Научная статья на тему 'Российское детско-юношеское телевидение сегодня'

Российское детско-юношеское телевидение сегодня Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
909
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ АУДИТОРИИ / ЗАКОН "О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ / ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ" / НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / TELEVISION FOR CHILDREN AND YOUNG PEOPLE / TELECASTS FOR CHILDREN AND YOUNG PEOPLE / DIFFERENTIATION OF CHILDREN AUDIENCE / CHANNEL "KARUSEL" / NATIONAL STRATEGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Базанова А. Е., Громова К. В.

Статья посвящена детско-юношескому телевидению России. В своем развитии оно прошло долгий и нелегкий путь, начиная с конца 1930-х гг. С 1970-х годов до середины 1980-х гг. в истории этого телевидения наблюдался расцвет, в большом количестве выходили новые передачи. В эпоху«гласности» (1987) и с переходом на коммерческую основу детско-юношеское телевидение в России переживало глубокий кризис. В 2005 году в его развитии наметился новый этап, возрождение началось с создания российского детского канала «ТелеНяня».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Базанова А. Е., Громова К. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN TELEVISION FOR CHILDREN AND YOUNG PEOPLE TODAY

There is the current state of television for children and young people in Russia in the article. The television for children and young people passed a long and hard way of development since the end of the 30th years of the 20th eyelid. In the early 70th years to the middle of the 80th years of the 20th eyelid in the history of television for children and young people was the fullest flowerwhen there were in a large number transfers for children and young people on the Soviet screen. In 1987 with declaration of “publicity” and transition of television to commercial rails the television for children and young people in Russia started deep crisis. And the new stage of revival of television for children and young people in Russia began in 2005 from creation of the first children’s channel «Telenyanya»

Текст научной работы на тему «Российское детско-юношеское телевидение сегодня»

РОССИЙСКОЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ СЕГОДНЯ

А.Е. Базанова, К.В. Громова

Кафедра теории и истории журналистики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена детско-юношескому телевидению России. В своем развитии оно прошло долгий и нелегкий путь, начиная с конца 1930-х гг. С 1970-х годов до середины 1980-х гг. в истории этого телевидения наблюдался расцвет, в большом количестве выходили новые передачи. В эпоху «гласности» (1987) и с переходом на коммерческую основу детско-юношеское телевидение в России переживало глубокий кризис. В 2005 году в его развитии наметился новый этап, возрождение началось с создания российского детского канала «ТелеНяня».

Ключевые слова: детско-юношеское телевидение, дифференциация аудитории, закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», национальная стратегия.

Детско-юношеское телевидение в России прошло нелегкий путь своего становления и развития, начиная с конца 1930-х гг. В начале 1970-х гг. до середины 1980-х гг. в истории детско-юношеского телевидения наблюдался наивысший расцвет, когда на советском экране шла эстафетная череда детско-юношеских передач, причем их композиционное и сюжетное построение находило воплощение в новых формах и жанрах, а программа вещания отражала интересы всех возрастных групп детско-юношеской аудитории. В эти годы на эфирной частоте начали транслироваться такие передачи, как «А ну-ка, девушки!», «АБВГДейка», «В гостях у сказки», «Очевидное-невероятное», «До 16 и старше» и др. «Союзмультфильм» продолжал активно работать и создавать новых интересных персонажей. В этот период были выпущены бессмертные продукты этого творческого коллектива такие, как «Трое из Простоквашино», «Ежик в тумане», «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», а также новые серии мульфильмов «Ну, погоди!», «Крокодил Гена». Важно понимать, что цель советских мультфильмов — воспитать культурного, доброго и образованного молодого человека. Советские мультфильмы для детей, как ни в одной другой стране, выполняли прежде всего воспитательную функцию, а потом уже развлекательную.

