Научная статья на тему 'Проблемы управления рынком труда в субъектах Северо-Кавказского федерального округа'

Проблемы управления рынком труда в субъектах Северо-Кавказского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЫНОК ТРУДА / СКФО / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / ДЕМОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гимбатов Шамиль Магомедович

В статье проанализированы основные социально-экономические тенденции, воздействующие на формирование региональных особенностей и характера проблем на рынке труда Северо-Кавказского федерального округа. Выделены основные направления государственной политики в области регулирования социально-трудовой сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления рынком труда в субъектах Северо-Кавказского федерального округа»

УДК 331

DOI: 10.24411/1813-3528-2018-10040

Гимбатов Шамиль Магомедович

За. Директора по научной работе ИСЭИ ДНЦ РАН г. Махачкала

[email protected]

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ТРУДА В СУБЪЕКТАХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО

ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Аннотация: В статье проанализированы основные социально-экономические тенденции, воздействующие на формирование региональных особенностей и характера проблем на рынке труда Северо-Кавказского федерального округа. Выделены основные направления государственной политики в области регулирования социально-трудовой сферы.

Ключевые слова: рынок труда, СКФО, занятость, безработица, демография.

Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17-02-00357-ОГН

Gimbatov Sh.M. Problems of managing of the labour market in the constituent entities of the Torth Caucasian federal district

Abstract: the article analyzes the main socio-economic trends affecting the formation of regional characteristics and nature of the problems in the labor market of the North Caucasus Federal district. The main directions of the state policy in the field of regulation of the social and labor sphere are allocated. Keywords: labor market, NCFD, employment, unemployment, demography.

Северо-Кавказский федеральный округ входит в группу субъектов России с критической ситуацией на рынке труда и занимает место в последнем десятке среди российских регионов. Так, например, по уровню безработицы Республика Ингушетия находится на 85 месте в России. Единственным регионом уровень развития рынка труда, в котором сопоставим со среднероссийским - Ставропольский край. При том что в целом по России уровень безработицы в 2015 г. был ниже допустимого порога уровня безработицы в 5,6%, а уровень занятости составлял 65,3%. (рисунок 1).

Таблица 1

Уровень безработицы субъектов СКФО РФ _

2014 2017 Место, занимаемое

в РФ в 2017 г.

Российская Федерация 5,2 5,2 -

Северо-Кавказский федеральный округ 11,2 11,0 -

Республика Дагестан 10,2 12,0 81

Республика Ингушетия 29,8 27,0 85

Кабардино-Балкарская Республика 9,5 10,5 77

Карачаево-Черкесская Республика 13,0 13,5 82

Республика Северная Осетия - Алания 8,6 11,8 79

Чеченская Республика 21,5 14,0 83

Ставропольский край 5,3 5,2 37

Источник: Данные Росстата [8]

В настоящее время более 57 % населения Дагестана и Ингушетии, а также около 65% населения Чеченской республики живут в сельской местности. Следует также отметить, что в среднем по Российской Федерации этот показатель составляет примерно 27%. Данное

29

обстоятельство налагает определенные особенности развития народов Северного Кавказа, становясь причиной определенного образа и стиля жизни, в котором преобладают клановые ориентации, с определенными особенностями трудовой занятости и миграции населения. Регион характеризуется серьезной степенью деиндустриализации.

Таблица 2

Распределение коэффициентов общего, естественного и миграционного приростов

Коэффициенты на 1000 населения Ранг в рейтинге субъектов РФ

Общий прирост Естественный прирост Миграционный прирост Общий прирост Естественный прирост Миграционный прирост

Российская Федеpация 0,5 -0,9 1,4

Северо-Кавказский ФО 4,9 7,5 -2,6 1 1 7

Республика Дагестан 7,2 11,4 -4,2 11 4 70

Республика Ингушетия 15,6 13,1 2,5 2 3 13

Кабардино-Балкарская Республика 1,6 4,4 -2,8 20 10 57

Карачаево-Черкесская Республика -0,3 1,8 -2,1 27 15 44

Республика Северная Осетия-Алания -2,1 2,5 -4,7 37 14 74

Чеченская Республика 15,5 17,4 -1,9 3 1 41

Ставропольский край -1,3 0,3 -1,6 33 26 40

Источник: Данные Росстата [8]

