Научная статья на тему 'Формирование социально-трудовых отношений в условиях профицита трудовых ресурсов'

Формирование социально-трудовых отношений в условиях профицита трудовых ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование социально-трудовых отношений в условиях профицита трудовых ресурсов»

КУТАЕВ Ш.К.

Формирование социально-трудовых отношений в условиях профицита трудовых ресурсов

Острота проблемы несбалансированности рынка труда приобретает принципиально важное значение особенно в трудоизбыточных регионах, к числу которых относится большинство северокавказских республик, и в частности Республики Дагестан.

Преобладание в трудоизбыточных регионах контингента безработных, образовавшегося из-за недостатка совокупного спроса на рабочую силу, требует от государства и общества глубокого осмысления направлений (путей) решения сложившейся ситуации.

Под рынком труда трудоизбыточного региона следует понимать процесс взаимоотношений основных субъектов рынка труда, складывающиеся в ситуации значительного профицита трудовых ресурсов, количественное и качественное несоответствие имеющегося трудоспособного населения требованиям экономики, где уровень общей безработицы превышает 10 % от ЭАН.

В нынешних условиях важным составляющим организационно-экономического механизма регулирования занятости следует считать определение перечня субъектов РФ, характеризующихся наиболее напряженной, кризисной ситуацией на рынке труда. Необходимость выявления подобных территорий обусловлена, с одной стороны, сложившейся сильной межрегиональной дифференциацией в уровнях безработицы и обеспеченности рабочими местами, а с другой, ограниченностью финансовых ресурсов, используемых на решение проблем трудоустройства, переобучения безработных и создание новых рабочих мест для незанятого населения.

Основная цель установления круга территорий с кризисной ситуацией на рынке труда заключается в создании для них особого организационно-экономического механизма, режима наибольшего благоприятствования в стимулировании занятости в рамках регионов (республик). Суть последних сводится к использованию административных мер и финансово-кредитных льгот, способствующих росту инвестиционной активности в сфере занятости, сохранению и созданию новых более эффективных и перспективных рабочих мест, развитию самозанятости и предпринимательства, и носящие адресный, целевой и срочный характер. Все это, в конечном счете, будет способствовать снижегнию напряженности (стабилизацию) на региональных рынках труда.

В настоящее время еще отсутствуют четко отработанные и установленные критерии, показатели и нормативы, на основе которых определяются трудоизбыточность территорий. В немногочисленных публикациях и официальных материалах проблема трудоизбыточности регионов рассматривается в контексте неразвитости производственной базы большинства отраслей народного хозяйства, инфраструктуры, а также демографической обстановки и т.д.

Обычно, говоря о трудоизбыточности, исследователи указывают превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. Подобная трактовка уместна, но не всегда раскрывает истинную картину рынка труда того или иного региона. Здесь, как нам представляется, возникает необходимость в разработке критериев отнесения регионов к числу трудоизбыточных, где ситуация далека от равновесной, т.е. избыток предложения рабочей силы и дефицит спроса на нее. В этой связи, превышение уровня общей безработицы (по методологии МОТ) - 10%, от экономически активного населения, на наш взгляд, необходимо считать основным критерием при определении трудоизбыточности региона.

Обобщение предложенного критерия отнесения регионов к трудоизбыточным позволяет выявить регионы, которые нуждаются в дополнительной государственной поддержке как территории с критической ситуацией на рынке труда.

В таблице 1 указаны исходные статистические данные для определения трудо-избыточности, где приведены показатели уровня общей безработицы по округам и субъектам РФ.

Таблица 1

Численность экономически активного населения

и уровень общей безработиц ы по субъектам РФ 2006-2007 гг.

Территориальное образование Численность ЭАН - всего, тыс. чел. Уровень безработицы, %

Российская Федерация 74166,9 / 75159,0 7,2 / 6,1

Центральный федеральный округ 19858,7 / 20191,2 4,1 / 3,1

Северо-Западный федеральный округ 7581,4 / 7640,2 5,0 / 4,2

Южный федеральный округ 10891,1 / 11196,8 13,7 / 11,7

Республика Адыгея 201,9 / 209,6 13,7 / 10,3

Республика Дагестан 1206,2 / 1232,8 22,3 / 20,2

Республика Ингушетия 132,5 / 174,7 58,5 / 47,3

Кабардино-Балкарская Республика 442,8 / 426,6 20,7 / 17,6

Республика Калмыкия 142,9 / 142,9 16,7 / 14,4

Карачаево-Черкесская Республика 198,4 / 210,0 19,4 / 18,3

Республика Северная Осетия - Алания 311,0 / 315,7 8,5 / 9,7

Чеченская Республика 459,8 / 484,5 66,9 / 53,0

Краснодарский край 2470,4 / 2553,1 7,4 / 6,5

Ставропольский край 1300,2 / 1363,6 8,9 / 6,4

Астраханская область 537,3 / 522,2 7,9 / 8,9

Волгоградская область 1355,8 / 1366,7 8,6 / 6,4

Ростовская область 2131,8 / 2194,2 8,0 / 6,8

Приволжский федеральный округ 15797,5 / 15929,1 6,5 / 6,1

Уральский федеральный округ 6537,8 / 6534,2 6,8 / 4,9

Сибирский федеральный округ 10004,2 / 10143,9 9,0 / 7,9

Дальневосточный федеральный округ 3496,2 / 3523,6 7,5 / 6,7

Источник: Составлено автором по данным Росстата

Из таблицы 1 следует, что из тринадцати субъектов ЮФО - семь, в основном республики Северного Кавказа, являются трудоизбыточными.

