УДК 378.091.398 ББК 74.584
ПОЛИПРОФЕССИОНАЛИЗМ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ ДАГЕСТАНСКОЙ ШКОЛЫ
Вечедов Д. М.
Аннотация. В статье раскрываются содержание и особенности системы педагогического образования в Республике Дагестан; рассматривается полипрофессионализм в подготовке педагогических кадров; определяются формы и методы работы по совершенствованию дагестанского образования; обосновываются принципы организации регионального образования.
The article discusses contents and particularities of the system of the pedagogical education in Republic Dagestan, examines poliprofessionalism in training the pedagogical personnel; the forms and methods of the work are defined on perfection of Dagestan education; they are motivated principles to organizations of the regional education.
Ключевые слова: полипрофессонализм, регион, регионализация образования, регионализм, региональное образование.
Poliprofessionalism, region, regionalization of education, regionalism, regional education.
В Республике Дагестан 1665 школ, более 400 тыс. учащихся, которых обучают более 50 тыс. учителей. Сегодня Министерство образования и науки республики, осознавая значимость образования для экономического разви -тия республики, решает проблемы образования системно. Начато реформирование образовательной системы Дагестана, в результате чего произошли значительные изменения:
- растет финансирование сферы образования. С 2006-2007 гг. введено в эксплуатацию 33 школы и 17 спортзалов. В 2008 г. введено в эксплуатацию 18 школ общей мощностью 6736 ученических мест и 2 спортзалов;
- улучшается материально-техническое оснащение образовательных учреждений. Наглядные пособия, современное оборудование приводят к системным изменениям в их работе. Значительный вклад в усиление материальнотехнической базы внесла осуществляемая в
рамках приоритетного национального проекта «Образование» поставка учебного и учебнонаглядного оборудования;
- продолжается реализация национального проекта «Образование». В республике функционирует 312 школ-«миллионеров» - победителей национального проекта, систематически работающих над обновлением содержания и технологий образования;
- выделяются гранты и поощрительные премии работникам образовательных учреждений. Для поддержки инициативной, способной, талантливой молодежи уже выплачено свыше 4 млн. рублей. В 2008 г. для Республики Дагестан увеличена квота до 39 премий победителям региональных и межрегиональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий;
- восстановлено школьное горячее питание. На протяжении нескольких лет Дагестан занимал последнее место по России по организации горячего питания. На 1 мая 2008 г. эта проблема решена полностью;
- реализация приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Школьный автобус» позволила сельским школам обеспечить надежную доставку детей из отдаленных сел в школы;
- другой многолетней проблемой, остававшейся неразрешенной, было состояние национально-регионального компонента в школах. Сегодня, когда мотивация к изучению родного языка падает, решение этого вопроса стало принципиальным. Очевидно, что причина тому - не только нехватка учебников, часов, но и содержание учебников, технологии обучения родному языку, которые в разы отстают от методик изучения русского и иностранного языков. Для совершенствования изучения родных языков в дагестанских школах издательством ДНИИП издано 427 900 экз. учебников 38 наименований, программы по языкам для город-
ских и сельских школ. Только в 2008 г. было издано 18 наименований учебников на сумму 35 млн. рублей;
- подписаны договоры с издательствами «Дрофа», «Эпоха», «Логос», «Академия», по которым готовятся учебно-методические комплекты на родных языках. Создан Экспертный совет, куда вошли крупные ученые-специалисты по родному языку и литературе, истории Дагестана, географии Дагестана, культуре и традициям народов Дагестана. Помимо этого, в 2007 г. впервые в перечень республиканских школьных олимпиад была введена олимпиада по родной литературе и проведен конкурс «Лучший учитель родного языка». Впервые во Всероссийском конкурсе учителей родных языков, проводимом в рамках Всероссийского форума «Языки народов Российской Федерации - национальное богатство общества и государства», успешно приняли участие двое учителей из Дагестана;
- подключены к сети Интернет 1279 школы. Все больше учителей осваивают ком -пьютер и Интернет, активно применяют информационные технологии в профессиональной деятельности. С целью интеграции в единую информационную образовательную среду Министерством образования и науки Республики Дагестан вводится в действие «Единый школьный портал». Этот проект предусматривает разработку и внедрение персональных сайтов каждой школы и объединение их в единую сеть;
