Научная статья на тему 'Основные характеристики телевизионного медиапродукта для дошкольной аудитории'

Основные характеристики телевизионного медиапродукта для дошкольной аудитории Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1282
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / МЛАДЕНЧЕСКАЯ ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА / ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / ДЕТСКОЕ ТЕЛЕВЕЩАНИЕ / CHILDREN''S TV / AGE PERIODIZATION / PRESCHOOL CHILDREN / INFANTILE AGE GROUP / FEATURES OF PHYSIOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL EVOLUTION OF CHILDREN / INFORMATION PRODUCT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Громова Ксения Владимировна

В статье раскрываются особенности воздействия телевидения на дошкольную аудиторию, а именно на детей от 0 до 6 лет. Автором проведен анализ особенностей психологического и физического развития младенческой (ранней) возрастной группы (0-3 лет) и дошкольников (3-6), в соответствии с которыми должна строиться телевизионная передача. Автор проанализировал сетки вещания российских каналов на предмет наличия необходимых передач для каждой дошкольной возрастной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN FEATURES OF VIDEO MEDIA FOR PRESCHOOL AUDIENCE

The article focuses on the impact of television on preschool audience, namely on children from 0 to 6 years in the article. The author carefully analyzed the features of psychological and physical evolution of infantile (early) age group (0-3 years) and preschool children (3-6) according to which telecast must be created. The author analyzed program schedules of Russian TV channels with the aim to identify the availability of TV programs relevant to each preschool age group.

Текст научной работы на тему «Основные характеристики телевизионного медиапродукта для дошкольной аудитории»

УДК 80

ГРОМОВА Ксения Владимировна, аспирант кафедры теории и истории журналистики

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕЛЕВИЗИОННОГО МЕДИАПРОДУКТА ДЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ АУДИТОРИИ

В статье раскрываются особенности воздействия телевидения на дошкольную аудиторию, а именно на детей от 0 до 6 лет. Автором проведен анализ особенностей психологического и физического развития младенческой (ранней) возрастной группы (0-3 лет) и дошкольников (3-6), в соответствии с которыми должна строиться телевизионная передача. Автор проанализировал сетки вещания российских каналов на предмет наличия необходимых передач для каждой дошкольной возрастной группы.

Ключевые слова: возрастная периодизация, дошкольники, младенческая возрастная группа, особенности физиологического и психологического развития, информационный продукт, детское телевещание.

GROMOVA Ksenia V., Graduate Department of theory and history of journalism

MAIN FEATURES OF VIDEO MEDIA FOR PRESCHOOL AUDIENCE

The article focuses on the impact of television on preschool audience, namely on children from 0 to 6 years in the article. The author carefully analyzed the features of psychological and physical evolution of infantile (early) age group (0-3 years) and preschool children (3-6) according to which telecast must be created. The author analyzed program schedules of Russian TV channels with the aim to identify the availability of TV programs relevant to each preschool age group.

Keywords: age periodization, preschool children, infantile age group, features of physiological and psychological evolution of children, information product, children's TV.

В 2010 г. наметился новый этап развития детского телевещания в России после длительного периода его кризиса. Это время ознаменовано всеобщим признанием существующей угрозы и вреда здоровью и развитию ребенка, содержащихся сегодня в информационном продукте, и появлением Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Данный закон, который вступил в силу 1 сентября 2012 г., разработан в рамках Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее - Национальная стратегия) и призван обеспечить информационную безопасность детей от вредоносного продукта.

Стоит отметить, что в 1995 г. уже был принят Национальный план действий в интересах детей, который работал до 2000 г. Как можно заметить, план работал только на бумаге, в реальной жизни нам не приходится говорить о его достижениях. Существующая сегодня Национальная стратегия направлена на обеспечение благополучного и защищенного детства, культурного развития и информационной безопасности детей. А принимаемые меры нацелены на оказание государственной поддержки существующим и создаваемым новым телевизионным каналам и передачам для детской аудитории и блокирование информационных каналов, привносящих в подростковую среду элементы насилия, криминала и аморального поведения [6].