К середине 1980-х гг. со сменой политического курса и руководства страны ряд вышеперечисленных передач закончил свое существование, лишь немногие «пробились» сквозь завесу идеологических и политических преград. С провозглашением «гласности» в 1987 г. и переходом телевидения на коммерческие рельсы детско-юношеские телевидение в России начало переживать глубокий кризис. Коммерческий интерес и утрата должного государственного контроля за программой передач центральных каналов поспособствовали постепенному вытеснению передач, адресованных детско-юношеской аудитории, из сетки вещания центральных каналов и прекращению выпуска новых образовательных, культурно-просветительских и воспитательных передач, ориентированных на пропаганду культурных ценностей нашей страны.

В 2005 году в истории детско-юношеского телевидения в России наметился новый этап по возрождению детского телевещания в России, удовлетворяющего потребность детско-юношеской аудитории в ее телевизионном продукте. В программе вещания, заполненной преимущественно продукцией иностранного производства, и сегодня продолжают занимать свое место такие бессмертные и полезные для детей передачи, как «Спокойной ночи, малыши!», «АБВГДейка», «В мире животных», «Самый умный», киножурнал «Ералаш», который периодически «переезжал» с одного канала на другой и с 2013 г. стал транслироваться на канале «Карусель».

С 1987 по 2005 г. юному представителю каждой возрастной группы детско-юношеской аудитории был предложен скудный выбор образовательных, культурно-просветительских и воспитательных передач на отечественном телевидении. К тому же «Союзмультфильм» переживал финансовый кризис и не выпускал новых мультфильмов. Был представлен целый спектр развлекательных юмористических программ, чередующихся с иностранными мультфильмами, пропагандирующими и насаждающими западные культурные ориентиры и ценности. Это такие мультфильмы, как «Гриффины», «Трансформеры», «Покемоны», «Симп-соны», которые «целенаправленно высмеивают присущие нашему, русскому обществу, лучшие женские качества... скромность, целомудрие, застенчивость... Иностранные мультфильмы интеллектуально растлевают наших детей» [1. С. 530].

С каждым годом сетка вещания центральных каналов все больше вытесняла с эфирной частоты передачи, адресованные подрастающему поколению. В связи с этим Первый канал в 2005 г. приступил к разработке при участии детских психологов отдельного детского канала на федеральном уровне и уже в 2006 г. выпустил канал «ТелеНяня», адресованный дошкольникам и младшим школьникам (3—8 лет). Программа канала включала в себя огромный набор развивающих, познавательных и образовательных программ, ориентированных на «формирование многогранных личностей в рамках традиционных российских ценностей» [2]. После затянувшегося кризиса это были первые шаги по возвращению отечественного детского телевещания. Но «ТелеНяня» не стала доступной для всех детей, так как транслировалась только на спутниковых каналах и в кабельных сетях.

В 2006 году для школьников старших классов на канале «ТВ Центр» вышла передача в жанре ток-шоу «Сто вопросов к взрослому», которая стала победителем «Тэфи-2007» в номинации «Программа для детей». Передача представляла собой общение подростков-зрителей с приглашенным в студию известным актером, политиком, певцом, шоуменом и т.д. в вопросно-ответной форме. Перед подростком стояла задача раскрепостить и расположить гостя, чтобы он откровенно и честно отвечал на задаваемые вопросы, а гостю необходимо было ответить на 100 вопросов школьника. Программа носила познавательный и образовательный характер, поскольку учила школьника правильно выстраивать свои вопросы и не бояться публичности. В 2013 году передача по неясным причинам прекратила выходить в эфир.

В 2007 году по личному указанию Президента РФ Владимира Путина на базе Всероссийской государственной телерадиовещательной компании (ВГТРК) был

запущен новый детско-юношеский канал «Бибигон», названный по имени главного героя сказки Корнея Чуковского. Канал ориентировался на интересы и потребности детей в возрасте от 4 до 16 лет. «Бибигон» в полном формате транслировался на спутниковых каналах и отдельными блоками выходил на каналах «Россия», «Спорт» и «Культура». В спектре предложенных каналом программ были преимущественно передачи отечественного производства, нацеленные на интеллектуальное, спортивное и образовательное воспитание юного телезрителя. Передачи отличались жанровым своеобразием, структурой и оформлением в соответствии с особенностями восприятия каждой возрастной группы детско-юношеской аудитории.