- другим уникальным продуктом, который в ближайшее время будет внедряться в рамках Проекта информатизации системы образования республики, является программный комплекс «Школьный офис», разработанный информационно-аналитическим центром Департамента образования г. Москвы. «Школьный офис» - это комплексная автоматизированная система обработки и управления документооборотом учебного заведения, она представляет собой модульную систему управления, включающую функции учета, анализа, планирования, контроля, управленческого воздействия и межведомственной интеграции. Объединение программных решений «Школьный портал» и «Школьный офис» в единый проект позволит решить задачу создания единого информационного пространства системы образо-
вания республики;
- увеличивается количество образовательных учреждений, систематически работающих над обновлением содержания и технологий образования, число инновационных школ;
- растет количество учащихся - победителей и призеров различных интеллектуальных, спортивных, культурных состязаний и конкурсов;
- внедряется предпрофильное и профильное обучение в 405 средних общеобразовательных школах республики;
- ведется работа по выявлению и развитию одаренных детей. Народным Собранием Республики Дагестан утверждена целевая программа «Одаренные дети. 2009-2011 гг.»;
- развивается система образования для детей с ограниченными возможностями. Это важно для республики, потому что, к сожалению, в 2008 г. у нас наблюдается рост числа таких детей;
- продолжается работа по оптимизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования, в результате чего исключается дублирование профессий, появляются новые учебные корпуса, заключаются договора с промышленными предприятиями на подготовку специалистов рабочих профессий;
- увеличивается сеть образовательных учреждений дополнительного образования;
- разработаны проекты для целевой подготовки кадров по остродефицитным для районов и городов специальностям за счет средств бюджета республики в 2009 г.;
- получила свое развитие работа по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Принят ряд законодательных актов, регламентирующих размер и порядок выплат денежных средств на содержание детей в семьях опекунов, приемных семьях;
- стратегия развития образования Дагестана на современном этапе соответствует требованиям и духу времени. В основе стратегии -решение таких первоочередных задач, как повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Перспективы инновационного развития России
ставят, как одну из ключевых, задачу подъема образования. Об этом говорил и Президент России Дмитрий Медведев. Он признал, что российское образование сегодня сдает позиции, и предложил проект «Наша новая школа». Изменения должны коснуться всех сфер образования, в том числе в Республике Дагестан.
Между тем уже сегодня несоответствие российского образования потребностям общества и экономики вызвано не только недостаточным финансированием, но и несоответствием сложившейся структуры образовательных программ, уровня квалификации педагогических кадров, системы оценки качества образования актуальным потребностям. Нужны реформы, и ядром этих реформ должны стать открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.
Конкретизируя стратегические задачи, стоящие перед Министерством образования Республики Дагестан, можем выделить в ряду первоочередных вопросы ликвидации ветхих школ, переход на новые образовательные стандарты, усиление информатизации образовательного процесса, обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, обеспечение глубокого реформирования преподавания национально-регионального компонента, подготовку педагогических кадров для образовательных учреждений республики.
Если говорить конкретно о сельской школе, то ее проблемы начинаются уже с порога. И информатизация - это не главная из них. В результате длительной эксплуатации 284 школы (17 %) находятся в ветхом состоянии. Более 50 % школ нуждаются в капитальном ремонте. Лишь 23 % зданий являются типовыми. Более 400 сборно-щитовых школ (24 %), смонтированных из деревянных конструкций начиная с 1966 г., относятся к категории легкосгораемых зданий.
Но самой сложной остается проблема подготовки специалистов для села, в том числе и для учреждений образования. Исторически сложилась роль Дагестана в составе Российской Федерации как в основном сырьевого, до-
бывающего региона. Этим вызывается необходимость обеспечения максимально возможной занятости населения, повышения уровня его жизни, поисков источников пополнения местного бюджета, что усилит региональную политику в отношении числа рабочих мест, приведет к повышению производительности труда на основе его непрерывного научно-технического обновления.
Эти факторы приведут к формированию регионального рынка труда, где спрос на кадры работников различных образовательнопрофессиональных категорий будет определяться, прежде всего, местными условиями, требованиями секторов экономики городов и районов Дагестана. В этой связи четко обозначена задача модернизации профессионального образования, совершенствования регионального компонента его деятельности.