Сегодня Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» является основным инструментом регулирования в сфере детского телевещания России и закрепления права ребенка и подростка на качественный телевизионный продукт, ориентированный на особенность восприятия каждой ступени его жизненного цикла. Мы полагаем, что последствия воздействия телевидения на развитие ребенка необходимо изучать исходя из анализа потребностей и особенностей его возрастного развития.

В основе Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который является сегодня краеугольным камнем для развития детского телевещания, лежит деление детско-юношеской аудитории на четыре возрастные группы в зависимости от особенностей восприятия информационного продукта.

В Концепции информационной безопасности детей, которая разработана Роскомнадзо-ром в 2013 г. в дополнение к действующему закону, эти возрастные группы обозначены следующим образом [3]:

- «дошкольный возраст» - дети от 0 до 5 лет,

- «дети от 6 до 12 лет» - дети от 6 до 11 лет,

- «подростковый возраст» - дети от 12 до 15 лет,

- «юношеский возраст» - дети от 16 до 17 лет.

Психологи же придерживаются другого деления, в частности, советский психолог Д.Б. Эльконин [16] обоснованно полагал, что следует выделять период младенчества (от 0 до 2 лет), период раннего детства (от 2 до 4 лет), дошкольный возраст - середина детства (от 5 до 7 лет), период конца детства (от 8 до 12 лет), подростковый возраст (от 13 до 17 лет).

В своей работе мы будем использовать общепринятую в России возрастную периодизацию:

- младенческая (ранняя) возрастная группа (до 3 лет),

- дошкольники (от 3 до 6 лет),

- младшие школьники (от 7 до 10 лет),

- подростки (от 11 до 15 лет),

- ранняя юность или старшеклассники (от 15 до 17 лет).

Стоит отметить, что нет строго оговоренных границ возрастного перехода из одного периода жизни в другой, они могут варьироваться в зависимости от пола ребенка, его физических и умственных способностей. Мы остановили свой выбор на данной возрастной классификации, поскольку она в большей мере дает нам представление о предпочтениях, физиологическом развитии, интересах, объеме и графике просмотра телепрограмм каждой возрастно-психологической группы. Проведенный анализ поможет нам определить формат и тип телепередач, которые требуются ребенку на каждом этапе его становления и развития. В этой статье мы рассмотрим особенности восприятия дошкольной телевизионной аудитории, а именно младенческой возрастной группы (от 0 до 3 лет) и дошкольной возрастной группы (от 3 до 6 лет).

Младенческая (ранняя) возрастная группа (0-3 лет). С момента появления ребенка на свет начинается его знакомство с миром посредством зрения, осязания и обоняния. Зрение для малыша становится основным инструментом познавательного процесса, на котором происходит накопление представлений об окружающем мире, закладываются основные ценности и жизненные ориентиры (что «хорошо», что «плохо»).

Швейцарский психолог и философ Жан Пиаже назвал этот период жизни человека «сенсомоторной стадией» [8], на которой чувственное восприятие и осязание становятся главными орудиями ребенка в восприятии и понимании окружающего мира. А родители для него играют роль проводников в его жизненном становлении, их эмоционально-личностное общение с ребенком и отношение к нему определяют его дальнейшее развитие.

Каждый день для ребенка - это новые разнообразные впечатления, которые способствуют его познавательному развитию. И с каждым днем он стремится получать все больше новых впечатлений, а для того, чтобы помочь ему в этом, необходимо создать привлекательную, яркую и интересную обстановку для развития его познавательных способностей. Малыш на этом этапе развития старается запомнить особо яркие образы, интересные предметы, у него начинает активно развиваться оперативная память, мышление и речь. В этом возрасте особой популярностью у детей пользуется яркий и красочный рекламный ролик, который невольно приковывает взгляд ребенка, а быстрота смены красочной картинки просто завораживает его. И неосознанно они зачастую запоминают речевые и поведенческие элементы, которые впоследствии воспроизводят. Как отмечает кандидат педагогических наук, социолог В.П. Чудина: «Телезрители-малыши должны получать свои передачи развивающего характера, ориентированные именно на этот возраст, однако их почти нет. В связи с этим у малышей роль воспитателя играет реклама» [15].

