Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
825
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / АДАПТАЦИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шипилова Евгения Валерьевна, Алексеева Марина Николаевна, Егорушина Мария Геннадьевна

Статья посвящена анализу проблемы познания окружающего мира детей с отклонениями в развитии. В частности, рассматриваются концепции, позволяющие обозначить основные подходы к пониманию данной проблематики. В рамках научной статьи дана характеристика не только образовательных программ, но и развитие навыков социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шипилова Евгения Валерьевна, Алексеева Марина Николаевна, Егорушина Мария Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPING KNOWLEDGE OF THE WORLD IN CHILDREN WITH DISABILITIES

The article analyzes the problem of cognition of the world around children with developmental disabilities. In particular, the concepts that allow us to identify the main approaches to understanding this problem are considered. The scientific article describes not only educational programs, but also the development of skills for social adaptation of people with disabilities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Педагогика

УДК 376.3

кандидат психологических наук Шипилова Евгения Валерьевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); старший преподаватель Алексеева Марина Николаевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); старший преподаватель Егорушина Мария Геннадьевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. Статья посвящена анализу проблемы познания окружающего мира детей с отклонениями в развитии. В частности, рассматриваются концепции, позволяющие обозначить основные подходы к пониманию данной проблематики. В рамках научной статьи дана характеристика не только образовательных программ, но и развитие навыков социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: окружающий мир, адаптация, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Annоtation. The article analyzes the problem of cognition of the world around children with developmental disabilities. In particular, the concepts that allow us to identify the main approaches to understanding this problem are considered. The scientific article describes not only educational programs, but also the development of skills for social adaptation of people with disabilities.

Keyword: the world around us, adaptation, children with disabilities.

Введение. Одним из важных этапов формирования личности ребенка является дошкольный возраст. Мир, который открывается перед глазами ребенка, очень велик и огромен. Дошкольники проявляют большой интерес к живой и неодушевленной природе, начинают закладывать основы морали. На основе приобретенного опыта дошкольники развивают свои устремления и предпочтения, хотят прикоснуться ко всему, приблизиться, открыть для себя. Воображение ребенка, его знание окружающего мира позволяют ему расширять границы собственного детского опыта и, как следствие, когнитивное развитие ребенка позволяет ему самореализоваться и выразить себя. Заботливое отношение к окружающему миру заложено в душе ребенка только в том случае, если дошкольник видит примеры внимания и заботы обо всем окружающем каждый день со стороны взрослых [1].

Именно развитие познавательной сферы ребенка становится важным на данном этапе обучения, что отмечается в педагогической теории и практике в качестве приоритетного направления, поскольку именно в этом возрасте познавательный интерес ребенка к окружающей его природе, его наблюдательность и любопытство могут быть использованы для расширения познавательного кругозора ребенка и развития его эрудиции.

Возрастная детская психология содержит очень разностороннюю информацию о состоянии и динамике развития когнитивного интереса у дошкольников. Таким образом, проблема особенностей развития познавательной сферы ребенка, создания условий, которые эффективно повлияли бы на формирование и развитие познавательной деятельности дошкольников и их подготовку к школьному обучению, уже много лет является одной из приоритетных областей педагогических и психологических исследований. К изучению данной проблемы обращались многие психологи и педагоги прошлого, как зарубежные (Д. Брунер, Д. Болдуин, К. Бюлер, Э. Клапаред, В. Штерн, Ж. Пиаже и другие), так и отечественные (В.П. Бехтеров, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, А.А. Смирнов, Е.И. Конради и другие).

Ведущие психологи нашего времени изучили несколько аспектов в области проблемы когнитивного развития дошкольников: особенности проявления когнитивной потребности у дошкольников (Д.Б. Богоявленская, Б.С. Юркевич), формирование когнитивных интересов у детей разного возраста (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, Н.Н. Поддяков, В.Н. Мясищев, Г.И. Щукина, А.И. Сорокина и другие), процесс развития детей (Л.Ф. Захаревич, Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова, Н. Бабич, Н.Б. Шумакова, А.И. Сорокина), возрастная специфика проявления познания у дошкольников (В.Г. Иванов, Д.Б. Головикова, Г. Лямина). Вышеупомянутые исследователи различают среди дошкольников спектр компонентов формирования когнитивных отношений с окружающей средой, где они подчеркивают, что наиболее важными качествами являются когнитивный интерес и когнитивная деятельность.

Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Е.И. Щербаков, Г.И. Щукина отметили следующие условия для формирования и развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста: внимание, индивидуальные особенности ребенка, выбор методов и форм работы с детьми, а также соотношение должного и своевременного познавательного интереса с предметом, их стимулирование и развитие во всех областях деятельности ребенка.

