Научная статья на тему 'Полипрофессионализм в подготовке педагогических кадров как средство решения проблем современной Дагестанской школы'

Полипрофессионализм в подготовке педагогических кадров как средство решения проблем современной Дагестанской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
полипрофессонализм / регион / регионализация образования / регионализм / региональное образование / Poliprofessionalism / region / regionalization of education / regionalism / regional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вечедов Давудбек Магомедович

В статье раскрываются содержание и особенности системы педагогического образования в Республике Дагестан рассматривается полипрофессионализм в подготовке педагогических кадров определяются формы и методы работы по совершенствованию дагестанского образования обосновываются принципы организации регионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вечедов Давудбек Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses contents and particularities of the system of the pedagogical education in Republic Dagestan, examines poliprofessionalism in training the pedagogical personnel the forms and methods of the work are defined on perfection of Dagestan education they are motivated principles to organizations of the regional education.

Текст научной работы на тему «Полипрофессионализм в подготовке педагогических кадров как средство решения проблем современной Дагестанской школы»

УДК 378.091.398 ББК 74.584

ПОЛИПРОФЕССИОНАЛИЗМ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ ДАГЕСТАНСКОЙ ШКОЛЫ

Вечедов Д. М.

Аннотация. В статье раскрываются содержание и особенности системы педагогического образования в Республике Дагестан; рассматривается полипрофессионализм в подготовке педагогических кадров; определяются формы и методы работы по совершенствованию дагестанского образования; обосновываются принципы организации регионального образования.

The article discusses contents and particularities of the system of the pedagogical education in Republic Dagestan, examines poliprofessionalism in training the pedagogical personnel; the forms and methods of the work are defined on perfection of Dagestan education; they are motivated principles to organizations of the regional education.

Ключевые слова: полипрофессонализм, регион, регионализация образования, регионализм, региональное образование.

Poliprofessionalism, region, regionalization of education, regionalism, regional education.

В Республике Дагестан 1665 школ, более 400 тыс. учащихся, которых обучают более 50 тыс. учителей. Сегодня Министерство образования и науки республики, осознавая значимость образования для экономического разви -тия республики, решает проблемы образования системно. Начато реформирование образовательной системы Дагестана, в результате чего произошли значительные изменения:

- растет финансирование сферы образования. С 2006-2007 гг. введено в эксплуатацию 33 школы и 17 спортзалов. В 2008 г. введено в эксплуатацию 18 школ общей мощностью 6736 ученических мест и 2 спортзалов;

- улучшается материально-техническое оснащение образовательных учреждений. Наглядные пособия, современное оборудование приводят к системным изменениям в их работе. Значительный вклад в усиление материальнотехнической базы внесла осуществляемая в

рамках приоритетного национального проекта «Образование» поставка учебного и учебнонаглядного оборудования;

- продолжается реализация национального проекта «Образование». В республике функционирует 312 школ-«миллионеров» - победителей национального проекта, систематически работающих над обновлением содержания и технологий образования;

- выделяются гранты и поощрительные премии работникам образовательных учреждений. Для поддержки инициативной, способной, талантливой молодежи уже выплачено свыше 4 млн. рублей. В 2008 г. для Республики Дагестан увеличена квота до 39 премий победителям региональных и межрегиональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий;

- восстановлено школьное горячее питание. На протяжении нескольких лет Дагестан занимал последнее место по России по организации горячего питания. На 1 мая 2008 г. эта проблема решена полностью;

- реализация приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Школьный автобус» позволила сельским школам обеспечить надежную доставку детей из отдаленных сел в школы;

- другой многолетней проблемой, остававшейся неразрешенной, было состояние национально-регионального компонента в школах. Сегодня, когда мотивация к изучению родного языка падает, решение этого вопроса стало принципиальным. Очевидно, что причина тому - не только нехватка учебников, часов, но и содержание учебников, технологии обучения родному языку, которые в разы отстают от методик изучения русского и иностранного языков. Для совершенствования изучения родных языков в дагестанских школах издательством ДНИИП издано 427 900 экз. учебников 38 наименований, программы по языкам для город-

ских и сельских школ. Только в 2008 г. было издано 18 наименований учебников на сумму 35 млн. рублей;

