Кутаев Шихрагим Кутаевич
Д.э.н., зав. отделом ИСЭИ ДНЦ РАН kutaev.sh@mail.ru
Факторы улучшения ситуации на рынке труда в трудоизбыточных регионах СКФО
Аннотация: предлагаются меры управления регионом, ориентированные на практический результат, имеющие мультипликативный эффект и способные снять социальную напряженность в регионе за счет улучшения ситуации на рынке труда
Ключевые слова: рынок труда, трудовые ресурсы, услуги, регион, профессиональная подготовка, инвестиции,
Kutaev Sh.K. Factors to improve the labor market situation in the regions of North Caucasus federal district Abstract: the measures of management of the region focused on practical result, having multiplicative effect and capable to defuse social tension in the region due to improvement of a situation in labor market are offered Key words: labor market, manpower, services, region, vocational training, investments
Особенности использования трудового потенциала в регионах во многом обусловлены неравномерностью распределения трудовых ресурсов по территории страны, которые складывались под воздействием территориального размещения производства, его отраслевой принадлежности, исторических, природно-климатических, географических и других факторов. Наиболее остро проблемы соответствия спроса и предложения стоят для республик Северного Кавказа, которые при достаточно высоком значении образовательного уровня населения характеризуются существенным оттоком его экономически активной части и низкими показателями социально -экономического развития. Это свидетельствует об отсутствии в стране программы рационального пространственного распределения трудовых ресурсов в стратегических интересах регионального развития, недостаточной разработанности механизмов и прикладного инструментария их эффективного использования. И, как следствие, в стране наблюдается усиление региональной дифференциации по уровню безработицы.
Поскольку в нынешних условиях регулирующая функция государства в отношении обеспечения сбалансированности развития региональных рынков труда и образовательных услуг реализуется неэффективно, реализация установок на модернизацию экономики и социальной сферы депрессивных территорий невозможна без совершенствования соответствующего инструментария к процессам управления трудовыми ресурсами, его организационному и информационному обеспечению.
В этой связи, сложившаяся ситуация в регионах СКФО позволяет нам очертить основные направления, реализация которых позволит решить большинство задач оперативного характера и заложить основу для устойчивого социально-экономического развития округа и формирования цивилизованного рынка труда:
- Регулирование миграционных потоков внутри округа и за его пределы, развитие трудовой мобильности и сокращение выдачи квот иностранным гражданам приглашений на въезд в СКФО в целях осуществления трудовой деятельности
Допустимо, на наш взгляд, внедрение и эффективная реализация принципа избирательного привлечения трудовых мигрантов (инвесторов, высококвалифицированных специалистов), особенно в трудоизбыточных регионах.
В СКФО из-за естественного прироста населения темпы роста численности трудовых ресурсов превышает темпы создания новых рабочих мест, что соответственно приводит к различным негативным последствиям социального и экономического характера, создает напряжённость и обостряет проблему занятости. Высокая безработица и отсутствие перспектив ставит граждан, особенно ее активную часть - молодёжь, перед дилеммой: идти в лес пополнять ряды боевиков; выезжать за пределы региона проживания; заниматься преступной деятельностью (воровство, заказные убийства и т.д.); заниматься неформальной трудовой деятельностью (теневой бизнес, теневая занятость и т.д.). Это в свою очередь должно заставлять соответствующие госорганы и правительство в приоритетном порядке искать пути выхода из сложившейся ситуации [1, С. 48-53].
Важным представляется реализовать следующее направление: на основе комплексного изучения состояния баланса трудовых ресурсов по округам и регионам реализовать программу переме-
щения трудовых ресурсов из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные, что значительно снизит степень напряженности на рынках труда в Северокавказских республиках и позволит закрыть вакансии в регионах-реципиентах российскими гражданами.
На нынешнем этапе развития эффективное регулирование миграционными процессами должно стать одной из главных целей экономической политики в округе. Основной упор необходимо концентрировать в направлении социальной и экономической целесообразности и снятия напряжённости на рынках труда и социально-трудовой сфере.
