Научная статья на тему 'Образование в Дагестане в процессе интеграции в общероссийское пространство: историко-социологический аспект (1992 - 2000 гг. )'

Образование в Дагестане в процессе интеграции в общероссийское пространство: историко-социологический аспект (1992 - 2000 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
62
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗ / УЧИЛИЩЕ / ШКОЛА / STUDENT / VOCATIONAL EDUCATION / UNIVERSITY / PROFESSIONAL INSTITUTE / SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гебеков Гебек Физулиевич, Халилова Амина Сергеевна, Халидова Ольга Борисовна

В настоящей статье в центре внимания основные проблемы интеграции дагестанского образовательного пространства в общеобразовательное и профессиональное пространство постсоветской России. Анализ осуществляется как по материалам, содержащимся в статистических сборниках и научной литературе на примере общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, так и по результатам двух социологических опросов, которые были проведены на территории Республики Дагестан в 2016 и в 2017 гг. Сформулированы основные выводы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гебеков Гебек Физулиевич, Халилова Амина Сергеевна, Халидова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование в Дагестане в процессе интеграции в общероссийское пространство: историко-социологический аспект (1992 - 2000 гг. )»

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

УДК 316.74:01

ОБРАЗОВАНИЕ В ДАГЕСТАНЕ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО: ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (1992 - 2000 ГГ.) 1

Г.Ф. Гебеков, А.С. Халилова, О.Б. Халидова

1 Исследование выполнено по грантовскому проекту РФФИ № 16-01-00038 «Развитие Дагестана в процессе интеграции в общероссийское пространство в условиях модернизации государственного строя в 1985 - 2010 годах»

Аннотация. В настоящей статье в центре внимания основные проблемы интеграции дагестанского образовательного пространства в общеобразовательное и профессиональное пространство постсоветской России. Анализ осуществляется как по материалам, содержащимся в статистических сборниках и научной литературе на примере общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, так и по результатам двух социологических опросов, которые были проведены на территории Республики Дагестан в 2016 и в 2017 гг. Сформулированы основные выводы исследования.

Ключевые слова: студент, профессиональное образование, вуз, училище, школа.

EDUCATION IN DAGESTAN IN THE PROCESS OF INTEGRATION IN THE RUSSIAN SPACE: HISTORICAL AND SOCIOLOGICAL ASPECT (1992 - 2000)

G. Gebekov, A. Khalilova, O. Khalidova

Abstract. This article focuses on the main problems of integrating the Dagestan educational space into the general educational and professional space of post-Soviet Russia. The analysis is carried out both on the basis of materials contained in statistical compilations and scientific literature on the example of general educational and professional educational institutions, as well as on the results of two sociological surveys that were conducted on the territory of the Republic of Dagestan in 2016 and in 2017. The main conclusions of the study are formulated.

Keywords: student, vocational education, university, professional institute, school.

Исследуемый период (1992 - 2000 гг.) характеризуется дальнейшей интеграцией Дагестана в общероссийское культурное пространство. Интеграционные процессы протекают в условиях сложнейшей трансформации и модернизации

государственного строя. СССР уже прекратил своё существование, однако Дагестан продолжал и продолжает оставаться частью России. Причём, частью не только политической, но и культурной.

Общероссийский экономический кризис, повлекший за собой снижение финансирования государственной системы образования, привёл к системному кризису в сфере образования в целом по России и в Дагестане в частности. Развал страны, инфляционные процессы в экономике, частичная изоляция республики из-за сложных политических процессов, происходивших в Чечне, приводили к падению социальной престижности образования. Сложности, характерные в данный период для всей страны,

приводили к многократному снижению строительства школ, усилению оттока квалифицированных педагогических кадров в сферу обслуживания, в бизнес.

Положительной являлась тенденция декоммунизации школы, которая в республиках РФ сопровождалась усилением национально-регионального компонента образовательной системы. В постсоветский период в истории образования Дагестана идёт усиление национально-регионального компонента

образования. «Все предметы в учебном плане школ в конце 80-х - начале 90-х гг. распределили по трем компонентам: общероссийскому, дагестанскому национальному и местному школьному» [1, с.58].

