УДК 331.56 ОМАРОВА КАМИЛА АБДУРАШИДОВНА
к.э.н., доцент кафедры «Социальные и информационные технологии» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
e-mail: kamusya@list.ru
КУЦЕНКО ДАРЬЯ СЕРГЕЕВНА
магистрант 2 года обучения, социальный факультет ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
e-mail: kamusya@list.ru
НУРМАГОМЕДОВА РАМИНА КАДИРБЕКОВНА
магистрант 2 года обучения, социальный факультет ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
e-mail: kamusya@list.ru
РЫНОК ТРУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И СОДЕЙСТВИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ
Аннотация. Цель исследования состоит в изучении вопроса функционирования рынка труда Северо-Кавказского федерального округа, выработке мероприятий, способствующих поддержанию региональной занятости и регулированию напряженности на рынке труда. Результаты: Социально-экономическая ситуация в регионе характеризуется противоречивостью и определенной сложностью. С одной стороны, это район с благоприятной демографической ситуацией, следовательно, достаточным количеством трудовых ресурсов, а с другой же — округ, исконно относящийся к трудоизбыточным регионам России. Причиной столь долгой трудоизбыточности СевероКавказского федерального округа явилось то, что на протяжении десятилетий численность трудовых ресурсов значительно опережали число создаваемых рабочих мест. И как результат этого — формирование большого числа незанятого населения. В работе рассмотрены региональные особенности трудоизбыточности субъектов СКФО, проведен анализ занятости и безработицы субъектов округа, предложены мероприятия, способствующие поддержанию региональной занятости и регулированию напряженности на рынке труда. Область применения результатов. Результаты проведенного в статье исследования могут быть применены органами исполнительной власти в разработке мероприятий поддержания региональной занятости и регулирования напряженности на региональном рынке труда. Вывод состоит в том, что решение всех указанных в исследовании вопросов заключается в разработке комплексной федеральной целевой программы, ориентированной на развитие критического состояния регионов СКФО в направлении поддержания региональной занятости и регулирования напряженности на рынке труда.
Ключевые слова: рынок труда, трудоизбыточность, напряженность рынка труда,
СКФО.
OMAROVA CAMILA ABDURASHIDOVNA
PhD Econ., associate professor "Social and information technologies" FGBOOU WAUGH "Dagestan state university", e-mail: kamusya@list.ru
KUTSENKO DARYA SERGEYEVNA
undergraduate 2 years of training, social faculty FGBOOU WAUGH "Dagestan state university", e-mail: kamusya@list.ru
NURMAGOMEDOVA RAMINA KADIRBEKOVNA
undergraduate 2 years of training, social faculty FGBOOU WAUGH "Dagestan state university", e-mail: kamusya@list.ru
THE MARKET OF LABOR OF THE NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT: AN ANALYSIS OF THE SITUATION AND FACILITATION OF REGIONAL EMPLOYMENT
Abstract. The goal of the study is in researching the issue of functioning of the labor market of the North Caucasian Federal District, the development of measures contributing to maintaining the regional employment and regulating the tension at the labor market. The socio -economic situation in the region is characterized by inconsistency and a certain level of complexity. In this study we have discussed the regional characteristics of entities of the NCFD with excess labor, we have analyzed employment and unemployment of entities of the district, we have suggested measures contributing to maintaining the regional employment level and regulating the tension in the labor market. The results of the study completed and described in the manuscript may be used by executive power authorities in developing measures of maintaining the regional employment level and regulating the tension in the labor market. The conclusion is in the fact that solving all of the issues specified in the study is through developing a complex federal targeted program oriented on the development of a critical state of the regions of the NCFD in the direction of supporting the level of regional employment and regulating the tension in the labor market.
Keywords: the labor market, excess of labor, tension in the labor market, the NCFD.
Введение. В данный момент обстановка в сфере региональной занятости не соответствует требованиям рыночной экономики. Серьезные структурные перекосы как со стороны предложения, так и спроса на него свидетельствуют о несбалансированности регионального рынка труда. Для обеспечения экономического роста, преодоления трудоизбыточно-сти, решения вопроса безработицы в регионах с увеличивающейся численностью населения требуется специальная программа действий, учитывающая воздействие социально-демографических факторов, создание новых рабочих мест, специальные миграционные программы, система профессиональной переподготовки. Решение этих проблем вызывает в настоящий момент серьезную озабоченность и требует незамедлительного государственного участия в их решении.