50

Тем самым это еще раз подчеркивает актуальность и социальную значимость в разработке специальной федеральной программы развития субъектов РФ с неблагополучной ситуацией на рынках труда, учитывающей их (регионов) особенности и специфику. Практическая значимость определения трудоизбыточных территорий заключается в присвоения им статуса территорий приоритетного развития в сфере занятости, с учетом состояния рынка труда и формирования механизма особой государственной поддержки их в вопросах занятости.

В целях максимальной отдачи от разработки эффективных программ экономического и социального развития регионов, они должны осуществляться в рамках единой методологии на основе системы нормативно-правовых актов, учитывающих взаимоувязку данных программ с аналогичными программами, планами и прогнозами разрабатываемых на разных уровнях. Но в то же время быть максимально адаптированными к местным, региональным условиям.

Необходимо подчеркнуть, что трудоизбыточность возникает в следствие некоторых причин, в том числе при естественном приросте населения и отставания в создании новых рабочих мест и значительным спадом производства, когда остается без работы огромное число трудоспособных граждан.

В Республике Дагестан обе выше обозначенные причины пересекаются, создавая благоприятную почву для миграционного оттока (в основном молодежи) населения, которая по данным статистики на конец 2008 года составила около 10 тыс. человек, а это зачастую безвозвратные потери трудового потенциала региона.

Подобная ситуация, характерная для трудоизбыточных регионов, препятствует цивилизованному функционированию и развитию важнейшего элемента рыночного механизма - конкуренции, а именно конкуренции на рынке труда.

Конкуренция на рынке труда, являющаяся неотъемлемой частью механизма его функционирования, есть соперничество между независимыми покупателями и между продавцами рабочей силы. Она может быть различных видов: за привлечение работников, за замещение вакантных должностей, за изменение условий труда и т.д. [1, с. 69.]

Конкуренция опосредуется определенными экономическими условиями и является средством соперничества между субъектами на рынке труда, в процессе которого достигается такое соотношение спроса и предложения, когда цена трудовых услуг приближается к их стоимости [2, с. 131].

Конкуренция на рынке труда, характеризуемая как столкновение интересов различных участников социально-трудовых отношений и идущая по различным направлениям, способствует приближению заработной платы к равновесной цене на рабочую силу, координации действий экономических субъектов.

Конкуренцию на рынке труда необходимо разделить на:

1. конкуренцию спроса на рабочую силу (конкуренция между работодателями);

2. конкуренцию предложения рабочей силы (конкуренция между наемными работниками).

Важно разграничить интересы и мотивы вышеназванных сторон. Первые стремятся и борются за более квалифицированного работника, предлагая лучшие усло-

вия и оплату труда, по сравнению с установившейся на рынке, вторые предлагают свои конкурентные преимущества (возраст, образование, мобильность, умение принимать решения и т.д.), чтобы заполучить более выгодные условия труда и оплаты. Все это подходит к условиям развитой институциональной среды, где рынок труда достиг определенной степени развития.

Но когда ситуация на рынке труда далека от равновесной, в сторону увеличения предложения рабочей силы, то конкуренция принимает совершенно иные формы.

В условиях трудоизбыточности, в частности в Республике Дагестан, конкуренция на рынке труда приобретает форму монопсонического рынка труда, когда работодатели (фирмы) диктуют уровень заработной платы.

Здесь, по нашему мнению, уместно уточнить понятие «конкуренция на рынке труда» относительно ситуации характеризуемой значительным превышением количества трудовых ресурсов, над спросом на нее. Конкуренцию на рынке труда в условиях трудоизбыточности, следует понимать как отношения основных субъектов рынка труда, сформированные и формирующиеся в результате кризиса институциональной среды (когда одна сторона (работодатель) диктует условия, а другая (наемный работник) вынужденно соглашается: на худшие условия труда, низкую заработную плату) [3].

В данном процессе взаимоотношений удовлетворяются интересы только одной стороны - работодателя, который имеет возможность платить минимально возможную заработную плату и не вкладываться в улучшение условий труда, нарушать трудовое законодательство, тогда как интересы наемного работника далеки от удовлетворения, хотя формально согласованы.

В рыночной экономике предприятия функционируют в условиях конкурентной борьбы и их основным конкурентным преимуществом становится высококвалифицированный персонал, как один из потенциальных ресурсов развития [4, с. 7].

В завершение статьи следует подчеркнуть, что выявленные особенности социально-трудовых отношений на рынке труда трудоизбыточного региона актуализируют необходимость разработки основных направлений по их цивилизованному функционированию, а именно:

- развитие инфраструктуры регионального рынка труда (особенно информационной составляющей);

- усиление контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости;

- в целях развития конкуренции среди работодателей в заполучении необходимого специалиста, учебным заведениям следует адаптировать систему подготовки кадров среднего и высшего звена по специальностям пользующихся широким спросом среди потребителей рабочей силы (работодателей);

- способствовать развитию малого предпринимательства и сферы услуг, стимулированию промышленного производства.

Состояние занятости характеризует эффективность функционирования рынка труда, рациональность его структуры, оптимальность потоков информации в системе. Основной целью процесса функционирования рынка труда является, в первую оче-

редь, достижение эффективной занятости, а также социально-допустимого, естественного уровня безработицы.

Литература

1. Экономика и социология труда: Учебник / Под. ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. -М.: ИНФРА-М, 2003. - 584 с.; 2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекций. М.: Общество «Знание», 1996.; 3. Кутаев Ш.К. Конкуренция на рынке труда трудоизбыточного региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 39 (132) - С. 3538.; 4. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Федченко А.А. Экономика персонала. Часть II. Практика: Учебник. - М.: Изд-во Альфа-пресс, 2009. - 1312 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.