Изложение основного материала статьи. Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. В этот возрастной период ребенок совершает качественный скачок в своем развитии, в том числе и в умственном развитии. В начале дошкольного периода сформировались такие познавательные процессы, как ощущение, непроизвольное внимание, восприятие субъекта, активная речь. В процессе действия с предметами ребенок понимает обращенную к нему речь, уже накопил определенный опыт, обогатил словарный запас. Благодаря этим достижениям начинается активное развитие окружающего мира, и в процессе этого развития дошкольник развивает восприятие и формирует интерес ко всему окружающему [2].

Важность формирования интереса в познании окружающего мира, в жизни дошкольника очень велико, так как создает фундамент для развития памяти, мышления, внимания, способствует развитию речи, воображения. Эти процессы в начальной школе будут занимать лидирующие позиции, особенно в логическом мышлении, поскольку мышление будет обрабатывать всю информацию, полученную благодаря

интересу, сформированному во всем окружающем ребенке. Кроме того, важно также хорошо развитое восприятие, которое проявляется в виде наблюдения за ребенком, его способности замечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые взрослый не замечает.

Если в процессе воспитания ребенок не получает благоприятных условий для формирования когнитивного интереса, связанные с ними процессы будут отставать в развитии, а это негативно скажется на развитии образовательной деятельности на начальном этапе школы. При серьезных задержках обычно наблюдается задержка умственного развития.

Мир вокруг человека - это мир предметов и явлений, поэтому целостное восприятие объектов позволяет человеку правильно ориентироваться в нем. Без этого у ребенка возникают различные проблемы, как в интеллектуальной сфере, так и в сфере эмоционально - волевой, социализации ребенка и других сферах его жизни.

На нынешнем этапе развития нашего общества наблюдается реальная тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения, растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта тенденция социально обусловлена и зависит, прежде всего, от таких факторов, как экономическое положение в обществе, состояние окружающей среды, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и образования в семье, в учебном заведении и т.д. [5].

По словам Т.В. Егоровой, дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует развитию образовательных программ вне особых условий образования и обучения [3].

Одной из важных областей обучения и образования детей с ограниченными возможностями, гарантирующих, что дошкольник получает систематические знания, является знакомство с окружающей средой. Знакомство с другими обеспечивает значительные изменения в психическом развитии детей только в том случае, если они получают не отдельные знания предмета, а конкретную систему знаний, отражающую зависимость и значимые связи в той или иной области реальности.

Познание окружающей действительности осуществляется в разных направлениях. Это введение в явления общественной жизни, и с живой природой, и с неживыми объектами. Каждая из этих областей имеет свою специфику, знакомит детей с узорами, характерными для этой области реальности, определенным типом свойств, связей и отношений. Но есть и общие задачи, которые необходимо решать на всех этапах, чтобы ознакомиться с окружающей средой. Далее рассмотрим эти задачи.

Во-первых, в ходе ознакомления с окружающей средой появляется возможность расширить представления дошкольника о тематическом мире, в котором он живет, выделить и сосредоточить свое внимание на материальных условиях существования, которые во многом будут определять условия его деятельности и окружать его всю жизнь.

Знакомство с объектами природы и с окружающими явлениями предполагает опору на существенные свойства и отношения объектов, умение их различать, что при правильной организации обучения может способствовать формированию мыслительных процессов дошкольника [4].

Природа - это та неотъемлемая часть объективной реальности, которая существует вне и за пределами нашего сознания. Природа существует в своей первичной основе независимо от жизни и деятельности человека. Это обстоятельство принципиально отделяет неодушевленную природу от предметов, тоже неодушевленных, но созданных человеком. Созданные человеком объекты подчиняются не законам природы, а потребностям человека и служат определенной цели. В них программируется определенный способ потребления. Объекты неодушевленной природы, хотя и могут быть использованы человеком, но при этом трансформируются в соответствии с его потребностями, подчиняются законам природы, и поэтому их поведение «подчиняется» не цели, а объективной причинности. Изменения, происходящие с ними и в них, не всегда предсказуемы, не всегда подчиняются воле человека, как бы мы этого ни хотели.

Только при таком подходе можно понять циклические явления в природе, не зависящие от воли человека, формирования временных представлений, понимания неожиданных (ненужных, даже вредных) явлений, но имеющие объективные и вполне познаваемые закономерности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном возрасте должны ознакомиться с одним из важнейших законов существования реальности - изменчивостью. Знание природы дает этим детям прекрасную возможность ознакомиться с постоянно происходящими изменениями - сменой времен года, времен года, изменениями состояния воды и т.д., показать свою регулярность и многократно наблюдать за ними в естественных условиях [4].

