М^оНиториНг и анализ ситуации
ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЯМ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
А. М. ОЗИНА,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории
О. Н. ВИХАРЕВА,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры государственных и муниципальных финансов E-mail: onv_vvags@mail.ru Волго-Вятская академия государственной службы
В связи с возрастающими потребностями региональной экономики в новых кадрах на систему профессионального образования возлагается дополнительная ответственность по количественному и качественному соответствию потребностей экономики региона. В работе выполнена оценка степени соответствия региональной системы профессионального образования структуре потребностей местной экономики в квалифицированных кадрах. Сделан вывод о том, что областная система профессионального образования в большей степени ориентирована на удовлетворение спроса домашних хозяйств, нежели на региональные потребности.
Ключевые слова: региональный, экономика, профессиональный, образование, отраслевой, потребность, квалифицированный, кадры.
Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим влиянием системы профессионального образования (ПО) на социально-экономическое развитие регионов. В связи с этим на систему ПО возлагается дополнительная ответственность.
Как известно, инновационное развитие региональной экономики возможно только на основе обеспечения современного производства, создаю-
щего материальную базу для всего регионального социума, хорошо подготовленными, квалифицированными кадрами рабочих и специалистов. Однако консервативная и инертная по своей сути профессиональная школа по-прежнему с трудом адаптируется к рыночным отношениям, отставая по содержанию и темпам развития от потребностей региональной экономики.
Это обстоятельство обусловливает углубление двух видов существенных противоречий:
— между объективным процессом регионализации всех видов общественных отношений и слабой ориентированностью профессионального образования на потребности региональных экономических структур;
— между рыночной потребностью в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов нового типа и несоответствием профессионально-квалификационной структуры выпускников образовательных учреждений требованиям современного производства.
Целью данного исследования является оценка соответствия региональной системы профессио-
нального образования потребностям экономики региона.
Очевидно, что для соответствия региональной системы профессионального образования потребностям региональной экономики система ПО должна учитывать специфику экономики Нижегородской области, особенностью которой как одного из крупнейших индустриальных центров России является высокая доля перерабатывающих отраслей. На территории Нижегородской области сосредоточены предприятия общего и транспортного машиностроения, электротехнической, радио- и приборостроительной промышленности, производства химической, топливной, лесной и бумажной продукции с развитой системой энергетики и транспорта. Ведущими отраслями в области являются производство транспортных средств, которое занимает лидирующее положение в объеме производства, а также машиностроение.
В числе базовых секторов в области по объему выручки лидируют автомобилестроение и черная металлургия (доля сектора в общей выручке в экономике равна 13,8 % и 6,8 % соответственно). Автомобилестроение также лидирует по объему отчислений в консолидированный бюджет России и обеспечивает наибольшую занятость населения.
В последние годы в области наметилась тенденция развития отдельных отраслей экономики: машиностроения, металлообработки, химии и нефтехимии, легкой и пищевой промышленности, отдельных отраслей сельского хозяйства. Появился устойчивый спрос на квалифицированные кадры в ряде отраслей промышленности, малом и среднем бизнесе, строительстве, транспорте, сфере обслуживания. Службой занятости населения Нижегородской области ежегодно диагностируется около 30 тыс. вакансий, в среднем 80 % из них составляют рабочие специальности (рис. 1).
По видам экономической деятельности наибольшую потребность в
рабочей силе испытывали предприятия обрабатывающих производств (29,1 % вакансий от общей суммы), наименьшее количество вакансий предоставили предприятия финансового сектора (1,2 %). Как мы видим, именно отрасли промышленности испытывают дефицит квалифицированных кадров. Эта проблема усугубляется также старением кадров на производстве (средний возраст квалифицированных рабочих приближается к шестидесяти годам).
Одновременно в центрах занятости населения зарегистрировано достаточно большое количество безработных граждан с профессиями, спрос на которые в настоящий момент имеет минимальное значение или вовсе отсутствует, что говорит о несбалансированности рынков труда и профессионально-образовательных услуг.