- Создание условий для развития предпринимательства и сферы услуг
В условиях трудоизбыточности и кризисности большинства регионов округа быстрый экономический и социальный эффект, на наш взгляд, даст развитие малого предпринимательства, поскольку данное направление является наименее затратным способом содействия экономически активному населению в самостоятельном создании рабочих мест. Здесь упор следует делать, прежде всего, на развитие производственного предпринимательства, в том числе и в сельской местности.
Развитие малого предпринимательства, а также решить проблему легализации данной сферы в регионе необходимо на партнёрских началах, которые, как нам представляется, будут способствовать развитию экономики и социальной сферы. Существующий механизм поддержки и функционирования МП не способствует становлению цивилизованных партнёрских отношений между государством и сектором предпринимательства.
Партнёрство будет заключаться в заключение соглашений между предпринимателями и муниципалитетами: прозрачность при выплате (не в конвертах) и размере (двукратный размер МРОТ) зарплаты; уплата налогов; заключение с работниками трудовых договоров и т.д. Муниципалитет же обязуется всячески поддерживать и содействовать в развитии данной сферы, обеспечивать заказами, предоставлять площадки для развития бизнеса, льготными кредитами, выступать гарантом и т.д.
Тесно сотрудничая и взаимодействуя с муниципальными властями, предприниматели будут ощущать защищенность и гарантии в своей деятельности и не придётся отвлекать часть ресурсов на откуп от различных, в том числе муниципальных, служб, а муниципалитеты получат ощутимую прибавку в доходную часть своих бюджетов, в виде налоговых сборов.
В то же время необходимо усилить контроль, относительно неуплаты, либо частичного сокрытия налогов в бюджетную систему.
- Комплексный мониторинг профессиональных потребностей работодателей и отраслей народного хозяйства на уровне страны, округов, регионов, позволяющий определить их проблемы и интересы, относительно количественных и качественных характеристик подготовки специалистов, потребности в трудовых ресурсах
Соответствие профессиональной подготовки кадров потребностям региональной экономики является стратегически значимой задачей для развития регионов. Наличие «избыточных» специалистов при одновременном дефиците в отдельных профессиях и подготовленных рабочих кадрах свидетельствует об отсутствии в округе должной координации в сфере подготовки кадров между образовательными учреждениями, работодателями, органами службы занятости и структурами исполнительной власти, а также неэффективности мер профориентации. Дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов, по профессионально-квалификационному и образовательному признаку, усиливает отраслевое несоответствие кадров на рынке труда, что требует принятия действенных мер по минимизации этого несоответствия.
Значительный запас образования (образовательный фонд), накопленный населением, может слабо влиять на показатели экономического развития, если он не задействован в полной мере в производственных процессах [2, С. 5.].
Как нам представляется, провозглашенная модернизация российской экономики потерпит крах, если не будет должным образом модернизирована система образования, поскольку инновационные преобразования в социальной политике и экономической сфере требуют новых знаний и умений. И эффективность расходования средств направляемых в данную сферу (в федеральном бюджете на 2013 год расходы на образование предусмотрены в размере 684,6 млрд. рублей [3]) будет очень низкой.
Единственный выход - это мониторинг и комплексный анализ состояния дел во всех сферах народного хозяйства, для выяснения сколько, кого, куда и каких специалистов необходимо подготовить. Допустимо упреждающая подготовка специалистов, исходя из прогнозов развития региона, окру-
га, страны по актуальным специальностям. Данный подход применим как для трудоизбыточных, так и для трудодефицитных регионов. Каждому округу, а также в региональном разрезе необходима разработка прогноза ситуации и действий на рынке труда, исходя из специфики, тенденций и особенностей региона. Данный инструментарий позволяет регионам предвидеть предстоящие проблемы и эффективно и превентивно их решать.
Одним из путей решения проблемы занятости населения является привлечение заказчиков (работодателей) к формированию кадрового потенциала. В условиях отсутствия обязательного государственного распределения федеральным и региональным властям следует совместно с работодателями и образовательными учреждениями разработать такую систему сотрудничества, которая позволяла бы оптимизировать структуру подготовки молодых специалистов в соответствии с реальной и перспективной потребностью производственной и непроизводственной сфер.