Именно явления природы со своей объективной закономерностью дают возможность показать дошкольникам реальные причинные зависимости, заставить их освоить элементы логических операций, что важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Знакомство с окружающей средой также может обогатить чувственный опыт ребенка: правильно воспринимать окружающую среду: смотреть и видеть, слышать и слышать, чувствовать и прикасаться, учить его быть внимательным к окружающему. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - представлений, восприятий, ощущений. Формируя адекватные представления об окружающей среде, мы создаем чувственную основу для Слова и готовим ребенка к восприятию словесных описаний предметов, отношений и явлений (рассказы, стихи, песни, сказки). Развитие образов восприятия в слове дает большие возможности для развития памяти ребенка, такие образы могут быть вызваны произвольно, обновляются в памяти ребенка по слову, сделанное взрослым, т.е. извне.

Хотелось бы подчеркнуть, что особое место уделяется знакомству с окружающими и формированию представлений о социальных явлениях у детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо с самого начала сформировать у детей представление о себе (научить детей называть свое имя, узнавать себя на фотографии, называть части тела и лица). Также наряду с этим большое внимание уделяется формированию у детей представлений о своей семье (узнавать родителей на фотографиях, других родственников, знать и называть их имена) [2].

В дальнейшем необходимо сформировать у детей представление о людях, близких к повседневному общению. Их учат заботиться о членах семьи, сверстниках, координировать свои действия с действиями сверстников в совместной деятельности.

Формируя представления о социальных явлениях, мы предоставляем ребенку, в первую очередь, психологическую подготовку к поступлению в новый детский коллектив и социальную адаптацию при поступлении в школу.

На ознакомление дошкольников с окружающими, формируются идеи о взаимозависимости всех явлений в обществе и природе: взаимосвязь и взаимозависимость явлений и объектов в природе, живой и неживой, взаимосвязи и взаимозависимости живой природы и неживой; природе и жизнедеятельности человека. Дети учатся понимать и видеть реальные причинные зависимости.

Все виды деятельности по уходу за детьми играют очень важную роль в развитии ориентации в окружающем мире, в накоплении знаний, в формировании когнитивных процессов, то есть, в просвещении ума детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Поскольку ребенок с ограниченными возможностями здоровья приходит в дошкольное учебное заведение с неразвитой деятельностью, само обучение ребенка новым предметам вооружает его новыми способами поведения с ними. В процессе этих действий, открываются новые отношения между предметами и между людьми, ребенок сталкивается свойств объектов, с необходимостью учитывать эти свойства.

Все виды трудовой деятельности и первые этапы развития игры способствуют домена акций оружие, знания, их функциональное назначение и способы действия с ними, «познание мира» темы, выделение свойств предметов, с которыми действуют дети. Все вышесказанное является основой развития визуального мышления [3].

Более поздние этапы развития игры, с ее постепенным и правильным формированием, создают основу для возникновения и развития замещающей функции, которая необходима для дальнейшего развития, речевой и мыслительной деятельности.

Поэтому при правильной организации все виды деятельности приводят к формированию общих интеллектуальных навыков - контроля и самоконтроля, планирования, без которых невозможно стать учебной деятельностью.

Выводы. Таким образом, когнитивное развитие дошкольников является одним из важных направлений психолого-педагогической работы со старшими дошкольниками с нарушениями здоровья, в том числе при подготовке к обучению.

У детей с ограниченными возможностями здоровья при знакомстве с окружающей средой формируется целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей их реальности. Знакомство с окружающими дает значительные изменения в умственном развитии таких детей.

Формирование интереса к познанию окружающего мира обогащает чувственный опыт ребенка: учит его быть внимательным к окружающему, готовит его к школьному образованию, к социальному контакту [1].

Таким образом, ограничение возможностей не является чисто количественным фактором (то есть человек ограничен в движении, просто слышит или видит хуже и т.д.). Это системное и целостное изменение личности в целом, это «другой» человек, «другой» ребенок, не такой, как все, которому нужны совершенно другие, чем обычные, образовательные условия для преодоления ограничения и решения образовательной проблемы, стоящей перед любым человеком. Для этого нужно не только осваивать собственно образовательные программы, но и формировать и развивать навыки социальной адаптации (собственной жизненной компетентности): социально-психологическую ориентацию и самообслуживание, навыки ориентации во времени и пространстве, различные формы общения, навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе, физическую и социальную подвижность; компенсировать отсутствие знаний об окружающем мире, связанное с нарушениями здоровья; развивать эмоционально волевые, мотивационные и необходимые области; формировать и развивать способность максимизировать самостоятельную жизнь в обществе.

Литература:

1. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. - М.: Педагогика, 2007. - 181 с.