Население региона увеличилось с 2005 по 2015 годы практически на 800 тыс. человек. В 2015 году естественный прирост населения в национальных республиках Северного Кавказа составил 8,7 человек на 10 000 населения СКФО (в среднем по стране - 0,3). По уровню общего и естественного прироста республики Северного Кавказа находятся на верхних строчках рейтинга субъектов Российской Федерации. (табл.2). На Северном Кавказе отмечается небывалый рост доли молодежи в общей структуре населения в связи с чем несколько десятилетий происходит активная миграция населения за пределы региона [3]. Наиболее динамично процесс выезда на постоянное место жительство в другие регионы происходит в Республике Дагестан и Северная Осетия-Алания.

Основные проблемы, которые косвенно и напрямую воздействуют на общую социальную ситуацию в регионе, по-нашему мнению, прежде всего, связаны с изменением образа жизни и новыми социально-экономическими вызовами, среди которых [7]:

1. Проблемы обеспечения качественного уровня образования и проблемы дошкольного образования детей.

2. Низкий уровень трудового потенциала населения, проблемы трудоустройства молодежи и общая трудоизбыточность региона.

3. Отсутствие внятной молодежной политики и большое количество радикально настроенных представителей молодого поколения.

4. Стихийный миграционный отток населения, нерегулируемая урбанизация и активное переселение сельского населения в города.

Большая часть населения региона живет за счет мелкотоварного и /или натурального хозяйства, государственных пособий, родовой либо общинной солидарности. Характерными также являются «челночные» выезды на работу в иные регионы и города страны. Значительная доля жителей региона живет за счет материальных отчислений от родственников, работающих и ведущих хозяйственную деятельность в других областях России.

В течение последних двадцати лет в этом регионе, существенно снизился уровень высшего и средне-специального образования. Центральные коммерческие ВУЗы зачастую не могут обеспечить учащимся должны уровень профессиональной подготовки. Общий образовательный спад четко коррелирует с растущими масштабами коррумпированности в высших учебных заведениях и школах. Система профтехобразования и средне-специального образования фактически находится в упадочном состоянии.

При этом наблюдается обретает динамику и обратный процесс постепенного сокращения разрыва между показателями трудового замещения в СКФО и РФ. Происходит постепенное выравнивание общероссийских и северокавказских показателей [4].

Вследствие многообразия инструментов, а также в силу социальной важности управления трудовыми ресурсами и эффективного функционирования рынка труда субъектов СКФО они нуждается в квалифицированном регулировании. В СКФО политика по решению проблем формирования социально-трудовых отношений находится в процессе формирования. По этой причине, должным образом не обеспечивается баланс интересов всех субъектов рынка труда при решении проблем занятости и развития человеческого капитала. Развитие сферы занятости в регионе происходит не столько под воздействием существующих мер реализации экономической политики на региональном и федеральном уровнях, сколько сам оказывает косвенное, часто прямое воздействие на выбор инструментов реализации социально-экономической политики в регионе.

Регулирование процессов формирования, распределения и перераспределения трудовых ресурсов между округами, регионами, отраслями народного хозяйства, является важнейшей задачей государственных органов управления. Поскольку нередко возникают диспропорции в отраслевой и территориальной трудовой обеспеченности. Одним из инструментов решения возникающих проблем является проведение эффективной демографической и социальной политики, стимулирование мобильности трудовых ресурсов, т.е. перераспределения их в пользу приоритетных территорий, регионов, отраслей, способствующей росту населения в городах с напряженным балансом трудовых ресурсов.

Необходимость государственного вмешательства в воспроизводственный механизм трудовых ресурсов обусловлена резким отставанием потребностей регионов в рабочей силе и хозяйствующих субъектов рыночной экономики, включающим следующие моменты:

а) наличие сбоев в механизме прироста численности населения;

б) необходимость поиска более эффективных вариантов удовлетворения потребностей в общественных благах;

в) необходимость преодоления демографических кризисов и социальных угроз.