В это время сетка вещания российских каналов пополняется рядом познавательных и образовательных передач, ориентированных на детей школьного возраста. В январе 2007 г. на Первом канале появляется познавательная передача «Хочу знать» с Михаилом Ширвиндтом. По сути, это было перерождение передачи «Хочу все знать» (1957 г. выпуска) в новом формате. Ведущий отвечал на разнообразные вопросы телезрителей об удивительных явлениях природы, о рождении мировых достопримечательностей, о кулинарных изысках разных народов. Репортажные ответы были просты, понятны, красочно оформлены и вызывали неподдельный восторг и интерес как у детей, так и у взрослых. В 2013 году передача была закрыта.

Спустя несколько месяцев вышла еще одна познавательная передача на канале «СТС» «Галилео» с ведущим Александром Пушным. Как заметил журналист Е. Кузин, «"Галилео" на СТС оказался живым, познавательным и нескучным тележурналом. Большая заслуга в этом ведущего Александра Пушного» [3]. В передаче демонстрировались яркие сюжеты, рассказывающие доступным языком об устройстве окружающих нас вещей, а ведущий в присущей ему юмористической манере комментировал происходящее на экране и проводил в студии собственные занимательные эксперименты. Передача пользовалась большой популярностью у подростков, но в 2013 г. прекратила свое вещание.

В апреле 2007 г. на телеканале «Мир» начала транслироваться образовательная и познавательная передача для старшеклассников «Знаем русский», которая и сегодня продолжает свое вещание. Передача проходит в виде игры между школьниками старших классов разных образовательных школ г. Москвы и Подмосковья, которые соревнуются между собой в знании русского языка на «отлично». По формату передача напоминает телевикторину «Умники и умницы», в которой судьями также выступают ведущие эксперты, дающие оценку ответу конкурсанта. Как отмечает шеф-редактор программы «Знаем русский» в интервью газете «Русский язык», «мы хотим пробудить в подрастающем поколении на всем постсоветском пространстве интерес не только к русскому языку, но и литературе, истории и культуре России, показать, что изучение русского языка не только не скучное, а даже очень увлекательное занятие. Ведь язык — это не просто "сухой" свод правил, а постоянно развивающийся живой организм» [4].

К 2009 году картина по предоставлению передач детско-юношеской аудитории не особенно изменилась: более половины транслируемых для детско-юношеской

аудитории передач были иностранного производства. С одной стороны, появившиеся образовательные, развивающие и познавательные передачи способствовали формированию в сознании юного телезрителя целостной картины мира в добрых русских традициях, с другой стороны, происходило насаждение западных образцов поведения, насилия, криминала и воспевание чуждых нам культурных ценностей. Недостаток качественного телевизионного всесторонне развивающего продукта, адресованного каждой возрастной группе детско-юношеской аудитории, был все еще ощутим. Детское телевещание в России оставалось еще малодоступным.

24 июня 2009 г. Указом Президента РФ № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» [5] Правительству РФ было поручено создать до 1 января 2011 г. на базе телеканала «ТелеНяня» и российского телевизионного канала для детей и юношества «Бибигон» общероссийский обязательный общедоступный детско-юношеский телеканал «Карусель». Свою трансляцию канал начал 27 декабря 2010 г. Канал «Карусель» пока нельзя назвать общедоступным, но на сегодняшний день по охвату аудитории он является самым крупным каналом России, предназначенным для просмотра детско-юношеской аудиторией в возрасте от 3 до 17 лет.

Канал «Карусель» продолжал транслировать передачи, ранее выходившие на канале «ТелеНяня» и «Бибигон», советские детские фильмы и выпускал новые развивающие, образовательные, воспитательные, культурно-просветительские и спортивные передачи. В 2010 году канал начал выпускать сериалы и запустил детский комедийный сериал из девяти серий «Летние приключения отчаянных», рассказывающий о подготовке, находчивости и уловках в сражении двух летних лагерей за звание победителя в игре «Зарница». На всем протяжении становления канала творческий коллектив «Карусели», в который вошли педагоги, детские психологи и журналисты, не переставал искать новые формы подачи, вводить новых интересных персонажей, менять ведущих, следить за жанровым разнообразием, изменять время выхода передач на более удобное и подходящее под распорядок дня представителей каждой возрастной группы детско-юношеской аудитории.

