Научная статья на тему 'Роль художественной литературы в реализации задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста'

Роль художественной литературы в реализации задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3547
435
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / CHILDREN''S LITERATURE / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / ПРИОБЩЕНИЕ К ЭТИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ / FAMILIARIZATION WITH ETHICAL VALUES / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЦЕНТР / LITERARY CENTER / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТА / ARTISTIC EXPRESSION / PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Гузь Анна Александровна

В статье обоснована роль детской художественной литературы как средства познавательного, эстетического и нравственного воспитания личности детей дошкольного возраста. Авторами поднимается вопрос о необходимости отбора произведений детской литературы для чтения детям дошкольного возраста, раскрываются основные подходы к определению принципов отбора художественных произведений для детей разных возрастных категорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF FICTION IN THE IMPLEMENTATION OF THE TASKS OF MORAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The article substantiates the role of children's fiction as a means of cognitive, aesthetic and moral education of the children of preschool age. The authors raise the issue of the need to select children's literature for reading to preschool children, and reveal the main approaches to determining the principles for selecting works of art for children of different age categories.

Текст научной работы на тему «Роль художественной литературы в реализации задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Педагогика

УДК 371.1

кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент бакалавриата Гузь Анна Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье обоснована роль детской художественной литературы как средства познавательного, эстетического и нравственного воспитания личности детей дошкольного возраста. Авторами поднимается вопрос о необходимости отбора произведений детской литературы для чтения детям дошкольного возраста, раскрываются основные подходы к определению принципов отбора художественных произведений для детей разных возрастных категорий.

Ключевые слова: детская литература, художественное слово, духовно-нравственное воспитание, приобщение к этическим ценностям, литературный центр, дошкольный возраста.

Annotation. The article substantiates the role of children's fiction as a means of cognitive, aesthetic and moral education of the children of preschool age. The authors raise the issue of the need to select children's literature for reading to preschool children, and reveal the main approaches to determining the principles for selecting works of art for children of different age categories.

Keywords: children's literature, artistic expression, spiritual and moral education, familiarization with ethical values, literary center, preschool age.

Введение. Нравственному воспитанию подрастающего поколения как одной из первостепенных общественно значимых задач в практике уделяется все меньше времени, что неизбежно ведет к росту ряда негативных тенденций. В первую очередь, возникает проблема отсутствия интереса детей к книге, чтению. Современные родители в большинстве своем предпочитают показывать детям мультфильмы, где герои нередко проявляют агрессию, непослушание, неуравновешенность и другие негативные черты, тем самым закрепляя их в еще формирующемся сознании дошкольников. Родители зачастую не осознают исключительной важности развития индивидуальности и личностно-духовных качеств детей и стараются максимально стимулировать интеллектуальные способности детей. В результате дети становятся социально незрелыми уже будучи школьниками. В современном обществе, переживающем кризис в определении морально-нравственных ценностей и общепринятых норм поведения, отмечается нарастание детской агрессивности, жестокости, невоспитанности, эгоизма и др.

Выше перечисленные проблемы становятся актуальными для современного российского образования, в котором акцентируется внимание на духовно-нравственном воспитании населения, развитии культурного наследия и традиций страны, формирование морально-нравственных ценностей и норм общественной жизни. Задача «приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» обозначена как одна из ведущих в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [8].

Формулировка цели статьи. Стоит подчеркнуть, что приобщение детей к духовно-нравственным ценностям, воспитание нравственных качеств и черт характера, развитие эмоциональной отзывчивости, гуманности, позитивного отношения к труду - целенаправленную работу по реализации всех этих задач необходимо начинать с раннего и дошкольного возраста [4]. В исследованиях отечественных ученых доказано, что дошкольное детство - наиболее благоприятный, сензитивный период для развития нравственных качеств личности, так как дошкольники в силу своего возраста обладают высокой чувствительностью, отзывчивостью, подражательностью, способностью сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль [11]. Следует отметить, что образовательный процесс, организованной в дошкольной организации, позволяет решать указанные задачи целенаправленно и планомерно, с использованием всей совокупности известных в науке методов и средств. Одним из важнейших средств нравственного воспитания, наиболее соответствующих возрастным особенностям дошкольников, является детская художественная литература, которая обладает познавательным, эстетическим и нравственным потенциалом.

