Научная статья на тему 'Направления формирования цивилизованного рынка труда'

Направления формирования цивилизованного рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
649
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / ОТНОШЕНИЯ / ТРУДОИЗБЫТОЧНЫЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кутаев Ш. К.

В статье анализируется ситуация, при которой высокие темпы естественного прироста населения создают благоприятные условия для обеспечения стабильного предложения рабочей силы, но при низком и ограниченном на него спросе становится препятствием формирования и развития цивилизованного рынка труда, является главной причиной роста безработицы и миграционного оттока населения региона. Определены направления, которые создают условия для уменьшения напряженности на рынке труда региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления формирования цивилизованного рынка труда»

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

УДК331.1

НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО РЫНКАТРУДА

Ш. К. КУТАЕВ, доктор экономических наук, старший научный сотрудник

Института социально-экономических исследований

E-mail: kytaev777@mail.ru Дагестанский научный центр Российской академии наук

В статье анализируется ситуация, при которой высокие темпы естественного прироста населения создают благоприятные условия для обеспечения стабильного предложения рабочей силы, но при низком и ограниченном на него спросе становится препятствием для формирования и развития цивилизованного рынка труда, является главной причиной роста безработицы и миграционного оттока населения региона. Определены направления, которые создают условия для уменьшения напряженности на рынке труда региона.

Ключевые слова: рынок труда, занятость, безработица, отношения, трудоизбыточный регион.

Рынку труда принадлежит ведущая роль в решении проблемы адаптации всей совокупности процессов воспроизводства рабочей силы, занятости и трудовых отношений к рыночным условиям хозяйствования, в преодолении сложившейся в России неэффективной системы занятости населения, застоя ее отраслевой, функциональной и профессиональной структур, в развитии конкурентоспособности работников.

Отношения, складывающиеся на рынке труда, результаты его функционирования и развития не удовлетворяют современным требованиям общественного воспроизводства, так как сопровождаются возникновением напряженности в сфере социально-трудовых отношений, отсутствием

относительного равновесия спроса и предложения на рабочую силу на национальном и региональном уровнях. Это проявилось в том, что ключевые отрасли национальной экономики столкнулись с дефицитом квалифицированной рабочей силы, отсутствием или несоответствием уровня специалистов требованиям обеспечения конкурентоспособности предприятий и целых отраслей, что в целом стало препятствием на пути развития рынка труда и цивилизованных отношений в социально-трудовой сфере.

Данные Федеральной службы государственной статистики по росту численности населения Республики Дагестан (РД) на начало года (в тыс. чел.) таковы: 2001 - 2 486, 2002 - 2 536, 2003 -2581,2004 - 2 602,2005 - 2 622,2006 - 2 641,2007 -2 659, 2008 - 2 688, 2009 - 2 712. Высокие темпы роста трудовых ресурсов, характерные для региона, требуют и адекватных темпов создания новых рабочих мест.

Несоблюдение этого важнейшего требования развития рыночной экономики приводит к негативным последствиям социального и экономического характера, создает напряженность в межнациональных отношениях, обостряет проблему занятости [3, с. 140—144.]. Демографическая ситуация в РД негативно сказывается на региональном рынке труда, создавая напряженность и дисбаланс.

В регионе сложилась такая обстановка, что наиболее прогрессивная часть общества в поисках реализации своего потенциала уезжает из республики, создавая миграционную убыль населения, которая из года в год имеет тенденцию к росту Так, в 2009 г. этотпоказатель составил более 8 тыс. чел., в то время как в 2000г. он был равен 4,5тыс. Миграционная убыль растет как среди городского, так и среди сельского населения (табл. 1). Общие итоги миграции населения по субъектам ЮФО в 2009 г. представлены в табл. 2.

Среди объективных причин и мотивов миграционного оттока населения следует выделить достаточно высокий естественный прирост населения, массовую и длительную безработицу, нестабильность формальной занятости, сильное расслоение населения, коррумпированность, неразвитость большинства отраслей хозяйства, неудовлетворенность содержанием, условиями и оплатой труда.