- подписаны договоры с издательствами «Дрофа», «Эпоха», «Логос», «Академия», по которым готовятся учебно-методические комплекты на родных языках. Создан Экспертный совет, куда вошли крупные ученые-специалисты по родному языку и литературе, истории Дагестана, географии Дагестана, культуре и традициям народов Дагестана. Помимо этого, в 2007 г. впервые в перечень республиканских школьных олимпиад была введена олимпиада по родной литературе и проведен конкурс «Лучший учитель родного языка». Впервые во Всероссийском конкурсе учителей родных языков, проводимом в рамках Всероссийского форума «Языки народов Российской Федерации - национальное богатство общества и государства», успешно приняли участие двое учителей из Дагестана;

- подключены к сети Интернет 1279 школы. Все больше учителей осваивают ком -пьютер и Интернет, активно применяют информационные технологии в профессиональной деятельности. С целью интеграции в единую информационную образовательную среду Министерством образования и науки Республики Дагестан вводится в действие «Единый школьный портал». Этот проект предусматривает разработку и внедрение персональных сайтов каждой школы и объединение их в единую сеть;

- другим уникальным продуктом, который в ближайшее время будет внедряться в рамках Проекта информатизации системы образования республики, является программный комплекс «Школьный офис», разработанный информационно-аналитическим центром Департамента образования г. Москвы. «Школьный офис» - это комплексная автоматизированная система обработки и управления документооборотом учебного заведения, она представляет собой модульную систему управления, включающую функции учета, анализа, планирования, контроля, управленческого воздействия и межведомственной интеграции. Объединение программных решений «Школьный портал» и «Школьный офис» в единый проект позволит решить задачу создания единого информационного пространства системы образо-

вания республики;

- увеличивается количество образовательных учреждений, систематически работающих над обновлением содержания и технологий образования, число инновационных школ;

- растет количество учащихся - победителей и призеров различных интеллектуальных, спортивных, культурных состязаний и конкурсов;

- внедряется предпрофильное и профильное обучение в 405 средних общеобразовательных школах республики;

- ведется работа по выявлению и развитию одаренных детей. Народным Собранием Республики Дагестан утверждена целевая программа «Одаренные дети. 2009-2011 гг.»;

- развивается система образования для детей с ограниченными возможностями. Это важно для республики, потому что, к сожалению, в 2008 г. у нас наблюдается рост числа таких детей;

- продолжается работа по оптимизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования, в результате чего исключается дублирование профессий, появляются новые учебные корпуса, заключаются договора с промышленными предприятиями на подготовку специалистов рабочих профессий;

- увеличивается сеть образовательных учреждений дополнительного образования;

- разработаны проекты для целевой подготовки кадров по остродефицитным для районов и городов специальностям за счет средств бюджета республики в 2009 г.;

- получила свое развитие работа по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Принят ряд законодательных актов, регламентирующих размер и порядок выплат денежных средств на содержание детей в семьях опекунов, приемных семьях;

- стратегия развития образования Дагестана на современном этапе соответствует требованиям и духу времени. В основе стратегии -решение таких первоочередных задач, как повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Перспективы инновационного развития России

ставят, как одну из ключевых, задачу подъема образования. Об этом говорил и Президент России Дмитрий Медведев. Он признал, что российское образование сегодня сдает позиции, и предложил проект «Наша новая школа». Изменения должны коснуться всех сфер образования, в том числе в Республике Дагестан.

Между тем уже сегодня несоответствие российского образования потребностям общества и экономики вызвано не только недостаточным финансированием, но и несоответствием сложившейся структуры образовательных программ, уровня квалификации педагогических кадров, системы оценки качества образования актуальным потребностям. Нужны реформы, и ядром этих реформ должны стать открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

Конкретизируя стратегические задачи, стоящие перед Министерством образования Республики Дагестан, можем выделить в ряду первоочередных вопросы ликвидации ветхих школ, переход на новые образовательные стандарты, усиление информатизации образовательного процесса, обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, обеспечение глубокого реформирования преподавания национально-регионального компонента, подготовку педагогических кадров для образовательных учреждений республики.

Если говорить конкретно о сельской школе, то ее проблемы начинаются уже с порога. И информатизация - это не главная из них. В результате длительной эксплуатации 284 школы (17 %) находятся в ветхом состоянии. Более 50 % школ нуждаются в капитальном ремонте. Лишь 23 % зданий являются типовыми. Более 400 сборно-щитовых школ (24 %), смонтированных из деревянных конструкций начиная с 1966 г., относятся к категории легкосгораемых зданий.

