Научная статья на тему 'Основные факторы повышения качества образования в трудоизбыточном регионе'

Основные факторы повышения качества образования в трудоизбыточном регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
608
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / EDUCATION / QUALITY / SCHOOL / TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутаев Шихрагим Кутаевич

В статье раскрываются вопросы функционирования системы образования, рассматриваются методы и технология обучения. Определены основные направления, реализация которых позволит поднять на новый качественный уровень систему подготовки кадров в регионе, повысить уровень трудоустройства выпускников учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN FACTORS TO IMPROVE THE QUALITY OF EDUCATION IN THE LABOR SURPLUS REGION

In the article questions the education system, the methods and technology of training. The basic directions of the implementation of which will raise to a new level system of higher education in the region, to increase the level of employment of graduates.

Текст научной работы на тему «Основные факторы повышения качества образования в трудоизбыточном регионе»

ЭКОНОМИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

КУТАЕВ Ш.К.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В ТРУДОИЗБЫТОЧНОМ РЕГИОНЕ

В статье раскрываются вопросы функционирования системы образования, рассматриваются методы и технология обучения. Определены основные направления, реализация которых позволит поднять на новый качественный уровень систему подготовки кадров в регионе, повысить уровень трудоустройства выпускников учебных заведений.

КиТАЕ V 577. К.

THE MAIN FACTORS ТО IMPROVE THE QUALITY OF EDUCATION

IN THE LABOR SURPLUS REGION

In the article questions the education system, the methods and technology of training. The basic directions of the implementation of which will raise to a new level system of higher education in the region, to increase the level of employment of graduates.

Ключевые слова: образование, качество, учебное заведение, методы обучения.

Keywords: education, quality, school, teaching methods

Развитие системы образования происходит в условиях существенных преобразований социально-экономического развития страны, таких как: формирования гражданского общества, конкурентных отношений, изменений в сфере социально-трудовых отношений, требований к качеству подготовки молодых специалистов и т.д.

Существующее положение в преподавании учебных дисциплин требует изменения, как стратегии, так и тактики обучения. Основными показателями характеризующие уровень подготовки молодых специалистов в учреждениях профессионального образования должны стать их мотивированность, компетентность, конкурентоспособность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента.

Активные методы обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты [4].

Касаясь методики преподавания, то, как нам представляется, преподаватель должен не только излагать готовые знания и осуществлять контроль над их воспроизведением, но и мотивировать студентов на самостоятельное овладение ими знаний. В основе данных методов лежит диалог как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь студентов.

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

❖ первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

❖ контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

❖ формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы [5, С. 5761].

Различают имитационные и неимитационные методы активного обучения. Это все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях.

Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т.п., а к неигровым - анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие

[3].

Как нам представляется, активные методы обучения помогают в решении психологических проблем в коллективе, высоком уровне мыслительной (интеллектуальной), аналитической деятельности учащихся. К тому же практическая деятельность способствует более прочному усвоению знаний.

Использование активных методов проведения занятий социально-экономических дисциплин повышает интерес студентов к занятию, что сопровождается положительными эмоциями и находит эмоционально-интеллектуальный отклик на обучение. В связи с этим у студентов развиваются творческие и коммуникативные способности.

Обычно активные методы обучения применяются в комплексе с традиционными методами, охватывают все виды аудиторных занятий со студентами.

В современных экономических условиях одним из важнейших факторов социальной защиты человека и гарантом его самореализации является наращивание его профессионально-квалификационных компетенций.

Итак, ключевой задачей современного профобразования помимо формирования знаний, умений, навыков, является развитие способностей адаптироваться к изменениям в сфере техники, технологии, организации труда, интегрировать междисциплинарные знания, комплексно воспринимать производственный процесс.

Составляющими качества профессионального образования являются в первую очередь - педагогические кадры (систематическое повышение квалификации преподавательского состава, стимулирование их научной деятельности, обмен передовым опытом с другими учебными заведениями и т.д.), далее, образовательные программы, материально-техническое обеспечение учебного процесса, а так же организация учебного процесса.

Для решения вопроса качества профессионального образования, необходимо создать условия для обеспечения качества его составляющих.

Под обеспечением качества профессионального образования понимаются механизмы и процедуры, с помощью которых гарантируется достоверность и надёжность приобретённых знаний, умений, навыков и видов компетенций.

Требования достоверности и надёжности гарантируют доверие работодателей, предприятий, образовательных заведений к диплому выпускника, последнее особенно актуально для системы непрерывного профессионального образования.

В обеспечении качества среднего профобразования можно выделить следующие аспекты:

1. Политика в области среднего профобразования, направленная на повышение его качества.

2. Установленные, принятые обществом и государством критерии, нормативы, стандарты качества образования.

3. Механизмы и инструменты управления и самоуправления ССУЗа с позиций качества.