Участники общественных слушаний по проблемам совершенствования профессионального образования и улучшения качества подготовки специалистов в Республике Дагестан, проведенных 18 июня 2008 г., с участием Общественной палаты Республики Дагестан, представителей Народного Собрания Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан и других профильных органов власти, высших, средних и начальных специальных учебных заведений республики, некоммерческих организаций и средств массовой информации отмечают, что система профессионального образования в республике в целом не от -вечает сегодня возросшим задачам социальноэкономического развития республики:
1. Угрожающих масштабов достиг дисбаланс между потребностями рынка и числом специалистов, пополняющих ряды безработной молодежи. Для дагестанских учителей нет работы в учреждениях образования. Вузы, колледжи, училища не получают от органов образования заявок на трудоустройство своих выпускников. Даже выпускникам учебных заведений, получившим диплом с отличием, работа в школах не предлагается. Выпускники с монопрофессией учителя, указанной в дипломе, трудоустраиваются не всегда и не по полученной специальности.
Назревает реальная опасность сокращения и последующего закрытия средних специальных учебных заведений и факультетов вузов,
выпускающих учителей.
2. Нехватка специалистов не столько с высшим, сколько с начальным и средним профессиональным образованием. На протяжении длительного времени единственным заказчиком образования было государство.
Сегодня заказчиком высшего и среднего профессионально-педагогического образования выступает уже не только государство, но и сам его потребитель - будущий учитель. Но пока что не происходит внедрение образовательных кредитов и иных механизмов цивилизованного регулирования рынка высшего и среднего педагогического образования, а административногосударственные рычаги планирования работают разве что на уровне отдельных педвузов и педучилищ, в лучшем случае - регионов. До последнего времени практически ничего нельзя было сказать о том, насколько реальные потребности регионов в учителях удовлетворяются (или не удовлетворяются) системой непрерывного педагогического образования [2].
Сегодня в Дагестане, да и в целом по стране, нет структур, организаций, и, следовательно, четких данных по востребованности специалистов того или иного уровня, слабо работают службы мониторинга и прогнозирования. Брался ли кто-либо подсчитать убытки государства от выпуска «лишних» педагогов? А ведь по данным международных исследований, стоимость обучения одного студента в российском государственном вузе составляет около 577 долларов США в год.
3. Недостаток учителей в школах отдаленных районов, труднодоступных горных районах, в целом на селе. Эта проблема ведет к увеличению и без того большой удельной нагрузки учителя, и, следовательно - к дальнейшему снижению качества обучения. В школах и колледжах республики не хватает учителей математики, иностранных языков, информатики и русского языка. Не хватает специалистов музыки, изобразительного искусства для школ районов и сел. Из-за малой нагрузки часы по этим предметам ведут другие учителя. Такое наблюдается в начальных классах и городских школ. Нужны специалисты с полипрофессио-нальной подготовкой - воспитатели в ДОУ, руководители изостудии в ДОУ, хореографы, учителя информатики, английского языка, дизайна, преподаватели декоративно-прикладного
искусства и народных ремесел.
4. Недостаточное представление у современных выпускников педагогических образовательных учреждений о роли сельской школы в социально-экономическом развитии села, в решении культурных и демографических проблем.
5. Отсутствие системы по подготовке учителей сельской школы, интегрированных курсов по образовательным дисциплинам, слабая психологическая подготовленность выпускников для работы на селе.
6. Качество получаемых выпускниками знаний в значительной мере не отвечает их требованиям и запросам. Несоответствие традиционных учебных планов, содержания и системы подготовки учителей в педагогических вузах, колледжах и училищах, всей системы образования в целом условиям сегодняшнего дня - необходимости освоения дополнительных квалификаций и компетенций, позволяющих адаптироваться к социальноэкономическим проявлениям кризиса в стране.
7. Из года в год увеличивается контингент платного обучения и число коммерческих филиалов, в которые нередко принимается по коммерческим соображениям неподготовленный для усвоения программы высшей школы контингент обучающихся.
8. Наличие в ряде учебных заведений непрофильной подготовки специалистов и дублирования направлений и специальностей подготовки.