Сегодня на канале «Карусель» в широком и разнообразном списке предложенных передач каждый ребенок может отыскать передачу по своему вкусу. Стоит отметить, что более половины передач — отечественного производства, передачи и мультфильмы иностранного производства проходят тщательный отбор во избежание демонстрации сцен насилия, поощрения агрессивного поведения и аморальных качеств. На престижной европейской премии HotBird TV Awards он не один раз становился заслуженным победителем в номинации «Лучший детский канал».

Кроме того, 2010 г. стал годом признания существующей угрозы и вреда здоровью и развитию ребенка, содержащихся сегодня в информационном продукте. В это время выходит Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Данный закон, который вступил в силу 1 сентября 2012 г., разработан в рамках Нацио-

нальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы (Национальная стратегия) и призван был обеспечить информационную безопасность детей от вредоносного продукта.

Стоит отметить, что в 1995 г. уже был принят Национальный план действий в интересах детей, который работал до 2000 г. Как известно, этот план так и не был реализован. Существующая сегодня Национальная стратегия направлена на обеспечение благополучного и защищенного детства, культурного развития и информационной безопасности детей. Принимаемые меры нацелены на оказание государственной поддержки существующим и создаваемым новым телевизионным каналам и передачам для детской аудитории и блокирование информационных каналов, привносящих в подростковую среду элементы насилия, криминала и аморального поведения [6].

Сегодня закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», является основным инструментом регулирования в сфере детского телевещания России и закрепления права ребенка и подростка на качественный телевизионный продукт, ориентированный на особенность восприятия каждой ступени его жизненного цикла.

В основу закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который является сегодня краеугольным камнем для развития детского телевещания, была впервые положена дифференциация детско-юношеской аудитории на четыре возрастные группы в зависимости от особенностей восприятия информационного продукта: 1) дошкольный возраст — дети от 0 до 5 лет; 2) дети от 6 до 12 лет — дети от 6 до 11 лет; 3) подростковый возраст — дети от 12 до 15 лет; 4) юношеский возраст — дети от 16 до 17 лет.

Деление детско-юношеской аудитории на возрастные группы и официальное его закрепление позволило детально изучить потребности, интересы и особенности восприятия представителей каждой возрастной группы в целях подготовки для них качественного телевизионного продукта, нацеленного на всестороннее и гармоничное развитие детей с высокими моральными и нравственными качествами.

С 2010 по 2014 гг. на канале «Культура» вышел ряд образовательных, культурно-просветительских и познавательных передач. Среди значимых программ для школьников старших классов следует назвать передачу с участием выдающихся ученых современности «ACADEMIA». В каждой передаче приглашенные деятели науки читают лекции по одной из фундаментальных наук, открывают новый взгляд на проблемы современности и предлагают нестандартные пути решения. Передача способствует «разжиганию» интереса подростка к изучению и углублению знаний в определенной области науки. В 2011 году Союзом журналистов России проект был признан лучшим просветительским телепроектом.

Другая передача — «Искатели», которая также вышла в эфир в 2010 г., является познавательно-приключенческой и нацелена на приобщение школьников старших классов к изучению и знанию истории своей страны и зарубежья. В каждой программе открываются новые тайны и загадки прошлых лет.

В 2012 году телезрителю была представлена передача «Полиглот», адресованная старшеклассникам (15—17 лет). Весь цикл передач построен по методике

преподавания иностранного языка Дмитрием Петровым. Главное в его методе — это не только познать основополагающие принципы построения языка, но и прочувствовать его. Каждый курс по обучению языку состоит из 16 уроков. Данный цикл передач по изучению иностранных языков дает большую возможность подросткам постичь азы и быстро выучить сразу нескольких языков, закрепить и систематизировать уже имеющиеся знания.