Анализ рынка труда Нижегородской области показал, что причина невостребованности кадров обусловлена не столько низким спросом на их профессии, сколько отсутствием достаточной квалификации, что, в свою очередь, определяет потребность в дополнительной подготовке и переподготовке рабочих кадров и специалистов.
Практика показывает, что проблему переобучения и повышения квалификации предприятиям зачастую приходится решать самостоятельно, одна-
40 000 35 000 30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0
Рис. 1. Дефицит кадров (число вакансий) в экономике Нижегородской области
ко это не самый эффективный способ подготовки кадров и, кроме того, требующий дополнительного финансирования. Недостаток средств на переобучение и повышение квалификации работников отмечают 235 предприятий [1]. Надо отметить, что последняя проблема касается в основном неуспешных предприятий. В отличие от них успешные активно внедряют практику внутрифирменного обучения сотрудников и делают заказ сторонним организациям на дополнительное обучение персонала, включая различные тренинги и повышение квалификации.
Однако в большей степени обучение касается управленческих кадров и финансовых структур. Профессиональное обучение и переподготовка рабочих и работников среднего звена продолжают стремительно падать. По оценочным данным, на производстве произошло сокращение профессиональной подготовки и переподготовки более чем в два раза. Лишь отдельные предприятия продолжают вкладывать средства в переподготовку кадров рабочих профессий.
Определенную роль в повышении квалификации, переподготовке, освоении второй смежной специальности играет служба занятости населения (СЗН) Нижегородской области. Обращает на себя внимание достаточно высокий уровень нетрудоустроенных выпускников профессиональных образовательных учреждений. Молодежь в возрасте 16—29 лет составляет около 40 % зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих работу, что свидетельствует о том, что молодежи сложно трудоустроиться по специальности. По данным областной службы занятости населения, в центры занятости населения (ЦЗН) районов и городов ежегодно обращается более 6 % от выпуска учебных заведений всех уровней профессионального образования. Проблема трудоустройства выпускников профессионально-образовательных учреждений остается одной из главных проблем областной системы профобразования. Так, 30—40 % выпускников вузов и около 80 % выпускников средних учебных заведений работают не по специальности.
Анализ трудоустройства выпускников начального профессионального образования показывает, что в среднем более 50 % обратившихся в ЦЗН районов и городов были трудоустроены по полученным в учебных заведениях профессиям. По специальностям маляр-штукатур, парикмахер, продавец, столяр, слесарь, электрогазосварщик уровень трудоустройства превышал средние показатели и составил более 60 %. Наиболее востребо-
ваны были токари, фрезеровщики и станочники широкого профиля — 100 % трудоустроились по полученной профессии.
Подчеркнем, что на нижегородском рынке труда были востребованы все рабочие профессии. В областном банке вакансий реальная потребность в рабочих кадрах превышала предложение в пять и более раз. Выпускникам в сельских районах области трудоустроиться было сложнее, особенно там, где в последние годы произошло сокращение рабочих мест.
Характерно, что наибольшая численность обращений за содействием в трудоустройстве по-прежнему отмечается среди выпускников учреждений среднего профессионального образования. При заполнении вакансий по большинству специальностей работодатель отдает предпочтение специалистам с высшим образованием, поэтому уровень трудоустройства выпускников со средним профессиональным образованием по приобретенным специальностям не превышает 20 %. В этих условиях большинство выпускников средних учебных заведений трудоустраивались по рабочим профессиям, а также на работы низкой квалификации. Трудоустройству выпускников, имеющих специальности в сфере машиностроения, приборостроения и транспорта, способствовали приобретенные ими за время обучения рабочие профессии водителя, токаря, слесаря, электрика, электрогазосварщика и др.
Объемы обращений выпускников вузов в службу занятости населения на протяжении последних лет были достаточно низкими, по сравнению с другими категориями. Одна из основных причин неэффективного трудоустройства для этой категории состоит в том, что работодатели предъявляют высокие требования к уровню квалификации и опыту работы нанимаемых кадров. Специалисты районных (городских) ЦЗН отмечают, что выпускникам высших учебных заведений по-прежнему недостает знаний вычислительной техники и специальных компьютерных программ, соответствующих их профессиям.
