Научная статья на тему 'Выпускники системы профобразования как кадровый потенциал экономики региона'

Выпускники системы профобразования как кадровый потенциал экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Арсентьева Н.М., Харченко И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выпускники системы профобразования как кадровый потенциал экономики региона»

Н. М. Арсентьева, И. И. Харченко

ВЫПУСКНИКИ СИСТЕМЫ ПРОФОБРАЗОВАНИЯ КАК КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА*

Изучение установок, мотивов и предпочтений молодежи в процессе профессионального выбора приобретает на современном этапе особую актуальность. Это обусловлено появлением новых тенденций в сфере занятости населения и на рынке труда. К числу новых тенденций следует отнести появление кадрового дефицита в современной экономике при сохранении значительных масштабов незанятого населения. Эти тенденции свидетельствуют о смене модели рынка труда: от абсолютного превышения предложения труда - к сегментированному превышению спроса.

Современное состояние рынка труда характеризуется, с одной стороны, снижением занятости населения в отраслях экономики, хронической, застойной безработицей, с другой стороны, нарастанием структурного дефицита кадров, особенно высококвалифицированных, появлением устойчивого кадрового дефицита в отдельных сегментах рынка труда. Данная ситуация делает оправданным и необходимым государственное регулирование процессов в сфере труда и занятости, поиска дополнительных ресурсов труда.

Такое состояние рынка труда мало отвечает требованиям современной экономики, особенно в период промышленного подъема, наблюдающегося в последнее время. Проблема дефицита высококвалифицированных кадров выглядит особенно парадоксальной в условиях увеличения численности специалистов, подготовленных системой профессионального образования. Рассогласование между спросом и предложением на рынке труда выражается в ряде моментов, среди которых, с одной стороны, структурный дефицит квалифицированных кадров и не устраивающий работодателя уровень подготовки специалистов по ряду специальностей, с другой стороны, низкий социальный потенциал значительного количества рабочих мест в современной экономике. Сложившийся дефицит квалифицированных кадров распределен по отраслям экономики весьма неравномерно. Можно выделить некоторые отрасли, где уровень подготовки работников существенно превышает требования к ним со стороны рабочего места, и наоборот. Такая ситуация снижает ценность полученного образования и приобретенной профессиональной подготовки. Значительная часть выпускников разных учебных заведений вообще не могут найти никакой работы и пополняют ряды безработных. Таким образом, в одних сегментах рынках труда неудовлетворенный спрос на качество образования сочетается с избыточным предложением его со стороны системы профессионального образования. В других сегментах рынка труда неудовлетворенным остается спрос на количество подготовленных кадров.

Так, по востребованным у работодателей в последнее время профессиям материальной сферы подготовка квалифицированных рабочих и специалистов (особенно техников) заметно сократилась. Даже робкое оживление реального сектора экономики показало, что такое «узкое место» уже успело образоваться.

Так, за период с 1990 по 1998 гг. в РФ сокращение выпуска специалистов претерпели такие специальности, как металлургия (выпуск из вузов сократился по этой специальности на 38%, из ССУЗов - на 58%), машиностроение и металлообработка (соответственно на 27% и на 63%), технология товаров широкого потребления (54% и 32%), электронная техника, радиотехника и связь (37% и 40%), автоматика и управление (24% и 59%), наземные транспортные средства и эксплуатация транспорта (40% и 14%), сельское и рыбное хозяйство (28% и 46%), строительство и архитектура (23% и 21%), химическая технология (44% и 41%) и приборостроение (25% и 79%). По таким специальностям, как технология продовольственных продуктов и энергетика и машиностроение сократился выпуск только из вузов (соответственно 48% и 26%).

За этот же период (1990-1998 гг.) значительно сократился выпуск квалифицированных рабочих из профессиональных училищ. Так, в целом по всем профессиям промышленности

он упал на 38%, в том числе рабочих машиностроения и металлообработки (на 95%), металлургии (71%), химической промышленности (73%), пищевой (54%), легкой (24%); выпуск рабочих строительства сократился на 59% , сельского хозяйства - 44%1.

Ярким примером региона, где проявляется данная проблемная ситуация, является Новосибирская область. Об этом свидетельствуют данные наших обследований2 и анализ имеющейся статистической информации. Согласно демографическим прогнозам, некоторое увеличение притока молодежи в экономику города и области, наблюдаемое в последние два года, в скором времени (точнее, после 2005 года) сменится резким снижением численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст. Это снижение обусловлено падением рождаемости в начале 90-х гг. и является прямым следствием снижения уровня жизни населения области в результате проводимого курса экономического реформирования. В этой связи наибольшую актуальность приобретают задачи изучения качественных параметров молодежного ресурса труда. От того, будет ли молодежь занимать такие трудовые позиции, которые более всего потребуются экономике, зависит во многом дальнейший ход социально-экономических процессов.