9. Деформации целевых установок в молодежной среде: нормой поведения стало стремление любой ценой обзавестись дипломом о высшем образовании и потерей престижа среднего профессионального образования. Характерна для Дагестана тенденция к увеличению «оттока» педагогических кадров из учреждений народного образования республики в сферу коммерции, бизнеса, обслуживающего труда.
10. Неподготовленность отечественной педагогической науки и практики к формированию у учащейся молодежи социальноэкономической активности, которая предполагает развитие предприимчивости, деловитости, творческого подхода к приобретаемым в учеб -ных заведениях базовых знаний, к труду, к применению образования в жизни.
Острота проблемы усугубляется неподго-
товленностью преподавателей к этой работе, их негативным отношением к такому проявлению социально-экономической активности, как предпринимательство, нежеланием, а порой и неумением организовать оплачиваемый труд студентов, где наиболее успешно можно формировать социально-экономическую активность.
11. Остаются неудовлетворительными жилищно-бытовые условия студентов и уровень материального обеспечения преподавательского состава образовательных учреждений.
Эти проблемы определяют основные требования к будущему учителю дагестанской школы:
- психологическая подготовка к работе на селе, знание общих основ организации и экономики сельского хозяйства;
- вооружение знаниями и умениями преподавания своего предмета в тесной связи с жизнью и деятельностью сельских жителей; ориентация молодежи села на полипрофессио-нальную подготовку;
- формирование системы знаний, умений и навыков для организации учебновоспитательной работы в условиях малокомплектной школы;
- вооружение знаниями и умениями воспитательной и культурно-воспитательной работы с населением.
Можно выделить на основе проблемно ориентированного анализа состояния дагестанского образования конкретные методы и формы работы по его совершенствованию:
- эффективное комплектование педагогических вузов, педагогических колледжей и педагогических училищ талантливой молодежью из села, которая вернется в свои места проживания;
- создание при сельских школах педагогических факультетов, педагогических классов, обеспечение юридических условий для приоритетного приема таких абитуриентов на кафедры и отделения, готовящие учителей сельских школ;
- проведение предварительных собеседований с абитуриентами;
- координация усилий кафедр педагогического вуза и отделений педагогических училищ для подготовки кадров сельских учите -
лей;
- разработка новых дисциплин «Введение в специальность», «Методика воспитательной работы на селе»; чтение курса о развитие сельской школы, особенностях педагогической работы, специфики нравственного, трудового, эстетического воспитания, профориентация, изучение потребностей молодежи села, ее ориентации на городские стандарты;
- перенесение педагогической практики в сельских школах, в том числе на летний период, с совместным проживанием и сельскохозяйственными работами в ученических бригадах;
- введение в педагогических учебных заведениях курсов общей, возрастной и педагогической психологии, психофизиологических особенностей сельских детей, условий формирования личности и детского коллектива;
- подготовка студентов по трем-четырем дисциплинам, в том числе по основам экономики сельскохозяйственного производства.
В ходе обсуждения сложившихся проблем было выработано коллективное мнение о необходимости проведения согласованной политики соответствующих властных структур и учебных заведений, готовящих специалистов с начальным, средним и высшим профессиональным образованием.
Участниками такого представительного собрания были приняты определенные решения, как в области высшего профессионального образования, так и в области начального и среднего профессионального образования, а именно:
- осуществлять постоянный контроль деятельности учебных заведений начального и среднего профессионального образования в Да -гестане;
- укреплять материально-техническую базу образовательных учреждений;
- заботиться об обеспечении образовательных учреждений республики профессиональными кадрами;
- повышать былой социальный престиж выпускников учебных заведений начального и среднего профессионального образования.
Организациям работодателей и возрождающимся промышленным предприятиям было
предложено взять шефство над учебными заведениями начального и среднего специального образования, предусмотреть распределение на соответствующие рабочие места лучших выпускников этих заведений.
Основными задачами модернизации и развития профессионального образования в Дагестане являются формирование современной системы профессионального образования на территории республики с учетом перехода на экстенсивные способы развития образования, превращение профессионального образования в фактор устойчивого развития региона.
Для выполнения этой задачи необходимы определенные условия.
1. Развитие профессионального образования как основы для интеллектуального развития общества, повышения уровня общей и научно-технической культуры.