Но самой сложной остается проблема подготовки специалистов для села, в том числе и для учреждений образования. Исторически сложилась роль Дагестана в составе Российской Федерации как в основном сырьевого, до-

бывающего региона. Этим вызывается необходимость обеспечения максимально возможной занятости населения, повышения уровня его жизни, поисков источников пополнения местного бюджета, что усилит региональную политику в отношении числа рабочих мест, приведет к повышению производительности труда на основе его непрерывного научно-технического обновления.

Эти факторы приведут к формированию регионального рынка труда, где спрос на кадры работников различных образовательнопрофессиональных категорий будет определяться, прежде всего, местными условиями, требованиями секторов экономики городов и районов Дагестана. В этой связи четко обозначена задача модернизации профессионального образования, совершенствования регионального компонента его деятельности.

Участники общественных слушаний по проблемам совершенствования профессионального образования и улучшения качества подготовки специалистов в Республике Дагестан, проведенных 18 июня 2008 г., с участием Общественной палаты Республики Дагестан, представителей Народного Собрания Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан и других профильных органов власти, высших, средних и начальных специальных учебных заведений республики, некоммерческих организаций и средств массовой информации отмечают, что система профессионального образования в республике в целом не от -вечает сегодня возросшим задачам социальноэкономического развития республики:

1. Угрожающих масштабов достиг дисбаланс между потребностями рынка и числом специалистов, пополняющих ряды безработной молодежи. Для дагестанских учителей нет работы в учреждениях образования. Вузы, колледжи, училища не получают от органов образования заявок на трудоустройство своих выпускников. Даже выпускникам учебных заведений, получившим диплом с отличием, работа в школах не предлагается. Выпускники с монопрофессией учителя, указанной в дипломе, трудоустраиваются не всегда и не по полученной специальности.

Назревает реальная опасность сокращения и последующего закрытия средних специальных учебных заведений и факультетов вузов,

выпускающих учителей.

2. Нехватка специалистов не столько с высшим, сколько с начальным и средним профессиональным образованием. На протяжении длительного времени единственным заказчиком образования было государство.

Сегодня заказчиком высшего и среднего профессионально-педагогического образования выступает уже не только государство, но и сам его потребитель - будущий учитель. Но пока что не происходит внедрение образовательных кредитов и иных механизмов цивилизованного регулирования рынка высшего и среднего педагогического образования, а административногосударственные рычаги планирования работают разве что на уровне отдельных педвузов и педучилищ, в лучшем случае - регионов. До последнего времени практически ничего нельзя было сказать о том, насколько реальные потребности регионов в учителях удовлетворяются (или не удовлетворяются) системой непрерывного педагогического образования [2].

Сегодня в Дагестане, да и в целом по стране, нет структур, организаций, и, следовательно, четких данных по востребованности специалистов того или иного уровня, слабо работают службы мониторинга и прогнозирования. Брался ли кто-либо подсчитать убытки государства от выпуска «лишних» педагогов? А ведь по данным международных исследований, стоимость обучения одного студента в российском государственном вузе составляет около 577 долларов США в год.

3. Недостаток учителей в школах отдаленных районов, труднодоступных горных районах, в целом на селе. Эта проблема ведет к увеличению и без того большой удельной нагрузки учителя, и, следовательно - к дальнейшему снижению качества обучения. В школах и колледжах республики не хватает учителей математики, иностранных языков, информатики и русского языка. Не хватает специалистов музыки, изобразительного искусства для школ районов и сел. Из-за малой нагрузки часы по этим предметам ведут другие учителя. Такое наблюдается в начальных классах и городских школ. Нужны специалисты с полипрофессио-нальной подготовкой - воспитатели в ДОУ, руководители изостудии в ДОУ, хореографы, учителя информатики, английского языка, дизайна, преподаватели декоративно-прикладного

искусства и народных ремесел.

4. Недостаточное представление у современных выпускников педагогических образовательных учреждений о роли сельской школы в социально-экономическом развитии села, в решении культурных и демографических проблем.

5. Отсутствие системы по подготовке учителей сельской школы, интегрированных курсов по образовательным дисциплинам, слабая психологическая подготовленность выпускников для работы на селе.