Цель исследования состоит в изучении вопроса функционирования рынка труда СевероКавказского федерального округа, выработке мероприятий, способствующих поддержанию региональной занятости и регулированию напряженности на рынке труда.
Теоретико-методологической основой являются научные работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные изучению вопросов региональных особенностей трудоизбыточности, занятости и безработицы, а также вопросов поддержания региональной занятости и регулирования напряженности на рынке труда. Информационная база представлена данными Росстата.
Результаты. Формирование современного рынка труда происходило в условиях реформирования российской экономики. Негативное воздействие кризиса 90-х гг. обусловило снижение спроса на рабочую силу вследствие спада в промышленности и сельском хозяйстве. Региональные органы власти выступают ответственными за поддержание приемлемого уровня занятости. Борьба с безработицей стала большой проблемой ряда российских регионов, объединенных общим названием «трудоизбыточность».
Большинство регионов Северного Кавказа классифицируются как трудоизбыточные. Их трудобыточность обусловлена большой численностью трудовых ресурсов, а моделью размещения производительных сил, созданной в советский период, и наличием отраслей, с продукцией, недостаточно ориентированной на пополнение регионального потребитель-
ского рынка и доходов регионального бюджета. В результате у регионов не сформировалась собственная производственная и финансовая база [5]. Данные противоречия способствовали росту числа безработного населения, усилению территориальной дифференциации в уровне жизни населения, усугублению отношений межэтнического характера, грозящего государственной целостности. Такая ситуация привела к снижению жизненного уровня населения и определила Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) как социально неблагополучный округ [13].
Текущая социально-экономическая ситуация в регионе противоречива и сложна. С одной стороны, это район, в котором все еще существует благоприятная демографическая ситуация (рождаемость обеспечивает численную замену поколений родителей на детей), следовательно, рост количества трудовых ресурсов, а с другой стороны, Северо-Кавказский федеральный округ является традиционно трудоизбыточным регионом. В то же время, эта южная территория России является своеобразным южным фасадом российского государства и должна иметь адекватную социально-экономическую позицию для этой роли. Район служит важным транспортным сообщением, связывающим Россию со странами Ближнего Востока, Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном, Грузией и Ираном. Выгодное географическое положение и благоприятные климатические условия, развитая транспортная инфраструктура, трудовые резервы - все это представляет собой реальный потенциал для развития района [10].
Трудоизбыточная экономика субъектов Северо-Кавказского федерального округа также характеризуется тем, что на рынке труда предложение рабочей силы трудоспособного возраста значительно превышает спрос [2]. Если индикатор численности трудоспособного населения рассматривается как предложение труда, а количество занятых в экономике как спрос на него, то четко прослеживается ситуация превышения предложения труда над спросом на региональном рынке труда (рис. 1).
Рис. 1. Спрос и предложение рабочей силы на рынке труда СКФО [Составлено автором]
На фоне увеличения числа занятых в экономике СКФО за 2000-2016 гг. на 42,8% (с 2646,1 тыс. чел. в 2000 г. до 3778,9 тыс. чел. в 2016 г.) доля трудоспособного населения в общей его численности осталась на прежнем уровне - 60,7%. Превышение предложения рабочей силы над спросом на нее в 2016 г. составляло 1,57 раз, а 2010 г.- 1,8 [11]. Несмотря на то, что превышение предложения над спросом имеет тенденции к сокращению, показатель, характеризующий трудоизбыточность на рынке труда регионе, по-прежнему имеет высокие значения. Наибольшее значение показателя безработного населения среди регионов СКФО отмечено в Чечне, Дагестане и Ингушетии (соответственно 178,0, 155,0 и 96,0 тыс. человек).
Социально-экономическая ситуация в республиках Северо-Кавказского федерального округа характеризуется низким уровнем развития производственной, социальной и рыночной инфраструктур. Экономика округа основана на сферах экономической деятельности таких как промышленность, сельское хозяйство, торговля, слабо ориентированных на использование местных природных ресурсов и удовлетворение потребностей [3]. В соответствии с
текущими тенденциями экономического развития рост предложения не может быть компенсирован спросом на рабочую силу в промышленном секторе округа.