Процесс формирования у молодежи ценностных ориентаций в сфере труда начинается в период школьного обучения. На систему ценностей оказывают влияние множество факторов, к числу важнейших из них относятся социальный статус семьи, место жительства, общая ситуация в экономике, престиж и оплата конкретных видов работы. Неудивительно, что в системе жизненных планов городских школьников 2000-го года сохраняется устойчивая ориентация на поступление в вузы (доля одиннадцатиклассников, планировавших поступление в вуз, увеличилась в областном центре с 78 % в 1990 г. до 86 % в 2000 г., в прочей городской местности соответственно - с 47 до 62%, а в сельской местности - с 29% до 36%). Остался мало популярными такой вариант, как устройство на работу сразу после окончания школы.

Профессиональные ориентации выпускников школ имеют мало отношения к реальной структуре рабочих мест в экономике. Так, по результатам наших периодических обследований, старшеклассники (поддерживаемые советами их родителей) в течение уже довольно длительного периода (с середины 90-ых годов по настоящее время) демонстрируют своеобразный ажиотажный спрос на престижные «рыночные» профессии (экономист, финансист, бухгалтер, маркетолог, юрист, психолог, менеджер и др.) и другие профессии нематериальной сферы. Высокая ориентация на вузы у выпускников школ, сочетается со значительной долей неопределившихся в выборе конкретной профессии. Так, по данным 2000 г. за месяц до выпуска из 11 класса не решили, какую профессию они хотели бы получить 32% городских и 42% сельских школьников.

Проблема эффективной и стабильной занятости молодежи остается в области достаточно острой. Так, сокращение безработной молодежи в общей численности

1 Труд и занятость в России. Статистический сборник. / Госкомстат России. М., 1999.

2 В данной статье используются материалы нескольких социолого-статистических обследований, проведенных отделом социальных проблем ИЭ и ОПП СО РАН под руководством авторов или при их участии:

а) «Динамика профессионально-трудовых ориентаций учащейся молодежи» 1990, 1996,1999 , 2000 гг. (Харченко И.И.). В 2000 г. опрошено 2200 чел. выпускников основной и полной средней школы в городской и сельской местности Новосибирской области. В 1999, 2000 гг. работа проводилось при поддержке РГНФ как составная часть проекта «Учащаяся молодежь в экономическом пространстве: установки, поведение, отношение к богатству» (рук. Л.Г. Борисова);

б) «Молодежь в системе профессионального образования». В 2001 г. опрошено 2470 чел. студентов вузов, ССУЗов и учащихся профессиональных училищ Новосибирской области. Работа проводилась при поддержке РГНФ - проект №01-03-67001 а/т «Анализ структуры и тенденций формирования социальных издержек в системе профессионального образования и на рынке труда» (В.П. Бусыгин - рук., Н.М. Арсентьева, И.И. Харченко);

в) «Современные тенденции трансформации основных качественных характеристик рабочей силы (экономико-статистический аспект)», 1997-98г. и «Анализ структуры и качества рабочих мест на рынке труда города (экономико-статистический аспект)», 1998-99 гг. (рук..- Н.М.Арсентьева). Работа выполнялась при поддержке ФГСЗН по Новосибирской области.

безработных идет более медленными темпами, чем по населению в целом. Если в 1998 г. доля молодежи Новосибирской области среди зарегистрированных безработных составляла 28 %, то в июне 2000 г. - 23,8 %, т.е. снижение не очень интенсивное. Высокой остается численность безработной молодежи в сельской местности. Что же касается потребности в работе учащейся молодежи (желающей совмещать работу с учебой), в середине 2000 г., то ее численность даже возросла по сравнению с 1999 г. почти в два раза. Такая ситуация характеризует, с одной стороны, высокую мотивацию молодежи к труду, с другой стороны служит индикатором неполной удовлетворенности запросов молодежи к количеству и качеству рабочих мест на современном рынке труда.

Основным противоречием современного положения молодежи на рынке труда является увеличивающийся разрыв в трудовых притязаниях молодежи и возможностях их удовлетворения. В условиях нарастающей дифференциации доходов населения молодежь -одна из первых отвергает низкий уровень оплаты труда, отдавая предпочтение нередко нестабильным, но высокодоходным занятиям. Высокие требования молодежи к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы, поскольку для молодежи характерно отсутствие или недостаточность практического опыта работы, а нередко и профессионального образования.

Наблюдающееся рассогласование между притязаниями молодежи и возможностями их удовлетворения объясняют во многом современные особенности в занятости молодежи и ее положение на рынке труда. Главная особенность - это растущее недоиспользование трудового потенциала молодежи, что само по себе нежелательно и носит еще более негативный характер в связи с тем, что замедляется процесс обновления рабочей силы и ротации кадров, прежде всего в отраслях, работа в которых является для молодежи непривлекательной. Необходимо при этом учитывать, что растрата трудового потенциала молодежи сегодня - это потеря качества рабочей силы в недалеком будущем.

В экономике области и города непривлекательными для трудоустройства молодежи (в первую очередь по причине низкой заработной платы) являются, прежде всего, промышленность, в частности, машиностроение, образование, наука и научное обслуживание. Доля молодежи до 30 лет в этих отраслях за период реформ снизилась в 1,5 -3 раза. Низкий социальный потенциал рабочих мест, длительные задержки выплаты заработной платы сформировали в системе профессиональных ценностей молодежи, в частности, школьников низкий интерес к приобретению профессий, профилирующих для этих отраслей. Даже вожделенное поступление в вуз не решает эту проблему - престиж этих профессий остается низким. Представляется вполне закономерным, что неудовлетворенность процессом обучения и необоснованость выбора профессии чаще встречаются именно у студентов, получающих профессии для проблемных отраслей экономики. (см.табл.1).