2. Совершенствование системы управления профессиональным образованием, вовлечение в этот процесс потребителей кадров, создание возможностей для установления отношений социального партнерства, осуществление социально-экономических мероприятий по реформированию системы профессионального образования.
В образовательной политике выделяют три составляющих.
Первая составляющая - федеральная образовательная политика, то есть:
- политика, формирующая требования к единству образовательного пространства
- политика, создающая экономические, политические и правовые гарантии осуществления образовательных прав личности;
- политика, закладывающая принципы образовательных отношений в обществе;
- политика, выравнивающая образовательные потенциалы регионов;
- политика, разрабатывающая общие формулы финансирования и ресурсного обеспечения образовательной системы;
- политика, выращивающая инвесторов, защищающая образовательные учреждения и потребителей образовательных услуг в ситуациях рыночных сбоев;
- политика, играющая на опережение рынка.
Вторая составляющая - региональная образовательная политика, то есть:
- перевод общефедеральных целей и за -дач на региональный уровень;
- максимальный учет специфических нестандартных условий данного региона.
Третья составляющая - муниципальная образовательная политика, охватывающая базовый слой образовательной практики с предельной ее конкретизацией: именно на уровне данной политики выращиваются инновационные процессы, воплощаются во всем своем проявлении позитивные и негативные стороны диверсификации и регионализации образования.
Решение тактических задач направлено на изменение механизмов функционирования и развития в пределах регионального и межрегионального пространства.
Термины «регионализация образования», «региональное образование» появились в педагогической литературе в начале 1990-х гг. В настоящее время нет общепризнанной трактовки региональной образовательной системы.
В исследовательской работе «Регионализация образования стратегическое направление образовательной политике» А. К. Костин [4] приводит данные о разнообразии мнений и подходов к определению содержания понятия «регион». Некоторые исследователи предпочи-тают рассматривать его как хозяйственноэкономическую общность. Многим исследователям импонирует точка зрения профессора Дортмундского университета Л. Рэмхельда, который считает само понятие «регион» супертермином, включающим в себя ряд основополагающих признаков: определенную территорию, население, общность истории, природных проблем. По его мнению, регион - это географическая зона с социально-экономической и этнокультурной общностью, с населением от двух до пяти миллионов человек и диаметром территории не менее 150 км [4].
Многие авторы в качестве региона называют географически-административную единицу в России (область, край, республику, автономный округ или область). Существует и синтезирующее определение региона в качестве совокупности районов и городов, исторически тяготеющих к одному хозяйственному, культурному и административному центру.
Многие авторы, выступающие с позиций глобалистического подхода, предлагают рассматривать регионы в качестве ассоциации
близлежащих национально-государственных формирований, однородных по экономикогеографическим, национально-культурным, общественно-политическим параметрам.
Г. В. Марченко, эксперт Центра экономических и политических исследований (ЭПИцентра), связывает содержание феномена «регион» с особенностями современной России, подчеркивая, что это понятие допускает широкое толкование. В числе показателей регионализации страны называются такие, как географическое расположение (например, Сибирь, Урал), культурно-историческое пространство (Центральная Россия), экономические особенности (экономический район), политикоадминистративное деление (область, край, республика), юридическая принадлежность (субъект Федерации) и т.д.
Анализируя различные подходы к определению ключевого понятия, автор дает следующее определение: регион - это часть территории государства, имеющая законодательно закрепленные границы, собственные органы государственного и местного управления и находящаяся в определенных юридических отношениях с центральными органами государственного управления.
Понятие «регионализм» учеными рассматривается как различные формы социальнокультурной и политической самоидентификации территорий, отражающей идеи, настроения, действия, направленные на сохранение самобытности региона, повышение его статуса [3]. Основными направлениями регионализма авторы называют движение за самостоятельность территориальных сообществ в контексте соблюдения этнокультурных, социальноэкономических и политических прав.
Понятие «региональное образовательное пространство» означает относительную автономию и самоценность образования для социальных подсистем общества, а это обусловливает его приоритет как в сфере финансирования, так и в социально-производственных отношениях.
