Научная статья на тему 'Совершенствование механизма регулирования рынка труда в трудоизбыточных регионах (на материалах Северо-Кавказского федерального округа) (часть i)'

Совершенствование механизма регулирования рынка труда в трудоизбыточных регионах (на материалах Северо-Кавказского федерального округа) (часть i) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / NORTH CAUCASUS / LABOR RESOURCES / POPULATION REPRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гимбатов Шамиль Магомедович

В статье проанализированы существующие проблемы формирования социально-трудовых отношений в субъектах Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации с позиций эффективности реализации политики управления и регулирования рынком труда. Выявлены недостатки реализации существующих программ управления рынком труда при существующих диспропорциях в структуре финансового обеспечения реализации мероприятий, относящихся к активным формам политики занятости в субъектах СКФО РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гимбатов Шамиль Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE SOCIAL POLICY OF LABOR MARKET MANAGEMENT IN LABOR SURPLUS REGIONS (A CASE STUDY OF THE NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT) (PART I)

The manuscript analyzes the existing problems of forming social-labor relations in entities of the North Caucasian Federal District of the Russian Federation from the point of view of effectiveness of implementation of the policy of administration and regulation of the labor market. We have found the drawbacks of implementation of the existing programs of administration of the labor market with the existing disproportions in the structure of financial support to implement the measures related to active forms of the policy of employment in the entities of the NCFD of the RF.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма регулирования рынка труда в трудоизбыточных регионах (на материалах Северо-Кавказского федерального округа) (часть i)»

Экономика труда

УДК: 338. ГИМБАТОВ ШАМИЛЬ МАГОМЕДОВИЧ

заместитель директора по научной работе Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН, к.э.н. (г. Махачкала)

e-mail: gimba@list.ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2018-11-224-230 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ТРУДОИЗБЫТОЧНЫХ РЕГИОНАХ (НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

(ЧАСТЬ I)1

Аннотация. В статье проанализированы существующие проблемы формирования социально-трудовых отношений в субъектах Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации с позиций эффективности реализации политики управления и регулирования рынком труда. Выявлены недостатки реализации существующих программ управления рынком труда при существующих диспропорциях в структуре финансового обеспечения реализации мероприятий, относящихся к активным формам политики занятости в субъектах СКФО РФ.

Ключевые слова: занятость, безработица, Северный Кавказ, трудовые ресурсы, воспроизводство населения.

GIMBATOVSHAMIL MAGOMEDOVICH

Deputy Director on scientific work of Institute of socio-economic research, Dagestan scientific center of RAS, candidate of economic Sciences (Makhachkala)

e-mail: gimba@list.ru

IMPROVEMENT OF THE SOCIAL POLICY OF LABOR MARKET MANAGEMENT IN LABOR SURPLUS REGIONS (A CASE STUDY OF THE NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT) (PART I)

Abstract. The manuscript analyzes the existing problems of forming social-labor relations in entities of the North Caucasian Federal District of the Russian Federation from the point of view of effectiveness of implementation of the policy of administration and regulation of the labor market. We have found the drawbacks of implementation of the existing programs of administration of the labor market with the existing disproportions in the structure of financial support to implement the measures related to active forms of the policy of employment in the entities of the NCFD of the RF.

Keywords: employment, unemployment, the North Caucasus, labor resources, population reproduction.

Ситуация в сфере занятости сформировавшаяся за последние десятилетия на территории большинства субъектов СКФО РФ является результатом формирования комплекса факторов социально-экономического характера на протяжении десятилетий. Высокий уровень безработицы в регионе обусловлен совокупностью факторов социально-экономического, политического, культурного, национального, географического и геополитического характе-

1 Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17-02-00357-йГН

ра. При этом сложная экономическая ситуация и отсутствие возможности поиска квалифицированного труда усугублялась в прошедшие годы относительно высокими темпами прироста населения в регионе [1].