Таблица 1.

Распределение ответов выпускников профессиональных учебных заведений по группам специальностей на вопрос «Считаете ли Вы выбор этой профессии правильным?», Новосибирская область, 2001, (% к числу ответивших)

Ответы по Промыш Сельское Строи Транспорт, Образова Здравоохра

типам уч. ленность хозяйство тельство связь ние нение

заведений

ВУЗы

Да 32,6 54,4 47,9 42,0 30,6 25,8

Скорее, да 42,7 29,8 42,7 49,3 41,9 51,5

Скорее, нет 16,9 12,3 8,3 7,2 22,0 19,7

Нет 7,9 3,5 1,0 1,4 5,4 3,0

ССУЗы

Да 35,7 61,0 93,9 67,8 32,4 52,0

Скорее, да 40,2 28,0 6,1 24,8 39,0 37,0

Скорее, нет 18,3 10,0 0 6,6 23,9 10,2

Нет 5,8 1,0 0 0,8 4,5 0,8

ПУ

Да 64,1 63,1 67,4 79,1 - -

Скорее,да 23,5 18,5 23,9 20,9 - -

Скорее,нет 8,2 12,3 8,7 0 - -

Нет 4,1 6,2 0 0 - -

Проблемы рассогласования интересов работодателей и соискателей работы на рынке труда, ценностных и профессиональных ориентаций молодежи и существующей структуры занятости в экономике, отсутствие ряда важнейших направлений в системе профориентации и профобразования молодежи, отсутствие четких ориентиров в государственной политике на рынке труда, - так или иначе поднимаются в последнее время как в научной литературе, так и в области управленческих решений, нормативно-законодательных документах [1-8].

Высокий уровень безработной молодежи с достаточно высоким уровнем полученного образования с одной стороны, длительно вакантные рабочие места специалистов в ряде отраслей и территорий с другой, приводят к необходимости расширения контрактной системы между предприятием и обучающимся, развитию системы льгот для отдельных категорий учащихся.

Необходимость повсеместного введения в практику управленческих органов подобных мер поднималась, в частности, на ряде межрегиональных научно-практических конференций последних лет, проходивших под эгидой Министерства труда, Федеральной службы занятости населения и других управленческих органов3.

Первое следствие отказа от института гарантированного трудоустройства негативное — выпускники средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ вынуждены зачастую работать не по специальности.

Те из выпускников, кому не удалось найти работу, также пополняют ряды зарегистрированных безработных. Между тем, как показывают социологические исследования, для подавляющего большинства выпускников профессиональных учебных заведений состояние безработицы является неприемлемым .(даже в прожективной ситуации достаточного размера пособия по безработице) (см.табл.2).

Таблица 2

Распределение ответов выпускников профессиональных учебных заведений на вопрос «Согласились бы Вы не работать, если бы Вам платили пособие по безработице , достаточное для нормальной жизни?»,Новосибирская область, 2001г. (% к числу ответивших)

Тип учебного Да Скорее, да Скорее, нет Нет

заведения

ВУЗ 6,6 10,5 46,5 36,4

ССУЗ 11,0 16,1 45,0 28,0

ПУ 16,3 13,8 37,9 32,0

Всего 10,5 13,6 44,0 31,9

В 1998 г. в РФ среди специалистов, окончивших дневные отделения государственных учебных заведений, получили направления на работу 33% выпускников ССУЗов (40% в 1995 г.) и 45% выпускников вузов (52% в 1995 г.), а удельный вес лиц, не получивших направления на работу составил соответственно по ССУЗам - 44,4% и по вузам 37,3%, включая тех, кто пожелал самостоятельно трудоустроиться (24,2% и 23,2% соответственно).4

3 [например, Региональная научно-практическая конференция "Занятость и профсоюзы", Организаторы -Федерация независимых профсоюзов России, Международная организация труда (МОТ), Федерация профсоюзов Новосибирской области. Новосибирск, 17-18 ноября 1998 г. ; Научно-практическая конференция «Социально-экономические аспекты рынка труда : состояние, проблемы, прогнозы» ,Организаторы: Мэрия г.Новосибирска, Городской центр занятости населения, Сибирский центр подготовки кадров , Центр социальной адаптации. Новосибирск,4-6-июня 1997 г.;«Экономика, рынок труда, человек». Межрегиональная научно-практическая конференция, Барнаул, 2000.]

4 Труд и занятость в России. Статистический сборник. Госкомстат России. М.,1999.

Новосибирская область в этом смысле не составляет исключения. В 1998 г. среди выпускников дневных отделений (обучавшихся за счет бюджетных средств) получили направления на работу 35,8% в ССУЗах и 34% в вузах, и не получили направления на работу 38,6% выпускников ССУЗов и 51,1% выпускников вузов (в том числе пожелали самостоятельно трудоустроиться соответственно - 25,5% и 34,3%). Кроме того, продолжили обучение на следующем уровне в дневной форме соответственно 15,3% и 14,8% .