4. Объективные условия, способствующие достижению качества образования: качественный уровень подготовки преподавателей и студентов, качество учебных программ, дидактических и методических материалов, уровень материально-технической базы, социально-бытовой и информационной структуры учебного заведения и др.

Технологии организации учебно-воспитательного процесса, направленные на обеспечение качественной подготовки выпускника заключаются в следующем:

1. Развитие актуальных специальностей.

2. Адаптация студентов нового набора.

3. Углубление профессиональной ориентации студентов 2-го, 3-го курсов.

4. Информатизация учебного процесса (развитие информационной компетентности).

5. Интеграция с производством.

Следует заметить, что в развитых странах учебные заведения эффективно интегрированы в производственно-хозяйственную деятельность государства. Налажены тесные контакты с хозяйствующими субъектами, работодатели принимают действенное участие в процессе подготовки кадров. Работа по трудоустройству окончивших обучение специалистов интегрирована в структуру учебного заведения и ведется постоянно.

Подготовка специалистов среднего звена с заданными современными условиями параметрами невозможна без эффективного взаимодействия техникума с производством. Таким образом, формирование устойчивых взаимосвязей образования с производством способствует подготовке конкурентоспособных специалистов и является определяющей частью системы обеспечения качества подготовки специалистов среднего профессионального образования.

В этой связи, бесспорным представляется мнение специалистов о том, что без конкурентоспособной системы образования не может быть конкурентоспособной рабочей силы, а без последней - конкурентоспособной экономики [1, С. 207].

В средних специальных учебных заведениях (ССУЗах) должны быть предложены интересные, современные специальности, которые помогут привлечь абитуриентов. Выбор специальности должен отражать профессиональную направленность личности, т.е. отношение к профессии должно быть мотивом профессионального становления.

Из многообразия мотивов выбора профессии можно выделить три основных направления: интерес к самому процессу труда, его содержанию; понимание значимости профессии для общества и, главное, осознание того, что именно эта профессия даст возможность карьерного роста, обретению материального благополучия.

Целесообразно было бы ежегодно проводить анкетирование студентов нового набора «Почему я поступил в ССУЗ», и определять таким образом показатель «интереса к профессии».

Время обучения в ССУЗе условно можно разделить на два периода: адаптация вновь поступивших студентов к условиям, требованиям, новому коллективу, преподавателям и обучение профессиональной подготовленности. Очевидно, что качество второго периода определяется успешностью первого, которая, в свою очередь, зависит от психологической готовности студента к активной познавательной деятельности в новых для него условиях.

Для обеспечения успешной адаптации студентов, должна быть предусмотрена следующая технология:

1. Обязательное изучение дисциплины «Введение в специальность», которое позволяет: показать обзорно весь объем учебной информации по специальности в соответствии с ГОС СПО; обосновать необходимость изучения специальности, а не отдельных дисциплин; познакомить с требованиями, организацией промежуточной аттестации; дать рекомендации по организации умственного труда.

2. Организация встреч со студентами старших курсов с целью презентации выполненных курсовых проектов; обмена опытом прохождения производственных практик; совместного участия в спортивных и культурных мероприятиях.

3. Участие в научно-практических конференциях колледжа.

4. Проведение встреч-презентаций с ведущими специалистами в разных областях [5, С. 57-61].

Также с целью повышения качества образования в СПУ необходимо внедрение информационных технологий в процессе подготовки специалистов, которое должно осуществляется при помощи следующих аспектов:

1. Внедрение электронных учебников и учебных пособий.

Электронные учебники и учебные пособия - эквивалент бумажных носителей, имеющий ряд достоинств, а именно: работа в интерактивном режиме; изучение материала в любом порядке; работа в собственном темпе; наглядность и использование всех форм восприятия информации; получение практических навыков и результатов в процессе работы; возможность самоконтроля.

Так же в это направление включается разработка учебно-методических комплексов и лабораторно-практических занятий.

2. Введение новых дисциплин информационной направленности.

Не менее важно, при подготовке специалистов, дать знания и навыки по работе с компьютерными технологиями. Помимо обязательных курсов информатики, возможно внедрение специализированных курсов в рамках специальности.

3. Использование телекоммуникационных технологий.

Использование услуг Интернет открывает колоссальное информационное поле, которое расширяет возможности студентов и преподавателей в сфере получения информации.

К недостаткам можно отнести - деперсонализацию отношений между людьми, т.е. человек замыкается на компьютере и общается только с ним, либо посредством его.

Основными стратегическими ориентирами в сфере профессионального обучения должны быть: предоставление гражданам равных возможностей для развития и профессионального роста; формирование социальных лифтов для молодежи получивших качественную и востребованную на рынке труда специальность и др.