В условиях формирования гражданского общества относительная автономия развития сферы образования, активность и самостоятельность проводимой в этой области политики становятся, особенно на региональном уровне, эффективным способом привлечения людских
ресурсов и свободных капиталов, как это и происходит во всем мире. Это означает, что образовательное пространство региона может получить дополнительные ресурсы финансирования. В этом смысле образовательное пространство региона еще только начинает складываться как относительно автономная социальная подсистема.
Социальный аспект регионализации образования рассматривают ученые Л. Андрюхина, Ю. Вишневский и другие: это переход от тотального огосударствления системы образования, гиперунификации и сверхстандартизации к развитию образования в условиях гражданского демократического общества с присущим ему взаимодействием частных, региональных и федеральных интересов [1].
Очевидно, что регионализация направлена как на удовлетворение существующих актуальных образовательных запросов и потребностей разных групп людей, институтов региона, так и на складывание и развитие новых запросов.
В современном обществе регионы самостоятельно изучают образовательные потребности жителей, организуют деятельность по их удовлетворению, работают над выработкой стратегии в области развития образования. Условием эффективной образовательной политики становятся стратегическое мышление, целостное видение регионального образовательного пространства, способность правильно выделять свои приоритеты.
Но следует отметить, что содержание региональной политики в области образования не может быть сведено к осуществлению узко понимаемых национально-региональных интересов, оно должно отвечать глобальным и местным, общим и частным, уникальным и универсальным особенностям, учитывать своеобразие насущных потребностей и необходимость подъема образования на уровень мировых образцов.
Своеобразие нашей страны диктует определенные подходы к осуществлению политики регионализации.
1. Процесс регионализации не должен касаться содержания образования. Образовательные программы разрабатываются централизованно и являются государственным документом. Регионы осуществляют управление внедрением Федеральных государственных
стандартов и образовательных программ, разрабатывают формы и механизмы их внедрения.
2. Процесс регионализации образования допускает варьирование содержанием образования в регионах с целью обеспечения качества образования и воспитания.
3. Регионализация образования предполагает отбор содержания образования для совершенствования образовательного процесса в регионе.
Естественно, подход к модернизации сети сельских малокомплектных школ Дагестана должен быть сугубо дифференцированным, чтобы не пострадали те, ради кого, собственно, и затеваются все реформы - дети, их родители и учителя.
Необходима разработка республиканская целевой программы обеспечения доступности качественного образования для сельских школьников, поскольку речь идет о доступности для них качественного образования.
Мы не согласны с предложениями некоторых чиновников, которые предлагают начать преобразование малокомплектных школ в структурные подразделения базовых образовательных учреждений. И считаем, что создание базовых школ не только не решит всех проблем, но и приведет к появлению новых: аулы после закрытия школ обречены, они вымирают.
Сегодня необходимо более гибко подходить к строгим нормативам наполняемости классов в малокомплектных школах. Разумнее учитывать пожелания родителей, учителей, учащихся, т.е. национальную и социальную сторону вопроса, чем так называемую экономическую выгоду, которая может обернуться еще большими расходами.
Важной задачей становится создание инфраструктурных условий жизнедеятельности, а также восстановление и развитие социальной сферы. Не секрет, что многие сельские населенные пункты республик Северного Кавказа, в том числе Дагестана, находятся в удручающем состоянии. До сих пор существуют села, в которых нет электричества, нередки перебои с водоснабжением, электроэнергией, отсутствует телефонная связь даже с ближайшим райцентром. Состояние социальной сферы сельских территорий региона, социальная инфраструктура села практически деградировала. Несмотря на рост малых форм хозяйствования, крестьян-
ских (фермерских) хозяйств наблюдается высокая безработица сельского населения, растет уровень сельской бедности.
Одной из социально-значимых проблем является обеспеченность сельских районов республик дошкольными учреждениями и общеобразовательными школами.
Особую тревогу вызывает тенденция «старения» кадров. Их квалификационная структура совершенствуется крайне медленно, так как молодые специалисты закрепляются на селе плохо. В сложных демографических условиях формирования трудовых ресурсов особенно тревожит отсутствие позитивных перемен в положении сельской молодежи. Незначительный и неустойчивый спрос на рабочую силу, отсутствие альтернативных рабочих мест оказывают негативное психологическое воздействие на сельскую молодежь.