Как видно, от четверти до трети выпускников сейчас предпочитает трудоустраиваться самостоятельно, однако в условиях остающегося низким спроса на квалифицированный труд рискуют оказаться в рядах безработных. Хотя в структуре зарегистрированной безработицы (1998 г.) выпускники учебных заведений составляли небольшую долю (7,3% в РФ5), но в целом молодежь 16-24 лет составляла пятую часть всех зарегистрированных безработных (20,8% в РФ), а в возрасте от 16 до 29 лет - около трети (32% в РФ и 27,9% в Новосибирской области). Еще выше доля молодежи до 29 лет в общей численности безработных (38,8% в РФ и 40,7% в Новосибирской области, 1998 г.), хотя в эту долю попадают частично и студенты, ищущие работу. 6

Формально вузы и ССУЗы сейчас свободны от обязательств трудоустраивать своих выпускников, но на практике встречаются разные позиции. В одних учебных заведениях "вздохнули" облегченно, считая, что с учебных заведений сняли не свойственные им функции. В других - продолжают чувствовать свою ответственность за судьбу выпускников, развивают систему заявок, стремятся поддерживать долговременные отношения с перспективными работодателями. В начальном профессиональном образовании формально сохранилась обязанность трудоустраивать подготовленных рабочих и служащих, но поскольку это сопряжено с большими трудностями, то реализуется по-разному.

Как правило, лучше решается вопрос с трудоустройством в тех учебных заведениях, выпускники которых приглашаются на работу по месту прохождения практики. Но и при такой системе проблема не снимается. Так, в Новосибирской области в 1998 г. 14% выпускников системы начального профессионального образования не получили направления на работу из-за отсутствия рабочих мест.

В процесс трудоустройства молодых специалистов стали вступать новые субъекты: некоммерческие организации самих студентов, частные рекрутерские агенства, государственная служба занятости населения.

Система целевой контрактной подготовки лишилась своей базы из-за кризисного положения крупных предприятий, поэтому сейчас встречается редко. По данным нашего опроса среди руководителей учебных заведений распространена точка зрения о необходимости хотя бы частичного восстановления системы распределения молодых специалистов, аргументированная тем, что государство, выделяя бюджетные деньги на подготовку специалистов и квалифицированных рабочих и не занимаясь их трудоустройством, поступает крайне нерационально. Но в целом новые формы в этой сфере деятельности находятся в процессе становления и пока не найдено сколько-нибудь приемлемого механизма.

Та часть молодежи, которой удается найти подходящую работу (по специальности или любую другую), зачастую не может это сделать в отраслях легальной экономики и пополняет ряда занятых в теневой экономике.

Так, по нашим экспертным оценкам, более 40 % занятых в этом сегменте рынка труда составляет молодежь в возрасте до 30 лет. Масштабы занятости в теневой экономике оцениваются этими экспертами на уровне 16-18 % всего трудоспособного населения в трудоспособном возрасте. В отраслях легальной экономики доля молодежи составляет всего 15 % от численности занятых в ней.

Другими словами, ситуации, в которых оказываются молодые люди после окончания школы, ССУЗа, ПУ, вуза, резко расходятся с их прежними планами.

5 По нашим оценкам в г. Новосибирске в 1999 г. аналогичная доля составляла около 10% .

6 Труд и занятость в России. Статистический сборник. Госкомстат России. М., 1999.

53

Остановимся кратко на общих процессах в сфере занятости в стране в 90-ые годы. К основным изменениям можно отнести следующие:

■ общее снижение спроса на труд;

■ ликвидация института гарантированного трудоустройства;

■ отказ государства от роли основного работодателя на рынке труда и заказчика системы профобразования;

■ расширение сферы частного бизнеса, вырабатывающего свои критерии при найме рабочей силы (часто завышенные или трудно сочетаемые требования - например, молодой возраст +стаж работы, высшее образование и т.п.);

■ резкая дифференциация оплаты труда, приведшая к снижению престижа труда отдельных социально-профессиональных групп по причине низкой оплаты такого вида труда;

■ резкое сужение традиционной сферы приложения труда в отраслях материального производства, особенно промышленности;

■ перераспределение рабочей силы из сферы легальной экономики в нелегальную, проявление теневого сегмента занятости;

■ расширение вторичной занятости населения;

■ резкое снижение социального гарантий и неденежного вознаграждения, связанного с занятостью в той или иной сфере;

■ демонтаж старой системы корректировки предложения рабочей силы и отсутствие новых механизмов корректировки, эффективно работающих в краткосрочной перспективе.

Происходившие в 90-е годы изменения повлияли и на профессионально-квалификационную структуру занятого населения (данные по Новосибирску приводятся ниже) в сторону ее упрощения — снижалась доля работающих на должностях специалистов и, соответственно, увеличение доли занятых неквалифицированным трудом: российский рынок труда предъявлял спрос на рабочую силу прогрессивно снижающейся квалификации (появились симптомы того, что называют деиндустриализацией экономики) (см.табл.3).

Более того, в 1997-1999 гг. прирост доли служащих-неспециалистов, а также неквалифицированных рабочих, разнорабочих был полностью обеспечен за счет молодежи.