Отсутствие заметных позитивных изменений в сфере производства, инвестиционной активности не позволяет надеяться на быстрое улучшение социально-экономической ситуации в округе, в том числе на рынке труда [8]. Однако региональные средства могут улучшить ситуацию. Для этого необходимо определить и рационально реализовать приоритеты развития региона, прежде всего в использовании ресурсов: природных, трудовых, материальных, технических и интеллектуальных. В округе такими приоритетами являются избыток трудовых ресурсов, выгодное географическое положение, благоприятные климатические условия, богатые запасы минеральных, водных и лесных ресурсов [13]. Из этой позиции следует, что вся экономическая политика должна строиться на основе потребностей округа с упором на его максимальную заинтересованность в мобилизации собственных ресурсов.
Анализ занятости и безработицы трудоизбыточных регионов. Инфраструктура рынка труда зависит от многих показателей. Данные показатели, оказывающие лишь косвенное влияние, изменяют количественные и качественные значения показателей рынка труда, а также факторы его формирования. Изучение состава показателей, влияющих на соотношение спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда - актуальная задача, требующая первичного решения в направлении определения мер по регулированию регионального рынка труда [1].
Реформы, которые произошли в стране в период перестройки без соответствующей идеологической, научной и правовой базы были созданы в ситуации высокой социальной напряженности, вызванной рядом экономических факторов (спад производства, разрыв экономических связей, рост цен, инфляция), политические (дезорганизация властных структур, борьба политических лидеров за власть, политическая нестабильность) [6].
Анализируя нынешнее состояние рынка труда субъектов СКФО, необходимо отметить, что численность официально зарегистрированных безработных на 01.01.2018 г. составила 500,0 тыс. чел., что на 30,6% меньше уровня 2010 г. Уровень безработицы в 2016 г. в среднем по СКФО составил 11,0%, а по сравнении с 2000 г. снизился на 5,5% (табл. 1).
Таблица 1
Динамика зарегистрированной безработицы [5]
2010 2013 2016
Число безработных, тыс. чел Уровень безработицы, % Число безработных, тыс. чел Уровень безработицы, % Число безработных, тыс. чел Уровень безработицы, %
РФ 5544 7,3 4137 5,5 4243 5,5
СКФО 719 16,5 586 13,0 500 11,0
РД 189 14,8 153 11,6 146 10,9
РИ 89 49,7 88 43,7 70 30,2
КБР 48 12,7 44 10,5 44 10,3
КЧР 24 10,3 22 9,8 31 14,4
РСО 37 9,7 28 8,1 32 9,9
ЧР 238 43,3 175 26,9 98 15,8
СК 94 6,9 77 5,6 78 5,7
Во всех субъектах СКФО отмечено (в 2-6 раз) превышение среднего по Российской Федерации значение показателя безработицы (среднее значение по РФ в 2016 г. - 5,5%). Исключение составляет Ставропольский край (значение показателя края в 2016 г. является наиболее приближенным к среднему значению по РФ - 5,7%) В то же время практически во всех регионам СКФО наблюдается существенное сокращение уровня безработицы (исключение: Карачаево-Черкесской Республики - значение показателя - уровень безработицы - увеличился на 4,1% и Республика Северная Осетия-Алания - значение показателя
остается постоянным - на 0,2%). За анализируемый период времени значение показателя уровня безработицы на Ставрополье снизилось на 1,2%, Кабардино-Балкарии - на 2,4%, Дагестане - на 3,9%, в Ингушетии - на 19,5%, а в Чечне - на 27,5% [11].
Ситуацию на региональных рынках труда можно отразить рядом показателей. В их числе: средняя продолжительность зарегистрированной безработицы и доля безработных, которые были зарегистрированы более одного года. В регионах СКФО значения этих показателей значительно выше, чем в среднем по России (табл. 2).
Таблица 2
Характеристика регионов СКФО по отдельным показателям напряженности на рынке труда за 2016 г. [Составлено автором по [5]]
Удельный вес безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, % Место, занимаемое в Российской Федерации
Уровень занятости,% Уровень безработицы % Коэффициент напря-женност и, % Среднее время поиска работы безработными , мес. Уровень занятости Уровень безработицы Коэффициент напря-женност и Среднее время поиска работы безработными Удельный вес безработных, ищущих работу 12 месяцев и более
СКФО 58,3 11,0 15,3 9,7 42,2
РД 55,8 10,9 181,2 8,4 27,7 81 80 84 67 37
РИ 50,8 30,2 342,4 13,1 73,1 85 85 85 85 85
КБР 61,1 10,3 13,0 11,5 63,7 70 77 80 83 83
КЧР 53,6 14,4 21,5 10,5 56,5 83 82 81 81 81
РСО 57,4 9,9 36,6 10,0 48,1 80 76 82 80 79
ЧР 58,8 15,8 45,1 9,6 38,7 77 83 83 79 70
СК 62,1 5,7 3,3 7,6 26,0 64 36 37 42 24
Данные таблицы подтверждают общую картину застойности безработицы. Практически все субъекты СКФО замыкают рейтинговые значения показателей. Наилучшие показатели в рейтинге у Ставропольского края: по уровню занятости - 64 место в общероссийском рейтинге, по уровню безработицы - 36, по напряженности на рынке труда - 37, по среднему времени поиска работы безработными - 42 и по доле людей, ищущих работу более 12 месяцев - 24. Остальные же регионы округа занимают в среднем 77-83 места в общем рейтинге показателей.