Изложение основного материала статьи. Детская литература - это часть общей литературы, которая ориентирована на детей-читателей, отличающаяся художественной спецификой в соответствии с возрастными особенностями детей. Особенности детской литературы определяются, прежде всего, воспитательно-образовательными задачами и возрастом читателей. Ее содержание органически сливается с задачами и требованиями педагогики с учетом интересов, познавательных и возрастных возможностей детей. Еще одной особенностью детской литературы является то, что автор выстраивает диалог между героями и читателем, реализуя тем самым художественные и познавательные задачи. Многие исследователи отмечали, что детская литература является подлинным искусством, а не частью дидактики.

Художественная литература расширяет детский кругозор, обогащает эмоциональный опыт детей, вызывает отклик на добрые поступки героев, что позволяет формировать художественный вкус и направленность личности. Через знакомство с художественной литературой дошкольники узнают о таких нравственных качествах, как доброта, честность, смелость, ответственность, совесть, справедливость, сострадание и т.д. Кроме того, художественное слово вызывает у детей желание переживать настроение, поступки и чувства литературных героев, вызывая особые нравственно-эмоциональные состояния в воображении детей. Художественная литература, воздействуя одновременно на ум и сердце, оказывает неоценимое влияние на личность дошкольника: расширяет его представления об окружающем, активизирует речь, формирует нормы общественного поведения, воспитывает нравственные чувства, развивает

эстетическое восприятие, приобщает к миру человеческих взаимоотношений, побуждает к добрым поступкам [61. Когда ребенок сопереживает героям литературных произведений, он начинает замечать настроение и чувства окружающих, стремится проявить помощь, участие, доброту, заботу.

Стоит отметить, что знакомиться с художественной литературой ребенок начинает практически с самого рождения, когда мама использует песенки, потешки, прибаутки, народные сказки. Литературное произведение, авторское или народное, позволяет ребенку обогатить свой эмоциональный опыт, ведь в любом произведении всегда проявляются этические черты народа, что позволяет эффективно влиять на становление нравственного сознания ребенка. В процессе чтения художественных произведений дошкольник накапливает опыт читательских переживаний, в результате чего привязывается к некоторым произведениям, выдвигает свои предпочтения, осуществляет свой личный читательский выбор. Помимо развития человеческих чувств, произведения художественной литературы, как отмечала Е.А. Флерина, способствуют развитию речи, обогащают словарный запас, дают языковые формы, словесные характеристики образа, что позволяет еще до школы освоить грамматические нормы родного языка [9, с. 271.

В детском саду приобщение к художественной литературе начинается с младшего дошкольного возраста, развивается интерес к литературному творчеству, формируется эстетическое отношение к жизни, способность переносить знакомые сюжеты в собственную игру, проигрывать нравственные сюжеты и поступки любимых героев [101. Особенность литературы для младших дошкольников определяется тем, что произведение должно учитывать специфику читателя, который еще мало знает об окружающем мире и не способен воспринимать сложную информацию, поэтому литературным материалом для малышей являются преимущественно стихи и сказки, загадки, шутки, песни, потешки, скороговорки. В младшем дошкольном возрасте дети начинают знакомиться с русскими народными сказками: бытовыми, сказками про животных. Особенно младшие дошкольники любят стихотворные строки. После трех лет книжки с короткими стихотворными произведениями сменяются более сложными, основанными на игровых сюжетах, например, произведениями С. Я. Маршака, К.И. Чуковского и др. Стихотворные сказки переносят детей в воображаемый мир, где дети, распределив между собой роли, начинают жить внутри игровой ситуации.