Среди занятых происходит увеличение доли молодых людей, овладевших профессией водителя, секретарей, делопроизводителей и др., которые приобретаются на различных курсах.

Эти курсы, как правило, —вид профессионального образования по уровню заметно ниже того, что предоставляют другие виды профессионального обучения. Другими словами, молодые люди приобретают своеобразный страховой портфель профессий, преимущественно не требующих длительного обучения.

Таблица 3

Распределение работающего населения по профессионально-квалификационным группам (Новосибирск, выборочные обследования ИЭ и ОПП СО РАН )( в %):

Профессионально-квалификационные группы 1993 г. 1997 г. 1999 г.

1.Руководители высшего звена 6,7 8,1 5,0

2.Руководители среднего звена 4,6 6,4 8,8

3.Специалисты с высшим образованием 29,3 18,7 19,1

4.Специалисты со средним образованием 15,8 7;4 5,1

5.Служащие -неспециалисты 3,7 5,3 5,8

6.Рабочие промышленных профессий 27,2 20,3 20,1

7.Рабочие строительных профессий 5 ,4; 5,8 5,6

8.Рабочие по профессиям транспорта и связи 5,0 7,9 7,6

9.Рабочие торговли и бытового обслуживания 2,6 5,3 6,2

10.Прочие рабочие 0,9 5,5 6,1

11.Неквалифицированные рабочие 2,4 9,3 10,6

Как видно, структура предлагаемых рабочих мест не вполне адекватна росту уровня образования молодого пополнения рабочей силы.

Это проявляется в приобретении навыков, не соответствующих тем, на которые предъявляется спрос, формировании «нерациональных ожиданий» относительно будущей занятости, значительно расходящихся с возможностями рынка труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В тоже время следует отметить, что в условиях кризисных процессов в перестраивающейся экономике 90-ых годов относительно автономное не ориентированное на состояние рынка труда развитие системы профессионального образования сыграло свою положительную роль. Но в сложившейся ситуации нарастающее рассогласование между запросами рынка труда на определенную квалификацию потенциальных работников и предложением системой профессионального образования образовательных услуг становится ощутимым препятствием выхода экономики из кризиса.

Есть признаки изменения сложившейся в последние годы тенденции увеличения спроса на неквалифицированный труд: с середины 1999 года на так называемых ярмарках вакансий зафиксировано резкое увеличение спроса на квалифицированную рабочую силу, правда, пока этот спрос отмечается со стороны машиностроительных предприятий.

Однако, по мнению работодателей, шансы молодежи занять соответствующие вакансии невелики: у них отсутствует практический опыт и навыки работы по специальности.

Свидетельство об обучении на курсах совершенно не устраивает сегодняшних работодателей. Но и обучение во многих вузах, ССУЗах и ПУ без практического тренинга на «базовых» предприятиях резко снижает шансы молодых людей на рынке труда.

Свой вклад в рассогласование между сферой труда и сферой профобразования внесли и сами работодатели, фактически устранившиеся от сотрудничества с учреждениями профессионального образования как в материально-финансовой помощи и финансировании целевой подготовки специалистов, так и в организации производственной практики студентов.

Закономерно, что система профобразования реагирует в первую очередь на запросы молодежи (или их семей) в получении той или иной профессии, практически не заботясь об интересах работодателей, связь с которыми в процессе обучения, как правило, отсутствует.

Между тем, издержки на получение образования и профессии представляются нам в ряде случаев весьма значительными, поэтому «невозврат» инвестированных средств предопределяет неэффективность системы образования.

В общих чертах этот механизм после устранения из него (в начале рыночных преобразований) работодателя в лице государства можно представить следующим образом:

Система среднего и высшего профессионального образования, ориентируясь в основном на специфический спрос населения, наращивает производство дипломированных специалистов внеотраслевых «рыночных» специальностей (экономист, финансист, бухгалтер, менеджер, юрист, маркетолог, психолог и др.) и сокращению подготовки по ряду профессий материального производства. Подготовка по первым зачастую ведется не на должном качественном уровне, о чем можно судить хотя бы потому, что эти специальности не имеют отношения к основному профилю того или иного вуза, и появились как своеобразная «дань моде» и способ выживания.

Что касается системы начального профессионального образования, то она резко сократила обучение по массовым профессиям рабочих и увеличила подготовку по внеотраслевым (сквозным) профессиям служащих (например, делопроизводитель, секретарь-референт, оператор ЭВМ и персонального компьютера). Но такая переориентация не снимает проблему согласования спроса и предложения на рынке труда, так как работодатели сферы частного бизнеса продолжает необоснованно востребовать по этим профессиям

выпускников с высшим образованием.

Рассогласование между спросом и предложением на рынке труда усугубляется не только качественно, но и количественно. Система профессионального образования, постоянно наращивает масштабы подготовки дипломированных специалистов.