6. Качество получаемых выпускниками знаний в значительной мере не отвечает их требованиям и запросам. Несоответствие традиционных учебных планов, содержания и системы подготовки учителей в педагогических вузах, колледжах и училищах, всей системы образования в целом условиям сегодняшнего дня - необходимости освоения дополнительных квалификаций и компетенций, позволяющих адаптироваться к социальноэкономическим проявлениям кризиса в стране.

7. Из года в год увеличивается контингент платного обучения и число коммерческих филиалов, в которые нередко принимается по коммерческим соображениям неподготовленный для усвоения программы высшей школы контингент обучающихся.

8. Наличие в ряде учебных заведений непрофильной подготовки специалистов и дублирования направлений и специальностей подготовки.

9. Деформации целевых установок в молодежной среде: нормой поведения стало стремление любой ценой обзавестись дипломом о высшем образовании и потерей престижа среднего профессионального образования. Характерна для Дагестана тенденция к увеличению «оттока» педагогических кадров из учреждений народного образования республики в сферу коммерции, бизнеса, обслуживающего труда.

10. Неподготовленность отечественной педагогической науки и практики к формированию у учащейся молодежи социальноэкономической активности, которая предполагает развитие предприимчивости, деловитости, творческого подхода к приобретаемым в учеб -ных заведениях базовых знаний, к труду, к применению образования в жизни.

Острота проблемы усугубляется неподго-

товленностью преподавателей к этой работе, их негативным отношением к такому проявлению социально-экономической активности, как предпринимательство, нежеланием, а порой и неумением организовать оплачиваемый труд студентов, где наиболее успешно можно формировать социально-экономическую активность.

11. Остаются неудовлетворительными жилищно-бытовые условия студентов и уровень материального обеспечения преподавательского состава образовательных учреждений.

Эти проблемы определяют основные требования к будущему учителю дагестанской школы:

- психологическая подготовка к работе на селе, знание общих основ организации и экономики сельского хозяйства;

- вооружение знаниями и умениями преподавания своего предмета в тесной связи с жизнью и деятельностью сельских жителей; ориентация молодежи села на полипрофессио-нальную подготовку;

- формирование системы знаний, умений и навыков для организации учебновоспитательной работы в условиях малокомплектной школы;

- вооружение знаниями и умениями воспитательной и культурно-воспитательной работы с населением.

Можно выделить на основе проблемно ориентированного анализа состояния дагестанского образования конкретные методы и формы работы по его совершенствованию:

- эффективное комплектование педагогических вузов, педагогических колледжей и педагогических училищ талантливой молодежью из села, которая вернется в свои места проживания;

- создание при сельских школах педагогических факультетов, педагогических классов, обеспечение юридических условий для приоритетного приема таких абитуриентов на кафедры и отделения, готовящие учителей сельских школ;

- проведение предварительных собеседований с абитуриентами;

- координация усилий кафедр педагогического вуза и отделений педагогических училищ для подготовки кадров сельских учите -

лей;

- разработка новых дисциплин «Введение в специальность», «Методика воспитательной работы на селе»; чтение курса о развитие сельской школы, особенностях педагогической работы, специфики нравственного, трудового, эстетического воспитания, профориентация, изучение потребностей молодежи села, ее ориентации на городские стандарты;

- перенесение педагогической практики в сельских школах, в том числе на летний период, с совместным проживанием и сельскохозяйственными работами в ученических бригадах;

- введение в педагогических учебных заведениях курсов общей, возрастной и педагогической психологии, психофизиологических особенностей сельских детей, условий формирования личности и детского коллектива;

- подготовка студентов по трем-четырем дисциплинам, в том числе по основам экономики сельскохозяйственного производства.

В ходе обсуждения сложившихся проблем было выработано коллективное мнение о необходимости проведения согласованной политики соответствующих властных структур и учебных заведений, готовящих специалистов с начальным, средним и высшим профессиональным образованием.

Участниками такого представительного собрания были приняты определенные решения, как в области высшего профессионального образования, так и в области начального и среднего профессионального образования, а именно:

- осуществлять постоянный контроль деятельности учебных заведений начального и среднего профессионального образования в Да -гестане;

- укреплять материально-техническую базу образовательных учреждений;

- заботиться об обеспечении образовательных учреждений республики профессиональными кадрами;

- повышать былой социальный престиж выпускников учебных заведений начального и среднего профессионального образования.

Организациям работодателей и возрождающимся промышленным предприятиям было

предложено взять шефство над учебными заведениями начального и среднего специального образования, предусмотреть распределение на соответствующие рабочие места лучших выпускников этих заведений.