Уровень трудоустройства обратившихся выпускников вузов по полученным специальностям превышал в большинстве случаев 40 %. Это обусловлено увеличением числа вакансий как инженерно-технического профиля (инженер, инженер-конструктор, инженер-проектировщик, инженер-программист, инженер-технолог), так и специалистов в сфере экономики, юриспруденции, менеджеров для различных сфер деятельности.
Предпринимаемые правительствами РФ и области меры по увеличению оплаты труда врачей, обеспечению их в сельских районах области жильем и другие льготы способствовали практическому прекращению обращений специалистов-медиков в службу занятости. Наиболее низкий уровень трудоустройства выпускников высших профессионально-образовательных учреждений отмечался в районах области, где обучение осуществлялось в филиалах вузов и привело к относительно низкому качеству подготовки.
В числе причин, по которым выпускники профессиональных образовательных учреждений испытывали трудности при трудоустройстве, можно выделить следующие:
• низкая конкурентоспособность выпускников (отсутствие опыта работы и необходимых навыков трудоустройства);
• недостаточная информированность о тенденциях на рынке труда;
• ориентация выпускников на занятость в непроизводственной сфере с установкой на высокую заработную плату;
• завышенная самооценка;
• низкий уровень квалификации выпускников;
• несоответствие полученной специальности потребностям регионального рынка труда. Отметим, что две последние причины отражают внутренний, зависящий непосредственно от системы профессионального образования аспект проблемы востребованности выпускников, что, с одной стороны, свидетельствует о низком качестве профессиональных образовательных услуг, с другой стороны — о слабой ориентированности профессионального образования на потребности региональной экономики. В этой связи проведем анализ соответствия предложения профессиональных образовательных услуг параметрам потребностей экономики области в кадрах рабочих и специалистов.
В процессе анализа выделены три основных аспекта: во-первых, оценка соответствия структуры профессиональной подготовки кадров рабочих и специалистов требованиям региональной экономики в целом; во-вторых, оценка предложения профессиональных образовательных услуг отраслевым потребностям региональной экономики; в-третьих, оценка соответствия уровня квалификации выпускников профессионально-образовательных учреждений требованиям современного производства.
1. Оценка соответствия структуры профессиональной подготовки кадров рабочих и специалистов
требованиям региональной экономики в целом. С нашей точки зрения, представляет интерес сравнение структуры занятых в экономике по уровням профессионального образования в РФ со структурой выпускников профессиональных образовательных учреждений Нижегородской области. В качестве ориентировочных пропорций в структуре занятости нами использовались данные Госкомстата о распределении занятых в экономике по уровням образования. При этом мы исходили из предположения, что поскольку структура занятых в экономике по уровням образования обусловлена реально существующими требованиями производства, то использование данных Госкомстата правомерно для условий Нижегородской области.
При расчетах были сделаны следующие допущения:
— пропорции в структуре занятых в отраслях экономики по уровням образования аналогичны пропорциям 2005 г.;
— неполное высшее профессиональное образование приравнивается к высшему образованию.
Согласно данным Госкомстата о распределении занятых в экономике РФ по уровням образования, соотношение занятых, имеющих высшее, среднее и начальное профессиональное образование и не имеющих профессионального образования, составляет 26,6: 25,4: 18,3: 29,7 соответственно. С учетом исключения занятых в экономике, не имеющих профессионального образования, пропорции в структуре занятости в РФ по оценке Госкомстата составляют 38: 36: 26 для уровней высшего, среднего и начального ПО (соответственно ВПО, СПО и НПО — см. таблицу).
