ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ
УДК 316.74:01
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ
И МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)
Н.А. Асваров, Г.Ф. Гебеков
Аннотация. В статье анализируются основные проблемы кадрового обеспечения образовательной деятельности в контексте модернизации государственной системы образования России. Анализ осуществляется как по материалам Министерства образования и науки РФ, так и по результатам социологического опроса, проведённого на территории Республики Дагестан. Сформулированы рекомендации, адресованные органам государственного управления по улучшению ситуации в педагогической сфере.
Ключевые слова: учитель, школа, село, студент, преподаватель, родители школьников и студентов, национальный проект «Образование», компьютерная грамотность.
PEDAGOGICAL STAFF AND MODERNIZATION OF EDUCATION IN
RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)
N. Asvarov, G. Gebekov
Abstract. The article analyzes the main problems of staffing of the educational activities in the context of the modernization of the state system of education in Russia. The analysis is carried out on materials of the Ministry of education and science of the Russian Federation and the results of a poll conducted on the territory of the Republic of Dagestan. Formulated recommendations for governments to improve the situation in the teaching profession.
Keywords: teacher, school, village, student, parents of schoolchildren and students, national project "Education", computer literacy.
Модернизацию образования невозможно успешно осуществлять без качественного обновления педагогического корпуса, без омоложения педагогического состава общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, без перехода на эффективный контракт между преподавателями и организациями профессионального образования, без обучения преподавателей работе с новым технологическим учебно-лабораторным
оборудованием (интерактивные доски, гаджеты, планшеты, ноутбуки и т. д.).
С точки зрения решения кадровых вопросов, в настоящее время в Дагестане имеют место следующие проблемы: нехватка педагогических кадров, умеющих работать по-современному; сложно обстоят дела с малокомплектными школами (один или два учителя ведут занятия); в дошкольных и школьных организациях наблюдается семейный подряд; слабый отбор или отсутствие возможности отбора кадров; идет замещение специальностей ради нагрузки и т.д.
[5].
Взаимосвязь проблем модернизации образования и кадрового обеспечения подчёркивается в программе РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы: «модернизация профессионального образования не произойдет без качественного обновления
преподавательского корпуса, что потребует, наряду с мерами по повышению квалификации преподавателей, привлечения талантливых молодых специалистов в сферу профессионального образования, перехода на эффективный контракт между преподавателями и организациями профессионального образования» [2, с.77]. При этом, «введение эффективного контракта предполагает активное участие преподавателей в исследованиях и разработках, повышение ответственности за результаты работы» [2, с.78].
Особенно остро стоят педагогические проблемы в сельской местности. В сельских школах РД работают 32714 педагогических работников. Из них с высшим образованием - 24100, в том числе с базовым образованием, соответствующим профилю преподаваемых учебных предметов - 23080; средним специальным образованием - 8470, из них с педагогическим образованием - 8217; высшую категорию имеют - 4025 учителей; первую категорию - 13051; вторую категорию -15638. При этом, средняя зарплата учителей средних сельских школ РД на 40 - 50 % ниже средних показателей по Российской Федерации
[5].
Кроме того, в сельских школах Дагестана имеются вакансии: учитель иностранного
(английского) языка - 211 единиц; математики -88; русского языка - 58; физики - 62 [5]. По этой причине во многих школах не ведется преподавание иностранного языка, не реализуются образовательные программы по ряду дисциплин. В сельских школах значительна доля учителей пенсионного возраста, которая с каждым годом только возрастает.
Особенностью сельской школы РД является наличие большого количества малокомплектных школ (161) и основных общеобразовательных школ с количеством учащихся от 30 - 60 человек до 190. Средних общеобразовательных школ с количеством учащихся до 100 человек - 340 [5]. В таких школах трудно обеспечить полную занятость учителей-специалистов, организовать образовательный процесс и в соответствии с требованиями ФГОС добиваться качественных результатов.
Другая особенность дагестанской сельской школы - многоязычие. В школах обучение ведется на четырнадцати родных и русском языках, изучается литература на родных языках. Кроме этого, имеются более 20 бесписьменных языков. Учащимся начальных классов нужно одновременно овладевать литературным родным и русским языками. В связи с этим обстоятельством есть необходимость подготовки учителей родных языков; учителей начальных классов преподаванию на родных языках. Преподавание родных языков и литературы не имеет современного учебно-методического обеспечения [5].