Несложный расчет показывает, что для того, чтобы все подготовленные специалисты смогли устроиться по специальности, ежегодно для них нужно создавать (или высвобождать) более 20 тыс. рабочих мест в сфере реальной экономики области. Применительно к сегодняшним условиям, конечно же, речь может идти только о высвобождении. Расчеты показывают, что ежегодно нужно освобождать не менее 4 % занятых рабочих мест, требующих труда такой квалификации. Между тем, коэффициент естественного выбытия категории специалистов и техников не превышает 3 % в год. Следовательно, относительный избыток молодежи с высшим и средним профессиональным образованием уже заложен существующей системой профессиональной подготовки. «Лишним» ежегодно оказывается каждый четвертый-пятый выпускник вузов и ССУЗов.

Причина сложившегося положения - отсутствие планирования объемов подготовки, ликвидация института гарантированного распределения и трудоустройства выпускников. Низкая территориальная мобильность населения вообще и молодежи в частности приводит к тому, что значительная часть выпускников остается в городе и области, увеличивая напряженность в этом сегменте рынка труда.

Не вполне рациональна с точки зрения сегодняшних (а тем более - перспективных) потребностей экономики и структура подготовки выпускников в разрезе основных специальностей.

Так, сохраняются прежние объемы подготовки экономистов, хотя еще в середине 90-х годов отмечался избыток таких специалистов на рынке труда. Остаются значительными масштабы подготовки специалистов строительства, хотя удельный вес этой отрасли в экономике области (по численности занятых) неуклонно снижается. В то же время не вполне достаточны объемы подготовки специалистов некоторых промышленных специальностей. А по таким специальностям как «машиностроение и материалообработка», «авиационная и ракетно-космическая техника» в 1998 г. на дневную форму обучения в вузы города не было принято ни одного человека. Машиностроение уже сейчас испытывает значительный дефицит подготовленных рабочих, в перспективе эта отрасль может столкнуться и с дефицитом молодых специалистов. Что касается молодежи, занятой в экономике, то она занимает более низкие позиции в социально-должностной структуре занятого населения.

Проведенные ранее исследования позволили выявить проблемные сегменты рынка труда города (на примере Новосибирска), которые характеризуются наличием кадрового дефицита. К числу трудодефицитных отраслей поначалу относилась только промышленность, особенно машиностроение.

В последнее время трудодефицитной становится сфера социального обслуживания населения - просвещение , здравоохранение. Сохранение негативных тенденций с дефицитом кадров в машиностроении усугубляется низким уровнем подготовки занятой молодежи.

Выше мы указывали, что промышленность в перспективе может столкнуться и с дефицитом инженерно-технических специалистов, что обусловлено малыми объемами выпуска молодых специалистов этого профиля из вузов и ССУЗов.

Неудивительно, что именно по этим профессиям менее, чем по другим, намерены работать выпускники профессиональных учебных заведений, несмотря на то, что получают по ним диплом (см. табл. 4).

Таблица 4

Распределение ответов выпускников профессиональных учебных заведений по группам специальностей на вопрос «Намерены ли Вы работать по полученной профессии?»,(Новосибирская область, 2001 г., ( % к ответившим)

Ответы по Промыш Сельское Строи Транс Образова Здраво

типам ленность хозяйство тельство порт, ние охранени

учебных связь е

заведений

ВУЗы

Да 24,7 34,5 52,6 33,3 19,8 60,3

Нет 5,6 5,2 2,1 6,9 16,0 2,9

Как получится 57,4 53,4 35,1 52,8 51,9 30,9

Не знаю 12,8 6,9 10,3 4,2 11,8 4,4

ССУЗы

Да 21,6 28,0 39,4 54,1 25,6 43,3

Нет 15,4 6,0 3,0 1,6 13,6 4,7

Как получится 50,7 49,0 51,5 41,0 48,3 43,3

Не знаю 11,9 16,0 3,0 2,5 11,9 7,1

ПУ

Да 38,1 40,0 45,7 81,8 - -

Нет 6,5 4,6 0 4,5 - -

Как получится 38,7 38,5 32,6 13,6 - -

Не знаю 16,7 16,9 21,7 0 - -

Происходящее ухудшение профессионально-квалификационной структуры работающего населения заметнее всего проявляется в таком ее сегменте, как рабочие промышленных профессий (прежде всего машиностроительных), имеющих стационарную профессиональную подготовку. Потребность в таких работниках превышает их предложение, поэтому, на рынке труда города наблюдается устойчивый дефицит этой категории работников при его общей трудоизбыточности. Попытки уменьшить этот дефицит за счет неработающего населения, имеющего эти профессии в прошлом, малорезультативны. Целесообразность подобных попыток также не бесспорна, поскольку квалифицированные работники из числа горожан характеризуются как высоким уровнем притязаний к условиям и оплате труда, так и достаточно зрелым возрастом. Привлечение же работников в возрасте старше 40 лет позволит решить проблему дефицита этой профессиональной группы лишь ненадолго. Поэтому для преодоления этой проблемы необходимо решение двуединой задачи, - во-первых, привлечение и закрепление кадров, создание устойчивой кадровой базы, во-вторых, - кадров молодых возрастов.

Как показывают результаты наших социологических исследований и анализ статистической информации выпускники средних школ Новосибирска не закроют кадровый дефицит рабочих промышленных профессий из-за их преимущественной ориентации на вузы (о чем говорилось выше), что уже выразилось в изменении структуры приема в профессиональные учебные заведения в пользу вузов и общем сокращении масштабов начального профессионального образования.

