Научная статья на тему 'Конкуренция на рынке труда трудоизбыточного региона'

Конкуренция на рынке труда трудоизбыточного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1461
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРУДОИЗБЫТОЧНЫЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кутаев Ш. К.

В статье приведен разработанный критерий отнесения регионов к трудоизбыточным и на его основе составлен перечень регионов РФ, которых можно отнести в данной категории. Дана характеристика конкурентным отношениям основных субъектов рынка труда в условиях трудоизбыточности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкуренция на рынке труда трудоизбыточного региона»

КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА ТРУДОИЗБЫТОЧНОГО РЕГИОНА

Ш. К. КУТАЕВ, кандидат экономических наук, научный сотрудник Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН Е-mail: [email protected]

В статье приведен критерий отнесения регионов к трудоизбыточным и составлен перечень регионов РФ, которые можно отнести к этой категории. Дана характеристика конкурентным отношениям основных субъектов рынка труда в условиях трудоизбыточности.

Ключевые слова:рынок труда, занятость, безработица, трудовые отношения, трудоизбыточный регион.

Проблема несбалансированности рынка труда приобретает особую остроту в трудоизбыточных регионах. Преобладание здесь контингента безработных, образовавшегося из-за недостатка совокупного спроса на рабочую силу, требует от государства и общества глубокого осмысления проблемы и активного поиска выхода из сложившейся ситуации.

В нынешних условиях важным звеном организационно-экономического механизма регулирования занятости следует считать определение перечня субъектов РФ, характеризующихся наиболее напряженной, кризисной ситуацией на рынке труда. Необходимость выявления подобных территорий обусловлена, с одной стороны, сложившейся сильной межрегиональной дифференциацией в уровнях безработицы и обеспеченности рабочими местами, а с другой, ограниченностью финансовых ресурсов, используемых для решения проблем трудоустройства, переобучения безработных и создания новых рабочих мест для незанятого населения.

Основная цель установления круга территорий с кризисной ситуацией на рынке труда заключается в создании для них особого организационно-экономического механизма, режима наибольшего благоприятствования в стимулировании занятости в рамках регионов (республик). Суть последних сводится к использованию административных

мер и финансово-кредитных льгот, способствующих росту инвестиционной активности в сфере занятости, сохранению и созданию новых, более эффективных и перспективных, рабочих мест, развитию самозанятости и предпринимательства и носящих адресный, целевой и срочный характер. Все это, в конечном счете, направлено на снижение напряженности (стабилизацию) на региональных рынках труда.

В настоящее время еще отсутствуют четко отработанные и установленные критерии, показатели и нормативы, на основе которых определяется тру-доизбыточность территорий. В немногочисленных публикациях и официальных материалах проблема трудоизбыточности регионов рассматривается в контексте неразвитости производственной базы большинства отраслей народного хозяйства, инфраструктуры, а также демографической обстановки и т. д.

Обычно, говоря о трудоизбыточности, исследователи отмечают превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. Подобная трактовка уместна, но не всегда раскрывает истинную картину рынка труда того или иного региона. Здесь возникает необходимость в разработке критериев отнесения регионов к числу трудоизбыточных, где ситуация далека от равновесной, т. е. избыток предложения рабочей силы и дефицит спроса на нее. В связи с этим превышение уровня общей безработицы (по методологии МОТ) — 10 % от экономически активного населения — необходимо считать основным критерием при определении трудоизбыточности региона.

Обобщение предложенного критерия отнесения регионов к трудоизбыточным позволяет вы-

явить регионы, которые нуждаются в дополнительной государственной поддержке как территории с критической ситуацией на рынке труда.

В таблице указаны исходные статистические данные для определения трудоизбыточности, где приведены показатели уровня общей безработицы по субъектам РФ в среднем за год в 2006 и 2007 гг.

Из таблицы следует, что, по данным на 2007 г., количество субъектов РФ, подпадающих под предлагаемый критерий, составило 10, и это на 5

регионов меньше, чем в предыдущем году. Примечательно, что из десяти трудоизбыточных регионов РФ семь входят в состав Южного федерального округа. Это еще раз подчеркивает актуальность и социальную значимость разработки специальной федеральной программы развития субъектов РФ с неблагополучной ситуацией на рынках труда, учитывающей особенности и специфику регионов.