В учебных заведениях, для студентов старших курсов необходимо организовывать ярмарки вакансий, где будут присутствовать специалисты отделов кадров предприятий, работники служб занятости, представители учебных заведений, приглашенные сотрудники служб занятости из других регионов, частных агентств занятости, что даст возможность молодым специалистам оценить ситуацию, сопоставить собственные карьерные и зарплатные притязания с реальным положение дел в отрасли, получить информацию о положении на рынке труда в целом, получить рекомендации грамотного составления резюме, договориться с работодателем о будущем трудоустройстве и т.д.
Также важно внедрение следующей новации, а именно участие в процессе государственных аттестационных комиссий представителей работодателей. Это позволит сократить разрыв во времени в трудоустройстве молодых специалистов, облегчит работодателю поиск нужного работника, повысит конкурентоспособность учебного заведения, поскольку, как нам представляется, важнейшим, возможно основным, параметром конкурентоспособности учебного заведения следует считать востребованность на рынке труда его выпускников.
Важно заключать межрегиональные соглашения, либо между округами, испытывающих дефицит трудовых ресурсов и трудоизбыточными для подготовки востребованных кадров.
Важно переломить взгляды молодежи на «статусность» и «престижность», зачастую невостребованных, профессий, которые играют важную роль при выборе будущей профессии.
Здесь важно подчеркнуть, что трудоустройство выпускников образовательных учреждений является одним из наиболее важных факторов их социализации.
Вузы, при составлении новых образовательных программ, должны учитывать пожелания будущих нанимателей своих выпускников, чтобы повысить собственную привлекательность на рынке образовательных услуг [4, С. 87-91.].
Быть образованным, т.е. получить качественное и востребованное на рынке труда образование, значит быть успешным и уверенным в долгой, плодотворной трудовой жизни [5, С. 467- 474].
>Таким образом, мониторинг необходим не от случая к случаю, а как постоянный инструмент управления качеством образовательного процесса.
- Развитие инфраструктуры рынка труда
В республиках СКФО инфраструктура рынка труда представлена в основном государственной службой занятости населения, работа которой особенно должна быть направлена на активный поиск компромисса между работодателями и безработными, так как округ является трудоизбыточным.
Учитывая тот факт, что численность населения округа растёт, а следовательно и трудоспособное население, в то время как рынок труда отягчен кризисными явлениями в экономике и социальной сфере, отсутствием рабочих мест всем желающим трудиться, необходимо, на наш взгляд, разработать действенный механизм взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных структур, которые реально способны улучшить ситуацию в социально-трудовой сфере. В этой связи целесообразно усилить работу по сбору и обработке информации о состоянии рынка труда, трудовой миграции, потребностях работодателей и безработных Межрегионального ресурсного центра, базирующегося в г. Пятигорске. Деятельность данного центра должна быть сопряжена со структурами непосредственно связанными и могущими оказать соответствующее содействие в данной сфере, а именно: Региональными объединениями работодателей; Федерацией профсоюзов; Вузами и НИИ; Территориальными органами федеральной службы государственной статистики РФ, представленные в регионах СКФО; Региональными управлениями Миграционной службой РФ; Министерствами: Труда, Экономики и др.
Слабое информационное взаимодействие между элементами инфраструктуры рынка труда создаёт барьеры для использования качественного потенциала местных трудовых ресурсов в полном объёме.
Деятельность инфраструктуры рынка труда должна быть налажена таким образом, чтобы она учитывала и обеспечивала полный рыночный кругооборот в пределах именно данного рынка. Отсутствие либо ослабление каких-то элементов инфраструктуры может привести к тому, что процесс начался на одном рынке (рынке образовательных услуг), но не получил завершения на другом (непосредственно на рынке труда). И, подготовленные образованные работники могут столкнуться с проблемами при найме на работу.
- Формирование благоприятного инвестиционного климата (улучшение криминогенной ситуации, снижение бюрократических барьеров, формирование позитивного имиджа региона и др.)
Необходимо создавать условия для привлечения в реальный сектор экономики значительных негосударственных инвестиций, в том числе сбережения населения [6].