Основными задачами модернизации и развития профессионального образования в Дагестане являются формирование современной системы профессионального образования на территории республики с учетом перехода на экстенсивные способы развития образования, превращение профессионального образования в фактор устойчивого развития региона.

Для выполнения этой задачи необходимы определенные условия.

1. Развитие профессионального образования как основы для интеллектуального развития общества, повышения уровня общей и научно-технической культуры.

2. Совершенствование системы управления профессиональным образованием, вовлечение в этот процесс потребителей кадров, создание возможностей для установления отношений социального партнерства, осуществление социально-экономических мероприятий по реформированию системы профессионального образования.

В образовательной политике выделяют три составляющих.

Первая составляющая - федеральная образовательная политика, то есть:

- политика, формирующая требования к единству образовательного пространства

- политика, создающая экономические, политические и правовые гарантии осуществления образовательных прав личности;

- политика, закладывающая принципы образовательных отношений в обществе;

- политика, выравнивающая образовательные потенциалы регионов;

- политика, разрабатывающая общие формулы финансирования и ресурсного обеспечения образовательной системы;

- политика, выращивающая инвесторов, защищающая образовательные учреждения и потребителей образовательных услуг в ситуациях рыночных сбоев;

- политика, играющая на опережение рынка.

Вторая составляющая - региональная образовательная политика, то есть:

- перевод общефедеральных целей и за -дач на региональный уровень;

- максимальный учет специфических нестандартных условий данного региона.

Третья составляющая - муниципальная образовательная политика, охватывающая базовый слой образовательной практики с предельной ее конкретизацией: именно на уровне данной политики выращиваются инновационные процессы, воплощаются во всем своем проявлении позитивные и негативные стороны диверсификации и регионализации образования.

Решение тактических задач направлено на изменение механизмов функционирования и развития в пределах регионального и межрегионального пространства.

Термины «регионализация образования», «региональное образование» появились в педагогической литературе в начале 1990-х гг. В настоящее время нет общепризнанной трактовки региональной образовательной системы.

В исследовательской работе «Регионализация образования стратегическое направление образовательной политике» А. К. Костин [4] приводит данные о разнообразии мнений и подходов к определению содержания понятия «регион». Некоторые исследователи предпочи-тают рассматривать его как хозяйственноэкономическую общность. Многим исследователям импонирует точка зрения профессора Дортмундского университета Л. Рэмхельда, который считает само понятие «регион» супертермином, включающим в себя ряд основополагающих признаков: определенную территорию, население, общность истории, природных проблем. По его мнению, регион - это географическая зона с социально-экономической и этнокультурной общностью, с населением от двух до пяти миллионов человек и диаметром территории не менее 150 км [4].

Многие авторы в качестве региона называют географически-административную единицу в России (область, край, республику, автономный округ или область). Существует и синтезирующее определение региона в качестве совокупности районов и городов, исторически тяготеющих к одному хозяйственному, культурному и административному центру.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многие авторы, выступающие с позиций глобалистического подхода, предлагают рассматривать регионы в качестве ассоциации

близлежащих национально-государственных формирований, однородных по экономикогеографическим, национально-культурным, общественно-политическим параметрам.

Г. В. Марченко, эксперт Центра экономических и политических исследований (ЭПИцентра), связывает содержание феномена «регион» с особенностями современной России, подчеркивая, что это понятие допускает широкое толкование. В числе показателей регионализации страны называются такие, как географическое расположение (например, Сибирь, Урал), культурно-историческое пространство (Центральная Россия), экономические особенности (экономический район), политикоадминистративное деление (область, край, республика), юридическая принадлежность (субъект Федерации) и т.д.

Анализируя различные подходы к определению ключевого понятия, автор дает следующее определение: регион - это часть территории государства, имеющая законодательно закрепленные границы, собственные органы государственного и местного управления и находящаяся в определенных юридических отношениях с центральными органами государственного управления.

Понятие «регионализм» учеными рассматривается как различные формы социальнокультурной и политической самоидентификации территорий, отражающей идеи, настроения, действия, направленные на сохранение самобытности региона, повышение его статуса [3]. Основными направлениями регионализма авторы называют движение за самостоятельность территориальных сообществ в контексте соблюдения этнокультурных, социальноэкономических и политических прав.