Масштабы этого явления, пусть не всегда напрямую, но касаются различных аспектов развития региона и тесно связаны с основными социально-экономическими проблемами республики.

Отток рабочей силы из региона позволяет обеспечить дальнейший экономический росттеррито-рий-реципиентов, а также повысить уровень жизни самих мигрантов, обеспечить карьерный рост, самореализацию, качественное образование, лучшее социальное обеспечение, облегченный доступ к ресурсам. В то же время расширение национального разнообразия способствует возникновению нервозной ситуации в местах пребывания трудовых мигрантов, создает предпосылки для усиления напряженности и даже конфликтов на этнокультурной почве, для активизации националистических движений, обострения политической борьбы.

Наметившаяся тенденция оттока населения в поисках работы, как представляется, будет продолжаться до тех пор, пока не возродятся промыш-

Таблица 1

Миграционный прирост (убыль) в Республике Дагестан, чел.

Показатель Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Все население -4 518 -3 947 -4 842 -5 206 -6 164 -6 065 -7 061 -921* -9 814 -8 045

В том числе:

— городское -6 272 -900 -361 -50 -2 990 -2 176 -2 657 -1 523 - -

— сельское 1 754 -3 047 -4 481 -5 156 -3 174 -3 889 -4 404 602 - -

Общие итоги миграции населения по субъектам ЮФО в 2009 г.

Территория Число прибывших, чел. 2009 г. к 2008 г., % Число выбывших, чел. 2009 г. к2008г.,% Миграционный прирост (+), убыль (—), чел.

Российская Федерация 1 987 594 89,7 1 740 146 88,2 +247 448

Южный федеральный округ 298 974 88,7 278 090 88,2 +20 884

Республика Адыгея 7 175 83,0 6 076 87,0 + 1 099

Республика Дагестан 33 946 109,4 41 991 102,8 -8 045

Республика Ингушетия 5 826 106,1 4 918 108,0 + 908

Кабардино-Балкарская Республика 6 891 90,2 9 198 87,3 -2 307

Республика Калмыкия 6 511 96,0 8 501 87,6 -1990

Карачаево-Черкесская Республика 7 507 86,5 9 173 87,1 -1666

Республика Северная Осетия — Алания 6 632 86,7 9 611 93,2 -2 979

Чеченская Республика 13 048 100,3 13 361 95,1 -313

Краснодарский край 78 732 84,9 53 161 85,6 +25 571

Ставропольский край 45 726 88,6 38 889 84,3 +6 837

Астраханская область 13 124 97,5 12 332 94,4 +792

Волгоградская область 24 447 88,3 25 330 86,8 -883

Ростовская область 49 409 78,7 45 549 79,3 +3 860

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.

*С учетом поправок администраций и паспортно-визовых служб на недоучтенных граждан, прибывших в предыдущие годы и представленных в Дагестанстат.

Источник: данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, Управления Федеральной миграционной службы России по РеспубликеДагестан.

Таблица 2

ленность, сельское хозяйство, социальная сфера региона, пока не будут привлечены инвесторы, не образуется четкой привязки образования к потребностям местного рынка труда и т. д.

Сложившаяся в республике социально-экономическая и политическая обстановка подтверждает это. На фонетого, что у подавляющего числа дагестанцев есть родственные связи с жителями других регионов РФ, в ближайшие годы РД столкнется с еще большим миграционным оттоком трудоспособного населения. А это зачастую безвозвратные потери трудового и интеллектуального потенциалов Дагестана. Если основной интеллектуально-трудовой костяк региона имеет тенденцию к выезду, вместе с проблемой возникает серьезный вопрос: кто будет поднимать и развивать местную экономику и социальную сферу?