В целях максимальной отдачи от разработки эффективных программ экономического и социаль-

Численность экономически активного населения и уровень общей безработицы по субъектам Российской Федерации в 2006 и 2007 гг. (по данным Росстата)

Регион Численность ЭАН, тыс. чел. Уровень безработицы, % Регион Численность ЭАН, тыс. чел. Уровень безработицы, %

Российская Федерация 74 166,9 / 75 159,0 7,2 / 6,1 Приволжский федеральный округ 15 797,5 / 15 929,1 6,5 / 6,1

Центральный федеральный округ 19 858,7 / 20 191,2 4,1 / 3,1 Республика Башкортостан 1 983,6 / 2 029,1 6,5 / 6,6

Белгородская область 752,0 / 735,3 5,6 / 4,2 Республика Марий Эл 361,9 / 380,8 10,2 / 9,0

Брянская область 659,6 / 661,0 6,8 / 6,5 Республика Мордовия 439,3 / 455,2 4,7 / 3,6

Владимирская область 792,0 / 787,4 10,9 / 6,9 Республика Татарстан 1 894,8 / 1 925,9 5,6 / 5,6

Воронежская область 1 148,5 / 1 120,0 5,5 / 5,2 Удмуртская Республика 843,0 / 835,6 8,4 / 7,9

Ивановская область 560,4 / 570,8 4,2 / 4,5 Чувашская Республика 680,7 / 679,0 8,6 / 8,8

Калужская область 538,5 / 547,8 5,6 / 5,0 Пермский край 1 438,1 / 1 436,1 6,9 / 6,5

Костромская область 371,5 / 376,8 5,0 / 3,3 Кировская область 792,6 / 781,4 7,9 / 5,9

Курская область 592,5 / 599,7 7,3 / 4,9 Нижегородская область 1 792,9 / 1 818,1 5,3 / 4,5

Липецкая область 597,5 / 600,0 4,9 / 2,8 Оренбургская область 1 101,2 / 1 093,2 6,5 / 7,2

Московская область 3 603,3 / 3 772,1 3,0 / 2,0 Пензенская область 711,2 / 685,9 6,5 / 5,2

Орловская область 438,6 / 426,9 6,0 / 5,8 Самарская область 1 753,5 / 1 790,2 4,3 / 4,3

Рязанская область 576,3 / 596,3 5,2 / 4,0 Саратовская область 1323,1 / 1344,8 8,2 / 8,0

Смоленская область 528,6 / 532,3 8,0 / 6,5 Ульяновская область 681,7 / 673,7 6,9 / 4,7

Тамбовская область 556,1 / 547,8 8,7 / 8,8 Уральский федеральный округ 6 537,8 / 6 534,2 6,8 / 4,9

Тверская область 719,6 / 733,0 4,5 / 4,2 Курганская область 477,8 / 445,2 12,4 / 8,6

Тульская область 814,5 / 818,7 2,7 / 2,6 Свердловская область 2 417,3 / 2 451,6 7,0 / 5,3

Ярославская область 716,9 / 705,4 3,0 / 3,4 Тюменская область В том числе: 1 815,5 / 1 888,8 6,8 / 5,8

г. Москва 5 892,5 / 6 059,9 1,6 / 0,8 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 848,3 / 880,1 6,1 / 7,5

Северо-Западный федеральный округ 7 581,4 / 7 640,2 5.0 / 4,2 Ямало-Ненецкий автономный округ 314,0 / 318,7 5,4 / 2,7

Республика Карелия 382,0 / 381,2 3,6 / 6,2 Челябинская область 1 827,2 / 1 748,5 5,1 / 2,5

Республика Коми 547,3 / 547,2 12,4 / 10,0 Сибирский федеральный округ 10 004,2 / 10 143,9 9,0 / 7,9

Архангельская область 703,6 / 694,2 5,9 / 5,6 Республика Алтай 95,2 / 98,4 11,6 / 8,8

в том числе Ненецкий автономный округ 23,8 / 22,9 5,6 / 6,4 Республика Бурятия 450,6 / 458,0 13,5 / 12,9