Понятие «региональное образовательное пространство» означает относительную автономию и самоценность образования для социальных подсистем общества, а это обусловливает его приоритет как в сфере финансирования, так и в социально-производственных отношениях.

В условиях формирования гражданского общества относительная автономия развития сферы образования, активность и самостоятельность проводимой в этой области политики становятся, особенно на региональном уровне, эффективным способом привлечения людских

ресурсов и свободных капиталов, как это и происходит во всем мире. Это означает, что образовательное пространство региона может получить дополнительные ресурсы финансирования. В этом смысле образовательное пространство региона еще только начинает складываться как относительно автономная социальная подсистема.

Социальный аспект регионализации образования рассматривают ученые Л. Андрюхина, Ю. Вишневский и другие: это переход от тотального огосударствления системы образования, гиперунификации и сверхстандартизации к развитию образования в условиях гражданского демократического общества с присущим ему взаимодействием частных, региональных и федеральных интересов [1].

Очевидно, что регионализация направлена как на удовлетворение существующих актуальных образовательных запросов и потребностей разных групп людей, институтов региона, так и на складывание и развитие новых запросов.

В современном обществе регионы самостоятельно изучают образовательные потребности жителей, организуют деятельность по их удовлетворению, работают над выработкой стратегии в области развития образования. Условием эффективной образовательной политики становятся стратегическое мышление, целостное видение регионального образовательного пространства, способность правильно выделять свои приоритеты.

Но следует отметить, что содержание региональной политики в области образования не может быть сведено к осуществлению узко понимаемых национально-региональных интересов, оно должно отвечать глобальным и местным, общим и частным, уникальным и универсальным особенностям, учитывать своеобразие насущных потребностей и необходимость подъема образования на уровень мировых образцов.

Своеобразие нашей страны диктует определенные подходы к осуществлению политики регионализации.

1. Процесс регионализации не должен касаться содержания образования. Образовательные программы разрабатываются централизованно и являются государственным документом. Регионы осуществляют управление внедрением Федеральных государственных

стандартов и образовательных программ, разрабатывают формы и механизмы их внедрения.

2. Процесс регионализации образования допускает варьирование содержанием образования в регионах с целью обеспечения качества образования и воспитания.

3. Регионализация образования предполагает отбор содержания образования для совершенствования образовательного процесса в регионе.

Естественно, подход к модернизации сети сельских малокомплектных школ Дагестана должен быть сугубо дифференцированным, чтобы не пострадали те, ради кого, собственно, и затеваются все реформы - дети, их родители и учителя.

Необходима разработка республиканская целевой программы обеспечения доступности качественного образования для сельских школьников, поскольку речь идет о доступности для них качественного образования.

Мы не согласны с предложениями некоторых чиновников, которые предлагают начать преобразование малокомплектных школ в структурные подразделения базовых образовательных учреждений. И считаем, что создание базовых школ не только не решит всех проблем, но и приведет к появлению новых: аулы после закрытия школ обречены, они вымирают.

Сегодня необходимо более гибко подходить к строгим нормативам наполняемости классов в малокомплектных школах. Разумнее учитывать пожелания родителей, учителей, учащихся, т.е. национальную и социальную сторону вопроса, чем так называемую экономическую выгоду, которая может обернуться еще большими расходами.

Важной задачей становится создание инфраструктурных условий жизнедеятельности, а также восстановление и развитие социальной сферы. Не секрет, что многие сельские населенные пункты республик Северного Кавказа, в том числе Дагестана, находятся в удручающем состоянии. До сих пор существуют села, в которых нет электричества, нередки перебои с водоснабжением, электроэнергией, отсутствует телефонная связь даже с ближайшим райцентром. Состояние социальной сферы сельских территорий региона, социальная инфраструктура села практически деградировала. Несмотря на рост малых форм хозяйствования, крестьян-

ских (фермерских) хозяйств наблюдается высокая безработица сельского населения, растет уровень сельской бедности.

Одной из социально-значимых проблем является обеспеченность сельских районов республик дошкольными учреждениями и общеобразовательными школами.

Особую тревогу вызывает тенденция «старения» кадров. Их квалификационная структура совершенствуется крайне медленно, так как молодые специалисты закрепляются на селе плохо. В сложных демографических условиях формирования трудовых ресурсов особенно тревожит отсутствие позитивных перемен в положении сельской молодежи. Незначительный и неустойчивый спрос на рабочую силу, отсутствие альтернативных рабочих мест оказывают негативное психологическое воздействие на сельскую молодежь.