Сегодня все еще продолжает наблюдаться дефицит образовательных, воспитательных и культурно-просветительских передач для школьников старших классов в сетке вещания российских каналов. Те немногие передачи, которые продолжают выходить на канале «Культура», не способны в полной мере удовлетворить потребность подростка в получении им новой и необходимой информации в достаточном количестве и доступной форме. Запросам дошкольников и школьников младших классов сегодня в полной мере отвечают передачи телеканала «Карусель», который пока еще не достиг всех уголков нашей страны, и несколько передач канала СТС. «Бессмертными» и самыми популярными программами среди данной возрастной группы остаются все те же «Спокойной ночи, малыши!», «АБВГДейка» и киножурнал «Ералаш». Одной из острых проблем современного детского телевещания в России стали засилье иностранной продукции, демонстрация сцен насилия и асоциального поведения и вытеснение познавательных и образовательных передач для детско-юношеской аудитории из эфирного времени центральных федеральных каналов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Орлова С.В. Влияние мультфильмов иностранного производства на гендерное воспитание детей // Молодой ученый. 2014. № 7.

[2] Из презентации Первого канала «ТелеНяня». URL: http://www.ionitcom.ru/files/teleniania. ppt (дата обращения: 15.11.2014)

[3] Кузин Е. Острые углы «отблагодарят». Время новостей // № 74/2007. URL: http://vremya. ru/2007/74/10/177102.html (дата обращения: 15.11.2014)

[4] Толстолобиков Е. Игра «Знаем русский». Русский язык // № 18/2007. URL: http:// rus.1september.ru/article.php?ID=200701808 (дата обращения: 15.11.2014)

[5] Указ Президента РФ от 24 июня 2009 г. № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах». URL: http://base.garant.ru/195788/#ixzz3SIde2JFe (дата обращения: 15.11.2014)

[6] О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761. URL: http://base.garant.ru/70183566/#ixzz3M3ra0CWV (дата обращения: 15.11.2014)

RUSSIAN TELEVISION FOR CHILDREN AND YOUNG PEOPLE TODAY

A.E. Bazanova, K.V. Gromova

The Department of Theory and History of Journalism

Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str, 10/2, Moscow, Russia, 117198

There is the current state of television for children and young people in Russia in the article. The television for children and young people passed a long and hard way of development since the end of the 30th years of the 20th eyelid. In the early 70th years to the middle of the 80th years of the 20th eyelid in the history of television for children and young people was the fullest flowerwhen there were in a large number transfers for children and young people on the Soviet screen. In 1987 with declaration of "publicity" and transition of television to commercial rails the television for children and young people in Russia started deep crisis. And the new stage of revival of television for children and young people in Russia began in 2005 from creation of the first children's channel «Telenyanya».

Key words and phrases: television for children and young people, telecasts for children and young people, differentiation of children audience, channel «Karusel», the federal law "About protection of children from information doing harm to their health and development", National strategy.

REFERENCES

[1] Orlova S.V. Vliyanie multfilmov inostrannogo proizvodstva na gendernoe vospitanie detei / S.V Orlova // Molodoi uchenii. 2014. № 7.

[2] Izprezentacii Pervogo kanala «Telenyanya». URL: http_//www.ionitcom.ru/files/teleniania.ppt (data obrascheniya: 15.11.2014)

[3] Kuzin E. Ostrie ugli «otblagodaryat». Vremya novostei // № 74/2007. URL: http_//vremya. ru/2007/74/10/177102.html (data obrascheniya: 15.11.2014)

[4] Tolstolobikov E. Igra «Znaem russkii». Russkii yazik // № 18/2007. URL: http_//rus.1september. ru/article.phpID=200701808 (data obrascheniya: 15.11.2014)

[5] Ukaz Prezidenta RF ot 24 iyunya 2009 g. № 715 "Ob obscherossiiskih obyazatelnih obschedostupnih telekanalah i radiokanalah". URL: http_//base.garant.ru/195788/#ixzz3SIde2JFe (data obrascheniya: 15.11.2014)

[6] O Nacionalnoi strategii deistvii v interesah detei na 2012—2017 godi: Ukaz Prezidenta RF ot 1 iyunya 2012 g. № 761. URL: http_//base.garant.ru/70183566/#ixzz3M3raOCWV (data obrascheniya: 15.11.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.