С другой стороны, необходимо учитывать тот факт, что эффективная региональная социальная политика, в том числе политика в сфере занятости, имеет прямое отношение к повышению конкурентоспособности территории и стабилизации социально-экономического положения. Именно поэтому, формирование результативной региональной политики занятости должно быть тесно увязано с мерами экономической, инвестиционной, социальной политики с реально существующим состоянием экономики. Органы исполнительной власти субъектов должны иметь четкое представление о возникающих тенденциях на рынке труда, существующем и потенциальном спросе в различных отраслях экономики.

При этом государственная политика на рынке труда, как важнейшая составляющая социальной политики, должна быть сосредоточена на проведении, в первую очередь, активных мер реализации политики занятости. Государственная политика занятости и защиты населения от безработицы, в зависимости от целей и характера применяемых мер регулирования, подразделяется на две различные формы: пассивная политика (регистрация и социальная поддержка безработных) и активная политика (сохранение рабочих мест и стимулирование роста занятости, создание рабочих мест, поддержка самозанятости, стимулирование предложения рабочей силы) [7, С.41;49].

- активные меры главным образом направленны на снижение безработицы и повышение конкурентоспособности трудовых ресурсов путем организации мероприятий, предупреждающих увольнение работников и помогающих сохранить рабочие места. Среди них можно выделить обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; проактивный поиск и подбор рабочих мест; субсидирование создания новых рабочих мест (в том числе путем развития самозанятости); организация новых рабочих мест через систему общественных работ и др.;

- пассивные меры по большей части направлены на сглаживание негативных последствий безработицы, предполагающие усиление ответственности государства за положение различных субъектов рынка труда и включающие страхование от безработицы, неденежные формы поддержки безработных и др.

Эффективность региональной политики в сфере занятости в значительной степени зависит от разработки и реализации организационно-экономических и правовых мероприятий различной социальной направленности. Хотя надо отметить, что признание исследователями значимости реализации активных программ в сфере занятости не всегда сопутствует таким же согласием при формировании представлений об оценки эффективности на микро-и макроуровнях при реализации активных программ содействия занятости [13].

В данной работе, основываясь на оценке эффективности мер, проводимой политикой в сфере регулирования рынка труда в некоторых субъектах Северо-Кавказского федерального округа, мы попытаемся выделить существующие проблемы государственной политики, реализация которых должна способствовать достижению поставленных социально-экономических задач в области развития сферы социально-трудовых отношений, воспроизводства и формирования качественного состава трудовых ресурсов.

В субъектах Северо-Кавказского федерального округа «благодаря» существующим тенденциям воспроизводства населения и нехватки рабочих мест за последние десятилетия сформировалась так называемая региональная трудоизбыточность, которая характеризуется дисбалансом на рынке труда и существенным превалированием спроса над предложением. Как следствие, наблюдается достаточно высокая степень напряженности на рынках труда (табл. 1). Высокие темпы естественного прироста населения, характерные для субъектов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), при низком спросе на рабочую силу, формируют в регионе проблемы эффективного функционирования и развития рынка труда, возникновения безработицы и миграционной активности населения.

Гимбатов Ш.М.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ТРУДОИЗБЫТОЧНЫХ РЕГИОНАХ (НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА) (ЧАСТЬ I)

Таблица 1

Показатели напряженности на рынке труда субъектов СКФО РФ

Уровень безработицы, % Коэфф. напряж-ти в 2017 г. Место, занимаемое в РФ в 2017 г.

2014 2017 Уровень безработицы Коэфф. напряж-ти

Российская Федерация 5,2 5,2 2,7 - -

СКФО 11,2 11,0 13,1 - -

Республика Дагестан 10,2 12,0 189,4 81 85

Республика Ингушетия 29,8 27,0 168,1 85 84

Кабардино-Балкарская Республика 9,5 10,5 11,7 77 79

Карачаево-Черкесская Республика 13,0 13,5 17,3 82 81

Республика Северная Осетия - Алания 8,6 11,8 35,9 79 82

Чеченская Республика 21,5 14,0 44,6 83 83

Ставропольский край 5,3 5,2 2,5 37 32

Источник: Составлено автором на основе данных Росстата [12;15]