Модернизация образования может быть успешной если педагогический состав образовательных учреждений сможет на должном уровне работать с новейшим информационным учебно-технологическим
оборудованием. С этой целью проводится обучение учителей. С 17 марта 2014 г. «на базе Дагестанского института повышения
квалификации педагогических кадров (нынешнее название «Институт развития образования РД» -Г.Г.) Министерство образования, науки и молодежной политики РД проводит семинар-обучение «Методика использования программно-аппаратных комплексов в образовательном процессе» [3, с.1]. При этом акцент делается на том, что «программа семинара помогает освоить практические навыки и компетенции по работе с учебно-цифровым и интерактивным
оборудованием, поставляемым в школы республики» [3, с.1].
2-4 февраля 2012 г. Союз Социологов России совместно с Российской Академией наук,
Институтом социально-политических
исследований РАН, Социологическим институтом РАН, Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, Институтом социологии РАН и с другими научными и образовательными учреждениями провел «IV Всероссийский социологический конгресс». На этом конгрессе ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, вице-президент РАН Виктор Антонович Садовничий, говоря о проблемах и тенденциях современного образования, отметил, что «негативный эффект от реализации программы «Образование», утвержденной в 2005 г. в числе приоритетных национальных проектов, почувствовали на себе лишь 22 % молодых людей...» [4].
В 2016 г. был проведён социологический опрос. В 7 городах и 13 районах Дагестана опрошено 1400 респондентов.
В настоящем исследовании перед респондентами был поставлен, в том числе, и вопрос о влиянии национального проекта «Образование» на кадровую политику через отношение респондентов к данному проекту. Были получены следующие ответы, см. табл. 1.
По всем социальным группам в отдельности положительные оценки по реализации национального приоритетного проекта «Образование» всё же превалируют. К примеру, при сложении положительных и отрицательных вариантов ответов по графе «итого» получается: 55,2% положительных оценок против 32,5% отрицательных оценок.
Если по каждой социальной группе в отдельности суммировать варианты ответов «мне всё равно» и «затрудняюсь ответить», то больше всего набирают родители школьников и студентов вузов (29,1%), что, в большей степени, связано с тем, что они напрямую не являются участниками образовательного процесса и, как следствие, их меньшей информированностью.
В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2015 годы отмечено, что «повышение заработной платы учителей стало одной из целей реализуемых с 2011 года проектов модернизации региональных систем общего образования. По состоянию на август 2012 г. среднемесячная заработная плата учителей общеобразовательных учреждений превысила среднемесячную заработную плату работников в целом по экономике субъектов Российской Федерации за 2011 год в 41 субъекте Российской Федерации» [2, с.14].
Таблица 1. - «В рамках национального проекта «Образование» выявляются учителя-инновационники, проводятся конкурсы на лучшего учителя, премируются и поощряются лучшие учителя, лучшие школы. Как вы к этому относитесь? (можно отметить до трёх вариантов ответа)»
\ Варианты положительно, положительно, это отрицательно, т.к. отрицательно, мне затрудняюсь
\ ответов так как это дополнительные по результатам поскольку всё ответить
\ хорошо финансовые этих конкурсов показатели равно
\ сказывается на вложения в работа учителей и оцениваются
\ качестве работы образование директоров школ только по
\ учителеи и оценивается бумагам
Респонденты\ директоров школ несправедливо (играют роль связи, деньги)
школьники \ 40,3 17,1 15,1 12,8 20,1 6,0
учителя школ \ 39,9 15,3 25,1 13,7 2,2 10,4
студенты вузов 38,3 21,3 17,0 14,9 12,8 5,0
преподаватели вузов 35,6 21,2 25,4 13,6 10,2 3,4
родители школьников и 31,0 16,0 13,3 11,5 18,4 10,7
студентов вузов
итого 37,0 18,2 19,2 13,3 12,7 7,1
Ввиду важности проблемы оплаты труда школьных учителей, а также её связи с вопросами модернизации образования, школьным учителям по отдельной анкете (дана в Приложении 2) был задан вопрос «Как вы считаете, в последние годы (2014 - 2016 гг.) заработная плата школьных учителей растёт или падает? (можно выбрать два варианта ответа?)». Тем самым, этот вопрос был поставлен только перед школьными учителями. Были получены следующие ответы (по убыванию): «имеет место сокращение заработной платы» - 53,6%; «заработная плата растёт, однако из-за инфляции (повышение цен) это не ощущается» - 29,6%; «затрудняюсь ответить» - 6,0%; «наблюдается рост заработной платы» - 9,9%. Первые два варианта ответа, ставящие под сомнение реальный рост доходов учителей, в сумме набирают 83,2%.