Вологодская область 667,1 / 661,5 5,3 / 4,1 Республика Тыва 128,1 / 131,1 20,5 / 17,1

Калининградская область 513,3 / 520,2 4,5 / 3,4 Республика Хакасия 262,5 / 270,1 9,1 / 6,9

Ленинградская область 896,7 / 919,5 5,9 / 4,0 Алтайский край 1 314,0 / 1 302,5 8,8 / 6,5

Мурманская область 514,6 / 500,6 6,7 / 6,5 Красноярский край 1 551,3 / 1 555,0 9,9 / 8,2

Новгородская область 339,1 / 338,0 5,5 / 5,2 Иркутская область В том числе 1 285,7 / 1 338,4 8,9 / 8,1

Псковская область 372,7 / 368,5 7,4 / 4,9 Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 59,5 / 66,0 12,6 / 7,7

Окончание таблицы

Регион Численность ЭАН, тыс. чел. Уровень безработицы, % Регион Численность ЭАН, тыс. чел. Уровень безработицы, %

г. Санкт-Петербург 2 644,9 / 2709,3 2,4 / 2,1 Кемеровская область 1 475,9 / 1 470,2 7,3 / 6,3

Южный федеральный округ 10 891,1 / 11 196,8 13,7 / 11,7 Новосибирская область 1 365,6 / 1 377,8 7,4 / 7,1

Республика Адыгея 201,9 / 209,6 13,7 / 10,3 Омская область 1 022,3 / 1 045,6 9,3 / 8,0

Республика Дагестан 1 206,2 / 1 232,8 22,3 / 20,2 Томская область 529,6 / 560,4 9,0 / 6,9

Республика Ингушетия 132,5 / 174,7 58,5 / 47,3 Читинская область В том числе: 488,2 / 536,5 9,4 / 10,1

Кабардино-Балкарская Республика 442,8 / 426,6 20,7 / 17,6 Агинский Бурятский автономный округ 35,2 / 33,7 0,9 / 5,8

Республика Калмыкия 142,9 / 142,9 16,7 / 14,4 Дальневосточный федеральный округ 3 496,2 / 3 523,6 7,5 / 6,7

Карачаево-Черкесская Республика 198,4 / 210,0 19,4 / 18,3 Республика Саха (Якутия) 496,0 / 493,9 9,5 / 7,6

Республика Северная Осетия — Алания 311,0 / 315,7 8,5 / 9,7 Приморский край 1 054,4 / 1 103,7 8,0 / 7,0

Чеченская Республика 459,8 / 484,5 66,9 / 53,0 Хабаровский край 774,4 / 756,1 6,0 / 5,9

Ставропольский край 1 300,2 / 1 363,6 8,9 / 6,4 Амурская область 440,7 / 443,1 8,2 / 6,4

Астраханская область 537,3 / 522,2 7,9 / 8,9 Магаданская область 100,9 / 102,7 5,4 / 5,7

Волгоградская область 1 355,8 / 1 366,7 8,6 / 6,4 Сахалинская область 304,4 / 295,3 4,6 / 4,7

Ростовская область 2 131,8 / 2 194,2 8,0 / 6,8 Еврейская автономная область 87,4 / 87,5 9,8 / 9,7

Чукотский автономный округ 33,3 / 33,0 3,7 / 3,6

ного развития регионов они должны осуществляться в рамках единой методологии на основе системы нормативно-правовых актов, учитывающих взаимоувязку этих программ с аналогичными программами, планами и прогнозами, разрабатываемыми на разных уровнях, но в то же время максимально адаптированными к региональным условиям.

Практическая значимость определения трудоизбыточных территорий заключается в присвоении им статуса территорий приоритетного развития в сфере занятости с учетом состояния рынка труда и формирования механизма особой государственной поддержки их в вопросах занятости.

Трудоизбыточность возникает, когда естественный прирост населения опережает создание новых рабочих мест или когда происходит значительный спад производства, и большое число трудоспособных граждан остается без работы.