Сокращение начального профессионального образования перекрывается ростом высшего образования. Особенно заметно расширяется система высшего образования в Новосибирской области. Тем самым структура профессионального образования стала ближе к потребностям населения, в частности выпускников школ и их родителей, предпочитающих высшее и среднее профессиональное образование начальному, но не к потребностям рынка труда. Так за период с 1992 по 1999 гг. в структуре суммарного приема в государственные учебные заведения доля профессиональных училищ сократилась в Новосибирской области с 45% до 31% (в РФ соответственно с 48% до 35%), а доля вузов выросла с 29% до 46% (в РФ соответственно с 23% до 36%).(см. рис.1).

Рис. 1. Изменение структуры приема в государственные профессиональные учебные заведения, %

Анализировать проблему кадрового дефицита промышленных рабочих мы начали с социологического обследования (Новосибирск, 2000 г.7) наиболее проблемных групп в системе начального профессионального образования - рабочих-станочников, газоэлектросварщиков, монтажников радио-электроаппаратуры. Объем подготовки рабочих по промышленным профессиям заметно дифференцирован по группам профессий. Так, наиболее значительные масштабы подготовки ПУ осуществляют по группам сварщиков и токарей. Получить эти профессии можно в большинстве из 20 ПУ города. Гораздо меньше масштабы подготовки таких профессиональных групп как слесари-ремонтники, монтажники РЭА, фрезеровщики. Лишь одно профессиональное училище города готовит операторов станков с ЧПУ. Группы выпускников по всем обследуемым профессиям характеризуются малочисленностью. Наполненность учебных групп - 12-15 человек, а в группе операторов станков с ЧПУ на момент опроса обучалось всего 10 человек.

При среднем уровне удовлетворенности обучением по выбранной профессии (56,0 % опрошенных выпускников ПУ отметили, что им нравилось обучаться своей профессии, 6 % - что не нравилось, и 38% по разному оценивали привлекательность обучения) доля определенно намеренных работать по ней в дальнейшем оказалась практически в 2 раза ниже (см. табл.5). Наиболее вероятно, что подобное расхождение является следствием сохраняющегося низкого социального потенциала рабочих мест на рынке труда, не удовлетворяющим современные запросы молодежи.

Таблица 5

Распределение ответов выпускников профессиональных училищ на вопрос «Намерены ли работать по полученной профессии», Новосибирск, 2000 г. ( % к числу ответивших)

Группы профессий Да Нет Как Уйду в Не Другие

полу Армию знаю ответы

чится

7 В июне 2000 г .в Новосибирске опрошено 270 чел. учащихся выпускных курсов профессиональных училищ по промышленным профессиям. Опрос проводился в 8 училищах города, осуществляющих подготовку по следующим профессиям: монтажник- сварщик, газосварщик , оператор станков с ЧПУ, токарь, монтажник радио- и электронной аппаратуры, автослесарь, слесарь-ремонтник. Работа являлась частью проекта «Молодежь как кадровый потенциал развития промышленного производства (социолого-статистический аспект)» (Арсентьева Н. М, Харченко И.И.) и осуществлялись при финансовой поддержке ФГСЗН по Новосибирской области.

Монтажник -сварщик 33 7 37 17 9 4

Сварщик 42 9 30 11 11 4

Оператор станков с ЧПУ 10 20 50 10 10 0

Токарь 51 6 22 16 16 0

Монтажник РЭА 17 31 34 11 6 9

Автослесарь 40 16 40 24 4 4

Слесарь-ремонтник 25 21 33 25 8 4

Всего 36 13 33 15 10 4

Проблема кадрового дефицита усугубляется низкими социально-демографическими характеристиками молодого пополнения рабочих кадров промышленности. Так, каждый пятый молодой рабочий на момент выпуска не достиг совершеннолетнего возраста и только 63 % опрошенных получили полное среднее образование. Причем, наиболее массовые профессии (сварщики и токари) характеризуются более низким уровнем подготовки. Достаточен ли такой уровень подготовки и квалификации для высокой трудовой отдачи, эффективной работы в современных условиях? По мнению ряда экспертов - не достаточен, таких рабочих необходимо «дотягивать» 4 - 5 лет до требуемого уровня квалификации уже непосредственно на производстве.

Можно сделать вывод, что качество подготовленных в профессиональном училище рабочих кадров для машиностроения и металлообработки оставляет желать лучшего. Основная причина такого положения - низкая привлекательность рабочих профессий для более образованных школьников. Поэтому профессиональные училища просто вынуждены вести прием такого специфического контингента как подростки, отчисленные из общеобразовательных школ, ученики вспомогательных школ, классов коррекции и др. Таким образом, качественные характеристики рабочих (и, соответственно, кадров для промышленности области) во многом определяются теми характеристиками, которые имели подростки до поступления в профессиональные училища. Кроме того, проведенные нами расчеты показали, что дополнительная потребность в кадрах за счет выпускников профессиональных училищ может быть покрыта в лучшем случае наполовину.