Усиливает дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов на рынке труда и отраслевое несоответствие кадров (рис. 2). Говоря об уровне безработицы по федеральным округам, отметим, что самое высокое ее значение, соответствующее критериям МОТ наблюдается в СКФО (в 2016 г. - 11%), что более чем в 2 раза превышает среднее значение показателя по России. Самое низкое значение показателя - в Центральном федеральном округе (в 2016 г. - 3,6%) [11].
По уровню экономической активности населения (ЭАН) у Ставропольского края отмечено самое высокое значение показателя в 2016 г. - 47,1%, а самое низкое значение показателя уровня экономической активности населения в 2016 г. отмечается у Республики Дагестан - 39,9%. По уровню безработицы «лидируют» Республика Ингушетия - 30,3% и Чеченская Республика - 15,8%, при среднем значении по СКФО - 10,8% и среднем значении показателя ЭАН по РФ - 5,5%.
Анализируя численность экономически активного населения, занятых и безработных по субъектам СКФО (табл. 3), можно заметить, что региональная дифференциация в уровне безработицы за предыдущие семь лет несколько сгладилась, за исключением устойчивых и сверхвысоких показателей Ингушетии (30,2% в 2016 г.) и Чечни (15,8% в 2016 г.). В других республиках уровень безработицы составляет от 5,7% (Ставропольский край) до 10,9%
(Республика Дагестан). Самые низкий данный показатель у Ставропольского края - 5,7%. Самый низкий показатель уровня занятости населения также у Республики Дагестан -50,6%.
■ 2010 ■ 2016
Рис. 2. Уровень безработицы по методологии МОТ по федеральным округам РФ
[Составлено автором]
Таблица 3
Численность ЭАН, занятых и безработных по субъектам СКФО[5]
Годы Численность ЭАН, тыс. чел. Уровень ЭАН, % Уровень занятости, % Уровень безработицы, %
Всего Занятые в экономике Безработные
РФ 2010 73037,4 67493,4 5544 51,1 62,7 7,3
2013 72038 67901,0 4137 50,1 64,8 5,5
2016 76308,2 72065,2 4243 52,0 69,0 5,5
СКФО 2010 3385,6 3314,6 71 35,9 53,3 16,5
2013 4009,3 3423,3 586 42,4 57,3 11,2
2016 4278,9 3778,9 500 43,8 58,3 10,8
РД 2010 1138 949,0 189 39,1 32,2 14,8
2013 1148,2 995,2 153 38,7 38,6 11,6
2016 1212,8 1066,8 146 39,9 50,8 10,9
РИ 2010 157,3 68,3 89 37,9 50,6 49,7
2013 160,7 72,7 88 35,5 58,7 43,7
2016 232,3 162,3 70 48,3 61,1 30,2
КБР 2010 357,9 309,9 48 41,6 58,8 12,7
2013 351 307,0 44 40,9 57,6 10,5
2016 402,9 358,9 44 46,6 53,6 10,3
КЧР 2010 194,6 170,6 24 40,8 64,3 10,3
2013 193,7 171,7 22 41,2 60,6 9,8
2016 202,7 171,7 31 42,1 57,4 14,4
РСО 2010 336,3 299,3 37 47,2 38,3 9,7
2013 326,9 298,9 28 46,4 56,2 8,1
2016 319,2 287,2 32 45,4 58,8 9,9
ЧР 2010 519 281,0 238 40,7 59,1 43,3
2013 517,4 342,4 175 38,4 60,5 25,9
2016 588 490,0 98 41,6 62,1 15,8
СК 2010 1330,5 1236,5 94 47,8 59,1 6,9
2013 1312,4 1235,4 77 47,0 60,5 5,6
2016 1320 1242,0 78 47,1 62,1 5,7
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что для решения всех вышеперечисленных проблем необходимо разработать комплексную федеральную целевую программу, направленную, в первую очередь, на развитие критического состояния регионов Северо-Кавказского федерального округа, содействие занятости населения и снижение уровня занятости населения, напряженности на рынке труда.