Безработица в СКФО остается крайне высокой. В 2017 году количество безработных увеличилось по сравнению с 2014 годом в большинстве субъектов СКФО и составило приблизительно полмиллиона человек, это 11,0% общей численности экономически активного населения. Практически по всем показателям развития рынка труда субъекты СКФО находятся в рейтинге регионов РФ на последних местах. Наиболее низкие места в рейтинге отмечаются по показателю коэффициента напряженности. Так при среднем по России значении данного коэффициента 2,7, в Республике Дагестан значение коэффициента составляет 189,4. По уровню безработицы отмечается отставание субъектов СКФО более чем на 6 пунктов по сравнению с общероссийским показателем (в Республике Ингушетия на 12, а в Дагестане на 7).

Большая часть молодежи из-за отсутствия рабочих мест и возможности профессиональной самореализации массово уезжают за пределы региона. В 2016 году общий миграционный отток населения округа составил порядка 21 тыс. человек, в том числе, более половины приходилось на жителей Республики Дагестан. В целом по СКФО отток населения в период с 2011 по 2016 годы составил более 176 тыс. чел. При этом Республику Дагестан за тот же период покинуло более 100 тыс. человек.

При общей численности населения Северо-Кавказского федерального округа 9,7 млн человек, численность рабочей силы более 4,5 млн (46% населения). На конец декабря 2016 г. в государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных были зарегистрированы около 4% экономически активного населения [3;4]

Можно выделить следующие особенности, характеризующие развитие рынка труда и экономики в целом Северо-Кавказского федерального округа: переизбыток трудовых ресурсов; большое количество незанятого населения; высокие темпы роста численности трудовых ресурсов; низкий уровень обеспеченности объектами и услугами социальной сферы; низкий уровень собственных налоговых поступлений и высокий уровень дотаций бюджета; низкая инвестиционная привлекательность [1]. Пожалуй, основная проблема развития регионального рынка труда в настоящее время - дисбаланс спроса и предложения, который приводит к негативным последствиям во всех сферах экономики региона. В этой связи формирование эффективной политики занятости рынка труда является одной из актуальных проблем стабилизации социальной и экономической обстановки в трудоизбыточных регионах.

С 2014 года в России действует утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 298 «Государственная программа «Содействия занятости населения». Программа является одним из основных инструментов реализации мер активной политики за-

нятости в Российской Федерации и, в частности, на территории субъектов нашей страны. Основная цель данной программы - «... создание экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда, а также повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов и обеспечение защиты трудовых прав граждан» [11].

В рамках выделяемого ресурсного обеспечения реализации мер государственной поддержки в сфере занятости практически во всех регионах СКФО разработаны и функционируют аналогичные региональные программы содействия занятости населения на период до 2020 г.

На примере Республики Дагестан проанализируем основные заявленные мероприятия и объемы финансирования в рамках реализации государственной программы «Содействие занятости населения». Фактические объемы затрат на весь период реализации программы с 2014 по 2020 годы составляют 5 690 269,5 тыс. рублей, более 99% из них запланированы на реализацию подпрограммы «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» [10].

Достижению целевых индикаторов эффективности реализации мероприятий, продекларированных в программе, должна способствовать консолидация усилий органов власти всех уровней, работодателей, органов службы занятости населения по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве, повышению их конкурентоспособности, предотвращению роста напряженности на рынке труда и обеспечении преемственности программ содействия занятости населения Республики Дагестан.

Проанализируем более детально перечень основных мероприятий данной программы, структуру затрат и дадим качественную оценку данным мероприятиям и объемам финансирования.

Можно выделить 24 основных мероприятия для реализации данной подпрограммы. По объему финансирования наиболее существенной является мероприятие 5.1. «Обеспечение выплаты пособий по безработице, материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице». Более 50% всех расходов данной госпрограммы планируется направить в рамках ее реализации за весь период.