Развитие села во многом определяется уровнем образованности населения.
Образование на селе - это особая, богатейшая социокультурная сфера с немалыми возможностями. Специфика условий жизни в сельской местности определяется основными характеристиками «сельского образа жизни»:
- занятость сельского населения преимущественно сельскохозяйственным трудом;
- зависимость труда земледельца от климатических условий, сезонность;
- неравномерность трудовой занятости;
- большая слитность труда и быта, слабая трудовая мобильность;
- сверхзанятость сельского населения и трудоемкость труда в домашнем и личном подсобном хозяйстве;
- тяжелые условия труда;
- ограниченность выбора трудовой и профессиональной деятельности.
Особенности жизни на селе требуют включения в образовательное пространство реалий сельского образа жизни, способов решения проблем, личностно значимых для сельского населения.
Культурная среда как системообразующий фактор формирования образовательного пространства на селе реализуется в разных измерениях:
- как культурная среда обучения и преподавания; как культурная среда
- собственной активной учебной деятель -
ности;
- как мультикультурное пространство образования в школе (взаимодействие зоны саморазвития личности в межличностном общении и формировании педагогических влияний);
- как культурная масс-медиа (среда самообразования);
- как предметная культурная среда школы, в том числе дизайн-среда, среда художественного оформления;
- как культурная среда общения детей и взрослых (как в школе, так и за ее пределами);
- как культурная среда семьи (это особый фактор развития личности ребенка, опосредованно вовлеченного в культурную среду образования);
- как культурная среда детской самодеятельности (как индивидуальной, так и совместной);
- как культурная среда дополнительного образования (кружки, студии);
- как среда художественной жизни школы, а также культурной жизни всего села (театры, музеи, выставки, концерты и т.д.);
- как культурная среда зон саморазвития личности (после ее практической самореализации), как внутреннее культурное пространство (поле душевной жизни, сознания и саморазвития).
Отличительной особенностью образовательного пространства современного села являются:
- появление в селах «новых крестьян», работающих в рыночных условиях, способствующее резкому возрастанию потребностей в изменении традиционного отношения к крестьянину как к человеку второго сорта с заниженной самооценкой своей личности;
- рост возможностей для проявления ини -циативы и творчества отдельной личности и поддержка успешной самореализации, что требует возрождения общинных устоев и ценностей сельского населения, принятия мер по его омоложению;
- активизация деятельности общественных организаций и движений неполитического характера (ассоциации руководителей образовательных учреждений, учреждений культуры, комитеты ветеранов, советы женщин, общества потребителей и т.д.), сильный всплеск религиозных настроений, что создает условия для объединения усилий сельской общественности в возрождении духовнонравственных устоев сельского населения на основе морали, национальных и культурных традиций,
жизненного уклада и быта села;
- развитие сельских школ как центров образования и культуры, своеобразных механизмов объединения людей на селе, формирующих установки на здоровый образ жизни, возрождение уникальной культуры на новой основе.
Литература
1. Андрюхина, Л. Региональный компонент образования: от унификации к разнообразию [Текст] / Л. Андрюхина, Ю. Вишневский // Народное образование. - 1996. - № 3.
2. Блинов, В. И. Педагогическое образование: кризис перепроизводства кадров [Электронный ресурс] / Блинов В. И. - Режим доступа: http://www.eduhmao.rU/info/1/3694/23164.
3. Зарубежный опыт антидепрессивной региональной политики [Текст] / отв. ред. В. П. Тимошенко. - Екатеринбург, 1992.
4. Костин, А. К. Регионализация образования
- стратегическое направление образовательной политики [Текст] / А. К. Костин // Педагогика. - 2005. - N°
8.
5. Мухаметзянова, Г. В. Региональная система профессионального образования [Текст] / Г. В. Мухаметзянова. - М. : Специалист, 1994.
6. Опыт инновационного развития сельских образовательных учреждений в России [Текст] : сб. статей и презентаций руководителей и учителей сель -ских образов. учреждений. - Псков ; Изборск ; М., Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2008.
7. Полетаев, А. В. Российское образование в контексте международных показателей [Текст] : сопоставительный доклад / А. В. Полетаев, М. Л. Агранович, Л. Н. Жарова. - М. : Аспект Пресс, 2003.