Видно, что в Нижегородской области проявляются общероссийские тенденции превалирования высшей школы в системе профессионального образования. Выпуск из учреждений высшего профессионального образования опережает (на 12 %), а выпуск из учреждений среднего и начального профессионального образования, наоборот, отстает от необходимых для экономики пропорций
структура профессиональной подготовки кадров
уровни профессионального образования структура выпускников системы По рф, % структура выпускников системы По нижегородской области, % Пропорции в структуре занятости по оценке Госкомстата, %
ВПО 62 50 38
СПО 23 28 36
НПО 15 22 26
Финансы,кредит, страхование, пенсионное обеспечение, 2%
Наука и научное обслуживание, 4%
Культура и искусство, 2%
Другие отрасли народного хозяйства, 0%
Народное образование; 10%
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение;
ЖКХ, нематериальные непроизводственные услуги, 10%
Промышленность, 30%
Торговля и общественное питание, 10%
Строительство, 7%
Сельское и лесное хозяйство, 5%
Транспорт и связь, 7%
Рис. 2. Структура занятых в экономике Нижегородской области по отраслям
на 8 % и 4 % соответственно. Таким образом, можно констатировать, что в области имеет место несоответствие структуры профессиональной подготовки кадров потребностям экономики по уровням профессионального образования, а именно отставание численности выпускников учебных заведений среднего и начального ПО от потребностей региона при одновременном превышении необходимого числа специалистов с высшим образованием.
100
60
40
20
29,7
25,4
26,6
23,5
32
23,8
20,6
31 ,4
26,6
21,1
21 ,0
32,5
8,6
26,2
22,6
31,6
24,7
24,9
8,8
26,3
3,6
76
52,5
9,1
68,5
<8
Л*"
У
\<5
Рис. 3. Структура занятых в отраслях экономики по уровням образования, %
2. Оценка соответствия системы профессионального образования отраслевым потребностям региональной экономики. Для установления соответствия предложения профессиональных образовательных услуг потребностям региона в отраслевом разрезе проанализируем структуру занятых в экономике области по отраслям (рис. 2). Видим, что наибольшая численность занятых отмечается в отраслях промышленности — 30 %; а наименьшая — в секторах экономики: транспорт и связь, строительство, экономика и управление (7 %).
Отметим, что при анализе соответствия предложения профессиональных образовательных услуг отраслевым потребностям региональной экономики учитывалась отраслевая структура занятых в экономике по уровням профессионального образования, при этом было сделано допущение, что отраслевая структура занятых в РФ правомерна для условий Нижегородской области, поскольку структура работающих в отрасли по уровням образования обусловлена реально существующими требованиями производства в данной отрасли. Также мы исходили из предположения, что все
занятые с неполным высшим образованием в результате получат диплом, поэтому занятых в данной отрасли, имеющих высшее и неполное высшее образование, будем рассматривать как имеющих высшее профессиональное образование (рис. 3).
Для установления соответствия предложения про-фессионально-об-разовательных услуг потребностям региональной экономики в отраслевом разрезе мы проанализировали структуру выпус-
□ Не имеют профессионального образования
□ Начальное профессиональное образование
□ Среднее профессиональное образование
□ Высшее образование
8
0
кников образовательных учреждений профессионального образования по группам специальностей. Исследование показало:
1. В отраслях промышленности выражено явное несоответствие структуры выпускников учебных заведений профессионального образования по группам специальностей потребностям отрасли. Доля этих отраслей в экономике области составляет 30 %, в то время как доля выпускников по специальностям отраслей промышленности составляет в ВПО менее 10 %, в СПО — около 11 %, что является явно недостаточным. Ближе всех к необходимой цифре находится доля выпускников НПО - 29 %.
2. Специальности «экономика и управление», напротив, занимают превалирующее положение в структуре распределения выпускников ВПО и СПО (40 и 34 % соответственно) при существующей доле этой отрасли в экономике области 7 %. И даже учитывая превалирование в структуре занятости финансового сектора ступени ВПО (69 %), явно выражено перепроизводство по данным специальностям.
Таким образом, можно констатировать, что в Нижегородской области имеется несоответствие предложения профессиональных образовательных услуг потребностям региона в отраслевом разрезе. Данная ситуация вызвана тем обстоятельством, что в настоящий момент основным заказчиком на профессиональные образовательные услуги являются домохозяйства, и образовательные учреждения профессионального образования в основном ориентированы на удовлетворение их спроса. Однако решение молодежи о выборе будущей профессии зависит не от потребностей в специалистах для данного региона, а от личных приоритетов, престижа, популярности той или иной специальности.
Наши исследования позволили выявить основные факторы, влияющие на выбор молодежью конкретной профессии.