В постсоветский период кризисные явления наиболее сильно проявились в сфере начального и среднего профессионального образования. На основании данных по начальным и средним профессиональным учебным заведениям можно

сделать вывод, что с начала 90-х гг. XX в. в Дагестане прослеживаются общероссийские тенденции на уменьшение численности этих образовательных учреждений и количеству обучающихся в них. Так, на начало 1992/1993 учебного года в Дагестане насчитывалось 30 учреждений начального профессионального образования, а к началу 1999/2000 учебному году уже 29. В них обучалось к началу 1985/1986 г. 14,1 тыс. чел., а к 1999/2000 г. - 11,2 тыс. чел. Если к началу 1980/1981 учебному году в средних специальных учебных заведениях Дагестана проходили обучение 26,5 тыс. студентов, то к началу 1995/1996 г. - 17,4 тыс. студентов [4, с.8, 30; 2, с.100-101; 7, с.196].

В постсоветский период, а именно с 1994 г., на всей территории России увеличивалось количество студентов высших учебных заведений; появлялись негосударственные вузы. Однако, до 1994 г. численность студентов сокращалась: «средний конкурс в вузы Дагестана с 2,2 человека на одно место в 1985 г. понизился до 1,5 человека в 1994 г.» [4, с.26]. Если к началу 1993/1994 учебному году на 10000 населения приходилось 137 студентов вузов, то уже к началу 1999/2000 учебному году - 293 [4, с. 1,8,30; 3, с.108; 6, с.137].

Увеличение количества студентов вузов и средних специальных учебных заведений было общероссийской тенденцией. К примеру, «в 2002 г. на 10 тыс. населения республики приходилось 408 студентов вузов (в целом по России - 416) и 104 (174) студента ссузов» [3, с.296].

В рамках исследования проблемы развития Дагестана в процессе интеграции в общероссийское пространство в условиях трансформации и модернизации

государственного строя (1985 - 2010 гг.) в 2016 и в 2017 гг. на территории Республики Дагестан были проведены социологические опросы. Помимо вопросов социально-политического и экономического характера, перед респондентами были поставлены вопросы (подвопросы), имеющие отношение к культурно-образовательным сферам жизни дагестанского общества.

В 2016 г. перед респондентами был поставлен вопрос: «Как по вашему мнению изменялось положение в различных сферах жизни дагестанского общества в 1985 - 1991 гг. ?». В 2017 г. был задан похожий вопрос, но с иными хронологическими рамками: «Как по вашему мнению изменялось положение в различным: сферах жизни дагестанского общества в 1992 -1999 гг.?». Данные вопросы сопровождались подвопросами, имевшими отношение к сфере культуры и образования. В качестве вариантов

ответов к подвопросам предлагались следующие формулировки: «улучшалось», «ухудшалось», «не изменялось», «затрудняюсь ответить».

Анализ ответов по данным вопросам показывает разницу во мнениях респондентов по основным тенденциям развития в различных сферах жизни общества. Так, относительно подвопроса «состояние экономики в целом» вариант ответа «ухудшалось» отметили 46,6/39,4% (здесь и далее по тексту первая цифра отражает результаты ответов за 1985 - 1991 гг., а вторая цифра за 1992 - 1999 гг.) респондентов, в то время как в подвопросе «общее состояние культуры» вариант ответа «ухудшалось» отметили уже 28,3/29,0%. Или же другой пример: по подвопросу «борьба с коррупцией, взяточничеством» вариант ответа «ухудшалось» отметили 46,2/45,5% респондентов, а относительно подвопроса «положение в образовании» вариант ответа «ухудшалось» отметили 38,0/39,4%. Тем самым, заметна сравнительно более позитивная оценка респондентами происходивших изменений в культурно-образовательных сферах в сравнении со сферами экономики и права. Правда, по отдельным сегментам экономической и правовой жизнедеятельности общества результаты опроса показывают относительно более позитивную оценку, происходящих в годы перестройки изменений (к примеру, по наличию товаров и услуг или же по свободе совести, вероисповедания).

По подвопросу «общее состояние культуры» были получены следующие варианты ответов: «улучшалось» - 17,3/16,2%, «ухудшалось» -28,3/29,0%, «не изменялось» - 23,8/26,2%, «затрудняюсь ответить» - 30,6/28,7%. Вариант ответа «улучшалось» оказался менее популярным в ряду всех вариантов ответов.

По подвопросу «положение в образовании» также наименее популярным оказался вариант ответа «улучшалось» (16,1/15,0%). Однако, вариант ответа «ухудшалось» применительно к образовательной сфере отметили большее количество респондентов (38,0/39,4%). Получается, что респонденты дают более негативную оценку развития образовательной сферы в сравнении со сферой культуры, в целом, с 1985 по 1999 гг.