Разработка и реализация государственной политики регулирования и развития рынка

труда, особенно в территориальном разрезе, с учетом региональных особенностей и приоритетов развития и управления трудовыми ресурсами регионов, один из важнейших инструментов снижения напряженности в сфере социально -трудовых отношений и рынке труда макрорегиона в целом.

Можно выделить некоторые ключевые ориентиры государственной политики, реализация которых поспособствует достижению искомого результата в области воспроизводства и формирования качественного состава трудовых ресурсов СКФО [3;6]:

- превентивная и упреждающая профессиональная подготовка, с учетом меняющегося спроса экономики на рабочую силу;

- развитие инфраструктуры рынка труда и эффективное взаимодействие основных участников социального партнерства (профсоюзов, работодателей и государства);

- целевая поддержка создания рабочих мест для отдельных категорий трудоспособных граждан;

- содействия перераспределению трудовых ресурсов из трудоизбыточных регионов в те, где на них есть спрос;

- расширение гибкости рынка труда, как по формам занятости, так и режимам труда.

Участие государственных структур в регулировании воспроизводственного потенциала составляет основу для дальнейшего роста населения и обеспеченности национальной экономики трудовыми ресурсами. Деятельность структур содействия занятости, в частности центры занятости населения играют важную роль, решая многие проблемы регионального рынка труда регионов СКФО.

Существует необходимость в инновационных подходах при формировании эффективной политики регулирования занятости и рынка труда на региональном уровне. Роль регулирования политики занятости на региональном уровне значительно возрастает и по причине увеличения межрегиональной дифференциации социально-экономического развития в том числе из-за различий в уровне жизни, размеров безработицы и т.п.

В области использования трудовых ресурсов главной задачей является обеспечение эффективности занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы. Это касается, прежде всего, тех мест, где сосредотачивается рабочая сила, а соответственно растет обеспеченность предприятия нужными трудовыми ресурсами, что стимулирует их рациональное использование, высокий уровень производительности труда для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства [6].

Развитие рынка труда и трудовых ресурсов обусловлено специализацией хозяйств регионов, обеспеченностью минерально-сырьевой базой, динамикой производства, инвестиционной привлекательностью территорий, уровнем федеральной поддержки и т.д. Вследствие многообразия инструментов, а также в силу социальной важности управления трудовыми ресурсами и эффективного функционирования рынка труда субъектов Северокавказского федерального округа они нуждается в квалифицированном регулировании. В первую очередь они должны базироваться на научно обоснованном представлении о факторах и особенностях воспроизводства трудовых ресурсов и тенденциях демографического развития населения в регионах.

Список источников:

1. Абасова Х.У. Комплексный подход в социальном развитии села Республики Дагестан. В сборнике: Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития региона: Материалы круглого стола Материалы круглого стола. ИСЭИ ДНЦ РАН. 2015. С. 43-46.

2. Абдулманапов П.Г., Кутаев Ш.К., Багомедов М.А., Гимбатов Ш.М., Сагидов А.К., Хаджалова Х.М. Социальные аспекты обеспечения экономической безопасности региона / Под общей редакцией Ш.К. Кутаева. - Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН. Махачкала, 2011.

3. Гимбатов Ш.М. Экономический кризис и трансформация миграционных связей // Вопросы структуризации экономики. 2009. № 2. С. 83-85.

4. Гимбатов Ш.М. Этнорегиональные особенности трудовой миграции в Республике Дагестан // Труд и социальные отношения. 2010. № 12. С. 21-25.

5. Деневизюк Д.А. Особенности формирования и основные приоритеты социальной политики // Вопросы структуризации экономики. 2008. № 2. С. 214-217.

6. Красноженова Г.Ф., Симонин П.В. Управление трудовыми ресурсами: Учебное пособие -(«Высшее образование»). - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 159 с.

7. Кутаев Ш.К. Современное состояние и тенденции социально-экономического развития субъектов СКФО // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 3 (37). С. 95104.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Стат. сб. / Росстат. - М., 2017. - 1402 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_14p/Main.htm (Дата обращения 15.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.