Научная статья на тему 'Развитие региональной экономики на основе эффективного использования кадрового потенциала'

Развитие региональной экономики на основе эффективного использования кадрового потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / REGIONAL ECONOMY / VOCATIONAL EDUCATION / LABOR / TRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кутаев Шихрагим Кутаевич

Рассматриваются различные аспекты подготовки образовательными учреждениями конкурентоспособного кадрового потенциала как фактора стимулирования и развития региональной экономики. Обобщены проблемы системы среднего профессионального образования и очерчены перспективы ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMIES THROUGH THE EFFICIENT USE OF STAFF POTENTIAL

Different aspects of the preparation of educational institutions competitive human resources as a factor in promoting and developing the regional economy. Summarizes the problems with the system of vocational education and outlines the prospects for its development.

Текст научной работы на тему «Развитие региональной экономики на основе эффективного использования кадрового потенциала»

КУТАЕВ Ш.К.

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

Рассматриваются различные аспекты подготовки образовательными учреждениями конкурентоспособного кадрового потенциала как фактора стимулирования и развития региональной экономики. Обобщены проблемы системы среднего профессионального образования и очерчены перспективы ее развития.

KUTAEV SH.K.

DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMIES THROUGH THE EFFICIENT USE OF STAFF POTENTIAL

Different aspects of the preparation of educational institutions competitivehuman resources as a factor in promoting and developing the regional economy. Summarizes the problems with the system of vocational education and outlines the prospects for its development.

Ключевые слова: региональная экономика, профессиональное образование, рынок труда, подготовка кадров.

Keywords: regional economy, vocational education, labor, training

Нынешняя ситуация, когда на рынке труда региона создался переизбыток специалистов с высшим профессиональным образованием при существенном дефиците числа специалистов со средним профессиональным образованием свидетельствует о том, что рынок профессионального образования перестает удовлетворять требованиям региональной экономики относительно количества и качества подготовки кадрового потенциала.

Здесь уместно привести высказывание Иозефа Шумпетера, - «Мы вступаем в наше будущее ... - с завязанными глазами» [1, С. 25].

В настоящее время многие предприятия столкнулись со специфической проблемой - дефицитом квалифицированных кадров. В то же время на рынке труда наблюдается избыток специалистов - экономистов, юристов, бухгалтеров и т.д., и недостаток инженерно-технических кадров. Наличие «избыточных» специалистов при одновременном дефиците в отдельных профессиях и подготовленных рабочих кадрах свидетельствует об отсутствии должной координации в сфере подготовки кадров между образовательными учреждениями, работодателями, органами службы занятости и структурами исполнительной власти, а также неэффективности мер профориентации в регионе. Несоответствие полученной специальности требованиям производства и экономики в целом затрудняет трудоустройство молодых специалистов - выпускников учреждений образования.

Изменения в структуре производства и занятости, с одной стороны, и структуре подготовки кадров - с другой, по мнению специалистов, стали дополнительными факторами, усложняющими процесс взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования [2].

Дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов по профессионально-образовательному и квалификационному признаку усиливает отраслевое несоответствие кадров на рынке труда. А это значит, что в ближайшем будущем будет ощущаться нехватка конструкторов, программистов и инженеров, способных работать на современном оборудовании, адаптированных к современным условиям. Проблема в том, что качество подготовки определенной части выпускников учреждений профобразования зачастую не отвечает уровню развития производства. В то же время современному работодателю требуются молодые специалисты-универсалы, владеющие умениями и навыками, а также знаниями и информацией не только в узкой сфере приложения труда, но и по смежным отраслям, в то же время добросовестно относящиеся к своим обязанностям и дорожащие профессиональной репутацией.

Определяющей тенденцией в развитии современных экономик ведущих стран мира стало существенное возрастание роли инновационной направленности хозяйства, вследствие чего особое внимание отводится подготовке высококвалифицированных специалистов...[3, С. 96-105].

Необходимо, как нам представляется, кардинально изменить ориентиры в сфере образования от формального (зачастую невостребованного) к реальному (крайне необходимому народному хозяйству) образованию. Разрешение данного противоречия будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда и в сфере социально-трудовых отношений [4].

Должна быть сформирована взаимосвязанная цепочка: школа - учебное заведение - рабочее место (см. рис. 1), каждое звено которой должно взаимодействовать, работать по единому стандарту, принципам, преследуя единые цели. Их отсутствие или ослабление приводит к дополнительным затратам времени и средств государства и работодателей на переобучение граждан [5,

Рис. 1. Участие государства в сфере образования (составлено автором)

Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе исторического и социально-экономического развития является переход к территориальному принципу подготовки кадров. Данный подход к организации профессиональной подготовки предопределяет, изменяет и цель профессионального обучения. Она должна быть сведена к созданию условий для получения каждым профессиональной квалификации, кто в этом нуждается, позволяющей включиться в общественно-полезную деятельность. Вместе с тем система профес-

сионального обучения в Дагестане, да и по всей стране в целом, должна быть гибкой, адаптационной, своевременно реагирующей на изменения спроса на рабочую силу.