В средней группе дети учатся фиксировать внимание не только на содержании художественных произведений, но и выделяют нравственные качества героев. Чем старше дошкольник, тем сложнее становится сюжет, и любимыми произведениями становятся уже волшебные сказки с превращениями и путешествиями, победой добра над злом. Старшие дошкольники уже способны понимать и выделять главную идею литературного произведения, выразительные средства языка. Они могут различать жанры литературных произведений и особенности некоторых жанров [11, способны понимать юмористические произведения, которые вызывают у них положительные эмоции, активное обсуждение, учат различать добро и зло [7, с. 3071. Но главное, по мнению А.В. Запорожца, дошкольник должен уметь эмоционально воспринимать поступки литературных героев, тем самым постепенно овладевать своеобразным набором эталонов добрых поступков [3, с. 1191. Следовательно, главная функция художественной литературы - это воспитательная функция, которая позволяет дошкольникам познавать жизнь, усваивать позитивное отношение к окружающему миру. При восприятии художественного произведения ребенок может представить определенную картину, переживает изложенные в рассказе события, становясь их непосредственным участником. Чем ярче и сильнее эти переживания, тем устойчивее и богаче его чувства и представления. Через собственное воображение литература позволяет развивать чувства и отношения, формируя положительные и отрицательные эмоции: любовь, сочувствие, заботу, сострадание, желание помочь и т.д.

Детская литература, обладая своими специфическим особенностями, выполняет ряд важнейших функций. Прежде всего, эстетическую, связанную с развитием особых эмоций, возникающих при восприятии литературных произведений. Через художественные эмоции читатель переносится в мир фантазии, испытывая наслаждение от прочитанного. Познавательная функция заключается в знакомстве маленького читателя с миром людей, предметов и явлений, о многом дети узнают именно из книги. Нравственная или воспитательная функция детской литературы позволяет приобщать детей к нравственным ценностям, активно включая их в процесс самовоспитания [5, с. 281. Функция социализации состоит в том, что литературные сюжеты и персонажи приобщают ребенка к жизни в социуме, предлагают стереотипные правила поведения в определенных ситуациях, помогают разобраться в поступках окружающих людей, усвоить оптимальные способы общения и взаимодействия с окружающими, знакомят с миром профессий и взаимоотношений взрослых, дальними странами, природой, дают образцы мужского и женского поведения, закладывают основы мировоззрения и др. Все эти функции определяют важную роль литературы - развивать и воспитывать через художественное слово.

Выделим характерные черты детской литературы:

1) темы произведений соответствуют возрасту и интересам детей;

2) «детский язык», простое и лаконичное изложение текста, доступная форма, обычная лексика;

3) в каждом произведении должно быть определенное путешествие или приключение, которое удерживает детский интерес;

4) содержании произведения должно быть много диалогов между героями, между автором и читателем;

5) каждое произведение должно учитывать объем содержания в соответствии с возрастом дошкольников;

6) книжное издание должно иметь большое количество иллюстраций и рисунков, соответствующих содержанию и логике произведения;

7) в конце добро всегда побеждает зло.

Таким образом, восприятие и чтение художественной литературы расширяет кругозор, обогащает чувственную сферу детей, служит средством воспитательного воздействия.

Важную роль играет воспитатель в анализе содержания литературного произведения после его прочтения. Чтобы заинтересовать детей художественной литературой, нужно учить их осознавать главную идею произведения, понимать мотивы поступков героев, поэтому следует беседовать с детьми о прочитанном, делая акцент на качествах героев. В ходе беседы воспитатель учит выделять главную мысль произведения, отвечать на вопросы, предлагать свои пути выхода из ситуации. Такую беседу с анализом необходимо проводить с детьми после каждого прочитанного произведения.

Приобщение детей к художественной литературе сопровождается множеством проблем, одна из которых грамотный отбор произведений для детей. Умение правильно формировать круг детского чтения - основное профессиональное умение педагогов дошкольной организации. Само формирование круга детского чтения является сложным процессом, требующим знания истории и современного состояния отечественной детской литературы, психологии дошкольного возраста. При отборе литературных произведений важно учитывать цель их предназначения: для чтения и рассказывания или исполнительской деятельности.

Важно подчеркнуть, что отбор книг для детей необходимо осуществлять с учетом особенностей развития внимания, мышления, памяти, круга интересов детей (Л.М. Гурович, О.И. Соловьева, Н.С. Карпинская и др.). Так, Л.М. Гурович определила несколько групп детских художественных произведений:

1) русское народное творчество и творчество народов мира (загадки, потешки, пословицы и поговорки, сказки и небылицы и др.);

2) произведения отечественной и зарубежной классической литературы;

3) современная литература для детей [2, с. 701.