В опросе 2017 г. перед респондентами был поставлен следующий вопрос: «Как в указанные периоды времени изменялись Ваши бытовые условия жизни и финансовые возможности?». Этот вопрос сопровождался подвопросами; подавляющее большинство из которых не имеют отношение к образованию. Исключением является подвопрос «Оплатил обучение себе

(детям)». В качестве вариантов ответа ко всем подвопросам были обозначены четыре хронологических периода: «1985 - 1991 гг.», «1992 - 1999 гг.», «2000 - 2009 гг.», «2010 - 2016 гг.».

Итак, по результатам опроса: в 1985 - 1991 гг. обучение оплатили 0,7% респондентов, в 1992 -1999 гг. - 4,1%, в 2000 - 2009 гг. - 10,0%, в 2010 -2016 г. - 10,2%. Основной тенденцией является рост (по годам) количества людей, оплативших обучение, что можно объяснить как повышением уровня материального благополучия жителей республики, так и увеличением распространённости самих платных услуг в системе образования и усилением престижности образования. Тем более, что о повышении уровня материального благополучия населения говорят ответы респонденов на большинство поставленных подвопросов.

По результатам анализа научной и статистической литературы, а также эмпирического материала приходим к следующим выводам: 1. продолжались процессы интеграции Дагестана в общероссийское культурно-образовательное пространство; 2. несмотря на снижение государственного финансирования общего и профессионального образования, степень интегрированности Дагестана в рамках единого государства в общеобразовательное пространство России усиливается; 3. динамика цифровых показателей по государственной системе профессионального образования в целом по России и в Дагестане, в

частности, тождественная; 4. общей для России, в целом, и Дагестана, в частности, является тенденция декоммунизации образовательной системы, её относительная деидеологизация; 5. в Республике Дагестан также, как и во всех остальных республиках России, происходило усиление национально-регионального

компонента в образовательной сфере; 6. общественное мнение относительно двух исторических периодов развития страны, а именно, 1985 - 1991 гг. и 1992 - 2000 гг. по разному оценивает факты улучшения, либо ухудшения ситуации в различных сферах жизни общества; 7. анализ результатов двух социологических опросов, с одной стороны, показывает сравнительно более позитивную оценку респондентами происходивших изменений в культурно-образовательных сферах в сравнении со сферами экономики и права, а, с другой стороны, по отдельным сегментам экономической и правовой жизнедеятельности общества результаты опроса показывают относительно более позитивную оценку, происходящих в годы перестройки изменений (к примеру, по наличию товаров и услуг или же по свободе совести, вероисповедания); 8. респонденты дают более негативную оценку развития образовательной сферы в сравнении со сферой культуры, в целом; 9. результаты исследования могут быть использованы как в академической, так и в практической сферах жизни общества.

1. Гебеков Г.Ф. Мировоззренческие конфликты в современной государственной системе образования (на примере Республики Дагестан). Махачкала: ФГБУН ИИАЭ ДНЦ РАН, 2011. - 320 с.

2. Дагестан - 2001 г. Часть 2. Стат. ежегодник. -Махачкала. - 2002. - 380 с.

3. Дагестан - 2002 г. Часть 1. Стат. ежегодник. -Махачкала. - 2003. - 359 с.

4. Образование, культура, здравоохранение и правонарушения. Стат. сборник. - Махачкала. - 1995. -60 с.

5. Октябрь в исторических судьбах народов Дагестана. - Махачкала. - 1989. - С. 196-199.

6. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Стат. сборник. - Махачкала. -1994. - 212 с.

7. Уразаев Э.К. Социальные аспекты развития системы образования Дагестана / Э.К. Уразаев // Великий Октябрь в исторических судьбах народов Дагестана. - Махачкала. - 1989. - С. 196-199.

Сведения об авторах:

Гебеков Гебек Физулиевич (г. Махачкала, Россия), кандидат исторических наук, научный сотрудник, Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского НЦ РАН, e-mail: [email protected]

Халилова Амина Сергеевна (г. Махачкала, Россия), кандидат исторических наук, научный сотрудник, Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского НЦ РАН, e-mail: [email protected]

Халидова Ольга Борисовна (г. Махачкала, Россия), кандидат исторических наук, научный сотрудник, Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского НЦ РАН, e-mail: [email protected]

Data about the authors:

G. Gebekov (Makhachkala, Russia), candidate of historical sciences, Research Associate, Institute of History, Archeology and Ethnography of the Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, e-mail: [email protected]

A. Khalilova (Makhachkala, Russia), candidate of historical sciences, Research Associate, Institute of History, Archeology and Ethnography of the Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, e-mail: [email protected]

O. Khalidova (Makhachkala, Russia), candidate of historical sciences, Research Associate, Institute of History, Archeology and Ethnography of the Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.