Система подготовки кадров может стать мощной движущей силой экономики. Интересен опыт послевоенной Японии и японской системы образования, который, кстати, уместно использовать и в российских условиях. Во-первых, это высокий образовательный уровень японцев, который базируется на фундаментальном школьном образовании. Во-вторых, система внутрифирменной подготовки кадров. В-третьих, система управления кадрами на предприятии, повышающая эффективность обучения на работе. Кроме того, государство ведет политику, направленную на развитие внутрифирменного обучения. Преимуществом японской системы является то, что, получив необходимый минимум знаний в учебных заведениях, дальнейшее образование работник получает непосредственно на рабочем месте, лучше усваивая специфику данной работы.

В настоящее время в стране отсутствует централизованная система распределения выпускников высших и средне специальных учебных заведений, и трудоустройство молодых специалистов становится проблемой их самих. Для того, чтобы свести к минимуму потери от неправильного выбора профессии, исполнительные органы должны активизировать работу по профессиональной ориентации в школах - в старших классах. С этой целью Министерству Экономики совместно с Министерством труда и социального развития РД и Министерством образования следует прогнозировать спрос на специалистов в различных отраслях экономики и ориентировать молодёжь на выбор соответствующих профессий, исходя из интересов экономики региона, а также устанавливать квоты учебным заведениям по различным специальностям. Такой подход позволит избежать профессионально-квалификационного несоответствия между спросом и предложением на рынке труда.

Таблица 1.

Динамика численности учащихся в РД, тыс. чел_

УЧЕБНЫЕ ГОДЫ ЧИСЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ВУ5 ¡АХ ССУЗАХ ПТУ

очно ЗАОЧНО ОЧНО ЗАОЧНО

2000/2001 39,3 21,0 15,9 4,1 11,9

2001/2002 43,6 23,6 16,3 4,4 12,7

2002/2003 48,7 31,9 17,6 5,2 13,2

2003/2004 50,5 36,1 18,2 5,7 13,5

2004/2005 53,1 39,3 19,1 5,7 13,2

2005/2006 55,4 42,3 19,1 5,6 10,1

2006/2007 57,5 45,9 19,1 5,8 9,8

2007/2008 57,1 47,4 18,7 5,6 9,2

2008/2009 54,5 48,5 19,1 5,5 9,5

2009/2010 47,6 49,9 20,1 5,4 9,9

Источник: ТО ФС ГС РФ по РД

Проводя анализ динамики численности учащихся в РД за последнее десятилетие, можно заметить, что кроме показателя ПТУ, где за исследуемый

период произошло снижение на 2,0 тыс. человек, в остальных учебных заведениях (Вузах, Ссузах), как по очной, так и по заочной формам обучения, до последнего времени наблюдался рост, данные которого представлены в таблице 1.

Одним из путей решения проблемы трудоустройства выпускников учреждений профобразования является привлечение заказчиков (работодателей) к формированию кадрового потенциала. В таблице 2 представлена динамика количества средних специальных учебных заведений Республики Дагестан и численности учащихся в них.

Таблица 2.

Средние специальные учебные заведения Республики Дагестан

(на начало учебного года)

2000/ 2003/ 2004/ 2005/ 2006/ 2007/ 2008/ 2009/

2001 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Число средних специальных

учебных заведений 29 28 28 28 29 27 28 27

в том числе колледжи 15 15 15 14 14 14 15 15

В них студентов, тыс. человек 20,1 23,9 24,9 25,1 25,2 24,5 24,8 25,7

в том числе в колледжах 13,2 15,6 16,4 16,3 16,9 16,9 17,2 18,6

Источник: ТО ФС ГС РФ по РД

Приходится констатировать, что большинство ССУЗов не имеют интернет-сайтов. Там, где созданы интернет-сайты - они либо малоинформативны, либо давно не обновлялись. Специальности во многих ССУЗах дублируются, например, «Экономика и бухгалтерский учет», «Бурение нефтяных и газовых скважин«, «Финансы» и др.

Помочь человеку занять достойное место в обществе, стать компетентным работником, реализовать свои возможности, почувствовать свою значимость как специалиста в каком-либо деле и получить признание результатов своего труда - таковы основные задачи профориентационной работы и системы профобучения. Кроме того, в целях содействия в подготовке рабочей силы с учетом текущей и перспективной потребности экономики в рабочих кадрах необходимо запланировать оказание методической помощи предприятиям в организации профессионального обучения (переобучения) работников, в том числе опережающего обучения работников, находящихся под угрозой увольнения.

Как нам представляется, в целях совершенствования и повышения эффективности деятельности инфраструктуры регионального рынка труда при правительстве РД необходимо создать Координационный совет по проблемам трудоустройства, с собственным печатным изданием и Интернет-сайтом, содержащим информацию об имеющихся вакансиях. Деятельность Совета должна быть сопряжена с: Республиканским объединением работодателей; Федерацией профсоюзов РД; Вузами и НИИ; Территориальным органом федеральной службы государственной статистики РФ по РД; Миграционной службой РФ по РД и Министерствами: Образования, Труда и социального развития РД и Экономики (см. рис. 2.).