Аналогичные тенденции - расхождение уровня удовлетворенности выбранной профессии (более высокого) с намерением работать по ней в дальнейшем (более низким) выявлены нами и на широком объекте - всей учащейся молодежи системы профессионального образования (Новосибирская область, 2001 г.). Особенно ярко эти расхождения проявляются у выпускников, обучающихся по профессиям проблемных отраслей - промышленности и образования (см.табл.1, 4).

Очевидно, что проблема решения кадрового дефицита в экономике региона должна иметь комплексный характер. В частности, следует активизировать и такое направление, как поиск дополнительных резервов труда. (про сельскую молодежь).

Мы попытались посмотреть на возникшую ситуацию кадрового дефицита рабочих промышленных профессий с такой точки зрения: есть ли возможность ее решения за счет привлечения сельской молодежи? В пользу такой возможности можно привести следующие аргументы: более низкий уровень притязаний сельской молодежи, отсутствие работы в селе для молодежи (отсюда и низкий уровень жизни и стремление переехать в город), достаточный для получения профессии квалифицированного рабочего уровень образования сельской молодежи. С целью поиска дополнительных резервов труда для промышленных предприятий города (по особо дефицитным рабочим профессиям) мы изучили профессиональные намерения и предпочтения сельских школьников (в рамках общего обследования школьников, Новосибирская область, 2001г.). Для этого сельским школьникам 9-ых и 11 -ых классов было предложено выразить свое отношение к возможностям обучения и дальнейшего трудоустройства в городе по конкретному списку профессий (см. табл.6) .

Таблица 6

Распределение ответов сельских школьников Новосибирской области на вопрос о возможности будущего трудоустройства (с предварительным обучением) по предложенному списку профессий, 2000 г.,( % к итогу по строкам )

Группы профессий Хотели бы работать Могли бы работать

Юноши Девушки Юноши Девушки

Швея 0 25,4 0 60,2

Станочник (укрупненная группа) 11,2 1,0 15,8 4,7

Газорезчик 8,7 0,8 5,7 2,0

Слесарь- ремонтник 12,7 1,0 11,2 1,0

Штукатур -маляр 3,8 13,4 10,6 22,1

Каменщик 6,4 1,0 11,8 3,7

Машинист бульдозера 27,8 2,6 14,8 4,9

Рабочие- металлурги (укр.группа) 14,6 4,4 13,2 8,7

Столяр-плотник 16,8 1,7 16,9 6,6

Ответы «не привлекает и не хотел бы работать» в таблице не приведены

В целом на вопрос «Хотели бы Вы обучаться и работать в дальнейшем по одной из предложенных профессий» 9,6 % опрошенных школьников дали вполне определенный утвердительный ответ, еще 30,2 % ответили, что « могли бы работать». Таким образом, потенциальный ресурс труда для промышленных предприятий города мог бы составить почти 40 % сельских выпускников школ. Поскольку данные профессии не являются привлекательными и для сельских старшеклассников, их возможное согласие базировалось на целом ряде дополнительных материальных условий: общежитие - 51%, стипендия на период обучения- 69% (среднее значение минимально приемлемого размера стипендии - 439 руб.), бесплатное питание- 34%, бесплатная форменная одежда-10% и др.).

Для решения же проблем кадрового дефицита региона в целом не достаточно разовых мероприятий, а нужна целенаправленная работа по повышению привлекательности имеющихся рабочих мест, их социального потенциала и, прежде всего, оплаты труда.

В принципе, масштабы реального вовлечения выпускников в трудовой потенциал экономики региона, в принципе, не так уж малы, если учесть большую долю не определившихся с выбором будущего места работы. В то же время неопределенность трудовых планов молодежи является очень точным индикатором состояния сферы занятости в целом и рынка труда в частности, отражающим и низкий социальный потенциал большинства рабочих мест, и их нестабильность. От того, в какую сторону «качнется» сегодняшняя ситуация на рынке труда, напрямую зависит и степень определенности трудовых планов молодежи.

Литература

1. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. Отв ред. Л.С.Чижова, М.: Наука, 1998.

2. Н.М.Арсентьева, И.И.Харченко. Проблемы формирования и использования трудового потенциала города. Новосибирск, ЦСА, 1997;

3. Г.С.Пошевнев. Занятость в переходном обществе. / Человек, Труд, Занятость. Научно-практическое периодическое издание. Вып.2, Новосибирск, 1998.;

4. Занятость населения в кризисном обществе: Социологические и психологические проблемы: Материалы к парламентским слушаниям на тему «Концепция развития и совершенствования эаконодательства о занятости населения в Российской Федерации», Академия социальных наук, ЦСА, Новосибирск, 1998.

5. Е.А.Музыченко, П.А.Мазнева. Возможности оптимизации структуры направлений и специальностей высшего профессионального образования на территориальном уровне. Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири. Новосибирск, 1996.

6. И.Бабкина, Р.Файзирахманов. Занятость населения на фоне рыночной экономики. / Экономика и управление. Научно-практический журнал, Уфа, N 3, 2000.

7. Государственная и корпоративная политика занятости. Под ред. Т.Малевой. Московский центр Карнеги, Москва, 1998.

8. Г.Монусова. Незанятость в России: вынужденная или добровольная? / Вопросы экономики №9, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.