В возрасте 2 лет малыш может уже понимать смысл легких тематических игр, а в 3 года игра становится для малыша новым способом познания окружающего мира через призму своих собственных накопившихся представлений об окружающей его обстановке. Он уже начинает внимательно слушать то, о чем ему говорят взрослые, ему нравится, когда читают сказки, рассказы, которые вызывают у него новые эмоции, чувство сопереживания, разъясняют в понятной для него форме, что хорошо, а что плохо.

На раннем этапе развития ребенка в советские годы вспомогательную роль в воспитании малыша выполняли отечественные мультфильмы, такие как «Гадкий утенок», «Соломенный бычок», «Дядя Степа - милиционер» и другие. Они «дозакладывали» (базовый фундамент в воспитании и развитии ребенка в этом возрасте остается за родителями)

основные моральные и культурные ценности на этапе личностного становления ребенка, когда происходит процесс определения его жизненных ориентиров.

Сегодня на экранах телевизоров мы можем наблюдать мультфильмы в большей степени иностранного производства, которые пропагандируют западные образцы поведения и культурные ценности. Этот процесс связан с тем, что основной генератор мультфильмов -«Союзмульфильм» - переживал трудности, связанные с начавшимися в 90-е гг. перестроечными процессами. В 2011 г. «Союзмультфильм» отметил свое 75-летие и возрождение. После урегулирования финансовых вопросов «Союзмультфильм» в прошлом году смог подготовить восемь выпусков «Веселой карусели» и уже приступил к работе над мультфильмом «Сказки Гофмана» [7]. А совсем скоро на экраны выйдет полнометражная картина про Чебурашку. Руководство «Союзмультфильма» с трепетом относится к качеству создаваемого продукта, а не гонится за количеством, поэтому полки с отечественными мультфильмами пока скудны.

В последнее время большим спросом у малышей пользуется многосерийный мультфильм «Маша и Медведь», который транслируется в любимой всеми детьми передаче «Спокойной ночи, малыши!». Просмотрев десятки серий этого анимационного фильма, мы пришли к выводу, что данный продукт носит исключительно развлекательный характер, закладывая у ребенка ошибочные нормы морали. Как отмечает детский психолог А. Каганер, «к сожалению, героиня мультфильма ведет себя, проявляя непочтительность по отношению к Медведю, и постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление. На детей это действует страшно, потому что позитивное подкрепление учит их тому, что такое поведение — безопасное и желательное» [2].

До недавнего времени на российские экраны выходила передача зарубежного производства «Телепузики», адресованная младенческой возрастной группе. За короткое время она стала любимой передачей малышей и их родителей. Все ее герои олицетворяли собой человека на разных стадиях развития и разной национальности. Так, персонаж по имени По по уровню интеллекта был сопоставим с ребенком в возрасте 1 года, Ляля - 2-летняя малышка, Дипси - 3 года, а Тинки-Винки - 4-годовалый малыш. На протяжении всей передачи они незамысловато играли, смеялись и разговаривали посредством междометий. Среди родителей, журналистов и психологов «Телепузики» получили немало злостной критики. В частности, журналист В. Плотников отмечает, что «вместо позитивной информации, привития хорошего вкуса, самодостаточные Телепузики сами, даже в чисто зрительном плане, являются шедеврами антиэстетики, антитезой здоровому образу жизни, представлению о гармонии тела и духа. Страдая уже в раннем детстве болезненным ожирением, они никак не могут служить приличным примером русским детям, особенно с точки зрения эстетики и заботы о здоровье» [9].

В отличие от взрослых телезрителей, у малышей еще не сформированы взгляды и вкусы. Главная и основная проблема дошкольников этого возраста заключается в том, что они слушают и смотрят все. Поэтому на первых порах ребенку необходимы развивающие передачи воспитательного и эстетического характера. В этом возрасте у них нет ценностных ориентиров, они не понимают, что такое хорошо и что такое плохо, им сложно понять, где кончается выдуманное, а где начинается реальность. Однако современное телевидение практически не ориентируется на детей этой возрастной группы, поэтому им приходится подчас смотреть все, что сегодня преподносит телевидение, в том числе ребенок оказывается зрителем и передач для взрослых.