В таблице 2 приводится условное обозначение каждому виду мероприятий, оценивая их по двум критериям:

1) Долгосрочность (Д) или краткосрочность (К) продолжительности эффекта от реализации того или иного мероприятия (в строках напротив каждого из мероприятий поставлена соответствующая буква) [2].

2) К какой форме политики занятости активной (А) или пассивной (П) относится указанное мероприятие.

Таблица 2

Эффективность мероприятий подпрограммы «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» государственной программы Республики Дагестан «Содействие занятости населения» *

Наименование основных мероприятий Доля в общем объеме финансирования Продолжительность эффекта Форма поддержки

1 2 3 4

1.1. Организация работы по взаимодействию с работодателями, проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест 0,2% К А

1.2. Организация проведения оплачиваемых общественных работ 2,8% К П

1.3. Оказание государственной услуги по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы 1,7% К П

Гимбатов Ш.М.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ТРУДОИЗБЫТОЧНЫХ РЕГИОНАХ (НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА) (ЧАСТЬ I)

Продолжение таблицы 2

Наименование основных мероприятий Доля в общем объеме финансирования Продолжительность эффекта Форма поддержки

1 2 3 4

1.4. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время 1,6% К П

1.5. Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые 0,2%

1.6. Развитие предпринимательской инициативы граждан 9,9% Д А

2.1. Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения 0,1% Д А

2.2. Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан 4,1% Д А

2.4. Оказание государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан и их социальной адаптации на рынке труда 0,01% К П

3.1. Регулирование внутренней миграции 0,3% Д П

3.2. Регулирование внешней миграции 0,0% К А

4.1. Разработка и реализация комплекса мер по обеспечению занятости населения в сельской местности с включением в него вопросов организации общественных работ, проведения ярмарок вакансий 0,0% Д П

4.2. Внесение в органы местного самоуправления предложений по освобождению малых предприятий, создаваемых безработными гражданами, от уплаты части налогов, поступающих в местный бюджет при их регистрации 0,0% Д А

4.3. Организация профобучения безработных граждан непосредственно по месту жительства с использованием учебными заведениями дистанционных и выездных моделей обучения 0,0% Д А

4.4. Участие в принятии органами местного самоуправления предложений по развитию и поддержке крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств 0,0% Д А

5.1. Обеспечение выплаты пособий по безработице; материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице 54,2% К П

5.2. Обеспечение выплаты стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости; материальной помощи в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости 2,1% К А

5.3. Обеспечение выплаты пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости 12,2% К П

7.2. Информирование населения о возможности трудоустройства, молодежи о возможностях профессиональной подготовки, работодателей о наличии квалифицированной рабочей силы 0,0% К А

7.3. Изучение и доведение до центров занятости населения в муниципальных образованиях передового опыта регионов по вопросам содействия занятости населения 0,0% К А

8.1. Оказание государственных услуг, в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров и других информационно-телекоммуникационных технологий, включая обеспечение электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями 0,0% К А

8.2. Организация работы мобильных центров занятости населения 0,0% К А

8.11. Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям 0,3% К П

Итого 100%

*Составлено автором

Анализ мероприятий в рамках рассматриваемой подпрограммы по критериям, обозначенным выше позволяет нам сделать следующие выводы:

- Из 24 выделенных основных мероприятий только 11 мероприятий по своей содержательной форме можно обозначить как меры, относящиеся к активной политике занятости.

- Менее 20% от общего объема расходов финансирования направляется на реализацию мероприятий, которые относятся, по нашему мнению, к мерам активной политики занятости.

- Соответственно, более 70% всех расходов направлены на реализацию мер пассивной политики занятости, при этом 52% из них отводится только под одно мероприятие.

- Превалирующее большинство мероприятий (14 из 24 перечисленных в таблице 2) имеют краткосрочный эффект по продолжительности действия на развитие социально-трудовой сферы и ограничены периодом реализации данной программы.

- Всего 16% финансовых ресурсов израсходованы на мероприятия с возможным долгосрочным эффектом действия на сферу занятости.

- При этом на реализацию мероприятий с краткосрочным эффектом направлены более 80% затрат.