Соответствие профессиональной подготовки кадров потребностям региональной экономики выступает стратегически значимой задачей всей системы образования, в целях устойчивого социально-экономического развития регионов РФ и их рынков труда. Дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов, по профессионально-образовательному и квалификационному признакам, усиливает отраслевое несоответствие кадров на рынке труда, что требует принятия мер по его минимизации. Сложившееся несоответствие в количестве и качестве профподготовки кадров свидетельствует об отсутствии в регионе налаженной системы координации в области подготовки кадров между участниками данного процесса: учреждениями образования, работодателями, органами службы занятости и структурами исполнительной власти.

В сложившейся ситуации необходимо, как нам представляется, кардинально изменить ориентиры в сфере образования от формального (зачастую

невостребованного) к реальному (крайне необходимого народному хозяйству) образованию. Разрешение данного противоречия будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда и сфере социально-трудовых отношений.

На нынешнем этапе социально-экономического развития актуальной задачей является применение принципа подготовки кадров для потребностей народного хозяйства конкретных территорий. Реализация данного принципа подготовки профессиональных кадров позволит изменить направления профессионального обучения, приведёт к созданию условий для получения каждым гражданином профессиональной квалификации, дающая ему возможность реализоваться. Вместе с тем, система профессионального обучения в Дагестане, да и по всей стране в целом должна быть гибкой, адаптационной, своевременно реагирующей на изменения спроса на рабочую силу той или иной специальности, квалификации [2, С. 78-82].

Сегодня трудоустройство молодых специалистов становится проблемой их самих, так как в стране отсутствует прежняя система распределения выпускников учебных заведений. В целях снижения потерь от неправильного выбора профессии, органы власти ответственные за данную сферу должны проводить эффективную работу по профориентации в школах. С этой целью государственным органам исполнительной власти РД, ответственным за данную работу следует провести тщательный анализ и спрогнозировать спрос на специалистов. Также с помощью СМИ и других средств агитации ориентировать молодёжь на выбор соответствующих профессий, исходя из потребностей отраслей народного хозяйства региона, а также устанавливать квоты учебным заведениям по различным специальностям. Такой подход позволит избежать профессионально-квалификационного несоответствия между спросом и предложением на рынке труда.

Проводя анализ динамики численности учащихся в РД, можно заметить, что кроме показателя НПО, где за исследуемый период ситуация в целом стабильна, в остальных учебных заведениях (Вузах, Ссузах) наблюдается снижение численности учащихся, что представлено в таблице 1.

Таблица 1

Динамика численности учащихся в Республике Дагестан, тыс. чел

Учебные годы Численность учащихся

Вузы Ссузы НПО*

2008/2009 117,9 25,8 35

2009/2010 111,4 25,7 36

2010/2011 108,1 27,2 37

2011/2012 97,4 25,9 36

* На 10 000 человек населения, человек

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012. Стат. сб. / Росстат. - М., 2012.

Для решения проблемы трудоустройства молодых специалистов важным представляется привлечение работодателей к формированию кадрового потенциала. Учреждениям профобразования, руководителям территорий и предприятий следовало бы разработать такую систему сотрудничества, которая позволяла бы оптимизировать структуру подготовки молодых специалистов в соответствии с реальной и перспективной потребностью в кадрах.

Приходится констатировать, что многие ССУЗы, которых в республике около 30, не имеют собственных интернет-сайтов. Там, где созданы интернет сайты, они либо малоинформативны, либо давно не обновлялись. Специальности во многих ССУЗах дублируются, например, «Экономика и бухгалтерский учет», «Бурение нефтяных и газовых скважин», «Финансы» и др.

Для совершенствования сферы профобразования необходима реализация следующих ключевых направлений:

❖ ликвидация дублирования подготовки однопрофильных специалистов, ограничение и сокращение подготовки специалистов, не имеющих спроса на рынке труда;

❖ повышение процента охвата профессиональным обучением безработных, расширение базовых учебных заведений органов службы занятости, расширение масштабов профессиональной подготовки безработных, ориентированных на гарантированное трудоустройство после прохождения обучения;

❖ улучшение координации между потребителями (заказчиками-работодателями), органами службы занятости и учебными заведениями;

❖ формирование банка данных о специальностях и профессиях, необходимых на местном рынке труда, издание буклетов всеми учебными заведениями о перечнях специальностей, по которым ведется подготовка и др.

Таким образом, реализация указанных мер значительно повысит эффективность системы профподготовки и профориентации в управлении занятостью населения, в регулировании рынка квалифицированных кадров с учётом потребностей рынка рабочих мест трудоизбыточного региона.

_Литература_

1. Арменский А.Е., Кочубей С.Э., Травин С.О., Устюгов В.В. Экономика суверенной демократии / Под общ. ред. Тарло Е.Г. - М.: Агентство «Социальный проект», 2007. - С. 207.

2. Кутаев Ш.К. Развитие региональной экономики на основе эффективного использования кадрового потенциала // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2012. - №1. - С. 78-82.

3. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач / Под ред. Матирко В.И. - М.: Высшая школа, 1991.

4. Смолкин А.М. Методы активного обучения. -М., 1991.

5. Шумова И.В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 57-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.