Дальнейший прирост населения при неудовлетворительном спросе на рабочую силу будет только усугублять положение, создавая социальную напряженность на рынке труда. Сегодня эффективное регулирование миграционных потоков должно стать одной из главных целей экономической политики в регионе. Речь идет прежде всего о комплексе административно-правовых и социально-экономических мер для создания условий, отвечающих потребностям региона, а также обеспечивающих реализацию гарантированных государством тру-довыхправ [2, 182—187].

Основной упор необходимо сделать на снятие напряженности на рынке труда Республики Дагестан. Основной задачей миграционной политики региона должна стать разработка механизма регулирования внешних миграционных потоков как одного из элементов действенной экономической политики.

Высокие темпы роста трудовых ресурсов, характерные для трудоизбыточных регионов,требуют интенсивных темпов создания новых рабочих мест. Несбалансированность рынка труда приводит к негативным последствиям. Поэтому формирование эффективной инфраструктуры рынка труда является одной из актуальнейших проблем стабилизации социальной и экономической

обстановки в трудоизбыточных регионах России. Широкое информирование граждан и работодателей о возможности трудоустройства, обучения и наличии свободных рабочих мест будет способствовать развитию названной инфраструктуры.

А она, выступая в качестве посредника между незанятыми и безработными гражданами и работодателями, обеспечивает благоприятные условия для согласования интересов. И оттого, насколько будет развита инфраструктура рынка труда, будут зависеть и социально-трудовые отношения [4, с. 46—50].

Представляется, что для совершенствования и повышения эффективности инфраструктуры регионального рынка труда при Правительстве РД необходимо создать координационный совет по проблемам трудоустройства с собственным печатным изданием и сайтом, содержащим информацию об имеющихся вакансиях. Деятельность совета должна быть сопряжена с республиканскими:

• объединениемработодателей;

• федерацией профсоюзов;

• вузами и НИИ;

• органом Федеральной службы государственной статистики (ФСГС);

• управлением Федеральной миграционной службы;

• министерствами: экономики, труда и социального развития (см. рисунок). Направления, которые позволили ли бы улучшить инфраструктуру рынка труда, таковы:

— проведение мониторинга ситуации на рынке труда (с привлечением инспекторов налоговых органов) для выявления потенциальных и мнимых безработных;

Блок-схема механизма взаимодействия элементов инфраструктуры рынка труда

— расширение перечня видов и объемов общественных работ и обеспечение тесного взаимодействия с работодателями на основе заключаемых с ними договоров;

— создание при вузах под патронажем координационного совета центров занятости выпускников с дальнейшим проведением мониторинга их трудоустройства;

— выделение средств из республиканского бюджета на реализацию мероприятий, содействующих занятости населения, а также увеличение объемов финансирования работ по профессиональной ориентации и подготовке безработных;

— создание частных агентств содействия занятости, предоставление им на льготной основе кредитов, помещений и т.д.; выработка правовых норм для регулирования деятельности этих организаций;

— формирование структур, специализирующихся на работе с трудовыми мигрантами и другими сегментами рынка труда (женщины, инвалиды, бывшие военные и т. п.);

— применение гибких механизмов перераспределения средств по статьям расходов при изменении ситуации на рынке труда. Соответствие профессиональной подготовки

кадров потребностям региональной экономики выступает стратегически значимой задачей для развития регионов РФ и их рынков труда. Дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов, а также по профессионально-образовательному и квалификационному признакам требует принятия мер по его минимизации. Наличие избытка специалистов при одновременном дефиците в отдельных профессиях и подготовленных рабочих кадрах свидетельствует об отсутствии в республике должной координации в сфере подготовки кадров между образовательными учреждениями, работодателями, органами службы занятости и структурами исполнительной власти, а также о неэффективности мер профориентации.

Роль профессионального образования возрастает в условиях глобальной конкуренции, когда к качеству трудовых ресурсов предъявляются повышенные требования. Качество же подготовки определенной части выпускников учреждений профобразования не отвечает уровню развития производства. В то же время современному работодателю требуются молодые специалисты-универсалы, владеющие умениями и навыками, а также знаниями и информацией не только в узкой сфере или отрасли, ноив экономике в целом.