- Полностью отсутствует финансирование по таким необходимым и прогрессивным, на наш взгляд мероприятиям, как обеспечение занятости населения в сельской местности, организация профобучения безработных граждан с использованием учебными заведениями дистанционных и выездных моделей обучения, организация работы мобильных центров занятости населения, информирование населения о возможности трудоустройства, молодежи о возможностях профессиональной подготовки, работодателей о наличии квалифицированной рабочей силы.

Вышеприведенный анализ мероприятий государственной программы дает нам представление о качественной характеристике эффективности мер региональной социальной политики.

Продолжение в следующем №12-2018 номере журнала «Региональные проблемы преобразования экономики»

Литература

1. Абдулманапов П.Г., Кутаев Ш.К., Багомедов М.А., Гимбатов Ш.М., Сагидов А.К., Хаджалова Х.М. Социальные аспекты обеспечения экономической безопасности региона /Под общей редакцией Ш.К. Кутаева. - Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН. Махачкала, 2011.

2. Ванкевич Е.В., Коробова Е.Н. Оценка эффективности активных программ содействия занятости в регионе // Вестник Витебского государственного технологического университета. выпуск 28. - 2015. - с.174-185

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Гимбатов Ш.М. Экономический кризис и трансформация миграционных связей // Вопросы структуризации экономики. 2009. № 2. С. 83-85.

4. Гимбатов Ш.М. Этнорегиональные особенности трудовой миграции в Республике Дагестан // Труд и социальные отношения. 2010. № 12. С. 21-25.

5. Деневизюк Д.А. Особенности формирования и основные приоритеты социальной политики // Вопросы структуризации экономики. 2008. № 2. С. 214-217.

6. Дохолян С.В., Петросянц В.З., Садыкова А.М.Методологические аспекты формирования региональной социально-экономической политики // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 3 (37). С. 78-84.

7. Ермолаева, С.Г. Рынок труда: учебное пособие /Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 108 с.

8. Кутаев Ш.К. Современное состояние и тенденции социально-экономического развития субъектов СКФО //Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 3 (37). С. 95-104.

9. Об итогах деятельности органов труда, занятости и социальной защиты населения. [Электронный ресурс]. - Официальный сайт Министерства труда и социального развития РД. Режим доступа: http://www.dagmintrud.ru/upload/iblock/d6e/ d6eddda 71ff8284 7496816e88609 7be1.doc

10. Постановление от 14 ноября 2013 года №587 об утверждении государственной программы Республики Дагестан Содействие занятости населения"[Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www. dagmintrud. ru/info/gosprogrammy-respubliki-dagestan/sodeystvie-zanyatosti-naseleniya/ (Дата обращения 15.10.2018)

11. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 298 Об утверждении государственной программы Российской Федерации Содействие занятости населения"(с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70643476Mixzz5cJ0nKAYd (Дата обращения 1.10.2018)

12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Стат. сб. / Росстат. - М., 2017. -

Гимбатов Ш.М.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ТРУДОИЗБЫТОЧНЫХ РЕГИОНАХ (НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА) (ЧАСТЬ I)

1402 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_14p/Main.htm (Дата обращения 15.10.2018)

13. Санкова Л. В., Косарева А. В. Оценка эффективности программ активной политики занятости: теория и методология //Вестник СГТУ. 2011. №1 (57).

14. Султанов Г. С. Особенности государственной молодежной политики занятости // Вопросы структуризации экономики. 2012. №3.).

15. Труд и занятость в России. 2017: Стат.сб./Росстат - M., 2017. - 2б1 c. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_3б/Main.htm (Дата обращения 15.10.2018)

16. Юсупова Ирина Валерьевна. Приоритетные направления реализации государственной политики занятости в регионе //Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. №2 (14).