Важно отметить, что ребенок большую часть своей жизни в этом возрасте проводит в довольно ограниченном мире — в коляске, кроватке, манеже. Основными его живыми объектами являются мама, папа и другие члены семьи. Однако малышу требуется большее количество общения с миром, и телевидение должно выступать вспомогательным инструментом в познавательной деятельности ребенка.

В возрасте 3 лет у ребенка наступает кризис - это так называемая граница между ранним и дошкольным возрастом. Советский психолог Л.С. Выготский назвал в своей работе семь характеристик кризиса 3-х лет: негативизм, упрямство, строптивость, протест-бунт, деспотизм, ревность, своеволие [1]. На этом этапе у малыша происходит развитие самостоятельности, которое выражается в словах «Я сам». Осознание собственного «Я» способствует дальнейшему развитию ребенка. Одновременно с познавательными процессами

происходит его личностное развитие. Процесс его социализации проходит через подражание, ребенок старается копировать взрослых, любимых персонажей.

Возраст от 3 до 6 лет - дошкольники - считается благоприятным периодом для становления и развития психических процессов. В эти годы жизни у ребенка просыпается потребность в общении, накоплении социального опыта, впечатлениях, приобретении познавательной информации, движении, посредством которых у ребенка будут вырабатываться определенные навыки и умения. В этом возрасте у ребенка происходит постепенный процесс «отслаивания» от родителей, его круг общения значительно расширяется - он начинает общаться со сверстниками и другими взрослыми, помимо родителей, что непременно сказывается на его развитии, самоопределении и усваивании новых форм общения. Все мы играли в этом возрасте в «дочки-матери», «больничку», «детский сад» и другие игры. Они являются лучшим способом познания мира эмоций, личностных отношений и поведенческих процессов. В ходе сюжетно-ролевой игры у ребенка активно развиваются психические процессы, умственные способности, мышление и воображение, а также происходит личностное развитие. Посредством игры он «перенимает» образ взрослого человека из жизни на себя, моделирует его поведение, тем самым развивая свои навыки общения и поведения.

В дошкольном возрасте внимание ребенка, как и память, остаются непроизвольными. Внимание зависит напрямую от интереса: пока интересен предмет или процесс - внимание ребенка есть, как только теряется интерес - внимание уходит. Процесс развития памяти, как и внимания, также напрямую зависит от интереса. Чем больше эмоций ребенок получит от процесса познания предмета, тем на более долгое время он его запомнит. Как отмечает известный советский и российский психолог Р.С. Немов, «продуктивность запоминания у детей в игровой деятельности намного выше, чем вне игры» [4]. Поэтому важно понимать, что телевизионный продукт для ребенка в этом возрасте должен носить познавательный характер и оформляться в яркой, доступной и игровой форме.

В возрасте 5-6 лет у ребенка активно протекает процесс формирования собственного «Я», у него появляется самооценка. При закладывании на младенческом этапе развития понятий «хорошо» и «плохо», морали, норм поведения и устоев нашего общества у ребенка происходит оценка своих действий, действий сверстников, персонажей анимационного кино. Ребенок в этом возрасте может уже отличить плохого героя от хорошего, добро от зла.

На этом этапе жизни ребенок понимает разделение людей по половому признаку на мальчиков и девочек. Он относит себя к определенному полу и перенимает соответствующие образцы поведения и интересы. Так, мальчики предпочитают играть в солдатиков, «войнушки», «стрелялки», а девочки — в «дочки-матери», больницу. Все эти игры моделируются на представлениях, полученных через телевидение, социальное общение.