2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 2005. - 204 с.

3. Егорова Т.А. Педагогическая помощь родителям в формировании отношения к миру у старших дошкольников с задержкой психического развития: автореф. дис. канд. пед. наук Т.А. Егорова. - СПб, 2006. - 206 с.

4. Исаев Д.Н. Отстающий в развитии ребенок. Как узнать, что ребенок отстает в развитии? - СПб.: Издательство Речь, 2012. - 186 с.

5. Рыжова Н. «Наш дом - природа» / Программа экологического воспитания дошкольников. / Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С. 26-34.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

студент Гуреева Евгения Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО БРЕНДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ШКОЛЫ

Аннотация. В отечественной педагогике возрастает роль кадрового потенциала, способного генерировать знания и управлять отношениями коллектива, формируя интерес к предмету преподавания. Педагогу становится крайне важно владеть репрезентативными технологиями формирования собственного имиджа. Статья посвящена формам и методам представления личного бренда преподавателя. Успешность реализации личного бренда преподавателя зависит от разнообразия форм, способов и методов представления. В статье описаны преимущества и недостатки формирования личного бренда преподавателя в социальных сетях, сделаны выводы о наиболее предпочитаемых формах представления своего имиджа.

Ключевые слова: личный бренд преподавателя, способы, формирующие бренд преподавателя.

Annotation. In domestic pedagogy, the role of human resources is increasing, capable of generating knowledge and managing the relations of the team, forming an interest in the subject of instruction. It becomes extremely important for the teacher to master the representative technologies of forming his own image. The article is devoted to the forms and methods of presenting the teacher's personal brand. The success of the implementation of the teacher's personal brand depends on the variety of forms, methods and methods of presentation. The article describes the advantages and disadvantages of forming a teacher's personal brand on social networks, draws conclusions about the most preferred forms of presenting one's image.

Keywords: the teacher's personal brand, ways that form the teacher's brand.

Введение. В отечественной педагогике возрастает роль кадрового потенциала, способного генерировать знания и управлять отношениями коллектива, формируя интерес к предмету преподавания. Современная образовательная политика требует формирования нового мышления педагога, способного ставить в приоритет такие направления организации деятельности учащихся как: комфортность учения и удовлетворенность его результатами, воспитанность, развитие у учащихся интереса к преподаваемой дисциплине, персональное развитие, посредством личного примера. Педагогу становится крайне важно владеть репрезентативными технологиями формирования собственного имиджа, однако многие учителя не осознают все преимущества и недостатки использования таких технологий и средств реализации, и не умеют определять их место и роль в современных интерактивных формах подачи учебного материала [5, 7].

Одним из самых популярных каналов общения у современной молодежи является социальные сети. Персональное продвижение является далеко не предметом изучения маркетинга, но и частью педагогической науки. Создание образовательный среды не значимо, без личного развития и лидерского потенциала преподавателя. Акцент с формирования образовательных целей, сместился на разработку способов получения знаний, подчеркивая важность развития познавательных, коммуникативных и др. способностей.

По мнению авторов, формирование личного бренда преподавателя стоит рассматривать как образ коммуникативного взаимодействия, который помогает выстраивать отношения с публичными сообществами и разными социальными группами, с целью получения интереса к предметному содержанию той дисциплины, которую он преподает [2, 5].

Если рассматривать формирование бренда педагогических работников именно с позиции интереса к предметному содержанию, то результат такого образа, по мнению авторов, должен реализовывать регулятивную, аксиологическую, семиотическую, креативную функции [1].

Регулятивная функция связана с формированием у обучающихся личностных черт, которые отвечали бы нормативным требованиям общества.

Аксиологическая функция отражает систему ценностей общества в целом и человека в частности.

Семиотическая связана с обязательным введением обучающихся в систему символов и знаков изучаемой дисциплины.

Креативная функция предполагает развитие и применение различных интерактивных форм, с помощью которых можно представить себя в социальных сетях [1].

Формы и методы представления своего образа в социальных сетях способны как активизировать, так и подавлять интерес обучающихся к предметному содержанию. Успешность реализации всех перечисленных функций зависит от правильного моделирования образа, от разнообразия форм, способов и методов представления [2].

В работе были поставлены следующие задачи:

- описание основных способов формирования личного бренда преподавателя в социальных сетях;

- выявить преимущества и недостатки формирования личного бренда преподавателя в социальных сетях;

- сделать выводы о наиболее предпочитаемых формах представления своего имиджа.

Изложение основного материала статьи. Безусловно, что процесс и способы формирования личного бренда преподавателя школы будет иметь свои особенности. В современной системе вузовского образования большое внимание уделяется научным исследованиям, продвижениям этих исследований на международном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.