РД и Министерствами: Образования, Труда и социального развития РД и Экономики (см. рис. 2.).
Рис. 2. Схема взаимодействия структур исполнительной власти и общественных объединений
Соответствие профессиональной подготовки кадров потребностям региональной экономики выступает стратегически значимой задачей для развития регионов РФ и их рынков труда. Дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов по профессионально-образовательному и квалификационному признакам усиливает отраслевое несоответствие кадров на рынке труда, что требует принятия мер по его минимизации [6].
Необходимо подчеркнуть, что без конкурентоспособной системы образования не может быть конкурентоспособной рабочей силы, а без последней - конкурентоспособной экономики [7, С. 207].
Следует выделить некоторые направления организационно-управленческого характера, учет которых позволит улучшить ситуацию как в сфере подготовки кадров среднего и высшего звена, так и позволит решить проблему их трудоустройства.
1. Важно создать систему подготовки необходимых для региональной экономики кадров посредством проведения тщательного мониторинга отраслей народного хозяйства Республики Дагестан на предмет определения количественных и качественных характеристик подготовки специалистов с тем, чтобы скорректировать учебные программы и учебный процесс.
2. С помощью печатных СМИ, телевидения и интернет-ресурсов провести пропаганду с тем, чтобы поднять авторитет специалистов среднего звена. Аналогичный опыт внедрен и приносит положительные результаты в Республике Татарстан.
3. Провести консультации с работодателями, в целях привлечения в штат предприятия граждан, получивших среднее специальное профобразование, с перспективой получения в дальнейшем высшего образования по направлению организации, а также содействие в допуске учащихся к производственной практике (для формирования необходимых навыков работы на производстве).
4. Усилить взаимодействие органов исполнительной власти, работодателей и учебных заведений.
5. Ликвидировать устаревшие (невостребованные) и дублирующие специальности и создавать новые специальности для подготовки кадров, способных для работы на новейшем оборудовании, и в целом востребованные модернизационной экономикой. Рекомендовать руководителям учебных заведений создавать сайты своих учебных заведений и обновлять их.
6. Реализовать программный подход в развитии среднего и высшего профессионального образования.
Таким образом, сложившаяся в Республике Дагестан ситуация характеризуется тем, что имидж и престижность профессии не соответствуют спросу на нее на рынке труда. Если раньше поиск работы усложнялся трудностями адаптации граждан к рыночным условиям хозяйствования, то те сложности, которые возникают с нахождением подходящего места работы на современном этапе связаны с несоответствием получаемого образования с потребностями экономики и социальной сферы. Развитие системы профессиональной подготовки, переподготовки и ориентации кадров для региональной экономики увеличивает вероятность их трудоустройства, повышает профессиональную мобильность, позволяет реализовать такие качества человека, как предприимчивость, готовность к изменениям, адаптивность к новым условиям, профессиям и специальностям, способность принимать самостоятельные решения, умение преодолеть трудности и препятствия, позволяет решить главную задачу в области образования - это дать качественное образование для желающих его получить, по тем специальностям, по которым граждане будут востребованы и конкурентоспособны в экономике и на рынке труда.
_Литература_
1. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия / Перевод с английского под редакцией В.С.Автономова. - М.: Экономика, 1995. - 540с.
2. Коровкин А.Г., Долгова И.Н., Королев И.Б. Взаимосвязанная динамика рынка труда и системы профессионального образования в России: опыт анализа и моделирования. [Электронный ресурс] // Сборник докладов годовой тематической конференции НЭА «Образование, наука и модернизация» (Москва, МШЭ МГУ им. М.В.Ломоносова, 20-22 декабря 2010г.) -Приложение к Журналу Новой экономической ассоциации: URL: http ://econorus.org/onim/e.phtml
3. Петросянц Д.В. Особенности формирования научно-образовательного кластера в структуре инновационной системы Северо-кавказского федерального округа // Региональные проблемы преобразования экономики, 2011, №3. - С. 96-105.
4. Кутаев Ш.К. Региональный рынок труда: функционирование и развитие. -Махачкала: ИД «Наука плюс», 2008. - 374 с.
5. Кутаев Ш.К. Развитие системы подготовки кадров в интересах регионального рынка труда // Региональная экономика: теория и практика, 2010, №22 (157). - С. 62-68.
6. Абдулманапов П.Г., Багомедов М.А., Гимбатов Ш.М., Кутаев Ш.К., Хад-жалова Х.М. Социальные аспекты обеспечения экономической безопасности региона / Под общей ред. Ш.К. Кутаева. - Махачкала: ИД «Наука плюс», 2011. - 360 с.
7. Арменский А.Е., Кочубей С.Э., Травин С.О., Устюгов В.В. Экономика суверенной демократии / Под общ. ред. Тарло Е.Г. - М.: Агентство «Социальный проект», 2007. - 240 с.