В этой связи, объективно возникает необходимость в «разработке и реализации региональной инвестиционной политики, обеспечивающей через реструктуризацию и структурную перестройку республиканского хозяйства, его адаптацию к местным условиям и рыночным отношениям» [7, С. 85-91]. В этом направлении усилия органов власти региона должны быть направлены на увеличение инвестиционной активности в регионе и достижение намеченных темпов роста ВРП на основе комплексного использования всех имеющихся возможностей.
Инвестиционный потенциала РД в 2012 году, по данным Рейтингового агентства Эксперт РА не достигает даже одного процента в общероссийском потенциале. В целом по инвестиционному риску Республика Дагестан из 83 регионов РФ отнесена на 78 место. При определении рейтинга по инвестиционному риску довлеют социальный (71 место), финансовый (79 место), криминальный (83 место) и управленческий (73 место) риски. При сохранении сложившегося в настоящее время инвестиционного климата, который определен как «Пониженный потенциал - высокий риск» (табл. 2), улучшение инвестиционной привлекательности республики является задачей практически нереализуемой. Исходя из состояний инвестиционного климата, риска и низкого инвестиционного потенциала, ситуацию в регионе можно определить, как критическую.
Все сказанное предполагает разработку и применение адекватных ситуации мер по изменению инвестиционной ситуации в округе, которые должны быть направлены на нейтрализацию факторов, противодействующих инвестиционной активности и созданию благоприятного инвестиционного климата, среди которых следует выделить: использование резервов, имеющихся в реальном секторе экономики (промышленность, строительство, транспорт, связь, сельское хозяйство и т.д.); легализация теневого сектора региональной экономики; проведение институциональных и структурных преобразований; совершенствование фискальной, налоговой и денежно-кредитной политики; проведение земельной реформы; развитие инфраструктуры рынка; совершенствование методов и форм управления государственной собственностью; повышение эффективности работы предприятий за счет внедрения современного менеджмента и антикризисного управления; создание особых экономических зон и зон приграничной торговли; создание благоприятных условий привлечения внутрирегиональных и внешних инвестиционных ресурсов для обновления производственного потенциала дагестанских предприятий; развитие в округе новых постиндустриальных технологий; предоставление инвесторам государственных гарантий; налаживание тесных интеграционных экономических связей регионов, входящих в СКФО и ЮФО.
От решения этих острых вопросов во многом зависят дальнейший рост и развитие промышленности, социальной сферы и увеличение доходной части бюджета, формирование оптимальной структуры занятости населения, рост эффективности сельскохозяйственного труда, сбалансированное и устойчивое социально-экономическое развитие округа.
Следовательно, необходимы прагматический подход и детально разработанные стратегические планы и адекватные формы и варианты модернизации управления регионом, ориентированные на практический результат, имеющие мультипликативный эффект и способные снять социальную напряженность в регионе [8].
Литература
1. Кутаев Ш.К. Влияние демографической ситуации на функционирование рынка труда // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 5 (140) - С. 48-53.
2. Соболева И.В. Парадоксы измерения человеческого капитала. Научный доклад. - М.: Институт экономики РАН, 2009. - С. 5.
3. Официальный сайт Министерства финансов РФ. - http://www. minfin.ru
4. Клименко Т.К., Лапа Е.А. Мониторинг потребности рынка труда в выпускниках системы высшего профессионального образования // Учёные записки ЗабГГПУ. - 2011. - №5 (40). С. 87-91.
5. Кутаев Ш.К. Основные факторы повышения качества образования в трудоизбыточном регионе // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2013. - №1. - С. 467- 474
6. Кутаев Ш.К. Инвестиционная активность как условие бюджетной обеспеченности. Материалы межд. научно-практической конф. «Актуальные вопросы развития финансовой сферы стран и регионов». - Махачкала: ИД «Наука плюс», 2013.
7. Петросянц В.3. Модель национальной экономики Дагестана // Вестник ДНЦ. - 2000. - №8. - С. 85-91.
8. Зугумова М.Г. Модернизация рынка труда как возможность реализации трудового потенциала социально -незащищенных групп населения // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011. - №1 (27). - С. 277- 281.