Необходимо кардинально изменить ориентиры в сфере образования. Это будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда. Здесь актуален переход к территориальному принципу подготовки кадров. Такой подход к организации профессиональной подготовки позволит создать условия для получения каждым профессиональной квалификации, позволяющей быть востребованным и реально включиться в общественно полезную деятельность.

Профессиональное обучение и профессиональная ориентация должны быть направлены на активизацию внутренних психологических ресурсов индивида, более полное использование его трудового потенциала. Вместе с тем система профессионального обучения должна быть гибкой, адаптационной, своевременно реагирующей на изменение спроса на рабочую силу.

В России отсутствует централизованная система распределения выпускников высших и средних специальных учебных заведений, а трудоустройство молодых специалистов становится проблемой самих выпускников. Это заставляет молодежь детально обдумывать выбор профессии. Чтобы свести к минимуму потери от неправильного выбора профессии, государству следует активизировать работу по профессиональной ориентации в школах.

Одним из путей решения проблемы трудоустройства выпускников выступает привлечение работодателей к формированию кадрового потенциала. Профессиональные образовательные учреждения, руководители территорий и предприятий должны разработать систему сотрудничества, которая позволяла бы оптимизировать структуру подготовки молодых специалистов в соответствии с реальной и перспективной потребностью экономики региона.

В этой связи совершенствование системы профессионального образования правомерно осуществлять в рамках следующих направлений:

— ликвидация дублирования подготовки специалистов одного и того же профиля, особенно высшего звена; ограничение и сокращение подготовки работников, не имеющих спроса на рынке труда;

— повышение процента охвата профессиональным обучением безработных, расширение сети базовых учебных заведений органов службы занятости;

— улучшение координации между заказчиками-работодателями, органами службы занятости и учебными заведениями;

— формирование банка данных о специальностях, востребованных на рынке труда, издание

буклетов учебными заведениями о перечнях специальностей, по которым ведется подготовка;

— регулирование деятельности государственных и негосударственных учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров на коммерческой основе, упорядочение территориального размещения учебных заведений всех форм собственности;

— целевая подготовка высококвалифицированных психологов, профконсультантов и укомплектование ими профориентационных подразделений служб занятости;

— укрепление материально-технической базы профориентационных служб, особенно в сельских районах, оснащение их современной техникой;

— проведение регулярных исследований рынка труда для выявления вакансий и переобучения кадров.

Как представляется, реализация указанных мер значительно повысит эффективность системы профессиональной подготовки и ориентации, регулирования рынка квалифицированных кадров с учетом потребностей рынка трудоизбыточного региона. Развитие системы профессиональной подготовки, переподготовки и ориентации кадров увеличивает вероятность их трудоустройства, повышает профессиональную мобильность, позволяет реализовать такие качества наемного работника, как предприимчивость, готовность к изменениям, адаптивность к новым специальностям, способность принимать самостоятельные решения.

Направление, которое способно значительно улучшить ситуацию на региональном рынке труда, — развитие малого бизнеса. Следует констатировать, что потенциал малого предпринимательства в Республике Дагестан используется недостаточно. Барьерами на пути развития малого бизнеса выступают дефицит собственных оборотных средств, ограниченность доступа к банковским кредитам, слабость инфраструктуры государственной поддержки, коррупция в органах власти, административные препоны, произвол контролирующих органов и т. п. Дефицит финансовых средств занимает доминирующее положение среди факторов сдерживания развития малого предпринимательства и повышения эффективности бизнеса.

Нельзя не согласиться с мнением академика Л. Абалкина, что малый бизнес — это очень крупный экономический резерв. Поэтому необходимо предусмотреть все формы помощи ему [1].