Во-первых, в обществе сформировался стереотип обязательности высшего образования. В результате этого все больше выпускников школ стараются получить высшее образование, т. е. структура профессионального образования смещена в пользу высшей школы. Увеличению спроса населения на образовательные услуги высшей школы способствует в том числе и расширение коммерческого сектора профессионального образования.
Произошло снижение престижа рабочей профессии. «Представление о рабочих профессиях у молодых людей ассоциируется только с тяжелым,
низкооплачиваемым трудом. Молодежь зачастую не информирована, что современное производство испытывает серьезную потребность в высококвалифицированных рабочих, труд которых достаточно хорошо оплачивается» [3, с. 219].
Во-вторых, на выбор профессии напрямую влияет уровень оплаты в данной отрасли. Существующая дифференциация в этом между сферой услуг и производственной сферой, бюджетным и внебюджетным секторами не мотивирует молодых людей получать соответствующие специальности.
В-третьих, нежелание выпускников образовательных учреждений профессионального образования получать определенные профессии может быть вызвано плохими условиями работы в некоторых отраслях, связанных с тяжелым физическим трудом, порой вредными и опасными условиями труда, повышенным травматизмом и профессиональными заболеваниями. Хотя уровень травматизма со смертельным исходом на производстве ежегодно сокращается, однако он существенно превышает аналогичные показатели в европейских странах. Также продолжается рост численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.
В-четвертых, к числу факторов, влияющих на выбор конкретной профессии, относится недостаточная информированность выпускников школ о профессиях и специальностях, пользующихся спросом на рынке труда. В этой ситуации очень важна профессиональная ориентация учащихся школ, которая зачастую играет решающую роль при формировании спроса на образовательные услуги.
Кроме того, на выбор молодежи оказывает влияние социальный статус конкретной профессии. Стало не престижно быть «технарем». В платном секторе образования молодые люди предпочитают заплатить за получение специальности экономиста или юриста, а не инженера. Это обстоятельство оказывает непосредственное влияние на формирование трудовых ресурсов в регионе. В итоге большая часть выпускников — финансистов, экономистов и юристов после окончания образовательных учреждений профессионального образования испытывает проблемы с трудоустройством по специальности.
Необходимо заметить, что речь идет об особом виде перепроизводства. «В случае перепроизводства специалистов какого-либо профиля (бухгалтеров, экономистов, юристов и т. д.) данный товар не продается на профильном рынке даже по
заниженным ценам, а под его утилизацией можно понимать использование специалиста не по профилю, и то в случае дополнительного переобучения. В этом случае общество либо вообще не возвращает затраченные средства, либо вынуждено идти на дополнительные расходы» [2, с. 197].
На профессиональное обучение безработных граждан расходуются огромные бюджетные деньги. Так, в настоящий момент подготовка одного квалифицированного рабочего в течение 3—4 мес. с оплатой стоимости обучения, стипендии на период обучения, расходов на проезд (без проживания) обходится бюджету в сумму около 10 тыс. руб.
Положительным моментом для образовательных учреждений ПО является то, что выделяемые областным бюджетом средства поступают учебным заведениям области (большинство из них — профессиональные училища и лицеи), что позволяет им стимулировать оплату труда мастеров и преподавателей, а также направлять средства на развитие учебно-производственной базы. Однако встает вопрос об эффективности потраченных бюджетных средств, которые могли бы найти применение изначально в системе профессионального образования на этапе получения обучающимися первой профессии, ориентированной на потребности региональной экономики. Таким образом, попытка решить проблему дефицита кадров рабочих и специалистов путем обучения безработных граждан по линии службы занятости представляется нам мало результативной.
Итак, проведенный анализ показал, что в Нижегородской области имеет место противоречивая ситуация: при возрастающей потребности региональной экономики в кадрах существует достаточно высокий процент нетрудоустроенных выпускников профессиональных образовательных учреждений. Установлено, что одной из причин трудностей с получением работы является низкий квалификационный уровень выпускников, не соответствующий требованиям современных работодателей, что значительно снижает их шансы успешного трудоустройства.