17. Дагестан в цифрах, 2017. Стат. сб. / Дагстат. - Махачкала, 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dagstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/dagstat/ru/publications/ official_publications/electronic_versions/

References:

1. Abdulmanapov P.G., Kutaev SH.K., BagomedovM.A., Gimbatov SH.M., Sagidov A.K., Hadzhalova H.M. Social'nye aspekty obespecheniya ehkonomicheskoj bezopasnosti regiona / Pod obshchej redakciej SH.K. Kutaeva. - Institut social'no-ehkonomicheskih issledovanij Dagestanskogo nauchnogo centra RAN. Ma-hachkala, 2011.

2. Vankevich E.V., Korobova E.N. Ocenka ehffektivnosti aktivnyh programm sodejstviya zanyatosti v re-gione // Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. vypusk 28. - 2015. - s.174-185

3. Gimbatov SH.M. EHkonomicheskij krizis i transformaciya migracionnyh svyazej // Voprosy strukturizacii ehkonomiki. 2009. № 2. S. 83-85.

4. Gimbatov SH.M. EHtnoregional'nye osobennosti trudovoj migracii v Respublike Dagestan // Trud i social'nye otnosheniya. 2010. № 12. S. 21-25.

5. Denevizyuk D.A. Osobennosti formirovaniya i osnovnye prioritety social'noj politiki // Voprosy strukturizacii ehkonomiki. 2008. № 2. S. 214-217.

6. Doholyan S.V., Petrosyanc V.Z., Sadykova A.M.Metodologicheskie aspekty formirovaniya regional'noj social'no-ehkonomicheskoj politiki //Regional'nye problemy preobrazovaniya ehkonomiki. 2013. № 3 (37). S. 78-84.

7. Ermolaeva, S.G. Rynok truda: uchebnoe posobie /Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2015. - 108 s.

8. Kutaev SH.K. Sovremennoe sostoyanie i tendencii social'no-ehkonomicheskogo razvitiya subëktov SKFO // Regional'nye problemy preobrazovaniya ehkonomiki. 2013. № 3 (37). S. 95-104.

9. Ob itogah deyatel'nosti organov truda, zanyatosti i social'noj zashchity naseleniya. [EHlektronnyj resurs]. - Oficial'nyj sajt Ministerstva truda i social'nogo razvitiya RD. Rezhim dostupa: http:// www.dagmintrud.ru/upload/iblock/dбe/ dбeddda71ff8284749б81бe88б097be1.doc

10. Postanovlenie ot 14 noyabrya 2013 goda №587 ob utverzhdenii gosudarstvennojprogrammy Respubliki Dagestan Sodejstvie zanyatosti naseleniya" [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// www.dagmintrud.ru/info/gosprogrammy-respubliki-dagestan/sodeystvie-zanyatosti-naseleniya/ (Data obrashcheniya 15.10.2018)

11. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2014 g. N 298 Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii Sodejstvie zanyatosti naseleniya "(s izmeneniyami i dopolneniyami) [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/70б4347б/#ixzz5cJ0nKAYd (Data obrashcheniya 1.10.2018)

12. Regiony Rossii. Social'no-ehkonomicheskie pokazateli. 2017: Stat. sb. / Rosstat. - M., 2017. - 1402 s. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_14p/Main.htm (Data obrashcheniya 15.10.2018)

13. Sankova L. V., Kosareva A. V. Ocenka ehffektivnosti programm aktivnoj politiki zanyatosti: teoriya i metodologiya // Vestnik SGTU. 2011. №1 (57).

14. Sultanov G. S. Osobennosti gosudarstvennoj molodezhnoj politiki zanyatosti // Voprosy strukturizacii ehkonomiki. 2012. №3.).

15. Trud i zanyatost' v Rossii. 2017: Stat.sb./Rosstat - M., 2017. - 2б1 c. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_3б/Main.htm (Data obrashcheniya 15.10.2018)

16. YUsupova Irina Valer'evna. Prioritetnye napravleniya realizacii gosudarstvennoj politiki zanyatosti v regione //Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2014. №2 (14).

17. Dagestan v cifrah, 2017. Stat. sb. /Dagstat. - Mahachkala, 2017. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostu-pa: http://dagstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/dagstat/ru/publications/official_publications/ electronic_versions/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.