Ответы на данный вопрос подтверждают общероссийскую тенденцию на снижение жизненного уровня учителей. Учителя из разных школ России на условиях анонимности
В целом, положительно оценивающих уровень компьютерной грамотности учителей,
рассказали «Газете.Яи» о снижении заработной платы. Так, учитель русского языка и литературы (г. Орел) сказал: «Все надбавки сокращают. Раньше за классное руководство я получала 20% от оклада, сейчас - 10%. А в этом учебном году, говорят, еще уменьшат. За проверку тетрадей начисляли 10%, сейчас, говорят, будет меньше. За руководство методобъединением начисляли 15% от оклада, а в прошлом учебном году оставили 5%. Как заведующей кабинетом мне платят 3% от оклада, хотя когда-то было 10%. За работу в комиссии ЕГЭ в прошлом году платили, в этом -нет. «Товарищи-учителя, поймите, все деньги уходят на Крым, Донбасс», - говорят нам» [1].
Модернизация образования может быть успешной если педагогический состав образовательных учреждений сможет на должном уровне работать с новейшим информационным учебно-технологическим оборудованием. Поэтому перед респондентами и был поставлен вопрос об уровне компьютерной грамотности педагогов.
преподавателей в два раза больше в сравнении с теми, кто дал отрицательную оценку (44,5%
Таблица 2. - «Как бы вы оценили уровень компьютерной грамотности учителей, преподавателей?»
Варианты Респонденты положительно отрицательно затрудняюсь ответить
школьники 55,4 18,8 12,1
учителя школ 42,5 19,6 37,2
студенты вузов 38,3 17,7 27,0
преподаватели вузов 46,7 33,3 19,5
родители школьников и студентов вузов 39,5 19,0 28,1
итого 44,5 21,7 24,8
против 21,7%). Наиболее высокого мнения об их компьютерной грамотности учащиеся общеобразовательных учебных заведений (55,4%).
Таким образом, по вопросам, имеющим отношение к совершенствованию кадровой политики в сфере государственной системы образования, есть проблемы, которые оцениваются жителями республики как решаемые успешно (национальный проект «Образование), как решаемые относительно успешно (компьютерная грамотность
педагогического состава) и как решаемые плохо (падение жизненного уровня учителей).
Общественное мнение по проблемам совершенствования кадровой политики в сфере образования является несбалансированным, зависящим от того, какая именно проблема рассматривается.
Важными направлениями государственной кадровой политики в сфере общего образования являются: переход от системы оплаты труда учителей, основанной на единой тарифной сетке или квалификации учителя (образовании и стаже работы), к новой системе оплаты труда учителей (НСОТ); стимулирующие выплаты, включающие в себя поощрительные выплаты по результатам труда (премии). Кроме того, в рамках нацпроекта «Образование» выявляются учителя-
инновационники, проводятся конкурсы на лучшего учителя, премируются и поощряются лучшие учителя, вводятся дополнительные выплаты за классное руководство, выделяются гранты.
Причины нынешней ситуации в школах РД состоят в следующем: 1. Отсутствие целенаправленной и проектно-ориентированной системы управления образованием на школьном, муниципальном и республиканском уровнях. Подбор руководителей образовательных организаций и муниципальных управлений образованием осуществляется без согласования с Министерством образования и науки РД и без учета мнения педагогической общественности и родителей. 2. Ослабление связей семьи, общества и педагогических коллективов и их взаимодействия в осуществлении основной деятельности школы. 3. Формализм и коррумпированность системы повышения квалификации преподавателей и их аттестации.