В возрасте 5-6 лет, в предшкольный год, любимым вопросом ребенка становится «почему?», им движет повышенный познавательный интерес. Просматривая телепередачи о путешествиях, животных, чудесах света, ребенок задается вопросами: почему летают самолеты? почему на небе звезды? и другими. Важно понимать, что при построении телевизионной передачи, ориентированной на данную возрастную группу, следует искать простые формы подачи материала, который бы в полной мере удовлетворял потребности ребенка в знании. Примером такой передачи может служить познавательная и образовательная передача «Галилео», транслируемая каналом «СТС». Она предназначена для более старшей возрастной группы по объему и характеру подаваемой информации, но по форме подачи и познавательности она подойдет и для дошкольников. Эта передача находит ответы на различные вопросы об устройстве, казалось бы, очевидных вещей.

В 6 лет ребенок уже способен отвечать за свои поступки, прилагать усилия для достижения поставленной цели, выбирать методы достижения цели, проводить оценку своих и чужих действий, делать умозаключения. Он уже сам выбирает, исходя из своих потребностей и интересов, какие телепрограммы ему смотреть.

Сегодня программа телевидения предлагает детям данной возрастной группы все те же иностранные мультфильмы, что и для младенческой возрастной группы. Стоит отметить, что в 2014 г. Роскомнадзор разработал возрастную классификацию мультфильмов, рекомендуемую для просмотра детьми соответствующих возрастных групп. Просмотрев 150 анимационных фильмов, эксперты разработали критерии, определяющие возраст зрителя и оказываемое

влияние на его развитие и информационную безопасность. Мы выдели основные параметры, которые должны учитываться при создании художественного мультфильма и телепрограммы, адресованных дошкольникам.

Безусловно, телевизионный продукт должен соответствовать этическим требованиям, то есть он не должен содержать факты физического и психического насилия. Данный аспект позволяет избежать негативных эмоций, перенимания образцов аморального поведения.

При соблюдении когнитивной составляющей необходимо главной темой телепродукта сделать знакомство ребенка с миром природы, животным миром; путешествия; сложности и конфликты в отношениях. А сюжеты должны быть связаны с жизнью ребенка в семье и коллективе сверстников. В этом аспекте следует сделать упор на познавательность, воспитание и нравственность продукта.

Эмоциональная напряженность должна быть умеренной. Телевизионный ряд и сюжетная линия должны дать возможность ребенку сопереживать и сочувствовать.

В дошкольном возрасте дети любят видеть среди телевизионных героев животных, так как им лучше удается ассоциировать себя с ними. Поэтому при выборе героев следует делать акцент на детях или детенышах сказочных животных. Изображенный герой должен на протяжении мультфильма вступить в контакт, разрешить конфликт, преодолеть страх и помочь близким и друзьям. Данные условия позволяют ребенку находить пути решения в сложившихся ситуациях и преодолевать внутренние трудности и сомнения, развивают чувство сострадания к людям.

Для лучшего восприятия и усваивания количество персонажей в кадре следует ограничить до 1 главного и 2-3 второстепенных. А продолжительность фильма для детей 3-5 лет должна составлять до 15-20 минут, 5-7 лет - до 30 минут.

Лучшими примерами среди отечественных мультфильмов для детей 3-5 лет является «Терем-теремок», «Чебурашка», «Гуси-лебеди» и другие, а для детей 5-7 лет - «38 попугаев», «Снежная королева», «Аленькии цветочек», «Малыш и Карлсон», «Король-лев» и другие.

Примерами познавательных, образовательных и воспитательных телепередач, адресованных детям дошкольной возрастной группы, которые сегодня транслируются российскими каналами, служат «Спокойной ночи, малыши!» и «АБВГДейка», в которых медиаконтент соответствует формату, подаче и характеру материала. В форме игры, при помощи незатейливых ситуаций и веселых клоунов и кукол детьми усваиваются определенные базовые знания, которые способствуют гармоничному и полноценному развитию ребенка.