3. Оценка соответствия уровня квалификации выпускников профессиональных образовательных учреждений требованиям современного производства. Она выполнена на основе изучения и систематизации мнений российских работодателей. По результатам исследований, проведенных Левада-Центром, большинство российских работодателей оценивают уровень квалификации современных выпускников образовательных учреждений профессионального
образования как низкий [1, 4]. Опросы проводились на предприятиях, где занята почти половина работающего населения России, что свидетельствует об объективных массовых требованиях работодателей к профессионально-квалификационному уровню подготовки кадров. Исследованием было охвачено шесть основных секторов экономики: промышленность, строительство, транспорт, связь, торговля и сфера деловых услуг. Поскольку в Нижегородском регионе эти секторы экономики являются приоритетными, можно считать, что результаты исследования вполне распространяются на нижегородский рынок труда.
Большинство работодателей считают, что уровень подготовки выпускников профессиональной школы не отвечает требованиям современного производства. Уровень профессиональных знаний принятых на работу выпускников руководители оценивают примерно на три с плюсом по пятибалльной шкале [1]. Ниже всего оценивается качество подготовки в системе начального профессионального образования: качество тут не удовлетворяет большинство руководителей предприятий.
Результаты опросов свидетельствуют о том, что качество подготовки выпускников вузов и средних учебных заведений за последние три года значительно уступает качеству подготовки выпускников более ранних периодов. Но еще больший разрыв в уровне профессиональных знаний по сравнению с прошлыми годами наблюдается у современных выпускников учебных заведений НПО (ПТУ и профессиональных лицеев). Большинство руководителей предприятий и организаций отмечали высокое качество советского образования.
При этом с проблемой низкой квалификации специалистов и руководителей чаще всего сталкиваются предприятия промышленности, строительства и сферы услуг (к примеру, в строительстве дефицит квалификации линейных руководителей отмечают 17 % предприятий). По оценкам руководителей, уровень квалификации служащих в основном соответствует текущим запросам производства. Однако в сфере деловых услуг ощущается значительный дефицит квалификации служащих и офисных работников (отмечают 17 % организаций). Это достаточно высокий процент, поскольку для сферы деловых услуг служащие являются ключевым звеном, от которого зависит работа всей организации. Основной проблемной категорией в составе персонала являются квалифицированные рабочие. Особенно остро стоит проблема дефицита квалифицированных рабочих в промышленности.
Итак, проведенный анализ показал, что в настоящее время в Нижегородской области сформировался тройной структурный дисбаланс между предложением профессиональных образовательных услуг и параметрами потребностей региональной экономики в кадрах рабочих и специалистов:
• по уровням профессионального образования (начальное, среднее и высшее);
• в отраслевом разрезе;
• по профессионально-квалификационному уровню.
Резюмируя изложенное, можно сделать обобщающий вывод, что областная система профессионального образования слабо ориентирована на региональные потребности, а в основном служит удовлетворению спроса домашних хозяйств. Одной из ключевых проблем управления региональной системой профессионального образования является отсутствие эффективных механизмов, регулирующих соответствие предложения профессиональных образовательных услуг потребностям региональной экономики в кадрах рабочих и специалистов.
Список литературы
1. Бондаренко Н. Запросы работодателей к качеству профессиональной подготовки работников / Н. Бондаренко // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 3 (77). С. 41-58.
2. Тефтелев Е. Н. Грани дефицита кадров в промышленности / Е. Н. Тефтелев, В. Цуканов // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием. Книга III. Петрозаводск: ПетрГУ. Петрозаводск, 2004. 268 с.
3. Токман О. А. О проблемах формирования регионального заказа на подготовку специалистов в учреждениях профессионального образования в Республике Хакасия / О. А. Токман // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием. Книга III. Петрозаводск: ПетрГУ. Петрозаводск, 2004. 268 с.
4. Удальцова М. В. Четыре среза занятости: ценности, мотивация, доходы, мобильность / М. В. Удаль-цова, Н. В. Воловская, Л. К. Плюснина // Социологические исследования. 2005. № 7. С. 43-51.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также
монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.
По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий
(495) 721-85-75 Dost@fin-izdat.ru