Выводы. Проблема занятости в регионах СКФО обусловлена несоответствием темпов создания рабочих мест и увеличением количества трудовых ресурсов, что способствовало формированию значительного числа безработных. Мероприятия, способствующие поддержанию региональной занятости и регулированию напряженности на рынке труда, должны обеспечиваться усиленной ролью государства в регулировании вопроса занятости населения, а также внедрения методов бюджетного планирования в реализации государственной политики занятости [6]. В городах округа необходимо сделать акцент на сохранение рабочих мест вследствие переориентации действующих производственных мощностей на выпуск современной конкурентоспособной продукции, а в селах - создание новых рабочих мест, ориентированных на использование местного сырье и существующего трудового потенциала [4]. Кроме того, особое внимание следует уделить вопросам создания рабочих мест людям с ограниченными возможностями; вопросам трудоустройства выпускников общеобразовательных организаций, а также вопросам совершенствования системы повышения квалификации и переподготовки безработных с учетом потребностей рынка труда.
Реализация указанных мероприятий позволит улучшить ситуацию на региональном рынке труда. Но указанные мероприятия невозможны без активного вмешательства государственной власти в решении данного вопроса.
Литература
1. Абакаров М.И., Алиев Б.Х. Эффективность сферы услуг трудоизбыточного региона в условиях финансового кризиса // Финансы и кредит. 2010. № 5 (389). С. 45—50.
2. Абдулаева З.З., Хаджалова Х.М. Проблемы и направления развития малого предпринимательства в Республике Дагестан // Экономика и предпринимательство. 2014. №10 (51). С. 924-927.
3. Абдулманапов П. Г., Багомедов М.А., Гимбатов Ш. М., Кутаев Ш.К., Сагидов А.К., ХаджаловаХ. М. Социальные аспекты обеспечения экономической безопасности региона / под общей ред. Ш.К. Кутаева. - Махачкала: ИД «Наука плюс», 2011.
4. Абдулманапов П.Г. Трудовой потенциал сельской местности экономически отсталого региона // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 4 (48). С. 337- 349.
5. Гимбатов Ш.М. Социально-экономические факторы формирования и развития рынка труда на территориях СКФО РФ // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 8 (82). С. 48 -55.
6. Деневизюк Д.А. Анализ ситуации и меры реализации политики занятости в регионе // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 8 (82). С. 64-72.
7. Кутаев Ш.К. Региональный рынок труда: функционирование и развитие. - Махачкала: ИСЭИ ДНЦРАН, 2008. - 347 с.
8. Кутаев Ш.К. Основные проблемы формирования регионального рынка труда и эффективного использования трудовых ресурсов // Фундаментальные исследования. 2016. № 2-3. С. 583-587.
9. Логинова Л.В. Региональные диспропорции на рынке труда и задачи политики занятости //Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2013. № 1. С. 78-87.
10. Мудуев Ш.С., Мельхашев М.М. Рынок труда: обеспечение занятости на Северном Кавказе // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 10. С. 78-82.
11. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2017 //http://www.gks.ru/bgd
12. Строева Г.Н. Основные тенденции развития регионального рынка труда // Региональная экономика: теория и практика. 2015. №12 (387). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tendentsii-razvitiya - regionalnogo-rynka-truda (дата обращения: 19.10.2018).
13. Хаджалова Х.М. Особенности формирования человеческого капитала в трудоизбыточных регионах // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 1 (51). С. 84-90.
14. Юлдашев М.М. Региональные факторы формирования рынка труда. - СПБ.: Изд. СПБ УЭФ, 2016. С. 45.
15. Ambra Poggi, Rosella Nicolini; Labor Market Reform and Rent-sharing: A Quasi-experiment Experience, Applied Economic Perspectives and Policy, Volume 38, Issue 4, 1 December 2016, Pages 618-631, https:// doi. org/10.1093/aepp/ppv026
16. Franziska Hampf, Ludger Woessmann; Vocational vs. General Education and Employment over the Life Cycle: New Evidence from PIAAC, CESifo Economic Studies, Volume 63, Issue 3, 1 September 2017, Pages 255-269, https://doi.org/10.1093/cesifo/ifx012
17. Mitch Renkow; Employment Growth and the Allocation of New Jobs: Spatial Spillovers of Economic
and Fiscal Impacts, Applied Economic Perspectives and Policy, Volume 29, Issue 3, 1 October 2007, Pages 396- 402, https://doi. org/10.1111/j. 1467-9353.2007.00351.