ФГОС дошкольного образования формулирует задачи ознакомления дошкольников с художественной литературой в двух направлениях: 1) речевое развитие, которое включает знакомство с книгами, обучение пониманию текстов различных жанров детской литературы; 2) художественно-эстетическое развитие, которое предполагает развитие восприятия произведений и фольклора, формирование нравственно ценных качеств [81. На основе этих задач выделяются общие критерии отбора произведений детской художественной литературы. Прежде всего, художественное произведение должно сочетать в себе познавательное, воспитательное и художественное начало. Педагогические принципы ориентируются преимущественно на воспитательную ценность произведения, а также на доступность, наглядность, занимательность и динамичность сюжета. Психологические принципы учитывают главным образом возрастные особенности детей, необходимость развивать концентрацию и переключение внимания, чтобы предотвратить быструю утомляемость, расширять социальный опыт, объем памяти и пр. Как уже говорилось выше, чтение художественной литературы оказывает значительное психологическое воздействие на эмоциональную сферу дошкольника. Однако, это происходит только при условии сформированности интереса к чтению, поэтому необходимо, в первую очередь, стимулировать интерес детей к книге. Литературоведческие принципы предполагают знакомство со всеми видами и жанрами литературы: проза, поэзия, драма, знакомство с русской народной литературой и литературой народов мира. При отборе литературного произведения учитывается единство содержания, тематики, проблематики и идейно-эмоциональной оценки.

Важно уделять внимание прежде всего содержанию литературного произведения. Оно должно подходить для драматизации, поэтому обязательно наличие динамичного и последовательного игрового сюжета, ярких характерных героев, диалогов и действий персонажей. Сюжет литературного произведения должен побуждать ребенка к активному и самостоятельному его перенесению в игровую деятельность. Следующим критерием отбора детской литературы является учет половых различий дошкольников. Так, подбирая литературу для чтения дошкольникам, воспитатель должен учитывать, что для девочек в большей степени нужно читать книги, где говорится о женском предназначении, ведении домашнего хозяйства, поведении в обществе. Мальчикам в большей степени будет интересна тематика о сильных и мужественных героях. Следует учитывать сезонный отбор литературных произведений.

Итак, отбор литературных произведений очень сложный и многогранный процесс, в котором уделяется внимание возрастным, временным, личностным, педагогическим и индивидуальным факторам построения образовательной деятельности в определенной возрастной группе. Здесь велика роль самого воспитателя, который должен знать, любить и понимать детскую литературу, следить за ее новинками, а также хорошо представлять интересы и возможности детей конкретной возрастной категории. Такой профессиональный взгляд на проблему поможет не только правильно отобрать литературу для дошкольников и познакомить их с разнообразными и «правильными» детскими книгами, но и сформировать интерес и избирательность маленького читателя, что в конечном счете будет способствовать развитию положительных нравственных качеств.

В группе детского сада важно, как можно более полно, реализовать воспитательные возможности книги, создавая определенные условия: доступность, ориентация на возрастные особенности, яркость, красочность, наглядность в уголке книги. Для того, чтобы формировать интерес детей к художественной литературе, важно не только учитывать критерии отбора к книгам, но и правильно создавать литературный центр в каждой группе. Он не только повышает интерес ребенка к детской книге, но и воспитывает бережное отношение к ней. Литературный центр должен быть спокойным, тихим, уютным, эстетически оформленным местом, желательно возле окна, где дошкольники могут самостоятельно пообщаться с книгой, рассмотреть иллюстрации, развернуть режиссерскую игру. Литературный центр наполняется книгами в строгой зависимости от возраста воспитанников.

Выводы. Итак, художественная литература является сильным эмоциональным средством, который может воздействовать на мысли и сознание детей, формировать определенные нравственно ценные качества и навыки поведения, воспитывать чувства и отношения дошкольников к окружающей действительности, обогащать социальный опыт воспитанников.

Литература:

1. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 144 с.

2. Гурович, Л. М. Ребенок и книга: пособ. для воспитат. дет. сада / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая. - М.: Академия, 1992. - 160 с.

3. Дубовис, Д. М. Вопросы художественного восприятия в трудах А.В. Запорожца (К 80-летию со дня рождения) / Д.М. Дубовис, К.Е. Хоменко. -Вопросы психологии. - 1985. - №5. - С. 117-123.