Рис. 2. Схема взаимодействия структур исполнительной власти и общественных объединений

Соответствие профессиональной подготовки кадров потребностям региональной экономики выступает стратегически значимой задачей для развития регионов РФ и их рынков труда. Дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов по профессионально-образовательному и квалификационному признакам усиливает отраслевое несоответствие кадров на рынке труда, что требует принятия мер по его минимизации [6].

Необходимо подчеркнуть, что без конкурентоспособной системы образования не может быть конкурентоспособной рабочей силы, а без последней - конкурентоспособной экономики [7, С. 207].

Следует выделить некоторые направления организационно-управленческого характера, учет которых позволит улучшить ситуацию как в сфере подготовки кадров среднего и высшего звена, так и позволит решить проблему их трудоустройства.

1. Важно создать систему подготовки необходимых для региональной экономики кадров посредством проведения тщательного мониторинга отраслей народного хозяйства Республики Дагестан на предмет определения количественных и качественных характеристик подготовки специалистов с тем, чтобы скорректировать учебные программы и учебный процесс.

2. С помощью печатных СМИ, телевидения и интернет-ресурсов провести пропаганду с тем, чтобы поднять авторитет специалистов среднего звена. Аналогичный опыт внедрен и приносит положительные результаты в Республике Татарстан.

3. Провести консультации с работодателями, в целях привлечения в штат предприятия граждан, получивших среднее специальное профобразование, с перспективой получения в дальнейшем высшего образования по направлению организации, а также содействие в допуске учащихся к производственной практике (для формирования необходимых навыков работы на производстве).

4. Усилить взаимодействие органов исполнительной власти, работодателей и учебных заведений.

5. Ликвидировать устаревшие (невостребованные) и дублирующие специальности и создавать новые специальности для подготовки кадров, способных для работы на новейшем оборудовании, и в целом востребованные модернизационной экономикой. Рекомендовать руководителям учебных заведений создавать сайты своих учебных заведений и обновлять их.

6. Реализовать программный подход в развитии среднего и высшего профессионального образования.

Таким образом, сложившаяся в Республике Дагестан ситуация характеризуется тем, что имидж и престижность профессии не соответствуют спросу на нее на рынке труда. Если раньше поиск работы усложнялся трудностями адаптации граждан к рыночным условиям хозяйствования, то те сложности, которые возникают с нахождением подходящего места работы на современном этапе связаны с несоответствием получаемого образования с потребностями экономики и социальной сферы. Развитие системы профессиональной подготовки, переподготовки и ориентации кадров для региональной экономики увеличивает вероятность их трудоустройства, повышает профессиональную мобильность, позволяет реализовать такие качества человека, как предприимчивость, готовность к изменениям, адаптивность к новым условиям, профессиям и специальностям, способность принимать самостоятельные решения, умение преодолеть трудности и препятствия, позволяет решить главную задачу в области образования - это дать качественное образование для желающих его получить, по тем специальностям, по которым граждане будут востребованы и конкурентоспособны в экономике и на рынке труда.

_Литература_

1. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия / Перевод с английского под редакцией В.С.Автономова. - М.: Экономика, 1995. - 540с.

2. Коровкин А.Г., Долгова И.Н., Королев И.Б. Взаимосвязанная динамика рынка труда и системы профессионального образования в России: опыт анализа и моделирования. [Электронный ресурс] // Сборник докладов годовой тематической конференции НЭА «Образование, наука и модернизация» (Москва, МШЭ МГУ им. М.В.Ломоносова, 20-22 декабря 2010г.) -Приложение к Журналу Новой экономической ассоциации: URL: http ://econorus.org/onim/e.phtml

3. Петросянц Д.В. Особенности формирования научно-образовательного кластера в структуре инновационной системы Северо-кавказского федерального округа // Региональные проблемы преобразования экономики, 2011, №3. - С. 96-105.

4. Кутаев Ш.К. Региональный рынок труда: функционирование и развитие. -Махачкала: ИД «Наука плюс», 2008. - 374 с.

5. Кутаев Ш.К. Развитие системы подготовки кадров в интересах регионального рынка труда // Региональная экономика: теория и практика, 2010, №22 (157). - С. 62-68.

6. Абдулманапов П.Г., Багомедов М.А., Гимбатов Ш.М., Кутаев Ш.К., Хад-жалова Х.М. Социальные аспекты обеспечения экономической безопасности региона / Под общей ред. Ш.К. Кутаева. - Махачкала: ИД «Наука плюс», 2011. - 360 с.

7. Арменский А.Е., Кочубей С.Э., Травин С.О., Устюгов В.В. Экономика суверенной демократии / Под общ. ред. Тарло Е.Г. - М.: Агентство «Социальный проект», 2007. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.