В Республике Дагестан обе причины пересекаются, создавая благоприятную почву для оттока населения (в основном молодежи), который, по данным статистики, на конец 2006 г. составил 7 061 чел., а это зачастую безвозвратные потери трудового потенциала региона.

Подобная ситуация, характерная для трудоизбыточных регионов, препятствует цивилизованному функционированию и развитию важнейшего элемента рыночного механизма — конкуренции, а именно конкуренции на рынке труда.

Конкуренция на рынке труда, являющаяся неотъемлемой частью механизма его функционирования, это соперничество между независимыми покупателями и продавцами рабочей силы. Она может быть различных видов: за привлечение работников, за замещение вакантных должностей, за изменение условий труда и т. д. [3, с. 69].

Конкуренция опосредуется определенными экономическими условиями и является средством соперничества между субъектами на рынке труда, в процессе которого достигается такое соотношение спроса и предложения, при котором цена трудовых услуг приближается к их стоимости [1, с. 131].

Конкуренция на рынке труда, характеризуемая как столкновение интересов различных участников социально-трудовых отношений и идущая по различным направлениям, способствует приближению заработной платы к равновесной цене на рабочую силу, координации действий экономических субъектов.

Конкуренцию на рынке труда необходимо разделить на две категории:

• конкуренция спроса на рабочую силу (конкуренция между работодателями);

• конкуренция предложения рабочей силы (конкуренция между наемными работниками). Важно разграничить интересы и мотивы работодателей и наемных работников. Первые борются за более квалифицированного работника, предлагая лучшие условия и оплату труда по сравнению с установившимися на рынке, вторые предлагают свои конкурентные преимущества (возраст, образование, мобильность, умение принимать решения и т. д.), чтобы получить более выгодные условия труда и оплаты. Все это подходит к условиям развитой институциональной среды, где рынок труда достиг определенной степени развития.

Но, когда ситуация на рынке труда имеет перевес в сторону увеличения предложения рабочей силы, конкуренция принимает совершенно иные формы.

В условиях трудоизбыточности, в частности в Республике Дагестан, конкуренция на рынке труда приобретает форму монопсонического рынка труда, когда работодатели (фирмы) диктуют уровень заработной платы.

Здесь уместно уточнить понятие «конкуренция на рынке труда» относительно ситуации, характеризуемой значительным превышением количества трудовых ресурсов над спросом на рабочую силу. Конкуренцию на рынке труда в условиях трудо-избыточности следует понимать как отношения основных субъектов рынка труда, сформированные и формирующиеся в результате кризиса институциональной среды: когда одна сторона (работодатель) диктует условия, а другая (наемный работник) вынужденно соглашается на худшие условия труда, низкую заработную плату.

В таком процессе взаимоотношений удовлетворяются интересы только одной стороны — работодателя, который имеет возможность платить минимально возможную заработную плату и не вкладываться в улучшение условий труда, нарушать

трудовое законодательство, тогда как интересы наемного работника далеки от удовлетворения, хотя формально согласованы.

В рыночной экономике предприятия функционируют в условиях конкурентной борьбы, и их основным конкурентным преимуществом становится высококвалифицированный персонал как один из потенциальных ресурсов развития [2, с. 7].

Выявленные особенности конкурентных отношений на рынке труда трудоизбыточного региона актуализируют необходимость разработки основных направлений их цивилизованного функционирования, а именно:

• развитие инфраструктуры регионального рынка труда (особенно информационной составляющей);

• усиление контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости;

• создание адаптированной системы подготовки кадров среднего и высшего звена по специальностям, пользующимся широким спросом среди потребителей рабочей силы (работодателей);

• помощь развитию малого предпринимательства и сферы услуг, стимулирование промышленного производства.

Состояние занятости характеризует эффективность функционирования рынка труда, рациональность его структуры, оптимальность потоков информации в системе. Основной целью функционирования рынка труда является достижение эффективной занятости, а также социально допустимого, естественного уровня безработицы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. М.: Общество «Знание». 1996.

2. ОдеговЮ. Г., РуденкоГ. Г., Федченко А А Экономика персонала. Часть II. Практика: учебник. М.: Альфа-пресс. 2009. 1312 с.

3. Экономика и социология труда: учебник / под. ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М. 2003. 584 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.