Главным условием реализации созидательных возможностей малого бизнеса как фактора, противодействующего росту безработицы, выступает целенаправленная государственная политика генерирования и поддержки малого предпринимательства (МП).

Малый бизнес является сектором выживания, втягивающим в реформаторский процесс людей, потерявших работу, военнослужащих, увольняемых в запас, молодежь и пенсионеров. Социальное значение развития МП заключается в том, что при создании кризисных условий количество занятых значительно не уменьшается, так как у МП адаптация к внешним условиям и угрозам значительно выше.

Кроме того, развитие МП позволит создать внутренний рынок, который способен активизировать конкуренцию в использовании собственных сырьевых и трудовых ресурсов, увеличить производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции, восстановить утраченные народные промыслы, заполнить свободные ниши в производстве продукции, создать соответствующую налоговую базу, что будет способствовать социально-экономическому развитию трудоизбыточных регионов РФ.

Наиболее эффективными механизмами воздействия на развитие малого бизнеса, а соответственно, и значительного увеличения числа занятых, выступают налогообложение, возможность доступа к кредитованию и административное содействие МП на местах.

Значимость развития сферы малого предпринимательства будет неуклонно возрастать, так как:

— МП способно быстрыми темпами создавать новые рабочие места низкой капиталоемкости: затраты капитала (в расчете на одно рабочее место) на малых предприятиях существенно ниже, чем на крупных;

— для МП характерно более низкое техническое строение капитала, т. е. на единицу используемых средств производства здесь приходится больше единиц труда, чем на крупных предприятиях;

— специфика МП проявляется в отсутствии сложных управленческих структур;

— развитие малого предпринимательства существенно увеличивает территориальный и отраслевой переливы рабочей силы и капитала;

— малый бизнес притягателен для деятельных людей, ибо представляет значительные возможности для проявления инициативы, творческой активности;

— на малых предприятиях широко распространены гибкие условия труда и найма (неполные рабочий день или неделя, скользящий график труда, совместительство и т. п.), что привлекательно для многих работников. Следует подчеркнуть, что малые хозяйствующие субъекты обеспечиваютразвитие конкуренции и, следовательно, динамизм в развитии рыночной экономики трудоизбыточного региона. Развиваясь на основе местных сырьевых и производственных ресурсов, удовлетворяя потребности местного рынка в продукции и услугах, малое предпринимательство способствует сбалансированности рынка труда в регионах. Воздействие малого предпринимательства на развитие социально-трудовых отношений проявляется посредством влияния на количественные и качественные характеристики рынка труда.

В свете изложенного можно выделить множество направлений для развития регионального рынка труда. Но представляется, что важнейшими, способными дать не только кратковременный, но и долговременный эффект, следует считать следующие.

1. Развитие малых форм хозяйствования (главных поглотителей рабочей силы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Совершенствование инфраструктуры регионального рынка труда (для сближения основных субъектов рынка труда).

3. Активная миграционная политика (упорядочение и оптимизация процесса трудовой миграции за пределы региона).

4. Адаптация системы подготовки кадров к потребностям региональной экономики (для снижения несоответствия качественных и количественных характеристик полученного образования с реальными запросами регионального рынка труда).

Решение проблемы формирования социально-трудовых отношений, адекватных рыночным принципам, поспособствует снижению напряженности на региональном уровне и станет ключевым фактором в обеспечении социальной стабильности на региональном уровне.

Список литературы

1. Абалкин Л. Страну можно поставить на ноги / Аргументы и факты. №50, 2010. URL: http:// www.aif.ru.

2. ГимбатовШ.М. Трансформация миграционных потоков Республики Дагестан в разрезе городских и сельских территорий // Региональные проблемы преобразования экономики. 2008. № 1.

3. Кутаев Ш.К. Воспроизводство населения и формирование трудовых ресурсов Республики Дагестан // Труд и социальные отношения. 2007. № 3.

4. Кутаев Ш. К. Повышение эффективности структур содействия занятости населения // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 11 (104).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.