Мы рассмотрели интересы и потребности младенческой возрастной группы (0-3 лет) и дошкольной возрастной группы (3-6 лет), в соответствии с которыми необходимо строить телевизионные передачи и анимационные фильмы. Для того, чтобы в полной мере удовлетворить потребности детской аудитории в получении познавательной информации на пути их становления, необходимо учесть особенности физиологического и психологического развития каждой возрастной группы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Выготский Л.С. Вопросы детской возрастной психологии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/97864/

2. Каганер А. Непростая Маша. [Электронный ресурс]. URL: http://www.baby.ru/blogs/post/247231284-80904115/

3. Концепции информационной безопасности детей. [Электронный ресурс]. URL: http://rkn.gov.ru/mass-communications/p700/p701/

4. Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования. [Электронный ресурс]. URL: http://dedovkgu.narod.ru/bib/nemov2.htm

5. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 26.07.2011) [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2010/12/31/deti-inform-dok.html

6. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70183566/#ixzz3M3raOCWV

7. Официальный сайт «Союзмультфильма». [Электронный ресурс]. URL: http://soyuzmultfilm.ru/

8. Пиаже Жан. Психология интеллекта. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.uni-dubna.ru/search/files/psy_piaje/1 .pdf.

9. Плотников В. Бойтесь Телегнусиков. [Электронный ресурс]. URL: http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at26475

10. Программа передач Первого канала [Электронный ресурс]. URL: http://www.1tv.ru/projects/

11. Программа передач канала Россия-1 [Электронный ресурс]. URL: http://russia.tv/brand

12. Программа передач канала Культура [Электронный ресурс]. URL: http://tvkultura.ru/brand/

13. Программа передач канала ТВЦ [Электронный ресурс]. URL: http://www.tvc.ru/tv

14. Программа передач канала СТС [Электронный ресурс]. URL: http://ctc.ru/rus/projects/

15. Чудина В.П. Социализация личности ребенка и медиа: острые проблемы. [Электронный ресурс]. URL: http://schoollibrary.ioso.ru /index.php?news_id=353

16. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pedlib.ru

REFERENCES

1. Vygotsky L.S. On child psychology. Available at: http://www.twirpx.com/file/97864/

2. KaganerA. Uneasy Masha.]. Available at: http://www.baby.ru/blogs/post/247231284-80904115/

3. Concept of information security of children.. Available at: http://rkn.gov.ru/mass-communications/p700/p701/

4. Nemov R.S. Psychology. Book 2. Educational Psychology. Available at: http://dedovkgu.narod.ru/bib/nemov2.htm

5. The protection of children from information harmful to their health and development: The Federal Law of 29.12.2010 № 436-FZ (ed. By 26.07.2011) . Available at: http://www.rg.ru/2010/12/31/deti-inform-dok.html

6. National Strategy for Action for Children 2012-2017: Presidential Decree of June 1, 2012 no. 761. Available at: http://base.garant.ru/70183566/#ixzz3M3ra0CWV

7. The official site of "Soyuzmultfilm". Available at: http://soyuzmultfilm.ru/

8. Jean Piaget. Psychology of intelligence. Available at: http://lib.uni-dubna.ru/search/files/psy_piaje/1.pdf.

9. Plotnikov V. Fear Telegnusikov. Available at: http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at26475

10. Program Guide Channel One. Available at: http://www.1tv.ru/projects/

11. The program guide channel Russia-1. Available at:: http://russia.tv/brand

12. The transmission channel Culture. Available at: http://tvkultura.ru/brand/

13. The program guide channel TVC. Available at: http://www.tvc.ru/tv

14. The transmission channel STS. URL: http://ctc.ru/rus/projects/

15. Chudina V.P. Socialization of the child's personality and media: acute problems. Available at: http://schoollibrary.ioso.ru /index.php?news_id=353

16. El'konin D.B. On the problem of periodization of mental development in children. Available at: http://www.pedlib.ru

Информация об авторе

Громова Ксения Владимировна, аспирант кафедры теории и истории журналистики Российского Университета Дружбы Народов, г. Москва, Россия gkseniyav@list.ru

Получена: 20.12.2014

Information about the author

Gromova Ksenia, Postgraduate student, Chair of Theory and History of Journalism, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow city, Russia, gkseniyav@list.ru

Received: 20.12.201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.