4. Егорова, А. Н. Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям / А.Н. Егорова, Т.Г. Ханова // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2016. - С. 31-34.

5. Минералова, И. Г. Детская литература. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / И.Г. Минералова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 176 с.

6. Неверович, Я. З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста / Я.З. Неверович // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1986. - С. 32-51.

7. Рыкова, М. А. Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников / М.А. Рыкова // Молодой ученый. - 2016. - №16. - С. 379.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.

9. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флерина. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. - 333 с.

10. Ханова, Т. Г. Педагогические условия развития детской игры / Т.Г. Ханова // Нижегородское образование. - 2015. - № 3. - С. 152-155.

11. Ханова, Т. Г. «Современное дошкольное детство: проблемы и перспективы»: по материалам региональной научно-практической конференции / Т.Г. Ханова // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 2 (10). - С. 31.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Харитонова Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет», (г. Оренбург)

ФАСИЛИЦИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК СРЕДСТВО МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье дано определение фасилитации и обозначены ее задачи в педагогическом процессе. Выполнен теоретический анализ фасилитирующих возможностей преподавателя с целью минимизации рисков социального взаимодействия студентов с ограниченными возможностями здоровья. Основное внимание уделяется определению сложного комплекса проблем и социальных рисков, проявляющихся в процессе социального взаимодействия студента в современном обществе.

Ключевые слова: фасилицирующая деятельность преподавателя, проблемы и риски социального взаимодействия студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation. The article defines the facilitation and identifies its tasks in the pedagogical process. The theoretical analysis of the teacher's facilitation capabilities in order to minimize the risks of social interaction of students with disabilities. The main attention is paid to the definition of complex complex problems and social risks, manifested in the process of social interaction of the student in modern society.

Keywords: facilitiesa activity of the teacher, the problems and risks of social interaction of the students with disabilities.

Введение. В условиях информационно насыщенного пространства и новых технологий образования, личностно ориентированной парадигмы обучения целью образования становится фасилитация изменения и учения педагога. Современное общество приводит к неоднозначным изменениям форм социальных отношений и взаимодействий, характера освоения ценностных норм и установок социума, к неопределенности социального статуса студенческой молодежи, к несогласованности получаемого жизненного и профессионального опыта реальной ситуации бытия, к размытости перспектив дальнейшего сосуществования, что порождает риски социализации человека с ограниченными возможностями здоровья, осложняющие ее протекание и угрожающие воспроизводству жизненных возможностей современного студента.

Формулировка цели статьи. Теоретико-методологические основания фасилицирующей деятельности преподавателя как средства минимизации рисков социального взаимодействия студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Введение принципа фасилитации обусловливается утверждением в системе образования концепции обучающегося общества, условиями среды обучения, множественностью и параллельностью разных систем объяснения мира, правом обучающегося на выбор форм, методов и средств обучения, переориентацией обучающегося с оценки обучения на самооценку и пр. Преподаватель, руководствующийся принципом фасилитации, становится посредником между педагогической наукой и практикой образования, обучающимся и содержанием образования тем самым минимизируя риски социального взаимодействия студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Изложение основного материала статьи. Анализ теоретических исследований и образовательной практики показывает, что одним из эффективных путей в образовании является обучение с ориентацией на потенциал обучающихся. Принимая обучающегося как источник собственного знания, в основу обучения положены две метафоры: метафора Сократа - это метафора родовспоможения: у человека есть знание, которое он не может осознать сам, и нужен помощник, который майевтическими методами может помочь родить это знание (майевтика - повивальное искусство, метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов).

Вторая метафора, евангельская, метафора выращивания зерна: знание вырастает в сознании человека как зерно в почве, а это означает, что знание не детерминируется внешним сообщением. Знание возникает как результат познающего воображения, стимулированного сообщением, посредником.

Эффективное функционирование образовательной системы зависит от реализации концепции фасилитации, ведущими положениями которой являются:

1) общенаучной основой выступает системный, теоретико-методологической стратегией -деятельностный, ценностно-акмеологический и синергетический подходы, а практико-ориентированной тактикой - компетентностная модель обучения;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.