Развитие села во многом определяется уровнем образованности населения.

Образование на селе - это особая, богатейшая социокультурная сфера с немалыми возможностями. Специфика условий жизни в сельской местности определяется основными характеристиками «сельского образа жизни»:

- занятость сельского населения преимущественно сельскохозяйственным трудом;

- зависимость труда земледельца от климатических условий, сезонность;

- неравномерность трудовой занятости;

- большая слитность труда и быта, слабая трудовая мобильность;

- сверхзанятость сельского населения и трудоемкость труда в домашнем и личном подсобном хозяйстве;

- тяжелые условия труда;

- ограниченность выбора трудовой и профессиональной деятельности.

Особенности жизни на селе требуют включения в образовательное пространство реалий сельского образа жизни, способов решения проблем, личностно значимых для сельского населения.

Культурная среда как системообразующий фактор формирования образовательного пространства на селе реализуется в разных измерениях:

- как культурная среда обучения и преподавания; как культурная среда

- собственной активной учебной деятель -

ности;

- как мультикультурное пространство образования в школе (взаимодействие зоны саморазвития личности в межличностном общении и формировании педагогических влияний);

- как культурная масс-медиа (среда самообразования);

- как предметная культурная среда школы, в том числе дизайн-среда, среда художественного оформления;

- как культурная среда общения детей и взрослых (как в школе, так и за ее пределами);

- как культурная среда семьи (это особый фактор развития личности ребенка, опосредованно вовлеченного в культурную среду образования);

- как культурная среда детской самодеятельности (как индивидуальной, так и совместной);

- как культурная среда дополнительного образования (кружки, студии);

- как среда художественной жизни школы, а также культурной жизни всего села (театры, музеи, выставки, концерты и т.д.);

- как культурная среда зон саморазвития личности (после ее практической самореализации), как внутреннее культурное пространство (поле душевной жизни, сознания и саморазвития).

Отличительной особенностью образовательного пространства современного села являются:

- появление в селах «новых крестьян», работающих в рыночных условиях, способствующее резкому возрастанию потребностей в изменении традиционного отношения к крестьянину как к человеку второго сорта с заниженной самооценкой своей личности;

- рост возможностей для проявления ини -циативы и творчества отдельной личности и поддержка успешной самореализации, что требует возрождения общинных устоев и ценностей сельского населения, принятия мер по его омоложению;

- активизация деятельности общественных организаций и движений неполитического характера (ассоциации руководителей образовательных учреждений, учреждений культуры, комитеты ветеранов, советы женщин, общества потребителей и т.д.), сильный всплеск религиозных настроений, что создает условия для объединения усилий сельской общественности в возрождении духовнонравственных устоев сельского населения на основе морали, национальных и культурных традиций,

жизненного уклада и быта села;

- развитие сельских школ как центров образования и культуры, своеобразных механизмов объединения людей на селе, формирующих установки на здоровый образ жизни, возрождение уникальной культуры на новой основе.

Литература

1. Андрюхина, Л. Региональный компонент образования: от унификации к разнообразию [Текст] / Л. Андрюхина, Ю. Вишневский // Народное образование. - 1996. - № 3.

2. Блинов, В. И. Педагогическое образование: кризис перепроизводства кадров [Электронный ресурс] / Блинов В. И. - Режим доступа: http://www.eduhmao.rU/info/1/3694/23164.

3. Зарубежный опыт антидепрессивной региональной политики [Текст] / отв. ред. В. П. Тимошенко. - Екатеринбург, 1992.

4. Костин, А. К. Регионализация образования

- стратегическое направление образовательной политики [Текст] / А. К. Костин // Педагогика. - 2005. - N°

8.

5. Мухаметзянова, Г. В. Региональная система профессионального образования [Текст] / Г. В. Мухаметзянова. - М. : Специалист, 1994.

6. Опыт инновационного развития сельских образовательных учреждений в России [Текст] : сб. статей и презентаций руководителей и учителей сель -ских образов. учреждений. - Псков ; Изборск ; М., Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2008.

7. Полетаев, А. В. Российское образование в контексте международных показателей [Текст] : сопоставительный доклад / А. В. Полетаев, М. Л. Агранович, Л. Н. Жарова. - М. : Аспект Пресс, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.