Рекомендации:
1. С целью определения состояния материально-технической базы и кадрового состава Народному Собранию и министерству образования и науки Республики Дагестан создать рабочую группу по мониторингу
дошкольных, начальных, основных и общих школьных организаций.
2. Разработать республиканскую программу «Развитие сельской школы Республики Дагестан» с целью ее государственной поддержки, формирования материально-технического, учебно-методического и кадрового потенциала, обеспечения доступности качественного образования, подготовки и переподготовки учителей для сельских школ.
Предусмотреть в программе: целевую подготовку учителей для сельских школ в Дагестанском государственном педагогическом университете; меры по социальной и материальной поддержке молодых учителей сельской школы; в муниципалитетах организовать дистанционное изучение дисциплин, не обеспеченных учебно-методически и кадрово, и не реализующих требования образовательного стандарта; создать на базе Дагестанского государственного педагогического университета республиканский центр переподготовки учителей, способных
организовать дистанционное обучение с использованием информационно-
коммуникационных технологий; создать республиканский кластер подготовки
педагогических кадров на базе Дагестанского государственного педагогического университета; открыть в школах, расположенных в муниципальных административных центрах, инклюзивные классы. В педагогических образовательных организациях республики внести изменения в содержание и процесс подготовки учителей, обеспечивающие компетентность учителей в реализации задач инклюзивного образования; назначение директоров школ и руководителей муниципальных управлений образованием согласовывать с Министерством образования и науки РД.
3. Правительству РД разработать программу целевой подготовки и переподготовки специалистов для дошкольных и школьных организаций и поддержки сельского учителя.
4. Правительству республики разработать комплекс мер по решению проблем с малокомплектными школами (законодательные возможности - это дистанционное обучение или интернатские комплексы).
5. Вузам и центрам повышения квалификации в связи с новыми требованиями к квалификации педагога (Профессиональный стандарт педагога (вступил в силу в 2015 г.) необходимо переориентировать стандарты подготовки и переподготовки педагогических кадров, поскольку сегодня государство требует от
воспитателя и учителя то, чему его никогда, и никто не учил.
6. Приём на работу в образовательные организации осуществлять строго с учетом требований профессионального стандарта педагога (соответствующее образование; умение
демонстрировать знания, умения, планировать и анализировать уроки; владеть формами и методами организации внеучебной работы и ИКТ; стажировка как способ введения учителя в профессию; умение любить детей и общаться с ними).
Литература:
1. Гришечкина Д., Берсенева А. Учителя теряют баллы [Электронный ресурс] / Д. Гришечкина, А. Берсенева // ГазетаРу. - М., 03.09.2015. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/social/2015/09/02/7736897.shtml
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы». Министерство образования и науки Российской Федерации, Документы [Электронный ресурс]. - М. -700 с. - Режим доступа: минобрнауки.рф/документы /3409/файл/2228/13.05.15-Госпрограмма Развитие_ образования_2013-2020.pdf
3. Проект стратегического Совета при Президенте Республики Дагестан «Школа будущего».
Информация о проведении обучения учителей в рамках приоритетного проекта «Школа будущего» (19 марта 2014 г.). Министерство образования и науки Республики Дагестан, Приоритетные проекты Президента Республики Дагестан [Электронный ресурс]. - Махачкала. - 1 с. - Режим доступа: http://www.dagminobr.ru/news/novosti_obshie/realizaciya_ innovacionnogo_proekta_shkola_bud
4. Сайт Союза Социологов России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://us-russia.ru/coni7vsk/
5. Текущий архив Министерства образования и науки Республики Дагестан.
Сведения об авторах:
Асваров Нариман Асварович (г. Махачкала, Россия), кандидат исторических наук, доцент, декан исторического факультета, Дагестанский государственный педагогический университет, e-mail: [email protected]
Гебеков Гебек Физулиевич (г. Махачкала, Россия), кандидат исторических наук, научный сотрудник в отделе социологии, Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского НЦ РАН, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
N. Asvarov (Makhachkala, Russia), candidate of historical sciences, associate professor, dean of the historical faculty, Dagestan State Pedagogical University, e-mail: [email protected]
G. Gebekov (Makhachkala, Russia), candidate of historical sciences, Research Associate in the Department of Sociology, Institute of History, Archeology and Ethnography of the Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, e-mail: [email protected]