References:
1. Abakarov M.I., Aliev B.H. EHffektivnost' sfery uslug trudoizbytochnogo re-giona v usloviyah finansovogo krizisa //Finansy i kredit. 2010. № 5 (389). S. 45-50.
2. Abdulaeva Z.Z., Hadzhalova H.M. Problemy i napravleniya razvitiya malogo predprinimatel'stva v Respublike Dagestan //EHkonomika i predprinimatel'stvo. 2014. №10 (51). S. 924-927.
3. Abdulmanapov P.G., Kutayev SH.K., Bagomedov M.A., Gimbatov SH.M., Sagidov A.K., Khadzhalova KH.M. Sotsial'nyye aspekty obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti regiona / Pod obShchey redaktsiyey SH.K. Kutayeva. - Institut sotsial'no-ekonomicheskikh issledovaniy Dagestanskogo nauchnogo tsentra RAN. Makhachkala, 2011.
4. Abdulmanapov P.G. Trudovoy potentsial sel'skoy mestnosti ekonomicheski otstalogo regiona // Sov-remennye issledovaniya sotsial'nyh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal). 2015. № 4 (48). S. 337-349.
5. Gimbatov SH.M. Social'no-ehkonomicheskie faktory formirovaniya i razvitiya rynka truda na territoriyah SKFO RF//Regional'nye problemy preobrazovaniya ehkono-miki. 2017. № 8 (82). S. 48-55.
6. Denevizyuk D.A. Analiz situacii i mery realizacii politiki zanyatosti v re-gione //Regional'nye problemy preobrazovaniya ehkonomiki. 2017. № 8 (82). S. 64-72.
7. Kutaev SH.K. Regional'nyy rynok truda: funktsionirovanie i razvitie. - Mahachkala: ISEI DNTS RAN, 2008. - 347 s.
8. Kutaev SH.K. Osnovnye problemy formirovaniya regional'nogo rynka truda i effektivnogo ispol'zovaniya trudovyh resursov //Fundamental'nye issledovaniya. 2016. № 2-3. S. 583-587.
9. Loginova L. V. Regional'nye disproportsii na rynke truda i zadachi politiki zanyatosti // Vestnik Vol-gogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya. Sotsiologiya i sotsial'nye tekhnologii. 2013. № 1. S. 78-87.
10. Muduev SH.S., Mel'hashev M.M. Rynok truda: obespechenie zanyatosti na Sever-nom Kavkaze // Regional'nye problemy preobrazovaniya ehkonomiki. 2016. № 10. S. 78-82.
11. Regiony Rossii. Social'no-ehkonomicheskie pokazateli - 2017//http://www.gks.ru/bgd.
12. Stroyeva G.N. Osnovnyye tendentsii razvitiya regional'nogo rynka truda // Regional'naya ekonomika: teoriya ipraktika. 2015. №12 (387).
13. Hadzhalova H.M. Osobennosti formirovaniya chelovecheskogo kapitala v trudoiz-bytochnyh regionah // Regional'nye problemy preobrazovaniya ehkonomiki. 2015. № 1 (51). S. 84-90.
14. Yuldashev M.M. Regional'nye faktory formirovaniya rynka truda. - SPB.: Izd. SPB UEHF, 2016. S. 45.
15. Ambra Poggi, Rosella Nicolini; Labor Market Reform and Rent-Sharing: A Quasi-experiment Experience, Applied Economic Perspectives and Policy, Volume 38, Issue 4, 1 December 2016, Pages 618-631, https:// doi. org/10.1093/aepp/ppv02615.
16. Franziska Hampf, Ludger Woessmann; Vocational vs. General Education and Employment over the Life Cycle: New Evidence from PIAAC, CESifo Economic Studies, Volume 63, Issue 3, 1 September 2017, Pages 255-269, https://doi.org/10.1093/cesifo/ifx01216.
17. Mitch Renkow; Employment Growth and the Allocation of New Jobs: Spatial Spillovers of Economic and Fiscal Impacts, Applied Economic Perspectives and Policy, Volume 29, Issue 3, 1 October 2007, Pages 396- 402, https://doi. org/10.1111/j. 1467-9353.2007.00351.